DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_242 УДК 347
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ГАРАНТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА УЧАСТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS AS THE MOST IMPORTANT GUARANTEE IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF PARTICIPATION OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MANAGEMENT OF STATE AFFAIRS
ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,
кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Таганроге. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: [email protected];
ПЕТРЕНКО Елена Геннадьевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина». ORCID: 0000-0002-7591-0768.
350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. E-mail: [email protected];
ЧЕШИН Андрей Владимирович,
кандидат экономических наук, преподаватель
Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета. ORCID 0009-0000-7572-3076.
462419, Россия, Оренбургская обл., г. Орск, пр. Мира, 15А. E-mail: [email protected];
Goncharov Vitaly Viktorovich,
Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University in Taganrog, Candidate of Law, Associate Professor.
347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a, E-mail: [email protected];
Petrenko Elena Gennadievna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and International Law
of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin".
ORCID: 0000-0002-7591-0768.
350044, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13. E-mail: [email protected];
Cheshin Andrey Vladimirovich,
Lecturer at the Orsk Humanitarian and Technological Institute (branch) Orenburg State University, Candidate of Economic Sciences. ORCID 0009-0000-7572-3076.
15A Mira Ave., Orsk, Orenburg region, Russia, 462419. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу места и роли институтов гражданского общества в Российской Федерации в системе гарантий реализации конституционного принципа участия граждан страны в управлении делами государства. В работе исследуются основные проблемы, препятствующие организации и деятельности институтов гражданского общества как важнейшей гарантии реализации указанного конституционного принципа, разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем.
Abstract. This article is devoted to the analysis of the place and role of civil society institutions in the Russian Federation in the system of guarantees for the implementation of the constitutional principle of participation of citizens of the country in the management of state affairs. The paper explores the main problems that hinder the organization and activity of civil society institutions as the most important guarantee for the implementation of this constitutional principle, a system of measures to resolve these problems has been developed and substantiated.
Ключевые слова: институт; гражданское общество; общественный контроль; народовластие; обеспечение; охрана; конституционный принцип; управление; дела государства; Российская Федерация.
Keywords: institute; civil society; public control; democracy; provision; protection; constitutional principle; governance; state affairs; Russian
Federation.
Для цитирования: Гончаров В.В., Петренко Е.Г., Чешин А.В. Институты гражданского общества как важнейшая гарантия реализации конституционного принципа участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 242-246. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_242.
For citation: Goncharov V. V., Petrenko E. G., Cheshin A. V. Civil society institutions as the most important guarantee implementation of the constitutional principle of participation citizens of the Russian Federation in the management of state affairs // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 242-246. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_242.
Статья поступила в редакцию: 20.07.2023
Введение.
Проблемам обеспечения процессов реализации, охраны и защиты конституционного принципа участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства посвящены работы Р. З. Абдулгалимова, [1, с. 726-732] Д. А. Владимирова, [2, с. 38-43] М. А. Волковой, [3, с. 122-127] А. В. Занкевич, [5, с. 106-117] Н. С. Плечистова, [7, с. 74-78] Е. О. Сониной, [8, с. 216-223] А. А. Спиридонова, [9, с. 3-9] И. В. Тепляши-на, [10, с. 18-21] И. М. Япрынцева, [12, с. 27-31] а также многих иных авторов. Однако, доля работ, посвященных участию в вышеназванных процессах тех или иных институтов гражданского общества, на наш взгляд, относительно не велика, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования, целью которого является не только разрешение проблем, препятствующих организации и деятельности институтов гражданского общества как важнейшей гарантии реализации участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства как конституционного принципа, но и разработка и обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.
Основной текст.
Конституция Российской Федерации закрепила правовой статус многонационального народа страны как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве, реализующего свои властные полномочия через прямые и опосредованные формы народовластия. Право граждан страны на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим, обеспечиваясь всем правовым механизмом государства, выступая юридическим выражением суверенитета народа и формой реализации своих властных полномочий.
Право граждан на участие в управлении делами государства установлено не только Конституцией страны, но и федеральными законами, например: от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации»; от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях»; от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также рядом иных.
