Научная статья на тему 'Современные уловия развития государственно-частного партнерства в Тамбовской области'

Современные уловия развития государственно-частного партнерства в Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИКА / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутова Татьяна Витальевна

В целях оптимизации и достижения динамичного и сбалансированного развития российской экономики, как на макро-, и микроуровне, значительное место отводится инвестиционному потенциалу. Лучшим инструментом для обеспечения инвестиционного потенциала, мы считаем государственно-частное партнерство (далее ГЧП)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORDERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT PUBLICPRIVET PARTNERSHIP IN THE TAMBOV REGION ECONOMY

In order to optimize and achieve dynamic as well as balanced development of Russian economy of both macro-and micro-level a considerable space is devoted to investment potential. The best tool for investment potential, we believe public-private partnership (PPP)

Текст научной работы на тему «Современные уловия развития государственно-частного партнерства в Тамбовской области»

СОВРЕМЕННЫЕ УЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В целях оптимизации и достижения динамичного и сбалансированного развития российской экономики, как на макро-, и микроуровне, значительное место отводится инвестиционному потенциалу. Лучшим инструментом для обеспечения инвестиционного потенциала, мы считаем государственно-частное партнерство (далее ГЧП).

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, экономика, Тамбовская область, инвестиционный потенциал.

MORDERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT PUBLIC-PRIVET PARTNERSHIP IN THE TAMBOV REGION ECONOMY

Annotation. In order to optimize and achieve dynamic as well as balanced development of Russian economy of both macro-and micro-level a considerable space is devoted to investment potential. The best tool for investment potential, we believe public-private partnership (PPP).

Keywords: public-private partnership, the economy, Tambov region, investment potential.

В связи с рассмотрением инвестиционного паспорта Тамбовской области, выявлены недочеты инвестиционной политики региона, а именно проблемы в предоставлении информации об инвестиционных проектах. Как показало исследование, конкретных данных по инвестиционным проектам и ссылок на результаты их реализации нет. Как известно, задачами инвестиционного паспорта является не просто освещение ситуации в муниципальном образовании, а содействие привлечению инвестиций в регион. Предлагается создать наиболее благоприятный инвестиционный климат, т.е. совокупность условий, определяющих степень привлекательности муниципальной экономики для инвесторов и создающих благоприятные предпосылки для ее развития, путем изложения баланса фактов (процентного соотношения вложенных средств и полученной от этого прибыли, конкретные данные о результатах реализации проектов) и комментариев.

При разработке паспорта необходимо ориентироваться на его электронный формат для последующего размещения в интернете на официальном сайте муниципального образования. Это также поспособствует привлечению инвестиций. Следует заметить, что на данный момент данные о ВВП региона датированы 2011 г. и утверждается, что тамбовская область является динамично развивающимся регионом, однако никаких цифровых подтверждений этому нет [3]. Другие данные показаны на сайте таким образом, что неизвестно, к какому периоду времени они относятся. Сведения по развитию малого предпринимательства также оканчиваются 2010 г., что не позволяет судить о современном уровне развития бизнес-сектора области. Нет обзора по динамике развития крупных организаций области. Во вкладке поддержка и развитие предпринимательства показаны региональные организации, в чьи функции входит представительство интересов бизнеса в органах власти, консалтинговая деятельность, поддержка частного сектора, однако, часть данных по организации устарела, некоторые организации прекратили свое существование. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что экономические показатели инвестиционного паспорта не соответствуют реальности, что тормозит развитие инвестиционной политике в регионе.

Что касается раздела социальной сферы инвестиционного проекта. Данные по сфере представлены как общие сведения, дан обзор функционирующих учреждений социальной сферы, однако, не представлены объекты, нуждающиеся в привлечении ресурсов частного сектора, проекты, представляющие интерес для бизнеса. Рекомендуется разметить данные касающиеся данной сферы, а

УДК 332.146.2 Т.В. Бутова

Tatiana Butova

© Бутова Т.В., 2015

также предоставить общие сведения о муниципальном образовании, параметры его социально-экономического развития, прогнозные характеристики.

