Научная статья на тему 'Инструменты анализа политики в области авиационной деятельности с использованием средств информационно- аналитического центра'

Инструменты анализа политики в области авиационной деятельности с использованием средств информационно- аналитического центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационная деятельность / база данных / виртуальное предприятие / государственная политика / единое информационное пространство / информационно-аналитический центр / критерий оптимальности / мониторинг / поддержка принятия решения / системный анализ / сложная организационная система / aviation activity / database / virtual enterprise / state policy / common information space / information and analytical center / optimality criterion / monitoring / decision support / system analysis / complex organizational system
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты анализа политики в области авиационной деятельности с использованием средств информационно- аналитического центра»

Сливицкий А.Б.

начальник сектора ГосНИИАС

ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-

АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Ключевые слова: авиационная деятельность, база данных, виртуальное предприятие, государственная политика, единое информационное пространство, информационно-аналитический центр, критерий оптимальности, мониторинг, поддержка принятия решения, системный анализ, сложная организационная система.

Keywords: aviation activity, database, virtual enterprise, state policy, common information space, information and analytical center, optimality criterion, monitoring, decision support, system analysis, complex organizational system.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определено, что состояние национальной безопасности Российской Федерации зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Важной составляющей этих компонентов национальной безопасности является авиационная деятельность (далее - АД).

Цели государства по отношению к АД состоят в создании условий и структуры ее субъектов, которые бы гарантировали военную безопасность государства (в той мере, которая связана с военной авиационной техникой (далее -АТ) и её системами вооружения), эффективно функционирующую инфраструктуру авиаперевозок, как одну из основ обеспечения конституционной целостности государства. и авиационную промышленность (далее - АП), создающую материальную основу решения как этих задач, так и промышленного и экономического могущества государства в целом.

В самом общем виде АД - предмет системных исследований, в том числе автора настоящей работы, см. [1-22] -объединяет деятельность, предметно ориентированную на АТ, включая деятельность в сфере воспроизводства АТ и сфере оказания авиационных услуг в гражданской и военной областях, см. рис. 1.

Авиационная деятельность

Военный сектор авиационной промышленности

Авиационная промышленность (разработка н производство авиационной техники)

Кадры

Технологии

Гражданский сектор авиационной промышленности

±

Авиационная техника

гражданская

О

о

вкс

Эксплуатация авиационной техники Кадры

Авиакомпании

Рисунок 1.

Структура авиационной деятельности в общем виде [3]

По значимости и размерам АД относится к разряду сложных масштабных видов государственной экономической и промышленной деятельности [2, 17]. Она характеризуется комплексным взаимодействием составляющих элементов - субъектов АД [8, 12], требующих для своего развития существенных затрат ресурсов и времени, скоординированной деятельности промышленной и транспортной, региональных и отраслевой систем, государственных корпораций и отдельных предприятий авиационной и смежных отраслей промышленности.

Фактически, АД - это комплексная деятельность различных субъектов, осуществляющих управленческие функции по отношению к находящимся в их подчинении объектам высокой наукоёмкости, технической сложности и ресурсоемкости при многообразии их взаимосвязей [3]. Основные субъекты АД представлены на рис. 2.

АД находится под влиянием внешних геополитических факторов, в том числе конкурентной борьбы в мировом масштабе (в том числе недобросовестной), глобализации и мирового разделения труда. Это актуализирует проблемы конкурентоспособности продукции АП и авиационных услуг, а также совершенствования мер и механизмов государственного регулирования АД в Российской Федерации. В современных условиях государство, выдвигая общенацио-

нальные цели своего развития, заинтересовано в повышении эффективности функционирования АП и согласованного развития всех субъектов АД. Необходимость целенаправленных действий обусловлена наличием накопленных негативных факторов, создающих угрозы и риски для АД [4, 21]. В субъектах АД произошли и происходят структурные и институциональные преобразования, повышается роль рыночных факторов, что требует рационализации законодательных и нормативных условий их функционирования [2, 8, 10, 12, 14, 16, 17], в том числе изменений и корректировки ряда существующих документов.

Рисунок 2.

