Б01: 10.15838/680/2014.6.36.3 УДК 338.24(470.12), ББК 65.050.2(2Рос-4Вол)
© Ускова Т.В., Кожевников С.А.
Управление экономикой региона на основе партнёрского взаимодействия органов власти и бизнес-структур
Тамара Витальевна УСКОВА
доктор экономических наук, заместитель директора, заведующий отделом, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, [email protected])
Сергей Александрович КОЖЕВНИКОВ
младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, [email protected])
Аннотация. Статья посвящена исследованию теоретических и практических аспектов управления экономикой региона на основе взаимодействия органов власти и бизнес-структур. Обосновано, что в условиях хронического дефицита бюджетных средств для достижения стратегических целей развития территории и структурной перестройки отечественной экономики оптимальной формой организации такого взаимодействия является партнёрство, позволяющее повысить заинтересованность сторон в успешных результатах совместной деятельности, привлечь инновационные технологии, значительные объёмы внебюджетных инвестиций в экономику. Кроме того, как свидетельствует мировой опыт, государственно-частное партнёрство является эффективным инструментом устранения инфраструктурных ограничений роста экономики, повышения доступности и качества общественных услуг. В работе показано, что развитие партнёрства власти и бизнеса в настоящее время тормозится ввиду наличия целого ряда проблем и барьеров организационно-правового и финансово-экономического характера. Определены приоритетные направления региональной государственной политики и предложены мероприятия, реализация которых позволит эффективно использовать имеющийся потенциал партнёрства при решении проблем территориального развития.
Ключевые слова: региональная экономика, партнёрское взаимодействие органов власти и бизнес-структур, государственно-частное партнёрство (ГЧП), инвестиции, инфраструктура.
Децентрализация власти и повышение самостоятельности территорий в решении задач социально-экономического развития превращают их в полноправных субъектов экономических отношений, конкурирующих за человеческие, финансовые, инвестиционные и прочие ресурсы. Данные процессы актуализируют задачу поиска путей и новых источников роста региональной экономики, обеспечения высокого качества жизни населения.
В этой ситуации одним из важнейших условий решения поставленных задач является консолидация ограниченных ресурсов на основе развития активного взаимодействия органов власти и бизнес-структур. Сложившаяся мировая практика свидетельствует о том, что эффективной моделью взаимодействия власти и бизнеса является партнёрство, поскольку оно позволяет наиболее полно использовать конкурентные преимущества сторон (государственный и частный секторы), повысить их заинтересованность в успешном достижении результатов совместной деятельности, привлечь значительные внебюджетные средства, инновационные технологии в сферу компетенции государства [3, 5, 12].
Партнёрское взаимодействие характеризуется наличием согласованности и некого баланса интересов органов власти и бизнес-структур, регламентацией их прав, обязанностей, перекрёстным разделением рисков и солидарной ответственностью. Экономическая природа партнёрства предполагает тесное взаимодействие участников для достижения поставленных целей и выполнение всех принятых ими обязательств. Только в этом случае появляется возможность использования синергетиче-ского эффекта, достигаемого в результате
такого сотрудничества за счёт того, что каждая из сторон обладает определенными ресурсами, доступ к которым может быть полезным для партнёра [10, 13, 16].
Таким образом, государственно-частное партнёрство (ГЧП) базируется на использовании конкурентных преимуществ сторон и взаимовыгодном обмене имеющимися у них ресурсами для достижения стратегических целей развития территории (рис. 1).
В настоящее время партнёрские отношения власти и бизнеса наиболее активно используются в странах неолиберального блока (США, Великобритания, Ирландия, Австралия) в целях привлечения частного бизнеса к оказанию услуг в сферах, традиционно относящихся к компетенции публичного сектора.
Несомненным лидером по количеству заключённых проектов и масштабам применения соглашений партнёрства является Великобритания. На её долю приходится больше половины проектов ГЧП, реализованных в Европе. Успешному становлению государственно-частного партнёрства способствовала принятая ещё в 1992 году национальная программа по привлечению частных инвестиций в экономику страны, получившая название Частной финансовой инициативы — ЧФИ (Private Finance Initiative, PFI). В рамках ЧФИ в течение 1992—2011 гг. было реализовано 712 соглашений общей стоимостью 54,3 млрд. фунтов стерлингов.
