Научная статья на тему 'Экономическая безопасность в контексте формирования системы национальной безопасности государства'

Экономическая безопасность в контексте формирования системы национальной безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
647
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / NATIONAL ECONOMY / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / INTERNAL AND EXTERNAL THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эриашвили Н.Д.

Анализируется современный сценарий развития экономики России в сфере обеспечения безопасности государства, а также современные подходы к пониманию феномена безопасности в условиях исчерпанности возможностей сырьевого сценария развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security in the context of formation of system of national security of the state

In article the modern scenario of development of economy of Russia in the sphere of safety of the state, and also modern approaches to understanding of a phenomenon of safety in the conditions of exhaustion of opportunities of the raw scenario of development of economy is analyzed.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность в контексте формирования системы национальной безопасности государства»

УДК 33 ББК 65

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,

доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники

E-mail: professor60@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется современный сценарий развития экономики России в сфере обеспечения безопасности государства, а также современные подходы к пониманию феномена безопасности в условиях исчерпанности возможностей сырьевого сценария развития экономики.

Ключевые слова: экономическая безопасность, социально-экономическое развитие, национальная экономика, внутренние и внешние угрозы.

Annotation. In article the modern scenario of development of economy of Russia in the sphere of safety of the state, and also modern approaches to understanding of a phenomenon of safety in the conditions of exhaustion of opportunities of the raw scenario of development of economy is analyzed.

Keywords: economic security, social and economic development, national economy, internal and external threats.

Основной стратегической перспективой решения проблем социально-экономического развития и обеспечения экономической безопасности в условиях исчерпанности возможностей сырьевого сценария развития экономики является диверсификация экономики с целевым развитием обрабатывающего сектора промышленности.

В настоящее время имеются все основания говорить о начале нового этапа в развитии вопроса экономической безопасности. Этот современный период своей отправной точкой имеет начало санкционного процесса, инициированного американскими и западноевропейскими государствами в отношении РФ.

Если объединить в совокупность рассмотренные выше аспекты, то речь идет об экономической безопасности как компоненте в составе национальной безопасности государства. Экономическую безопасность следует рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства как концептуальной, стратегической и институционально-организационной основы защиты национально-государственных интересов страны1.

В современной «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», принятой в 2009 г.2 указано, что ее реализация должна стать мобилизующим фактором развития национальной экономики и улучшения качества жизни населения, а состояние национальной безопасности напрямую зависит от экономического потенциала страны. Тем самым вопросам экономической безопасности в системе национальной безопасности придано первостепенное значение.

Экономический фактор оказывает существенное влияние на состояние политической системы государства, готовность и возможность противостоять действиям деструктивных сил, которые, как показывают последние события в ряде стран, в частности Ук-

1 Сараджева О.В., Ельчанинов М.А. Вопросы дефиниции экономической безопасности России в контексте интеграции в мировое пространство // Вестник Московского Университета МВД России. 2015. № 1. С. 195—199.

2 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

- -Jt. -

раины, все больше активизируются на базе экономических интересов. Справедливо утверждение, что «без надлежащего экономического потенциала нельзя создать и обеспечить деятельность политических, правовых и силовых структур, способных успешно защищать политические интересы страны»3.

Оценка состояния экономики с позиций социальной стабильности, экономической независимости, ресурсного потенциала, целостности экономического пространства, конкурентоспособности национальной экономики, по сути, является оценкой состояния экономики по критерию экономической безопасности, т.е. с позиции обеспечения экономической безопасности. Уровень и состояние экономической безопасности государства характеризует защитные свойства экономической системы данного государства и наличие механизма противостояния влиянию опасных для экономических интересов государства факторов и воздействий, характеризует действенность и полноту исполнения охранных функций государства и его институтов.

Экономическим интересам государства могут угрожать как внутренние, так внешние воздействия негативного характера. Внутренние и внешние угрозы в ряде случаев взаимосвязаны. К внешним угрозам относят высокую внешнюю задолженность, сырьевую ориентацию экспорта, недостаточные объемы внешнеторгового оборота в сегменте продукции обрабатывающих производств, в особенности высокого передела. К внутренним угрозам относят как излишнее снижение платежеспособного спроса со стороны населения, так и необоснованно чрезмерный платежеспособный спрос, рост цен, рост инфляции, дефицит бюджета. Существуют ключевые экономические угрозы, которые имеют место в случае снижения фактических значений показателей экономической безопасности государства ниже пороговых значений4.