В качестве опосредованных форм народовластия в России выступает деятельность многочисленных органов государственной власти и органов местного самоуправления, часть из которых избирается непосредственно населением на свободных выборах федерального, регионального и местного уровня, а другие формируются и создаются органами публичной власти, избранными непосредственно народом (например, многочисленные федеральные и региональные органы исполнительной государственной власти, органы судебной власти и т.д.).
В качестве организационно-правовых форм участия народа в управлении делами государства Конституция Российской Федерации закрепила, например, институты: референдумов; выборов; местного самоуправления; собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования; проведения общественных мероприятий; общественных объединений, включая профессиональные союзы; агитации при организации и проведении выборов и референдумов; представительства.
При этом, важнейшими прямыми формами участия народа в управлении делами государства в России выступают институты свободных выборов и референдумов, в которых в качестве избирателей (участников референдума) могут выступать любые совершеннолетние граждане Российской Федерации, за исключением лиц, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда, связанный с лишением их свободы, а также недееспособных граждан (которые признаны таковыми вступившим в законную силу решением суда). При этом, избираться в органы публичной власти различного уровня могут граждане России, достигшие возраста, указанного в законодательстве. Например, для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации достаточно достижения возраста в 21 год, а Президентом России - 35 лет.
Участие населения страны в управлении государственными делами осуществляется также путем реализации гражданами инициативы проведения публичных слушаний, их правотворческой инициативы, их участия в оценке регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, посредством организации и проведения сходов граждан, реализации ими права на непосредственное обращение в органы публичной власти и т.д.
При этом, данные конституционные принципы народовластия и участия граждан России в управлении делами государства нуждаются в системе юридических гарантий, посредством которых осуществляется их реализация, охрана и защита.
Указанная система юридических гарантий представлена: а) закрепленным в Основном законе страны запретом под угрозой преследования на основании закона осуществлять захват власти и незаконно присваивать властные полномочия; б) системой сдержек и противовесов, посредством которой осуществляется, с одной стороны, контроль одних органов публичной власти за другими, а с другой стороны, контроль за ними всеми со стороны населения (например, посредством выборов); в) системой органов конституционного контроля, центральное место среди которых занимают глава государства и Конституционный Суд России, с 2023 года являющийся единственным органом конституционного правосудия в стране (после ликвидации института конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации); г) системой институтов гражданского общества.
Какие же институты гражданского общества выступают в качестве гарантии реализации конституционного принципа участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства, анализ которых выступает предметом настоящего научного исследования?
В первую очередь, важнейшим институтом гражданского общества, выступающим гарантией реализации, охраны и защиты конституционного принципа участия граждан России в управлении делами государства, является общественный контроль. Прежде всего, посредством данного института гражданского общества народ получает возможность осуществлять контроль за законностью осуществления процессов реализации населением прямых форм народовластия, в частности, процессами организации и проведения свободных выборов и референдумов.
Например, через деятельность общественных наблюдателей на выборах обеспечивается соблюдение норм избирательного законодательства, исключается возможность фальсификации результатов голосования.
При этом, институт общественного контроля представляет собой сложнейшую систему, включающую в себя различные виды субъектов общественного контроля, начиная от Общественной палаты Российской Федерации, и вплоть до иных организационных структур общественного контроля, перечень которых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» является открытым, может дополняться путем принятия тех или иных нормативно-правовых актов, посвященных организации и осуществлению данного института гражданского общества в стране.
В организации и осуществлении общественного контроля в Российской Федерации могут принимать участие любые граждане страны, а также негосударственные некоммерческие организации.
Таким образом, следующим институтом гражданского общества в России, гарантирующим реализацию, охрану и защиту конституционного принципа участия граждан страны в управлении делами государства, выступает институт многочисленных негосударственных некоммерческих организаций, важнейшей разновидностью которых являются, например, профсоюзные организации, целью деятельности которых согласно Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», является не только защита социально-трудовых прав и интересов граждан, но и представительство их интересов во всех органах публичной власти.
