Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА / ОБЩЕСТРАНОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липкин Виктор Викторович

Представлено краткое описание проблематики экономической безопасности в отдельных отраслях промышленности России в условиях импортозамещения. Проанализированы основные показатели экономической деятельности для представления общей картины происходящего. Изложена сущность механизмов перехода от импорта промышленной продукции к отечественному производству. Также рассмотрены возможные пути развития экономики в сложных современных политических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING OF ECONOMIC SECURITY IN THE INDUSTRY OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION

A brief description of the problems of economic security in individual industries of Russia in the context of import substitution is presented. The main indicators of economic activity are analyzed to provide a general picture of what is happening. The essence of the mechanisms of transition from the import of industrial products to domestic production is outlined. Possible ways of economic development in difficult modern political conditions are also considered.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

ECONOMIC SCIENCES

Научная статья УДК 339(075.8)

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-181-184 NIION: 2007-0083-1/23-239 MOSURED: 77/27-005-2023-01-438

Обеспечение экономической безопасности в отраслях промышленности России в условиях импортозамещения

Виктор Викторович Липкин

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия,

lipkin.viktor.ya@yandex.ru

Аннотация. Представлено краткое описание проблематики экономической безопасности в отдельных отраслях промышленности России в условиях импортозамещения. Проанализированы основные показатели экономической деятельности для представления общей картины происходящего. Изложена сущность механизмов перехода от импорта промышленной продукции к отечественному производству. Также рассмотрены возможные пути развития экономики в сложных современных политических условиях.

Ключевые слова: экономическая безопасность, политика импортозамещения, уровень экономического суверенитета, общестрановые экономические показатели, валовый внутренний продукт

Для цитирования: Липкин В. В. Обеспечение экономической безопасности в отраслях промышленности России в условиях импортозамещения // Криминологический журнал. 2023. № 1. С. 181-184. https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-1-181-184.

Original article

Ensuring of economic security in the industry of Russia in the conditions of import substitution

Viktor V. Lipkin

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia, lipkin.viktor.ya@yandex.ru

Abstract. A brief description of the problems of economic security in individual industries of Russia in the context of import substitution is presented. The main indicators of economic activity are analyzed to provide a general picture of what is happening. The essence of the mechanisms of transition from the import of industrial products to domestic production is outlined. Possible ways of economic development in difficult modern political conditions are also considered.

Keywords: economic security, import substitution policy, level of economic sovereignty, country-wide economic indicators, gross domestic product

For citation: Lipkin V. V. Ensuring of economic security in the industry of Russia in the conditions of import substitution. Criminological journal. 2023. (1):181-184. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-1-181-184.

В настоящее время, после начала проведения Россией специальной военной операции, актуализировались вопросы обеспечения экономической безопасности ввиду того, что оказывается существенное давление на РФ со стороны стран Запада. В связи с этим нужно объяснить, что такое «экономическая безопасность».

Экономическая безопасность — это защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня бла-

госостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих основы обороноспособности страны от опасностей и угроз. Экономическая безопасность характеризуется возможностью народного хозяйства России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту адекватными экономическими методами как интересов отдельного человека, так и субъектов Федерации и России в целом. Безопасность государства складывается из значительного числа отдельных ее направлений, но базисным элементом среди

© Липкин В. В., 2023

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА

всех составляющих общую безопасность общества и государства является защищенность именно экономической сферы. Она представляет собой такое состояние народнохозяйственного комплекса, которое, во-первых, позволяет добиться устойчивого и эффективного экономического развития, достаточного для формирования необходимой обороноспособности, своевременного и прогрессивного технологического перевооружения хозяйствующих субъектов, охраны окружающей среды, и во-вторых, обеспечивает рациональную занятость, реализацию потребностей людей в образовании и повышении квалификации, сохранение здоровья нации и благосостояния людей, решение комплекса социально-культурных и социально-бытовых проблем. Управление экономической защищенностью государства в настоящее время должно представлять собой специально разработанную и целенаправленно осуществляемую (в рамках общей стратегии и наряду с реализацией других видов безопасности общества) государственную политику воздействия на финансово-кредитную сферу, социально-трудовые отношения, инвестиционные процессы, научно-технический потенциал, активизацию производственных возможностей предпринимательства.

Как гласит Стратегия экономической безопасности РФ [2, п. 2], на современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, в военно-политической и экономической областях. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей. На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе, к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности.

К основным вызовам и угрозам экономической безопасности на современном этапе, в том числе, относятся:

1) стремление развитых государств использовать

свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе, информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;

2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;

3) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;

4) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе, в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;

5) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;

6) снижение качества работы и доступности программного обеспечения, необходимого для работы высокотехнологичных станков на предприятиях, и ограничение производственного потенциала в условиях санкций;

7) сохранение значительной доли теневой экономики;

8) ограничение поставок запчастей, составных модулей, сильное снижение импорта полупроводников, что приводит к замедлению развития и осложнению работы промышленных предприятий [2, п. 24].

