Научная статья на тему 'Институты, ресурсы и факторы, формирующие экономическую безопасность регионов России'

Институты, ресурсы и факторы, формирующие экономическую безопасность регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / институты / ресурсы / факторы / региональная экономика / economic security / institutions / resources / factors / regional economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Владимировна Сараджева

Рассматривается проблема обеспечения экономической безопасности регионов России с точки зрения влияния формирующих ее институтов, ресурсов и факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutions, resources and factors shaping the economic security of Russian regions

The article deals with the problem of ensuring the economic security of Russian regions from the point of view of the influence of its forming institutions, resources and factors.

Текст научной работы на тему «Институты, ресурсы и факторы, формирующие экономическую безопасность регионов России»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 338.1 ББК 65.9

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-252-256 EDN: https://elibrary.ru/YQJOKE NIION: 2007-0083-3/23-335 MOSURED: 77/27-005-2023-03-535

Институты, ресурсы и факторы, формирующие экономическую безопасность регионов России

Ольга Владимировна Сараджева

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва, Россия, saradzheva-ov@rguk.ru

Аннотация. Рассматривается проблема обеспечения экономической безопасности регионов России с точки зрения влияния формирующих ее институтов, ресурсов и факторов.

Ключевые слова: экономическая безопасность, институты, ресурсы, факторы, региональная экономика

Для цитирования: Сараджева О. В. Институты, ресурсы и факторы, формирующие экономическую безопасность регионов России // Криминологический журнал. 2023. № 3. С. 252-256. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-252-256.

Original article

Institutions, resources and factors shaping the economic security of Russian regions

Olga V. Saradzheva

Russian State University named after A.N. Kosygin, Moscow, Russia, saradzheva-ov@rguk.ru

Abstract. The article deals with the problem of ensuring the economic security of Russian regions from the point of view of the influence of its forming institutions, resources and factors.

Keywords: economic security, institutions, resources, factors, regional economy

For citation: Saradzheva O. V. Institutions, resources and factors shaping the economic security of Russian regions. Criminological Journal. 2023;(3):252-256.(In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-3-252-256.

В новых политико-экономических реалиях снижение экономической безопасности возможно не только в дотационных регионах, но и в регионах, которые ранее демонстрировали динамически устойчивое социально-экономическое развитие.

Экономическую безопасность регионов правильнее рассматривать в институциональном контексте как совокупность норм, правил и политик управления регионом и регулирования его экономики, обеспечивающих условия для:

• предпринимательской, в том числе инновационной активности в реальном секторе экономики как в сфере материального, так и в сфере нематериального производства;

• накопления и использования научно-исследовательского, технологического потенциала и интеллектуального капитала;

• добросовестной конкуренции и соконкурен-

ции экономических и прочих факторов, позволяющих снизить асимметрию рыночной информации, транзакционные издержки кооперации, повысить рациональность принимаемых решений;

• расширения экономического обмена внутри региональной и национальной экономики, а также выхода на международные рынки региональных экономических факторов;

• увеличения объема региональных и частных инвестиций в развитие социально-бытового и научно-образовательного сектора, инвестиции, в свою очередь, будут обеспечивать воспроизводство и поддержание высокого качества трудовых ресурсов.

Целевое назначение норм, правил и политик управления регионом и регулирования его экономики состоит в нахождении оптимального баланса между

© Сараджева О. В., 2023

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES ECONOMIC SCIENCES

Ям

защитой интересов местных сообществ, экономических факторов и открытости региональной экономики изменениям в контексте текущих и предстоящих технологических сдвигов, определяющих динамику роста и структуру развития глобальной экономики.

Под институтами, которые формируют экономическую безопасность регионов, понимается совокупность норм, правил и политик: а) управления развитием региона; б) регулирования социально-экономических отношений между различными факторами внутри региона [8].

При этом следует понимать, что это определение, которое относится к формальным институтам, т. е. тем нормам, правилам и политикам, выполнение которых обеспечивается специальным гарантом, и данном случае гарант - это представители исполнительной (региональной или областной, а также муниципальной) власти (правительство субъекта федерации), действующие самостоятельно в пределах полномочий, определенных, во-первых, соответствующим федеральным законом и, во-вторых, определенных региональными нормативно-правовыми актами.

