УДК: 373.1
Шаризянова Фаина Наилевна
Казанский (Поволжский) федеральный университет
г. Казань
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ШКОЛ:
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
В статье представлен обзор институциональных форм сравнительно нового типа образовательного учреждения — международная школа. Основное внимание уделено трем аспектам: истории, миссии и особенностям международных школ. Излагая предпосылки появления международных школ и рассматривая ведущие сети школ данного типа, получившие всемирное признание, автор выявляет их преимущества по сравнению с обычной формой обучения, а также приводит направления развития существующих институциональных форм.
Ключевые слова: глобализация; международная школа; международный бакалавриат; двуязычное обучение; межкультурное воспитание.
Faina Sharipzyanova
Kazan (Volga region) Federal University
INSTITUTIONAL FORMS OF INTERNATIONAL SCHOOLS: ADVANTAGES AND MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT
The article contains the review of institutional forms of a new type of educational establishments called International school. The attention is focused on three main aspects: historical background, mission and specifics. Regarding the leading nets of International schools the author highlights the advantages of International schools in comparison with typical schools and lists the main directions of development for existing institutional forms.
Keywords: globalization, international school, international baccalaureate, bilingual education, intercultural education.
В 21 веке процесс глобализации охватил практически все сферы жизни современного общества. Интеграционные процессы в образовании способствуют становлению качественно новых видов образовательных учреждений. Одним из таких достаточно молодых, но перспективных типов образовательного учреждения, популярность которого на территории РФ заметно выросла за последнее время, является «Международная школа».
В связи с тем, что международные школы находятся на пути своего становления в системе образования, на данном этапе важно выявить их основные институциональные формы, а также определить их место в образовательной системе России. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения опыта международных школ в разных странах для последующего анализа опыта международных школ в России. На наш взгляд, концепция международных школ является одной из наиболее перспективных образовательных концепций. Процесс становления международных школ в каждом государстве обладает своей спецификой, поэтому изучение опыта других стран безусловно важно для продвижения международных школ в РФ, адаптированных к условиям и интересам национальной экономики.
История возникновения международных школ берет начало в 20-х годах двадцатого века (по некоторым источникам даже раньше), однако фазы ускоренного развития данный образовательный сектор достиг лишь в последние десятилетия. Появление международных школ принято связывать с открытием в 1924 году двуязычной (франко-английской) Международной школы Женевы, в которой работали три учителя и обучались восемь детей из семей эмигрантов, приехавших в страну для работы в недавно созданных на тот момент Международной организации труда и Лиге наций. В том же году открылась Международная школа Йокогамы, в которой учитель обучал 6 учеников из семей иностранцев. [2, с. 19] Первоначально четко прослеживалась связь между становлением международных школ и миграционными процессами, в которые были вовлечены экспаты и дипломаты, желающие, чтобы их дети получили образование аналогичное тому, которое даётся в их родном государстве. Такие
школы существуют и настоящее время, однако число их учащихся растет медленными темпами. В литературе их называют «традиционными» международными школами. Основные их характеристики сводятся к тому, что такие школы предназначены для детей, которые в силу своих языковых, культурных и национальных особенностей, обусловленных происхождением, не могли бы обучаться в обычной школе в стране, куда приехали для работы их родители. Период обучения таких учеников напрямую зависит от срока трудового договора их родителей.
Со временем выделился другой тип международных школ, так называемый «идеологический», значимость которого заметно увеличилась за последние годы. Он обязан своим появлением новым тенденциям во взглядах на национальное образование, которые стали отчётливо наблюдаться в 90-х годах двадцатого века. Отдельные семьи стали стремиться уйти от образования в рамках отдельной культуры и образовательной системы, видя в качестве альтернативы школы, способные подготовить их детей для работы и жизни в условиях глобализации. Чаще всего, инициаторами организации таких международных школ выступали представители общественной элиты, которые могли спонсировать данные образовательные учреждения. Такой новый взгляд на образование во многом объясняет успех школ с английским языком обучения и школ международного бакалавриата, которые в последние десятилетия стали открываться в разных странах. Дело в том, что традиционные международные школы принимали лишь детей работников межнациональных организаций и не были предназначены для детей с гражданством государства, в котором школа расположена. Идеологические международные школы открывались с целью дать детям из аристократических семей образование, которое позволит ученикам понимать разные культуры, а также применять полученные знания не только в своём государстве, но и в других странах. Таким образом, по целевой аудитории можно выделить два общих типа международных школ: традиционные и идеологические. Однако, руководствуясь такой классификацией практически невозможно выделить специфические особенности философий международных
школ, которые, следует отметить, очень разнообразны и зависят от конкретных условий и круга учеников. Для того чтобы ближе познакомиться с некоторыми концепциями, проведём краткий обзор известных сетей международных школ, каждая из которых обладает определенной спецификой.