Для обеспечения финансовой защищенности государства, региона, отрасли нужно выделять такие факторы рисков, которые имеют различные проявления и могут выступать как возможные опасности, которые являются угрозой для жизненно необходимых финансовых интересов как индивида, так и страны в целом. Наиболее значимые опасности, как отмечают разные исследователи, разделят на внутренние и внешние. Внешние опасности показывают реальное состояние мировой экономики. В настоящее время остаются важными опасности финансовой защищенности, которые связанны с низкой конкурентоспособностью товаров, нестабильной инвестиционной активностью, расслоением общества и так далее. Вследствие нестабильности мировой экономики невозможно не отметить угрозу прямой военной агрессии и международного терроризма.

Развитие политики импортозамещения и переход на отечественное производство сильно поможет в развитии российской экономики. Проблема снижения зависимости Российской Федерации от импорта обсуждается уже не первый год. Наиболее остро эта проблема проявила себя в 2014 г. после вхождения в состав России Крымского полуострова. После этого шага правительства зарубежными политиками было введено существенное количество санкций в различных сферах экономики, начиная от финансовой, и заканчивая запретом на поставки оборудования для

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES ECONOMIC SCIENCES

нефтегазовой добычи. В результате показатели роста отечественной экономики снизились на 1, 2 процентных пункта, а стране пришлось задуматься о снижении зависимости от иностранных поставщиков.

В 2014 г. Президент РФ обозначил необходимость введения законодательных норм по импортозамеще-нию в России по отраслям, результатом чего были разработка и внедрение правительством Постановления «О развитии промышленности и повышении ее конкурентоспособности» (от 15 апреля 2014 г. № 328). В декабре 2014 г. была разработана программа по импортозамещению в сфере сельского хозяйства, в частности, Распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1948-р. Было решено проводить финансирование проектов импортозамещения в России в следующих отраслях: энергетика; сельское хозяйство; машиностроение и транспортная отрасль; связь и телекоммуникации; обрабатывающая промышленность; жилищное строительство; химическое производство. В целом за восемь лет санкций, с 2014 по 2022 г., было внедрено более полутора тысяч проектов по импорто-замещению с выдачей кредитов на льготной основе, а в некоторых случаях и безвозмездно.

В марте 2022 г. больше половины зарубежных компаний прекратили свою деятельность на территории страны. Такие крупные компании, как Siemens, Dell, Electrolux, ABB, Honor, IKEA и многие другие полностью или частично покинули российский рынок. Благодаря тому, что подавляющая часть производства этих зарубежных фирм размещалась на территории России, государству удалось в короткие сроки переквалифицировать их на покрытие нужд экономики России, импортозамещение пошло полным ходом.

Еще 15 апреля 2014 г. была принята Программа стимулирования импортозамещения по всем видам промышленности, вплоть до 2024 г. Государство выделяло огромные деньги, к примеру, в 2021 г. это составило около 330 миллиардов рублей. Благодаря финансовой помощи государства импортозамещению в России результаты не заставили себя долго ждать. К сегодняшнему дню завершено уже более полутора тысяч проектов по импортозамещению.

Вот только некоторые примеры:

• запущено производство полного цикла по выпуску специальной обуви для медицинских работников;

• импортные конструкционные пластмассы полностью замещены отечественными;

• запущено производство сверхвысокочастотных переключателей для искусственных спутников Земли;

• компоненты к российскому авиационному двигателю ПД-14 теперь изготавливает Пермский машиностроительный завод [1, с. 2].

К сожалению, в нашей стране по состоянию на данный момент есть отрасли, в которых доля зарубежной продукции вытесняется с большим трудом. В первую очередь, это цифровые технологии. Несмотря на то, что

попытки развития отечественного IT-сектора начались в 2010 г. открытием некоммерческой организации Инновационный центр «Сколково», уровень зависимости от зарубежных разработок достигает 90 %. Огромной проблемой продолжает оставаться отток профессиональных кадров за рубеж. Несмотря на то, что заработная плата программистов в разы выше, чем у специалистов других профессий, многих отечественных профессионалов зарубежные гиганты (Google, Microsoft и другие) переманивают огромными зарплатами, которые государственные учреждения обеспечить не могут. Как бы то ни было, правительство продолжает стимулировать цифровую индустрию, введенные меры работают на стимулирование российского производства. В 2016 г. был запущен Реестр российских программных продуктов. Регистрация разработки в этом реестре освобождала российских бизнесменов от 20 % налога на добавленную стоимость. Значительно упростило реализацию программного обеспечения, разработанного российскими компаниями и то, что государство при приобретении фирмами отечественных разработок покрывало до половины их стоимости. Таким образом, благодаря импортозамещению в России продукция отечественных разработчиков получила новые возможности. Для ускорения внедрения российских прогрессивных продуктов Правительство РФ утвердило соответствующую схему субсидирования, а также была предоставлена возможность льготных кредитов на очень выгодных условиях.

