Научная статья на тему 'Международно-правовые основы обеспечения права на частную жизнь в контексте развития цифровых технологий'

Международно-правовые основы обеспечения права на частную жизнь в контексте развития цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
748
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНО-ДАТЕЛЬСТВО / РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликпаева Мира Жумагазыевна

В настоящее время практически невозможно представить мир без актив-ного использования результатов научно-технического прогресса. Освоение человечеством космоса привело к развитию и использованию цифровых технологий. При этом быстрые темпы развития цифровых технологий несут в себе как успех продвижения государства на мировой арене, так и делают еще более уязвимым соблюдение прав своих граждан. Прак-тика показала, что такие процессы непременно требуют правового регулирования как на уровне международных стандартов, так и в рамках национальных законодательств. И жизненно важно, чтобы во главе угла находился человек, его права и свободы. Осознавая остроту данной проблемы, мировое сообщество в рамках ООН выработало международ-ные инструменты в целях обеспечения и защиты права на неприкосновенность частной жизни, а также предоставило государствам-участникам определенные ориентиры для разработки собственных национально-правовых норм в этой сфере. К сожалению, в миро-вой практике есть примеры, когда эра цифровых технологий негативно повлияла на соблю-дение прав человека: произошла утечка персональных данных. Подобные случаи показали несовершенство внутренних законодательств стран, не поспевающих за стремительными темпами развития космической деятельности в целом, и цифровых технологий в частно-сти. И в этой связи, совершенно своевременно и обоснованно Концепцией правовой полити-ки Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы был заложен курс на продолжение работы по приведению национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами и международными стандартами при должном учете внутренних потребностей и приоритетов развития страны. Четкое понимание содержа-ния права на неприкосновенность частной жизни, знание специфики развития цифровых технологий, объединение усилий в общем деле должны стать основой правильного подхода государств и мирового сообщества в целом к решению обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые основы обеспечения права на частную жизнь в контексте развития цифровых технологий»

УДК 341.231.14

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА НА ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Куликпаева Мира Жумагазыевна

И.о. доцента кафедры Международного права Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, доктор PhD, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: права человека; международное право; международное космическое право; неприкосновенность частной жизни; цифровые технологии; национальное законодательство; Республика Казахстан.

Аннотация. В настоящее время практически невозможно представить мир без активного использования результатов научно-технического прогресса. Освоение человечеством космоса привело к развитию и использованию цифровых технологий. При этом быстрые темпы развития цифровых технологий несут в себе как успех продвижения государства на мировой арене, так и делают еще более уязвимым соблюдение прав своих граждан. Практика показала, что такие процессы непременно требуют правового регулирования - как на уровне международных стандартов, так и в рамках национальных законодательств. И жизненно важно, чтобы во главе угла находился человек, его права и свободы. Осознавая остроту данной проблемы, мировое сообщество в рамках ООН выработало международные инструменты в целях обеспечения и защиты права на неприкосновенность частной жизни, а также предоставило государствам-участникам определенные ориентиры для разработки собственных национально-правовых норм в этой сфере. К сожалению, в мировой практике есть примеры, когда эра цифровых технологий негативно повлияла на соблюдение прав человека: произошла утечка персональных данных. Подобные случаи показали несовершенство внутренних законодательств стран, не поспевающих за стремительными темпами развития космической деятельности в целом, и цифровых технологий в частности. И в этой связи, совершенно своевременно и обоснованно Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы был заложен курс на продолжение работы по приведению национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами и международными стандартами при должном учете внутренних потребностей и приоритетов развития страны. Четкое понимание содержания права на неприкосновенность частной жизни, знание специфики развития цифровых технологий, объединение усилий в общем деле должны стать основой правильного подхода государств и мирового сообщества в целом к решению обозначенных проблем.

