здоровью, формирование санитарно-гигиенических знаний. Одним из разделов программы является профилактическая работа среди студентов нового набора. Для них организуется цикл этических бесед под названием «Защити себя сам». Волонтерской группой колледжа проводятся беседы для студентов других учебных заведений и населения по здоровому образу жизни и профилактике заболеваний. При проведении бесед студенты учитывают возрастные особенности личности слушателей, широко используют демонстрационный материал, что облегчает усвоение информации. Студенты-волонтеры постоянно принимают участие в различных молодежных акциях, конкурсах санбюллетеней, оформляют «Уголки здоровья» для пациентов со статистическими данными и информацией по профилактике болезней, которые используют в практических целях в лечебно-профилактических учреждениях.
Таким образом, развитие социальной активности студентов медицинского колледжа в процессе взаимодействия с людьми в деятельности обусловлено общественно значимыми целями. Реализация направлений и программ воспитательной работы обеспечивает систематизацию воспитательной деятельности, которая предоставляет студентам и педагогам колледжа максимальные возможности для социальной активности, саморазвития, внутреннего роста, повышения личностного, культурного и профессионального уровня.
Примечания
1. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
2. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М.: Прометей, 1990.
3. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979.
УДК 37.014.5
М. А. Палкина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ «СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА - ЛИЦЕЙ - ПЕДВУЗ»
В статье обсуждаются вопросы, связанные с организацией управления инновационным образовательным учреждением. Представлена модель образовательной системы «Сельская школа - лицей - педвуз», описаны результаты экспериментальной работы по эффективному управленческому взаимодействию в реализации данной модели.
The article is concerned with the process of organization of innovative educational institution management. The model of "Rural School - Lyceum -Pedagogical University" educational system is suggested. The experiment results of efficient managerial interaction in realization of the given model are described.
Ключевые слова: управление, инновационная деятельность, развитие личности, одаренные дети, образовательная система.
Keywords: management, innovative activity, personal development, gifted children, educational system.
Современные тенденции развития и модернизации школьного образования актуализировали многие вопросы, связанные с улучшением качества учебного процесса и повышением эффективности управления им. Современная парадигма образования характеризуется стратегией лич-ностно-ориентированного обучения, которая требует учета способностей и возможностей каждого ребенка, создания благоприятных условий для развития потенциала одаренных детей.
К системе образования предъявляется социальный заказ на разработку проблем обучения творчески одаренных детей, что во многом определяет перспективу экономического, социального и культурного процветания, совершенствования и развития нашего общества. Как отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной в январе 2010 г. Президентом Российской Федерации, одновременно с реализацией стандарта общего образования «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности» [1].
Это актуализирует проблему разработки проблем расширения спектра образовательных проектов и систем, проблем профилизации, создания разнообразных типов школьных учреждений, разработки специальных программ и методик для одаренных детей. Особенно сложным является
© Палкина М. А., 2010
педагогическое сопровождение и поддержка одаренных детей из удаленной сельской местности.
На решение этой задачи направлено создание в Коми Республике образовательной системы «Сельская школа - лицей - педвуз» (См. рисунок), в которой лицей является очно-заочным лицеем-интернатом для одаренных детей из сельских школ.
Организация педагогического управления этой системой основана на изучении и анализе опыта работы школ и интернатов для сельских школьников в России и зарубежных странах.
В нашей стране получили признание следующие общеобразовательные школы-интернаты, имеющие «статус федеральной экспериментальной площадки: Республиканская гимназия-интернат № 1 г. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики, Республиканский Бурятский национальный лицей-интернат № 1 г. Улан-Удэ, Экспериментальная специализированная школа-интернат народов Севера «Арктика» пос. Плановый Республики Саха, Барнаульская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой» [2].
Значительная работа по обучению одаренных детей из сельской местности проводится Мичуринским лицеем-интернатом Тамбовской области, Педагогическим лицеем-интернатом г. Великого Новгорода, Самарским многопрофильным лицеем-интернатом, Пензенским педагогическим лицеем-интернатом, Ядринской национальной гимназией - интернатом Чувашской Республики и др.
Аналогичная работа проводится в школах-интернатах при государственных высших учебных заведениях Республики Коми, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь становится более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Зарубежной школой развитых стран накоплен большой опыт по дифференциации обучения. Старшая ступень средней школы имеет в них многопрофильное строение, основной целью которого является хорошая подготовка к продолжению образования в выбранном направлении.
Обучение в специализированных школах позволяет одаренным учащимся продвигаться в обучении со свойственной им скоростью, чему способствует ситуация интеллектуального сотрудничества в среде одноклассников с таким же уровнем умственного развития мышления, формирования самооценки, раскрытия своего внутреннего потенциала.
