Научная статья на тему 'Институциональные и экономические основы государственно-частного партнерства'

Институциональные и экономические основы государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ПАРТНЕРСТВО ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / PARTNERSHIP OF AUTHORITY AND BUSINESS / ПУБЛИЧНЫЙ СЕКТОР / PUBLIC SECTOR / ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР / THE PRINCIPLES OF COOPERATION OF AUTHORITY AND BUSINESS STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевников С.А.

На основе анализа мировой и отечественной практики, исследования сложившихся теоретических подходов к пониманию государственно-частного партнерства представлено авторское видение сущности данной формы взаимодействия власти и бизнеса. Определены основные принципы эффективного сотрудничества публичного и частного сектора, а также направления государственной политики, позволяющие эффективно использовать имеющийся потенциал партнерства при решении проблем территориального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional and economic basics of state-private partnership

On the basis of world and domestic practice analysis, researches of theoretical approaches to understanding of state-private partnership the author’s view over the essence of this cooperation form. This article determines main principles of efficient cooperation of public and private sectors and also direction of state policy allowing effective usage of partnership potential for solving problems like territorial development.

Текст научной работы на тему «Институциональные и экономические основы государственно-частного партнерства»

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

С. А. Кожевников, аспирант,

Институт социально-экономического развития

территорий РАН,

г. Вологда, Россия,

ИогЬ shaman@mail.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Возрастание общественных потребностей, с одной стороны, и недостаток необходимых бюджетных средств для их удовлетворения — с другой, актуализирует вопрос поиска альтернативных форм предоставления публичных услуг. Как свидетельствует мировой опыт, одним из перспективных путей решения данной проблемы является развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), которое позволяет привлекать внебюджетное финансирование, частный управленческий опыт и инновационные технологии для достижения стратегических целей социально-экономического развития территории. Предметом соглашений партнерства, как правило, «выступают объекты инфраструктуры, испытывающие острый дефицит инвестиционных ресурсов для стабильного развития (энергетика, транспорт, водоснабжение и канализация, связь)».

В настоящее время наибольшее развитие партнерские отношения власти и бизнеса получили в странах неолиберального блока (Велико- = британия, США, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия) в рамках системы Нового

Несомненным лидером по количеству заключенных проектов и масштабам применения соглашений партнерства является Великобритания. На ее долю приходится больше половины реализованных проектов ГЧП в Европе.

государственного менеджмента (New Public Management), предполагающей привлечение частного бизнеса для непосредственного оказания услуг населению в сферах, традиционно относящихся к компетенции государства.

Несомненным лидером по количеству заключенных проектов и масштабам применения соглашений партнерства является Великобритания. На ее долю приходится больше половины реализованных проектов ГЧП в Европе. Успешному становлению государственно-частного партнерства способствовала принятая еще в 1992 году национальная программа по привлечению частных инвестиций в экономику страны, получившая название Частной Финансовой Инициативы (Private Finance Initiative, ЧФИ, PFI).

В рамках ЧФИ в течение 1992-2011 гг. было реализовано 712 соглашений общей стоимостью 54,3 млрд. фунтов стерлингов. В настоящее время PFI составляет около 4 в общем объеме государственных ин-= вестиций в стране. При этом наиболее приоритетной для реализации ГЧП-проектов является социальная

* Так, потребность в инвестициях на развитие мировой инфраструктуры до 2030 года оценивается в 35 трлн. долл. Источник: A World Economic Forum Global Risk Report 2010. Geneva, 2010. P.18.

дискуссия

журнал научных публикаций

сфера. В образовании и здравоохранении за период действия программы ЧФИ было заключено 262 проекта (что составляет 71% от общего числа соглашений партнёрства).

В целом по Европе -

в течение 1990—2011 гг. было завершено около 1500 ГЧП-соглашений с общим объемом привлеченных инвестиций в размере 282 млрд. евро. В 2011 году «крупнейшими ГЧП-рынками были Испания (стоимость =

завершенных проектов партнерства составила 4,3 млрд. евро), Португалия (3,1 млрд. евро), Франция (1,8 млрд. евро) и Бельгия (1,7 млрд. евро)»1. Большинство реализованных в Европе проектов являются соглашениями в транспортной отрасли, здраво -охранении, обороне, образовании, сфере телекоммуникаций.

