Трибуна молодого ученого
пш
К.Ж. ЭМ1РЖАН,
младший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области конституционного, административного права и государственного управления
Института законодательства РК
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
Сегодня для Республики Казахстан особо актуализировался вопрос о развитии институтов гражданского общества. Свидетельством этому является ход реализации Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы. Стоит отметить, что работе над разработкой и реализацией положений Концепции уделяется особое внимание как ученых, так и практиков.
Нынешний год - завершающий год достижения целей данного концептуального документа. В этом аспекте можно подвести первые предварительные итоги.
Несомненно, по мере осуществления мероприятий в рамках Концепции за прошедшие годы в республике институты гражданского общества получили новый импульс для дальнейшего развития. В Казахстане гражданский негосударственный сектор представлен политическими партиями, некоммерческими (неправительственными) организациями, профсоюзами, национально-культурными объединениями, негосударственными СМИ.
Как указывается во введении к документу, Концепция разрабатывалась в соответствии с Общенациональной программой демократических реформ и стратегией вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Целью Концепции было заявлено дальнейшее совершенствование законодательной, социально-экономической и организационно-методической базы для всестороннего развития институтов гражданского общества и их равноправного партнерства с государством и бизнес-сектором в соответствии с международно-правовыми инструментами в рамках международных договоров и пактов в области прав человека и человеческого измерения [1].
Реализация Концепции планировалась в три этапа.
Первый этап (2006-2008) - создание благоприятных условий для развития институтов гражданского общества. В частности, в этот период должны были быть разработаны соответствующие
законопроекты, укреплены механизмы сотрудничества госорганов по поддержке институтов гражданского общества.
В целом по республике на конец 2010 года зарегистрированы 12 политических партий, 5820 НПО, 3340 общественных фондов, 1072 ассоциации юридических лиц, 471 национально-культурное объединение, 3340 религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий, 6646 средств массовой информации. В то же время стоит отметить, что большинство подобных объединений существуют лишь на бумаге, улучшая лишь статистику количественных показателей зарегистрированных организаций.
Вместе с тем существует ряд моментов, которые до сегодняшнего времени не реализованы на первом этапе.
Принятые поправки к закону о деятельности СМИ никоим образом не направлены на дальнейшее развитие институтов гражданского общества, и, скорее всего, препятствуют как развитию общества, так и реализации представленной Концепции.
Далее, по мнению экспертов, реализуемые на первом этапе мероприятия привели к росту численности общественных организаций в республике, при этом это тот случай, когда количество не переходит в качество. Возникает вопрос: зачем увеличивать число бездействующих организаций. Их более 5000, из которых только третья часть является активной.
В рамках второго этапа (2009-2010) планировалось достичь качественного роста гражданского общества. Так, предполагалось развить в стране «социальное партнерство в области трудовых отношений, что обеспечивало бы реализацию прав казахстанских работников; формировались культура и механизмы благотворительности и меценатства». Меценаты - люди, которые в своей деятельности достигли не только профессиональных вершин, но и материального благополучия. Как следствие этого, успевающие бизнесмены инициируют создание общественных фондов, которые финансово поддерживают гражданские инициативы.
Далее провозглашались «механизмы гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти и принимаемыми ими решениями, связанными с защитой прав и интересов граждан; утверждались модели отчета властных структур перед общественностью». То есть, здесь уже речь идет о самоуправлении, а если речь идет об отчетах, то параллельно с этим появляется вопрос о выборности. Принимая во внимание затянувшийся процесс по самоуправлению, можно с большой долей уверенности говорить о так называемой пролонгации реализации второго этапа Концепции.
На нынешнем третьем этапе, в 2011 году, предполагается, что «развитие институтов гражданского общества обретет системный и необратимый характер». Вполне вероятно, что подобная точка зрения имеет право на существование.
В то же время, принимая во внимание существующую на сегодня ситуацию с регистрацией некоторых общественно-политических объединений, с активизацией различных объединений религиозной направленности, а также принятие непопулярных и вызвавших негативный отклик за рубежом мер в отношении СМИ, трудно говорить с уверенностью, что реализация третьего этапа будет успешно проведена.