В настоящее время стоимость завершённых совместных проектов в рамках PFI составляет около % в общем объёме государственных инвестиций в стране. При этом наиболее приоритетной для реализации ГЧП-проектов является социальная сфера. В образовании и здравоохранении за период действия программы ЧФИ было
Рисунок 1. Структурно-ресурсная модель государственно-частного партнёрства
ОРГАНЫ ВЛАСТИ
Экономические и финансовые ресурсы:
предоставление бизнесу налоговых льгот, субсидий, компенсация процентной ставки по займам и др.
Административные и политические ресурсы:
- открытие бизнесу доступа к сферам, ранее закрытым для предпринимательской деятельности;
- лоббирование интересов бизнеса
Информационные ресурсы:
создание положительного имиджа компании в глазах общественности и бизнес-сообщества
БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ
Финансовые ресурсы:
частные финансовые и инвестиционные ресурсы
Инновационные ресурсы:
инновационные идеи, проекты, технологии
Управленческие ресурсы:
современные методы и технологии управления проектами
О
о
ПАРТНЕРСТВО
- открытие бизнесу доступа к сферам, ранее закрытым для предпринимательской деятельности;
- лоббирование интересов бизнеса
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРТНЁРСТВА
Повышение качества и доступности (физической и экономической) предоставляемых услуг
Снижение нагрузки на бюджет при реализации общественно значимых инвестиционных проектов
Оптимизация численности управленческого персонала органов власти Повышение эффективности управления имуществом путём применения технического и управленческого опыта, инновационных технологий бизнеса, налаженного механизма управления проектами Эффективное управление рисками проекта
заключено 262 проекта (что составляет 71% общего числа соглашений партнёрства) [5].
В 2011 году другими крупными ГЧП-рынками Европы были Испания (стоимость проектов партнерства составила 4,3 млрд. евро), Португалия (3,1 млрд. евро), Франция (1,8 млрд. евро) и Бельгия (1,7 млрд. евро) [15]. Большинство реализованных проектов являются соглашениями в транспортной отрасли, здравоохранении, обороне, образовании, сфере телекоммуникаций [1].
Ориентация на развитие партнёрских отношений органов власти и бизнеса, обусловленная огромной потребностью в инвестиционных ресурсах для модернизации экономики, нашла официальное закрепление и в России. В утверждённой
Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года государственно-частное партнёрство рассматривается в качестве перспективного инструмента инновационного развития ключевых сфер отечественной экономики (энергетика, сельское хозяйство, образование) и повышения качества жизни населения страны.
Использование механизмов партнёрства предусмотрено также в большинстве федеральных, региональных, муниципальных стратегий и программ развития территорий и отраслей.
Государственно-частное партнёрство применяется в основном в инфраструктурных отраслях, испытывающих огромный дефицит инвестиций для функционирова-
ния и стабильного развития в долгосрочной перспективе1:
— транспортная инфраструктура (автомобильные, железные дороги, мосты, трубопроводный транспорт);
— энергетическая и коммунальная инфраструктура (энергосистемы, водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение и объекты утилизации твёрдых бытовых отходов);
— социальная инфраструктура (объекты сферы здравоохранения, образования, культуры, туризма).
Как свидетельствует успешный мировой опыт, партнёрство способствует повышению качества и доступности данных видов инфраструктурных услуг.
Развитие партнёрского взаимодействия является сегодня крайне актуальной задачей для органов власти Вологодской области. Это объясняется огромной потребностью в финансовых средствах для модернизации экономики региона и технологического обновления основных фондов, которые характеризуются достаточно высоким уровнем износа — 41% в 2012 году, при этом полностью изношенными были 12% фондов (рис. 2) [9].
При этом ограниченные бюджетные ресурсы не позволяют кардинально изменить сложившуюся ситуацию. В частности, для полноценной модернизации жилищно-коммунального хозяйства, по оценкам Департамента строительства и ЖКХ Вологодской области, необходимо около 53 млрд. рублей, что сопоставимо с общими расходами консолидированного бюджета региона в 2013 году.