В настоящее время вектор развития партнерских отношений власти и бизнеса смещается с национального и регионального уровня на локальный. В частности, в Германии в 2009 году на муниципальном уровне был заключен 21 проект партнерства, тогда как на федеральном уровне — одно соглашение. Аналогичные процессы отмечаются и в других странах мира. По данным Национального совета по государственно-частному партнерству, «в США из 65 основных видов муниципальных функций (водоснабжение, уборка мусора, школьное образование) город для исполнения 23 таких видов привлекает коммерческие фирмы»2. Таким образом, в современных условиях партнерство местных органов власти и бизнеса (муниципально-частное партнерство) становится реальной альтернативой традиционным формам предоставления публичных услуг.

В России инсти- =

тут партнерства власти и бизнеса находится на стадии становления. В настоящее время с участием федеральных институтов развития (в частности, Инвестиционного фонда

В Германии в 2009 году на муниципальном уровне был заключен 21 проект партнерства, тогда как на федеральном уровне - одно соглашение. Аналогичные процессы отмечаются и в других странах мира.

Практически ни один из реализующихся в настоящее время в России проектов не является соглашением ГЧП по международным критериям, поскольку при этом не обеспечивается перекрестного и оптимального разделения рисков, солидарной ответственности участников, в чем и заключается основная идея партнерства власти и бизнеса.

РФ) реализуется несколько мегапроектов национального и регионального уровня («Урал Северный — Урал Промышленный», промышленная зона «Заволжье», комплексный инвестиционный проект «Промышленный комплекс г. Новомосковск Тульской области» и др.).

Основными сферами, в которых в настоящее время реализуются проекты с привлечением бизнес-структур = на региональном уровне, являются:

♦ транспорт (Белгородская, Липецкая, Свердловская области);

♦ жилищно-коммунальное хозяйство (Белгородская, Владимирская, Липецкая, Тамбовская, Ярославская, Иркутская области);

♦ энергетика (Курганская, Челябинская области, республика Тыва);

♦ малоэтажное и коттеджное строительство (Курская, Липецкая, Рязанская области);

♦ здравоохранение (Свердловская область, республика Алтай);

♦ сельское хозяйство (республика Бурятия, Алтайский край, Омская область).

При этом лидерами по количеству заключенных соглашений партнёрства являются экономически развитые регионы с благоприятным инвестиционным климатом (г. Санкт-Петербург, Ленинградская, = Калужская, Белгородская, Томская, Омская, Пермская, Свердловская области).

Вместе с тем следует отметить, что практически ни один из реализующихся в настоящее время в России проектов не является соглашением ГЧП по международным критериям, поскольку при этом не обеспечивается перекрестного и оптимального разделения рисков, солидарной ответственности участников, в чем и заключается основная идея партнерства власти и бизнеса. Участие органов

Подходы к определению государственно-частного партнерства Таблица 1

№ п.п. Определение Авторы

«Широкий» подход: Партнерство как любые формы взаимодействия между частным и публичным сектором.

1. Государственно-частное партнерство — взаимодействие частного и публичного сектора, которое может выражаться в формах «консультаций представителей власти и бизнеса в рамках ассоциаций предпринимателей; независимой экспертизы проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти разных уровней; подготовки и внесения предложений по реализации направлений государственной политики; государственной поддержки экспортеров; информационного обеспечения взаимодействия власти и ассоциаций». Е. А. Махортов, А. С. Семченков

2. Государственно-частное партнерство — все формы объединения государственного сектора с частным для обеспечения всего объёма или части публичных функций. Ф. Марти, А. Вуазэна, С. Троза

3. Государственно-частное партнерство — любое возможное взаимодействие бизнеса, органов власти и общества: от благотворительности и социальной ответственности бизнеса до субсидирования частных компаний и приватизации. А.К. Чонка3

«Проектный (европейский)» подход: Партнерство как определенные формы взаимоотношений государственного и частного сектора, реализуемые в рамках проектного финансирования и основанные на разделении рисков, полномочий и компетенции участников.

4. Государственно-частное партнерство — юридически оформленная, предполагающая соинвестирование и разделение рисков система отношений между государством и муниципальными образованиями, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами — с другой, предметом которой выступают объекты государственной и/или муниципальной собственности, а также услуги, оказываемые государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями и предприятиями. В.Г. Варнавский4

5. Государственно-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок, основанное на объединении вкладов и распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно значимых задач, осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля. А.В. Белицкая5

6. Государственно-частное партнерство — это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение. А.А. Спиридонов

«Институциональный» подход: Партнерство как институт, совокупность норм и правил, регулирующих совместную деятельность государства и бизнеса.

