10. Credit agreement: economic and legal nature / N.P. Bychkova, G.L. Avagyan, G.L. Bayanduryan. - M.: Master, 2009 .-- 159 p.
11. Bayanduryan G.L., Polydi A.A., Osadchuk L.M., Sichkar S.V. Institutional regulators to improve the investment climate in the region. // Sustainable Development Economics. - 2014.- No. 3 (19). - S. 183-187.
Г.Л. Баяндурян - д-р экономических наук, профессор кафедры рыночных и государственных институтов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодар, marieta2 [email protected],
G.L. Bayanduryan - Doctor of Economics, Professor of the Department of Market and State Institutes of the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education "Kuban State University Technological University ", Krasnodar;
М.К. Гонежук - аспирант кафедры рыночных и государственных институтов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», Краснодар, [email protected],
M.K. Gonezhuk - post-graduate student of the Department of Market and State Institutes of the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education "Kuban State University Technological University ", Krasnodar.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ И
ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP AND OPPORTUNITIES OF ITS IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN REGIONS
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается практика поддержки малого и среднего бизнеса за рубежом. Проведен анализ принципов и действующих мер государственной поддержки в развитых странах. Опыт зарубежных стран позволяет выделить основные тенденции: смещение акцента на поддержку инновационной деятельности, адресное развитие перспективных субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулирование экспортной деятельности. Ряд лучших зарубежных практик могут быть внедрены и в России с учетом их адаптации. Рекомендовано особое внимание уделять развитию инфраструктуры поддержки и формированию комфортных условий ведения бизнеса; оказанию поддержки трансферта технологий и предконку-рентных разработок; поддержке экспортно ориентированных компаний, включая выявление перспективных для экспорта направлений и адресная их поддержка; формированию непрямой финансовой поддержки и др.
Annotation. In this article, the authors consider the practice of supporting small and medium-sized businesses abroad. The analysis of the principles and existing measures of state support in developed countries. The experience of foreign countries allows us to highlight the main trends: a shift in emphasis on supporting innovation, targeted development of promising small and medium-sized enterprises and stimulation of export activity. A number of best foreign practices can be implemented in Russia, taking into account their adaptation. It is recommended that special attention be paid to the development of support infrastructure and the formation of comfortable business conditions; providing support for technology transfer and pre-competitive developments; supporting export-oriented companies, including identifying promising areas for export and targeted support for them; the formation of indirect financial support, etc.
Ключевые слова: поддержка, бизнес, подходы, зарубежные страны.
Keywords: support, business, approaches, foreign countries.
Подходы к оказанию поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в разных странах формируются исходя из текущего уровня их развития, степени благоприятности предпринимательской среды, а также изменений во внешних условиях. Универсального и эффективного подхода для всех стран не существует.
Следует отметить, что за последние несколько лет мировое экономическое пространство значительно изменилось. Это прежде всего глобализация производства и рынков, рост темпов модернизации и технологического переоборудования производства, увеличение доли инновационных продуктов на рынках, существенная диверсификация продуктового ряда и другие.
Высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства во многих странах мира, как и активный рост экономики этих стран стали возможны только за счет разработки и внедрения новых инновационных решений.
В этой связи политика поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в развитых странах изменилась: главный упор сделан на субъектов, осуществляющих деятельность в стратегических для страны сферах.
Основные меры поддержки направлены на содействие внедрению и эффективному использованию новых технологий, на стимулирование инновационной активности, а также на продвижение отечественной продукции в других регионах и странах.
Особая роль в развитии инновационного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства в реальном секторе отводится исследовательско-промышленным кластерам. Здесь для них доступны лаборатории, оборудование и рабочие помещения для совместного пользования, консультации специалистов в специализированных областях. При этом формируются корпоративные связи, которые резко снижают затраты на поиск партнеров для совместных проектов.
Несмотря на то, что каждое государство создало свою инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и разработало собственные меры поддержки, существуют общие тенденции в изменении подходов к оказанию поддержки.