Кроме того, ситуация усугубляется ещё тем, что бюджетная система области характеризуется существенным превышением расходов над доходами. Причём данные процессы усилились после мирового финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. Если в 2008 году консолидированный бюджет Вологодской области был сформирован с профицитом, то в дальнейшем его ежегодный дефицит составлял около 3—7 млрд. руб. (табл. 1).
Дефицит бюджетной системы региона является одной из главных причин нарастания государственного долга, объём которого в течение 2008—2012 гг. увеличился с 1,8 до 29,2 млрд. руб. и составляет более 92% общего объёма его собственных доходов в 2012 году (рис. 3).
Рисунок 2. Уровень износа основных фондов (на конец года), %
■Российская Федерация ■Северо-Западный федеральный округ Вологодская область
1 Потребность в инвестициях для развития мировой инфраструктуры до 2030 года, по экспертным оценкам, составляет 35 трлн. долл. (A World Economic Forum Global Risk Report 2010 [Text]. — Geneva, 2010. — P.18.).
Таблица 1. Профицит (дефицит (-)) консолидированных бюджетов территорий
в 2008-2012 гг., млн. руб.
Территория 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 к 2008 г., раз
Вологодская область 273,74 -6516,65 -6824,81 -7460,31 -3153,19 -
СЗФО -20544,7 -32034,9 -20881,2 -10993,5 -21518,7 1,05
Российская федерация -48715,9 -328543 -99251,1 -14473,3 -273295 5,61
Источник: данные отчётности об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/reports/mb.html
Рисунок 3. Динамика государственного долга Вологодской области в 2008-2012 гг.
млрд. руб.
35 и
30 -
25 -
20 -
15 -
10 -
5
0
%
92,2
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
I Государственный долг, млрд. руб.
• в%к собственным доходам бюджета
В связи с резким нарастанием долговой нагрузки область неспособна самостоятельно погасить её, и для этих целей требуется привлечение федеральных ресурсов.
Из вышесказанного следует, что потребность региона в ресурсах для модернизации и структурной перестройки экономики, развития производственной и социальной инфраструктуры, с одной стороны, и острый недостаток бюджетных средств для решения этих задач — с другой, актуализируют проблему поиска путей управления экономикой региона на основе партнёрского взаимодействия органов власти и бизнес-структур.
Определённые предпосылки для использования партнёрства в качестве
эффективного инструмента модернизации экономики в регионе существуют. Как свидетельствуют данные рейтинга активности субъектов РФ по развитию и использованию государственно-частного партнёрства, Вологодская область по сравнению с другими регионами страны имеет относительно высокие инвестиционную привлекательность для бизнес-структур и потенциал в части возможности использования механизмов партнёрства при реализации общественно значимых инвестиционных проектов. В 2014 году в этом рейтинге она занимала 18 место среди всех субъектов РФ. Вместе с тем партнёрство органов власти и бизнеса пока не получило широкого распространения в регионе,
и данный потенциал используется не в полной мере.
В настоящее время по инициативе региональных органов власти и при их активной поддержке реализуется лишь несколько крупных пилотных проектов государственно-частного партнёрства ^геепАеШ-проекты: индустриальный парк «Шексна», «Сокол»). На территории индустриального парка «Шексна» сейчас ведут хозяйственную деятельность ООО «Северсталь Трубопрофильный завод—Шексна» (производство замкнутых сварных профилей, объём инвестиций — 4,6 млрд. руб.), биотехнологический завод по утилизации и переработке отходов животноводства и птицеводства ЗАО «НПО Северный Стандарт» (648,9 млн. руб.), завод горячего оцинкования металла (342,8 млн. руб.).
В случае достижения этими предприятиями полной загрузки производственных мощностей количество новых рабочих мест на территории парка составит 5000 чел. (мощность проекта: 2500 тонн в год металлоконструкций; 15 000 — технического жира и мясокостной муки; 2000 —медицинской ваты; 26 400 тонн в год оцинкованных металлоизделий; 40 млн. кв. м в год нетканых материалов). Вместе с тем реализации проекта препятствует множество проблем, в числе которых необходимость привлечения дополнительного финансирования для дальнейшего развития инфраструктурных мощностей парка.
