Научная статья на тему 'Некоторые характеристики современных образовательных организаций регионов России'

Некоторые характеристики современных образовательных организаций регионов России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УСПЕШНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / SUCCESS OF EDUCATION / CHARACTERISTICS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / DIRECTIONS OF EDUCATION / TRENDS OF EDUCATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вачков Игорь Викторович

В статье изложены результаты исследования, проведенного в 25 образовательных организациях 5 регионов Российской Федерации. Целью исследования выступило изучение характеристик эффективных образовательных организаций из регионов России, в которых реализуются методы, методики и технологии обучения и воспитания, отражающие современные тенденции образования. Было установлено, что у каждой образовательной организации есть одно или несколько успешных направлений деятельности, но быть эффективной во всех изучаемых направлениях не удалось ни одной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Characteristics of Modern Educational Organizations in Russian Regions

The article presents the results of the study conducted in 25 educational organizations of 5 regions of the Russian Federation. The aim of the research was to study the characteristics of effective educational organizations in Russian regions which have implemented the methods, techniques and technologies of training and education that reflect the modern trends of education. Each educational organization turns out to have one or more success areas, but none is effective in all studied areas.

Текст научной работы на тему «Некоторые характеристики современных образовательных организаций регионов России»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.9.072.432 ББК 6/8.88.88.6

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНОВ РОССИИ

SOME CHARACTERISTICS OF MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN RUSSIAN REGIONS

Вачков Игорь Викторович

Профессор Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор психологических наук, профессор E-mail: igorvachkov@mail.ru

Аннотация. В статье изложены результаты исследования, проведенного в 25 образовательных организациях 5 регионов Российской Федерации. Целью исследования выступило изучение характеристик эффективных образовательных организаций из регионов России, в которых реализуются методы, методики и технологии обучения и воспитания, отражающие современные тенденции образования. Было установлено, что у каждой образовательной организации есть одно или несколько успешных направлений деятельности, но быть эффективной во всех изучаемых направлениях не удалось ни одной организации.

Ключевые слова: современные образовательные организации, успешность образования, характеристики образовательных организаций, направления образовательной деятельности, тенденции развития образования.

Vachkov Igor V.

Professor at the Institute of Social Sciences, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, ScD in Psychology, Professor E-mail: igorvachkov@mail.ru

Abstract. The article presents the results of the study conducted in 25 educational organizations of 5 regions of the Russian Federation. The aim of the research was to study the characteristics of effective educational organizations in Russian regions which have implemented the methods, techniques and technologies of training and education that reflect the modern trends of education. Each educational organization turns out to have one or more success areas, but none is effective in all studied areas.

Keywords: modern educational organizations, the success of education, characteristics of educational organizations, directions of education, trends of education development.

Введение

Для получения представлений о состоянии и тенденциях развития образования применяются разнообразные методы исследований. Одним из них может быть изучение опыта эффективных образовательных организаций через непосредственное взаимодействие с субъектами образовательного процесса в этих организациях, посещение уроков, погружение в образовательную среду [1]. Именно таким образом нами было реализовано пилотажное исследование 25 образовательных организаций в пяти регионах Российской Федерации -в Ульяновской, Калужской и Рязанской областях, Республике Татарстан и Пермском крае. Регионы были выбраны в Центрально-Европейской части России. Эффективные образовательные организации, включенные в исследование, были определены в соответствии с рекомендациями сотрудников региональных управлений образования, ученых-экспертов и рейтинговых оценок, проводимых в системе образования.

Цель исследования - изучение характеристик эффективных образовательных организаций из регионов России, в которых реализуются методы, методики и технологии обучения и воспитания, отражающие современные тенденции образования.

Предмет исследования - эффективные образовательные практики современной России.

В процессе исследования решались следующие задачи:

• нахождение конкретных образовательных учреждений, государственных и частных структур, общественных организаций и других социальных институтов, занимающихся различными направлениями образовательной деятельности, соответствующими цели исследования;

• изучение специфических особенностей организации учебно-воспитательного процесса в указанных учреждениях;

• выделение в соответствии с выбранными критериями наиболее эффективных образовательных практик;

• анализ и обобщение опыта указанных образовательных практик.

В процессе исследования применялись следующие методы:

• наблюдение;

• интервью;

• контент-анализ;

• метод сравнительно-сопоставительного анализа нормативных, правовых документов, аналитических, обзорных и иных материалов;

• анализ, систематизация и обобщение полученных данных;

• метод системного анализа;

• метод моделирования;

• комплексный анализ, классификация и структуризация информационных, справочных и статистических данных.