United World Colleges (UWC). Колледжи объединенного мира были созданы для молодых людей, представителей разных стран в возрасте 16-18 лет, желающих получить международное образование на английском языке. Период обучения длится 2 года, за которые у учащихся развивается позитивное восприятие других культур. В настоящее время насчитывается 15 таких учебных заведений (в Великобритании, Канаде, Сингапуре, США, Свазиленде, Италии, Гонконге, Норвегии, Индии, Китае и др. странах). [4]
European schools. Европейские школы призваны воспитать молодых людей с европейским мировоззрением, способных учиться и общаться на нескольких европейских языках. Первые 12 таких школ были организованы в 1953 году и предназначались, прежде всего, для детей работников ООН. Однако иногда за определённую плату в эти школы принимали и детей из местных семей. На современном этапе европейские школы столкнулись с трудностью языковой политики. Первоначально было заявлено, что каждый ученик сможет изучать языки посредством родного языка, и данное условие было вполне выполнимо, когда родной язык учащихся был одним из четырех распространенных европейских языков. В контексте расширения Европейского Союза (22 языка) данное условие выполнить непросто без изменения языковой политики. [1, c.51-52]
Shell schools. Школы нефтегазовой компании Royal Dutch Shell были созданы для детей работников компании. Всего насчитывается 14 таких школ, расположенных в регионах, представляющих интерес для компании. [2, с. 24] Так как компания на половину принадлежит Нидерландам, обучение ведётся на двух языках: голландском и английском.
Dutch international schools. Голландские международные школы выбиваются из ряда частных международных школ в Нидерландах тем, что
получают финансовую поддержку от государства. Эти школы предназначены для детей, которые после долгого пребывания заграницей вернулись в родное государство, а также для детей эмигрантов. Особенностью голландских школ является привязанность к государственной системе образования и правительственное финансирование. [2, с. 25]
Yew Chang international schools . Первая школа в ряду Международных школ Яо Чанга открылась в Гонконге в 1932 году. [2, с. 25] В настоящее время данная сеть международных школ распространилась по всей территории Китая, а также одна школа открылась в Калифорнии. Особенностью Международных школ Яо Чанга является продвижение двуязычной философии обучения: в каждом классе работают два учителя, один из которых носитель китайского языка, а другой — носитель западной культуры. Школой управляют два директора: один — представитель китайской, а другой — западной культуры.
Национальные объединения школ. Если брать во внимание широкое понимание международных школ, то в рамках данного типа школ можно рассматривать и национальные школы за рубежом, предназначенные для детей временно проживающих заграницей, но планирующих вернуться в родное государство. Особенностью является то, что дети обучаются по программе родного государства на родном языке, находясь в иностранном государстве. Примерами таких школ могут послужить немецкие гимназии, японские школы и французские лицеи. Так как не всегда набирается достаточное количество учеников, чтобы содержать такую школу, работающую в режиме полного дня, в качестве альтернативы появились национальные школы неполного дня. Примером являются японские школы в Великобритании, которые работают по субботам и направлены на сохранение культурного самосознания учащихся (на неделе дети посещают одну из местных школ). Говоря о национальных школах, необходимо также упомянуть Американские, Британские и Канадские международные школы. По своей сути они представляют собой те же национальные школы заграницей, следующие американскому, британскому и канадскому учебным планам соответственно.
Единственное, что их отличает от вышеупомянутых французских и японских национальных школ — популярность среди местного населения. Очень часто местные жители рассматривают эти школы как возможность дать ребёнку качественное образование на английском языке, который носит международный статус.
