К.Ж. ОМ1РЖАН,
младший научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области конституционного, административного права и государственного управления
Института законодательства РК
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В КАЗАХСТАНЕ
Доступ к информации является ключевым элементом демократического развития общества и государства. За период независимости в Казахстане достигнуты определенные успехи в обеспечении доступа к информации. Несмотря на то, что в Казахстане приняты законы, регулирующие получение информации гражданами от органов государственного управления, на практике существует множество проблем, которые не позволяют в полной мере использовать право на доступ к информации. Одной из важных причин такого положения является отсутствие всесторонней и прогрессивной правовой регламентации вопросов доступа к информации, несоответствие действующего национального законодательства международным стандартам, неэффективная правоприменительная практика, бюрократия и волокита, неосведомленность граждан о своих правах, цензура источников информации. В совокупности данные вопросы затрудняют реализацию прав граждан на получение информации.
Совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов информации на сегодняшний день крайне необходимо. В целом, данная деятельность и механизмы ее правового регулирования должны быть направлены на гарантирование свободы слова, свободное получение и распространение информации любым, не запрещенным законом способом, с учетом соблюдения конституционных прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, а также соблюдения требований законодательства о государственных секретах [1; с. 9].
Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина. Пункт 2 статьи 20 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом [2; с. 8].
Не будет преувеличением утверждать, что реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только порой формальное участие граждан в жизни государства [3; с. 4].
Следует подчеркнуть особую значимость этого права: оно выступает связующим элементом всей системы основных прав и свобод. Только при условии его соблюдения можно говорить о фактической реализации личных, политических, социальных, экономических, экологических и культурных прав и свобод.
Отсюда следет, что отсутствие свободного доступа граждан к информации является существенным ограничением законных прав и интересов гражданина. В этой связи весьма актуальным становится вопрос законодательного регулирования доступа к публичной информации. До настоящего времени в Казахстане не принят специальный Закон об обеспечении доступа к информации.
Проблема обеспечения открытости информации приобрела особое значение в связи с международно-правовым закреплением права на информацию.
Это право обеспечивается основополагающими международно-правовыми актами. В первую очередь назовем статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, говорящую об особых обязанностях и ответственности, которые возникают в связи с пользованием правом на информацию, и ограничениях на пользование данным правом, которые могут быть введены законами государств с целью обеспечения уважения прав и репутации других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
В статье 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод информацион-
Трибуна молодого ученого
пю
ные права выступают как составная часть свободы выражения мнения: они должны реализо-вываться «без вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ». По мнению Европейского суда, это не означает, что на государство возлагается обязанность собирать и распространять информацию по собственной инициативе, - речь идет о доступе к информации, а не о праве на информацию в собственном смысле. В то же время в Рекомендациях Совета Европы «О защите данных и свободе информации» подчеркивается, что демократические режимы характеризуются обращением в обществе максимального объема информации и что информационные права, закрепленные в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны трактоваться предельно широко, подразумевая свободу поиска информации и, как следствие, обязанность властей обеспечивать доступность информации по вопросам, имеющим общественное значение.
В Конвенции ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, предусмотрено, чтобы должностные лица и государственные органы оказывали общественности помощь и обеспечивали ей ориентацию в получении доступа к информации. В частности, статья 6 Конвенции требует от компетентных государственных органов обеспечении заинтересованным кругам общественности по получении от них запроса, где это требуется в соответствии с национальным законодательством, бесплатный доступ ко всей информации [4; с. 4].
В рамках рассматриваемой темы следует упомянуть о Программе снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 года. Программа направлена на создание в Республике Казахстан условий по преодолению информационного неравенства и широкому использованию информационно-коммуникационных и инновационных технологий для обеспечения доступа к информации.
Целью Программы является достижение 20% уровня компьютерной грамотности населения Казахстана и пользователей сети Интернет в Казахстане. Программа имеет важное значение для обеспечения доступа к информации, поскольку в динамично развивающемся информационно-коммуникационном обществе возрастает роль
Интернет-ресурсов как источника информации.
