Научная статья на тему 'Международный опыт по доступу к информации в рамках проводимой административной реформы'

Международный опыт по доступу к информации в рамках проводимой административной реформы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Әміржан К.Ж.

Данная статья отражает стратегическую цель информационной политики Республики Казахстан. Так, информационной целью является построение демократического информационного общества и гармоничное вхождение страны в мировое информационное сообщество. Концептуальными моментами в данной статье являются принципы, которые вытекают из международно-правовых актов, так как проблема обеспечения открытости информации приобрела особое значение в связи с международно-правовым закреплением права на информацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт по доступу к информации в рамках проводимой административной реформы»

126 7 № 3 (19) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Трибуна молодого ученого К..Ж.

младший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области конституционного, административного права и государственного управления

Института законодательства РК

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПО ДОСТУПУ К ИНФОРМАЦИИ В РАМКАХ ПРОВОДИМОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

Конституция Республики Казахстан, была принята на общенациональном референдуме 30 августа 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями от 1998 и 2007 годов). По признанию Президента Республики Казахстан, Конституция Казахстана есть основание для свободы. Так, Конституция дала народу в Казахстане самое главное — право выбора.

В первой статье Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Так, одним из основополагающих прав человека является право на доступ к информации, в связи с этим в данной статье мы постарались отразить уже существующий международный опыт по доступу к информации, который в перспективе полагаем необходимым целесообразно использовать в казахстанском законодательстве.

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина. Пункт 2 статьи 20 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законным способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.

Право на доступ к информации является одним из фундаментальных прав человека и от уровня его реализации во многом зависит эффективная реализация и других основных прав и свобод человека.

Гарантии свободы слова, свободного поиска, получения и распространения информации закреплены в принципах и нормах международного права. Так, статья 19 Всеобщей декларации прав человека закрепляет право каждого человека на свободу убеждений и на их свободное выражение, Международный Пакт о гражданских и политических правах в статье 19 также предусматривает право каждого человека беспрепятствен-

но придерживаться своих мнений. Конституция Республики Казахстан закрепляет общие гарантии доступа к информации [2; с. 1-2].

В настоящее время развитые страны рассматривают возможности информационного общества в качестве движущей силы дальнейшего развития и как определенный вызов существующей системе отношений между государством, бизнесом, политиками, общественными организациями, гражданами.

Статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод декларирует, что каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и получать и распространять информацию, идеи без какого-либо вмешательства публичных властей и независимо от государственных границ. Европейский суд по правам человека считает, что на государство возлагается обязанность собирать и распространять информацию по собственной инициативе, - речь идет о доступе к информации, а не о праве на информацию в собственном смысле. В то же время в Рекомендациях Совета Европы «О защите данных и свободе информации» подчеркивается, что демократические режимы характеризуются обращением в обществе максимального объема информации и что информационные права, закрепленные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны трактоваться предельно широко, подразумевая свободу поиска информации и, как следствие, обязанность властей обеспечивать доступность информации по вопросам, имеющим общественное значение (с учетом соответствующих ограничений) [2; с. 11-12].

Анализируя практику применения статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, можно прийти к выводу, что Европейский суд по правам человека считает статью 10 Европейской конвенции применимой только в тех случаях, «когда государственные органы предпринимают шаги, препятствующие получению индивидом такой информации, или

Трибуна молодого ученого

ЕЛО

пытаются наказать индивида за получение подобной информации. Если органы власти не выполняют требования предоставить правительственную информацию, то статья 10 не применима».

Начиная с французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство конституций стран «мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению человека и гражданина, в том числе и к праву на информацию [3; с. 16-17].

Хотя принципиальные положения международного права о правах человека, принятые большинством государств мира, конкретные нормы о праве на информацию зависят от существующей в данной стране правовой системы, от правового регулирования [3; с. 17-18].