Таким образом, как мы видим, международные школы отличаются друг от друга философией, учебным планом, языком обучения, целевой аудиторией и источниками финансирования. Становится понятно, что на современном этапе не сформировалось единой системы международных школ, и каждое образовательное учреждение такого типа исходит из потребностей и целей конкретного круга потребителей. Именно поэтому сложно сказать с точностью, сколько международных школ насчитывается по всему миру: не всегда в названиях учебных заведений такого типа подчёркивается «международный статус». По данным International School Consultancy Group (ISC) на 2014 год в мире насчитывается 7017 международных школ, в которых обучается более 3,5 миллионов учеников. [3]
Отдельного внимания заслуживает вопрос специфики учебных планов, которым следуют международные школы. Джефф Томпсон занимался изучением опыта международных школ и выделял четыре категории программ по способу их формирования: «экспортирование» (применение заграницей национальной учебной программы), «адаптация» (дополнение национальной программы принимающего государства международным контекстом), «интеграция» (слияние лучших компонентов национальной и международной программ для создания качественно нового учебного плана), «созидание» (создание программы, основанной на новых принципах). [2, с. 31] Перечислим некоторые виды учебных программ, предназначенных для международных школ.
Национальные программы. Примером могут послужить Британские международные школы, которые следуют национальному британскому учебному плану, осуществляя свою деятельность за пределами Великобритании.
Международный общий сертификат о среднем образовании (IGCSE)
— международная версия академического квалификационного уровня GCSE, получаемого по ряду школьных предметов учениками средних школ в возрасте 14-16 лет (в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии). Программа разработана отделением университета Кембридж (CIE) и предлагается международными школами в разных странах. [5]
Международный диплом AP (Advanced Placement) представляет собой версию программы, разработанной частной американской образовательной организацией US College Board (Университетский совет) в 1955 году. В 1995 году программу начали использовать в работе с учениками, обучающимися на английском языке за пределами США, а также гражданами США, желающими продолжать обучение заграницей. [2, c. 32-33]
Французский международный бакалавриат (OIB) — программа, предлагаемая в международных школах, признанных Министерством образования Франции. Кроме того, разработаны версии данной программы на английском языке (британский и американский варианты), а также на некоторых других языках.
Европейский бакалавриат — программа, применяемая в работе с учениками последних двух лет обучения в двенадцати Европейский школах. Европейский бакалавриат соответствует образовательным стандартам стран-участниц Евросоюза. [2, c. 57]
Программа международного бакалавриата (International Baccalaureate
— IB): дипломная программа (IB Diploma Programme) была создана в Швейцарии в конце 60-х годов в качестве уникального предуниверситетского курса для старшеклассников, по окончании которого можно получить официально признанный диплом, предоставляющий право продолжить образование в лучших ВУЗах мира. Данная программа доступна на 3 языках: английском, французском и испанском. [1, c. 33]
Программа международного бакалавриата (International Baccalaureate
— IB): программа основной школы (IB MYP), предназначенная для детей в
возрасте 11-16 лет, была разработана в 1992 году. В отличие от дипломной программы в MYP используется внутренняя система оценивания учеников учителями международной школы. Благодаря своей философии и межкультурной направленности данная программа признана наиболее гармоничным учебным планом для учащихся международных школ. Кроме английского, французского и испанского вариантов программы IB MYP существует также вариант на китайском языке. [6]
Программа международного бакалавриата (International Baccalaureate — IB): программа начальной школы (IB PYP), предназначенная для детей 312 лет, была разработана в 1997 году. По своей направленности данная программа вписывается в рамки философии идеологических международных школ, что позволило ей стать одной из наиболее признанных международных программ. [6]
Международная учебная программа для начальных школ (IPC) имеет межкультурную и межнациональную направленность и предназначена для детей 4-12 лет. В отличие от IB PYP данная программа более четко структурирована. Как и в вышеупомянутой программе IB PYP практикуется внутренняя система оценивания. Чаще всего языком обучения в школах, следующих данной программе, является английский.