Общая характеристика исследованных образовательных организаций

По типам эти организации распределились следующим образом (табл. 1).

Как следует из табл. 1, самое большое количество из исследованных организаций составили гимназии, поскольку образовательные организации именно этого типа были

Таблица 1

Типы исследованных организаций

№ п/п Типы исследованных организаций Количество

1 Гимназии 9

2 Средние общеобразовательные школы 4

3 Лицеи 4

4 Центры творчества 4

5 Центры образования 2

6 Медиацентр 1

7 Сообщество приемных семей 1

оценены экспертами как наиболее успешные. Равное количество оказалось в выборке средних школ, лицеев и центров творчества (учреждений дополнительного образования) - по 4. Две организации из 25 не являлись собственно образовательными: Медиацентр и Сообщество приемных семей. Хотя обе они занимаются образовательной деятельностью, но она не выступает у них в качестве основной. Вследствие этого факта следует более точно называть эти учреждения организациями, осуществляющими образовательную деятельность [2] (сокращенно ОООД), что и будет иногда делаться в дальнейшем тексте.

По организационно-правовой форме исследованные организации, осуществляющие образовательную деятельность, распределились следующим образом (табл. 2).

Как видно из табл. 2, среди исследованных ОООД самую большую долю составляют муниципальные бюджетные образовательные учреждения. Это связано с тем, что на этом этапе исследование проводилось в регионах. А в РФ самая распространенная форма - МБОУ, где учредитель - муниципалитет.

Результаты исследования

На первом этапе пилотажного исследования с помощью экспертной оценки (привлекались авторитетные специалисты в области образования - исследователи и практики) были определены основные направления для изучения, отражающие, по мнению экспертов, современные тенденции образования:

• Индивидуализация образовательных маршрутов.

• Инклюзивное образование.

• Инновационные направления применения информационно-коммуникационных технологий, включая дистанционное обучение.

• «Перевернутое обучение» (flipped classroom) и его различные модели.

• «Широкополосное образование».

• Обеспечение равных образовательных возможностей всем детям.

• Организация образовательной среды.

Таблица 2

Распределение исследованных ОООД по организационно-правовой форме на

момент исследования

Организационно- МБОУ МАОУ МАУ КГАОУ ДОД ЧОО НП АНО

правовая форма ДО КЦХТУ

Количество 10 5 3 1 1 1 1

организаций

• Образно-художественное моделирование мира и преподавание искусства.

• Продуктивно-трудовая деятельность в школе (образовательные производства).

• Проектная деятельность в образовательном процессе.

Проанализируем, как эти направления проявились в деятельности исследованных ОООД.

Индивидуализация образовательных маршрутов

Анализ информации, полученной в посещенных ОООД, приводит к выводу, что в настоящее время лучшие образовательные организации прикладывают большие усилия для организации индивидуальных маршрутов для своих учеников - в 56% от исследованных ОООД реализуются разнообразные программы индивидуализации. Чаще всего для этой цели используется индивидуальный учебный план. Однако почти везде эти индивидуальные учебные планы начинают применяться только в 10-11-м классах, на ступени профиля.

Впрочем, есть и исключения. Так, например, одном из лицеев г. Казани существует специальное «Положение об индивидуальном учебном плане». В этом документе зафиксированы следующие задачи ИУП:

• поддержка молодых талантов и мотивированных учащихся;

• поддержка детей с ОВЗ;

• поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

• обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;

• эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего профессионального образования;

• обеспечение доступа к дополнительному образованию детей с дезадаптацией в рамках большого коллектива, детей, имеющих ограничения по здоровью;

• реализация предпрофильной подготовки обучающихся.

Другим средством построения индивидуальных образовательных маршрутов выступает поточно-групповой метод, который успешно апробирован в течение последних двух лет в одной из гимназий г. Казани, начиная с пятых классов. По мнению администрации школы, этот метод позволяет обеспечить реальную дифференциацию и индивидуализацию образовательных маршрутов. Суть метода заключается в следующем: классом фактически становится параллель; преподавание ряда базовых предметов (русский язык,

английский, химия, математика) осуществляется на четырех уровнях - высшем, высоком, среднем и стандартном; каждый ребенок на разных уроках учится в разных группах разного уровня. Этот метод не является принципиально новым, однако ни в одной из ОООД, исследованных в России, он больше не встретился.