С похожими проблемами сталкивается индустриальный парк «Сокол», на территории которого ведутся проектные работы по строительству фанерного завода ООО «Устьелес», энергетического лесопромышленного кластера «Сокол—Вытегра». Планируемый общий объем инвестиций по данным проектам составит 4,7 млрд. рублей, предполагается создать 800—1000 новых рабочих мест [6].
В целях поддержки развития партнёрских отношений власти и бизнеса в области формируется соответствующее правовое, организационное, институциональное обеспечение.
Так, в 2012 году было создано ОАО «Корпорация развития Вологодской области», основной целью деятельности которого является привлечение частных инвестиций в реализацию общественно значимых инвестиционных проектов в ключевых отраслях экономики региона, с приоритетным использованием при этом механизмов государственно-частного партнёрства.
Корпорация может оказывать услуги по сопровождению данных проектов, включающие в себя:
— маркетинг (проведение маркетинговых исследований, разработка маркетинговых планов, информационное сопровождение и реклама);
— бизнес-планирование (разработка и экспертиза бизнес-планов);
— фандрайзинг (поиск и привлечение финансовых ресурсов: кредит, лизинг, факторинг);
— девелопмент (подготовка пакета документов для постановки объекта на кадастровый учет, получения разрешения на строительство);
— оценочные услуги (проведение оценки недвижимого имущества);
— бухгалтерские и юридические услуги.
Однако основной функцией Корпорации является непосредственное участие в юридическом и финансовом сопровождении ГЧП-проектов (рис. 4).
Для выполнения данных функций на базе Корпорации в 2013 году был создан Центр развития государственно-частного партнёрства, а также региональный Инвестиционный фонд. Основная задача последнего — финансовая поддержка общественно значимых инвестиционных
Рисунок. 4. Функции Корпорации развития Вологодской области по сопровождению проектов государственно-частного партнёрства [7]
г I этап Л
Определение оптимальных инструментов финансирования совместных проектов: - разработка бизнес-плана ГЧП-проекта; . - разработка финансовой модели.
01
г II этап
Определение оптимальной юридической модели и юридическое сопровождение ГЧП-проекта
d
III этап
Привлечение финансирования
к реализации ГЧП-проекта (организация финансирования включает правовое обеспечение его привлечения)
проектов, реализуемых на территории области с использованием механизмов ГЧП.
К настоящему времени сформирован пул из 60 приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму 33,5 млрд. рублей. В случае их успешной реализации количество новых рабочих мест к 2016 году составит 4200 человек, а бюджетный эффект—свыше 117 млн. рублей. В стадии реализации находятся проекты строительства фанерного комбината в Соколе, нескольких котельных, разработки торфяных месторождений, организации комплексной переработки древесных ресурсов, открытия сети ресторанов быстрого обслуживания и сети придорожного сервиса, модернизации Центра заместительной почечной терапии [7].
Вместе с тем активность Корпорации непосредственно в разработке и сопровождении ГЧП-проектов на территории региона можно признать недостаточной. Так, её взаимодействие с органами местного самоуправления осуществляется прежде всего в сфере оказания услуг по консультированию и обучению работников местных органов власти навыкам работы с инвесторами (это отметили 50% глав муниципальных районов, 11% глав городских и 8% — сельских поселений региона), по проведению оценки инвестиционного потенциала территории и приоритетных сфер для привлечения частных инвестиций (44,4% глав районов и 2,7% — сельских поселений; табл. 2).
Значительно меньшее число ответивших на вопросы анкеты указало на опыт непосредственной разработки с участием Корпорации, а также сопровождения реализации на территории их муниципального образования совместных с бизнесом инвестиционных проектов.
Таким образом, большая часть потенциальных ГЧП-проектов в настоящее время находится лишь на стадии разработки и технико-экономического обоснования. Поэтому однозначно говорить об эффективности деятельности данных институтов поддержки партнёрства власти и бизнеса пока не приходится. Это подтверждают и результаты ежегодных опросов глав муниципальных образований Вологодской области, проводимых Институтом социально-экономического развития территорий РАН. Так, в 2013 году на высокую эффективность сотрудничества органов местного самоуправления с Корпорацией развития указали лишь 6% глав муниципальных районов и 2% — сельских поселений региона. При этом больше половины последних оценили эффективность такого сотрудничества как низкую (рис. 5).