Многосторонний анализ функционирования экономики позволил выявить следующие составляющие экономической безопасности современного государства: технологическая, технико-производственная, продовольственная, валютно-кредитная, инфляционная, энергетическая, экологическая, информационная. В этот перечень необходимо также включить ресурсную составляющую экономической безопасности, которая в нашей стране реализована весьма успешно, однако требует пересмотра доминирующей роли сырьевого фактора.

В настоящее время в контексте выработки новой стратегии социально-экономического развития страны в целом, и в том числе хозяйственного комплекса страны как основы ее благополучия и конкурентоспособности на мировом рынке, следует принимать во внимание несколько групп угроз функционированию экономики страны с точки зрения действенности мер системы национальной безопасности:

♦ группа экономических угроз, отражающихся на структуре экономики страны, уровне монополизации экономики, эффективности общественного производства, конкурентоспособности национальной экономики, технологической базе промышленного производства, состоянии финансовой системы, инвестиционной политики;

♦ группа организационных угроз, отражающихся на состоянии и эффективности системы управления экономикой (включая и военный сектор экономики), на состоянии объектов инфраструктуры (в том числе и в оборонном комплексе); уровне организации разведки минерально-сырьевой базы (в особенности рудных материалов и углеводородного сырья); эффективности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот; организация развития инновационного процесса по перспективным направлениям науки и техники, на состоянии борьбы с региональным сепаратизмом и отраслевым лоббизмом при принятии управленческих решений;

♦ группа правовых угроз, оказывающих влияние на совершенство нормативно-правового законодательства, препятствующих преодолению монополизма в экономике, на исполнительность правовой дисциплины, на состояние борьбы с коррупцией и преступностью в экономике, на степень контроля за движением финансовых средств по территории страны и за границу;

♦ группа социальных угроз, оказывающих влияние на обеспечение приемлемых для большинства населения условий жизни и развития личности; предотвращение значительной дифференциации в доходах граждан (расслоения общества по уровню доходов); недопущение сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов, препятствующих исключению потенци-

3 Коротков Э.М., Беляев А.А. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6. С. 46—49.

4 Сараджева О.В., Барикаев Е.Н. Финансовая безопасность: Моногр. М., 2013. С. 110—112.

альных угроз возникновения социальных конфликтов из-за несовершенства механизма оплаты труда, роста безработицы, снижения уровня жизни, способствующих росту криминальных структур и проявлений терроризма.

В современных условиях интеграции России в мировое пространство, в контексте международного взаимодействия, важным фактором изменения условий обеспечения экономической безопасности России, стало ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2012 г., и это нашло отражение в новой парадигме в сфере внешнеэкономических связей. Своим вступлением в ВТО Россия, встав на путь открытого развития, подтвердила свой отказ от прежней замкнутости, последовала общемировым тенденциям. Однако с точки зрения теоретико-методологических аспектов экономической безопасности вступление нашей страны в ВТО следует рассматривать как с позиций вновь приобретаемых преимуществ, так и с позиций потенциальных угроз экономическому суверенитету страны. Речь идет о защите национальных интересов и готовности институтов власти создавать и реализовывать организационно-управленческие механизмы защиты национальных интересов в сфере экономики.

В настоящее время Россия в достаточной степени интегрирована в мировое экономическое пространство, и в условиях глобализации хозяйственных процессов для нашей страны, как и для других стран, участвующих в процессе глобализации, актуальной стала задача независимости национальных государств в сфере осуществления экономической политики. Одной из важных проблем обеспечения экономической безопасности стала зависимость субъектов принятия политических решений конкретной страны от решений, принимаемых субъектами принятия решений других государств или международных организаций, как это произошло в 2014 г., когда европейское сообщество, находясь в определенной зависимости от политических целей США, приняло решение о введении экономических санкций в отношении РФ.

