Научная статья на тему 'Институциональные основы управления системой работы с одаренными детьми на муниципальном уровне'

Институциональные основы управления системой работы с одаренными детьми на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1284
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM / СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ / SYSTEM OF WORK WITH EXCEPTIONAL CHILDREN / УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ / MANAGEMENT OF AN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берман С.С., Закиров А.А.

В статье анализируются механизмы управления системой работы с одаренными детьми на уровне муниципальной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyses the mechanisms of control system work with gifted children at the municipal education system.

Текст научной работы на тему «Институциональные основы управления системой работы с одаренными детьми на муниципальном уровне»

УДК 338.2

С. С. Берман, А. А. Закиров

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ

ДЕТЬМИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ключевые слова: муниципальная система образования, система работы с одаренными детьми, управление

системой образования.

В статье анализируются механизмы управления системой работы с одаренными детьми на уровне муниципальной системы образования.

Keywords: municipal education system, system of work with exceptional children, management of an education

The paper analyses the mechanisms of control system work with gifted children at the municipal education system.

Создание эффективной системы развития и поддержки детской одаренности является ключевой проблемой для понимания тенденций и перспектив развития современной образовательной практики поддержки одаренных детей в российском образовании. Данная проблема обусловлена наличием в образовательном пространстве ряда противоречий между:

- усилением процессуальной стороны образовательного процесса и проектированием развивающих образовательных сред, способствующих раскрытию и оптимальному проявлению творческой природы психики одаренного ребенка, и образовательной практикой, в которой акцент делается на диагностике одаренности как данности и развитии ее явной или скрытой формы;

- использованием стратегий, актуализирующих проблемы индивидуальной жизни растущей личности, построенных на социально-гуманитарных методах, в которых приоритет отдается инициативам личности в ее стремлении к самосовершенствованию и которые характеризуются высокой динамикой взаимодействия субъектов образовательной среды, и их очень малой долей в общем спектре стратегий, реализуемых образовательной практикой.

На уровне местного самоуправления реализуется более 70% всей образовательной деятельности. Муниципальная система образования - это совокупность муниципальных образовательных учреждений (ОУ), находящихся во взаимосвязи, как между собой, так и с местным органом управления образования, при том что в крупных городах с районным административным делением этот орган может быть представлен иерархически взаимосвязанными управленческими структурами. Результатом такого взаимодействия является единый образовательный комплекс, который включает в себя все образовательные учреждения, находящиеся на территории местного самоуправления, независимо от их форм собственности и подчиненности, формирующие «образовательное пространство» [1]. Часто отношения между образовательными учреждениями и муниципальными органами в рамках такого комплекса не имеют регулярного и систематического характера, без чего невозможно обеспечить устойчивое развитие муниципального образования как территориальной и человеческой общности и удовлетворить социальный образовательный заказ, в том числе в выстраивании

эффективной целенаправленной работы в выявлении и сопровождении одаренных детей [2].

Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, являются статья 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года, Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие правовые акты [3]. Перечисленные законы детализируются в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах Министерства образования и науки России, региональном законодательстве.

К исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относятся:

1) полномочия по планированию, организации и контролю за деятельностью местных органов управления образованием и образовательных учреждений в целях реализации государственной образовательной политики;

2) полномочия по формированию местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

3) полномочия по формированию местных органов управления образованием, созданию и ликвидации образовательных учреждений;

4) полномочия по контролю за использованием зданий, помещений и иных объектов собственности образовательных учреждений, а также по строительству школьных зданий;

5) полномочия по назначению и увольнению по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием и назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений.

Органы местного самоуправления обеспечивают гражданам, проживающим на их территории, возможность выбора общеобразовательного учреждения, ведут учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования [4]. Организация предоставления общего образования и его развитие являются одними из базовых полномочий муниципальных органов власти. Именно от муниципальных систем управления образованием зависит эффективное формирование на местах новой образовательной политики, реализация федеральных и региональных программ, создание новых управленческих технологий, изменение качества обучения, удовлетворение образовательных запросов, выполнение социального заказа общества, в том числе по выявлению и сопровождению одаренных детей и талантливой молодежи.

