УДК 341.9
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБОРОТА ИНФОРМАЦИИ
Абдрасулова Гульнар Эркеблановна
Доцент Департамента частного права АО «Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева», к.ю.н., г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: международное сотрудничество в сфере гражданско-правового оборота информации; информационная безопасность; информационно-коммуникационные технологии; глобальная информационная инфраструктура; охрана объектов интеллектуальной собственности.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы многоаспектной темы международного сотрудничества в сфере гражданско-правового оборота информации как важнейшего условия участия Казахстана в общемировых информационных процессах.
Нашему государству предстоит значительно измениться, чтобы стать способным соответствовать высоким стандартам и принципам, предъявляемым международным сообществом к этой стороне жизнедеятельности общества. Все более активная интеграция Республики Казахстан в международное экономическое и информационное пространство требуют совершенствования механизмов правовой и технологической защиты, эффективного взаимодействия заинтересованных сторон по охране объектов интеллектуальной собственности при пересечении границ, судебной защиты в сфере авторского права и смежных прав, промышленной собственности и иных жизненно важных ценностей.
В Казахстане современный процесс совершенствования правового регулирования отношений, связанных с правами на информацию, связан с решением целого круга задач, в том числе касающихся преодоления пробелов и коллизий в законодательстве, регулирующем отношения в сфере прав на информацию и связанную с ней интеллектуальную собственность, выработки эффективного механизма судебной защиты этих прав. Скорейшее их разрешение, в конечном итоге, направлено на формирование действенной системы, позволяющей регулировать гражданско-правовой оборот информации наиболее цивилизованными методами, соответствующей высоким требованиям международных стандартов.
Автор статьи в рамках указанного контекста исследует отдельные актуальные проблемы международного сотрудничества Республики Казахстан в сфере гражданско-правового оборота информации, а также вносит свои предложения по совершенствованию данного процесса.
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ АЗАМАТТЬЩ-ЦУЦЬЩТЬЩ АППАРАТ АЙНАЛЫМЫ АЯСЫНДАГЫ ХАЛЬЩАРАЛЬЩ ЫНТЫМАЦТАСТЫГЫНЬЩ 0ЗЕКТ1 МЭСЕЛЕЛЕР1
^лнар Еркеб^ланцызы Эбдiрас¥лова
«M.S. Narikbaev atyndagy KAZGUU Universiteti» АК,,
жеке цщъщ департаменттщ доцент1, з.г.к.,
Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected]
TYurn свздер: азаматтыц-цуцыцтыц айналымындагы ацпарат аясында халыцара-лыц ынтымацтастыц; ацпараттыц цау1пс1зд1к; ацпараттыц-коммуникациялыц техно-логиялар; ацпараттыц инфрацурылым; интеллектуалдыц меншт объекттерт цоргау.
Аннотация. Бул мацалада Казацстанныц жаhандыц ацпараттыц Yдерiстерге ца-тысуы. ец мацызды шарт реттде азаматтыц-цуцыцтыц айналымындагы ацпарат аясында халыцаралыц ынтымацтастыцтыц квп цырлы тацырыбыныц взектi мэселелерi царастырылады.
Азаматтыц жэне азаматтыц процесшк цуцьщ
Б1зд1ц мемлекет1м1здег1 цогамдыц вм1рцызметте осы туста халъщаралыц цогамда-стъщ усынган жогары стандарттары мен цагидаларга сэйкес цаб1летт1 болу ушт елеул1 взгер1стер керек. Казацстан Республикасыныц халыцаралыц экономикалыц жэне ацпараттыц кещстжте барган сайын белсендг интеграциялануы цуцыцтыц жэне тех-нологиялыц цоргау механизмы жет1лд1руд1, шекаралыц вткелдерде интеллектуалдыц меншт объекттерт цоргауга муддел1 тараптардыц тшмд1 взара ¡с-цимылын, автор-лыц жэне сабацтас цуцыцтар саласындагы сот цоргауын, внеркэсттж меншгктг жэне басца да вм1рл1к цундылыцтарды талап етед1.
Казацстанда ацпараттыц цуцыцпен байланысты цуцыцтыц реттеуд1 жет1лд1ру-д1ц заманауи процес\, б1рцатар м1ндеттерд1 шешуге байланысты, соныц 1ш1нде интеллектуалдыц меншжке цатысты емес ацпаратца цуцыц аясындагы цатынастарды реттейтт зацнамадагы кемшшктер мен цацтыгыстарды жецуге байланысты, осы цуцыцтарды соттыц цоргаудыц ти1мд1 механиз1м1н эз1рлеу. Ец жацын шеш1м1 ретт-де, сайып келгенде, халыцаралыц стандарттарга сай келет1н вркениетт1 эд1стермен ацпараттыц азаматтыц-цуцыцтыц айналымын реттеуге мумк1нд1к беретт ти1мд1 жуйеш цалыптастыруга багытталган.