Анализ практики использования различных форм участия граждан в государственном управлении республики позволяет констатировать, что мы находимся на этапе освоения первой модели участия граждан в управлении - информировании. Информирование населения является одним из важнейших механизмов реализации идей Концепции, конституционного права граждан и гражданских организаций на доступ к информации. Данная деятельность и механизмы ее правового регулирования должны быть направлены на гарантирование свободы слова, свободное получение и распространение информации любым, не запрещенным законом способом, с учетом соблюдения конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также соблюдения требований законодательства о государственных секретах.» [2].
В статье 33 Конституции Республики Казахстан содержится норма о том, что граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные орга-
ны и органы местного самоуправления. К сожалению, данная статья Конституции на сегодняшний день не реализована в полной мере, мы наблюдаем в современном Казахстане неразвитость институтов гражданского общества. Хотя именно институты гражданского общества являются своеобразной формой участия граждан в управлении делами государства [3].
Поэтому остаются открытыми вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования вопросов доступа к информации. При этом полагаем возможным разрешение вопроса не разработкой отдельно взятого нормативного правового акта, а внесения изменений и дополнений в действующее национальное законодательство. Тем более, в Концепции конкретно уже указана необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования вопросов информации. Доступ к информации называют фундаментальным правом, потому что человек может осуществлять свою деятельность только в рамках осознанного понимания происходящего. А это затруднено без доступа к самым различным источникам, причем в полном объеме и своевременно.
Важность права на доступ к информации также заключается в том, что он одновременно является механизмом защиты прав человека, так как транспарентность повышает уровень их защиты. Кроме того, общественности легче обсуждать работу государственных органов со знанием дела. Свобода доступа к информации - это эффективный механизм в борьбе с коррупцией, тест власти на ее демократичность [4].
Если обратиться к мировой практике, информация, созданная на средства налогоплательщиков, как правило, общедоступна. Еще в 1948 году Всеобщая декларация прав человека провозгласила право «на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Позже практически без изменений эта формулировка перешла в статью 10 Европейской конвенции по правам человека. Анализируя практику применения статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, можно прийти к выводу, что Европейский суд по правам человека считает статью 10 Европейской конвенции применимой только в тех случаях, когда государственные органы предпринимают шаги, препят-
Трибуна молодого ученого
П33П
ствующие получению индивидом такой информации, или пытаются наказать индивида за получение подобной информации. Если органы власти не выполняют требования предоставить правительственную информацию, то статья 10 не применима [5].
Также в Рекомендации Комитета министров государств-членов Совета Европы «О доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств», принятой 25 ноября 1981 года, за каждым частным и юридическим лицом признается право получения по запросу информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств, причем доступ к информации обеспечивается на основе равных прав. Там же сформулированы ограничения этих принципов, необходимые в демократическом обществе для охраны легитимных интересов (например, для предотвращения преступлений или разглашения конфиденциальной информации; для защиты национальной безопасности, общественного порядка, экономического благосостояния страны, а также частной жизни) [5].
В то же время в Рекомендациях Совета Европы «О защите данных и свободе информации» подчеркивается, что демократические режимы характеризуются обращением в обществе максимального объема информации и что информационные права, закрепленные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны трактоваться предельно широко, подразумевая свободу поиска информации и, как следствие, обязанность властей обеспечивать доступность информации по вопросам, имеющим общественное значение (с учетом соответствующих ограничений) [6; с. 11-12].
Международный Пакт о гражданских и политических правах в статье 19 предусматривает право каждого человека беспрепятственно придерживаться своих мнений [6; с. 1-2].
Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению человека и гражданина, в том числе и к праву на информацию [7; с. 16-17].
Хотя принципиальные положения международного права о правах человека приняты большинством государств мира, конкретные нормы о праве на информацию зависят от существующей в данной стране правовой системы, от правового регулирования [7; с. 17-18].
Например, в США и Великобритании приня-
ты отдельные Законы «О свободе информации», которые регулируют отношения по предоставлению гражданам доступа к правительственной информации. Этот же предмет регулирования характерен и для аналогичных законов многих европейских стран. Концептуальная направленность этих законов характеризуется разрешением проблемы доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти. Эти законы содержат до полутора десятков ограничений свободного доступа к названной категории информации, обусловленных необходимостью обеспечивать национальную и государственную безопасность, гарантиями приоритетов национальных и государственных интересов [8].