Все вышеперечисленное свидетельствует о ключевой роли муниципалитетов в формировании человеческого капитала через систему управления работой с одаренными детьми. Казань является одним из типичных городов-миллионников, поэтому положительный опыт муниципалитета по работе с одаренными детьми можно распространить на территории всей страны.

Образовательное пространство Казани формируется таким образом, чтобы создать разнообразную среду, где каждый может реализовать себя в соответствии с интересами и способностями. При этом учебные планы образовательных учреждений нацелены на развитие интеллектуальной и творческой одаренности и базируются на единстве учебной и внеурочной деятельности [5]. Такая логика дает возможность выстраивать образовательную траекторию каждого школьника и обеспечивать решение психолого-педагогических задач развития на каждом этапе обучения. Создание вариативной образовательной среды делает образование качественным и личностно ориентированным, обеспечивает педагогическое сопровождение детской одарённости от дошкольного возраста до выпускников образовательных учреждений.

В целях организации углублённой работы с детьми с учётом их способностей, интересов и склонностей в большинстве дошкольных учреждений города предлагаются дополнительные образовательные услуги разной направленности: художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного, культурологического, эколого-биологического уровня развития. Так, на конец 2013 года для поддержки одаренных детей 102 инновационные школы Казани реализуют программы повышенного уровня (59,6%), на базе существующих учреждений открыты 6 лицеев и Центр творческого развития для обучения одаренных детей - первый не только в Казани, но и в республике, Центр образования № 178 Советского района, функционируют 52 учреждения дополнительного образования, в которых занимаются более 70 тыс. детей.

В начальных классах общеобразовательных учреждений используются индивидуально ориентиро-

ванное обучение, развивающие, здоровьесберегаю-щие, игровые технологии. Деятельность учащихся организуется с учётом особенностей и возможностей каждого, что позволяет выявлять и сопровождать одаренных детей.

В общеобразовательных учреждениях города в 9-х классах, организована предпрофильная подготовка через элективные курсы, спецкурсы, школьные факультативы. С целью оказания помощи обучающимся в самореализации их творческой направленности в образовательных учреждениях организована учебно-исследовательская деятельность, проводятся интеллектуальные игры, творческие конкурсы, предметные олимпиады, научно - практические конференции. Для поддержания творческой среды в учреждениях дополнительного образования созданы научные общества учащихся (МБОУ ДОД ЦДТ «Танкодром», МБОУ ДОД «ГЦТРиГО для одаренных детей и др.). Также в 45% общеобразовательных учреждений организована деятельность 96 школьных научных обществ, шести школьных бизнес-компаний, что позволило задать единый вектор для общего и профессионального образования. Решению задачи получения качественного образования, расширению возможностей выбора школьниками индивидуальных программ способствует профильное обучение. На конец 83,5% старшеклассников охвачены профильным обучением (табл. 1).

Таблица 1 - Охват школьников профильным

обучением на 2013 г по районам города Казани, в %1

Районы Авиастроительный Вахитовский Кировский Московский Ново-Савиновский Приволжский Советский

-- оо

Я & 8

5 § ^

& 5 S « п оо 88.9 73.3 84.5 95.1 90.9 99.5 100

тнк

аьв

вло

хит

Оф

Охват профильным обучением 93.7 76.5 60.8 91.8 89.1 78.9 89.3

Исполнительный комитет Казани в 2010г. утвердил постановление об открытии общеобразовательных учреждений для детей с выдающимися способностями. В таких школах созданы все условия для поддержки талантливых ребят, где детей обучают по индивидуальным программам. Всего в Казани юных талантов воспитывают семь школ: лицей

1 Составлено авторами

№145, лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском государственном университете, лицей №131, гимназия-интернат №4, лицей-интернат №2, лицей-интернат №7. Для каждой школы созданы отборочные комиссии, возглавляемые представителями городского управления образования. К отборочным испытаниям в лицей и гимназию для одаренных ребят допускаются шестиклассники, а при наличии свободных мест и 7-9-классники. Испытания проводятся в два тура: первый - тестирование по русскому языку, математике; второй - экзамен (собеседование) по предметам в соответствии с профилем учреждения. Оценки выставляются по 100-балльной рейтинговой системе. Важным элементом отбора в спецучреждение является портфолио. Оно представляет собой накопительную оценку положительных учебных работ ребенка: лучшие сочинения, эссе, творческие работы.

