Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития ГЧП в регионах России'

Актуальные проблемы развития ГЧП в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INTERACTION OF STATE AND BUSINESS / REGIONAL POLICY / INSTITUTIONAL RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боджаева Виктория Викторовна, Сангаджиева Джиргл Викторовна

В статье рассматриваются вопросы государственно-частного партнерства, исследуются базовые признаки государственно-частных партнёрств. Анализируется мировой и отечественный опыт ГЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN REGIONS OF RUSSIA

The article considers the issues of public-private partnership, surveys the basic characteristics of public-private partnerships. It shows world and Russian experience of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития ГЧП в регионах России»

ББК У292.3+У290.2 УДК 334.723

В. В. Боджаева, Д. В. Сангаджиева

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГЧП В РЕГИОНАХ РОССИИ

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы государственно-частного партнерства, исследуются базовые признаки государственно-частных партнёрств. Анализируется мировой и отечественный опыт ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и бизнеса, региональная политика, институциональная взаимосвязь.

V.V. Bodzhaeva, D.V. Sangadzhieva

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC- PRIVATE PARTNERSHIP IN REGIONS OF RUSSIA

Summary. The article considers the issues of public-private partnership, surveys the basic characteristics ofpublic-private partnerships. It shows world and Russian experience of public-private partnership.

Keywords: public-private partnership, interaction of state and business, regional policy, institutional relationship.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях[1].

Каждая из сторон партнерства внесет свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п.[2] Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в т.ч. с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.

На стороне государства в проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг региона, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с

конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административноконтрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Социальная значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.

Однако, так или иначе, за государством остаются основные рычаги регулирования и контроля. К их числу относятся: тарифная политика (она всегда и во всех странах остается у государства), отслеживание уровня социальной напряженности, контроль за качеством обслуживания пользователей. Благодаря сохранению этих контрольных функций государство может уйти от непосредственного руководства хозяйственной сферой, предоставить хозяйственную деятельность частному бизнесу, оставляя за собой контрольные рычаги за деятельностью своих партнеров по проекту.

Базовые признаки государственно-частных партнёрств:

• сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

• взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

• взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

• ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

• в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

• финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Оценивая опыт ГЧП в различных странах необходимо отметить, что там отсутствует закрепленное определение ГЧП.

Например, «Отношения по разделению риска, основанные на согласованном стремлении между публичным и частным секторами достичь желаемой государственной политики» (Commission on UK PPPs).

«Совместная деятельность между публичным и частным секторами, основанная на экспертизе каждого партнера, что наилучшим образом удовлетворяет ясные общественные потребности посредством соответствующего распределения ресурсов, рисков и наград» (Canadian Council for PPPs).

В вышеупомянутых странах существуют специализированные центры ГЧП, которые:

- развивают инструменты ГЧП, стандартизируют их, оказывают поддержку региональным и местным органам власти по внедрению механизмов ГЧП для развития инфраструктуры.

Так, например, в Великобритании -это Partnerships UK, Infrastructure UK, Local Partnerships. Франция - министерство экономики и финансов, Россия - Центр ГЧП Внешэкономбанка.

Традиционные отрасли ГЧП:

• Транспорт

• Образование

• Здравоохранение

• Пеницитарная система

• Жилищное строительство

• Суды

• Оборона

• Переработка отходов

Относительно мирового опыта ГЧП в образовании ориентирована на школьный уровень: Великобритания, Ирландия, Австралия, Шотландия, Германия, Нидерланды, Венгрия, Финляндия, Дания, Япония, Корея;

Частная финансовая инициатива (PFI) в Великобритании - крупнейшая ГЧП образовательная программа в мире.

«Частная финансовая инициатива (ЧФИ)» является одним из видов ГЧП.

Суть: частная фирма получает от государства в лице ведомства, органа местного самоуправления или иного государственного института заказ на предоставление, создание или восстановление основных фондов (например, строительство больницы или школы, ремонт станции метро), а также долгосрочных услуг по эксплуатации (на 25-50 лет);

• при этом в контракте должны максимально четко оговариваться сроки выполнения работы, а также критерии и условия, при выполнении которых государство оплачивает оказанные частной компанией услуги.

Обычно частный партнер проектирует, строит, финансирует, эксплуатирует и обеспечивает техническое обслуживание объекта инфраструктуры для обеспечения услуги.

Государственный сектор вносит единую ежегодную плату на протяжении 20-30 лет за обеспечение должного качества услуги.

Опыт Великобритании в ЧФИ- Школа Джо Ричардсона:

Местные власти отвечают за:

• предоставление образовательных услуг учащимся;

• предоставление расширенных услуг местному населению (образование взрослых, социальная интеграция, здравоохранение, досуг).

Роли частных партнеров:

• Проектирование и строительство (Bouygues);

• Финансирование (BNP Paribas, DEXIA Group, NIB, Barclays Equity);

• Техническое обслуживание (Ecovert);

• Материал строительных конструкций;

• Механические и электрические установки;

• Территория;

• Коммунальные сети;

• Здравоохранение и безопасность;

• Управление амортизационным фондом;

• Службы технической поддержки.

В России понятие ГЧП впервые появилась в законодательстве Санкт-Петербурга.

Законодательная база города:

Федеральный Закон «О концессионных соглашениях»№ 115-ФЗ,

Закон Санкт-Петербурга №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственночастных партнерствах».

Относительно регионального опыта ГЧП в социальной сфере можно выделить Республику Алтай.

В этом регионе по схеме государственно-частного партнерства реализуется инвестиционный проект в социальной сфере «Строительство детского сада на 120 мест в с. Майма» Сроки строительства объекта - 2 года. Строительство объекта полностью за счет средств частного инвестора.

бо

После ввода объекта в эксплуатацию в течение 10 лет планируется эксплуатация объекта частным инвестором, т.е. будет функционировать частный детский сад.

По истечении 10 лет эксплуатации объекта предусматривается выкуп здания в муниципальную собственность. Средняя сметная стоимость строительства детского сада 60 млн. рублей.

В настоящее время идет подготовка конкурсной документации для заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, определение условий конкурса, подготовка проекта соглашения о государственно-частном партнерстве по строительству и эксплуатации здания детского сада, определение обязательств сторон.

Реализация государственно-частного партнерства позволит успешнее решать такие важные практические задачи, как: повышение эффективности взаимодействия региональной власти и бизнеса; повышение эффективности использования государственных ресурсов и возможностей в экономике региона; повышение эффективности исполнения государственных функций; повышение инвестиционной привлекательности экономики региона; борьба с коррупцией в государственном аппарате; повышение профессионализма в реализации социально-значимых проектов; гармонизация интересов государства, общества и бизнеса.

Список литературы

1. Инновации и экономический рост. М.: Наука, 2007. С.42.

2. Муковенков А.Ю. Основные формы хозяйственного партнерства в сфере МЭО и проблемы их развития: автореф. Дис... канд. Экон. Наук: (08.00.14) / А.Ю. Муковенков. - Москва, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.