Научная статья на тему 'Концептуальные основы стратегического планирования и управления авиационной деятельностью'

Концептуальные основы стратегического планирования и управления авиационной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационная деятельность / авиационная техника / внешнее (концептуальное) проектирование / государственное регулирование / информационно-аналитическое обеспечение концептуальные основы / системный анализ / системный подход / сложная система / стратегическое планирование / структура / управление. / aviation activity / aircraft equipment / external (conceptual) design / government regulation / information and analytical support for the conceptual foundations / system analysis / system approach / complex system / strategic planning / structure / management.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы стратегического планирования и управления авиационной деятельностью»

Сливицкий А.Б.

начальник сектора ГосНИИАС

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Ключевые слова: авиационная деятельность, авиационная техника, внешнее (концептуальное) проектирование, государственное регулирование, информационно-аналитическое обеспечение концептуальные основы, системный анализ, системный подход, сложная система, стратегическое планирование, структура, управление.

Keywords: aviation activity, aircraft equipment, external (conceptual) design, government regulation, information and analytical support for the conceptual foundations, system analysis, system approach, complex system, strategic planning, structure, management.

Системное мышление лежит в основе любой деятельности человека. Особенно ярко оно проявляется при решении сложных научно-практических проблем, при разработке и реализации крупномасштабных проектов, при управлении сложными техническими объектами и технологическими процессами в нештатных (критических) ситуациях или социально-экономическими системами в кризисных ситуациях [6], а также при решении задач научного и информационно-аналитического обеспечения национального стратегического проектирования и модернизации страны (отдельных отраслей хозяйствования). Подобные характеристики объекта исследования, безусловно, относятся к такому важному фактору (элементу) государственного и общественного устройства как авиационная деятельность (далее -АД). Фактору, имеющему в современном мире и, по-видимому, в долгосрочной перспективе, геостратегическое, геополитическое, экономическое, технологическое, научное, социальное и иные измерения как на национальном, так и на международном уровнях.

АД является определяющей для таких сфер жизни российского общества как обеспечение национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации, обеспечение её территориальной связности - конституционного принципа, так и для экономики и такой важной её составляющей как авиационный транспорт.

АД представляет собой сферу активности государства, науки и бизнеса, предметно ориентированную на авиационную технику (далее - АТ), включая воспроизводство АТ, применение и оказание авиационных услуг в гражданской и военной областях. По значимости и размерам АД относится к разряду сложных масштабных видов государственной промышленной, оборонной и социально-экономической деятельности. АД - это комплексная деятельность различных субъектов - элементов соответствующей сложной организационной системы, - осуществляющих управленческие функции по отношению к находящимся в их подчинении объектам высокой наукоёмкости, технической сложности, ресурсоемкости при всём многообразии их взаимосвязей [3, 5] и структурной изменчивости во времени в ходе своего жизненного цикла.

По словам Д. Медведева: «Вопросы госполитики в области АД - это широкий спектр задач, который прямо влияет на будущее российской авиации. Это один из приоритетов модернизации экономики. От положения дел в отрасли зависит и состояние в области безопасности страны, безопасности её граждан, и во многом это влияет на качество жизни. ... развитие авиационного потенциала России - это ключевое условие повышения конкурентоспособности нашей экономики»1.

Как объект государственного регулирования АД представляет собой сложную организационную систему, как уже было нами отмечено. Все элементы системы - субъекты АД - имеют разные цели функционирования: обеспечение территориальной связности (Минтранс), получение прибыли (авиакомпании), обеспечение обороны и национальной безопасности (Минобороны), создание элементов авиационного потенциала (Минпромторг), обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности, экологичность воздушных судов и др. Учет и согласование перечисленных целей представляют собой сложную управленческую проблему, усложнённую динамичным изменением внешних и внутренних политико-экономических факторов.

Концептуальные основы исследования авиационной деятельности

Концептуальную основу исследований АД, в том числе исследований, имеющих своей целью стратегическое планирование и управление АД, составляет системный подход, в ходе реализации которого АД - объект наших исследований - рассматривается как система (сложная система) со всеми присущими ей особенностями строения, свойств, характеристик.