Хотя в школьной практике имеются примеры плодотворной работы различных типов образо-
вательных учреждений с творчески одаренными детьми, однако их опыт не может быть распространен на работу с детьми из удаленных сельских местностей. Для педагогического сопровождения и поддержки таких детей требуются особые формы организации и управления, создающие возможность профилизации обучения на старшей ступени общеобразовательной средней школы. Одной из таких форм и является разработанная и реализованная нами образовательная система «Сельская школа - лицей - педвуз», в которой центральным звеном является очно-заочный лицей-интернат для одаренных детей из сельской местности.
Важный вопрос при этом - управление образовательным учреждением, которое охватывает все процессы функционирования и развития образовательной системы - от целеполагания и диагностики образовательной ситуации до оценивания достигнутых результатов, от проектирования и планирования стратегии до разработки технологии стимулирования и научной организации личного труда самих руководителей, учителей и обучающихся.
В целом, «управление образованием понимается как вид социального управления, которое поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования» [3].
Как нами установлено, успешность управления инновационным образовательным учреждением для одаренных школьников из удаленной сельской местности обеспечивается выполнением следующих организационно-педагогических условий:
- эффективностью организационной структуры образовательной системы «Сельская школа -лицей - педвуз»;
- обеспечением преемственности педагогического управления на всех этапах образовательного процесса (сельская школа - лицей - педвуз), направленного на сопровождение и поддержку одаренных детей;
- подготовленностью педагогических кадров;
- качественным научно-методическим и учебно-методическим сопровождением профильного дифференцированного обучения;
- созданием благоприятных условий для творческого становления личности обучающихся и педагогов;
- материально-технической оснащенностью учебного процесса.
В ходе исследования нами создана модель образовательной системы «Сельская школа - лицей - педвуз», которая учитывает как ряд внешних факторов (социокультурных, демографических, экономических, географических), так и ряд
Министерство образования Республики Коми
Койгородский
Ижемский
Сосногорский
Корткеросский
Княжпогостский
Усть -Куломский
Усть -Цилемский
Сысольский
I
Филиалы лицея
Усинский
Троицко-Печорский
Печорский
Удорский
Прилузский
Усть -Вымский
Сыктывдинский
I
Муниципальные образования
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
ЛИЦЕИ
(РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР)
«
3 т
л §
■е
о а
К 8 X
ч
ш
О
Географо -биологическое
(география, биология)
ПЕДВУЗ
Физико-математическое 4-» Физико-математический
(математика, физика, ИВТ)
Технологии и предпринимательства
Химико-биологическое Географо -биологический
(химия, биология, физика)
Иностранных языков (иностранный язык, русский язык) Иностранных языков
Филологическое (русский язык, литература, история России) Филологический
Коми языка и литературы (коми язык, коми литература, история Коми края) Педагогики и методики начального воспитания
н
Щ
н л
I
св
е
Модель образовательной системы «Сельская школа - лицей - педвуз» на материале Республики Коми
организационно-педагогических факторов (введение профильного обучения в сельских общеобразовательных учреждениях, расширение образовательного пространства сельских школьников через взаимодействие различных образовательных учреждений, концентрацию, интеграцию и кооперацию их кадровых, материальных и административных ресурсов), что обеспечивает достаточно полную реализацию основных образовательных потребностей, интересов учащихся, предоставляет доступ к полноценному образованию для одаренных учащихся, живущих в отдаленной сельской местности.
Модель образовательной системы «Сельская школа - лицей - педвуз» - это схема взаимодействия всех компонентов системы, обусловленная социальным заказом общества и личностью выпускника сельской школы, возросшими требованиями к сельской школе, необходимостью реализации возможностей будущего абитуриента из числа сельских школьников.
Сотрудниками лицея были разработаны авторские программы и содержание предметно-ориентированных, межпредметных, факультативных и специальных курсов, которые дополняют и расширяют базовые программы, раскрывают национально-региональные особенности Республики Коми, обеспечивают реальную свободу выбора курсов, соответствуют профилизации и дальнейшим образовательным планам учащихся.
Лицей-интернат Республики Коми обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам физико-математического, естественнонаучного, гуманитарного профилей.
Основными задачами лицея-интерната является создание условий:
- для формирования общей культуры личности обучающихся и реализации интеллектуального, нравственного и общекультурного развития личности через гуманитаризацию содержания образования;
- усвоения обучающимися программ повышенного уровня, обеспечивающих дополнительное (углубленное) изучение профильных предметов;
- проведения научно-методической и экспериментальной работы по различным направлениям модернизации образования;
- развития обучающихся путем удовлетворения их потребностей в самообразовании и получении дополнительных образовательных услуг;
- формирования у обучающихся навыков учебно-исследовательского труда, приемов самостоятельной деятельности, адаптации их к дальнейшему продолжению профессионального образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Республики Коми и Российской Федерации;
- формирования навыков здорового образа жизни обучающихся, наблюдения за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием обучающихся;
- формирования у обучающихся высокого общекультурного уровня.