Основные субъекты авиационной деятельности [3]

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года за основу будущего развития России принята модель инновационного социально-ориентированного развития, предполагающая переход от модели экономического роста, основанной на экспорте топливно-сырьевых ресурсов, к инновационной модели, основанной на использовании инновационного потенциала экономики России с целью повышения её конкурентоспособности. При этом в рамках реализации национальных стратегических целей развития и парирования угроз и вызовов национальной безопасности определяется потребность технологического лидерства и осуществления инновационного прорыва в ряде приоритетных направлений.

В настоящий временной период реализуется очередной этап развития основных субъектов АД. В сфере правового регулирования АД действует несколько федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства России, правовых актов ФОИВ - хорошо известных специалистам - и вводящих в действие документы стратегического планирования развития АД. Все в совокупности эти акты формируют государственную политику в области АД.

Государственные программы в области АД являются механизмом реализации соответствующей государственной политики. Повышение эффективности выполнения государственных программ, а также документов стратегического планирования в области АД - объекта исследований (в том числе автора настоящей работы [2, 4, 8, 10, 12, 1417, 21]) - является важной областью деятельности государственных органов управления. Системные исследования в области АД проводятся на постоянной основе в соответствии с межведомственным решением «О распределении между научными организациями функций головных исполнителей по разработке системных проектов по проблемным вопросам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере изучения, освоения и использования воздушного пространства».

Радикальные преобразования в экономике России, связанные с негативными внешними факторами (политика сдерживания России, режим санкций, напряженность международных отношений), объективно влекут за собой необходимость развития методологии и инструментария планирования и управления технико-экономико-организационными системами и крупномасштабными научно-техническими программами, и проектами в новых условиях хозяйствования. Приоритетное развитие современных наукоемких отраслей, являющихся базой экономического роста, выдвигает жесткие требования к качеству долгосрочных прогнозов и управленческих решений, последствия которых могут иметь стратегическое значение как для отдельных предприятий, так и для экономики страны в целом.

Отраслевая разобщенность субъектов АД и наличие собственных отраслевых целей развития создает риски для реализации целей обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития страны. Передача функций разработки основополагающих программных документов отрасли интегрированным структурам привела к ряду противоречий, ослабляющих обратную связь между долговременными социально-экономическими интересами государства, интересами обороны и национальной безопасности, и развитием авиационной науки и АТ. Каждая интегрированная структура, разрабатывая стратегию развития соответствующей подотрасли (самолетостроения, верто-летостроения, авиационного двигателестроения и т.п.), во-первых, учитывает лишь интересы соответствующей подотрасли, и, во-вторых, исходит лишь из своих возможностей. Оба фактора могут приводить к принятию решений, неоптимальных на уровне российской АП в целом (а тем более, российской экономики) [1]. То есть важнейшей проблемой регулирования АД, как показывает системный анализ АД (см., например, [1, 3, 8, 14, 15, 21]), является проблема координации управленческих решений и регулирующих воздействий различных лиц, принимающих решения (далее -ЛПР) - руководителей субъектов АД.

До недавнего времени в системе АД одним из немногих координирующих инструментов были Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, в которых определены приоритеты, принципы и меры политики России в области АД на очередной плановый период в рамках специального комплексного плана их реализации. Авторский анализ проблем формирования и реализации этих документов - регуляторов см. в [14, 15].

В декабре 2016 года после многолетних обсуждений в экспертном сообществе путей интенсификации и повышения эффективности АД, - а главное её ориентированности на отечественную гражданскую АТ, разрабатываемую национальной АП - была сформирована Авиационная коллегия при Правительстве Российской Федерации1. Коллегия создана Постановлением Правительства России от 21 декабря 2016 года №1408 как правительственный институт для улучшения координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций АП и воздушного транспорта в области разработки, производства, эксплуатации и продвижения на рынках отечественной гражданской АТ. АД получает новый механизм взаимоувязки интересов субъектов АД и их целей, а также методов и средств достижения этих целей. Этот инновационный механизм государственного управления должен способствовать также реализации в АП Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642. Перспективная структура системы управления АД, включающая Авиационную коллегию при Правительстве Российской Федерации представлена на рис. 3.