Следует выделить общие принципы оказания поддержки характерные для ряда развитых стран:
- высокая степень адресности;
- ориентация на стратегические для страны отрасли;
- децентрализация системы оказания поддержки.
Вместе с тем в разрезе существующих мер поддержки следует выделить и особенные подходы:
- поддержка преимущественно непрямыми финансовыми методами (через коммерческие банки, лизинговые компании и др.);
- институциональная поддержка, а также упрощение процедур доступа к государственному заказу, в том числе использование механизма субсидий, тендеров, государственного заказа и др.;
- оказание поддержки в области кадров (развитие систем дистанционного обучения, организация мероприятий по формированию сетей сотрудничества, проведение очных семинаров и тренингов по специализированным программам обучения и др.);
- оказание поддержки в области технологического развития (создание специальных партнерств и консорциумов для совместной разработки определенных технологий, инновационных продуктов; создание и развитие кластеров);
- оказание информационной и консультационной поддержки (создание для представителей малого и среднего предпринимательства наглядных информационных интерактивных карт, размещенных для свободного доступа в сети Интернет; субсидирование оказания консультационной поддержки со стороны коммерческих структур).
Отмеченные общие и особенные принципы достаточно эффективно реализуются в развитых странах.
В настоящее время в рамках финансовой поддержки в разных странах реализуются такие меры, как:
- предоставление прямых грантов/кредитов на проведение НИОКР и на инновационное развитие бизнеса;
- кредитование субъектов бизнеса через финансовых посредников;
- финансирование организаций, предоставляющих бизнесу микрокредиты;
- долевое финансирование венчурных фондов;
- предоставление банковских гарантий для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- финансирование лизинговых компаний по операциям лизинга с субъектами малого и среднего предпринимательства и др.
Общим почти для всех стран является то, что ранее доминировавшие прямые меры финансовой поддержки в виде невозвратных субсидий замещены мерами непрямой финансовой поддержки.
При этом данные меры преимущественно реализуются не через государственные учреждения и организации по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а через различные компании в сфере финансовых услуг и частные фонды, которые осуществляют взаимодействие с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Так, в странах-лидерах по развитию малого и среднего предпринимательства около 50-70% всех расходов на финансовую поддержку составляют расходы на оказание непрямой финансовой поддержки [1].
Такой подход к оказанию финансовой поддержки позволяет предоставить ее большему количеству субъектов малого и среднего предпринимательства, повысить ее эффективность, а также способствует развитию финансовых институтов как в стране в целом, так и в регионах, что создает позитивную внешнюю среду для бизнеса [2].
Важно отметить, что при наличии серьезных диспропорций в развитии отраслей или регионов, финансовая поддержка, как правило, реализуется через структурные фонды, напрямую оказывающие поддержку предприятиям из целевой группы.
Вместе с тем, несмотря на развитие рыночных институтов для устранения ряда слабо развитых рынков требуются целенаправленные действия со стороны государства.
Меры институциональной поддержки особенно актуальны для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Многие проблемы, связанные с неразвитостью рыночных механизмов, субъекты малого и среднего предпринимательства не способны решить самостоятельно в отличие от крупных компаний ввиду недостаточности для этого как финансовых, так и других видов ресурсов.
Как правило, меры институциональной поддержки направлены на решение следующих проблем:
- снижение высоких барьеров входа на рынок, в том числе за счет высокого уровня монополизации рынка со стороны действующих на рынке компаний;
- неисполнение контрактных обязательств контрагентами;
- сложные бюрократические процедуры и высокие требования при сертификации продукции;
- трудности доступа к госзаказу.
Решение этих проблемы возможно за счет политики стимулирования субподряда среди государственных и крупных частных предприятий, а также политики развития кластеризации малого и среднего предпринимательства (в Корее и Китае) [3, 4]; за счет бесплатных юридических консультаций для малого и среднего предпринимательства, которые помогают справиться с последствиями данных ситуаций; бесплатных консультацией субъектов малого и среднего предпринимательства, готовящихся к сертификации, либо проведение сертификации как меры поддержки (Чили) [5]; расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственному заказу (как в Европе, так и в США и в Корее).