7. Государственно-частное партнерство — это специфические формы взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики, основополагающими чертами которого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации. Д. М. Амунц6

8. Государственно-частное партнерство — это правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления. М.В. Вилисов7

9. Государственно-частное партнерство — форма взаимодействия, при которой «бизнес по поручению и при поддержке государства выполняет функции, которые раньше возлагались на последнее, когда рыночные начала внедряются в традиционную сферу активности государства, в том числе в инфраструктуру». М. В. Клинова

дискуссия

журнал научных публикаций

власти в таких проектах зачастую ограничивается лишь предоставлением земельных участков, софинансированием расходов на возведение транспортной, инженерной инфраструктуры и оказанием консультативной поддержки.

Таким образом, имеющийся потенциал и эффект синергии от сотрудничества публичного и частного секторов используется в настоящее время далеко не всегда. Одной из главных причин при этом, по мнению автора, является отсутствие единого понимания природы и сущности государственно-частного партнерства (табл. 1).

На основе проведенного анализа можно отметить, что во многих исследованиях не проводится четких концептуальных различий между партнерством и прочими формами взаимодействия государственного и частного сектора. В частности, согласно широкому подходу, который в настоящее время весьма распространен, под ГЧП понимаются любые формы отношений между государством и бизнесом (создание совместных предприятий, государственные заказы, налоговые льготы, субсидирование процентных ставок, особые экономические зоны, консультации представителей власти и бизнеса, лоббизм и т.п.). Однако, на наш взгляд, это искажает природу партнерского взаимодействия публичного и частного сектора, так как в данном случае не происходит перекрестного распределения рисков между участниками, а ответственность сторон ограничивается в пределах их вклада в проект. Эти схемы организации сотрудничества зачастую приводят к неясности целей проекта для партнеров и не позволяют в полной мере использовать потенциальный синерге-тический эффект от взаимодействия частного и публичного секторов. Вместе с тем данная трактовка весьма популярна среди региональных властей и бизнеса, что связано с отсутствием законодательно закрепленного понимания ГЧП на федеральном уровне.

Институциональный подход трактует

Схемы организации сотрудничества зачастую приводят к неясности целей проекта для партнеров и не позволяют в полной мере использовать потенциальный

синергетический эффект от взаимодействия частного и публичного секторов.

вил, регламентирующих совместную деятельность государства и бизнеса. Однако этот подход ограничивает понимание сущности данного института, так как под пар-= тнерством понимается передача части функций, обязанность исполнения которых относится к компетенции государственного сектора, частным компаниям. При этом больший акцент делается на правовых аспектах взаимодействия сторон. В данной формулировке под понятие партнерства попадает широкий перечень форм взаимодействия публичного и частного сектора, не всегда соответствующих «родовым» признакам партнерских отношений (например, аутсорсинг муниципальных функций и т.п.).

Согласно проектному подходу, под партнерством понимаются договорные формы средне- и долгосрочного сотрудничества государственного и частного секторов, связанные с реализацией общественно значимых инвестиционных проектов на принципах перекрестного разделения рисков, полномочий и компетенции участников. При этом власти и бизнес совместно участвуют в кооперационной цепочке по созданию добавленной стоимости. Данная интерпретация в настоящее время нашла свое официальное подтверждение в нормативных актах развитых стран мира, где институт партнерства публичного и частного сектора находится на высоком уровне зрелости (Великобритания, Австралия, США, Канада и др.).

Наряду с вышеперечисленными подходами, в литературе встречаются и другие, «узкие» трактовки, когда под государственно-частным партнерством понимают лишь какую-либо одну, конкретную форму взаимодействия частного и публичного сектора (например, концессионные соглашения).

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что наиболее полно природу партнерских отношений отражает именно проектный подход. В связи с этим мы будем придерживаться точки зрения авторов, рассматривающих государственно-частное партнерство как определенный тип

партнерство как совокупность норм и пра- отношений между государством и частным

дискуссия

журнал научных публикаций

Рис. 1. Принципиальная схема государственно-частного партнерства

сектором, направленный на решение общественно значимых задач и реализуемый в рамках проектного финансирования на принципах разделения рисков, полномочий и компетенции участников (рис. 1).

Общим существенным недостатком большинства трактовок государственно-частного партнерства, по мнению автора, является исключение из состава его участников населения (непосредственно или в лице институтов гражданского общества), организаций финансовой сферы (банки, прочие кредитные организации, инвестиционные компании и фонды) и др. Вместе с тем, данные субъекты являются полноправными участниками партнерских отношений. В частности, население играет важнейшую роль на стадии разработки и реализации проектов. В мировой практике существует немало примеров, когда соглашения ГЧП были приостановлены ввиду массовых выступлений общественности, связанных с существенными нарушениями и злоупотреблениями со стороны частного сектора, экологическим загрязнением окружающей среды и т.п. Участие в проектах партнерства всех заинтересованных сторон позволяет привлекать дополнительные ресурсы, компетенции, грамотно распределять и управлять имеющимися рисками, способствует достижению транспарентности на всех стадиях реализации проекта.