Например, Законы США и Великобритании «О свободе информации» в основном регулируют отношения по предоставлению гражданам доступа к правительственной информации. Этот же предмет регулирования характерен и для аналогичных законов многих европейских стран. Концептуальная направленность этих законов характеризуется разрешением проблемы доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти. Эти законы содержат до полутора десятков ограничений свободного доступа к названной категории информации, обусловленных необходимостью обеспечивать национальную и государственную безопасность, гарантиями приоритетов национальных и государственных интересов.

Рассмотрим более подробно, как регулируется право граждан на доступ к информации о деятельности органов власти, на примере таких стран, как Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Швеция [4; с. 1-2].

В Великобритании Закон «О свободе информации» был принят в ноябре 2000 года, полностью вступил в силу в январе 2005 года. Данный закон предоставляет каждому право доступа к информации, находящейся в распоряжении более чем ста тысяч органов власти. Органы власти обязаны ответить на запрос в течение 2 рабочих дней. Этот срок может быть продлен на разумный срок в случае проведения экспертизы на наличие в запрошенных документах «общественного интереса». Плата за предоставление информации не взимается, если стоимость ее подготовки не превышает 600 фунтов стерлингов для государственных органов и 450 фунтов стерлингов для органов местного самоуправления [2; с. 9-10].

Ответственными за реализацию органами власти положений закона являются Государственный секретарь, Лорд-канцлер (в настоящее время -Департамент по конституционным делам), а также специальный Комиссар - Уполномоченный по информации (ранее именовался как Комиссар по защите данных), который при осуществлении надзора имеет право получать и рассматривать жалобы на отказы в предоставлении информации и выносить по ним решения, которые в определенных случаях имеют обязательную силу для органов власти. Уполномоченный по информации также издал инструкцию по вопросам применения положений закона, в том числе практики использования органами власти установленных законом ограничений на доступ к информации. Законом предусмотрена процедура оспаривания отказа в квазисудебный орган - Трибунал по информации (ранее именовался Трибунал по защите данных), решения которого могут быть оспорены в обычном судебном порядке. Данным законом также предусмотрена обязанность органов власти публиковать определенные сведения, т.е. распространять информацию о своей деятельности, не дожидаясь запросов от кого-либо (пункты 19 и 20 Закона). Каждое ведомство обязано разработать порядок публикации, который утверждается Уполномоченным по информации [2; с. 20-22].

В Соединенных Штатах Америки Закон «О свободе информации» (The Freedom of Information Act) был принят в 1966 и вступил в силу в 1967 году. Последние изменения в закон были внесены в 1996 году, когда Конгресс США принял закон «О свободе электронной информации», направленный на более широкое использование информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности органов власти для информирования граждан о свой деятельности. Закон «О свободе информации» позволяет каждому человеку или организации, несмотря на гражданство или страну своего происхождения, запрашивать документы, находящиеся в распоряжении федеральных правительственных органов. К этим органам относятся департаменты Правительства США, военные ведомства, правительственные корпорации и другие организации, которые выполняют правительственные функции.

Законом предусмотрены девять категорий информации ограниченного доступа. Кроме того, ограничения на доступ к информации может определяться другими законами США [3; с. 32-33].

128 7 3 (19) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

Согласно Закону «О свободе информации», каждое учреждение по любому запросу об ознакомлении с документами обязано в течение десяти рабочих дней определить, будет ли он удовлетворен, и незамедлительно уведомить подателя такого запроса о принятом решении и причинах его принятия, а также о праве такого лица подать апелляцию руководителю учреждения в случае отказа в удовлетворении запроса.

В течение двадцати рабочих дней после получения жалобы на отказ в предоставлении информации ведомство обязано принять решение по ней. Если при рассмотрении жалобы отказ в удовлетворении запроса будет подтвержден полностью или частично, учреждение обязано уведомить подателя запроса о порядке судебного пересмотра такого решения.

Законом также предусмотрена процедура судебного оспаривания отказов или задержек в предоставлении информации.

Швеция особым образом вписала себя в историю свободы информации, поскольку именно в Швеции в 1766 году был принят первый закон в мире по свободе информации - Закон «О свободе прессы». Закон требовал, чтобы официальные документы органов власти предоставлялись по требованию незамедлительно каждому, кто делает запрос, причем бесплатно.