1 Из выступления Д. Медведева на Заседании Совбеза РФ «О государственной политике в области авиационной деятельности». 1 апреля 2011 г. - http://www.za-nauku.гu/index.php?option=com_content&task=view&id=4026&Itemid=35

На практике системный подход раскрывается в таких научных дисциплинах как: «Теория систем и системный анализ», «Общая теория систем», «Системотехника», «Исследование операций», «Системный анализ», «Теория принятия решений», «Теория управления», «Теория организаций» и других. Все эти методологические основания учитываются и используются в ходе системных исследований в области АД, проводимых ФГУП «ГосНИИАС» на постоянной основе.

Например, теория систем учит познанию общесистемных законов и принципов в построении, функционировании, развитии, планировании, управлении и моделировании сложных систем (объектов и процессов различной физической природы), а также познанию методов и способов формирования их структур, свойств и желаемого поведения в конкретных ситуациях реальной обстановки настоящего времени и прогнозируемых условиях будущего.

Системный анализ является прикладным направлением теории систем, в котором решаются задачи анализа слабоформализуемых проблем с привлечением специалистов из различных областей знаний - междисциплинарные системные исследования, - а также разрабатываются методы принятия решений в условиях неопределенности и риска. Так системный анализ и внешнее (концептуальное) проектирование авиационных комплексов - основной исследовательский этап создания перспективной АТ [1]. Технология внешнего (концептуального) проектирования АТ [1-2, 5, 9] была разработана ФГУП «ГосНИИАС» в 1970-1980-х годах и успешно применяется по сей день.

Концептуально внешнее проектирование связано с выявлением целей создания, с уточнением круга решаемых разрабатываемым изделием целевых задач, с исследованием внешней среды и ее воздействия на процессы функционирования изделия, с прогнозно-исследовательской оценкой достижимого уровня обликовых характеристик комплекса. Результатом внешнего (концептуального) проектирования является техническое задание на разработку проекта, содержащее основные требования к системе и параметры её взаимодействия с внешней средой, обеспечивающие решение с потребной эффективностью стоящих перед изделием задач [2].

Формально методология проведения исследований по анализу АД включает следующие составляющие задачи: анализ (мониторинг) текущего состояния; прогноз развития; целеполагание; планирование; распределение функций и ресурсов; стимулирование (мотивация); контроль и оперативное управление; анализ произведенных изменений [1, 5].

Системные исследования в области АД проводятся на основании следующих принципов: соблюдение и отстаивание интересов государства; обоснованность выводов и их подкрепление статистическими данными; комплексность исследований, что обусловливает субъектный состав исследователей, направления исследований, учет всей массы нормативных правовых актов; вскрытие проблемных вопросов и разработку предложений по их учёту и парированию; использование общенаучных и специальных методов исследований [5].

Системный подход к понятию «авиационная деятельность»

Вообще, изучение любого явления предполагает уяснение его сущности - четкое определение содержания понятия, которое это явление обозначает. Для данного исследования таковым является «авиационная деятельность».

Например, в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года1 (далее - 0сновы-2010), - концептуального, идеологического документа системы стратегического планирования: АД называется деятельность по изучению, освоению и использованию воздушного пространства. Данное определение АД является слишком общим, оно неконкретно и однобоко.

Так отождествление АД с изучением воздушного пространства, фактически отождествляет её с климатологией и метеорологией, что не верно. Результаты климатических и метеорологических исследований для разработки и эксплуатации АТ конечно же очень важны, но все-таки климатология и метеорология - отдельные самостоятельные науки и отрасли естествознания. Выделение же в качестве основного вида АД деятельности по освоению воздушного пространства тоже некорректно. Человечество уже освоило не только воздушное пространство, но и космическое.

Легко видеть, что определение АД, данное в 0сновах-2010, полностью замалчивало такие вопросы как:

- с помощью какой техники осуществляется АД - то есть, каков объект АД?

- является ли АД создание АТ и её эксплуатация? Или АД является только эксплуатация АТ?

- кто всем этим должен и/или может заниматься?

- какие виды деятельности могут быть отнесены к АД, являющейся по своей сути некой синтетической (комплексной) деятельностью?

Таким образом, можно констатировать: определение АД в 0сновах-2010 не только не раскрывало содержание понятия АД, но и запутывало заинтересованных в однозначном понимании АД лиц - субъектов АД, например.

Нормативное определение понятия АД содержится в Федеральном законе от 08.01.1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации». В соответствии с этим нормативным правовым актом АД - это организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач.

Данное определение АД кардинально отличается от определения АД по 0сновам-2010. В определении АД по федеральному закону даются ответы на все поставленные нами вопросы.