Финансирование спецшкол для одаренных детей осуществляется как и для обычных школ в пределах нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных стандартов образования. Микрорайоны, которые раньше были прикреплены к этим школам, распределены между соседними школами.

Кроме описанной выше сети нетиповых образовательных учреждений для одаренных детей в Казани создана сеть лицеев при высших учебных заведениях. Целью создания лицеев-интернатов для одаренных детей при ВУЗах стало формирование эффективного механизма непрерывного образования на основе деятельности научно-образовательного комплекса «Школа-лицей-университет». Ежегодно число обучающихся лицеев пополняют наиболее одаренные школьники из районов и городов республики и города, а в последнее время и из регионов России. Первый такой лицей был открыт 1 сентября 2012 года на территории Деревни Универсиады - IT-Лицей Казанского федерального университета. В настоящее время в лицее обучаются 183 учащихся 7-9 классов. В штате лицея преподают 41 учитель, все они прошли обучение в рамках методического тренинга компании «Educare» (Сингапур) для учителей Татарстана. «IT-Лицей-интернат Казанского университета - это специализированная школа с углубленным изучением естественных наук (математика, физика, химия, биология, а также информатика) для интеллектуально одаренных учеников 7-11 классов. Важнейшей чертой концепции лицея является развитие индивидуальных способностей личности, творческих задатков, умения самостоятельно ориентироваться в проблемах современных знаний, полноценно владеть информационными технологиями.

Второй лицей при федеральном университете -общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского» - был учрежден в 2013 году. Цель - выявление, отбор, обучение и всестороннего творческое развитие обучающихся, проявляющих выдающиеся способности к точным и естественным наукам.

Помимо специализированной сети образовательных учреждений (инфраструктуры), одним из основных элементов в системе работы с одаренными детьми является их социально-педагогическое сопровождение, которое включает комплекс после-

довательных педагогических действий, обеспечивающих включенность одаренного ребенка в значимые для него события и стимулирующих его саморазвитие на основе происходящего. Создание такой системы предполагает поиск и апробацию инновационных форм и технологий работы с одаренными детьми. Одной из таких форм сегодня становится тьюторство и развитие технологии «портфолио».

В Казани социально-педагогическое сопровождение включает в себя создание «ситуации успеха» через систему конкурсов и олимпиад (рис.1, рис.1), разработку индивидуальных образовательных маршрутов детей, обеспечение и отслеживание непрерывной связи «школа - вуз - предприятие», «школа -учреждение дополнительного образования - вуз».

Рис. 1 - Участие школьников в творческих соревнованиях в 2013 г.2

Рис. 2 - Участие школьников в интеллектуальных соревнованиях в 2013 г.

Создание современных условий, профессиональный рост педагогов, целенаправленная работа по подготовке школьников к итоговой аттестации позволили добиться положительных результатов ЕГЭ. Показатели города выше республиканских по 12 предметам из 14 (по русскому языку, математике, информатике, биологии, химии, физике, литературе, обществознанию, истории России, английскому языку, немецкому языку, французскому языку); ниже - результаты по географии. Показатели города выше федеральных также по 12 предметам из 14,

! Составлено авторами ' Составлено авторами

ниже - по обществознанию и испанскому языку [6] (табл. 2, 3, рис. 3).

