Научная статья на тему 'Статистический анализ результативности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства'

Статистический анализ результативности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
814
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫЕ БИЗНЕС-СТРУКТУР / BUSINESS ACTIVITY OF REGIONAL BUSINESS STRUCTURES / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STATISTICAL ANALYSIS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / СУБСИДИРОВАНИЕ / SUBSIDIES / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / BUSINESS INCUBATORS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЗИДЕНТОВ / INNOVATIVE ACTIVITY OF RESIDENTS / ФОНДЫ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ / MICROFINANCE FUNDS / КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА / THE KEY RATE OF THE CENTRAL BANK / ЭКОНОМИКА СТРАНЫ / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корховая Елена Александровна

Отмечено, что в России существуют различные формы поддержки малого и среднего предпринимательства. В частности, это субсидирование, выдача грантов, обучение и стажировки молодых предпринимателей, льготное предоставление помещений для осуществления предпринимательской деятельности и т. д. Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется государственными и негосударственными организациями. Государственные мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства регламентируются Министерством экономического развития Российской Федерации. Проанализированы результаты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на основе данных статистической отчетности. Представлены аспекты субсидирования, некоторых форм кредитования, предоставления помещений. Показана результативность и эффективность мер государственной поддержки. Отмечено, что объем субсидий из федерального бюджета сократился, но средняя сумма субсидирования посредством кредитования и выдачи микрозаймов увеличилась. Этому способствует снижение процентной ставки за пользование кредитом. Анализ ситуации показал, что комплекс мер в сфере кредитования, инициируемых Центральным Банком России, оказывает положительное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF STATE SUPPORT EFFECTIVENESS OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

In Russia, there are various forms of support for small and medium-sized businesses. In particular, these include subsidies, grants, training and internships for young entrepreneurs, preferential provision of premises for entrepreneurial activities, etc. Support for small and medium-sized businesses is provided by state and non-state organizations. State measures to support small and medium-sized businesses are regulated by the Ministry of economic development of the Russian Federation. The article analyzes the results of the state support of small and medium-sized businesses on the basis of statistical reporting. The aspects of subsidizing, some forms of lending, provision of premises are presented. The effectiveness and efficiency of measures of state support are shown. It was noted that the volume of subsidies from the Federal budget decreased, but the average amount of subsidies through lending and issuance of loans increased. This is greatly facilitated by the reduction of the interest rate for the use of the loan. The analysis of the situation showed that the complex of measures in the sphere of lending initiated by the Central Bank of Russia has a positive impact on the development of small and medium-sized businesses

Текст научной работы на тему «Статистический анализ результативности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

УДК 330.83: 338.49

DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-5-118-124

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

STATISTICAL ANALYSIS OF STATE SUPPORT EFFECTIVENESS OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

E. Л. Корховая, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск [email protected]

E. Korkhovaya, Siberian State University of Transport, Novosibirsk

Отмечено, что в России существуют различные формы поддержки малого и среднего предпринимательства. В частности, это субсидирование, выдача грантов, обучение и стажировки молодых предпринимателей, льготное предоставление помещений для осуществления предпринимательской деятельности и т. д. Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется государственными и негосударственными организациями. Государственные мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства регламентируются Министерством экономического развития Российской Федерации. Проанализированы результаты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на основе данных статистической отчетности. Представлены аспекты субсидирования, некоторых форм кредитования, предоставления помещений. Показана результативность и эффективность мер государственной поддержки. Отмечено, что объем субсидий из федерального бюджета сократился, но средняя сумма субсидирования посредством кредитования и выдачи микрозаймов увеличилась. Этому способствует снижение процентной ставки за пользование кредитом. Анализ ситуации показал, что комплекс мер в сфере кредитования, инициируемых Центральным Банком России, оказывает положительное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; деловая активность региональные бизнес-структур; статистический анализ; государственная поддержка; субсидирование; бизнес-инкубаторы1; инновационная деятельность резидентов; фонды1 микрофинансирования; ключевая ставка Центрального Банка; экономика страны1