Вместе с тем в экономических и социальных отношениях помимо формальных институтов действуют и неформальные институты, для выполнения которых не требуется специального гаранта. К таковым неформальным институтам, прежде всего, следует отнести: общественные и экономические контакты, договоры, различные коллаборации и кооперации. К неформальным институтам также следует отнести традиции, обычаи, нормы морали и разделяемые местными сообществами ценности.

Безусловно, формальные и неформальные институты, в том числе призванные обеспечить экономическую безопасность региона, могут находиться в кон-трапозиции по отношению друг к другу, что требует в свою очередь нахождения таких управленческих решений, которые обеспечат паритет формальных и неформальных институтов. При этом любые институты должны быть нацелены на обеспечение устойчивой социально-экономической динамики, которая и представляет собой результат функционирования институтов экономической безопасности региона. Это означает, что все институты можно подразделить на:

• конструктивные, т. е. способствующие обеспечению экономической безопасности и, следовательно, стимулирующие динамически устойчивое социально-экономическое развитие региона;

• деструктивные, т. е. ограничивающие способность или снижающие потенциал экономической безопасности и, следовательно, дестимулирующие динамически устойчивое социально-экономическое развитие региона.

В институциональной и неоинституциональной

теории принято за аксиому, что любые институты (а не только неформальные, как принято считать), которые отрицательно влияют на экономическую динамику и структуру развития, должны быть замещены институтами положительного влияния, например, через заимствование сторонних институтов, их селекцию и выращивание собственных [5]. С институциональной точки зрения наиболее значимыми для обеспечения экономической безопасности региона являются нормы, правила и политики:

• гарантирующие права собственности, обеспечивающие защиту авторских прав и интеллектуальных (в том числе нематериальных) активов, которые могут принадлежать как физическим, так и юридическим лицам;

• формирующие условия для добросовестной конкуренции на свободном рынке (рынке, на котором отсутствуют административные или прочие барьеры входа) со свободными ценами;

• мотивирующие экономических и прочих факторов к этическим, социально и экологически ответственным деловым и гражданским практикам.

В зависимости от своего функционального назначения институты могут иметь различную классификацию, в том числе с точки зрения областей и направлений их применения для обеспечения экономической безопасности региона: экономические, политические, гражданские, финансовые, инновационные, институты развития и т. д. При этом следует понимать, что формальные институты создают контекст и регламентируют пространство экономически безопасного развития региона, а неформальные институты обеспечивают посредством ведения различных экономических видов деятельности достижение целевых ориентиров, установленных в региональных нормах, правилах и политиках управления экономической безопасностью. Соответственно, следует считать ошибочным мнение [7] о том, что приоритет имеют формальные институты и прежде всего институты развития, в которых доминирует государство, а неформальные им только подчиняются.

Напротив, по нашему мнению, между формальными и неформальными институтами должна существовать преемственность и обратная связь, соответственно, ключевые новаторские и прогрессивные предложения должны иметь встречное движение. Однако, согласно О. Уильямсону [9], формальные институты, создаваемые и управляемые государственными факторами, должны нести в себе больший потенциал социальных и экономических преобразований для того, чтобы стимулировать за счет эффективного использования ресурсов и факторов интенсивный и сбалансированный экономический рост и благосостояние граждан.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА

JäggL

им

Немаловажную роль в обеспечение экономической безопасности регионов играют ресурсы и факторы, которые как раз и формируют экономическую безопасность регионов. С теоретической точки зрения ресурсы - это источники для покрытия какой-либо потребности или возможности для выполнения какой-либо деятельности [6]. В экономической теории принято подразделять ресурсы на материальные, нематериальные, финансовые и человеческие (трудовые) [1; 2], но отдельно при этом выделять факторы производства: землю, труд, капитал, предпринимательский талант и информацию [3; 4]. И в такой интерпретации ресурсы и факторы можно рассматривать как синонимы, хотя в действительности это не так. Фактор с точки зрения философии - это движущая сила или побудительная причина, запускающая какой-либо процесс.