Важное значение среди институтов гражданского общества, гарантирующих вышеназванный конституционный принцип, играют политические партии, посредством деятельности которых интересы граждан страны получают отражение в направлениях реализации внешней и внутренней политики государства через изменение состава органов публичной власти, ротируемых вследствие результатов проведенных свободных выборов (федеральных, региональных, местных). Народ оказывает поддержку на выборах своими голосами именно тем политическим партиям, которые наиболее точно в своей деятельности руководствуются защитой его интересов. В тоже время, те политические партии, и поддержанные ими политики, которые не оправдали ожиданий народа, игнорируются им на выборах, не получают электоральной поддержки и уходят из большой политики.
Однако, организация и функционирование институтов гражданского общества как важнейшей гарантии реализации конституционного принципа участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства связаны с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить следующие:
Во-первых, несмотря на признаваемую органами публичной власти, многочисленными политиками, учеными, важность и значимость гражданского общества, данный институт никак не закреплен в Конституции Российской Федерации. Хотя, как мы уже отмечали в ранее проведенных исследованиях, [4] попытки формализации гражданского общества в Основном законе страны неоднократно принимались разработчиками альтернативных проектов Конституции Российской Федерации в 1991-1993 годах. Однако, после разгона Верховного Совета Российской Федерации на всенародный референдум был вынесен проект Конституции, разработанный в недрах Администрации Президента Российской Федерации, в котором понятие гражданского общества не было закреплено и детализировано. Это обстоятельство создает существенные трудности, с одной стороны, для осуществления планомерной поддержки сохранения и развития институтов гражданского общества в нашей стране, а с другой стороны, для использования гражданского общества, его институтов, в качестве гарантии реализации, охраны и защиты важнейших конституционных принципов народовластия и участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства. В этой связи, представляется необходимым внести изменения и дополнения в Конституцию Российской Федерации в части закрепления понятия гражданского общества, а также формализации системы его целей сохранения и развития, важнейшей из которых и выступает обеспечение реализации, охраны и защиты ряда конституционных принципов, прежде всего - принципа участия граждан страны в управлении делами государства.
Во-вторых, серьезной проблемой, препятствующей использованию институтов гражданского общества в качестве гарантии реализации, охраны и защиты вышеназванных конституционных принципов, выступает и отсутствие упоминания в Конституции Российской Федерации института общественного контроля. Это тем более странно, учитывая то обстоятельство, что в недавно принятых на всенародном голосовании поправках в Конституцию страны, ничего не говорилось о данном институте гражданского общества (хотя он был закреплен в федеральном законодательстве еще в 2005 году с принятием Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» - то есть успешно функционировал в нашей стране до момента разработки и принятия поправок более 15 лет!). В этой связи, представляется необходимым закрепить в Конституции Российской Федерации институт общественного контроля, определив его понятие, принципы, формы, методы, виды мероприятий. Особенно следует оговорить систему целей общественного контроля, важнейшей из которых выступает обеспечения реализации, охраны и защиты системы конституционных принципов, прежде всего - участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства.
В-третьих, существенной проблемой, препятствующей использованию институтов гражданского общества в качестве гарантии реализации, охраны и защиты вышеназванных конституционных принципов, выступает и то обстоятельство, что в России слабо детализированы в законодательстве формы, виды, методы участия различных институтов гражданского общества в процессе обеспечения реализации, охраны и защиты системы конституционных принципов, особенно - участия граждан страны в управлении делами государства. В частности, как отмечает ряд авторов, требует усовершенствования и развития механизм взаимодействия граждан Российской Федерации с институтами гражданского общества. [6, с. 7-12] Действительно, законодательство об общественном контроле предусматривает возможность участия граждан России в осуществлении общественного контроля как самостоятельно, так и посредством деятельности негосударственных некоммерческих организаций.
Однако, формы, методы, способы, принципы подобного участия следует более детально описать в законодательстве, например, регулирующем вопросы организации и деятельности различных видов негосударственных некоммерческих организаций. Кроме того, представляется необходимым и формализовать институт общественного контроля в Гражданском кодексе Российской Федерации, так как возможность осуществления общественного контроля предусмотрена и в отношении тех или иных разновидностей юридических лиц, так или иначе реализующих отдельные публичные полномочия.
