Научная статья на тему 'Олимпийские принципы подготовки в организации сопровождения индивидуальных траекторий высших достижений одарённых детей'

Олимпийские принципы подготовки в организации сопровождения индивидуальных траекторий высших достижений одарённых детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / TRAINING SYSTEM / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / TALENTED CHILDREN / ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ / MIND MAP / SCHOOLCHILDREN OLYMPIADS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Е.В., Давлетова Н.Х., Шамсувалеева Э.Ш.

The purpose is to develop a universal mind map for providing successful tutoring of talented children in the additional education system on the basis of the Olympic training principles. Research methods and organization. While carrying out the research, the authors analyzed domestic and foreign literature, the activities of MBUDO "CDT "Tankodrom" in the period from 2011 to 2017. Creative interpretation of existing literature and personal author’s experience of working with additional education system led to the elaboration of a universal mind map which makes it possible to take a new look at the background of effectiveness of talented children tutoring system. The outcome of the research was a universal mind map for supervising individual highest achievements trajectories of talented children in the additional education system on the basis of such Olympic training principles as constant participation in intermediate tournaments, 24/7 support, special teaching staff, the «Open doors» principles, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Е.В., Давлетова Н.Х., Шамсувалеева Э.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIC TRAINING GUIDELINES FOR SUPERVISING INDIVIDUAL HIGHEST ACHIEVEMENTS TRAJECTORIES OF TALENTED CHILDREN

The purpose is to develop a universal mind map for providing successful tutoring of talented children in the additional education system on the basis of the Olympic training principles. Research methods and organization. While carrying out the research, the authors analyzed domestic and foreign literature, the activities of MBUDO "CDT "Tankodrom" in the period from 2011 to 2017. Creative interpretation of existing literature and personal author’s experience of working with additional education system led to the elaboration of a universal mind map which makes it possible to take a new look at the background of effectiveness of talented children tutoring system. The outcome of the research was a universal mind map for supervising individual highest achievements trajectories of talented children in the additional education system on the basis of such Olympic training principles as constant participation in intermediate tournaments, 24/7 support, special teaching staff, the «Open doors» principles, etc.

Текст научной работы на тему «Олимпийские принципы подготовки в организации сопровождения индивидуальных траекторий высших достижений одарённых детей»

УДК 374.31

ОЛИМПИЙСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Е.В. Тарасова, Н.Х. Давлетова, Э.Ш. Шамсувалеева

ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия

Для связи с авторами: Е-mail: elena.tarasova29@mail.ru Аннотация:

Цель - разработать универсальную ментальную карту для организации успешной деятельности по работе с одарёнными и талантливыми детьми в системе дополнительного образования на основе олимпийских принципов подготовки.

Методы и организация исследования. В ходе исследований была проанализирована отечественная и зарубежная литература, проведен анализ деятельности МБУДО «ЦДТ «Танкодром» в период с 2011 по 2017 гг. Творческое осмысление имеющихся литературных источников и личный опыт работы автора в системе дополнительного образования привели к созданию универсальной ментальной карты, которая позволяет по-новому взглянуть на первопричины эффективности организации системы работы с одаренными детьми.

Результатом работы стала универсальная ментальная карта по организации сопровождения индивидуальных траекторий высших достижений одарённых детей в системе дополнительного образования на основе таких олимпийских принципов подготовки, как постоянное участие в промежуточных турнирах, поддержка 24 на 7, особый педагогический состав, принцип «Открытых дверей» и др. Ключевые слова: система подготовки, дополнительное образование, ментальная карта, одаренные дети, олимпиады школьников.

OLYMPIC TRAINING GUIDELINES FOR SUPERVISING INDIVIDUAL HIGHEST ACHIEVEMENTS TRAJECTORIES OF TALENTED CHILDREN Е/V. Tarasova, N.Kh. Davletova, E.Sh. Shamsuvaleeva

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Volga Region State Academy of

Physical Culture, Sport and Tourism», Kazan, Russia

Abstract:

The purpose is to develop a universal mind map for providing successful tutoring of talented children in the additional education system on the basis of the Olympic training principles.