Мацала авторы аталган контекстте Казацстан Республикасыныц азамат-тыц-цуцыцтыц айналымдагы ацпарат аясындагы халыцаралыц ынтымацтастыцтыц взект1 мэселелер1н зерттедг, сондай-ац осы удер1ст1 жет1лд1ру бойынша вз усыныста-рын беред1.
CURRENT ISSUES OF INTERNATIONAL COOPERATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN IN THE FIELD OF CIVIL LEGAL TRAFFIC INFORMATION
Abdrassulova Gulnar Erkeblanovna
Associate Professor of the Department of Private Law of KAZGUU University
named after M.S. Narikbaev, Candidate of Laws,
Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: international cooperation in the sphere of civil-law circulation of information; Information Security; information and communication technology; global information infrastructure; protection of intellectual property.
Abstract. This article discusses the current problems of a multidimensional topic of international cooperation in the field of civil-law circulation of information as the most important condition for Kazakhstan's participation in global information processes. Our state will have to change significantly in order to be able to meet the high standards and principles set by the international community on this side of society's activities. Our state will have to change significantly in order to be able to meet the high standards and principles set by the international community on this side of society's activities. The increasingly active integration of the Republic of Kazakhstan into the international economic and information space requires the improvement of legal and technological protection mechanisms, effective interaction of stakeholders on the protection of intellectual property objects at border crossings, judicial protection in the field of copyright and related rights, industrial property and other vital values. In Kazakhstan, the modern process of improving the legal regulation of relations related to rights to information is related to solving a whole range of tasks, including those related to overcoming gaps and conflicts in legislation governing relations in the area of rights to information and related intellectual property, developing an effective mechanism judicial protection of these rights. Their early resolution, ultimately, is aimed at forming an effective system that allows regulating civil-legal circulation of information by the most civilized methods meeting the high requirements of international standards.
The author of the article explores certain topical problems of international cooperation of the Republic of Kazakhstan in the field of civil-law circulation of information, and also makes his own proposals for improving this process.
Вопрос совершенствования нормативно-правового регулирования оборота информации, обеспечиваемого посредством применения информационных и телекоммуникационных технологий, на настоящем этапе является одним из наиболее актуальных для управленческих и финансовых систем развитых государств мира. В связи с этим, исследование проблем международного сотрудничества в указанной сфере с точки зрения стратегических интересов Республики Казахстан, осуществление сравнительно-сопоставительного анализа национального и международного законодательства и установление их соотношения, а также изучение информационных стратегий, краткосрочных программ различных государств, международно-правовых механизмов в сфере регулирования оборота информации можно признать приоритетными.
Процесс гражданско-правового оборота информации порождает особого рода отношения между субъектами, права и обязанности которых регулируются различными национальными системами законодательства и нормами международного права одновременно, что значительно актуализирует необходимость унификации и гармонизации разноуровневых правовых норм. При этом все возрастающее значение приобретают вопросы правовых методов и механизмов регулирования отношений, связанных с передачей информации на основе интернет-технологий, связанных с использованием ресурсов и инфраструктуры мировой электронной сети Интернет, выступающей в качестве уникального средства коммуникации, а также сосредоточения и передачи данных, включающих в себя миллиарды документов с разноплановой информацией, зачастую совершенно незащищенной в правовом отношении.
Вхождение Республики Казахстан в мировое сообщество и ее участие в международном гражданско-правовом обмене может быть существенно затруднено в случае ориентации исключительно на собственные проблемы и невнимания к тщательному исследованию особенностей гражданско-правового регулирования отношений в сфере оборота информации, возможностей применения опыта других государств в области развития рынка телекоммуникаций, информационных технологий, «электронной коммерции», пресечения передачи недостоверной информации по сети, развития мобильной связи, систем банковской сферы и государственного управления и т.д., составляющих базу для формирования единой информационно-коммуникационной среды республики и ее интеграции с глобальной информационной инфраструктурой.
