Научная статья на тему 'Пути повышения финансовой устойчивости предприятия электронной торговли в целях обеспечения его экономической безопасности'

Пути повышения финансовой устойчивости предприятия электронной торговли в целях обеспечения его экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая устойчивость / электронная торговля / пандемия / экономическая безопасность / financial sustainability / e-commerce / pandemic / economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Владимировна Сараджева

Рассматриваются отдельные основные пути повышения финансовой устойчивости предприятия электронной торговли, которые смогут обеспечить экономическую безопасность предприятия в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to increase the financial stability of an e-commerce enterprise in order to ensure its economic security

Some of the main ways to improve the financial sustainability of e-commerce enterprises, which can ensure the economic security of the enterprise in a pandemic have been considered.

Текст научной работы на тему «Пути повышения финансовой устойчивости предприятия электронной торговли в целях обеспечения его экономической безопасности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 338.1

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-320-323 NIION: 2003-0059-4/22-401 MOSURED: 77/27-003-2022-04-600

Пути повышения финансовой устойчивости предприятия электронной торговли в целях обеспечения его экономической безопасности

Ольга Владимировна Сараджева

Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина, Москва, Россия, saradzheva-ov@rguk.ru

Аннотация. Рассматриваются отдельные основные пути повышения финансовой устойчивости предприятия электронной торговли, которые смогут обеспечить экономическую безопасность предприятия в условиях пандемии.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, электронная торговля, пандемия, экономическая безопасность

Для цитирования: Сараджева О. В. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия электронной торговли в целях обеспечения его экономической безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 320-323. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-320-323.

Original article

Ways to increase the financial stability of an e-commerce enterprise in order to ensure its economic security

Olga V. Saradzheva

A.N. Kosygin Russian State University, Moscow, Russia, saradzheva-ov@rguk.ru

Abstract. Some of the main ways to improve the financial sustainability of e-commerce enterprises, which can ensure the economic security of the enterprise in a pandemic have been considered. Keywords: financial sustainability, e-commerce, pandemic, economic security

For citation: Saradzheva O. V. Ways to increase the financial stability of an e-commerce enterprise in order to ensure its economic security. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(4):320-323. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-4-320-323.

Последние изменения, охватившие не только национальную экономику, но и экономики всех стран мира, связаны с возникновением коронавируса нового типа, вызвавшего пандемию. Конечно, данное событие несёт за собой преимущественно негативное влияние на экономические и политические взаимоотношения стран, что изменило образ жизни людей в целом [3].

Большинство хозяйствующих субъектов наблюдало за этот период отрицательную динамику своей деятельности, многие малые организации вынуждены были закрыться. Тяжёлый 2020 год не пережили такие известные магазины, как «Юлмарт», «Олди», Mamsy, Mytoys, Aizel и другие. В «Юлмарте» продолжаются судебные разбирательства. «Олди» оставил только один

оффлайн-магазин. Aizel сейчас по посещаемости почти в 7 раз меньше ЦУМа и в 4 раза меньше Brandshop, своих конкурентов. Mamsy постепенно сдают под конкуренцией с WildBerries: в 2020 они обвалились примерно в 2 раза. Mytoys.ru не может противостоять расширению «Детского мира», который нарастил онлайн-про-дажи в 2,4 раза за прошлый год [1].

Несмотря на это существуют и положительные факторы, вызванные данным событием. Пандемия существенно повлияла на образ жизни большинства людей, которые оказались вынужденными соблюдать режим самоизоляции. В связи с этим резко вырос спрос на доставку различных товаров, в частности, продовольственных, дезинфицирующих и относящихся к

© Сараджева О. В., 2022

ECONOMIC SCIENCE

категории хобби. Большинство крупных предприятий адаптировались и перешли в режим работы онлайн, начали осуществлять доставку заказов, в сжатые сроки наладили логистику и курьерские службы.

Общее количество заказов во всех сегментах электронной торговли в 2020 году резко выросло на 78 % до 830 млн. Вместе с тем средний чек сократился на 14 % год к году до 3260 рублей.

Рис. 1. Количество интернет-заказов на одного жителя по отдельным городам России [4]

В связи с резким ростом спроса на доставку были выявлены некоторые проблемы: увеличение сроков доставки, контроль передвижения курьеров, соблюдение социальной дистанции. Тем не менее, крупные предприятия обладали достаточными возможностями для преодоления возникших трудностей, а спрос не уменьшался в связи с отсутствием альтернативы.