Research methods and organization. While carrying out the research, the authors analyzed domestic and foreign literature, the activities of MBUDO "CDT "Tankodrom" in the period from 2011 to 2017. Creative interpretation of existing literature and personal author's experience of working with additional education system led to the elaboration of a universal mind map which makes it possible to take a new look at the background of effectiveness of talented children tutoring system.

The outcome of the research was a universal mind map for supervising individual highest achievements trajectories of talented children in the additional education system on the basis of such Olympic training principles as constant participation in intermediate tournaments, 24/7 support, special teaching staff, the «Open doors» principles, etc. Keywords: training system, additional education, mind map, talented children, schoolchildren Olympiads.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальным является вопрос выявления и поддержки талантливых и одаренных детей. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Феде-

рации в 2012 году, в качестве стратегической цели определяет выстраивание разветвленной системы их поиска, поддержки, а также сопровождения в течение всего периода становления личности, в том числе на начальном этапе профессиональной деятельности [3,4].

Способности детей и молодежи на сегодняшний день оцениваются на различного рода публичных интеллектуальных конкурсах с рейтинговой оценкой результатов, конференциях, олимпиадах, турнирах, выставках, творческих конкурсах, фестивалях и спортивных состязаниях [2,5]. Наиболее показательными и значимыми являются олимпиады первого и второго уровней из Перечня олимпиад школьников, утвержденного Минобрнауки России, в первую очередь Всероссийские олимпиады школьников, благодаря которым призёры и победители имеют льготы, наиболее значимая из них — это возможность поступления в вуз без вступительных испытаний, а также приобретают авторитет среди сверстников, высокую самооценку.

Успешное выступление на олимпиаде требует высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Таким образом, подготовка школьников к олимпиадам по любым предметам сравнима с подготовкой спортсменов к Олимпийским играм — те же высокие нагрузки, интенсивность, престиж получаемых наград.

Эффективность программы подготовки школьников к конкурсам, в том числе к Всероссийским предметным олимпиадам, можно оценить по количеству победителей и призеров, а опыт успешной подготовки представляет исследовательский интерес. Цель исследования — разработать универсальную ментальную карту для организации успешной работы с одарёнными и талантли-

выми детьми в системе дополнительного образования на основе олимпийских принципов подготовки.

Объектом исследования является дополнительное образование в целом, а предметом исследования — организация работы по подготовке обучающихся к олимпиадам и конкурсам.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе исследований была проанализирована отечественная и зарубежная литература, проведен анализ деятельности МБУДО «ЦДТ «Танкодром» в период с 2011 по 2017 гг. Творческое осмысление имеющихся литературных источников и личный опыт работы автора в системе дополнительного образования привели к созданию универсальной ментальной карты, которая позволяет по-новому взглянуть на первопричины эффективности организации системы работы с одаренными детьми. Апробация и внедрение результатов работы. Ментальная карта «Организация сопровождения индивидуальных траекторий высших достижений одарённых детей» была успешно апробирована в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. По данным Министерства образования и науки Республики Татарстан (МОиН РТ), на протяжении 20112017 гг. больше всего призовых мест на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников татарстанские ученики занимали на Всероссийской олимпиаде по экологии (таблица 1). Интересно то, что в рамках школьной программы обязательного предмета «Экология» не существует, а результативность учащихся республики достаточно высокая. Следовательно, учащиеся изучают данный предмет самостоятельно или в рам-

Таблица 1 - Итоги заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (по данным МОиН РТ)