Таблица 2 - Результативность сдачи ЕГЭ 2013г4

Предметы Средний балл по результатам участия в ЕГЭ

Казань Республика Татарстан

Русский язык 69,2 67,3

Математика 58,0 56,6

Информатика и ИКТ 74,6 71,1

Биология 67,3 65,7

Химия 78,0 75,0

Физика 61,0 59,0

Литература 63,5 61,8

География 62,4 62,0

Обществознание 62,9 61,4

История 63,5 62,5

Английский язык 82,9 81,1

Немецкий язык 77,6 68,6

Французский язык 70,1 70,8

Испанский язык 37,0 37,0

Таблица 3 - Результаты уровня знаний учеников по данным международных исследований агентств Т1М88, РШЬ8, РКА [7]

Образователь- Балл по Балл по Балл по

ное учрежде- математике русскому чтению

ние языку

МОУ "Гимна- 69 66 76

зия №126"

МАОУ "СОШ 72 71 80

№18 с углуб-

ленным изуче-

нием англий-

ского языка"

Среднее значение по России 61 59 69

Образователь- Результат Результат Резуль-

ное учрежде- выполне- выполне- тат

ние ния по ма- ния по ес- выпол-

темати тество нения

ке, % знанию, % по чте нию, %

МБОУ "Гимна- 47 59 71

зия №102"

Среднее значение по России 41 50 53

В целях профессионального самоопределения учащейся молодежи разработана и успешно реализуется в рамках образовательных кластеров модель взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования: школа (межшкольный учебный комбинат) - учреждение начального (среднего) профессионального образования - центр занятости населения.

Недостаточные расходы бюджетов всех уровней на систему образования являются основным препятствием к повышению качества всей сферы, однако необходимо отметить что в последние 5 лет доля этой статьи в муниципальном бюджете Казани постоянно росла. Так в 2010 году по сравнению с 2007 годом финансирование увеличилось с 37% до 44%. В 2013 году Исполнительный комитет направил в эту сферу более 10 млрд. рублей, что больше половины всего городского бюджета, и на более чем 1,5 миллиарда или на 12% больше, чем в 2012 году (рис. 4). Растет средняя заработная плата учителей, она сравнялась со средней заработной платой по экономике региона. Казань по данному показателю поднялась на пятую строчку в рейтинге городов-миллионников.

12

10 ---11,15

10,05

^^ 8,05

6

6,5

5,1 5,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 3 - Средний балл ЕГЭ учеников г. Казани в сравнении с городами-миллионниками РФ в 2013 г.

Рис.4 - Динамика финансирования системы образования г. Казани в 2009-2014гг. в млрд. руб.)5

В 2012-2013 гг. в 2 раза увеличен фонд для победителей и призеров олимпиад и учителей их подготовивших. На эти цели из бюджета города было выделено 10 млн. рублей [4]. В 2013-2014 учебном году фонд поддержки одаренных детей и подготовивших их учителей увеличен еще в два раза: из бюджета города выделено 20 млн. рублей по Гранту Мэра г. Казани. Такая же тенденция сохраняется и в проекте среднесрочного бюджета на 2015-2016 гг.

Для формирования современной образовательной среды, способствующей развитию талантливой личности, в образовательных учреждениях отрабатывается модель эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, это позволяет в большем объёме использовать электронные образовательные ресурсы, сеть Интернет [8].

Большим потенциалом для развития одаренных детей обладает система высшего профессионального образования. В современных социально-

4 Составлено авторами 5 Составлено авторами

240

экономических условиях взаимодействие учреждений общего образования и ВУЗов способно обеспечить продвижение и развитие таланта, творчества, интеллекта, нравственности, духовности и образованности детей. Традиции и формы образовательной деятельности высшей школы благоприятствуют развитию способностей и одаренности ребенка. Уровень квалификации педагогических специалистов высших учебных заведений отличается наиболее высокой компетентностью в специальных и профильных дисциплинах. Организация образовательного процесса, углубленное содержание образования имеет академическую основу, что непосредственно позитивно влияет на успешное развитие одаренного ребенка. Одаренные обучающиеся, достигшие значительных успехов в разных сферах деятельности и получившие высокую оценку, признание на региональном и всероссийском уровнях при взаимодействии с вузами получают возможность осваивать новые формы коллективного общения, вовлечения в сферу научных интересов, активного интеллектуального труда.