Как следствие, пандемия не просто повлияла на электронную торговлю, а коренным образом изменила отношение большинства людей к совершению покупок. Теперь люди предпочитают избегать общественные места и заказывать необходимую продукцию на дом. Помимо этого, электронная торговля позволяет людям экономить время, не тратя его на походы по магазинам, предоставляет информацию о качестве и стоимости продукта на разных торговых площадках, предоставляя сравнивать и выбирать наиболее выгодный для потребителя вариант.

Данное обстоятельство способствует росту рынка электронной коммерции. Например, крупная торговая площадка «Вайлдберриз» укрепляет свои позиции на рынке, расширяет сеть запуском франшиз в Беларуси, Казахстане и Армении, обеспечивая рост экономических показателей в таких изменившихся условиях. Кроме того, «Вайлдберриз» расширяет категории товаров, включив с сентября 2021 г. фармацевтические препараты, доставляемые напрямую от крупных аптечных сетей [5].

С каждым годом объем продаж, совершенных с помощью интернета, увеличивается. На фоне последних мировых событий темпы роста лишь увеличились. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли

(АКИТ) в 2019 году объемы реализации составляли 2 трлн. руб., а в 2020 году — 2,9 трлн. руб., что больше в 11 раз по сравнению с объемами десять лет назад. В общем обороте розничной торговли доля интернет-продаж составляет 10,9 %, что приближает РФ к другим информационно и экономически развитым странам (например, в США - 13,9 %) [2].

Планирование и укрепление финансовой устойчивости любой организации носит достаточно сложный и непредсказуемый характер, обусловленный изменчивыми и нестабильными условиями внешней среды:

• отсутствует возможность точного прогнозирования ожидаемого будущего, поскольку причинно-следственные связи в конкурентной среде достаточно сложно отслеживать;

• сложность взаимозависимости и взаимовлияния структур, осуществляемая различными способами, что приводит к непредсказуемым событиям.

Каждая организация должна обеспечить непрерывный мониторинг за участниками рынка и экономико-политическими изменениями в государстве и в мире. Необходимо обеспечить максимальную гибкость под изменения внешней среды и создать эффективную систему обеспечения экономической безопасности для работы с угрозами, возникающими с данными изменениями.

Основные направления повышения действующего уровня финансовой устойчивости организации:

уменьшение остатков запасов и затрат — данное сокращение возможно с помощью продажи остатков со складов по оптовым ценам, эффективного управле-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния ресурсами и возможностями организации по реализации товаров. В противном случае данный метод лишь повышает риск банкротства, неустойчивое положение и зависимость от кредиторов и заемщиков;

увеличение доли собственного капитала — один из самых надёжных методов, поскольку не требует сторонних участников рынка в целях повышения финансовой устойчивости. Увеличить долю собственных средств можно путем:

• наращивания прибыли организации;

• проведения переоценки имеющихся основных средств;

• получения основных средств на безвозмездной основе (получение финансовой поддержки);

• дополнительного выпуска ценных бумаг организации или выхода на биржевой рынок;

• рациональное использование внешних источников финансирования — подобное направление можно реализовать только в том случае, если организация кредитоспособна. Самым оптимальным вариантом может стать привлечение долгосрочного кредита или займа под оптимальный процент. Также стоит учитывать тот факт, что заёмные средства должны быть экономически выгодными для организации, то есть рентабельность всего капитала должна превышать процент получения внешних источников;

• комплексный метод — является оптимальным, поскольку включает в себя несколько вышеуказанных мер по снижению доли заемных средств путем мобилизации имеющихся средств на покрытие обязательств.

Учитывая специфику анализируемой организации, предложен список факторов экономической безопасности, который необходимо учитывать для обеспечения устойчивого и бесперебойного ведения деятельности:

• логистика — ключевой элемент электронной коммерции, который включает в себя следующее: стоимость и сроки доставки, возврат, предварительные заказы на доставку, разрешение инцидентов, гарантийное обслуживание и прочее;

• платежная система — следующий по значимости фактор, который присутствует в интернет-магазине для доверия клиентов;

• таможенные расходы — деятельность интернет-торговли осуществляется на территории множества стран и регулируется таможенными службами, а также последующим сбором таможенных налогов и пошлин. Некоторые стратегически значимые рынки создают в качестве средств безопасности специально сложный вход;

• недостаток квалифицированных кадров — многие проекты организаций не находят своей реализации, поскольку отсутствует достаточная база знаний и практики в области бизнес-стратегий, информационной безопасности, программирования.