ЦИФРЛЬЩ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ДАМЫТУ Т¥РГЫСЫНДА

жеке вм1рге к;¥к;ыгын цамтамасыз етудщ

ХАЛЬЩАРАЛЬЩ-Ц¥ЦЬЩТЬЩ НЕГ1ЗДЕР1 Мира Ж^магазы^ызы Куликпаева

Л.Н. Гумилев атындазы Еуразия улттыц университетi Халъщаралъщ

цуцыц кафедрасыныц доцентi м.а., PhD докторы, Астана ц., К^азацстан Республикасы;

e-mail: [email protected]

Tymh создер: адам цуцыцтары; халыцаралыц цуцыц; халыцаралыц гарыш цуцыгы; жеке вмiрге цол суцпаушылыц; сандыц технологиялары; улттыц зацнамасы; Цазацстан Республикасы.

Аннотация. К^аз\ргг тацда элемнщ гылыми-техникалыц прогресс нэтижелергн белсендi цолданбай eмiр сурут елестету мумкш емес. Адамзаттыц гарышты игеруi сандыц тех-нологияны дамытып, цолдануга алып келдг. Дегенмен сандыц технологияныц царцынды да-муы мемлекеттгц элемдгк аренадагы релш арттырып цана цоймайды, сонымен бiрге, оныц вз азаматтарыныц цуцыцтарын сацтауында циындыцтар тугызады. Цазгргг тэжiрибе керсеткендей, мундай удергстер халыцаралыц стандарттар децгешнде де, сондай-ац, улттыц зацнама аясында да цуцыцтыц реттелудг талап етедг. Эрине, бул жагдайда басты орында адам, оныц цуцыцтары мен бостандыцтары турганы абзал. Аталган проблеманыц еткгрлгггн ескере отырып, халыцаралыц цауымдастыц адамныц жеке емгргне

цолсугылмаушылыгы цуцыгын цамтамасыз ету жэне цоргау мацсатында Б¥¥ аясын-да халыцаралыц цуралдарды дайындады. Жэне цатысушы мемлекеттерге осы саладагы улттыц цуцыцтыц нормаларды дайындауда белгл 6ip багыт-багдар кврсеттг. Ок1н1шке орай, сандыц технология дэуiрi адам цуцыцтарыныц сацталуына жагымсыз эсер еткен кездерi де, ягни жеке бас мэлiметтерiнiц таралып кеткен кездерi де элемдт тэжiрибеде бар. Мундай жагдайлар мемлекеттердщ шю зацнамасыныц жетымегендтн кврсетедi, олар жалпы гарыштыц цызметтщ, соныц iшiнде сандыц технологияныц царцынды даму темтне ыесе алмай цалуда. Осыган байланысты, Казацстан Республикасыныц цуцыцтыц саясат тужырымдамасында елдщ шк цажеттiлiктерi мен даму басымдылыцтарын тиiстi ескере отырып, улттыц зацнаманы цабылдаган халыцаралыц мтдеттемелер мен халыцаралыц стандарттарга сэйкестендiру бойынша жумыстарды 2010 жэне 2020 жыл-дар аралыгында одан ары жалгастыру цызметi дер кезтде, эрi негiздi енгiзiлген. Мемле-кеттер, жалпы элемдт цауымдастыц аталган проблемаларды шешуде дурыс цадам жа-сау Yшiн адамныц жеке вмiрiне цолсуцпаушылыгы цуцыгыныц мазмунын айцын тусШп, сандыц технологиялардыц даму ерекшелтн быт, осы wте куш бiрiктiрудi негiз етт алуы тшс.

INTERNATIONAL LEGAL BASICS OF PROVIDING OF THE RIGHT TO PRIVACY IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES

Kulikpayeva, Mira Zh.

Acting assistant professor of International Law Department of the L.N. Gumilyov Eurasian National University, PhD, Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Keywords: human rights; international law; international outer space law; inviolability of private life; digital technologies; national legislation; the Republic of Kazakhstan.