1 Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года. / Поручение Президента России от 3 февраля 2001 года № ПР-241. // Текст официально опубликован не был. В настоящее время утратили юридическую силу и заменены Основами государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года. / Поручение Президента России от 1 апреля 2012 года № ПР-804. // Текст официально опубликован не был.

1) Объектом АД названа авиация.

2) Определение АД утверждает, что АД является организационная, производственная, научная и иная не конкретизированная деятельность.

3) АД может осуществляться как физическими, так и юридическими лицами. Недостатком является отсутствие причисления Российской Федерации к осуществляющим АД субъектам.

4) АД удовлетворяется поддержка и развитие авиации, нужды экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, а также создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решаются другие задачи. То есть АД является как создание авиационного потенциала (далее АП), так и его эксплуатация.

5) Предметом АД являются общественные отношения, возникающие между субъектами АД и потребителями воздушных перевозок, авиационных работ и услуг, осуществляемых с помощью авиации.

АД включает целый комплекс действий и отношений в связи с процессами создания (включая научные исследования и разработку), производства, эксплуатации и целевого использования АТ. Таким образом, АД представляет собой сложное комплексное явление общественной жизни. Это весьма весомая, критически важная (для нужд обеспечения национальной безопасности) часть деятельности государства, юридических и физических лиц, государственных и экономических институтов.

Возможны с другие способы определения понятия АД. Так понятие «авиационная деятельность» тесно связано с понятием «авиационный потенциал» (АП).

Потенциал - это ресурсы. Потенциал - это статика, это статическое состояние объектов его составляющих. Если придать ему (потенциалу) динамику, то это уже будет деятельность. Статические объекты потенциала перейдут в (динамические) субъекты деятельности.

Основу АП Российской Федерации составляют:

- авиация (государственная, гражданская, экспериментальная);

- авиационная промышленность;

- авиационная инфраструктура, включающая: аэродромы и аэропорты; авиационную систему эксплуатации, обеспечивающую поддержание всех видов авиации в состоянии летной годности, а также утилизацию отработавшей АТ; систему организации воздушного движения, включающую федеральную систему контроля воздушного пространства и другие информационные системы;

- авиационная наука, включающая в себя научные учреждения и полигоны по испытанию авиационной техники;

- образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области АД;

- социально-экономическая система, обеспечивающая сохранение, преемственность и профессионализм авиационных кадров.

АД - деятельность по использованию АП. Для государства целью АД является эффективное использование АП в интересах всего общества, выразителем интересов которого и является государство.

В ходе системных исследований АД было разработано также ещё одно (новое) определение. АД - это организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, на обеспечение оборонной и экономической мощи Российской Федерации и удовлетворение нужд населения в воздушных перевозках [5]. В этом определении АД использовано понятие «оборонная и экономическая мощь» - достаточное для оттенения всей значимости АД для нужд национальной безопасности Российской Федерации. Недостаток, выявленный нами в определении АД по федеральному закону в части отсутствия причисления Российской Федерации к осуществляющим АД субъектам устранен.

Концептуальные модели системы «авиационная деятельность»

АД может быть представлена в виде системы элементов - субъектов АД (взаимодействующих между собой и имеющих разные, часто противоположные или взаимоисключающие, интересы) классифицированных по различным основаниям. Так, АД объединяет следующие основные функциональные и организационно-хозяйственные структуры, предметно ориентированные на АТ различного назначения:

- авиационная (авиастроительная) промышленность (основная функция - воспроизводство АТ военного и гражданского назначения, включая разработку, производство и поддержку эксплуатации);

- федеральные органы исполнительной власти, использующие АТ, входящую в состав государственной авиации (основная функция - обеспечение национальной, и главным образом, военной безопасности страны);

- воздушный транспорт (основная функция - предоставление транспортных услуг физическим и юридическим лицам, т.е. транспортировка пассажиров и грузов);

- потребители транспортных услуг (государство, физические и юридические лица);

- организации, обеспечивающие безопасное и эффективное применение АТ.

Перечень субъектов АД можно переформулировать в виде:

- АП, разделенный по элементам и по организационно-функциональным формам;

- государство - Российская Федерация;

- органы государственного управления АД;

- ведомства, использующие авиацию для выполнения своих функциональных обязанностей;

- потребители авиационных услуг1,

1 Потребители авиационных услуг в данном случае, рассматриваются как субъект, формирующий спрос на авиационные

услуги.