При Казанском (Приволжском) федеральном университете, Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева, Казанском государственном технологическом университете также функционируют Малые университеты, в которых преподаватели вузов осуществляют постоянный образовательный процесс для одаренных детей.

Старшеклассники получили возможность пользоваться фондами библиотек, медиатек, компьютерных кабинетов и другими ресурсами кооперированных учреждений профессионального образования.

Образовательная политика Казани сегодня направлена на всестороннюю поддержку одаренных детей, стимулирования их творческой деятельности. За выдающиеся успехи в учебе и общественной жизни учащимся среднего и старшего звена выделяются финансовые средства на учреждение грантов, стипендий, разовых премий для поощрения талантливой молодежи - учреждена премия Мэра. Стимулом для развития творческих способностей молодых талантов России стала премия Президента, присуждаемая в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В соответствии с перечнем олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, выделена квота из 32 премии для поддержки талантливой молодежи.

Современные исследования показывают, что в работе с одаренными детьми необходима интеграция общего, дополнительного и высшего образова-нияния в работе с одаренными детьми. Гибкость и ния. Гибкость и мобильность дополнительного образования обеспечивают условия для широкого вы-

бора ребенком вида деятельности, творческого объединения, педагога; развития социальных компетенций воспитанников; удовлетворения персонифицированных образовательных запросов. Это обеспечивает учащемуся расширение поля общего образования в рамках действующей образовательной системы и определяет право на развитие собственного уникального дарования. По данным 2013 года 75% детей г. Казани получают услуги дополнительного образования. Базовыми учреждениями в этом направлении являются «Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей, Центр детского творчества «Танкодром», ЦДТ А. Алиша» и др. Так в МБОУ ДОД «Городской дворец детского творчества им. А. Алиша» работают кружки по углублённому изучению математики и права, проводятся мероприятия математического и историко-правоведческого направления, а в МБОУ ДОД «Городской эколого - биологический центр» и «Центр детского творчества «Танкодром» Советского района г.Казани успешно работают в направлении эколого-биологической подготовки школьников. Данные учреждения имеют развитую сеть функционирующих объединений по школам разных районов города.

Литература

1. Зинурова, Р.И., Тузиков, А.Р. Инновационное образование в региональных технологических вузах РФ: проблемы критериев, типологии и социального заказа // Вестник Казанского технологического университета

- 2010. - №9. - С.770

2. Дубровина С. Ю., Муниципальный уровень управления образованием / Право и образование. - М., 2007. -№ 5. - С. 4-18.

3. Зотова В.Б., Система муниципального управления. / Учебник для ВУЗов. Изд. «Питер» /, СПб.: 2005 - 244 с.

4. Черненко О.Э., Управление образованием: федерация

- регион - муниципалитет / Ежегодник Российского образовательного законодательства/ Том 4, 2009. С. -52-64.

5. Исаева Л.Б. Образовательная среда как предмет психолого-педагогических исследований/Л.Б. Исаева// Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. - №13. - С. 283

6. Афонская В.А, Хабибуллина Э.М., и др. Качественное образование как ресурс инновационного развития г. Казани (реализация Программы развития образования г. Казани в 2012-2013 учебном году)./ Информационный справочник/. Казань, 2013, 42 с.

7. Хадиуллин И.Г. «Инновационные направления развития системы образования г. Казани» [Электронный ресурс]// Электронный журнал об образовании [Офиц. сайт]. URL: http://kazanmc.ru/ped/konf2013.php. (дата обращения: 13.10.2014)

8. Зинурова, Р.И., Тузиков, А.Р. Профессиональное образование в 21 веке: региональный ответ на вызовы модернизации: монография. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011.

© С. С. Берман - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, sv180@mail.ru; А. А. Закиров - зам. директора ГАУ ДО "Республиканский олимпиадный центр" МОиН РТ, z_ainur@mail.ru.

© S. Berman -PhD (Economica), associate professor department management and entrepreneurship KNRTU, sv180@mail.ru; A. Zakirov - Deputy director of the olympiad centre of the Republic of Tatarstan, z_ainur@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.