administration / A.V. Polyanin // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019.No 4 (33). S. 8-14.
7. Strokov M.A. State policy in the system of Russian entrepreneurship / M.A. Strokov, O.V. Rudakova, T.A. Golovina // In the collection: sustainable economic growth: political and social prerequisites: a collection of materials from the Gaidar readings. In 2 volumes. Edited by S.V. Prikhodko. 2017.S. 179-183
8. Barkhatov V. Business Success of Small and Medium Sized Enterprises in Russia and Social Responsibility of Managers / V. Barkhatov, D. Pletnev // Social and Behavioral Sciences. - 2016 - P. 185-193
9. Flipping the switch on rural digital entrepreneurship: hearing before the Committee on Small Business, United States House of Representatives, One Hundred Sixteenth Congress, first session, hearing held March 13, 2019. Washington: U.S. Government Publishing Office; 2019
10. Kadocsa G. Macro and Micro Economic Factors of Small Enterprise Competitiveness / G. Kadocsa, A. Francsovics // Acta Polytechnica Hungarica. - Vo. 8 (1). - 2011. - P. 23-40
11. Kazimoto P. Assessment of factors affecting small businesses'performance in Tanzania [Electronic resource]. - Access mode: https://www.academia.edu/36471955/ASSESSMENT_OF_FACTORS_AFFECTING_SMALL_BUSINESSES_PERFOR-MANCE_IN_TANZA-_NIA
12. Peltier J.W. Technology adoption by small businesses: An exploratory study of the interrelationships of owner and environmental factors / J.W. Peltier, Y. Zhao, J.A. Schibrowsky // International Small Business Journal. - Vo. 30 (4). - 2012.- P. 406431
Г.Л. Баяндурян - доктор экономических наук, профессор, Кубанский государственный технологический университет, [email protected],
G.L. Bayanduryan doctor of Economics, Professor. Kuban State Technological University;
Р.Н. Берлизев - доцент кафедры рыночных и государственных институтов, к.э.н., Кубанский государственный технологический университет, [email protected],
R.N. Berlisev associate professor of department of market and state institutions. Kuban State Technological University;
А.О.Горбенко - магистрант кафедры рыночных и государственных институтов, Кубанский государственный технологический университет, [email protected],
A.O. Gorbenko. - Undergraduate, Department of Market and State Institutions. Kuban State Technological University.
ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА TOOLS OF STATE SUPPORT OF SUBJECTS SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP
Аннотация. В статье рассматривается состояние и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства России, изучены инструменты их государственной поддержки. Проанализировано состояние субъектов малого и среднего бизнеса в настоящее время. Выявлены проблемы сокращения числа малых и средних предприятий. Рассмотрены детально инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса, выявлен механизм получения государственных субсидий. Проанализированы виды субсидирования малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае, рассмотрены мероприятия по поддержке бизнеса. На основе анализа и полученных данных авторами предложено ряд мероприятий, которые бы упростили механизм субсидирования малого и среднего бизнеса. Предложенные авторами мероприятия упростят механизм получения субсидий и дадут толчок для плодотворной деятельности малого и среднего бизнеса.
Annotation. The article discusses the state and development of small and medium-sized enterprises of Russia, explores the tools of their state support. The state of small and medium-sized businesses at the present time is analyzed. The problems of reducing the number of small and medium enterprises are identified. The tools of state support for small and medium-sized businesses are examined in detail, the mechanism for obtaining state subsidies is identified. The types of subsidies for small and medium-sized businesses in the Krasnodar Territory are analyzed, measures to support business are considered. Based on the analysis and the data obtained, the authors proposed a number of measures that would simplify the mechanism of subsidizing small and medium-sized businesses. The measures proposed by the authors will simplify the mechanism for obtaining subsidies and give impetus to the fruitful activity of small and medium-sized businesses.