в том числе международные: регулирующие органы, хозяйствующие субъекты и потребители. Состав основных субъектов АД представлен на рис. 1 [5].

Рисунок 1.

Состав основных субъектов авиационной деятельности

Структура АД (в самом общем виде - двухзвенная) представлена на рис. 1 и рис. 2. На рис. 3 представлена общая схема взаимоотношений субъектов АД. Данная схема позволяет характеризовать АД Российской Федерации как открытую систему.

Рисунок 2.

Структура авиационной деятельности в общем виде

Взаимодействия между субъектами АД и их полномочия и цели функционирования в сфере АД регулируются российским законодательством. Подробный анализ проблем формирования и реализации государственной политики в сфере АД и её нормативного и доктринального обеспечения приведен в работах [3-5, 7-8, 10-15].

Рисунок 3.

Общая схема взаимоотношений субъектов авиационной деятельности

Например, в [8] впервые была обоснована необходимость создания Авиационной коллегии при Правительстве Российской Федерации. Сформулирована её цель и задачи деятельности, а также полномочия по координации в сфере АД.

Анализ проблем формирования и реализации таких документов - регуляторов, как Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, в которых определены приоритеты и меры государственной политики в области АД на очередной плановый период в рамках соответствующего комплексного плана их реализации приведен в [10-12].

Целеполагание в авиационной деятельности

Целеполагание составляет одну из проблем исследования АД. В качестве основной цели АД определяется обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Безопасность - понятие комплексное и не может рассматриваться как простая сумма составляющих ее частей, которые могут быть как взаимосвязанными, так и взаимозависимыми. Проблему усложняет наличие ведомственной самостоятельности субъектов АД [8].

Цели государства по отношению к АД состоят в создании условий и структуры ее субъектов, которые бы гарантировали военную безопасность государства (в той мере, которая связана с военной авиацией и её системами вооружения), эффективно функционирующую инфраструктуру авиаперевозок как одну из основ обеспечения целостности государства и авиационную промышленность, создающую материальную основу решения этих задач, промышленного и экономического могущества государства.

Для повышения уровня конкурентных возможностей отечественных интегрированных структур авиастроения на протяжении всего постсоветского периода государством реализуется последовательная политика повышения их финансово-экономического и промышленного потенциала с доведением в перспективе до мирового уровня финансово-промышленных групп. Такая политика определяется стратегической важностью авиационной промышленности и АД для государства. В особенности это касается сферы государственной авиации, требования к развитию которой определяются задачами обеспечения безопасности государства, а также сферы транспортной системы, связанной с обеспечением доступности всей территории для населения России.

Государство проводит активную политику интеграции и создания крупных промышленных объединений авиастроения. Ретроспективно такая стратегическая линия соответствует мировой практике выхода из кризиса (принудительная интеграция и создание крупных финансовых и промышленных структур, оказание государственной финансовой поддержки, стимулирование частных инвестиций при помощи налоговых льгот и др.). В субъектах АД России происходят значительные структурные и институциональные преобразования, повышается роль частного бизнеса, что требует рационализации законодательных и нормативных условий его работы [10], в том числе в интересах привлечения дополнительных внебюджетных средств.

Концептуальные основы стратегического планирования и управления авиационной деятельностью

Регулирование АД осуществляется лицами, принимающими решения (далее - ЛПР) в соответствии с индикаторами (показателями), отражающими систему государственных приоритетов в области АД и с помощью таких видов обеспечения - подсистем системы регулирования АД - как:

- нормативное правовое (законодательное) обеспечение;

- ведомственное инструктивно-методическое обеспечение (регулирование);

- нормативное техническое обеспечение (система стандартизации);

- стратегическое планирование развития;

- целевое финансирование государственного заказа на АТ, включая создание научно-технического задела, разработку и производство АТ;

- информационное обеспечение, обеспечивающее формирование обратной связи в контуре управления АД.

Перспективная структура системы управления АД, включающая Авиационную коллегию при Правительстве

Российской Федерации представлена на рис. 4.