Инклюзивное образование

Лишь 14% исследованных ОООД претендуют на реализацию инклюзивного образования, тогда как, согласно законодательству, любая школа должна создавать условия для получения совместного образования нормативно развивающихся детей и детей с ОВЗ. Подтвердились результаты исследований предыдущего этапа [3; 4], на котором было выяснено, что даже в тех школах, которые «реализуют инклюзию», учатся один-два «особых» ребенка, и у педагогов недостаточно опыта обучения таких детей, нет знаний об их особенностях и навыков работы с ними.

Архитектурная среда практически ни одного из посещенных образовательных учреждений не соответствует в полной мере требованиям, предъявляемым к инклюзивным образовательным организациям, поскольку почти все здания построены достаточно давно и практически не подлежат реконструкции. Более того, школы «высоких достижений» не заинтересованы осуществлять инклюзивное образование, поскольку многие из детей с ОВЗ в силу своих заболеваний не могут добиваться высоких образовательных результатов, что снизит показатели образовательной организации.

«Перевернутое обучение» (flipped classroom) и его различные модели

Несмотря на возрастающую в Европе и США популярность «перевернутого обучения», в Российской Федерации о нем пока мало что знают даже специалисты образования [5]. Так, только в двух из исследованных ОООД была получена информация о применении - и только частичном - этой стратегии. Обе эти школы находятся в Ульяновске. Как удалось выяснить при проведении исследования этих образовательных организаций, модель «перевернутого обучения» пока осторожно используют только некоторые учителя, и их опыта еще недостаточно для формулирования каких-либо выводов и обобщений.

«Широкополосное образование»

Это фактически единственное направление из выбранных, по которому не удалось найти реальной образовательной практики. Это не значит, что таких практик нет, просто распространенность такого типа образования, видимо, совсем не велика. Он еще только формируется. Что он представляет собой? Это такой формат образования, когда обучающийся набирает образовательный пакет из разных областей: часть - при получении

домашнего образования (homeschooling), часть - при обучении в модульных центрах, часть - при прохождении онлайн-курсов. Такой тип образования и стали называть термином «широкополосное образование», то есть образование, набранное «широкими полосами». Почему оно пока медленно развивается? Видимо, это происходит вследствие того, что пока не доказана результативность такого «наборного» образования, не ясно, удастся ли сформировать базовый комплект знаний и компетенций таким образом и может ли оно конкурировать с обычным, типичным, классическим образованием.

Поскольку «широкополосное образование» не подразумевает «сужение» его до рамок одной образовательной организации, то, видимо, искать его примеры только в школах не является правомерным. В настоящее время в Санкт-Петербурге создан и действует Институт широкополосного образования.

Обеспечение равных образовательных возможностей всем детям

Более половины исследованных ОООД выделяют в своей деятельности аспекты, связанные с обеспечением равных возможностей для детей с разными образовательными потребностями. Как показывает анализ, чаще всего имеется в виду тот факт, что образовательная организация обучает детей с разным уровнем исходной подготовки и разной степенью познавательных способностей. Это происходит в тех случаях, когда школа не проводит конкурсного отбора и работает «на микрорайон», в котором, разумеется, живут разные дети.

Строго говоря, образовательные организации не должны проводить конкурсных отборов. Однако существуют исключения - лицеи и гимназии, особенно специализированные. В качестве примера можно привести казанскую школу с еврейским этнокультурным компонентом. Директор сообщила исследователям, что, например, в 2014 г. конкурс в первые классы составлял 4 человека на место. Обучение в этой школе проводится на очень высоком уровне сложности, обучающиеся испытывают колоссальные нагрузки (в качестве иллюстрации: все дети изучают 4 языка), что предъявляет высокие требования к образовательным возможностям школьников. Очевидно, что дети с низкими когнитивными способностями просто не смогут учиться в этой школе.

Вместе с тем существуют и такие образовательные организации, в которых удается добиться высоких образовательных результатов, работая с очень «пестрым» контингентом детей. Пример - одна из школ г. Рязани. Отбора детей в школу нет. Это единственное учреждение области, где вместе с детьми из обычных семей учатся дети из интерната. Образовательная организация имеет много ярких черт, достойных упоминания. Так, например, здесь реализуются элементы гендерной педагогики: есть класс мальчиков и класс девочек. Имеются все возможные профили, за исключением информатики.