Ключевые слова: малое и среднее предприятие, проблемы, механизм, субъекты, государство, государственная поддержка, субсидии
Keywords: small and medium enterprise, problems, mechanism, subjects, state, state support, subsidies
Введение
Развитие малого и среднего бизнеса для российской экономики в современных условиях является одним из важных направлений. На июнь 2019 года в нашей стране зарегистрировано 3,98 млн. субъектов малого предпринимательства [1]. Каждый день малые компании отстаивают свое место в экономике страны, сталкиваясь с различными сложностями, которые мешают стабильной работе, приносящей ежемесячную прибыль.
В 2019 году малые предприятия столкнулись с нововведениями, которые существенно затронули их деятельность. Прежде всего - это увеличение ставки НДС с 18% до 20%; увеличение совокупной ставки взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 20 до 30% для упрощённой системы налогообложения; введение онлайн-касс, которые в режиме реального времени передают электронные чеки в ФНС; обязательная оценка условий труда; цифровизация ФНС.
Эти изменения и общее ужесточение контроля ФНС привели к сокращению количества субъектов малого и среднего бизнеса. ФНС активно борется с фирмами-однодневками, что является весьма позитивным процессом, но при этом имеют место случаи попадания под жёсткий контроль добросовестных налогоплательщиков. По результатам исследования РБК, количество фирм-однодневок сократилось до исторического минимума -7,3% (309,5 тысячи) от общего числа юридических лиц [2]. Одновременно ужесточился контроль ФНС малых и средних компаний. Таким образом, проблема сокращения субъектов малого и среднего бизнеса носит глобальный характер для современной России, а исследование состояния малого и среднего бизнеса, анализ причин некомфортных для него условий, является одним из важных задач для развития экономики регионов.
В экономической литературе в последние годы проводится достаточно много исследований по проблемам развития малого и среднего предпринимательства. Однако, объективная оценка проблем его развития остается актуальной.
Материалы и методы
По данным федеральной налоговой службы на рисунке 1 представлена динамика субъектов малого бизнеса. Как видно, в 2018 году общее число компаний составило 6001091 субъектов, что на 205042 ед. меньше, чем в 2016 году. Сокращение произошло на 3,31%, за счёт уменьшения микропредприятий. В свою очередь микропредприятия в 2018 году уменьшились на 212153 компании по сравнению с 2016 годом.
™ оч ш
3 гм со
2Т г^ Г-1
^
|Ц
МИКРО, В Т.Ч. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ЕД.
МАЛЫЕ, В Т.Ч. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ЕД
СРЕДНИЕ, В Т.Ч. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ЕД.
Рисунок 1 - Динамика развития субъектов малого бизнеса в России [3]
В 2018 году увеличилось по сравнению с 2016 годом число малых предприятий на 2,71%, а средних на
2,32 %.
В таблице 1 представлены данные южного федерального округа.
Таблица 1 -Динамика субъектов малого предпринимательства Южного федерального округа
Компании 2016 г. 2017 г. 2018г. на 1.09.2019г. Абсолютное отклонение Темп роста, % 2018 к 2016гг.
2018 от 2016гг.
Микро, в т.ч. индивиду-
альные предприниматели^. 669494 687293 690857 5941804 21363 103,19
Малые, в т.ч. индивиду-
альные предприниматели, ед 21376 21655 20843 245839 -533 97,51
Средние, в т.ч. индивиду-
альные предприниматели, ед. 1523 1549 1442 18490 -81 94,68
Всего субъектов, ед. 692393 710497 713142 6206133 20749 103,00
Анализ таблицы 1, позволил сделать вывод о том, что в 2018 году наблюдается увеличение микропредприятий. Однако, в 2018 году произошло уменьшение средних и малых субъектов. Средние компании в 2018 году по сравнению с 2016 годом уменьшились на 5,32%, а малые компании на 2,49%. Отметим, что в 2019 году происходит сокращение субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, 1.09.2019 года малых компаний сократилось на 6682 компании, а средних компаний на 429 компаний.