В области подготовки кадров в развитых странах перешли на новые меры поддержки:
- семинары, конференции и тренинги, проводимые агентствами по поддержке малого и среднего предпринимательства;
- оказание консультационных услуг, при этом, первичные консультации и консультации по базовым вопросам, как правило, бесплатны (программа «Talk То A UKTI Export Adviser» в Великобритании);
- организация системы менторов-волонтеров (деятельность организации Service Corps of Retired Executives или Центров поддержки женщин-предпринимателей);
- гранты или налоговые вычеты на наем молодых специалистов и узкоспециализированных кадров.
В современных условиях особо значима поддержка в области технологического развития.
С увеличением темпов технологического переоборудования предприятий, увеличением доли инновационных продуктов на рынках, наиболее востребованными со стороны малого и среднего предпринимательства в промышленном секторе становятся меры поддержки в области технологического развития.
В развитых странах наибольшее распространение получили следующие меры:
- развитие технологических кластеров. Поддержкой кластеризации в последние годы активно занимаются в Китае (первые меры по стимулированию кластеризации были введены уже в конце 70-х гг. XX века) и Саудовской Аравии (с 2005 г. реализуется «Национальная программа развития индустриальных кластеров») [4].
Из развитых стран большое внимание развитию кластеризации уделяет Республика Корея (с 2005 г. реализуется Программа индустриальных комплексов-кластеров) [3].
Развитые страны (США, Великобритания, Германия) в своей политике поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не декларируют задачу развития конкретных кластеров, но используют такое понятие, как «кластерный подход», т.е. учет локальной индустриальной специализации при формировании пакета мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [6].
Подходы по формированию налоговых льгот в различных странах отличается.
Так, в Австралия (в 2010 г.) и Франция (в 2008 г.) сложную схему расчета налоговых вычетов, основанной на объеме инвестиций с учетом прибыли от инвестиций, заменили на более простую, учитывающую только объем инвестиций, при этом наличие прибыли от инвестиций на вычет не влияет.
Корея, Великобритания, Норвегия, Бельгия и Португалия за последние 5 лет предоставляют налоговые льготы, регулируя ставку расчета налоговых вычет или максимальный размер базы расчета вычета.
В Китае сфера применения налоговых вычетов для субъектов малого и среднего предпринимательства расширена: ранее вычетом могли воспользоваться только предприятия, работающие в «Новых технологических зонах», теперь - все субъекты малого и среднего предпринимательства, работающие в высокотехнологичной сфере [7].
Произошли изменения и в информационной и консультационной поддержке. Наблюдается тенденция по предоставлению всей информационной поддержки в рамках одного сайта. При рассмотрении трансформации консультационной поддержки во времени наблюдается переход от оказания бесплатной консультационной поддержки государственными органами власти, а также специальными государственными учреждениями к оказанию платной консультационной поддержки, которая для данных субъектов бизнеса субсидируется за счет бюджетных средств.
Тематике повышения доступности государственного заказа правительственные агентства по поддержке малого и среднего предпринимательства уделяют особое внимание и в первоочередном порядке создают единые онлайн-платформы. Такими примерами онлайн-платформ являются функционирующая с 2010 г. американская платформа Supplier Scouting, а также запущенный в 2011 г. в Великобритании Contracts Finder.
Для бизнеса разрабатываются информативные интерактивные карты, содержащие с географической привязкой сведения о других субъекта малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубаторах, инвесторах, коворкинг-центрах, отделах служб поддержки [8].
Безусловно, что наиболее информативные интерактивные карты, содержащие подробную информацию об экономической географии региона, включая потенциальных конкурентов и потребителей, могут являться
эффективным инструментов принятия стратегических решений субъектами малого и среднего предпринимательства.
Опыт зарубежных стран позволяет выделить основные тенденции:
- смещение акцента на поддержку инновационной деятельности, адресное развитие перспективных субъектов малого и среднего предпринимательства, а также стимулирование экспортной деятельности, а не на развитие малого и среднего предпринимательства в целом;
- качественно меняется роль малого и среднего предпринимательства в инновационном развитии экономики.