Международная программа начального обучения Кембриджского университета (CIPP) рассчитана на детей в возрасте 4-11 лет. Данная программа особое внимание уделяет изучению трёх компонентов: чтение, математика и естествознание; практикуется внутренняя система оценивания. [2, с. 34]
Разнообразие международных учебных программ демонстрирует, что систематизировать международные школы имеет ограничеия. Каждая международная школа может выбирать программы, исходя из интересов учащихся и своей собственной философии. Существуют специальные организации и агентства, занимающиеся разработкой программ для международных школ и уполномоченные выдавать школам лицензию, которая подтверждает, что школа может обучать учеников по определённому
международному учебному плану и вправе сертифицировать учащихся по определённым критериям. В качестве примера можно привести Организацию международного бакалавриата (IBO), которая на современном этапе является ведущей организацией, предлагающей качественные программы для международных школ. Однако ошибочно считать, что лишь школы с лицензией IBO могут называться международными.
В широком понимании, международной школой называется образовательное учреждение, работающее вне системы национального образования по учебному плану, так или иначе отличающемуся от принятой государственной программы, в котором большой процент учащихся представляет национальность и культуру, отличные от культуры принимающего государства, а значительную часть учительского и административного корпуса составляют экспаты.
Благодаря межкультурной направленности и возможности обучаться на одном из международных языков концепция международных школ рассматривается во многих странах как отличная альтернатива национальному образованию. У каждой международной школы есть своя миссия, однако всех их объединяет стремление воспитать индивидов с межкультурным мировоззрением и определённым набором качеств, которые помогут ученикам найти своё место в мире. Если брать во внимание растущую популярность международных школ во всем мире, становится ясно, что в ближайшем будущем спрос на данный тип образования существенно вырастет, а значит, особое внимание необходимо уделить мониторингу процесса развития международных школ как в мире, так и в масштабах нашей страны.
Литература
1. Смокотин, В.М. Модель Европейской школы: заложение основ многоязычного и поликультурного образования в Европе / В. М. Смокотин // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 334. — С. 5155.
2. Atherton P., Appleton S., Bleaney M. International school test scores and economic growth // Bulletin of Economic Research. — 2013. — Т. 65. — №. 1. — С. 82-90.
3. Hayden M., Thompson J. International Schools: Growth and Influence. Fundamentals of Educational Planning , 92. Paris, UNESCO: International Institute for Educational Planning (IIEP), 2008. 90 p.
4. Prasad G. L. Portraits of plurilingualism in a French international school in Toronto: Exploring the role of visual methods to access students' representations of their linguistically diverse identities //Canadian Journal of Applied Linguistics/Revue canadienne de linguistique appliquée. — 2014. — Т. 17. — №. 1. — С. 51-77.
5. Schools C. Case Study: International School Ho Chi Minh City-American Academy. — 2015.
6. http://monitor.icef.com/2014/03/new-data-on-international-schools-suggests-continued-strong-growth-2/ (дата обращения: 20.02.16).
7. https: //www. uwc. org/about (дата обращения: 21.02.16).
8. http://lucullus-school.ru/ru/igcse (дата обращения: 21.02.16).
9. http://www.ibsa.su/ (дата обращения: 21.02.16).
References
1. Smakotin, V. M. the Model of the European schools: laying foundations for multilingual and multicultural education in Europe / Smakotin V. M. // Bulletin of the Tomsk state University. — 2010. — No. 334. — P. 51-55.
2. P. Atherton, S. Appleton, M. Bleaney International school test scores and economic growth //Bulletin of Economic Research. — 2013. — T. 65. no. 1. — P. 8290.
3. M. Hayden, J. Thompson International Schools: Growth and Influence. Fundamentals of Educational Planning 92. Paris, UNESCO: International Institute for Educational Planning (IIEP), 2008. 90 p.
4. Prasad G. L. Portraits of plurilingualism in a French international school in Toronto: Exploring the role of visual methods to access students' representations of
their linguistically diverse identities //Canadian Journal of Applied Linguistics/Revue canadienne de linguistique appliquée. — 2014. — 17. no. 1. — S. 51-77.
5. C. Case Study Schools: International School Ho Chi Minh City-American Academy. — 2015.
6. http://monitor.icef.com/2014/03/new-data-on-international-schools-suggests-continued-strong-growth-2/
7. https://www.uwc.org/about
8. http : //lucullus-school .ru/ru/igcse
9. http://www.ibsa.su/