В настоящее время развитые страны рассматривают возможности информационного общества в качестве движущей силы дальнейшего развития и как определенный вызов существующей системе отношений между государством, бизнесом, политиками, общественными организациями, гражданами.
Внедрение информационных технологий в сфере государственного управления является важным рычагом продвижения идеи доступности информации гражданам и совершенствования институтов гражданского общества в Казахстане. В республике наблюдается понимание важности информатизации общества.
Одним из важных этапов информатизации казахстанского общества является внедрение электронного правительства. Важно отметить, что электронное правительство должно рассматриваться как политический процесс, который включает в себя государственные структуры, институты гражданского общества, граждан и их представителей с целью обеспечения добросовестного управления, осуществляя непрерывные реформы в процессах госуправления.
Таким образом, политическая воля - ключевой компонент электронного правительства, где существует политическая воля, электронное правительство может значительно улучшить процессы реформ для достижения добросовестного управления. В отсутствие политической воли, воздействие электронного правительства будет слабым и не приведет к качественным изменениям в процессах управления.
В республике созданы электронные порталы, пункты общественного доступа, в целях развития казахстанского сегмента сети Интернет среди населения Казахстана, обеспечения равноправного доступа к государственным и иным ин-
формационным ресурсам, взаимодействия граждан и органов власти, создания условий для ликвидации информационного неравенства между жителями мегаполисов, сельских районов и небольших городов, а также для повышения компьютерной и общей грамотности населения посредством использования интернет-технологий.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отдель-
но подчеркнуть важную роль органов государственной власти по его формированию и развитию информационного общества, в котором информационным правам граждан корреспондируют обязанности государства по развитию информационной сферы, сбору и предоставлению информации, являющейся общественным достоянием, по обеспечению доступа к запрашиваемой информации.
Использованная литература
1. http://www.apn.kz/opinions/article5088.htm (электронный ресурс).
2. Теоретико-правовые аспекты реализации права граждан участвовать в управлении делами государства (по материалам фундаментального исследования) // Совершенствование законодательства в свете Концепции правовой политики РК на период с 2010 по 2020 года: Материалы международной научно-практической конференции 19 ноября 2010 г. Т. 3. - Астана: ГУ «Институт законодательства РК», 2010. - С. 33-37.
3. Конституция Республики Казахстан 1995 года. - Алматы, 1995.
4. http://www.transparencykazakhstan.org/content/37.html (электронный ресурс).
5. http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_265qo.pdf (электронный ресурс).
6. «Рекомендации по принятию Закона Республики Казахстан «О доступе к информации» / Институт развития свободы информации // Санкт-Петербург.
7. Бенисар Д. Свобода информации в мире / Общий обзор законодательства по доступу к правительственной информации в мире. - М., 2006.
8. Терещенко Л.К. Правовой режим информации / Л.К. Терещенко. - М: ИД «Юриспруденция», 2007. - 192 с.
Осы мацала К^азацстан Республикасы ацпараттыц саясатыныц стратегиялыц мацсатын ашады. Сонымен, ацпараттыц мацсат дегенгмгз демократиялыц ацпараттыц цогамныц цурылуы мен елшгздщ элемдт ацпараттыц цауымдастыцца уйлеЫмдг ену1 болып табылады.
Ацпаратта цуцыцтыц халыцаралыц-цуцыцтыц бектуте байланысты ацпараттыц ашыцтыгын цамтамасыз ету проблемасы ерекше мацызга ие болгандыцтан, халыцаралыц-цщыцтыц актыер осы мацаладагы тужырымдамалыц сэттер болып табылады.
Данная статья отражает стратегическую цель информационной политики Республики Казахстан. Так, информационной целью, является построение демократического информационного общества и гармоничного вхождения страны в мировое информационное сообщество.
Концептуальными моментами в данной статье являются принципы, которые вытекают из международно-правовых актов, так как проблема обеспечения открытости информации приобрела особое значение в связи с международно-правовым закреплением права на информацию.
Given article reflects a strategic target of an information policy of Republic Kazakhstan. So, the information purpose, construction of a democratic information society and harmonious occurrence of the country in world information community is.
The conceptual moments in given article are international legal certificates as the problem of maintenance of an openness of the information has taken on special significance in connection with international legal fastening of the right to the information.