Тормозит развитие ГЧП в Тамбовской области проблема эффективного взаимодействия между органами региональной власти и органами местного самоуправления. Частым явлением стал конфликт интересов между региональными администрациями и главами муниципалитетов. В результате многие инвестиционные инициативы со стороны частных партнеров, получившие поддержку на одном уровне, сталкиваются с противодействием на другом. Целесообразно организовать партнерское соглашение между региональными администрациями и главами муниципалитетов, это позволит разграничить полномочия и отвечать по своим обязательствам в рамках партнерского соглашения.

Переход к активной реализации проектов ГЧП на региональном и муниципальном уровне связан с развитием регионального ГЧП-законодательства. На региональном уровне возможно более эффективно регулировать вопросы предоставления господдержки по проектам. Основным недостатком законодательства Тамбовской области является то, что в законе «Об участии Тамбовской области в проектах государственно-частного партнерства» [1] делается акцент на социально значимые проекты, социальную инфраструктуру. Из этого можно сделать вывод, что закон о ГЧП Тамбовской области недостаточно гибок. В зарубежной практике основной характеристикой механизма ГЧП является его гибкость - он может использоваться как в разных общественно-значимых сферах, так и в экономике. Необходимо внести изменения в закон, так как государственно-частное партнерство формируется в виде системы отношений субъектов предпринимательской деятельности и государства, которая распространяется на широкий спектр отраслей и видов производства товаров и услуг.

В настоящее время из-за опасения правовых коллизий с федеральным законодательством региональные законы Тамбовской области по проблематике партнерских взаимодействий с бизнес-структурами «слабо инструментальны», т.е. не содержат ответа на многие практические вопросы этой системы хозяйственных отношений, не содержат путей урегулирования типичных для них проблем. Кроме того, при принятии регионального закона об участии в проектах ГЧП в Тамбовской области не учитывались особенности законодательной работы над проектом федерального закона о ГЧП в Российской Федерации.

В нормативно-правовых актах Тамбовской области необходимо закрепить перечень публичного имущества, которое не может быть передано в собственность частного партнера в связи с осуществлением государственно-частного партнерства и может составлять исключительно государственную или муниципальную собственность, при этом данный перечень должен формироваться с учетом значимости объекта для государства на конкретный момент времени.

Для государственно-частного партнерства необходимо предусмотреть доступность множественности лиц как на стороне публичного, так и на стороне частного партнеров. В связи с этим необходимо внести изменения в закон Тамбовской области «Об участии Тамбовской области в проектах государственно-частного партнерства», который в настоящее время не допускает множественность лиц на стороне концедента.

Государственно-частное партнерство имеет серьезные перспективы в области утилизации и переработки отходов производства и потребления, строительства и эксплуатации очистных сооружений, реализации проектов комплексного освоения территорий под жилищное строительство. В Тамбовской области при численности населения в 1,3 млн чел.к ежегодно производится 2,3 млн т мусора. Только 70 % из этой массы довозится до свалок, остальное сваливается вдоль дорог, в лесах и на полях. В области 17 санкционированных и две несанкционированные свалки и только четыре полигона, отвечающих экологическим требованиям по хранению и переработке отходов [4]. В Тамбове открыты четыре полигона, задействованы технологии известных немецких и швейцарских фирм KAHL, ZAB, EPC group. Отходы сортируются по 14 наименованиям, и часть из них продается на переработку на Украину и в страны Балтии [4]. Но деятельность компаний, занятых в этом бизнесе, никак не поддерживается государством, и поэтому они не в состоянии переварить весь поток мусора. В 2001 г. в России уже действовал экологический фонд, но с принятием Налогового кодекса он, как и ряд других внебюджетных фондов, был ликвидирован. Мы считаем, что учреждение нового экологического фонда на уровне Тамбовской области улучшит ситуацию в области и привлечет новые денежные поступления. Также Установка автоматов по приему тары и ее доставку на завод позволил бы сделать

улицы чище. Не существует тарифа на утилизацию (переработку) отходов, есть только тариф на вывоз мусора. В связи с этим формирование отдельного тарифа на утилизацию даст возможность привлекать частные инвестиции в глубокую переработку отходов, в том числе и на принципах государственно-частного партнерства.