Важнейшей проблемой регулирования АД, как показывает системный анализ АД [3-5, 7-15], является проблема координации управленческих решений и регулирующих воздействий различных ЛПР - субъектов АД. Передача функций разработки основополагающих программных документов отрасли интегрированным структурам привела к ряду противоречий, ослабляющих обратную связь между долговременными социально-экономическими интересами страны, интересами обороны и национальной безопасности, и развитием авиационной науки и АТ. Каждая интегрированная структура, разрабатывая стратегию развития соответствующей подотрасли (самолетостроения, вертолетостро-ения, авиационного двигателестроения и т.п.), во-первых, учитывает лишь интересы соответствующей подотрасли, и, во-вторых, исходит лишь из своих возможностей. Оба фактора могут приводить к принятию решений, неоптимальных на уровне российской авиационной промышленности в целом (а тем более, российской экономики).

Основными инструментами реализации мер и мероприятий государственного регулирования АД являются государственные программы, позволяющие реализовать факторы успешности России в области АД. В [14] проведен анализ рисков АД, связанных с изменением геополитических условий. Сформирована система критериев успешности АД России. Определены значения показателей, достижение которых необходимо для обеспечения суверенитета России.

Рисунок 4.

Перспективная структура системы управления АД, включающая Авиационную коллегию при Правительстве Российской Федерации

Перспективная схема организации взаимодействия ФОИВ в области АД представлена на рис. 5.

В современных условиях существенными внешними факторами АД являются глобализация, жесткая конкуренция, концентрация производства и капитала в международном масштабе. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем, с другой - из усиления значимости и первоочередности требования учета общегосударственных целей и интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной научно-технической революции, перехода к постиндустриальной цивилизации и новому технологическому укладу, резкого усиления интернационализации экономической жизни и глобальных геополитических изменений последнего времени. Возросшая геополитическая напряженность, угроза расширения санкций, снижение уровня предпринимательской активности заставляют уточнить стратегические ориентиры государственного политики в АД, в том числе стратегии, сценарии, приоритеты развития и вопросы обеспечения национального технологического суверенитета в критических технологических областях.

Мировая практика показывает, что неудачи и трудности реализации научно-технической политики во многом обусловлены несовершенством системы управления фундаментальными, поисковыми, прикладными исследованиями, технологическими разработками, проектно-конструкторскими работами, что повышает риски принятия нерациональных решений в отношении развития АТ, например. Возрастание степени рисков, связанных с планируемыми к использованию перспективными технологиями, сопровождается соответствующим повышением потребности в ресурсах, прежде всего, финансовых и временных.

Для снижения рисков нерационального выбора направлений прикладных исследований и технологических разработок с точки зрения возможности последующей реализации их результатов в боевых авиационных системах, выбор должен осуществляться не только на основании экспертного оценивания, но и с привлечением регулярных методов и процедур, основанных на специализированном математическом аппарате. В данном случае выбор может быть осуществлён на основании оценки по комплексному критерию «эффективность - стоимость - реализуемость» [1] или «эффективность - стоимость - время» [9] вариантов функционально-технического облика перспективных образцов АТ, которые могут быть сформированы с использованием методологии внешнего проектирования (принципы и осо-

бенности которой изложены в [1]) на базе перспективных и прорывных технологий, реализующих результаты поисковых и прикладных исследований и разработок.

Рисунок 5.

Перспективная схема организации взаимодействия ФОИВ в области АД при реализации Комплексного плана по реализации Основ государственной политики Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в области АД на период до 2020 года

Разработанная в ходе системных исследований [3-5, 7-15] перспективная система программно-целевого планирования развития АП представлена на рис. 6 [4].

Подытоживая следует отметить, что

1) методологическую, концептуальную основу технологии проведения исследований АД составляет системный подход, включающий анализ существующей системы, выявление узких мест и дефицитов относительно глобальных целей, выдвигаемых государством, формирование рационального варианта системы на основе формализованного рассмотрения и оценки альтернативных вариантов, в том числе альтернативная разработка проблемных вопросов их реализации;

2) АД рассматривается как сложная организационная система, при анализе которой определяются принципы и механизмы функционирования основных субъектов АД в интересах выработки предложений по повышению эффективности мер государственного регулирования;

3) возможны следующие формулировки постановки задачи государственного управления АД:

- максимизировать степень достижения заданной совокупности государственных интересов;

- минимизировать затраты на достижение заданной совокупности государственных интересов;

- минимизировать разрыв между минимально приемлемым значением уровня заданной совокупности государственных интересов и текущим реальным состоянием значений параметров объекта управления (при или минимуме затрат, или при заданных затратах);

- найти управление, переводящее текущие реальные значения заданной совокупности значений параметров объекта управления - АД - в состояние, отвечающее минимуму (или оптимуму) государственных интересов.