Действительно, сейчас за рубежом роль лидеров постепенно переходит к малому и среднему бизнесу, во многом это связано с изменением характера реализуемых инноваций, увеличением масштаба кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства в целях осуществления инновационной деятельности и снижением роли экономии на масштабе, т.к. электронные технологии и трансферт знаний снижают транзакци-онные издержки в рамках осуществления инновационной деятельности.
Кроме того, большая часть инвестиций малого и среднего предпринимательства в инновации осуществляется относительно небольшой группой. Так, в среднем в странах ЕС на долю «молодых» субъектов малого и среднего предпринимательства (до 5 лет) приходится до 25% выдаваемых патентов [9].
Следует также отметить, что происходит рост доли субъектов малого и среднего бизнеса, участвующих в партнерствах или консорциумах в целях осуществления исследовательской и инновационной деятельности. Статистические данные по странам ЕС показывают, что за период 2011-2018 гг. объем их сотрудничества в целях осуществления инновационной деятельности увеличился на 6,8%, в то время как объем самостоятельной инновационной деятельности на предприятиях малого и среднего предпринимательства упал на 10% [10].
Лучшие зарубежные практики, исследованные авторами, могут быть внедрены и в России с учетом их адаптации.
На наш взгляд целесообразно основной акцент сделать на развитии инфраструктуры поддержки и формировании комфортных условий ведения бизнеса, а не на поддержку отдельных субъектов малого и среднего бизнеса [11].
Вместе с тем, в приоритетном порядке следует развивать направления поддержки трансферта технологий и предконкурентных разработок; создавать большее количество локальных центров развития субъектов малого и среднего предпринимательства; расширять поддержку экспортно ориентированных компаний, в т.ч. выявление перспективных для экспорта направлений и адресная их поддержка; прямую финансовую поддержку заменить на непрямую; развивать долевое финансирование венчурных фондов.
Источники:
1. Международная финансовая корпорация. Поддержка малого и среднего бизнеса, с. 37 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ieg.worldbankgroup.org/Data/reports/chapters/sme_chap2.pdf
(дата обращения: 31.10.2019)
2. Международная финансовая корпорация. Поддержка малого и среднего бизнеса, с. 34 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ieg.worldbankgroup.org/Data/reports/chapters/sme_chap2.pdf (дата обращения: 31.10.2019)
3. Промышленный Комплекс. Кластерная программа Кореи. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.clustercollaboration.eu/sites/default/files/international_cooperation/the_industrial_complex_cluster_program_of_korea_ 2010.compressed.pdf (дата обращения: 31.10.2019)
4. Промышленные кластеры в Китае: инструменты политики для дальнейшего и более сбалансированного развития. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://revel.unice.fr/eriep/index.html?id=3476&format=print (дата обращения: 31.10.2019)
5. ISO / IEC 27001 для малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=https://www.bsigroup.com/en-GB/iso-27001-information-security/ISO-27001-for-SMEs/&prev=search (дата обращения: 31.10.2019)
6. Комментарий Мирового Банка по развитию кластеров. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/152521468158381169/Clusters-of-competitiveness (дата обращения: 31.10.2019)
7. Налоговое уведомление Китая - выпуск 17, июль 2018 года. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://home.kpmg/cn/en/home/insights/2018/07/china-tax-alert-17.html (дата обращения: 31.10.2019)
8. Интерактивные инструменты исполнительного агентства по МСП. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ec.europa.eu/easme/en/easme-data-hubs (дата обращения: 31.10.2019)
9. Проект доклада - отчет о состоянии малого и среднего предпринимательства в России к заседанию рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Малое и среднее предпринимательство». 2019 г. (материалы внутриведомственного использования)
10. Европейское табло инноваций https://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/facts-figures/scoreboards_bg (дата обращения: 31.10.2019)
11. Полиди А.А., Баяндурян Г.Л., Осадчук Л.М., Сичкар С.В., Институциональные регуляторы улучшения инвестиционного климата в регионе, Экономика устойчивого развития, Краснодар, 2014, 3, 183 - 187
Sources:
1. IFC Support for SMEs, p. 37 https://ieg.worldbankgroup.org/Data/reports/chapters/sme_chap2.pdf (date of the application: 31.10.2019)