Abstract. At present, it is almost impossible to imagine the world without actively using the results of scientific and technological progress. The exploration of outer space by mankind led to the development and use of digital technologies. At the same time, the rapid pace of the development of digital technologies carries the success of the state's progress on the world stage, and makes the rights of its citizens even more vulnerable. Practice has shown that such processes necessarily require legal regulation - both at the level of international standards, and within the framework of national legislations. And it is vitally important that a person, his rights and freedoms are at the forefront. Realizing the urgency of this problem, the international community within the UN developed international instruments to ensure and protect the right to privacy, and also provided the participating States with specific guidelines for developing their own national and legal norms in this field. Unfortunately, in world practice there are examples when the era of digital technologies negatively affected the observance of human rights: there was a leak of personal data. Such cases have shown the imperfection of the domestic legislations of countries that are not keeping pace with the rapid pace of development of space activities in general, and digital technologies in particular. And in this connection, in a timely and justified manner, the Concept of the Legal Policy of the Republic of Kazakhstan for the period from 2010 to 2020 laid the course for continuing work to bring national legislation in line with international obligations and international standards, taking into account domestic needs and development priorities of the country. A clear understanding of the content of the right to privacy, knowledge of the specifics of the development of digital technologies, the pooling of efforts in the common deal should become the basis of the correct approach of states and the world community as a whole to solving the indicated problems.

Современный мир уже невозможно представить без активного применения цифровых технологий и вовлечения в этот процесс всего человечества. Это стало результатом бурных темпов развития научно-технического прогресса, который постепенно стирает все границы на информационно-коммуникационном пространстве.

Следует отметить, что вопросы содержания и обеспечения права на частную жизнь в контексте цифровых технологий мы будем рассматривать на стыке двух отраслей международного публичного права - международного права прав человека и международного космического права.

Обе указанные отрасли складывались

на протяжении определенного периода времени, имеют в своем содержании большой массив международно-правовых норм. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала ХХ в., права человека регулировались исключительно национальным законодательством государств. Участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.

С течением времени государства стали принимать международные акты, защищающие некоторые права и свободы [1, с. 193-194].

Международное право прав человека обеспечивает четкую и универсальную основу для поощрения и защиты, в том числе и права на неприкосновенность частной жизни.

В то же время, как уже говорилось выше, вопросы защиты прав человека тесно связаны и со сферой международного космического права, истоки активного развития которого приходятся на период существования СССР.

Все чаще можно встретить высказывания о том, что формируется новая отрасль международного права - «право спутниковой связи», «международное право коммуникаций» и т.п. Советский юрист П.И. Лукин полагает, что «возникла и развивается специальная отрасль международного права - право международной радиосвязи».

Одни авторы утверждают, что международное сообщество находится на начальной стадии выработки кодекса норм спутниковой связи, другие - что уже существует или сложится в будущем право коммуникаций.

Основная разница между этими высказываниями в том, что одни юристы исходят из формирования принципов и норм, регулирующих использование всех средств массовой коммуникации, а другие - из формирования принципов и норм, применимых к космическим средствам связи [2, с. 153].

Какие бы определения ни давались новой отрасли (мы же ее обозначаем как международное космическое право), суть ее сводится к тому, что прорыв человечества в космосе открыл невероятные возможности развития государств и планеты в целом. Фундаментальные основы, заложенные в уникальном документе под названием «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», 1967 года, несомненно, стали отправной точкой появления и дальнейшего развития современных цифровых технологий.

И в этом потоке научно-технического роста важно не забывать о том, что во главе любых сфер деятельности должен оставать-

ся человек, его права и свободы.

Усилиями универсальных и региональных организаций и объединений, а порой и отдельных государств, на сегодняшний день создан прочный фундамент международно-правовых норм в сфере защиты прав человека. Их можно считать некими ориентирами для национальных правовых систем при разработке своих законодательств и их применении.

Право на неприкосновенность частной жизни закреплено в универсальных документах, как например:

-Всеобщая декларация прав человека 1948 года: статья 12;

-Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года: статья 17;

-Конвенция о правах ребенка 1989 года: статья 16;

-Международная конвенция о защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года: статья 14.

На региональном уровне право на неприкосновенность частной жизни защищено нормами:

-Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года: статья 8;

-Американской конвенции о правах человека 1969 года: статья 11.