Эффективное выявление актуальных правовых проблем обращения информации, возникающих в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в гражданско-правовой, а также их дальнейшее практическое решение возможны только посредством выработки общих правовых и организационных мер по вопросам сотрудничества в области оборота информации, охраны объектов интеллектуальной собственности, закрепленных в нормах международных договоров, заключаемых государствами.
Анализ существующей в настоящее время ситуации дает основания полагать, что, несмотря на активное вхождение нашего государства в мировое сообщество, представленное авторитетными региональными и международными организациями (ЕАЭС, ВТО и др.), остаются нерешенными задачи первого, внутреннего уровня, касающиеся выработки собственной сбалансированной информационной политики, не выявлены приоритетные проблемы в этой области и пути их решения, не сформирована адекватная нормативная база, определяющая правовую нишу информации как объекта, участвующего в гражданском обороте наряду с товарами и услугами. Кроме того, Казахстан предпринимает недостаточно эффективные шаги на пути к достижению прозрачности информации и ее реального доступа для всего населения.
Основным фундаментом для правового регулирования гражданско-правового оборота информации является Конституция Республики Казахстан, в пункте 1 статьи 20 которой официально провозглашается право каждого «свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом», из чего вытекает, что информация может использоваться в гражданском обороте: отчуждаться, передаваться на основе гражданско-правового договора или на ином установленном законом основании, обмениваться, распространяться, использоваться путем извлечения ее полезных естественных свойств и т.п. В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Конституции Республики Казахстан, «государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации». Гражданское законодательство, в целом опираясь на указанные нормы, все же, к сожалению, не содержит прямого регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с использованием информации и установлением ее правовой природы, что является ограничивающим фактором для ее широкого и законного введения
Азаматтьщ жэне азаматтьщ процеспик куцьщ -.
в гражданский оборот как на национальном, так и на международном уровнях.
Исходя из сказанного, логично предположить, что первым шагом, который необходимо предпринять в указанном направлении, является серьезная работа над детальным совершенствованием нормативного закрепления правоотношений, связанных с производством, использованием и потреблением информации. В нашей стране уже была принята Концепция информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 года, утвержденная 14 ноября 2011 года указом №174 Президента Республики Казахстан. В ней определялось видение путей достижения информационной безопасности государства, цели и задачи, основные принципы и общие подходы к обеспечению интересов общества и государства в информационной сфере, а также к защите конституционных прав граждан.
Концепция отвечала основным положениям Стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстан-цев», в которой обеспечение информационной безопасности как составляющей национальной безопасности определено в качестве одного из основных долгосрочных приоритетов и сыграла значительную роль в области обеспечения информационной безопасности.
Наше государство при разработке стратегических документов в информационной сфере стремится эффективно использовать имеющийся международный опыт в области обеспечения информационной безопасности, в частности США, Великобритании, Канады, Российской Федерации, Индии, Эстонии; исследовать соответствующий международному опыту комплексный подход к реализации вопросов обеспечения информационной безопасности, включающий законодательное, нормативно-методическое, организационное, технологическое и кадровое обеспечение. Новейшими программными документами являются: Национальный антикризисный план реагирования на инциденты информационной безопасности, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан №488 от 09.08.2018 года1; Государственная программа «Цифровой Казахстан», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан №827 от 12.12.2017 года, одной из задач которой провозглашено обеспечение информационной безопасности в
сфере ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)2.
При всем положительном значении приведенных выше документов приходится отметить факт их узконаправленности, с одной стороны, и публично-правовой характер - с другой, поскольку международное сотрудничество в сфере использования информации не исчерпывается вопросами исключительно информационной безопасности, а включает в себя множество разновекторных направлений, также нуждающихся в правовом закреплении.
Охарактеризованные выше документы национального уровня разработаны с учетом положений важнейших международных актов в области правового регулирования отношений, связанных с использованием и потреблением информации, в которых отражены особенности и тенденции современного мирового развития информационных процессов.
В частности, их нормы импонируют содержанию и духу Окинавской хартии глобального информационного общества от 22 июля 2000 года, в которой констатируется важнейшее влияние на современное общество информационно-коммуникационных технологий (ИТ).
