История педагогики и сравнительная педагогика
УДК 37:17.022.1
ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В ГОРОДЕ САМАРЕ КАК ОБЪЕКТ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В САМАРСКУЮ ОБЛАСТЬ
A SCHOOL FOR FOREIGN EXPAT FAMILIES IN SAMARA AS AN INFRASTRUCTURE FACILITY FOR FOREIGN INVESTMENTS ATTRACTION TO SAMARA REGION
© О.С. Исайчева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара)
© O.S. Isaicheva
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье говорится об инновационном для Самарской области образовательном учреждении -школе для детей иностранных граждан, являющихся сотрудниками крупных иностранных предприятий: о предпосылках и истории ее возникновения, методологических основах предоставляемых школой образовательных услуг, их потребителях, социально-экономическом эффекте деятельности данного образовательного учреждения в регионе.
The article informs its reader about an innovative educational institution for Samara Region - a school for foreign expat families, coming to Samara Region with large foreign companies: the history and reasons for its establishment, methodological background of its services and their consumers, also its socio-economical impact.
Ключевые слова: инвестиционная политика; экспат; международные образовательные программы; образовательные программы «Международный бакалавриат».
Keywords: investment policy; international educational programmes; International Baccalaureate educational programmes.
Настоящая статья посвящена новому для Самарской области типу образовательного учреждения, который не так давно появился в регионе, - школе для детей иностранных граждан, являющихся сотрудниками крупных иностранных предприятий.
Благодаря последовательной инвестиционной политике регионального правительства за несколько последних лет в область пришли такие крупные иностранные инвесторы, как французская сеть супермаркетов «Auchan», транснациональный концерн «Renault-Nissan», шведская компания «IKEA», американская корпорация «Alcoa», французская машиностроительная компания «Schneider Electric» и ряд других компаний.
Иностранные предприятия стали привозить в Самарскую область иностранных сотрудников, так называемых экспатов (от англ. expatriate - 'за пределами родины'),
а те, в свою очередь, свои семьи, которые сразу же столкнулись с проблемой обучения детей.
В 2008 г. инициативная группа представителей крупнейших иностранных компаний в регионе обратилась в министерство образования и науки Самарской области с просьбой о создании учреждения, которое могло бы вести обучение их детей по международным образовательным программам, которые позволяли бы учебным заведениям их стран считать образование, полученное детьми в период пребывания в РФ, эквивалентным национальному. В существующей на тот момент региональной инвестиционной инфраструктуре подобного учреждения не было.
С целью решения данной проблемы начал свою реализацию проект по созданию в городе Самаре школы для детей иностранных граждан, временно проживающих и работающих на территории региона. В рамках
указанного проекта на базе МОУ гимназии № 3 г.о. Самара была учреждена Автономная некоммерческая организация в сфере образования «Самарская международная школа» ("International School of Samara") (далее - Международная школа). Гимназия № 3 была определена в качестве базы для проекта, поскольку на тот момент уже имела некоторый опыт интегрирования инонациональных детей, не владеющих русским языком, в образовательный процесс российской школы. В настоящее время АНОО «Самарская международная школа» и гимназия осуществляют эффективное сотрудничество с использованием материальных и педагогических ресурсов обеих сторон.
В октябре 2008 г. Международная школа приняла своих первых учеников, которыми стали дети сотрудников компании «Auchan».
В течение первого года работы Международной школе оказывалась финансовая поддержка в виде субсидий из областного бюджета в рамках Плана мероприятий по развитию экспорта услуг образовательных учреждений Самарской области на 2008-2010 гг. (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 13.09.2007 № 176).
В настоящее время Международная школа успешно функционирует, оказывая услуги как иностранным, так и российским гражданам по обучению детей в соответствии с международными образовательными программами «Международный бакалавриат» ("International Baccalaureate") (далее - IB).