В других документах по правам человека содержатся аналогичные положения. Право на неприкосновенность частной жизни включено, например, в следующие документы:

-Каирская декларация прав человека в исламе 1990 года: статья 18;

-Арабская хартия прав человека 2004 года: статьи 16 и 21;

-Декларация прав человека о принципах свободы слова в Африке 2002 года;

-Африканская хартия прав и благосостояния ребенка 1990 года: статья 19;

-Декларация прав человека Ассоциации государств Юго-Восточной Азии 2012 года: статья 21;

-Рамки конфиденциальности Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества 2004 года;

-Конвенция Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматической обработки персональных данных 1981 года;

-Дополнительный протокол к Конвенции о защите частных лиц в отношении автоматической обработки персональных данных в отношении надзорных органов и трансграничных потоков данных 2001 года;

-Рекомендация Совета Европы № R (99) 5 для защиты частной жизни в Интернете 1999 года;

-Директива по защите данных Европей-

ского союза 1995 года1 (в настоящее время заменена на Общий регламент по защите персонлаьных данных 2016 года).

Безусловно, приведенный выше ряд международных инструментов не является исчерпывающим. При этом, будучи результатом проявления согласованной воли государств-участников, как уже отмечалось, он может послужить хорошей основой для дальнейшей модернизации национальных законодательств в области защиты прав человека.

Высокие темы развития информационных технологий и уязвимость прав человека в этом потоке предопределили необходимость выделения отдельного мандата в рамках системы ООН по защите права на неприкосновенность частной жизни - Специального докладчика.

Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни является независимым экспертом, назначенным Советом по правам человека, для изучения и подготовки отчетности о ситуации в стране или по конкретной теме прав человека. Эта должность является почетной, эксперт не является персоналом Организации Объединенных Наций и осуществляет свою работу безвозмездно. Специальные докладчики относятся к части Специальных процедур Совета по правам человека.

В соответствии с резолюцией 28/16 Совета по правам человека определен следующий мандат Специального докладчика:

a) собирать соответствующую информацию, в том числе о международных и национальных рамках, национальной практике и опыте, для изучения тенденций, событий и проблем в отношении права на неприкосновенность частной жизни и выработки рекомендаций для обеспечения ее поощрения и защиты, в том числе по проблемам, связанным с новыми технологиями;

b) добиваться, получать и реагировать на информацию, избегая дублирования, от государств, Организации Объединенных Наций и ее учреждений, программ и фондов, региональных механизмов по правам человека, национальных правозащитных учреждений, организаций гражданского общества, частного сектора, включая бизнес предприятий и любых других заинтересованных сторон или сторон;

c) выявление возможных препятствий на пути поощрения и защиты права на непри-

косновенность частной жизни, выявление, обмен и поощрение принципов и передовой практики на национальном, региональном и международном уровнях и представление Комитету по правам человека предложений и рекомендаций, в том в том числе, с учетом конкретных проблем, возникающих в эпоху цифровых технологий;

d) участвовать и вносить вклад в соответствующие международные конференции и мероприятия в целях содействия систематическому и согласованному подходу к вопросам, касающимся мандата;

e) повышать осведомленность о важности поощрения и защиты права на неприкосновенность частной жизни, в том числе с учетом конкретных проблем, возникающих в эпоху цифровых технологий, а также о важности предоставления лицам, чье право на неприкосновенность частной жизни было нарушено, доступа к эффективному средству правовой защиты в соответствии с международными обязательствами в области прав человека;

f) интегрировать вопросы гендерной проблематики на протяжении всей работы по мандату;

g) сообщать о предполагаемых нарушениях права на неприкосновенность частной жизни, изложенного в статье 12 Всеобщей декларации прав человека и статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, где бы они не проявлялись, в том числе в связи с вызовами, возникающими с возрастающей ролью новых технологий, и обратить внимание Совета и Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека на ситуации, вызывающие особую серьезную озабоченность;

h) представлять ежегодный доклад Совету по правам человека и Генеральной Ассамблее, начиная с тридцать первой сессии и семьдесят первой сессии, соответственно2.

В июле 2015 года Совет по правам человека назначил представителя Мальты - профессора Джозефа Каннатачи (Joseph Cannataci) в качестве первого в истории Специального докладчика по вопросу о праве на неприкосновенность частной жизни со сроком полномочий на три года3.