Соответственно, простое обладание капиталом, предпринимательским талантом или информацией не может запустить процесс ведения экономических видов деятельности, как и не может способствовать разработке и реализации на практике норм, правил и политик управления (обеспечения) экономической безопасностью региона. Следовательно, факторами в этом исследовании мы будем считать активности различных факторов, а также объективно наблюдаемые явления (политические, социальные, экономические, технологические, иные), которые могут потенцировать или нивелировать управленческие усилия по обеспечению экономической безопасности региона посредством эффективного, оптимального и интенсивного использования ресурсов в различных экономических видах деятельности. Будет правильным классифицировать ресурсы, необходимые для обеспечения экономической безопасности региона, на первичные и вторичные. К первичным ресурсам следует отнести:

• во-первых, все природные ресурсы (земля, вода, воздух), вовлекаемые в экономический оборот, включая полезные ископаемые, энергетическое сырье;

• во-вторых, физический труд и мускульную силу человека и других животных;

• в-третьих, финансовый капитал, данные и предпринимательскую инициативу.

Первичные ресурсы подлежат преобразованию во вторичные (не по значимости, но по способу получения) в целях создания добавленной стоимости, обеспечения экономического роста и поддержания экономической безопасности. Ко вторичным ресурсам следует отнести:

• во-первых, средства производства, включая иные объекты материальной и инженерной инфраструктуры, а также предметы труда;

• во-вторых, интеллектуальный и социальный

капитал, накопленный в региональной экономике, в том числе контракты, кооперации, кол-лаборации экономических и прочих акторов;

• в-третьих, информацию (в широком смысле -любую, опосредующую социально-экономическое развитие, в узком смысле - ту, которая необходима для принятия решений по управлению экономической безопасностью региона), а также технологии (производственные, управленческие, маркетинговые, иные);

• в-четвертых, энергетические товары (в том числе полученные из возобновляемых источников) и сопутствующие сервисы;

• в-пятых, товары и продукция низких переделов, служащие материальной основой для производства товаров и продукции высоких переделов.

В свою очередь факторы, формирующие экономическую безопасность регионов, следует рассматривать с точки зрения компонент стратегического средового анализа (например, PESTLE или PEST). Но здесь следует уточнить, что факторы есть динамические детерминанты, что означает необходимость их исследования как конъюнктурных или безальтернативных трендов, опосредующих глобальные, национальные и региональные процессы развития, поскольку ни одна национальная, а, значит, ни одна региональная экономика не может быть полностью автаркичной (замкнутой исключительно на внутренний рынок) или закрытой, если она [экономика] нацелена на регулярные или апериодические обновления, сбалансированный рост и увеличение благосостояния граждан.

С учетом вышеизложенного мы предлагаем выделять следующие факторы, формирующие или влияющие экономическую безопасность регионов:

• согласованность внутри- и внешнеэкономического тренда;

• предсказуемость и последовательность публичной политической власти на всех уровнях, а также наличие противоречий во внешней политике;

• участие в технологическом трансфере, а также форма участия (продуцент или реципиент технологий);

• наличие и реализация политики по минимизации экологического вреда и восстановлению природного капитала;

• правовая стабильность и позитивное совершенствование нормативно-правового регулирования экономических процессов, видов экономической деятельности, предпринимательской активности, прав собственности и т. п.

Факторы будут влиять на состояние и динамику институциональных изменений и в целом, и в частности в сфере управления экономической безопасно-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

ECONOMIC SCIENCES

мю

стью региона. Кроме этого, факторы будут влиять, но уже опосредованно через институты, на использование ресурсов, необходимых для обеспечения экономической безопасности региона. Следовательно, си-

стему взаимосвязи институтов, ресурсов и факторов, формирующих и вовлекаемых в управление экономической безопасностью регионов, можно представить следующим образом (Рис. 1).