Интересный опыт в этой области есть у ресурсного медиацентра информационно-методической поддержки людей с ограниченными возможностями и инвалидностью г. Рязани. Целью этого немецко-российского проекта (2011-2014) было объединение школьных и внешкольных учреждений по работе с детьми и молодежью с ограниченными

возможностями здоровья и социального развития, а также детьми-инвалидами из Рязани и Рязанской области в региональную рабочую группу и создание координационного медийного центра в г. Рязани. Сейчас этот центр создан и активно работает.

Еще одним типом образовательных организаций, где успешно осуществляется обеспечение равных возможностей для детей с разными образовательными потребностями, выступают некоторые учреждения дополнительного образования. Есть такой центр в г. Перми, который работает с очень разными категориями детей. В этом центре есть даже отдельная Служба организации работы с детьми, находящимися в социально опасном положении. В центре реализуется 5 вариантов модели.

1-й вариант - «вертушка». В первом классе ребенок не может сделать выбор новой направленности каждую четверть. «Вертушка» предназначена для тех детей, которые не очень хорошо подготовлены к школе. Они потом удачно входят в школьную жизнь. Ко второму классу делают окончательный выбор направленности.

2-й вариант - игровые программы. Этот вариант для тех, у кого период детства был ущербен и игровой деятельности было недостаточно.

3-й вариант - традиционные программы. Они подходят для тех детей, которые уже где-то занимались и были успешны.

4-й вариант - погружение в сферу искусства. Такое погружение очень полезно для детей с высоким интеллектом, но недостаточно развитой эмоциональной сферой. Театральное творчество, вокал могут быть добавлены к изобразительному искусству и хореографии.

5-й вариант - школа полного дня.

Инновационные направления применения информационно-коммуникационных технологий, включая дистанционное обучение

Как полагает большинство опрошенных руководителей ОООД, членов администрации этих организаций, учителей и специалистов, современное образование невозможно представить без использования ИКТ и виртуальных ресурсов. В 40% исследованных ОООД считают, что они развивают инновационные направления применения информационно-коммуникационных технологий. Однако анализ реальной ситуации в большинстве школ показал, что учителя часто используют стандартные и давно известные технологии: показ презентаций, электронные журналы и электронные дневники, электронную переписку с учениками и родителями и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем имеется интересный опыт в этой области у специализированных образовательных организаций. В качестве примера можно привести довольно необычную образовательную организацию - 1Т-Лицей г. Казани. В нем обучаются учащихся 7-10-х классов, по 12 человек в классе - только мальчики. При лицее имеется общежитие, где лицеисты живут. Главной целью обучения в лицее рассматривают развитие индивидуальных способностей личности, творческих задатков, умения самостоятельно ориентироваться в проблемах современных знаний, полноценно владеть информационными технологиями.

Миссия лицея - взращивание специалистов, способных стать двигателями в той или иной области (наука, производство, медицина, искусство и др.) за счет высокой интеллектуальной деятельности, программирования, математического моделирования, 1Т-компе-тенций, способных интегрировать человеческий интеллект с интеллектом компьютера и получить мощный интеллектуальный «выход», способных создавать интеллектуальный продукт мирового уровня.

Для этого осуществляется поиск, отбор и обучение одаренных школьников, проявляющих склонность к исследовательской деятельности, для дальнейшего развития их креативности и достижения ими социальной успешности в обществе. Учителя 1Т-лицея работают по современным сингапурским и европейским методикам школьного обучения. В 1Т-лицее сформированы центры компетенции в области школьного 1Т-образования по следующим направлениям.

1. Программирование: одна из ведущих мировых компаний в области электронной техники бесплатно предоставляет оснащенный компьютерным оборудованием класс, программу обучения от лучших специалистов своего научно-исследовательского института и преподавателей ведущих вузов страны в области программирования и 1Т-техно-логий.

2. Робототехника: действует лаборатория в сотрудничестве с технопарком, который специализируется в области робототехники и микроэлектроники.

3. Инновационное и технологическое предпринимательство: лаборатория «Школьный бизнес-инкубатор» в сотрудничестве с Бизнес-инкубатором ИТ-Парка.

Ученикам открыт доступ к научным лабораториям лицея и Казанского университета, где они разрабатывают собственные научные проекты, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения; полученные знания ребята могут применить на практике. Определенный блок предметов изучается на английском языке.

Организация образовательной среды

В 67% исследованных образовательных организациях полагают, что они в полной мере соответствуют этому критерию. «Образовательная среда» в этом случае понимается достаточно широко и включает такие компоненты, как архитектурный, методический, отношенческий (психологический) и, возможно, другие. Поэтому не удивительно, что в подавляющем большинстве образовательных организаций считают, что в их учреждении создана особая образовательная среда, отличная от других школ. Действительно, при таком широком понимании указанного термина в любой школе можно обнаружить специфичность образовательной среды хотя бы в одном аспекте.