В зарубежных и отечественных исследованиях по данной проблематике отмечается, что сегодня существует множество проблем, ограничивающих возможности эффективного использования потенциала государственно-частного партнёрства при
Таблица 2. Распределение ответов глав муниципальных образований на вопрос: «Какую помощь в инвестиционном развитии Вашего муниципального образования оказала Корпорация развития Вологодской области в 2013 г.?», в % от числа ответивших
Вариант ответа Муниципальные образования
муниципальные районы городские поселения сельские поселения
Представителями Корпорации осуществлялось консультирование и/или обучение представителей местных органов власти навыкам работы с инвесторами, взаимодействия с бизнесом 50,0 11,1 8,0
С участием представителей Корпорации проводилась оценка потенциала, конкурентоспособности и перспектив развития муниципалитета, определялись наиболее приоритетные сферы для привлечения инвесторов и т.д. 44,4 0,0 2,7
Осуществлялось сопровождение реализации инвестиционного проекта, разработанного изначально без участия Корпорации 27,8 0,0 2,7
Начата реализация инвестиционного проекта с участием Корпорации (подготовлен бизнес-план, выделен земельный участок, разработана документация по проекту и прочее) 22,2 11,1 2,7
Осуществлена разработка инвестиционного проекта с участием Корпорации 16,7 11,1 2,7
Представителями Корпорации реализовывались маркетинговые мероприятия в отношении муниципального образования 11,1 11,1 2,7
Источник: результаты опроса глав муниципальных образований Вологодской области в 2014 году.
Рисунок 5. Распределение ответов глав муниципальных образований на вопрос: «Как Вы оцениваете эффективность взаимодействия с Корпорацией развития Вологодской области? », в % от числа ответивших
управлении экономикой региона. К числу важнейших из них относится:
— низкий уровень доверия между основными субъектами взаимодействия (органы власти и бизнес);
— стремление хозяйствующих субъектов к индивидуальному взаимодействию с властью, что ведёт к отказу от консолидации их интересов с бизнес-сообществом в целом;
— отсутствие чётко сформулированной органами власти стратегии выстраивания партнёрских отношений с бизнес-структурами;
— несовершенство законодательной базы, регулирующей совместную деятельность органов власти и бизнеса (тендерное, концессионное законодательство и др.);
— наличие механизмов перераспределения ресурсов, которые сохранились от советской экономики и определяют суть административного рынка, а также усложняют процесс выстраивания прозрачных, органичных отношений между властью и бизнесом [2, 4].
Похожие проблемы выявил опрос глав муниципальных образований Вологодской области. Как показали его результаты, в настоящее время существует ряд факторов, ограничивающих развитие партнёрства, в том числе организационно-правовые и финансово-экономические (рис. 6).
Комплекс таких факторов вызван сложностями привлечения финансовых ресурсов для реализации ГЧП-проектов. На неготовность кредитных организаций
финансировать их из-за высокого уровня рисков указали 32% глав муниципальных районов и 17—18% глав поселений области. Аналогичная ситуация складывается и с получением государственной поддержки, без которой данные проекты являются убыточными и непривлекательными для бизнес-структур (это отметили около половины глав сельских и городских поселений).
Другая группа факторов имеет организационно-правовую природу.
1. Несовершенство законодательной базы партнёрства (острый дефицит в подзаконных и правоприменительных актах). В частности, отсутствует федеральный закон о государственно-частном партнёрстве, а региональная нормативно-правовая база носит рамочный характер. Так, в Вологод-
Рисунок 6. Факторы, ограничивающие развитие партнёрского взаимодействия органов власти и бизнес-структур, в % от числа ответивших
Несовершенство законодательной базы Сложность получения господдержки при реализации проектов
Отсутствие эффективных механизмов мотивации бизнеса
Неготовность кредитных организаций финансировать ГЧП-проекты ввиду высокого уровня рисков
Убыточность проектов без значительной бюджетной поддержки
Отсутствие согласованности стратегических ориентиров развития территории и интересов бизнес-структур
Недостаточные навыки у работников органов власти в разработке и реализации совместных проектов
Длительность и сложность процедур согласования ГЧП-проектов
14,5
46,9 41,7
52,4 50,0
37,9
41,7
47,4
45,5 41,7
31,0
63,2
58,3
19,3 16,7
10,5
78,9
10 20 30 40 50 60 70 80 90
сельские поселения ■ городские поселения
¡муниципальные районы
0
ской области приняты закон «Об участии Вологодской области в государственно-частном партнёрстве» от 26 мая 2010 года № 2308-ОЗ (в ред. от 06.10.2013 г. № 3154-ОЗ) и постановление Правительства Вологодской области «О порядке участия органов исполнительной государственной власти области в государственно-частном партнёрстве» от 1 августа 2011 года № 914 (в ред. от 13.10.2014 г. № 904), определяющие лишь общие понятия, формы и механизмы участия органов власти в разработке и реализации совместных проектов.