Как видно, резолюцией определен достаточно широкий объем обязанностей для Специального докладчика, что подтверждает озабоченность со стороны ООН в вопросах влияния темпов развития цифровых

1 International standards / United Nations Human Rights Office of the High Commissioner http://www.ohchr. org/EN/Issues/Privacy/SR/Pages/Internationalstandards.aspx

2 A/HRC/RES/28/16 The right to privacy in the digital age /Human Rights Documents https://documents-dds-ny. un.org/doc/UNDOC/GEN/G15/068/78/PDF/G1506878.pdj7OpenElement

3 Special Rapporteur on the right to privacy / United Nations Human Rights Office of the High Commissioner http://www. ohchr. org/EN/Issues/Privacy/SR/Pages/SRPrivacyIndex.aspx

технологий на права человека, а именно права на частную жизнь. Вместе с тем, отметим, что все эти действия, в конечном счете, должны быть сведены к достижению главной цели - успешной реализации права на неприкосновенность частной жизни при полном соответствии нормам международного и национального права.

В ходе исследования встречаются соответствующие термины, как, например, «персональные данные», «частная жизнь». Считаем необходимым уточнить, что данные термины не подразумеваются как идентичные. Однако при изучении взаимосвязи прав человека и цифровых технологий, будет сделан акцент на рассмотрении «персональных данных» только в части электронных данных и их уязвимости при предоставлении открытого или несанкционированного доступа.

Рассматривая право на неприкосновенность частной жизни, предлагаем, в первую очередь, обратить внимание на содержание норм Международного билля о правах человека.

Так, Всеобщая декларация прав человека 1948 года в статье 12 четко прописывает, что «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»4.

В почти аналогичной форме положения статьи 12 Всеобщей декларации прав человека дублирует и статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года: «Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств»5.

Мы неслучайно процитировали полное содержание статьи Международного пакта о гражданских и политических правах, хотя оно и схоже с нормой Всеобщей декларации прав человека.

Это связано с тем, что контроль за со-

блюдением прав человека, предусмотренных вышеназванным Пактом, а также толкование правоприменения, подпадают в сферу компетенции Комитета ООН по правам человека. В этой связи Комитет на своих заседаниях формулирует замечания общего порядка (общие замечания), в которых подробно излагает свое мнение относительно того, как государства должны подходить к обеспечению реализации той или иной нормы Пакта.

Итак, обратимся к замечанию общего порядка №16 Комитета ООН по правам человека. Данное замечание посвящено анализу статьи 17 Пакта касательно права на личную жизнь.

Для начала Комитет объясняет содержание терминов «незаконное» и «произвольное» вмешательство:

- термин «незаконный» означает, что никакое вмешательство не может иметь место, кроме случаев, предусмотренных законом. Вмешательство, санкционированное государствами, может осуществляться только на основе закона, который сам при этом должен соответствовать положениям, целям и задачам Пакта.

- выражение «произвольное вмешательство» также имеет отношение к защите права, предусмотренного в статье 17. По мнению Комитета, выражение «произвольное вмешательство» также может распространяться на вмешательство, предусмотренное законом. Введение концепции произвольности призвано гарантировать, что даже вмешательство, предусмотренное законом, должно соответствовать положениям, целям и задачам Пакта и должно быть в любом случае разумным в конкретных обстоятель-ствах6.

Помимо толкования соответствующих терминов Комитет также констатирует факты нарушения права на неприкосновенность частной жизни, и указывает государствам-участникам меры по их устранению и недопущению.

Однако нас в большей степени интересует аспект Замечания, в котором рассматривается реализация права на неприкосновенность личной жизни в контексте использования современных цифровых технологий.