Качественному регулированию отношений в сфере производства, использования и потребления информации в Казахстане может способствовать и изучение аналогичного опыта нормативного регулирования в рамках Европейского союза (далее - ЕС), обладающего собственной спецификой. Примером упомянутой специфики может служить следующее обстоятельство: в ЕС средства связи (коммуникации) и информационные технологии рассматриваются как сфера услуг связи и передачи информации. Высокий уровень информационных и телекоммуникационных средств во всех сферах промышленной и социальной деятельности стал важнейшим фактором научно-технической политики ЕС. На базе объединенных общеевропейских информационных и коммуникационных сетей возникла новая, телекоммуникационная индустрия. Телекоммуникационные технологии составляют основу информационной структуры ЕС[1]. Главной тенденцией в телекоммуникационных реформах ЕС стало создание структуры общего рынка телекоммуникаций на основе Документа по развитию общего рынка для телекоммуникаций и услуг, принятого Европейской комиссией в 1987 году. Госу-
1 Национальный антикризисный план реагирования на инциденты информационной безопасности, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан №488 от 09.08.2018 года. - http://online.zakon. kz/Document/?doc id=38199315. - Дата обращения: 05.11.18 года.
2 Государственная программа «Цифровой Казахстан», утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан №827 от 12.12.2017 года. - https://primeminister.kz/rupage/view/gosudarstvennaya_programma_ digital_kazahstan. - Дата обращения: 05.11.18 года.
дарства-участники ЕС продолжили предпринятые сообществом шаги по пути реформ и дальнейшей либерализации в данном секторе.
Другой особенностью регулирования правоотношений в исследуемой нами сфере являются отдельные аспекты использования информации, в частности, касающиеся информации публичного сектора. Некоторые государства-члены ЕС имеют давнюю традицию, связанную со свободой информации и обеспечением доступа к государственной информации. Хотя в целом господствует подход, согласно которому оценка влияния доступа государственной информации на развитие демократии относится к ведению государства, ЕС все же пришел к выводу, что информация публичного сектора несет в себе экономический потенциал. Она может быть использована в качестве основы для создания информационных продуктов и услуг, к примеру, эксплуатации навигационных систем, услуг в сфере недвижимости, туризма, маркетинга. Доступность информации публичного сектора может способствовать росту экономической активности и увеличению занятости населения. В связи с этим, в 2003 году ЕС принял Директиву, гармонизирующую правила повторного использования информации публичного сектора [2,108-109].
Все наши предыдущие рассуждения позволяют сделать вывод о том, что практически во всех приведенных международных договорах приоритетное внимание уделяется регулированию публично-правовых отношений в области использования информации при почти полном игнорировании гражданско-правовых аспектов, актуальность которых становится все более очевидной в связи с возрастающими темпами коммерческого использования информации. Именно эта грань проблемы еще не осознана ни в национальном, ни в международном масштабе.
Редким исключением в данном плане является Соглашение TRIPS - основной документ, определяющий параметры соответствия национального законодательства страны, вступающей в ВТО, требованиям этой организации. И даже в нем гражданско-правовая защита предоставляется не любой оборото-способной информации, а лишь конфиденциальной, закрытой. Согласно требованиям Соглашения TRIPS, государство обязано предоставлять обязательную охрану конфиденциальной информации, позволяющую ее обладателям защищать ее при неправомерном использовании или раскрытии такой информации.
В настоящее время в Республике Казах-
стан отдельного закона по защите коммерческой тайны (конфиденциальной информации) нет, поскольку несколько попыток его разработки и принятия оказались безрезультатными. Тем не менее, в соответствии со статьей 126 Гражданского кодекса Республики Казахстан, информация, которая при условии неизвестности третьим лицам, сохранения условий конфиденциальности и отсутствии свободного доступа к ней на законных основаниях, имеет действительную или потенциальную ценность, защищается гражданским законодательством. Таким образом, положения Гражданского кодекса соответствуют статье 39(2) Соглашения TRIPS. Более того, Гражданский кодекс требует нераскрытия данных или информации в процессе одобрения, продажи или сбыта химических, фармацевтических или сельскохозяйственных продуктов, что также соответствует статье 39(3) Соглашения TRIPS3.
К немногочисленным международным актам, содержащим гражданско-правовые положения, можно отнести и Конвенцию ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах, принятую резолюцией 60/21 Генеральной ассамблеи от 23 ноября 2005 года. Сферой ее применения является содействие торговле и экономическому развитию на национальном и международном уровнях.
В указанном контексте имеет смысл несколько шире раскрыть само содержание информации в гражданско-правовом отношении, включающее в себя, к примеру, информацию о государственной регистрации юридических лиц, правоприменительной деятельности судов по рассмотрению гражданских дел, нор-мотворческой деятельности субъектов в области гражданско-правового регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, коммерческой деятельности участников гражданских правоотношений и т.д. В целом же следует отметить, что гражданско-правовая составляющая понятия информации неизмеримо шире и является предметом целого научного исследования.