2. Недостаточность навыков разработки и реализации проектов партнёрства у работников местных органов власти (на это указали 58,3% глав городских и 31% — сельских поселений области).
3. Длительность и сложность процедур согласования ГЧП-проектов (соответственно 17 и 19%).
4. Несогласованность интересов бизнеса со стратегическими ориентирами развития территории (8 и 15%).
В связи с этим приоритетной задачей органов власти должно стать решение вышеперечисленных проблем, устранение имеющихся барьеров и формирование благоприятных условий для развития партнёрских отношений путем реализации комплекса следующих мероприятий.
Во-первых, требуется официальное закрепление стратегических ориентиров деятельности органов власти по развитию партнёрского взаимодействия в разрабатываемых стратегиях и программах, методических рекомендациях, «дорожных картах» развития государственно-частного партнёрства в регионе. Кроме того, необходима интеграция института партнерства в существующие документы программно-целевого планирования и бюджетирования путем закрепления в них конкретных мероприятий по применению и развитию механизмов государственно-частного партнерства.
Во-вторых, налаживание открытого диалога власти и бизнеса по ключевым проблемам развития государственно-частного партнёрства. Основными формами, площадками решения этой актуальной задачи является активизация деятельности в данном направлении существующих бизнес-объединений (торгово-промышленных палат, ассоциаций предпринимателей и т.п.), создание рабочих групп, в состав которых целесообразно включить представителей органов власти, бизнес-структур, институтов гражданского общества и финансово-кредитных организаций. Организация таких форм диалога между сторонами позволит согласовать стратегические ориентиры развития территории и долгосрочные интересы бизнес-структур.
В-третьих, развитие региональной и муниципальной нормативно-правовой базы государственно-частного партнёрства, разработка законодательных актов, регулирующих отношения сторон в рамках различных форм ГЧП2. В таких нормативно-правовых актах, принятых в развитие регионального закона о государственно-частном партнёрстве, целесообразно закрепить следующие нормы:
— межведомственное взаимодействие при реализации проектов государственно-частного партнёрства;
— порядок отбора, подготовки и сопровождения ГЧП-проектов, который не должен противоречить федеральному законодательству.
В-четвёртых, разработка механизма стимулирования участия частных инвесторов в реализации ГЧП-проектов. Целесообразно использовать как финансовые инструменты поддержки бизнес-структур (предоставление налоговых льгот, компенсация расходов хозяйствующих субъектов
2 По состоянию на июнь 2014 г. региональные законы о ГЧП приняты в 69 субъектах РФ, однако они носят лишь рамочный характер.
на подключение к инженерным сетям, прямое софинансирование проектов, содействие в получении залогов, займов, выступление в качестве их гаранта), так и инструменты нефинансового характера (оказание на безвозмездной основе консультационных услуг потенциальным частным партнёрам, обеспечение их свободного доступа к информации о реализованных ГЧП-проектах и др.).
И наконец, предлагаемый инструментарий поддержки партнерских отношений органов власти и бизнес-структур должен
быть адаптирован к территориальным и отраслевым особенностям его применения.
На наш взгляд, реализация данных мероприятий будет способствовать развитию партнерского взаимодействия органов власти и бизнес-структур и превращению его в эффективный инструмент управления экономикой региона, устранению инфраструктурных ограничений ее роста, расширению спектра, повышению доступности (физической и экономической) общественных услуг и в конечном итоге — повышению качества жизни населения территории.