В-четвертых, определенная проблема имеется, на наш взгляд, в части организации процессов сохранения и развития тех или иных институтов гражданского общества. Ее разрешение возможно лишь в случае развития организационно-правовой и материально-финансовой базы организации и функционирования различных институтов гражданского общества, особенно - организационных структур общественного контроля. В этой связи, Правительству Российской Федерации следует поручить разработать и принять Федеральную программу, посвященную развитию институтов гражданского общества как важнейшей гарантии реализации, охраны и защиты конституционных принципов, прежде всего, -участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства.
В-пятых, крупной проблемой современности выступает в России, по мнению ряда авторов, [11, с. 17-24] и недостаточное использование институтами гражданского общества современных цифровых технологий. Для разрешения данной проблемы необходимо поручить Правительству страны разработать и принять соответствующую Федеральную программу, посредством чего институты гражданского общества получат возможность организации и осуществления коммуникаций как с органами публичной власти, так и населением (в режиме реального времени).
В-шестых, серьезной проблемой, препятствующей использованию институтов гражданского общества в качестве гарантии реализации, охраны и защиты вышеназванных конституционных принципов, выступает и слабое использование зарубежного и советского опыта организации и функционирования институтов гражданского общества. В частности, следует обратить внимание на опыт Швейцарии, где институты гражданского общества активно используются не только в качестве гарантий реализации участия граждан в управлении делами государства, но и сами активно инициируют организацию и проведение мероприятий по реализации прямых и опосредованных форм народовластия. Важное значение в развитии институтов гражданского общества в России играет и использование советского опыта организации и функционирования института народного контроля власти, который, в отличие от института общественного контроля в России, был закреплен не только на законодательном уровне, но и на уровне Конституции СССР и конституций союзных республик (включая и РСФСР).
Заключение.
В ходе проведенного научного исследования нами был сделан ряд выводов, в числе которых можно выделить следующие:
1. Институты гражданского общества в Российской Федерации выступают в качестве важнейшей гарантии реализации конституционного принципа участия граждан России в управлении делами государства, без которой данный конституционный принцип носит декларативный характер.
2. От уровня развития гражданского общества в стране, вовлеченности в организацию и функционирования его институтов как можно большего числа граждан Российской Федерации, во многом зависит и эффективность использования данных институтов гражданского общества в качестве гарантий вышеназванного конституционного принципа.
3. Однако, разрешение проблем, связанных с организацией и функционированием институтов гражданского общества как важнейшей гарантии реализации конституционного принципа участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства, требует реализации системы мероприятий, в числе которых можно выделить: а) закрепление в Конституции Российской Федерации отдельной главы, посвященной гражданскому обществу, в которой в качестве одной из целей его развития будет определено выступление институтов гражданского общества в качестве гарантии реализации конституционных принципов народовластия и участия граждан России в управлении делами государства; б) формализацию в Основном законе страны института общественного контроля, выступающего в роли основного, системообразующего института гражданского общества, посредством осуществления которого реализуется контроль общества за деятельностью, актами и решениями не только органов публичной власти и их должностных лиц, но и иных органов и организаций, наделенных законодательством правом осуществления отдельных публичных полномочий; в) расширение числа форм, методов и видов участия институтов гражданского общества в контроле за организацией и деятельностью органов публичной власти и их должностных лиц; г) расширение форм и методов государственной и муниципальной поддержки институтов гражданского общества в стране, например, путем принятия федеральных, региональных и местных программ, посвященных развитию гражданского общества, прежде всего, посредством расширения организационно-правовой и материально-финансовой базы их организации и функционирования; д) применение современных цифровых технологий в процессах организации и функционирования институтов гражданского общества, их коммуницировании как с органами публичной власти, так и населением страны (региона, муниципального образования); е) активное использование зарубежного положительного опыта функционирования институтов гражданского общества; ж) активное использование положительного советского опыта функционирования институтов гражданского общества (в частности, института народного контроля власти, являвшегося эффективным средством противодействия коррупции и казнокрадства в системе государственного управления в СССР).