Проидеат Россжжскож Федедяджж

Общее руЕоюдстао ы Ецрэ5отюв в ремшлпвев государствен во в

гаи iriwk н е лйттд 'in HRHHI рдннш ДСПИПНПН

Реягганщщг Пр двнтелъсгво Россжжскож Федерала а

бДНВОН ¿т^хур.1 щим^^удяингуи" ТОГУД^СШйм»тт ШПЕ чнк и ц.

Ыэпасш ЛЕЕ ЕЦОНШН IWTTPnTiTlk -m

Лввалвоввая коллегия при Правительстве Россжжскож Федержш -

DOCTMBBQ niiJtg ч^утлти ии тдприиши [иш uiui и л^дчпт nfiflmin umnri inntr

соглжилннын давстава ФОЙЕ, органов взюлнвтель в он елэств субьеооЕ

Росснвсеов Федерапнв в орглншжшв е области АД ZjfeiE. ^нвкжнмзии: обеспеченне решении »адвя по режшлпнн Стратегии

ДР.1Д11 [шипит пирпстгь'ди чц Рдпидтдд -Д>дгтди|i [и и тан щрщд до ПЩВ,

щ №|wimhm рассмотревве ЕОЩМСОЕ ^bii [НШШ ьдит шм wiHk и е ОЁПИСТН

ии.нн| [М1НМИТ rriptritfirfcTnfnT н ПЩГОТНЕЕй рдп^ТМН'! III1II |И и ■ i тттт рщпннню

■--------------J L--------------■

Ынвтравс Россах

Ж

Система ФОЙЕ! ннных субьеЕШ^, | | мнтересамвнык е

эффепшнкш АД

Ыивпромгорг Россах

Ываоборовы Россах

ОрГЯН икуд^стмншго Т-прдд пинии н БЫрЙМТЕН ЕЦ№ДЛ-ЭЖЕННН ЕЮ ^flpUHIMITUIHHH I IT pflHM HMII [ИИ TWJITfl|M 'IWH UW TWIN WIHk и -

Департамент аьяалвоввов промышленности

Задачи:

- рщнботы щедложеннн ш форощиванню в реапташн государстаенвэн TMlll wiHk и Е ОЁПИСТН АД|

- реП'ЛЩХИЛНВе ^ГГУИНД 'ЦМПНИИИ BOpiUJHEBOe ЕфйЕФЕОе, финансовое, некннчвсЕве) левлпвонвин отрасли е интересах общества в нкуд1фСТЕя;

- орГЯНВКЦЩ ®50ОЕЧВНИЯ (фВНаВСОЕОГО, ВЗТСНОГО, иц^шрши [1«ЦИИД1 ЕДЦ-роЕого в ie) работы в рзв-Евтнж отрасли е ион его чясщ которая еыходнт w раыЕН нетересоЕ еюпкжвеиё чэстбяго йшвесл;

- орглншлпш В ЕОБТрОПЬ ЕЫГКМШаНШ отраслью ГОСТ'ДфСТЕеННЫН ЦЕЛОЕ.

Корхоратхвиое не» управления

Задачи и фующцц — это ндятн н фужщнн доЕ^инепьнио управляющего государственными отраслевыми дк'тидт Коршршивам хвеа) ухцшЕпеннн отвегствент щжд икудщстЕоы топьев ia тммшчвсЕую уа

mfyirflp 'imJUHft-TflfTmm I црл^^р чцд е ффрШШ OAK Н и шпч|утп ГОСУДЯрСТЕУ ДОШЕ ДОЛОДОЕ.

Рисунок 3.

Перспективная структура системы управления АД, включающая Авиационную коллегию

при Правительстве Российской Федерации [1]

Авиационная коллегия нуждается в таком инструменте анализа государственной политики в области АД как система мониторинга и системного анализа АД. Инструменте поддержки принятия решения, формирующем обратную связь в контуре управления АД. Инструменте, основанном на современных информационных технологиях - информационно-аналитическом центре и его аналитических, презентационных и вычислительных возможностях.

1 В ходе выполнения работ по системному анализу АД [1-4, 8, 12, 14-17, 21, 22] автором в работе [8] впервые была обоснована необходимость создания Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации. Сформулирована цель и задачи её деятельности, а также её полномочия по координации в сфере АД.