Программа рассчитана на стимулирование заинтересованности граждан в освоении информационно-коммуникационных технологий путем создания системы мер, направленных на повышение потребности населения в обучении компьютерной грамотности и освоении современных ИКТ за счет расширения области электронных сервисов в сети Интернет, включающей:
- разработку системы интеллектуального поиска информационных ресурсов на информационно-познавательных, информационно-развлекательных порталах;
- организацию контроля и мониторинга создания и актуализации республиканскими и областными СМИ собственных веб-сайтов;
- создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере индустрии и торговли;
- создание и обеспечение актуализации информационного веб-портала юридических лиц;
- создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере информационных технологий;
- создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала «Национальное наследие»;
- создание и обеспечение актуализации информационно-познавательного веб-портала в сфере здравоохранения;
- создание и обеспечение актуализации казахстанского образовательного веб-портала [5; с. 7].
Право на доступ к информации, содержащейся в государственных органах, расценивается как одно из основных показателей уровня свободы информации в стране в целом, оно имеет особую общественную значимость для соблюдения ряда других фундаментальных прав человека в демократическом обществе. Свобода информации дает гражданам возможность сделать осознанный выбор на основе полученных сведений и контролировать деятельность своего правительства. Это очень важно с точки зрения участия общественности в процессе принятия решений, обеспечения прозрачности деятельности правительства и установления доверия населения к государственным структурам. Несоблюдение права личности на доступ информации означает, что государственные организации могут управлять информационным потоком по своему усмотрению, ограничивая или скрывая те или иные сведения. В такой обстановке процветает коррупция и теряется контроль над соблюдением прав человека в стране.
Свобода информации, как первичное условие соблюдения ряда других прав человека, имеет к тому же огромное значение с точки зрения последовательного развития общества. Расширение доступа к информации создает возможность для уязвимых и незащищенных групп населения отстаивать свои интересы и права, активно участвовать в процессе развития. Очевидно, что в обществах с открытым потоком информации и широким доступом к информационным коммуникациям государственные институты работают более эффективно, прозрачно и ответственно, рыночные отношения более устойчивы. В то же время в таких обществах более эффективна дея-
тельность институтов, защищающих права уязвимых групп населения, например, неправительственных организаций.
Таким образом, долгосрочной стратегической целью информационной политики Республики Казахстан является построение демократического информационного общества и гармоничное вхождение страны в мировое информационное сообщество. Правовое обеспечение свободного доступа к публичной информации решает задачи перехода Республики Казахстан к качественно новому этапу управления за счет обеспечения всех участников информационной политики своевременной, полной и достоверной информацией.
Использованная литература
1. О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858.
2. Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме от 30 августа 1995 г.
3. Аналитический материал, подготовленный в рамках разработки проекта Закона РК «О праве доступа к информации в Республике Казахстан» независимой экспертной группой по заказу Программы развития ООН в Казахстане.
4. Анализ международного и национального законодательства в сфере обеспечения доступа к информации, подготовленный независимой экспертной группой по заказу Программы развития ООН в Казахстане.
5. Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы.
Осы мацала К^азацстан Республикасы ацпараттыц саясатыныц стратегиялыц мацсатын ашады. Сонымен, ацпараттыц мацсат дегеншгз демократиялыц ацпараттыц цогамныц цуры-луы мен елшгздщ элемдт ацпараттыц цауымдастыцца уйлеЫмдг ену1 болып табылады.
Ацпаратта цщыцтыц халыцаралыц-цщыцтыц бектуте байланысты ацпараттыц ашыц-тыгын цамтамасыз ету проблемасы ерекше мацызга ие болгандыцтан, халыцаралыц-цщыцтыц актыер осы мацаладагы тужырымдамалыц сэттер болып табылады.
Данная статья отражает стратегическую цель информационной политики Республики Казахстан. Так, информационной целью является построение демократического информационного общества и гармоничное вхождение страны в мировое информационное сообщество.
Концептуальными моментами в данной статье являются международно-правовые акты, так как проблема обеспечения открытости информации приобрела особое значение в связи с международно-правовым закреплением права на информацию.
Given article reflects a strategic target of an information policy of Republic Kazakhstan. So, the information purpose, construction of a democratic information society and harmonious occurrence of the country in world information community is.
The conceptual moments in given article are international legal certificates as the problem of maintenance of an openness of the information has taken on special significance in connection with international legal fastening of the right to the information.