№ п/п Предмет Число победителей и призеров Республики Татарстан

2011г. 2012 г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. Всего

1 Экология 12 9 10 14 11 18 74

2 Химия 5 7 8 12 12 16 60

3 Математика 10 11 10 5 7 13 56

4 Право 2 2 4 7 14 16 45

5 Биология 6 7 4 5 9 11 42

ках системы дополнительного образования. В ходе проведенного анализа итогов заключительных этапов Всероссийских олимпиад было установлено, что наибольшее число победителей Всероссийской олимпиады школьников по экологии занимаются на базе эколого-биологического и естественнонаучного подразделений МБУДО «Центр детского творчества «Танкодром» Советского района г. Казани (далее — Экоцентр). В связи с этим изучение принципов подготовки школьников к всероссийским конкурсам на базе вышеуказанного центра представляет исследовательский интерес. На рисунке 1 представлена результативность команды Республики Татарстан на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Следует отметить, что данные указывают на высокий уровень подготовленности татар-

станских школьников. Для сравнения проанализируем вклад школьников, которые обучаются в Экоцентре, и учеников, которые входят в команду Республики Татарстан и обучаются в других образовательных учреждениях (рисунок 2). Кроме 2013 и 2014 годов, за семь проанализированных лет вклад команды Эко-центра в общую победу существенно выше. Как известно, педагог является центральным звеном любого образовательного процесса. При анализе педагогического состава МБУДО «ЦДТ Танкодром» было выявлено, что на базе Экоцентра работают 37 педагогов и больший процент составляют работники высших учебных заведений (рисунок 3). Как видно из рисунка 4, ученую степень кандидата или доктора наук имеют 41% педагогов. Анализ бесед с учащимися показал, что преподаватели вузов могут в большем объеме предоставить школьникам необходимую на-

35 30 25 20 15 10 5 0

31

12

11

13 13

15

14

16

11

29

18

22

□ участники

□ победители и призеры

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 1 - Результативность команды Республики Татарстан на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии (чел.)

120 100 80 60 40 20 0

100

100 100

87

86

75

60

60

25

92

54 ^55

2011

2012

2013

2014

2015

2016

65

□ победители и призеры Экоцентра

□ другие

2017

Рисунок 2 - Сравнительная результативность учащихся Экоцентра и команды Татарстана на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии (%)

Рисунок 3 - Количество педагогов-работников вузов, имеющих ученую степень

120 100 80 60 40 20 0

100

56

41

и

Общее число педагогов, работающих на базе центра

■ Педагоги, имеющие ученую степень

□ Педагоги, работающие в вузах

учную и методическую информацию по конкретным областям знаний, а также мотивировать их к самостоятельному изучению проблемы. Учащиеся должны уметь пользоваться лекциями как одним из источников, но 80% информации школьники осваивают сами.

При анализе образовательных модулей, из которых складывается подготовка в Экоцентре, был выявлен очень широкий спектр обсуждаемых со школьниками проблем, выходящих далеко за рамки школьных учебников: нормирование и снижение загрязнения окружающей среды, экономика природопользования, охрана окружающей среды, ландшафтоведе-ние, дипломатический протокол и деловой этикет, управление проектами в сфере при-

Рисунок 4 - Возрастной состав педагогов Экоцентра

родопользования и многие другие. Возраст педагога также играет большую роль в образовательном процессе (рисунок 4). Преподаватели, возраст которых составляет от 31 до 40 лет, представляют наибольшую группу педагогов, как и педагоги до 30 лет. Отличительной особенностью кадрового состава экологического отдела МБУДО «ЦДТ «Танкодром» также является наличие относительно высокого процента педагогов — бывших воспитанников центра (рисунок 5). Как видно из рисунка 7, среди педагогов 19% (почти 1/5 часть) составляют выпускники Экоцентра, которые возвращаются на работу уже в качестве наставников школьников. На наш взгляд, преемственность поколений играет большую роль в педагогической дея-

Рисунок 5 - Выпускники Эко-центра в кадровом составе педагогов

Рисунок 6 - Ментальная карта «Организация сопровождения индивидуальных траекторий высших достижений одарённых детей»

тельности, т.к. эти педагоги сами прошли через олимпиадное движение и знают секреты поведения победителей или будущих победителей: секреты подготовки, самоподготовки, психологического настроя, организации режима и т.д.