Качество и достаточность нормативно-правового и административно-организационного обеспечения АД определяет её институциональную развитость, в том числе встроенность в государственный механизм, возможность обеспечить достижение государственных целей, задач, приоритетов АД. Адекватность нормативно-правовой базы АД внешним (внешнеполитическим, внешнеэкономическим) и внутренним (внутриполитическим, экономическим, институциональным) факторам должна обеспечивать основу устойчивого инновационного развития авиации, её вклад в модернизацию и реиндустриализацию России.

Формально регулирование АД осуществляется ЛПР в соответствии с индикаторами (показателями), отражающими систему государственных приоритетов в области АД, определенных Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, а также экспертным сообществом (см., например, работы [4, 21, 22]) и с помощью таких видов обеспечения - подсистем системы регулирования АД -как [1]:

- нормативное правовое (законодательное) обеспечение;

- ведомственное инструктивно-методическое обеспечение (регулирование);

- нормативное техническое обеспечение (система стандартизации);

- стратегическое планирование развития;

- целевое финансирование государственного заказа на АТ, включая создание научно-технического задела, разработку и производство АТ;

- информационное обеспечение, обеспечивающее формирование обратной связи в контуре управления АД.

Характеризуя инструменты (методологию) анализа политики в области АД, следует отметить, что в ходе выполнения работ применяются общенаучные и специальные апробированные методы научного познания:

1) Общие: наблюдение, описание, сравнение, обобщение, количественные оценки и др.

2) Общенаучные: диалектика (абстракция и восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез), формальная логика (индукция; дедукция; аналогия; гипотеза), системный анализ (изучение образования, развития, функционирования и синтеза государственно-правовых, научно-технических, геополитических, военно-стратегических и экономических событий, а также их взаимосвязи; рассмотрение событий как систем/подсистем и их элементов).

3) Междисциплинарные.

4) Специальные: формально-юридический метод; сравнительно-правовой метод; метод программно-целевого планирования; методы оценки и прогнозирования рисков; методы стратегического планирования и эффективностного анализа.

Ведущую методическую основу технологии проведения системных исследований АД составляет системный подход [1, 3, 22], включающий анализ существующей системы, выявление узких мест и дефицитов относительно глобальных целей, выдвигаемых государством, формирование рационального варианта системы на основе формализованного рассмотрения и оценки альтернативных вариантов, в том числе альтернативная разработка проблемных вопросов их реализации. АД рассматривается как сложная организационно-технико-экономическая система, при анализе которой определяются принципы и механизмы функционирования основных субъектов АД в интересах выработки предложений по повышению эффективности мер государственного регулирования.

Формально методология проведения исследований по анализу АД включает следующие, последовательно решаемые, задачи: анализ (мониторинг) текущего состояния, прогноз развития, целеполагание, планирование, распределение функций и ресурсов, стимулирование (мотивация), контроль и оперативное управление, анализ произведенных изменений [3].

В условиях изменения финансово-экономической и социальной среды актуализируется проблема быстрого реагирования государственной политики на вызовы внешней среды. В современном, быстро меняющемся мире, управление стало сверхсложной задачей, отнимающей у ЛПР и его команды всё время (включая личное). Изменения политической и социально-экономической ситуации, технологий, рынка, отраслей, конкурентов происходят со все ускоряющимися темпами. Теперь время - это не только ограничение, но и оптимизируемый (минимизируемый) параметр.

Широко известный из методологии системного анализа критерий оптимальности «эффективность-стоимость» должен быть расширен в сферу оптимизации (кардинального сокращения) времени проведения исследований и принятия решения [13]. Он может быть сформулирован в виде «эффективность-стоимость-время» [11, 19] или с учетом показателя «риски» в виде: «эффективность-стоимость-время-риски».

Реализация этого методологического новшества возможна не только на формально-математическом и программно-алгоритмическом, но и на организационном уровнях. Имеется в виду широкое внедрение в управленческий процесс методов информационно-аналитической поддержки [9], ускоряющих ситуационный анализ и принятие решения на основе современных информационных технологий - баз данных (далее - БД), автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ), информационно-аналитических центров (далее - ИАЦ) [13, 20], ситуационных центров (далее -СЦ) [13, 20], интегрированной информационной среды [5, 6, 11], распределенных (сетевых) программно-аппаратных сред [6, 7], виртуальных предприятий [18], единого информационного пространства и комплексных моделей социально-экономического развития отраслей (например, АД, в целом или АП, в частности), регионов и Российской Федерации в целом.