Проведя сравнительный анализ динамики субъектов малого предпринимательства России и Южного федерального округа, можно сделать вывод, что в 2018 году в России сократилось число субъектов малого и среднего предпринимательства, а в Южном федеральном округе, увеличилось. Данные свидетельствуют о том, что специфика региона благоприятно влияла на деятельность предприятий в 2018 году, однако, ситуация в начале 2019 года изменилась.
Рассматривая динамику субъектов в 2019 году, видим, что общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России выросло 10.06.2019 года на 3,42% и составило 6206133 компании. Однако, с 10.06.2019 года происходит сокращение малых и средних компаний в Южном федеральном округе. Так, с 10.06.2019 года число малых субъектов сократилось на 6682 компании, а средних предприятий - 429 субъектов.
Анализ количества малых и средних предприятий в России и в Южном федеральном округе показывает, что общее число компаний увеличивается, а малые и средние предприятия сокращаются.
Государство не только ужесточило условия деятельности малого и среднего бизнеса, но и предлагает способы сохранения количества добросовестных субъектов и утверждает комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. В данные меры входят [4]: упрощение регистрации и отчетности; получение новых льгот; расширение доступа к муниципальному имуществу и госзаказам. Они будут реализованы до 2024 года.
Страхование банковских счетов вступили в силу 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N° 322-Ф3, который позволяет страховать банковские вклады/счета малого бизнеса, включая юридических лиц (малые предприятия), которые внесены в соответствующий реестр. В случае проблем с банком малые предприятия получат обратно часть денег, размещенных на их счетах и вкладах в данном банке.
В настоящее время все крупные заказчики перешли на закупки через электронные аукционы в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Исходя из Распоряжения Правительства РФ №824-р «О создании единого агрегатора торговли» акционерное общество «РТ-проектные технологии» разработало регламент функционирования агрегатора. Так, с 2020 года заказчики крупные организации предоставляют для малого бизнеса льготные механизмы факторинга, которые помогают малому бизнесу выполнить свои обязательства. То есть, деньги за поставленные товары малый бизнес сможет получать не от заказчика, а от банка, который финансирует закупки. Однако, в целях ужесточения платежной дисциплины заказчиков к 04.05.2020 будут приняты поправки в КоАП РФ, которые расширят перечень штрафов, налагаемых на заказчиков. Так заказчики будут нести ответственность за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами малого предпринимательства. Сейчас подобные штрафы не применяются, что позволяет заказчикам затягивать оплату поставок.
Важное место в государственной поддержке малого бизнеса занимает льготное кредитование. К 2024 году будет реализована программа «Расширение использования франшиз в секторе МСП». В рамках данной программы предполагается выдача малому бизнесу льготных микрозаймов на покупку франшизы [3].
С 1 октября 2020 года появится механизм государственного субсидирования ставок по микрозаймам микрофинансовых организаций, выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства. Субсидировать будут микрозаймы, выдаваемые бизнесу, осуществляющему деятельность в моногородах, малых городах и сельских населенных пунктах [3].
К 1 июня 2022 года стоимость лизинга для субъектов малого предпринимательства будет снижена до средней ставки на уровне не более 8%. Кроме того, к октябрю 2020 года будет принят закон, позволяющий кредитным потребительским кооперативам предоставлять поручительства по обязательствам микропредприятий [1].
Малый бизнес может также претендовать на субсидию от государства. Случаи, когда она предоставляется, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 316. В этом же документе указан перечень документов, необходимых для получения денежных средств.
В последние годы государство пытается активно поддерживать малый и средний бизнес, и регулярно вносит ежегодные коррективы во многие нормативные документы. За реализацию государственных программ по поддержке предпринимателей отвечает прежде всего Минэкономразвития России.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 №1605 происходит ежегодное финансирование программ по предоставлению субсидий из средств федерального бюджета для государственной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в регионах. Механизм финансирования из средств федерального бюджета регионов представлен на рисунке 2 [3].
Субъекты малого и среднего предпринимательства, претендующие на получение субсидий, отбирают более подходящую им субсидию и анализируют свои возможности для ее получения.