Конституция Российской Федерации

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

Военная доктрина

Долгосрочный прогноз развития натки, технологий

и техники на период до 206j г.

Стратегия соцнально-зконоинческого развития Российской Федерации

Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности

на период до 2020 года

г

Дслгосро1; прогноз развития аБнацвонной

натки, технологий

и техники на период до 204j г.

t

«Лозунги»

принципы, прогнозы (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные)

Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2030 года

Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2013-2025 годы

Четкий вектор развития отрасли по направлениям

Дорожная карта и финансовый план

Стратегии и программы инновационного развития госкорпораднй на период до 2025 года

Рисунок 6.

Перспективная система программно-целевого планирования развития АП

Список литературы

1. Желтов С.Ю., Жеребин А.М., Попов В.А. Системный анализ и внешнее проектирование авиационных комплексов - основной исследовательский этап создания авиационной техники // Полет. 2013. - № 8. - С. 65-71.

2. Жеребин А.М., Попов В.А., Демидов С.Л. Об автоматизации внешнего проектирования авиационных комплексов // Третья Всероссийская научно-техническая конференция Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов Т. 1. - М.: ООО «Научтехлитиздат», 2017. - С. 52-54.

3. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Анализ особенностей регулирования авиационной деятельности в Российской Федерации. // Третья Всероссийская научно-техническая конференция Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов. Т. 1. - М.: ООО «Научтехлитиздат», 2017. - С. 48-51.

4. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. О совершенствовании системы стратегического планирования и научно-технического прогнозирования развития авиации и авиационной деятельности Российской Федерации. // Третья Всероссийская научно-техническая конференция Навигация, наведение и управление летательными аппаратами. Тезисы докладов Т. 1. - М.: ООО «Научтехлитиздат», 2017. - С. 45-48.

5. Жеребин А.М., Попов В.А., Сливицкий А.Б. Системные вопросы исследования авиационной деятельности России // Сборник докладов юбилейной всероссийской научно-технической конференции «Авиационные системы в XXI веке» (г. Москва, 2627 мая 2016 г. ФГУП «ГосНИИАС»). Т. 1. - М.: ФГУП «ГосНИИАС», 2017. - С. 88-94.

6. Основы теории систем и системного анализа: учеб. пособие / Б.Г. Ильясов, И.Б. Герасимова, Е.А. Макарова, Н.В. Хасанова, Л.Р. Черняховская; Уфимс. гос. авиац. техн. Ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2014.

7. Сливицкий А.Б. Инструменты анализа политики в области авиационной деятельности с использованием средств информационно-аналитического центра // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2017. - Ч. 3. - С. 414-420.

8. Сливицкий А.Б. О координации взаимодействия органов государственного управления авиационной деятельностью. // Транспортное право, 2010, № 2. - С.19-23.

9. Сливицкий А.Б. Принципы и особенности технологии реализации интегрированной информационной среды в научных организациях авиационной отрасли // Сборник докладов Всероссийской научно-технической конференции «Моделирование авиационных систем», ФГУП «ГосНИИАС». Т. 1. - М.: ФГУП «ГосНИИАС», 2011. - С. 282-289.

10. Сливицкий А.Б. Совершенствование нормативно-правовой базы авиационной деятельности в Российской Федерации // Мировой судья. 2010. - № 2. - С. 18-24.

11. Сливицкий А.Б. Совершенствование основ политики государственного строительства: нормативно-правовой анализ // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. -М., 2016. - Ч. 2. - С. 408-414.

12. Сливицкий А.Б. Совершенствование правового поля авиационной деятельности // 8-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2009» (Москва, 26-29 октября 2009 г.). Тезисы докладов. - М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2009. - С. 228.

13. Сливицкий А.Б. Стратегическое планирование инновационного и технологического развития авиационной отрасли: проблемы и решения // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и меж-дунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2012. - Ч. 2. - С. 89-95.

14. Сливицкий А.Б. Факторы успешности России в области авиационной деятельности // Успешность развития социальных систем и государственная политика и управление. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. 2015. - С. 583-590.

15. Сливицкий А.Б. Экспертно-аналитическая деятельность в обеспечение инновационного развития российской авиационной отрасли // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 9. Ч. 1 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и меж-дунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2014. - С. 627-632.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.