Для создания системы поддержки решения задач управления на уровне авиационной отрасли необходимы:

- технологии отслеживания тенденций, угроз и новых возможностей в АД на основе скрупулезного анализа базовой статистики и трендов развития внешних факторов;

- технологии экспертной поддержки программ развития АД в целом, а также отдельных её секторов и крупных проектов по созданию АТ;

- технологии проведения мозговых штурмов для нахождения решений в сложных кризисных ситуациях или их предотвращения.

Перечисленные технологии должны быть объединены в единый операционный комплекс информационно-аналитической поддержки принятия решений по развитию и повышению эффективности АД - информационно-аналитический центр [5, 11, 13, 20], эффективная эксплуатация которого не только обеспечит быстроту реакции, качество и оптимальность управления развитием АД, включая стратегическое планирование на федеральном и отраслевом уровне, но и сократит время проведения управленческого цикла [11, 19]: от анализа проблемной ситуации, до контроля исполнения принятых решений.

В результате многолетних исследований в области АД1 была выработана специальная методика проведения комплексных исследований состояния и тенденций развития АД в России и в мире [3], состоящая из 13 этапов. В настоящее время эта методика совместно с другими методологическими основаниями системных исследований в области АД - инструментами анализа соответствующей государственной политики, перечисленными выше, развернута на нескольких АРМ.

АРМ позволяет проводить:

- информационную часть системных исследований в области АД, связанную со сбором необходимой информации, мониторингом выполнения мер и мероприятий государственной политики;

- исследовательскую часть системных исследований в области АД, связанную с выявлением угроз, факторов, и проблемных вопросов, разработкой предложений по парированию угроз национальной безопасности в области АД с их оценкой и выделением наиболее рациональных, формированием (уточнением) системы мер и механизмов государственного регулирования развития АД с учетом современной и прогнозируемой геополитической, военной и экономической обстановки в мире, а также состояния и перспектив развития отечественной АП, а также авиационных науки, техники и технологий;

- редакционно-оформительскую часть системных исследований в области АД, связанную с формированием отчетной документации, в том числе в соответствии с текущими запросами ФОИВ в области АД.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В составе АРМ разработаны и развернуты несколько БД (первые версии) по тематике АД. Так разработана и развернута БД с результатами мониторинга АД. В отдельную БД сведены нормативные правовые акты и стратегические документы в области АД. Следующая БД посвящена выполнению оперативных поручений ФОИВ в области АД. В совокупности эти и другие БД в области АД составляют важный элемент системы поддержки принятия решения в области АД.

АРМ предоставляет эксперту возможность анализа агрегированных данных, средства прогнозирования и ситуационного (динамического) моделирования как возможность получить ответ на вопрос «что будет, если», возможность проведения оценки рисков при расчете шансов реализации прогноза. Прогнозирование позволяет получить сценарий развития на основе анализа текущей ситуации, моделирование позволяет вносить возмущения и определять возможные последствия, связанные с наступлением того или иного события. Алгоритмы поиска наилучшего решения -это сложные вычислительные задачи, поэтому обычно проблема локализуется, после чего ищется наилучшее решение для определенного набора условий.

Новым перспективным средством (инструментом) обработки информации о результатах АД является использование информационно-аналитического центра [5-7, 13, 18, 20], позволяющего сконцентрировать и скоординировать различные потоки разнородной информации об АД, обеспечить её многоэкранное представление и, соответственно, предоставить возможность её анализа не одному (двум), а целой группе - коллективу экспертов (в том числе, и территориально разнесенных). Применение ИАЦ позволяет достичь цели сокращения времени проведения исследований2, повышения качества и достоверности прогнозной информации за счёт увеличения интеллектуального потенциала экспертов (за счёт роста концентрации научной мысли) при необходимой и достаточной информационной поддержке.