In Russia, there are various forms of support for small and medium-sized businesses. In particular, these include subsidies, grants, training and internships for young entrepreneurs, preferential provision of premises for entrepreneurial activities, etc. Support for small and medium-sized businesses is provided by state and non-state organizations. State measures to support small and medium-sized businesses are regulated by the Ministry of economic development of the Russian Federation. The article analyzes the results of the state support of small and medium-sized businesses on the basis of statistical reporting. The aspects of subsidizing, some forms of lending, provision of premises are presented. The effectiveness and efficiency of measures of state support are shown. It was noted that the volume of subsidies from the Federal budget decreased, but the average amount of subsidies through lending and issuance of loans increased. This is greatly facilitated by the reduction of the interest rate for the use of the loan. The analysis of the situation showed that the complex of measures in the sphere of lending initiated by the Central Bank of Russia has a positive impact on the development of small and medium-sized businesses

Key words: small and medium-sized businesses; business activity of regional business structures; statistical analysis; state support; subsidies; business incubators; innovative activity of residents; microfinance funds; the key rate of the Central Bank; national economy

© E. Л. Корховая, 2018

118

ведение. В современной России, как и во многих странах мира, деятельность предприятий малого и среднего бизнеса становится все более заметной в различных отраслях экономики [3; 15—17]. Интересы предпринимателей представлены в обрабатывающих производствах и в строительстве, оптовой и розничной торговле и на транспорте. Операции с недвижимым имуществом, ремонт автотранспортных средств и предоставление других видов услуг — все это сфера деловой активности организаций малого и среднего бизнеса [14]. Для дальнейшего развития предпринимательства как вида самостоятельного труда, предполагающего различные формы осуществления материальной и нематериальной производственной деятельности, государству необходимо активно включаться в этот процесс, выступать в роли заинтересованного участника, пропагандиста и организатора [1; 6; 10].

Существуют различные формы поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства. Это субсидирование малого и среднего предпринимательства, выдача грантов, обучение и стажировки молодых предпринимателей, льготное предоставление помещений для осуществления предпринимательской деятельности и др. Поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется государственными и негосударственными организациями. Мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства в России сформированы и должным образом регламентируются Министерством экономического развития РФ [2; 5]. Чтобы выяснить результативность государственных мер поддержки предпринимательства, нами проведен сравнительный анализ «затрат» и «результатов» деятельности государства в сфере развития малого и среднего бизнеса.

Методика исследования. В качестве аналитической основы исследования использована статистическая информация, опубликованная в открытой печати и размещенная на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики

[11]. Выборки проводились по следующим позициям: объем субсидий, выделенный из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства; деятельность микрофинансовых организаций и гарантийных фондов, получивших финансовую поддержку государства в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства; деятельность бизнес-инкубаторов, созданных в рамках государственных мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства; учет и оценка деятельности крестьянских хозяйств, получивших грантовую поддержку государства. Анализировались мероприятия, «анонсируемые» глобально, т. е. на уровне центральной власти, и реализуемые локально, т. е. на уровне региональных структур, также представляющих интересы государства и располагающих соответствующими финансовыми и иными средствами [8].

Результаты исследования. Согласно имеющейся статистической информации, объем субсидий, выделенный из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства за период 2015—2016 гг., на начало 2017 г. сократился на 40 % в сравнении с данными на начало 2016 г. Так, в 2015 г. в виде субсидий централизованно выделено 18 528 287 тыс. р., в 2016 г. этот показатель сократился и составил 11 124 625 тыс. р. В этой связи возросла роль региональных органов власти, значение которой проявилось в том, что недостаток средств для субсидирования малого и среднего бизнеса покрывается за счет средств местных и областных бюджетов.

Мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства сформированы Министерством экономического развития, и подобное сокращение субсидий из федерального бюджета можно объяснить дефицитом консолидированного бюджета РФ в целом. По данным федерального казначейства, в 2015 г. дефицит консолидированного бюджета составил 2819,5 млрд р., а в 2016 г. - 3142,1 млрд р. Таким образом, недостаток средств для фи-

нансирования из бюджета РФ различных потребностей, включая мероприятия по государственной поддержке предпринимательства, привел к сокращению государственных расходов в целом, в том числе сократилось и субсидирование в поддержку малого и среднего бизнеса.

Текущая ситуация складывается таким образом, что процесс субсидирования малого и среднего предпринимательства осуществляют микрофинансовые организации, получившие финансовую поддержку от министерства экономического развития РФ. Эти организационные структуры выдают микрозаймы и кредиты конкретным субъектам малого и среднего предпринимательства.

К началу 2017 г. количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, сократилось на 4,8 % в сравнении с данными на начало 2016 г. Однако сумма действующих микрозаймов, напротив, к началу 2017 г. возросла на довольно существенную величину

Процедурой получения денежных средств организациями малого и среднего бизнеса для своего развития в данном слу-

— на 26,8 %. Аналогичная ситуация сложилась и по позиции «кредитование». Так, количество действующих кредитов к началу 2017 г. сократилось на 5,7 %; при этом сумма действующих кредитов увеличилась на 40,8 %.

Расчет показал, что средняя сумма или величина субсидирования малого и среднего бизнеса посредством кредитования возросла, а количество выданных кредитов незначительно сократилось. Можно предположить, что увеличение общей суммы субсидирования малого и среднего бизнеса свидетельствует о повышении степени доверия со стороны государства различным структурам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, подобная ситуация в сфере субсидирования малого и среднего предпринимательства свидетельствует об улучшении финансового климата в стране в целом. Сведения о деятельности микрофинансовых организаций и гарантийных фондов приведены в табл. 1.

чае предусматривается проверка соответствия заявителя (предприятия) определенным критериям. В частности, при выдаче

Таблица 1 / Table 1

Деятельность микрофинансовых организаций и гарантийных фондов, получивших государственные средства для поддержки малого и среднего предпринимательства / Activities of microfinance organizations and guarantee funds that have received public money (funds) to support small and medium-sized businesses

Показатель / Indicator Временной период, годы / Time period, years

1 янв. 2016 г. 1 янв. 2017 г.

Количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями РФ, ед. / The number of active microloans issued by microfinance organizations of the Russian Federation, units 31472 29960

Сумма действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями РФ, тыс. р. / The amount of the active microloans issued by microfinance organizations of Russia, thousand rubles 14841113 18822975

Количество действующих кредитов, выданных под поручительство гарантийных фондов РФ, ед. / The number of active loans issued under the guarantee of guarantee Fund of the Russian Federation 12591 11871

Сумма действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов РФ, тыс. р. / The amount of the active loans issued under the guarantee funds, thousand rubles 94664264 133288765

микрозайма или кредита субъекту малого или среднего предпринимательства кредитные и микрофинансовые организации, получившие «целевые» государственные денежные средства и являющиеся их «распорядителями», руководствуются объемами финансовых потоков субъекта-заявителя и численностью занятых на предприятии людей. В случае если товарооборот субъекта малого и среднего предпринимательства растет, а численность занятых работников увеличивается, то увеличиваются и шансы на получение государственного микрозайма или кредита, а также растет и сумма самого «искомого» микрозайма или кредита. Данное положение действует применительно к субъектам предпринимательства в рамках регионов страны. Отметим, что и для хозяйства страны в целом рост объемов или величины показателя среднего товарооборота каждого предприятия малого или среднего бизнеса и рост численности персонала, занятого на таких предприятиях, свидетельствует об оздоровлении экономики Российской Федерации [12].

Другим мероприятием по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемым Министерством экономического развития РФ, является сопровождение деятельности бизнес-инкубаторов или организаций, занимающихся поддержкой

проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития — от разработки идеи до её коммерциализации. Исторический опыт показывает, что именно эти структуры предназначены для различного рода инновационной деятельности и реализации предпринимательской активности.