Так, Комитет отмечает, что сбор и хранение личной информации на компьютерах, банках данных и других устройствах, будь

4 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года /Декларации ООН http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

5 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года / Конвенции и соглашения http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml

6 Замечание общего порядка №16 Комитета ООН по правам человека (право на личную жизнь) от 28 сентября 1998 года (Eng) / ООН. Права человека. Управление Верховного комиссара http://tbinternet.ohchr. org/ layouts/treatybodyexternal/TBSearch.aspx?Lang=ru&TreatyID=8&DocTypeID=11

то государственными органами или частными лицами или организациями, должны регулироваться законом. Государствам следует принять эффективные меры для обеспечения того, чтобы информация, касающаяся частной жизни человека, не попадала в руки лиц, которые не уполномочены законом получать, обрабатывать и использовать ее и никогда не допустить ее использования в целях, несовместимых с Пактом. Чтобы иметь самую эффективную защиту своей личной жизни, каждый человек должен иметь право в понятной форме удостовериться хранятся ли личные данные в автоматических файлах данных и если да, то для каких целей. Каждый человек должен также иметь возможность выяснить, какие государственные органы или частные лица или организации контролируют или могут контролировать свои файлы. Если такие файлы содержат неправильные личные данные или были собраны или обработаны в нарушение положений закона, каждый человек должен иметь право потребовать исправления или устранения7.

Таким образом, еще на заре эры нового тысячелетия, которое привело к буму развития новых технологий, появления современных гаджетов (смартфонов, планшетов и т.п.), повсеместного использования сети Интернет, Организация Объединенных Наций в лице Комитета ООН по правам человека уже предпринимала превентивные меры по соблюдению права человека на неприкосновенность частной жизни. Однако, на практике замечания и заключительные рекомендации, принимаемые Комитетом в отношении государств-участников, носят в большей степени рекомендательный характер, и не имеют механизмов привлечения ответственности за их несоблюдение.

К сожалению, на современном этапе развития человечество уже столкнулось с грубейшими фактами нарушения прав человека, связанных с использованием цифровых технологий. Только на примере одного государства весь мир увидел, насколько уязвимым может оказаться индивид перед лицом государства. Ярким примером стало дело Эдварда Сноудена (Edward Joseph Snowden), США.

Эдвард Сноуден - 31-летний гражданин США, бывший офицер разведки и осведомитель. Документы, которые он показал, пролили свет на программы Агентства национальной безопасности (АНБ) США и его международных разведывательных пар-

тнеров по секретным программам массового наблюдения. Эти откровения породили беспрецедентное внимание во всем мире о вторжениях в частную жизнь и цифровой безопасности, что привело к глобальным дебатам по этому вопросу.

Сноуден работал в спецслужбах США на разных постах, в том числе в качестве агента под прикрытием за пределами страны. Последним местом работы в этой структуре была должность аналитика в сфере сетевого обслуживания АНБ (работа по контракту с консалтинговым агентством Booz Allen Hamilton Inc.). В мае 2013 года он оставил работу и покинул свою семью и дом на Гавайских островах для того, чтобы рассказать миру правду. Сноуден уехал в Гонконг, откуда и передал СМИ первые секретные документы. Среди них были сведения о компьютерных программах, с помощью которых АНБ втайне от граждан страны осуществляло тотальную слежку, нарушая тем самым Конституцию. Правительство США обвинило Сноудена в хищении государственной собственности, позже к этому обвинению добавилось обвинение в шпионаже по Закону о шпионаже 1917 г. По каждому из обвинений ему грозит до 10 лет тюремного заключения8.

Документы, обнародованные Сноуде-ном, показывают, как американская разведка и ее союзники (в том числе, спецслужбы Великобритании, Израиля и Германии) осуществляют массовую слежку как внутри страны, так и за ее пределами, не имея на то законных оснований. Многочисленные документы служат доказательством того, что под эгидой антитеррористической деятельности Агентство национальной безопасности США и его партнеры осуществляли также политический и промышленный шпионаж, включающий в себя установку подслушивающих устройств в здании Европарламента и штаб-квартире ООН, а также прослушку телефона и просмотр электронной почты министра горнорудной промышленности и энергетики и Бразилии9.

Анализируя дело Сноудена, невольно напрашивается вывод о том, что массовая слежка за гражданами своей страны - это лишь одна из составляющих более широкого явления, как космический шпионаж.

Шпионаж с использованием космической техники представляет большую опасность для дела мира. Между тем в международном праве отсутствует как определение

7 Там же.