Библиография:
1. Абдулгалимов Р. З., Сунцов А. П. Деятельность общественных объединений как основная форма участия граждан в управлении делами государства // Политика и общество. 2014. № 7 (115). С. 726-732.
2. Владимиров Д. А. Классификация форм участия граждан в управлении делами государства и тенденции развития гражданского общества в России // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 38-43.
3. Волкова М. А. Участие граждан в управлении делами государства через институт политических партий // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 3.
С. 122-127.
4. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. М.: Alicegroup, 2019. 256 с.
5. Занкевич А. В. Общественный контроль как специфическая форма политического участия: теория и практика применения // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 1. История и археология. Философия. Политология. 2022. Т. 14. № 1. С. 106-117.
6. Курячая М. М. Взаимодействие граждан и институтов гражданского общества в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 11. С. 7-12.
7. Плечистов Н. С. Понятие и классификация форм участия граждан РФ в управлении делами государства // Форум. 2019. № 1 (18). С. 74-78.
8. Сонина Е. О. Роль участия населения в управлении делами государства на современном этапе: анализ основных концептуальных подходов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 216-223.
9. Спиридонов А. А. Развитие участия граждан в управлении делами государства в контексте совершенствования общественного контроля и электоральной демократии // Избирательное законодательство и практика. 2022. № 2. С. 3-9.
10. Тепляшин И. В. Формы участия граждан в управлении делами государства: классические, перспективные и допустимые // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 18-21.
11. Федотова Ю. Г. Электронная демократия как средство обеспечения информационной безопасности государства // Информационное право. 2016. № 3. С.
17-24.
12. Япрынцев И. М. Сущность и понятие общественного контроля как механизма участия граждан в управлении делами государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3. С. 27-31.
References:
1. Abdulgalimov R. Z., Suntsov A. P. Activity of public associations as the main form of citizens' participation in the management of state affairs // Politics and society. 2014. No. 7 (115). pp. 726-732.
2. Vladimirov D. A. Classification of forms of citizen participation in the management of state affairs and trends in the development of civil society in Russia // Pro-bely in Russian legislation. 2013. No. 6. pp. 38-43.
3. Volkova M. A. Participation of citizens in the management of state affairs through the Institute of Political parties // Legal policy and legal life. 2015. No. 3. pp. 122127.
4. Goncharov V. V. Constitutional and legal foundations of public control in the Russian Federation. Moscow: Alicegroup, 2019. 256 p.
5. Zankevich A.V. Public control as a specific form of political participation: theory and practice of application // Bulletin of the Yanka Kupala Grodno State University. Series 1. History and Archeology. Philosophy. Political science. 2022. Vol. 14. No. 1. pp. 106-117.
6. Kuryachaya M. M. Interaction of citizens and civil society institutions in modern Russia // State power and local self-government. 2016. No. 11. pp. 7-12.
7. Plechistov N. S. The concept and classification of forms of participation of citizens of the Russian Federation in the management of state affairs // Forum. 2019. No. 1 (18). pp. 74-78.
8. Sonina E. O. The role of public participation in the management of state affairs at the present stage: analysis of basic conceptual approaches // State and municipal management. Scientific notes. 2023. No. 1. pp. 216-223.
9. Spiridonov A. A. Development of citizens' participation in the management of state affairs in the context of improving public control and electoral democracy // Electoral legislation and practice. 2022. No. 2. pp. 3-9.
10. Teplyashin I. V. Forms of citizens' participation in the management of state affairs: classical, perspective and permissible // Constitutional and municipal law. 2016. No. 5. pp. 18-21.
11. Fedotova Yu. G. Electronic democracy as a means of ensuring information security of the state // Information law. 2016. No. 3. pp. 17-24.
12. Yapryntsev I. M. The essence and concept of public control as a mechanism for citizens' participation in the management of state affairs // State power and local self-government. 2017. No. 3. pp. 27-31.