В лицее-интернате осуществляется комплексный подход к содержанию образования. Блоки урочной, внеурочной, учебно-исследовательской и внеклассной воспитательной работы дополняют друг друга, направлены на реализацию основной цели и задач образовательного процесса.
Экспериментальная работа по организации управления в образовательной системе «Сельская школа - лицей - педвуз» осуществлялась с 1991 г. на базе Коми республиканского лицея-интерната для одаренных детей из сельской местности, на базе сельских школ Республики Коми (более чем из 87 сельских школ, 16 районов республики), а также на базе Коми государственного педагогического института. Содержание экспериментальной работы включало реализацию и проверку форм управленческого взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
При проведении эксперимента было сделано предположение, что существенная зависимость между содержанием, характером образовательного процесса, ориентированного на развитие личности одаренного сельского школьника и уровнем управления этим процессом даст эффективные результаты, если:
- разработаны педагогические основы организации управления образовательной системой, включающие теоретический аспект - моделирование организации управления образовательной системой, - и организационно-педагогический аспект - содержание, формы и методы управления;
- созданы педагогические условия для развития личности одаренного сельского школьника (развивающая дифференциация, дополнительное углубленное образование, педагогическая диагностика).
Для проверки достоверности выдвинутой гипотезы осуществлялся педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующего (2004-2005), формирующего (2005-2006), обобщающего (2006-2008). Исследованием было охвачено более 180 учащихся 10-11-х классов, 73 учителя, 47 преподавателей вузов.
Целью констатирующего этапа было определение реального состояния готовности педагогов на развитие личности учащегося и на изменения в собственной педагогической деятельности. Для этого были проведены анализ уровня общеобразовательной подготовки учащихся за курс основной школы (9-й класс); анализ уровня развития творческих качеств учащихся; анализ
Параметры Показатели До эксперимента После эксперимента
Общеобразовательная подготовка Ср. балл 4,36 4,46
Профильная подготовка Ср. балл 31 48
Развитие творческих качеств личности Теория 12 32
Практика 13 32
Результативность 16 27
Учебная мотивация Ситуативный интерес 71 80
Учение по необходимости 66 75
Интерес к предмету 73 85
Повышенный познавательный интерес 71 83
Установка педагога на развитие личности ученика Направленность на себя 19 11
Направленность на взаимодействие 42 55
Направленность на задание 39 34
Мотивированность педагогов на изменения в собственной деятельности и личности (удовлетворенность работой) Вполне удовл. 34 40
В целом удовл. 37 43
В среднем удовл. 20 14
Пожалуй, не удовл. 6 3
Совсем не удовл. 3 -
уровня сформированное™ учебной мотивации учащихся; анализ уровня подготовки учащихся по профильным предметам; диагностика установки педагога на развитие личности ученика; диагностика мотивированности педагогов на изменения в собственной деятельности и личности.
Формирующий этап педагогического эксперимента проводился с той же группой учащихся, учителей и преподавателей вузов и был направлен на принятие и реализацию управленческих решений для создания комфортных условий по организации учебно-воспитательного процесса в лицее.
Для этого были проведены повторный анализ уровня развития творческих качеств учащихся; повторный анализ уровня сформированности учебной мотивации учащихся; повторная диагностика установки педагога на развитие личности ученика; повторная диагностика мотивированности педагогов на изменения в собственной деятельности и личности; повторный анализ уровня подготовки учащихся по профильным предметам; анализ уровня общеобразовательной подготовки учащихся за курс средней школы (11-й класс).
Обработка результатов опытно-экспериментальной работы осуществлялась с помощью методов математической статистики, для этого рассматривались:
- динамика изменения уровня подготовки учащихся по профильным предметам (критерий согласия);
- динамика изменения уровня сформирован-ности учебной мотивации учащихся (односторонний знаковый критерий);
- динамика изменения уровня общеобразовательной подготовки учащихся (двусторонний критерий Колмогорова-Смирнова).
Для наглядности все полученные результаты эксперимента сведены в таблицу (см. таблицу).
Обработка полученных результатов дает основание сказать, что на протяжении всего эксперимента прослеживается положительная динамика в оценке управления развитием инновационного образовательного учреждения «Коми республиканский лицей-интернат для одаренных детей из сельской местности».
Таким образом, проведенное исследование, подтвердив справедливость выдвинутой гипотезы, свидетельствует об эффективности управленческого взаимодействия по реализации модели образовательной системы «Сельская школа -лицей - педвуз».
Примечания
1. Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки России. 2010. № 4. С. 63-70.
2. Инновационные школы-интернаты в условиях модернизации: достижения, проблемы и перспективы: сб. Всерос. науч.-практ. конф. (17-19 марта 2004 года, г. Тамбов, г. Мичуринск). Мичуринск: МГПИ, 2004. С. 20-21.
3. Филиппова Е. Ф. Управление качеством образования в современном лицее. Н. Новгород, 2003. С. 25.