Но помимо возможностей стоит отметить и некоторые недочеты. К сожалению, не удалось до конца реализовать проекты «Байкал» и «Эльбрус» по разработке и производству отечественных процессоров из-за срыва поставки тайваньских полупроводников. Однако уже ведется поиск альтернативы среди поставщиков из дружественных стран.

Разработка стимулирующих цифровую сферу мер продолжается и до настоящего времени. Министерством цифрового развития также были разработаны методы мотивации отечественных разработчиков и помощи бизнесу, созданы приложения для более тесного взаимодействия на отечественном рынке. К примеру, Биржа импортозамещения представляет собой базу поставщиков. Заказчик может найти здесь как зарубежные товары, не доступные сейчас, так и отечественные аналоги, полностью их замещающие.

Кроме IT-приложений, существуют и другие области производства, где программа импортозамеще-ния сталкивается с большими трудностями. К ним относятся: медицина и фармакология (доля импорта — 80 % и 50 % соответственно); тяжелое машиностроение (доля импорта достигает 80 % в некоторых областях); текстильное дело; все, что касается электроники (до 90 % импорта); станкостроение и некоторые области самолетостроения (до 60 % в некоторых отраслях). Работы по субсидированию производства внутри страны в этих отраслях продолжаются.

Подытоживая вышеизложенное, представляется

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ЭКОНОМИКА

возможным сделать краткий вывод о том, что сейчас сложно говорить о действительно эффективном им-портозамещении и обеспечении конкурентоспособности продукции по видам экономической деятельности, испытывающим на сегодняшний день сильную импортную зависимость. Уровень угрозы экономической безопасности России действительно очень высок. Успешному решению этих задач должно содействовать более широкое и масштабное привлечение всех возможных ресурсов, вовлечение в инвестиционный процесс как бюджетных, так и внебюджетных источников. Значительную роль могут играть региональные и муниципальные органы власти, участвуя в обновлении и развитии соответствующих производств на своих территориях, что позволит решать не только экономические, но и социальные задачи: повышение уровня занятости населения, обеспеченность соответствующими товарами собственного производства, рост доходов и в целом уровня жизни.

Список источников

1. Ситуация с импортозамещением в России в 2022 году // URL://https://litebox.ru/blog/for-business/importozameshchenie-v-rossii-v-2022-godu/

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // URL://http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_216629/1d8dcf5824d5241136fa09b9e9 c672ac5d325365/

References

1. Situation with import substitution in Russia in 2022 // URL://https://litebox.ru/blog/for-business/ importozameshchenie-v-rossii-v-2022-godu/

2. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 № 208 «On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030» // URL://http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ 1d8dcf5824d5241136fa09b9e9c672ac5d325365/

Библиографический список

1. Авдийский В. И., Дадалко В. А., Синявский Н. Г. Теневая экономика и экономическая без-

опасность государства: учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2018.

2. Иноземцев В. Л. Пределы «догоняющего» развития. М.: Экономика, 2000.

3. Эриашвили Н. Д., Сараджева О. В., Лебедев С. Я., Купрещенко Н. П., Рыков И. Ю. Основы экономической безопасности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022.

4. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. М. : Дашков и К, 2012.

5. Румянцева Е. Г. Новая экономическая энциклопедия. М. : Инфра-М, 2020.

6. Федеральная служба Государственной статистики // URL://https://rosstat.gov.ru.

7. Федоляк Ф. С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России. М. : Инфра-М, 2020.

8. Сенчагова В. К. Экономическая безопасность России. Общий курс : учебник. М. : Лаборатория знаний, 2020.

Bibliographic list

1. Avdiyskiy V. I., Dadalko V. A., Sinyavsky N. G. Shadow economy and economic security of the state: a training manual. М. : INFRA-M, 2018.

2. Inozemtsev V. L. Limits of «catching-up» development. M. : Economics, 2000.

3. Eriashvili N. D., Saradzheva O. V., Lebedev S. Ya., Kupreschenko N. P., Rykov I. Yu. Fundamentals of economic security: textbook for students of universities studying on the specialty «Economic security». M. : UNITY-DANA, 2022.

4. Prokushev E. F. Foreign economic activity: textbook. М. : Dashkov and K, 2012.

5. Rumyantseva E. G. New economic encyclopedia. М. : Infra-M, 2020.

6. Federal State Statistics Service // URL://https:// rosstat.gov.ru.

7. Fedolyak F. S. Import-substituting strategy of structural shifts in Russia's economy. М. : Infra-M, 2020.

8. Senchagova V. K. Economic security of Russia. General course : textbook. М. : Laboratory of knowledge, 2020.

Информация об авторе

В. В. Липкин — студент магистратуры Московского авиационного института (национального исследовательского университета).

Information about the author V. V. Lipkin — graduate student of the Moscow Aviation Institute (National Research University).

Статья поступила в редакцию 22.12.2022; одобрена после рецензирования 16.01.2023; принята к публикации 25.01.2023.

The article was submitted 22.12.2022; approved after reviewing 16.01.2023; accepted for publication 25.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.