При этом следует заметить, что среди исследованных ОООД есть такие, чья образовательная среда сразу в нескольких отношениях видится оригинальной, авторской и позитивно воздействующей на обучающихся. Что большая редкость - ее воздействие проявляется и в дизайне школьных пространств, то есть в архитектурном компоненте образовательной среды.

Речь идет об одной из гимназий Казани, уже упоминавшейся выше в связи с разработкой поточно-группового метода обучения. Проектный центр «Театр науки» в этой гимназии, состоящий из исследовательской Лаборатории Эйнштейна, 3D-театра и выставочного центра работ обучающихся, является средой дополнительного образования с акцентом на формировании технологической культуры, на интеграции основного и дополнительного образования, которая реализует задачи метапредметной (надпредметной) программы развития учебной, исследовательской, проективной, коммуникативной компетентности обучающихся. Этот проектный центр помещается в нескольких анфиладных комнатах: разные лаборатории переходят друг в друга, символизируя связь наук между собой.

Особо следует сказать об особенностях использования школьного пространства. Гимназия расположена в типовом здании постройки 1980-х гг., однако в течение последних 20 лет здание реконструировалось с учетом современных требований. Внутреннее пространство гимназии организовано необыкновенно гармонично, четко и функционально. Школьные помещения соответствуют современным принципам школьной архитектуры: разнообразие и соразмерность; проницаемость и прозрачность; сочетание связности и разделения; многофункциональности и трансформируемости; зонирования и специализации; связь с окружающей средой. Среду школы можно считать избыточной, то есть она предоставляет обучающимся широкий спектр возможностей, обеспечивает выбор средств решения образовательных задач. В комплексе с гимназией работают специализированные школы, расположенные под одной крышей с гимназией: музыкальная школа, художественная школа и филиал городской шахматной школы.

Образно-художественное моделирование мира и преподавание искусства

Только в 26% исследованных ОООД реализуется указанное направление. В большинстве случаев это происходит в рамках системы дополнительного образования, если не считать обязательного предмета «мировая художественная культура».

Примером может служить одно из учреждений дополнительного образования г. Перми. В этом учреждении очень сильные детские коллективы, многие из которых носят звание образцовых. Образно-художественное моделирование мира сочетается с воспитанием патриотизма (детьми поставлен музыкальный спектакль «Россия подпоясана Уралом»). В другом учреждении дополнительного образования г. Перми (это вообще город, в котором лучше всего в России организовано дополнительное образование) существует фестивальное направление, в рамках которого ежегодно проводится свыше десятка фестивалей разной направленности.

Среди любопытных мероприятий, проводимых в Пермском крае, - фестиваль документальных фильмов «Белые ночи». На нем дети, посещающие специальную детскую киностудию, демонстрируют снятые ими фильмы. Сотрудники центра активно сотрудничают со школой-студией и фондом Константина Хабенского. В последнем случае можно видеть пример очень продуктивной идеи - привлекать к преподаванию детям актерского мастерства артистов, чьи имена известны всей России.

Продуктивно-трудовая деятельность в школе (образовательные производства)

К сожалению, такое важное направление, как продуктивно-трудовая деятельность в школе (образовательные производства), оказалось в исследованных ОООД явно не в фокусе внимания. Только одно учреждение - уже известная нам гимназия Казани - имеет школьное производство. В открытой Лаборатории Эйнштейна, кроме создания творческой среды для работы и досуга (в которой стимулируется порождение новых идей и их осуществление) - пространства для встреч, общения, творческой деятельности, самореализации и самоопределения, действует объединение на одном пространстве всего цикла исследовательских и проектных работ - от идеи до продажи продукта. Ярким примером является деятельность школьной бизнес-компании, широко использующей возможности лаборатории. Эта бизнес-компания имеет высокие результаты в конкурсах разного уровня.

Проектная деятельность в образовательном процессе

Данное направление изучалось не только в отчетный период, но и на предыдущем этапе исследования [6]. Тогда в 88% образовательных организаций была представлена в той или иной форме проектная деятельность. На втором этапе ее представленность оказалась несколько ниже (63%), что, возможно, связано со спецификой тех образовательных организаций, которые попали в поле исследования.