Рис. 1. Систематизация институтов, ресурсов и факторов, формирующих экономическую безопасность регионов1

1 Разработано автором

Итак, экономическая безопасность представляет собой объект реализации управленческой функции публичной власти региона и одновременно оценочный и аналитический показатель, который характеризует состояние институтов, ресурсное обеспечение и влияние факторов на динамику и структуру регионального социально-экономического развития. При этом:

• институты определяют нормы, правила и политики доступа к ресурсам, их использование, а также детерминируют текущие и будущие факторные тренд, их изменение и адаптацию к ним региональной экономики;

• факторы, как динамические внешние и внутренние силы, оказывают прямое и опосредованное влияние на состояние и трансформацию институтов, получение и использование ресурсов в региональной экономике;

• в свою очередь, получение и использование ресурсов позволяет обеспечивать не только создание материальных и нематериальных благ в региональной экономике, но и воспро-

изводство ресурсной базы, включая финансовый, физический, интеллектуальный и социальный капитал региона.

Соответственно, использование ресурсов в рамках сложившихся институтов и под влиянием совокупности факторных трендов может обеспечивать сбалансированный рост региональной экономики и увеличивать благосостояние населения региона, но может иметь место и обратная ситуация: стохастический экономический рост и снижение благосостояния населения. Это означает, в свою очередь, что в первом случае наблюдается экономическая безопасность региона, а во втором случае - его экономическая уязвимость. Это означает, что:

• в первом случае необходимо дальнейшее совершенствование институтов, формирующих экономическую безопасность региона;

• во втором случае: необходимо реформирование сложившихся институтов, подходов к формированию и политик управления экономической безопасностью региона.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА

Список источников

1. Ильина И. В., Сидоренко О. В. Понятие и классификация ресурсов процесса производства // Экономический анализ: теория и практика. 2008. №. 18. С. 36-42.

2. Бунько С. А. Классификация ресурсов социально-экономического развития города. 2019.

3. Иншаков О. В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства // Экономическая наука современной России. 2003. №. 1. С. 11-25.

4. Горлачева Е. Н. Когнитивные факторы производства: постановка проблемы исследования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. №. 2. С. 35-50.

5. Кузьминов Я., Радаев В., Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию // Вопросы экономики. 2005. Т. 5. С. 5-27.

6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М. : Издательский Дом «Инфра-М», 2004.

7. Татаркин А. И., Котлярова С. Н. Региональные институты развития как факторы экономического роста // Экономика региона. 2013. №. 3 (35). С. 9-18.

8. Ходжсон Д. Что такое институты? // Вопросы экономики. 2007. №. 8. С. 28-48.

9. Williamson O. E. The institutions of governance // The American Economic Review. 1998. Vol. 88. № 2. P. 75-79.

References

1. Ilyina I. V., Sidorenko O. V. The concept and classification of production process resources // Economic analysis: theory and practice. 2008. №. 18. P. 36-42.

2. Bunko S. A. Classification of the resources of socio-economic development of the city. 2019.

3. Inshakov O. V. «The core of development» in the context of the new theory of factors of production // Economic science of modern Russia. 2003. № 1. P. 11-25.

4. Gorlacheva E. N. Cognitive factors of production: formulation of the research problem // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Economics. 2018. № 2. P. 35-50.

5. Kuzminov Ya., Radaev V., Yakovlev A., Yasin E. Institutes: from borrowing to cultivation // Economic issues. 2005. Vol. 5. P. 5-27.

6. Raizberg B. A., Lozovsky L. Sh., Starodubtseva E. B. Modern Economic Dictionary. M. : Publishing House «Infra-M», 2004.

7. Tatarkin A. I., Kotlyarova S. N. Regional development institutions as factors of economic growth // The economy of the region. 2013. № 3 (35). P. 9-18.

8. Hodgson D. What are institutions? //Economic issues. 2007. № 8. P. 28-48.

9. Williamson O. E. Institutes of management // American Economic Review. 1998. Volume 88. №. 2. P. 75-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

О. В. Сараджева - доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author O. V. Saradzheva - the senior lecturer of chair economic security, Audit and Controlling Russian State University named after A.N. Kosygin, Candidate of Economic Sciences, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 01.08.2023; одобрена после рецензирования 12.08.2023; принята к публикации 30.08.2023.

The article was submitted 01.08.2023; approved after reviewing 12.08.2023; accepted for publication 30.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.