Попытаемся на основе изложенных теоретических посылок сформулировать некоторые выводы и предложения.
1. В целях достижения эффективного сотрудничества государств в сфере использования информации в целом и гражданско-правового оборота информации, в частности, необходим детальный доктринальный сравнительно-сопоставительный анализ национального и международного законодательства с установлением их соотношения. Для этого
3 Соглашение TRIPS. - http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1486643. - Дата обращения: 05.11.18 года.
Азаматтыц жэне азаматтыц процеспик цуцыц -.
потребуются совместные усилия ученых, область интересов которых лежит как в публично-правовой, так и в частноправовой сферах.
2. Анализ нормативных актов национального и международного уровня показывает, что гражданско-правовое регулирование оборота информации, призванное обеспечить законные имущественные права и интересы производителей и потребителей информации, практически отсутствует. Более того, ни в гражданском законодательстве Республики Казахстан, ни в гражданско-правовой доктрине постсоветских государств не решен вопрос о месте информации в системе объектов гражданских прав, а также остается открытой проблема определения гражданско-правовой природы, понятия, содержания информации и возникающих в связи с ней гражданских прав и обязанностей, выявления специфики защиты гражданских прав на информацию.
В связи с этим, предлагаем под информацией во внутреннем и международном гражданском обороте понимать информационную продукцию, коммерческую тайну, результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполненные информационные работы и услуги. Информация обладает самостоятельной способностью участвовать в гражданском обороте, быть товаром, иметь стоимость и приносить доход.
3. Основной задачей ближайшего времени в области международного сотрудничества Республики Казахстан по вопросам оборота информации является необходимость
совершенствования национального законодательства в целях приведения его в полное соответствие с международными актами, осуществляемое как на основе унификации, так и гармонизации законодательства. Прежде всего, в базовых и отраслевых законах в соответствие с международными стандартами должны быть приведены нормы, касающиеся защиты прав интеллектуальной собственности, борьбы с контрафактной продукцией, формирования информационных ресурсов, регулирования доступа к информации, коммерциализации интеллектуальной собственности, развития сфер наукоемких технологий и инноваций, информационно-коммуникационных сетей и т.д.
4. Существенный прорыв в области защиты прав на информацию, объекты интеллектуальной собственности при современных реалиях практически невозможен без законодательного закрепления строгой гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за незаконное использование объектов авторского права и смежных прав в сети Интернет хостинг-провайдерами, операторами и пользователями.
Подводя итоги произведенного нами небольшого научного исследования, хотелось бы отметить, что в статье затронуты лишь отдельные вопросы многоаспектной темы международного сотрудничества в сфере гражданско-правового оборота информации как важнейшего условия участия Казахстана в общемировых информационных процессах, в то время как многие другие проблемы ждут своей актуализации и практического разрешения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кудрявец Ю.Н. Международное сотрудничество в сфере телекоммуникационных технологий в рамках Европейского Союза. - Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2003. - №4. - http://www.evolutio.info/content/view/902/215/
2. Янссен К. Использование информации публичного сектора в Европейском союзе // Право в современном мире. - 2011. - №2. - С.108-109.
3. Каудыров Т.Е. Соглашение TRIPS о параметрах охраны интеллектуальной собственности для стран, вступающих во Всемирную торговую организацию // Охрана прав интеллектуальной собственности при вступлении Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию: Материалы научно-практического семинара. - Астана, 2012, 20 ноября 2012 года. - С.17-18.
REFERENCES
1. Kudrjavec Ju.N. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere telekommunikacionnyh tehnologij v ramkah Evropejskogo Sojuza. -Belorusskij zhurnal mezhdunarodnogoprava i mezhdunarodnyh otnoshenij. - 2003. -№4. - http://www.evolutio.info/content/view/902/215/
2. Janssen K. Ispol'zovanie informacii publichnogo sektora v Evropejskom sojuze // Pravo v sovremennom mire. - 2011. - №2. - S.108-109.
3. Kaudyrov T.E. Soglashenie TRIPS o parametrah ohrany intellektual'noj sobstvennosti dlja stran, vstupajushhih vo Vsemirnuju torgovuju organizaciju // Ohrana prav intellektual'noj sobstvennosti pri vstuplenii Respubliki Kazahstan vo Vsemirnuju torgovuju organizaciju: Materialy nauchno-prakticheskogo seminara. - Astana, 2012, 20 nojabrja 2012 goda. - S.17-18.