Затем подают заявления и необходимые документы для участия в конкурсном отборе для получения субсидии.
После подачи субъектом малого и среднего предпринимательства необходимых документов орган управления развития малого и среднего предпринимательства субъекта РФ рассматривает документы в течении срока, установленного нормативно-правовыми документами.
Далее субъектам малого и среднего предпринимательства, претендующие на получение субсидий предоставляется уведомление об оказании государственной поддержки или отказ.
Рисунок 2 - Механизм финансирования регионов из средств федерального бюджета
При принятии решения о предоставлении субсидии органом управления развития малого и среднего предпринимательства субъекта РФ перечисляются средства на оказание поддержки.
Контроль за порядком предоставления субсидий и за их использованием происходит на всех уровнях предоставления государственной поддержи.
Данный механизм получения субсидий является одинаковым во всех регионах страны и является эффективным методом помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. Благодаря данному механизму в 2018 году более 100 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства получили государственную поддержку.
Результаты
С 2018 по 2024 год происходят значительные изменения в государственной поддержке развития малого и среднего предпринимательства. Отметим, что каждый регион вправе сам принимать решение о предоставлении помощи малому и среднему бизнесу региона. Так, в Краснодарском крае департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства представлен ряд программ по поддержке бизнеса:
- финансовая поддержка, в которую входят: субсидии; микрозаймы и кредитование, поручительства; лизинг;
- экспортная поддержка, в которую входит: поиск бизнес-партнеров; консультации по вопросу внешнеэкономической деятельности; обучение и повышение квалификации; переводческая деятельность; продвижение бизнес проектов и другие;
- коворкинг.
Программы разделены по сферам деятельности. Данные мероприятия позволят малым и средним компаниям развиваться быстрыми темпами. В таблице 3 нами представленны субсидии департамента промышленной политики Краснодарского края [4].
Для участия на получение субсидий необходимо пройти конкурсный отбор и являться субъектом деятельности в сфере промышленности - юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на территории Краснодарского края по следующим направлениям: производство электронных и оптических изделий; производство электрического оборудования; ремонт и монтаж машин и оборудования и другие направления.
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края предлагает льготные условия микразаймов и кредитования. К самым распространенным в Краснодарском крае относятся: микрозаем для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства «Старт»; микрозаем для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на «Бизнес оборот»; микрозайм для действующих субъектов малого и среднего предпринимательства «Торговля».
Таблица 3 - Систематизация субсидии департамента промышленной политики Краснодарского края (составлено авторами)_
Субсидии Условия
Субсидии субъектам деятельности в сфере промышленности при организации трудовой занятости осужденных Сумма субсидии - до 500000 рублей. Возмещается 60 % от фактически произведенных затрат. Получатель - субьект деятельности в сфере промышленности.
Субсидии субъектам деятельности в сфере промышленности на технологическое присоединение Сумма субсидии - до 1 800 000 руб. Возмещается 30% от затрат на технологическое присоединение, Получатель - субъект деятельности в сфере промышленности.
Субсидии на уплату % по кредитам полученным для пополнения оборотных средств Сумма субсидии - до 5 000 000 руб. Компенсируются проценты в размере не более 3/4 ключевой ставки Банка России, но не более 70 % от фактически уплаченных процентов, Получатель - субъект деятельности в сфере промышленности.
Субсидии на уплату % по кредитам и на уплату дохода лизинговых компаний, полученных на создание новых производств, модернизацию и приобретение оборудования Сумма субсидии - до 10 000 000 руб. По кредитам компенсируются проценты в размере не более 3/4 ключевой ставки Банка России, но не более 70 % от фактически уплаченных процентов. По лизингу компенсируются часть дохода лизинговых компаний, являющихся частью лизинговых платежей, но не более 50% от фактически уплаченных платежей. Получатель - субъект деятельности в сфере промышленности.
Субсидии на возмещение затрат, связанных с осуществлением образовательной деятельности Сумма субсидии - до 1 000 000 руб. Возмещается 70 % от фактически произведенных и документально подтвержденных затрат. Получатель - субъект деятельности в сфере промышленности.