В результате проведенного исследования была разработана ментальная карта с олимпийскими принципами подготовки «Организация сопровождения индивидуальных траекторий высших достижений одарённых детей» (рисунок 6). В неё включены пункты, на которые стоит обратить особое внимание при подготовке школьников к олимпиадам и конференциям. В основном она нацелена на систему дополнительного образования, но может легко использоваться в рамках школьного образования. Особо следует выделить следующие олимпийские принципы: непрерывная программа обучения и постоянное участие в промежуточных турнирах, каникулярные сборы и формирование детского коллектива с заданными свойствами, особый доступ к ресурсам

и особый педагогический состав, поддержка 24 на 7, принципы «Чем раньше, тем лучше» и «Открытых дверей».

Внедрение разработанной ментальной карты позволит повысить результативность школьников на всероссийских олимпиадах по любым предметам благодаря ее универсальности, ведь Республика Татарстан — это не только спортивная столица, но и мощный научный кластер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Обучающиеся МБУДО «ПАТ «Танкодром» на конкурсах и олимпиадах различного уровня по экологии показывают результаты выше общереспубликанских команд.

2. Отбор обучающихся в группы должен происходить по принципу «Открытых дверей», выбывание учащихся может быть только за счет самоотсева.

3. Возрастной диапазон педагогов опреде-

ляется рамками от 24 до 65 лет, 2/3 которых приходится на возраст до 40. Большинство педагогов должны иметь научные степени и звания, быть работниками высшей школы, 1/5 должны составлять успешные бывшие выпускники.

4. Несмотря на то, что все воспитанники являются конкурентами по отношению друг к другу, задача педагогов состоит в организа-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Астахова, Т. А. Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей / Т.А.Астахова, Т.А. Карелина // ИД «Первое сентября» [festival.1september.ru/articles/417776 - дата обращения 24.05.2015]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи республики Татарстан "Перспектива" в редакции указа президента Республики Татарстан от 22.06.2015 n уп-570.

3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827.

LIST OF REFERENCES

1. Astakhova, T.A. Working with talented children in a supplementary education institution for children / T.A. Astakhova, T.A. Karelina // «First September» Publishing House [festival.1september.ru/arti-cles/417776 - access date 24.05.2015]

2. «Prospect» Concept of development and realization of intellectual and creative potential of children and youth of the Republic of Tatarstan, as amended by Decree of the President of the Republic of Tatarstan, 22.06.2015 n up-570.

3. Concept of the national system of identifying and developing young talents approved by the President of the Russian Federation, 03.04.2012 N Pr-827.

ции атмосферы бесконфликтного взаимодействия.

5. Ментальная карта по организации сопровождения индивидуальных траекторий высших достижений одарённых детей может быть применима в любом из центров дополнительного образования при подготовке школьников к различным конкурсам по любым предметам.

4. Модель по выявлению и сопровождению одаренных детей в МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №29 г. Георгиевска.

5. Ягодин, Г. А Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития / М. В. Аргунова, Т. А. Плюснина, Д. В. Моргун, Г. В. Шейнис // Под ред. Г. А. Ягодина. - М. : МИОО, 2010. - 192 с;

6. Mc Peck, J. (1992). Thoughts on subject specificity. In S. Norris (Ed.), The generalizability of critical thinking (pp.198-205). - New York : Teachers College Press.

7. Mulnix, J. W. Thinking critically about critical thinking / J. W. Mulnix // Educational Philosophy and Theory. -2010. - P. 471.

4. Model for the identification and supervision of talented children at School No. 29 with in-depth study of selected subjects of Georgievsk city.

5. Yagodin, G. A System of psychological and pedagogical diagnostics and assessment for environmental education in favor of sustainable development / M. V. Argunova, T. A. Plyusnina, D. V. Morgun, G. V. Sheinis // M.: MIOO, 2010. - 192 p.

6. Mc Peck, J. (1992). Thoughts on subject specificity. In S. Norris (Ed.), The generalizability of critical thinking. - New York : Teachers College Press. - P. 198-205.

7. Mulnix, J. W. Thinking critically about critical thinking / J. W. Mulnix // Educational Philosophy and Theory. - 2010). - 471 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.