2. IFC Support for SMEs, p. 34 https://ieg.worldbankgroup.org/Data/reports/chapters/sme_chap2.pdf (date of the application: 31.10.2019)
3. The Industrial Complex Cluster Program of Korea. https://www.clustercollaboration.eu/sites/default/files/international_cooperation/the_industrial_complex_cluster_program_of_korea_ 2010.compressed.pdf (date of the application: 31.10.2019)
4. Industrial clusters in China: Policy tools for further and more balanced development. http://revel.unice.fr/eriep/index.html?id=3476&format=print (date of the application: 31.10.2019)
5. ISO/IEC 27001 for SME https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=https://www.bsigroup.com/en-GB/iso-27001 -information-security/ISO-27001-for-SMEs/&prev=search(date of the application: 31.10.2019)
6. World Bank Cluster Development Commentary. http://documents.worldbank.org/curated/en/152521468158381169/Clusters-of-competitiveness (date of the application: 31.10.2019)
7. China Tax Alert - Issue 17, July 2018 https://home.kpmg/cn/en/home/insights/2018/07/china-tax-alert-17.html (date of the application: 31.10.2019)
8. SME Executive Agency Interactive Tools: https://ec.europa.eu/easme/en/easme-data-hubs (date of the application: 31.10.2019)
9. The draft report is a report on the state of small and medium-sized enterprises in Russia for the meeting of the working group of the State Council of the Russian Federation in the direction "Small and medium-sized enterprises". 2019 (materials of internal use)
10. European innovation scoreboard https://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/facts-figures/scoreboards_bg (date of the application: 31.10.2019)
11. Polydi A.A., Bayanduryan G.L., Osadchuk L.M., Sichkar S.V., Institutional Regulators for Improving the Investment Climate in the Region, Economics of Sustainable Development, Krasnodar, 2014, 3, 183 - 187
Л.А. Бекботова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
L.A. Bekbotova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit, FSBEI HE "Ingush State University";
Т.А. Бекботова - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право и процесс» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
T.A. Bekbotova - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Civil Law and
Process.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА SOME FEATURES OF DIAGNOSING THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF A QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
Аннотация. Непрерывно продолжающиеся процессы глобализации мировой экономики и возрастающая конкуренция вынуждают любую бизнес-структуру изыскивать общеорганизационные способы повышения качества. Популяризация систем менеджмента качества позволило предприятиям и научным организациям разработать принципы и методы производства продукции и услуг надлежащего качества. Особым преимуществом использования системы менеджмента качества (СМК) в повседневной деятельности выступает то, что процесс разработки качества происходит на всех этапах жизненного цикла продукции (услуги) - от производства до послепродажного обслуживания.
В условиях необходимости постоянного наращивания конкурентных преимуществ центр внутрифирменного управления переносится на повышение качества производимых продуктов, услуг. Бесспорно, все это сопряжено с оперативной корректировкой стратегии и тактики предприятия в интересах потребителей, совершенствования нормативных актов управления качеством.
Новое становление системы менеджмента качества в условиях цифровизации экономики также требует активного задействования ИКТ и цифровых технологий, сетевого взаимодействия стейкхолдеров при наращивании стоимости бизнеса.
Все вышеизложенное однозначно подтверждает актуальность темы исследования и необходимость поиска новых оценочных методов эффективности развития системы менеджмента качества.
Annotation. The ongoing processes of globalization of the world economy and increasing competition are forcing any business structure to seek corporate ways to improve quality. The popularization of quality management systems has allowed enterprises and scientific organizations to develop principles and methods for the production of products and services of appropriate quality. A special advantage of using a quality management system (QMS) in everyday activities is the fact that the quality development process occurs at all stages of the product (service) life cycle -from production to after-sales service.