Задачи, решаемые ИАЦ при системном анализе АД:

1. Оперативное получение и использование полной и достоверной информации о результатах АД:

- проблемный мониторинг - постоянное слежение за развитием ситуации в предметных областях АД, автоматизированное смысловое обобщение информации и оперативное информирование в соответствии с рангом ЛПР;

- сбор, хранение, обработка, предоставление информации по тематике предметных областей АД;

- проведение разносторонних экспертиз информации;

- обеспечение сохранности БД, контроль за их использованием в зависимости от степени конфиденциальности и уровня доступа эксперта, защита от несанкционированных воздействий и разрушения.

2. Наглядное представление информации: иллюстрированное представление тематических докладов; проблемных ситуаций - ситуаций принятия решений, а также целей, задач, критериев, вариантов и процедур принятия решений; полученных результатов исследований и др.

3. Поддержание коммуникационных процессов на корпоративном уровне и с внешним окружением:

- автоматизированный обмен большими объемами информации и результатами исследований;

- организация и проведение видеоконференций;

1 Обоснованность и практическая применимость излагаемой методологии системных исследований в области АД подтверждается более чем десятилетним опытом выполнения коллективом экспертов ФГУП «ГосНИИАС» ряда НИР по заказу Минпром-

торга России, посвященных анализу состояния и тенденций развития АД в Российской Федерации и в мире.

2

При сокращении времени ИАЦ по своему быстродействию переходит в СЦ.

- взаимодействие с внешними БД, информационно-аналитическими и информационно-управляющими системами.

4. Моделирование систем с участием АТ и научно-производственной базы её создания.

5. Внешнее (концептуальное) проектирование АТ и её компонентов в интересах формирования облика перспективных образцов, обоснования требований к технологической базе, обеспечивающей создание АТ и её компонентов с требуемыми характеристиками, прогнозирования характеристик систем, которые могут быть созданы в стране и за рубежом на базе перспективных научно-технических разработок и использованы в конкурентной борьбе и конфликтных ситуациях.

6. Поддержка задач планирования развития и применения АТ, стратегического управления научно-производственной базой создания АТ:

- поддержка задач программно-целевого планирования развития АД и оптимизации применения АТ. В том числе: определение рационального состава основных, вспомогательных, обеспечивающих элементов систем с участием АТ (внутрисистемное планирование); планирование операций с участием АТ; формирование предложений в программы развития АТ, и её компонентов АТ (программно-целевое планирование); формирование предложений в программы развития технологической базы АП, обеспечивающей создание перспективных образцов и компонентов АТ;

- поддержка задач стратегического управления научно-производственной базой создания АТ - задач рационализации продуктовой политики, технического и технологического перевооружения, структурных преобразований в интересах обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития предприятий АП;

- подготовка и обоснование вариантов решений для руководства института и федеральных органов исполнительной власти.

7. Поддержка процессов обучения: проведение компьютерных экспериментов и деловых игр в интересах повышения профессиональной квалификации экспертов различных рангов; предоставление услуг в сфере автоматизированного, в том числе удаленного обучения.

Отправной точкой для построения системы информационно-аналитической поддержки управленческих решений на федеральном уровне может стать концепция создания единой сети распределенных СЦ. На федеральном уровне реализация данной концепции предусмотрена Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Список литературы

1. Жеребин А.М., Попов В. А., Сливицкий А.Б. Анализ особенностей регулирования авиационной деятельности в Российской Феде-

рации // Третья Всероссийская научно-техническая конференция Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов. - М.: Научтехлитиздат, 2017.

2. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. О совершенствовании системы стратегического планирования и научно-

технического прогнозирования развития авиации и авиационной деятельности Российской Федерации // Третья Всероссийская научно-техническая конференция Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов. - М.: Науч-техлитиздат, 2017.

3. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Системные вопросы исследования авиационной деятельности России // Сборник

докладов юбилейной всероссийской научно-технической конференции «Авиационные системы в XXI веке» (г. Москва, 2627 мая 2016 г. ФГУП «ГосНИИАС»). Т. 1. - М.: ФГУП «ГосНИИАС», 2017. - С. 88-94.

4. Сливицкий А.Б. Анализ рисков и ограничений, связанных с вступлением во Всемирную торговую организацию, на авиационную

деятельность России и Украины // Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. Тр. Второй междунар. научн.-практ. конф. (14-15 ноября 2013 г., ИНИОН). - М., 2014.