Первые бизнес-инкубаторы появились в России после 1990-х гг. К началу 2017 г. число этих структур в нашей стране по сравнению с началом 2016 г. выросло на 2,8 % и составило 145 бизнес-инкубаторов. Увеличился и показатель общей площади, занимаемой в бизнес-инкубаторах резидентами в ранге субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно статистическим данным, к началу 2017 г. прирост составил 41,8 %. Государственная поддержка предпринимательства в этой сфере позволила за год ввести в эксплуатацию четыре бизнес-инкубатора, средняя площадь одного из которых равняется 31824 м2. Кроме того, увеличилось число работников, занятых на предприятиях малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами бизнес-инкубаторов. К началу 2017 г. рост составил 6,4 %. Сведения о «поведении» бизнес-инкубаторов как объекте государственной поддержки структур малого и среднего бизнеса приведены в табл. 2.

Таблица 2 / Table 2

Деятельность бизнес-инкубаторов / Activities of business incubators

Показатель / Indicator Временной период, годы / Time period, years

1 янв. 2016 r. 1 янв. 2017 r.

Количество бизнес-инкубаторов, ед. / The number of business incubators 141 145

Общая площадь бизнес-инкубаторов, м2 / The total area of business incubators, square meters 303983,1 431279,7

Количество субъектов малого предпринимательства - резидентов бизнес-инкубаторов, ед. / The number of small businesses-residents of business incubators 2299 2179

Количество работников предприятий малого бизнеса - резидентов бизнес-инкубаторов, чел. /The number of employees of small businesses-residents of business incubators, persons 9619 10234

По позиции «крестьянские хозяйства, получившие грантовую поддержку» отметим, что число таких «бенефициаров», или «выгодоприобретателей» в среде крестьянских хозяйств к началу 2017 г. сократилось на 8,7 %, в то время как численность начинающих фермерских хозяйств, получивших грантовую поддержку на организацию бизнеса, за этот период увеличилась на 4,5 %. Приведем региональный пример реализации форм государственной поддержки предпринимательства: в Новосибирской области создан и функционирует Фонд микрофинансирования [7].

Фонд микрофинансирования НСО — некоммерческая организация, основной целью которой является оказание поддержки малому бизнесу, т. е. коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям. Эта структура сосредоточивает финансовые средства, поступающие из федерального и областного бюджетов, и выделяет их предприятиям и организациям области, деятельность которых соответствует критериям малого и среднего бизнеса. Условия или цели получения средств из фонда микрофинансирования — это любые обоснованные затраты. К их числу можно отнести такие «позиции» ведения бизнеса, как приобретение товарных запасов и расширение ассортимента, т. е. пополнение оборотных средств предприятия. К обоснованным затратам также относится приобретение транспортных средств, оборудования, компьютерной техники и программного обеспечения и др.

Областной фонд микрофинансирования предоставляет микрозаймы на условиях возвратности, срочности и платности. «Адресаты» такой целевой государственной финансовой поддержки — это субъекты малого и среднего предпринимательства, деятельность которых соответствует требованиям ст. 4 ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «Заявители» должны быть внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Микрозаймы предоставляются субъектам малого и среднего предприниматель-

ства, основной вид деятельности которых относится либо к сфере обрабатывающих производств, либо к сфере науки и научного обслуживания, либо к сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг. В настоящее время выплаты осуществляются в размере до 3 млн р. на срок до трех лет по ставке 7,5 % годовых [13].

Отметим, что до начала 2018 г. Фонд микрофинансирования НСО выдавал микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства по ставке 8,25 % годовых. Однако в 2018 г. процент по предоставлению микрозаймов «заявителям» — субъектам малого предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории области, был снижен. Такой «ход» областной организации в поддержку развития предпринимательства явился следствием снижения ключевой процентной ставки Центрального Банка. В 2016 г. данная ставка составляла 8,25 %, в 2017 г. — 7,75 %, в 2018 г. — 7,5 % годовых. Существенное дополнение в пользу государственной поддержки малого и среднего бизнеса заключается в том, что значение процентной ставки Центробанка, стабильно действующее с 2012 по 2016 гг., в дальнейшем стало снижаться. Это положение, на наш взгляд, стимулирует активность не только финансового сектора, но и способствует развитию других секторов экономики страны. Иными словами, снижение процентной ставки по выдаче микрозаймов делает кредитование бизнеса более доступным, что, несомненно, способно оказать положительное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства [4].