8 Эдвард Сноуден - кто это? / Free Snowden. In support of Edward Snowden. The courage Foundation https:// edwardsnowden.com/ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Frequently asked questions //Free Snowden. In support of Edward Snowden. The courage Foundation https:// edwardsnowden.com/ru/frequently-asked-questions/

понятия шпионажа вообще, так и определение такой его разновидности, как космический шпионаж. Внутреннее законодательство предусматривает борьбу со шпионской деятельностью, осуществляемой отдельными лицами и организациями в пределах государственной территории. В международно-правовом плане дело обстоит сложнее, так как речь идет об организации шпионской деятельности самим государством, его официальными органами [3, с. 124].

В менее значительных масштабах (по географии распространения и участвующих субъектов), но не менее серьезные нарушения, к сожалению, имеются и в практике Республики Казахстан.

Так, к примеру, в апреле 2016 года объединение юридических лиц «Центр анализа и расследования кибератак» обнаружило уязвимость у электронного правительства РК egov. kz. По данным Центра, в открытый доступ попали конфиденциальные данные граждан Казахстана. Поисковые системы Google и Bing проиндексировали справки об имуществе, участниках компаний, об обременениях на имущество и ряд других документов. Как объясняли в Центре анализа, их можно было спокойно скачать и использовать в своих целях10.

Кроме этого, нередко в сети Интернет можно встретить информацию о публикации в открытом доступе личных логинов и паролей почтовых ящиков известных систем Google, Яндекс, Mail.ru. Среди пользователей этих систем немало и граждан Республики Казахстан, которые оказались подвержены незаконным утечкам персональных данных.

Приведенные примеры доказывают, что персональные данные являются уязвимой сферой и требуют прочной защиты. В Казахстане уже существует определенный задел в части формирования законодательной базы. Так, Конституция Республики Казахстан в статье 18 отмечает, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства. Каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются, только в случаях и поряд-

ке, прямо установленных законом...»11. В мае 2013 года был принят Закон «О персональных данных и их защите», который направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере персональных данных, а также определяет цель, принципы и правовые основы деятельности, связанные со сбором, обработкой и защитой персональных данных12. Также вопросы ответственности за нарушение права на неприкосновенность частной жизни регламентированы в уголовном и административном законодательстве Республики Казахстан.

Кроме этого, в 2006 году Казахстан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, тем самым подтвердив свои обязательства по соблюдению прав человека.

Согласно Концепции правовой политики Казахстана на 2010-2020 годы, правовая политика государства в условиях глобализации имеет все возрастающий международно-правовой аспект. В этой связи одним из важных направлений данной политики является правовое обеспечение внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Такая деятельность, нацеленная на защиту долгосрочных национальных интересов во внешнеполитической сфере, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества на международной арене в двусторонних и многосторонних форматах, требует адекватного международно-правового регулирования13.

Другими словами, переходя в плоскость регулирования прав человека с учетом развития цифровых технологий, в духе реализации Концепции правовой политики, государству более тщательно следует подходить к выполнению добровольно взятых на себя обязательств, приведению в соответствие им национального законодательства, а также прислушиваться к замечаниям и рекомендациям международных правозащитных органов.

Ведь, как известно, заключая международные соглашения по правам человека, государства добровольно отказываются от части своих суверенных прав в этой сфере и передают их международным органам, которые наделяются полномочиями «вмешиваться» в их внутренние дела [3, с. 214].

10 Казахстанцам советуют обращаться в МВД и КНБ по поводу утечки персональных данных / 1п[огтЬиго https://informburo.kz/novosti/kazahstancam-sovetuyut-obrashchatsya-v-mvd-i-knb-po-povodu-utechki-personaInyh-dannyh-advokat.html

11 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдтет» http://adiIet.zan.kz/rus/docs/K950001000_

12 Закон Республики Казахстан «О персональных данных и их защите» от 21 мая 2013 года N 94-V/Ин-формационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдтет» http://adiIet. zan.kz/rus/docs/Z1300000094

13 Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858 «О концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» /Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдтет» http://adiIet.zan.kz/rus/docs/U090000858