Новым по сравнению с результатами предыдущего этапа изучения методов, форм и средств реализации различными ОООД этого направления стало выявление параллельного использования школами как исследовательской, так и проектной деятельности. Например, одной из задач своей работы водной из гимназий Ульяновска видят создание условий для проектно-исследовательской деятельности и выход на всероссийский и международный уровень. До этого встречались образовательные организации, специализирующиеся либо на том, либо на другом типе деятельности. Как было обнаружено и ранее, многие руководители ОООД не дифференцируют исследовательскую и проектную деятельность и, следуя моде, называют проектами чуть ли не любой вид активности обучающихся.

Вместе с тем существуют успешные и эффективные школы, которые ориентированы именно на усвоение обучающимися всех компонентов проектной деятельности. Так, например, в другой гимназии г. Ульяновска в качестве главной цели обучения называют достижение высоких показателей качества обучения в оптимальном сочетании со способностью к действию, способностью применять знания, реализовывать собственные проекты, то есть компетентностью.

Заключение

Проведенное пилотажное исследование 25 региональных образовательных организаций Российской Федерации позволяет констатировать, что среди направлений

образовательной деятельности, подвергнутых изучению, практически нет ни одного, кото -рое бы успешно развивалось во всех признанных эффективными исследованных организациях. В одних успешно развиваются проектная деятельность или работа по образно-художественному моделированию мира, в других реализуется инновационное использование ИКТ или обеспечиваются равные образовательные возможности для обучающихся. При этом такие направления, как «перевернутое обучение» и «широкополосное образование», не только пока еще не стали трендами российского образования, но и почти нигде не реализуются.

Вместе с тем в российских регионах есть «прорывные» образовательные организации, ставшие лучшими в тех направлениях деятельности, на которых они сконцентрированы.

Список литературы

1. Найдёнова Л. И. Научные исследования российской системы образования в начале XXI в. // Социосфера. - 2011. - № 3. - С. 44-51.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html (дата обращения: 17.05.2017).

3. Вачков И. В. Особенности современных отечественных образовательных практик: результаты пилотажного исследования // Полидисциплинарное видение социокультурных вызовов школе: дополнительность и оппозиции: материалы круглого стола (29 июня - 1 июля 2015) / под науч. ред. д-ра пед. наук С. Д. Полякова. - Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова», 2015. - С. 110-111.

4. Вачков И. В. Сравнительный анализ целей обучения в образовательных организациях современной России // Проблемы современного образования. - 2016. -№ 4. - С. 80-86.

5. Владимиров А. В., Лебедев Ю. Б. Методика «перевёрнутого класса» в реализации требований ФГОС. - URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=1919130 (дата обращения: 17.05.2017).

6. Вачков И. В., Вачкова С. Н. Целевые установки в сфере воспитания обучающихся в современных образовательных организациях // XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» / под ред. Л. М. Митиной. - М.: Перо, 2016. - С. 114-116.

Reference

1. Naydenova L. I. Nauchnye issledovaniya rossiyskoy sistemy obrazovaniya v nachale XXI v. Sotsiosfera. 2011, No. 3, pp. 44-51.

2. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" No. 273-FZ ot 29 Dec. 2012 s izmeneniyami 2017-2016. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html (accessed: 17.05.2017).

3. Vachkov I. V. Osobennosti sovremennykh otechestvennykh obrazovatelnykh praktik: rezultaty pilotazhnogo issledovaniya. In: Polyakov S. D. (ed.) Polidistsiplinarnoe videnie

sotsiokulturnykh vyzovov shkole: dopolnitelnost i oppozitsii: materialy kruglogo stola (29 Jun. - 1 Jul. 2015). Ulyanovsk: FGBOU VPO "UlGPU im. I. N. Ulyanova", 2015. Pp. 110-111.

4. Vachkov I. V. Sravnitelnyy analiz tseley obucheniya v obrazovatelnykh organizatsi-yakh sovremennoy Rossii. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2016, No. 4, pp. 80-86.

5. Vladimirov A. V., Lebedev Yu. B. Metodika "perevernutogo klassa" v realizatsii trebovaniy FGOS. Available at: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=121&id=1919130 (accessed: 17.05.2017).

6. Vachkov I. V., Vachkova S. N. Tselevye ustanovki v sfere vospitaniya obuchayush-chikhsya v sovremennykh obrazovatelnykh organizatsiyakh. In: Mitina L. M. Psik-hologiya lichnostno-professionalnogo razvitiya: sovremennye vyzovy i riski. Proceedings of XII International Scientific-Practical Conference. Moscow: Pero, 2016. Pp. 114-116.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.