Система дошкольного образования в области не избежала общероссийской проблемы сокращения количества детских садов. Как только демографическая ситуация улучшилась, возросла потребность населения в услугах системы дошкольного образования. В связи с этим в ряде районов области возникла очередь на устройство детей в дошкольные учреждения. Сегодня наиболее остро эта проблема стоит в Тамбове, Кирсанове, Моршанске, Уварово, Рассказово, в Инжавинском, Жердев-ском, Кирсановском, Знаменском и Тамбовском районах [7]. Уровень укомплектованности образовательного учреждения к количеству оборудованных мест составляет 105 % [6]. Рассмотрим проблему финансирования дошкольного образования на примере детского сада № 14 «Красная шапочка» г. Котовская Тамбовской области 2012 г. (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика финансовых средств детского сада № 14 «Красная шапочка» г. Котовская Тамбовской области

Финансовые средства ДОУ (ресурсная база) 2010 2011 2012 Темпы роста 2011 г. к 2012 г. (-) - уменьшение (+) - увеличение

Объем бюджетный средств, выделенных по смете доходов и расходов 5981,1 9062,5 8617,6 - 444,9 (уменьшение произошло за счет высвобождения медицинских сестер из ДОУ)

Фонда заработной платы 5121,3 7235,8 7351,5 + 115,7

Затраты на содержание 1 ребенка в месяц 2853 5990,2 5084,1 - 906,1

Расходы на питание на 1 воспитанника в месяц 1237,5 1237,5 1260 + 22,5

В дошкольном учреждении организовано трехразовое сбалансированное питание. Стоимость питания в 2011 г. составляла 55 руб. в день (38 руб. - родительская плата, 17 руб. - бюджет).

В силу недостаточности финансирования не удалось решить ряд проблем: ДОУ не оборудовано системой видеонаблюдения, не произведена блокировка подъездных путей к ДОУ: два подъезда, не выполнены работы по освещению территории ДОУ, не приобретено еще одно холодильное оборудование ШХ в пищеблок, не сделан косметический ремонт в музыкальном зале, методическом кабинете, не заасфальтирована территория ДОУ, не установлен водоочиститель, не произведен настил полов на верандах групп № 2, 3, 6, 7, 9, 10, 12, не приобретено игровое и спортивное оборудование на групповые участки и спортивную площадку, не произведена частичная замена электропроводки, заменены не все оконные блоки, не заменена канализационная система в ДОУ, в полном объеме не заменены трубы отопительной системы в подвальном помещении [5].

Исходя из опыта Великобритании, концепция ГЧП реализуется на практике преимущественно в форме «Чистой финансовой инициативы» (ЧФИ). Она включает предоставление государственных услуг определенного типа на долгосрочной основе. В рамках этой политики, частный сектор был во-

влечен в проектирование, строительство и обслуживание инфраструктурных объектов. Государственный сектор вносит единую ежегодную плату на протяжении 20-30 лет за обеспечение должного качества услуги.

В дальнейшем ЧФИ стал одним из основных инструментов программы капитальных вложений в сферу образования. Механизм ЧФИ используется только после экономического анализа проекта, подтверждающего эффективность его применения. Образование является одним их основных секторов программы ЧФИ местное образовательное партнерство (LEPs) работают вместе с местными властями над разработкой стратегии развития образовательной инфраструктуры [2]. Существуют согласованные стандарты осуществления подобных проектов и штрафные санкции за невыполнение подрядчиками своих обязательств. Кроме того, такая система устраняет возможные противоречия между спонсорами и подрядчиками. Таким образом, государство получило возможность обеспечивать строительства большого количества объектов (школы, сады и др.), не увеличивая налоги. ЧФИ способствовало увеличению объемов и ускорению темпов капитального строительства в Великобритании при определенном уровне государственных расходов.