Литература
1. Айрапетян, М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнёрства [Электронный ресурс] / М.С. Айрапетян // Информационно-аналитические материалы Государственной Думы: аналитическая записка. — 2008. — Режим доступа: — URL: http://pda.iam.duma.gov.ru/node/3/4669
2. Барьеры развития механизма ГЧП в России [Электронный ресурс]. — М.: НПФ «Экспертный институт», 2010. — 32 с. — Режим доступа: http:www.exin.ru.PPP-Results_24_11_2010_Fin_1.pdf.
3. Варнавский, В.Г. Партнёрство государства и частного сектора: формы, проекты, риски [Текст] / В.Г. Вар-навский. — М.: Наука, 2005. — 315 с.
4. Габдуллина, Э.И. Современные формы взаимодействия власти и бизнеса в регионе [Текст] / Э.И. Габ-дуллина // Казанская наука. — Казань: Казанский издательский дом, 2012. — № 2. — С. 60-65.
5. Кожевников, С.А. Институциональные и экономические основы государственно-частного партнёрства [Текст] / С.А. Кожевников // Дискуссия. - 2013. - № 10 (40). - С. 83-88.
6. Мониторинг хода реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов по состоянию на 1 июля 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minregion.ru/Priorit_invest/ Monitorin_invest/
7. Официальный сайт ОАО «Корпорация развития Вологодской области». — Режим доступа: www.invest35.ru
8. Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований [Текст]: отчет о НИР / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, А.Н. Чекавинский, С.А. Кожевников.
- Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 181 с. - Инв. № 02201454078.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013 [Текст]: стат. сб. / Росстат. - М., 2013.
- 990 с.
10. Сазонов, В.Е. Государственно-частное партнёрство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты [Текст]: монография / В.Е. Сазонов. - М.: Российский университет дружбы народов, 2012. - 492 с.
11. Социально-экономические проблемы локальных территорий [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - 196 с.
12. Татаркин, А.И. Партнёрство власти и бизнеса в реализации стратегий развития территорий [Текст] / А.И. Татаркин, Д.А. Татаркин, Е.Н. Сидорова // Экономика региона. - 2008. - № 4. - С. 18-30.
13. Ускова, Т.В. Частно-государственное партнёрство как механизм модернизации экономики территорий: теоретико-методологические основы [Текст] / Т.В. Ускова // Проблемы развития территорий. - 2013.
- № 3 (65). - С. 7-16.
14. A World Economic Forum Global Risk Report 2010 [Text]. - Geneva, 2010. - P. 18.
15. McKenzie, D. PFI in the UK & PPP in Europe / TheCityUK, February 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thecityuk.com/research/our-work/reports-list/?start=40.
16. Uskova, T. Public-private partnership as a mechanism of economic modernization [Text] / T. Uskova // Vykonnst' pobniky. - 2012. - № 2 - P. 107-113.
Uskova T.V., Kozhevnikov S.A.
Management of the regional economy on the basis of partnership interaction between the authorities and business structures
Tamara Vital'evna Uskova — Doctor ofEconomics, Deputy Director for Science, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute ofSocio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia, [email protected])
Sergei Aleksandrovich Kozhevnikov — Junior Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute ofSocio-Economic Development of Territories of the Russian Academy ofSciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia, [email protected])
Abstract. The article studies the theoretical and practical aspects of the management of the region's economy on the basis of interaction between the authorities and business structures. The authors prove that partnership is an optimal form of such interaction under the conditions of chronic budget deficit. Partnership facilitates the achievement of strategic goals of the territory's development and structural adjustment of domestic economy; it also enhances the interest of the parties in achieving successful results of cooperation, and helps attract innovation technology and significant extra-budgetary investments in the economy. In addition, as world experience shows, public-private partnership is an effective tool to remove infrastructure constraints to economic growth, to improve the availability and quality of public services. The article shows that at present the development of partnership between the government and business is hindered by a number of organizational, legal and financial-economic problems and barriers. The authors identify priority directions for regional public policy and propose several measures to use the available potential of cooperation for dealing with territorial development issues.
Key words: regional economy, partnership cooperation between the authorities and business structures, public-private partnership (PPP), investments, infrastructure.