Выводы. Дефицит консолидированного бюджета оказывает влияние на инвестиционную политику государства в целом, включая и сферу предпринимательства. При этом возрастает роль инвестиционной политики, региональных властей, бюджеты которых способных оказывать поддержку развитию малого и среднего бизнеса. Средняя сумма субсидирования предпринимательских структур посредством кредитования и выдачи микрозаймов возросла, что

свидетельствует о повышении степени доверия со стороны государства субъектам малого и среднего бизнеса, в том числе и в сфере сельского хозяйства. Грантовая поддержка крестьянских хозяйств способствует тому, что большее число начинающих фермеров открывают свое дело. Важная роль в реализации направлений государственной поддержки и повышении ее результативности при субсидировании предприятий малого и среднего бизнеса принадлежит Центробанку. Приравнивание ставки рефинансирования к значению ключевой процентной

Список литературы_

ставки при общем снижении этого показателя оказывает влияние на процесс кредитования бизнеса. В сфере государственной поддержки деятельности бизнес-инкубаторов ситуация также улучшилась. Это выразилось как в росте их общего количества, так и количества работников в организациях, являющихся резидентами бизнес-инкубаторов. Таким образом, можно констатировать, что экономический «микроклимат» в сфере государственной поддержки предпринимательской деятельности имеет предпосылки к дальнейшему улучшению.

1. Алещенко В. В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России: пространственные проблемы // Пространственная экономика. 2015. № 1. С. 123—134.

2. Аюпова Г. А., Крылов А. А. Субсидии как эффективный способ поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 7—10.

3. Булах Е. В., Романова И. В., Шаралдаева А. Б. Формирование активности предпринимательства: генезис и перспективы // Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2017. Т. 23, № 6. С. 114—127.

4. Дудочников А. И., Миначева Г. Ф. Анализ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах России // Молодой ученый. 2017. № 26. С. 114—117.

5. Зелинская М. В., Медведева О. В. Субсидирование как инструмент государственной поддержки малого и среднего предпринимательства / / Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского гос. аграрн. ун-та. 2016. № 123. С. 1—15.

6. Кныш Н. А. Государственные программы развития малого предпринимательства: анализ инфраструктурной поддержки // Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22, № 1. С. 121—128.

7. МКК. Фонд микрофинансирования НСО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. microfund.ru/ (дата обращения: 15.03.2018).

8. Правительство Новосибирской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nso.ru (дата обращения: 30.03.2018).

9. Романова Н. П., Полутова М. А. Предпринимательская среда в аспекте синергетической парадигмы / / Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 1. С. 96—106.

10. Сибгатулина А. И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 5. Режим доступа: http://www. economika.snauka.ru/2016/05/11420 (дата обращения: 10.02.2018).

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gks.ru (дата обращения: 15.03.2018).

12. Хохлова Г. И., Бибарсов К. Р. Анализ мер государственной поддержки деятельности малого и среднего бизнеса в России // Вестник Иркутск. гос. техн. ун-та. 2015. № 10. С. 253—257.

13. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. cbr.ru (дата обращения: 15.02.2018).

14. Basci S., Purucan A. A review of small and medium enterprises in Turkey // Yiedis Social Science Review. 2017. № 12. P. 59-79.

15. Etuk R. U., Etuk G. R., Baghebo M. Small and medium scale enterprises and Nigeria's economic development // Mediterranean Journal of Social sciences. 2014. Vol. 5. № 7. P. 656-662.

16. Ilgun E., Muratovic A. Export capabilities from small and medium enterprises in Turkey / / International Journal of Academic Research in Business and Social sciences. 2013. Vol. 3. № 8. P. 473-482.