Рекомендуется применение формы ЧФИ для строительства новых детских садов в Тамбовской области и улучшение условий уже существующих, так как широкое распространение формы ЧФИ в сфере образования позволяет определить основные аспекты наработанного опыта, без которых сложно было бы представить другой способ осуществить масштабные проекты строительства школ и детских садов. Возможно разработка и введение в эксплуатацию пилотного проекта ГЧП в детском саду № 14. Для оценки приемлемости проекта применяется методологический подход Value for Money (VfM) [8], результаты сопоставления оценок VfM по проекту ГЧП с результатами, достигаемыми при традиционных подходах, помогают найти наиболее приемлемый вариант для реализации цели предоставления услуг в общественном секторе.

В рамках реализации закона об участии в ГЧП и подготовке к реализации проектов на основе ГЧП предлагается наделить один из органов исполнительной власти Тамбовской области полномочиями по формированию и реализации государственной политики Тамбовской области в сфере ГЧП. В сферу ответственности этого органа будет отнесена оценка проектов и принятие решений относительно того, как готовить, реализовать и осуществлять последующее управление в течение периода реализации проекта. Также возможно принятие специальной программы развития ГЧП в Тамбовской области, которая будет предусматривать усовершенствование взаимодействия исполнительных органов государственной власти при реализации проектов ГЧП, стандартизацию процессов подготовки и реализации инвестиционных проектов ГЧП в различных отраслевых и совершенствование нормативной и методической базы в области реализации проектов на основе ГЧП. Рассмотрим пример институциональной основы ГЧП Санкт-Петербурга. В законодательную базу Санкт-Петербурга помимо ФЗ «О концессионных соглашениях» и закона «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» входят постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 № 346 «О мерах по развитию ГЧП в Санкт-Петербурге» и № 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП». В Данном Законе предусматривается следующий порядок конкурса (см. табл. 2).

Предварительная проработка проектов ГЧП позволит определить возможное влияние проекта на все сферы жизни жителей города, сбалансированное распределение рисков в проекте, долгосрочные прогнозы результатов реализации проекта.

Таблица 2

Порядок конкурса ГЧП в Санкт-Петербурге

Этапы Действия

Предварительный отбор Опубликование сообщения о проведении конкурса

Прием заявок на участие в конкурсе

Предварительный отбор участников конкурса

Окончание таблицы 2

Этапы Действия

Конкурс Подача конкурсных предложений

Оценка конкурсных предложений и определение побудителей конкурса

Проведение переговоров с победителем конкурса в целях обсуждения условий соглашения

Заключение соглашения

Библиографический список

1. Закон Тамбовской области от 07.10.2011 № 59-З «Об участии Тамбовской области в проектах государственно-частного партнерства» [Электронный ресурс]. - Режмим доступа : Система «Гарант».

2. Государственно-частное партнерство в образовании. Мировой опыт. - S and G Partners, consulting agency, 2010.

3. Инвестиционный паспорт Тамбовской области - официальный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.invest-tambovregion.ru (дата обращения : 23.03.2015).

4. Плахотников Алексей, член комитета Госдумы по собственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gazeta.ru/business/2010/12/02/3453225.shtml (дата обращения : 03.03.2015).

5. Публичный доклад муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 «Красная шапочка». - Котовск, 2012.

6. Сводный отчет об исполнении муниципального задания муниципальными бюджетными дошкольными образовательными учреждениями по состоянию на 01 января 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://city.tambov.gov.ru/fileadmin/user_upload/org/udo1/file/static/svod_01-01-2013.pdf (дата обращения : 14.04.2015).

7. Ситникова, Е. В. специалист по связям с общественностью Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования / Е. В. Ситникова [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.resobr.ru/materials/113/66/ (дата обращения : 13.03.2015).

8. Value for Money Assessment Guidance (2004) [Электронный ресурс] // Report of HM Treasury. - Режим доступа : www.hm-treasury.gov.uk (дата обращения : 13.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.