В соответствии с действующей «Государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» государство возлагает на себя обязанность по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и определяет следующие основные направления своей деятельности в этой сфере.

Во-первых, постулируется необходимость выработки совокупности критериев и параметров с их пороговыми значениями, определяющими состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности, т.е. обеспечивающее приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. На основании выработанных критериев с пороговыми значениями осуществляется мониторинг параметров социально-экономического развития страны, по итогам которого осуществляется выявление ситуаций, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности. В случае выявления такого рода ситуаций, детерминируемых как зоны опасности, должна осуществляться разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности.

Во-вторых, одновременно с прогнозами социально-экономического развития страны разрабатываются меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность России.

В-третьих, осуществляются превентивные меры по недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации, в рамках которых Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства, а Правительство РФ координирует работу органов исполнительной власти на федеральном и территориальном уровне по обеспечению правового базиса экономической безопасности страны.

В качестве основных особенностей обеспечения экономической безопасности России в современных условиях следует назвать следующие5:

♦ изменение модели взаимодействия политико-экономического комплекса нашей страны с мировым хозяйством, что означает переход от простых товарообменных форм взаимодействия к более сложным формами сотрудничества, включая движение капитала, в рамках базе новой парадигмы отношений;

5 Сараджева О.В. Особенности обеспечения экономической безопасности в России // Вестник Академии Следственного Комитета Российской Федерации. 2015. № 1. С. 143, 144.

-íí.^'fc--

♦ рост национального дохода по сравнению с масштабами внутреннего производства на основе повышения его эффективности международного оборота ресурсов;

♦ появление новой, ранее отсутствовавшей в явно демонстративном виде угрозы в виде международных экономических санкций.

Современное социально-экономическое положение России в условиях, с одной стороны, глобализации и изменения конъюнктуры мировых рынков, а, с другой стороны, в условиях активизации борьбы за источники сырьевых ресурсов, делает очевидной необходимость усиления деятельности государства и общества, направленной на обеспечение экономической безопасности государства как условия обеспечения стабильного состояния страны.

Обеспечение экономической безопасности невозможно на основе временных, периодических, кратковременных мероприятий. Защита и сохранение национальных интересов в сфере экономики требует разработки и реализации стратегии экономической безопасности на краткосрочный и долгосрочный период. При этом необходима разработка механизма реализации стратегии экономической безопасности государства, под которым понимают систему организационно-экономических и правовых мер, направленных на предотвращение угроз экономике страны, и который включает в себя такие элементы, как мониторинг экономических показателей, определение пороговых социально-экономических показателей, действия институтов государства по выявлению внутренних и внешних угроз экономической системе страны, формирование обоснованного объема материальных запасов как производственного, так и непроизводственного назначения для целей компенсации проблем потребления в случае экстремальных для экономики страны условий.

Литература

1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

2. Коротков Э.М., Беляев А.А. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6.

3. Сараджева О.В., Ельчанинов М.А. Вопросы дефиниции экономической безопасности России в контексте интеграции в мировое пространство // Вестник Московского Университета МВД России. 2015. № 1.

4. Сараджева О.В., Барикаев Е.Н. Финансовая безопасность: Моногр. М., 2013.

5. Сараджева О.В. Особенности обеспечения экономической безопасности в России // Вестник Академии Следственного Комитета Российской Федерации. 2015. № 1.

References

1. The decree of the Russian President of may 12, 2009 № 537 «About Strategy of national security of the Russian Federation till 2020» // the Russian Federation Code. 2009. № 20. Art. 2444.

2. Korotkov E.M., Belyaev A.A. Management of economic security of society // Management in Russia and abroad. 2001. № 6.

3. Saradzheva O.V., ElchaninovM.A. Questions of a definition of economic security of Russia in the context of integration into world space // Messenger of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia. 2015. № 1.

4. Saradzheva O.V., Barikayev E.N. Financial safety: Monograph. M., 2013.

5. Saradzheva O.V. Features of providing economic security in Russia//the Bulletin of Academy of Investigative Committee of the Russian Federation. 2015. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.