Закон «О свободе прессы» был принят 2 декабря 1766 года, но после государственного переворота в 1772 году был отменен. После того, как в 1809 году демократическое правительство вернулось к власти, в 1810 году претерпел некоторые изменения.

Действующая редакция Закона Швеции «О свободе прессы», являясь, как и ранее, частью Конституции, была принята в 1949 году с изменения-

ми, внесенными в 1976 году. Глава 2 Закона «О свободе прессы», устанавливает, что «каждый подданный Швеции, а также резидент должен иметь доступ к официальным документам» [2; с. 40-41].

Каждый орган власти обязан вести реестр официальных документов, большинство из которых должны быть доступны общественности.

Таким образом, право граждан и юридических лиц на доступ к информации является одним из основополагающих конституционных прав, кроме того, это один из важнгйших критериев, по которым можно оценить прозрачность процессов принятия решений органами государственной власти, их подотчетность и ответственность перед населением, а также уровень демократизации общества.

Динамика XXI века с инновационными и прорывными технологиями, глобальными проблемами и вызовами определяет новые параметры развития государства и общества.

Масштабные успехи в реформировании экономики страны, активное решение социальных проблем позволили Президенту выдвинуть амбициозную задачу вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. А это диктует необходимость дальнейшего развития демократических преобразований и модернизации политической системы. И Конституция, являясь краеугольным камнем государственного и общественного устройства, может расширить возможности для ускорения экономической, социальной и политической модернизации через формирование условий для более эффективной работы государственных органов всех уровней, укрепление казахстанского патриотизма, упрочение взаимодействия государства с институтами гражданского общества.

Использованная литература

1. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030». Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев // Казахстанская правда, 1997. - 11 октября.

2. Рекомендации по принятию Закона Республики Казахстан «О доступе к информации. Институт развития свободы информации. - Санкт-Петербург, а/я 527.

3.Дэвид Бенисар. Свобода информации в мире. 2006 год. Общий обзор законодательства по доступу к правительственной информации в мире. - М., 2006 г.

4. Аналитический материал, подготовленный в рамках работы по разработке проекта Закона РК «О праве доступа к информации в Республике Казахстан» независимой экспертной группой по заказу Программы развития ООН в Казахстане.

5. Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 г. Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 4, ст. 52.

Трибуна молодого ученого

£Ж7

6. Анализ международного и национального законодательства, подготовленный независимой экспертной группой по заказу Программы развития ООН в Казахстане, в рамках работы по разработке проекта Закона РК «О праве доступа к информации в Республике Казахстан».

Осы мацала К^азацстан Республикасы ацпараттыц саясатыныц стратегиялыц мацсатын ашады. Сонымен, ацпараттыц мацсат дегеншгз демократиялыц ацпараттыц цогамныц цуры-луы мен елгмгздщ элемдт ацпараттыц цауымдастыцца уйлеЫмдг ену1 болып табылады.

Ацпаратта цуцыцтыц халыцаралыц-цщыцтыц бекуте байланысты ацпараттыц ашыцты-гын цамтамасыз ету проблемасы ерекше мацызга ие болгандыцтан, халыцаралыц-цщыцтыц актыер осы мацаладагы тужырымдамалыц сэттер болып табылады.

Данная статья отражает стратегическую цель информационной политики Республики Казахстан. Так, информационной целью является построение демократического информационного общества и гармоничное вхождение страны в мировое информационное сообщество.

Концептуальными моментами в данной статье являются принципы, которые вытекают из международно-правовых актов, так как проблема обеспечения открытости информации приобрела особое значение в связи с международно-правовым закреплением права на информацию.

Given article reflects a strategic target of an information policy of Republic Kazakhstan. So, the information purpose, construction of a democratic information society and harmonious occurrence of the country in world information community is.

The conceptual moments in given article are international legal certificates as the problem of maintenance of an openness of the information has taken on special significance in connection with international legal fastening of the right to the information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.