На сегодняшний день в нашей стране, к сожалению, до сих пор остаются открытыми и нерешенными на законодательном уровне некоторые вопросы защиты права неприкосновенности частной жизни, например, в сети Интернет: отсутствие понятия «облачные хранилища» и условия их использования; привлечение к ответственности зарубежных провайдеров за утечку информации; слабый уровень киберзащищенности официальных и неофициальных сайтов, работающих с персональными данными; нехватка квалифицированных специалистов в сфере обеспечения информационной безопасности страны; отсутствие системы постоянного мониторинга, учета и контроля за развитием цифровых технологий (на государственном уровне) и мн.др. Обозначенные проблемы, в том числе и детальный анализ законодательства Республики Казахстан в данной сфере, могут стать предметом последующих отдельных исследований. Как уже отмечалось выше, мы сфокусировались на исследовании международно-правовых основ обеспечения права на частную жизнь в условиях современного развития цифровых технологий.

Решение этих и многих других вопросов уже продиктовано Концепцией правовой политики Казахстана на 2010-2020 годы: следует продолжить работу по приведению национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами и международными стандартами. При этом в данной работе необходимо, прежде всего, руководствоваться внутренними потребностями и приоритетами в развитии страны14.

Как уже отмечалось выше, вопросы обе-

спечения права на неприкосновенность частной жизни подпадают и в сферу действия международного космического права.

Немаловажным вопросом для Республики Казахстан сегодня является развитие космического законодательства страны. Международное космическое право играет значительную роль в международном сотрудничестве с участием Республики Казахстан. Внешняя политика Казахстана в данной области направлена на активное участие в процессе мирного освоения космоса и использование как научных, так и прикладных результатов соответствующей деятельности. Ключевыми приоритетами развития космической деятельности Казахстана являются расширение спектра услуг связи и повышение уровня информатизации страны на основе спутниковых телекоммуникационных систем. Сделаны определенные шаги и в направлении присоединения Казахстана к системе международного космического права.

Но для развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Республики Казахстан и дальнейшего расширения международного сотрудничества необходимо разработать национальное космическое законодательство, нужна эффективная государственная политика в области космической деятельности [4].

Таким образом, обеспечение права на неприкосновенность частной жизни в условиях стремительного развития цифровых технологий требует комплексного подхода, а также эффективной государственной политики, построенной на соответствии норм международного права и национального законодательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Международное право: Особенная часть / Отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.М. Абайдель-динов. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2Q13. - 4б3 с.

2. Колосов Ю.М. Массовая информация и международное право. - 2-е изд., стер. - М.: Статут, 2Q14. - 16Q с.

3. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы /Ю.М. Колосов, С.Г. Сташевский. - 2-е изд., стер. -М.: Статут, 2Q14. - 17б с.

4. Салимгерей A.A. Актуальные проблемы международного права Республики Казахстан и вопросы взаимодействия с казахстанской международно-правовой наукой // Вестник Института законодательства РК. - 2Q17. - №2 (47). - С. 29-3Q.

REFERENCES

1. Kolosov Ju.M. Massovaja informacija i mezhdunarodnoe pravo. - 2-e izd., ster. - M.: Statut, 2Q14. - 16Q s.

2. Mezhdunarodnoe pravo: Osobennaja chast'/ Otv. red. A.H. Abashidze, E.M. Abajdel'dinov. - Voronezh: Nauka-Junipress, 2Q13. - 463 s.

3. Bor 'ba za mirnyj kosmos: Pravovye voprosy / Ju.M. Kolosov, S.G. Stashevskij. - 2-e iz., ster. - M.: Statut, 2Q14. - 176 s.

4. Salimgerej A.A. Aktual'nye problemy mezhdunarodnogo prava Respubliki Kazahstan i voprosy vzaimodejstvija s kazahstanskoj mezhdunarodno-pravovoj naukoj // Vestnik Instituta zakonodatel 'stva RK. - 2Q17. - №2 (47). - S. 29-3Q.

14 Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года №858 «О концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» /Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эд1лет» http://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.