5. Сливицкий А.Б. Интегрированная информационная среда системы поддержки комплексных исследований и разработок в авиа-

ционной промышленности // Ситуационные центры 2010. Современные информационно-аналитические технологии поддержки принятия решений: материалы научно-практической конференции, Москва, РАГС, 27-28 апреля 2010 г. под общ. ред. А.Н. Дан-чула. - М.: РАГС, 2011. - С. 244-250.

6. Сливицкий А.Б. Концептуальные модели информационного взаимодействия субъектов инновационного процесса // Межотрасле-

вая информационная служба. - М., 2016. - № 1 (174). - С.43-54.

7. Сливицкий А.Б. Механизмы сетевого взаимодействия при решении проблем инновационно-технологического развития России //

Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 10. Часть 2. Редкол.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2015. - С. 292-299.

8. Сливицкий А.Б. О координации взаимодействия органов государственного управления авиационной деятельностью // Транс-

портное право. 2010. - № 2. - С. 19-23.

9. Сливицкий А.Б. Перспективы развития информационных систем ситуационного анализа и поддержки принятия решения в госу-

дарственном управлении // Вопросы становления электронной демократии в России: сборник статей / Под ред. Е.А. Казьминой. - Барнаул: Изд-во ААЭП, 2016. - С. 246-254.

10.Сливицкий А.Б. Повышение эффективности выполнения государственных программ в области развития авиации и авиационной деятельности // Сборник научных статей V научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Антикризисное регулирование в современных условиях», МГУ, 18 декабря 2013 г. Москва. - М., 2013.

11. Сливицкий А. Б. Принципы и особенности технологии реализации интегрированной информационной среды в научных организациях авиационной отрасли // Сборник докладов Всероссийской научно-технической конференции «Моделирование авиационных систем», ФГУП «ГосНИИАС». Т. 1. - М.: ФГУП «ГосНИИАС», 2011. - С. 282-289.

12.Сливицкий А.Б. Разработка предложений по принципам функционирования и взаимодействия основных компонент авиационного потенциала России и Украины // Перспективы скоординированного социально-экономического развития России и Украины в общеевропейском контексте. Тр. Первой междунар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - С. 313-319.

13.Сливицкий А.Б. Ситуационный центр как технология проведения системных исследований и внешнего проектирования авиационной техники // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов, Д.В. Ефременко. - М., 2016. - Ч. 1. - С. 339-344.

14.Сливицкий А.Б. Совершенствование нормативно-правовой базы авиационной деятельности в Российской Федерации // Мировой судья. 2010. - № 2. - С. 18-24.

15.Сливицкий А.Б. Совершенствование основ политики государственного строительства: нормативно-правовой анализ // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. -М., 2016. - Ч.2. - С.408-414.

16.Сливицкий А.Б. Совершенствование правового поля авиационной деятельности // 8-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2009» (Москва, 26-29 октября 2009 г.). Тезисы докладов. - М.: МАИ-ПРИНТ, 2009. - С. 228.

17.Сливицкий А.Б. Стратегическое планирование инновационного и технологического развития авиационной отрасли: проблемы и решения // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2012. - Ч. 2. - С. 89-95.

18.Сливицкий А.Б. Технология виртуальных предприятий как перспективное направление информационно-аналитического обеспечения инновационного развития в рамках отраслевого центра системных исследований // Регионы России: Стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития. Труды восьмой междунар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2012. - Ч. 1. - С. 497-501.

19.Сливицкий А.Б. Трансформация методологии системных исследований под воздействием информационных технологий // Регионы России: Стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития. Труды седьмой между-нар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2011. -Ч. 1. - С.593-601.

20.Сливицкий А.Б. Учебно-научный ситуационный центр // Экономика, наука, образование: проблемы и пути интеграции. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ВЗФЭИ, 26-27 октября 2010 г. Заседания секций. Т. 1. Секции 1-8. -М.: ВЗФЭИ, 2011. - С. 40-41.

21.Сливицкий А.Б. Факторы успешности России в области авиационной деятельности // Успешность развития социальных систем и государственная политика и управление: Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. 2015. - С. 583-590.

22.Сливицкий А.Б. Экспертно-аналитическая деятельность в обеспечение инновационного развития российской авиационной отрасли // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 9. Ч. 1 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и меж-дунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2014. - С. 627-632.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.