References
1. Airapetyan M.S. Zarubezhnyi opyt ispol'zovaniya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Foreign Experience in the Use of Public-Private Partnership]. Informatsionno-analiticheskie materialy Gosudarstvennoi Dumy: anal-iticheskaya zapiska [Information-Analytical Materials of the State Duma: an Analytical Note]. 2008. Available at: http://pda.iam.duma.gov.ru/node/3/4669
2. Bar'ery razvitiya mekhanizma GChP v Rossii [Barriers to the Development of PPP in Russia]. Moscow: NPF "Ekspertnyi institut", 2010. 32 p. Available at: http:www.exin.ru.PPP-Results_24_11_2010_Fin_1.pdf.
3. Varnavskii V.G. Partnerstvo gosudarstva i chastnogo sektora: formy, proekty, riski [Partnership between the State and the Private Sector: Forms, Projects, Risks]. Moscow: Nauka, 2005. 315 p.
4. Gabdullina E.I. Sovremennye formy vzaimodeistviya vlasti i biznesa v regione [Modern Forms of Interaction between Government and Business in the Region]. Kazanskaya nauka [Kazan Science], 2012, no. 2, pp. 60-65.
5. Kozhevnikov S.A. Institutsional'nye i ekonomicheskie osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Institutional and Economic Foundations of Public-Private Partnership]. Diskussiya [Discussion], 2013, no. 10 (40), pp. 83-88.
6. Monitoring khoda realizatsiiprioritetnykh investitsionnykhproektov federal'nykh okrugovpo sostoyaniyu na 1 iyulya 2014g. [Monitoring of the Progress of Implementation of Priority Investment Projects in Federal Districts as of July 1, 2014]. Available at: http://www.minregion.ru/Priorit_invest/Monitorin_invest/
7. Ofitsial'nyi sait OAO "Korporatsiya razvitiya Vologodskoi oblasti" [Official Website of OJSC "Corporation of Development for the Vologda Region"]. Available at: www.invest35.ru
8. Uskova T.V., Voroshilov N.V, Chekavinskii A.N., Kozhevnikov S.A. Povyshenie effektivnosti upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem munitsipal'nykh obrazovanii: otchet o NIR [Enhancement of the Efficiency of Management of Socio-Economic Development in Municipal Formations: Research Report]. Vologda: ISERT RAN, 2013.
9. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2013: stat. sb. [Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2013: Statistical Collection]. Rosstat. Moscow, 2013. 990 p.
10. Sazonov V.E. Gosudarstvenno-chastnoepartnerstvo:grazhdansko-pravovye, administrativno-pravovye ifinansovo-pravovye aspekty: monografiya [Public-Private Partnership: Civil, Administrative-Legal and Financial-Legal Aspects: Monograph]. Moscow: Rossiiskii universitet druzhby narodov, 2012. 492 p.
11. Uskova T.Y, Voroshilov N.Y, Gutnikova E.A., Kozhevnikov S.A. Sotsial'no-ekonomicheskieproblemy lokal'nykh territorii:monografiya [Socio-Economic Issues of Local Territories: Monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2013. 196 p.
12. Tatarkin A.I., Tatarkin D.A., Sidorova E.N. Partnerstvo vlasti i biznesa v realizatsii strategii razvitiya territorii [Partnership of the Power and Business in Realization of Strategy of Development of Territories]. Ekonomika regiona [Regional Economics], 2008, no. 4, pp. 18-30.
13. Uskova T.V. Chastno-gosudarstvennoe partnerstvo kak mekhanizm modernizatsii ekonomiki territorii: teoretiko-metodologicheskie osnovy [Public-Private Partnership as the Mechanism of the Territories Economic Modernization: Theoretical and Methodological Foundations]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2013, no. 3 (65), pp. 7-16.
14. A World Economic Forum Global Risk Report 2010. Geneva, 2010. P. 18.
15. McKenzie D. PFI in the UK & PPP in Europe. TheCityUK, February 2012. Available at: http://www.thecityuk. com/research/our-work/reports-list/?start=40.
16. Uskova T. Public-Private Partnership as a Mechanism of Economic Modernization. Vykonnst'pobniky, 2012, no. 2, pp. 107-113.