В связи с приведенными факторами в целях повышения финансовой устойчивости предприятий электронной торговли предлагается:

• создание в разрезе организационной структуры отдела экономической и информационной безопасности — для магазина, работающего с помощью сети интернет, информационная безопасность является приоритетной в целях обеспечения конфиденциальности информации, бесперебойной работы сайта и предупреждения киберпреступности;

• разработка и внедрение политики обеспечения экономической безопасности, в которой должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также показатели, способные охарактеризовать степень влияния данных угроз. Также необходимо установить пороговые значения отобранных показателей, на основании которых можно судить об уровне экономической безопасности;

• усовершенствование системы логистики с учетом все возрастающего спроса на покупку товаров дистанционным путем;

• обеспечение организации необходимыми кадровыми ресурсами, в целях оптимизации деятельности;

• разработка системы управления налоговыми рисками, а также подбор квалифицированного персонала по управлению таможенными налогами и сборами;

• увеличение доли собственного капитала в структуре пассивов, например, при помощи IPO (выхода на биржевой рынок). Так в 2021 году уже поступила компания Ozon.

Для достижения устойчивого положения интернет-компании не только среди конкурентов, но и на рынке в целом, необходимо организовать комплексный подход, уделив внимание каждому из вышеперечисленных пунктов. Необходимо установить систему непрерывного мониторинга за показателями, характеризующими текущее состояние внешней и внутренней среды. Это, в свою очередь, позволит своевременно обнаружить потенциальные риски и угрозы и отреагировать на них, разработав необходимый комплекс мер по нивелированию, сдерживанию или их нейтрализации.

Список источников

1. Отчёт «TOP100 интернет-магазинов : рейтинг 2020» составлен на основе рейтинга TOP100

ECONOMIC SCIENCE

крупнейших интернет-магазинов России 2020 года. [Электронный ресурс]. https://top10z.ru/ top-goods/top-e-kommers-2020.html (дата обращения: 12.12.2021).

2. Российский рынок интернет-торговли может вырасти в 2020 году до 2,9 трлн рублей. ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/9417161 (дата обращения: 28.11.2021).

3. Сараджева О. В. Влияние COVID-19 на экономическую безопасность России // Последствия и вызовы пандемии коронавируса для технологического и социально-экономического развития общества : Сборник трудов III Международной научно-практической конференции, Ярославль, 10 декабря 2020 года / Под общей редакцией к.э.н. С. В. Шкиотова, д.э.н. В. А. Гордеева. Ярославль : Ярославский государственный технический университет, 2020. С. 111-116.

4. Топ е коммерс 2020. [Электронный ресурс]. https://top10z.ru/top-goods/top-e-kommers-2020. html (дата обращения: 05.02.2022).

5. Wildberries — модный интернет магазин. [Электронный ресурс]. URL: https://www. wildberries.ru/presscenter/ (дата обращения: 18.11.2021).

References

1. The report «TOP100 online stores : rating 2020» is based on the rating of the TOP100 largest online stores in Russia in 2020. [Electronic Resource]. https://top10z.ru/top-goods/top-e-kommers-2020. html (accessed: 12.12.2021).

2. The Russian Internet trading market may grow in 2020 to 2.9 trillion rubles. TASS. URL: https:// tass.ru/ekonomika/9417161 (accessed: 28.11.2021).

3. Saradzheva O. V. The influence of COVID-19 on the economic security of Russia // The consequences and challenges of the coronavirus pandemic for the technological and socioeconomic development of society : Collection of works of the III International Scientific and Practical Conference, Yaroslavl, December 10, 2020 / Edited by Doctor S. V. Shkiotova, Doctor V. A. Gordeeva. Yaroslavl : Yaroslavl State Technical University, 2020. P. 111-116.

4. Top e kommers 2020. [Electronic Resource]. https://top10z.ru/top-goods/top-e-kommers-2020. html (accessed: 05.02.2022).

5. Wildberries — Fashion Store. [Electronic Resource]. URL: https://www.wildberries.ru/ presscenter/ (accessed: 18.11.2021).

Информация об авторе

О. В. Сараджева — доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author O. V. Saradzheva — Associate Professor of the Department of Economic Security, Audit and Controlling of the A.N. Kosygin Russian State University, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 30.06.2022; одобрена после рецензирования 21.07.2022; принята к публикации 11.08.2022.

The article was submitted 30.06.2022; approved after reviewing 21.07.2022; accepted for publication 11.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.