Субсидии на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов Сумма субсидии - до 10 000 000 руб. Компенсируются 10 % от фактически произведенных и документально подтвержденных затрат. Получатель - субъект деятельности в сфере промышленности.
Почти каждый субъект малого и среднего бизнеса сталкивается с проблемой финансирования проектов. Обычно для реализации контрактов малые компании прибегают к помощи микрозаймов и кредитов, но не все готовы помочь им в этом вопросе. Банки, отказывая ссылаются на малые оборотные средства за 3 года, небольшую прибыль и проблемную кредитную историю. Так же отказ поступает и от контрагентов, которые могли бы кредитовать средства. Льготные условия получения микрозаймов и кредитования для субъектов малого и среднего бизнеса в 2019 году описаны в подробностях для каждого вида микрокредитования, которые предлагает департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Так, для получения микрозаймов или субсидий необходимо предоставить пакет документов в который входит: паспорт заявителя; заявление на получение льготной программы; справка-обоснование на льготное кредитование; справка об отсутствии задолженности по заработной плате и налогов; техническая документация; бухгалтерская (финансовая) отчётность за год, предшествующий году подачи заявления на участие; выписка из ЕГРЮЛ. Подав весь список документов в департамент инвестиций Краснодарского края, субъекты малого и среднего предпринимательства могут воспользоваться данными программами. Им необходимо пройти конкурсный отбор, в котором определяются более нуждающиеся в помощи компании. Субъекты малого и среднего предпринимательства получив государственную поддержку могут быть уверены в перспективе и стабильном росте своей компании.
Обсуждения
В настоящее время в связи с различными изменениями законодательства у субъектов малого и среднего бизнеса возникло ряд проблем, исходя из которых компании начали постепенно прекращать свою деятельность. Основной проблемой для государства является отслеживание добросовестных и недобросовестных предпринимателей в связи с кардинальными изменениями законодательства. Государству стоит выделять фирмы-однодневки и те фирмы, которые прекращают свою деятельность из-за высокой налоговой нагрузки. Из-за активного изменения законодательства для того, чтобы сгладить ситуацию с прекращением деятельности малого и среднего бизнеса государство осуществляет комплекс мероприятий для его поддержки. Среди них - субсидии для малого и среднего бизнеса. Механизм получения субсидий довольно прост, необходимо оформить заявление и подать документы. Однако, существует жестокий контроль со стороны государства и большое количество отказа в предоставлении субсидии.
Отказ в получении субсидии получают большинство компаний малого и среднего бизнеса. При отказе в предоставлении субсидии, департамент вручает заявителю письменное уведомление о принятом решении с указанием обоснований о невозможности предоставления субсидии (в соответствии с протоколом) [5]. Не всегда отказ о предоставлении субсидии означает невозможность дальнейшего его приобретения, компании могут подать документы на получение помощи исправив некоторые замечания. Если отказ в получении субсидии связан с предоставлением не полных сведений, либо неверно заполненных заявлений, необходимо предоставлять заявителю протокол о внесении корректировок и возможности повторной подачи заявления в течение определенного периода времени.
Жёсткий контроль при получении субсидии выражается в мониторинге и анализе использования по назначению выданных средств посредством обязательной отчётности получателя. Ведь, предоставление субсидий, согласно ст.38 БК РФ носит исключительно целевой характер. Субсидия выдается субъектам малого и среднего бизнеса безвозмездно и безвозвратно (п. 1 ст. 78 БК РФ), однако, если получатель не выполняет условия, то средства возвращаются государству. Малому и среднему бизнесу не всегда удается потратить всю сумму по целевому назначению, часть денежных средств по различным причинам используются не по условиям субсидии. Данная проблема достаточно распространенная и чаще всего для ее решения обращаются в суд. Для того чтобы исключить судебные разбирательства в приложении к договору необходимо указать, что к возвращению в бюджет будет подлежать та сумма денег, которая была использована не по назначению, данное дополнение облегчит понимание субъектов малого и среднего бизнеса в использовании полученных средств.