Многие исследователи в число ключевых характеристик ГЧП справедливо относят синергетический эффект от сотрудничества публичного и частного сектора. Вместе с тем следует отметить, что, вступая в соглашения партнерства, органы власти и бизнес преследуют, как правило, разные и довольно противоречивые цели. Успешная реализация таких проектов требует нахождения некоторого баланса интересов и наличия определенных выгод для всех участников соглашения (табл. 2).

Однако данные преимущества и выгоды являются потенциальными и их возникновение возможно только при условиях достижения баланса интересов участников, недопущения доминирования частных интересов над государственными и множества других факторов. Имеющаяся мировая практика реализации проектов государственно-частного партнерства свидетельствует, что наряду с возможными преимуществами данной формы взаимодействия государственного и частного секторов существуют множество потенциальных рисков и недостатков, которые заключаются в:

♦ возможном повышении цен, тарифов на товары или услуги, связанном с неправильным финансово-экономическим обоснованием проекта на стадии разработки;

♦ ограничении конкуренции и олиго-полизации отрасли;

Таблица 2

Основные потенциальные выгоды сторон от участия в проектах государственно-частного партнерства

Органы власти Частный сектор (бизнес) Население

снижение финансовой нагрузки на бюджет при реализации приоритетных инвестиционных проектов; повышение эффективности управления имуществом путем применения технического и управленческого опыта, инновационных технологий частного бизнеса, использования налаженного механизма управления проектами; оптимизация процесса управления рисками проекта; обеспечение оптимального соотношения цены и качества предоставляемых услуг; оптимизация численности управленческого персонала органов власти при осуществлении управления проектами. доступ к сферам, ранее закрытым для предпринимательской деятельности; снижение затрат на реализацию проекта ввиду софинансирования со стороны органов власти; разделение рисков предпринимательской деятельности вместе с публичным сектором; получение налоговых льгот, консультационной поддержки, административного и политического содействия со стороны органов власти при реализации проектов партнерства; создание положительного имиджа в глазах общественности и бизнес-сообщества. повышение качества, физической и экономической доступности предоставляемых услуг.

♦ нарушении конфиденциальности государственной информации;

♦ нечестных намерениях частного партнера (преследование коммерческих целей в ущерб общественным интересам);

♦ опасности передачи всех рисков и дополнительных финансовых затрат на плечи государственного сектора в случае неудачной реализации проекта;

♦ недостатке демократического контроля и учета интересов населения (после проведения фазы переговоров и заключения соглашения возможности контроля со стороны населения за реализацией проекта зачастую довольно ограничены);

♦ более высокой цене частного капитала по сравнению с традиционным государственным финансированием проекта;

♦ сложном структурировании взаимоотношений между участниками;

♦ длительной и затратной процедуре проведения конкурса.

Для успешного внедрения механизмов государственно-частного партнерства в условиях российской действительности, на наш взгляд, необходимы разработка единой концепции и стратегии развития института партнерства на федеральном уровне, наличие развитой правовой и институциональной среды, создание условий для привлечения длинных и дешевых финансовых ресурсов. При этом выбор конкретных форм, а также механизмов реализации ин-

вестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства должен осуществляться с учетом отраслевой n сложившейся территориальной специфики, -'jjjj

1. D. McKenzie PFI in the UK & PPP in Europe / TheCityUK, February 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.thecityuk.com/ research/ our-work/ reports-list/?start=40 (дата обращения: 21.10.2013).

2. Государственно-частное партнерство в зарубежных странах, или Как реализовать ГЧП в России [Электронный ресурс] URL: http://council.gov.ru/ media/files/41 d44f243d8be7603d1f.pdf (дата обращения: 21.10.2013).

3. Чонка А.К. Государственно-частное партнерство: симбиоз государства и бизнеса // Бюджет. 2009. № 7. С. 56-59.

4. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнёрство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 41-50.

5. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство: понятие, содержание, правовое регулирование: автореф. дис. ... канд. юридич. наук: 12.00.03 / МГУ им. МБ. Ломоносова. - М., 2011. - 24 с.

6. Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансово-емких проектов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005. №12. С. 16-24.

7. Вилисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2006. № 7. С. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.