17. Kuzmisin P., Kuzmisinova V. Small and medium-sized enterprises in globalvalue chains // World economy and international economic relations. 2016. № 11. P. 22-27.

References_

1. Aleschenko V. V. Prostranstvennaya ekonomika (Spatial-economics), 2015, no.1, pp.123-134.

2. Ayupova G. A., Krylov A. A. Molodoy ucheny (Young scientist), 2015, no.11.3, pp.7-10.

3. Bulakh E. V., Romanova I. V.& Sharaldaeva A. B. Vestn. Zabaykal. gos.un-ta (Transbaikal State University), 2017, vol. 23, no. 36, pp.114-127.

4. Dudochnikov A. I., Minacheva G. F. Molodoy ucheny (Young scientist), 2017, no. 26, pp. 114-117.

5. Zelinskaya M. V., Medvedeva O. V. Politematicheskiy setevoy elektronny nauchny zhurnal Kubanskogo gos. agrarn. un-ta (Polythematic network electronic scientific journal of Kuban State Agrarian University), 2016, no.123, pp.1-15.

6. Knysh N. A. Vestnik Zabaykal. gos. un-ta (Transbaikal State University Journal), 2016, vol. 22, no. 1, pp. 121-128.

7. MKK. Fond mikrofinansirovaniya NSO (IWC. Microfinance Fund of the NSO). Available at: https:// www.microfund.ru (Date of access: 15.03.2018).

8. Pravitelstvo Novosibirskoy oblasti (Government of the Novosibirsk Region). Available at: http://www. nso.ru (Date of access: 30.03.2018).

9. Romanova N. P., Polutova M. A. Vestnik Zabaykal. gos. un-ta (Transbaikal State University Journal), 2018, Vol. 24, no. 1, pp. 96-106.

10. Sibgatulina A. I. Ekonomika i menedzhment innovatsionnyh tehnologiy (Economics and management of innovative technologies), 2016, no. 5. Available at: http://www.economika.snauka.ru/2016/05/11420 (Date of access: 10.02.2018).

11. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Federal Service of State Statistics). Available at: http:/ / www.gks.ru (Date of access: 15.03.2018).

12. Khokhlova G. I., Bibarsov K. R. Vestnik Irkutsk. gos. tekhn. un-ta (Bulletin of the Irkutsk State Tech. University), 2015, no. 10, P. 253-257.

13. Tsentralny bank Rossiyskoy Federatsii (Central Bank of the Russian Federation). Available at: http:// www.cbr.ru (Date of access:15.02.2018).

14. Basci S., Purucan A. Yiedis Social Science Review [Yiedis Social Science Review], 2017, no. 12, pp. 59-79.

15. Etuk R. U., Etuk G. R., Baghebo M. Mediterranean Journal of Social sciences [Mediterranean Journal of Social sciences], 2014, vol. 5, no. 7, pp. 656-662.

16. Ilgun E., Muratovic A. International Journal of Academic Research in Business and Social sciences [International Journal of Academic Research in Business and Social sciences], 2013, vol. 3, no. 8, pp. 473-482.

17. Kuzmisin P., Kuzmisinova V. World economy and international economic relations [World economy and international economic relations], 2016, no. 11, pp. 22-27.

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Корховая Елена Александровна, канд. экон. наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, Россия. Область научных интересов: малое и среднее предпринимательство, государственное субсидирование, стратегический менеджмент [email protected]

Elena Korkhovaya, candidate of economic sciences, associate professor, Siberian State Transport University, Novosibirsk, Russia. Sphere of scientific interests: small and medium-sized business, state subsidies, strategic management

Образец цитирования _

Корховая E. А. Статистический анализ результативности государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 5. С. 118-124. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-5-118-124.

Korkhovaya E. Statistical analysis of state support effectiveness of subjects of small and medium business // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 5, pp. 118-124. DOI: 10.21209/2227-9245-201824-5-118-124.

Статья поступила в редакцию: 26.04.2018 г. Статья принята к публикации: 08.05.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.