Как было отмечено выше, для контроля использования полученных средств по целевому назначению, государство требует обязательной отчётности от получателя. Данная процедура достаточно затратная именно для субъектов малого бизнеса, потому что требуется потратить дополнительные средства для ее предоставления (оплата труда специалисту за оформление отчётности; заверение у нотариуса и другие), чаще всего субъекты малого и среднего бизнеса не подают такую отчётность. Государство в таких случаях издает указ об изъятии выданных средств у организации. Для решения данной проблемы необходимо разработать создать бланк-анкету отчётности, который будет прост в заполнении. Можно также упростить процедуру: директор является с подтверждающими документами в департамент и на месте заполнял данный отчёт. Данное предложение упростит всю процедуру отчётности для субъектов малого и среднего бизнеса и позволит государству контролировать целевое использованиевыданной субсидии.
Заключение
В современной России перед государственными органами стоит задача нормализовать и усовершенствовать экономический рост. В решении этой задачи важное место отводится малому и среднему бизнесу. Проблема сокращения числа малых и средних предприятий и ее причины широко обсуждаются в экономической литературе. Нами предложено ряд мероприятий, которые бы упростили механизм субсидирования малого и среднего бизнеса: при отказе в получении субсидии необходимо дать возможность заявителю исправить ошибки в определенный период времени; разработать приложение к договору о выдаче субсидии в котором будет указана сумма, которая использована не по назначению, также упростить порядок сдачи отчетности по целевому использованию средств.
Данные мероприятия упростят механизм получения субсидий и дадут толчок для плодотворной деятельности малого и среднего бизнеса.
Источники:
1. А.О. Рогоза. Проблемы современного предпринимательства. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
rn.dp.ru
2. Федеральная налоговая служба. ЕДИНЫЙ РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. [Электронный ресурс]: rmsp.nalog.ru
3. С.Ю. Сиваков. Государственная поддержка малого бизнеса в 2019. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
spmag.ru
4. Малый бизнес Кубани. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.mbkuban.ru
5. Инструменты бюджетного и налогового регулирования устойчивого развития региональных и корпоративных социально-экономических систем: монография/Баяндурян Г.Л., Осадчук Л.М., Сташ З.Н., Тищенко Е.С., Каломбо Му-ламба В.И. - Краснодар, КубГТУ, 2018. - 132 с.
6. Баяндурян Г.Л., Осадчук Л.М. Совершенствование инструментов бюджетного и налогового регулирования в контуре социально-экономических задач развития региона // Экономика и предпринимательство, 2017. - №9. - С. 222-225.
7. Осадчук Л.М., Баяндурян Г.Л. Анализ тенденций развития малого бизнеса: региональный аспект // Экономика и предпринимательство. 2016. №10-3 (75-3). С. 207-210.
Sources:
1. A.O. Rogoza. Problems of modern entrepreneurship. [Electronic resource]: Access mode: m.dp.ru
2. The Federal Tax Service. UNIFIED REGISTRY OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP. [Electronic resource]: rmsp.nalog.ru
3. S.Yu. Sivakov. State support for small businesses in 2019. [Electronic resource]: Access mode: spmag.ru
4. Small business of the Kuban. [Electronic resource]: Access mode: www.mbkuban.ru
5. The tools of budget and tax regulation of sustainable development of regional and corporate socio-economic systems: monograph / Bayanduryan GL, Osadchuk LM, Stash ZN, Tishchenko ES, Kalombo Mulamba VI - Krasnodar, KubGTU, 2018 .-- 132 p.
6. Bayanduryan G.L., Osadchuk L.M. Improving the tools of budget and tax regulation in the contour of the socio-economic problems of the development of the region // Economics and Entrepreneurship, 2017. - No. 9. - S. 222-225.
7. Osadchuk L.M., Bayanduryan G.L. Analysis of small business development trends: a regional aspect // Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 10-3 (75-3). S. 207-210.