Образовательные программы IB были разработаны в Швейцарии в конце 1960-х гг. одноименной некоммерческой неправительственной организацией в качестве универсальной школьной программы с общим учебным планом, которая позволяла бы учебным заведениям одной страны считать образование, полученное в другой стране, эквивалентным национальному. В этой связи практически все школы европейских государств, США и Канады признают дипломы IB, а также академические справки, выданные учащимся школ системы IB при их переводе в другие школы. Сегодня по программам IB можно учиться в 2 145 школах 125 стран мира. Порядка 2 500 университе-
тов мира признают дипломы IB. С учетом этого образовательные программы IB были определены в качестве наиболее оптимальных для организации образовательного процесса в Международной школе.
Процесс включения Международной школы (как, впрочем, и любого другого образовательного учреждения, поставившего перед собой такую цель) в систему школ IB достаточно длительный и занимает несколько лет. Кроме того, получению статуса "World IB School" (школы системы IB) предшествует обязательная аттестация, которую проводят эксперты Международного бакалавриата. В настоящее время Международная школа осуществляет свою работу в статусе школы - кандидата на включение в систему IB, реализуя образовательную программу IB для начального школьного уровня (7-12 лет) - "Primary Years Program".
Программа начальной школы "Primary Years Programme" [1] рассчитана на детей от 3 до 12 лет. Начальные школы работают по программам родной страны, адаптированным под стандарты Международного бакалавриата. В первую очередь, программы отличает направленность на развитие личности ребенка, а обучение строится как ответы на его многочисленные вопросы. Условно вопросы разделены на несколько групп: наша планета, кто мы такие во времени и пространстве, как работает мир, как выразить себя, как себя организовать. Большое внимание уделяется изучению языков, искусств, вопросам нравственного и физического воспитания, а также ручному труду.
Существуют еще образовательные программы среднего школьного уровня (10-15 лет) - "Middle Years Program" [2]. Предметы этого цикла разделены на несколько групп: естественные науки, языки, физическое воспитание, искусства, математика, человек, ручной труд. Упор делается на расширение интегративных связей между предметами. Дети на практике учатся применять знания, полученные на занятиях. Специфические дисциплины, такие как «Служение обществу», учат разрабатывать проекты, направленные на помощь людям, которые живут рядом: как помочь инвалидам, детям-сиротам.
Школа для детей иностранных граждан в городе Самаре как объект инфраструктуры.
Самая эксклюзивная программа -дипломная "Diploma Programme" [3] -ориентирована на старших школьников. Во всем мире эта программа рассчитана на три года, однако в России ее разрешено реализовывать в рамках 10 и 11 классов. Преподавание не менее шести предметов обязательно ведется на одном из международных языков: английском, французском, испанском. По выбору ученика часть предметов преподается на базовом уровне, часть изучается углубленно. Помимо специальных дисциплин, таких как «Теория познания», «Служение обществу», «Написание эссе на жизненно важные темы», по-прежнему большое внимание уделяется изучению искусств и творчеству. Обязательным требованием для "Diploma Programme" является наличие в школе специально оборудованных лабораторий для естественных наук, классов для изучения искусств, спортивного и театрального залов. Программа старшего школьного уровня предусматривает итоговую аттестацию в форме экзамена и выдачу документа об образовании - Диплома Международного бакалавриата (IB Diploma).
Чтобы иметь право обучать по программам Международного бакалавриата, то есть быть авторизованным в системе, школы должны пройти три стадии. Сначала они получают статус интересующейся школы (IB Interested School), затем добиваются статуса кандидата и только потом имеют право авторизоваться в системе Международного бакалавриата. Авторизация общеобразовательных учреждений для реализации программ Международного бакалавриата возможна при соблюдении общеобразовательным учреждением следующих условий:
- подбор педагогических кадров, владеющих иностранным языком, для участия в семинарах и конференциях, которые проводятся на одном из официальных языков Международного бакалавриата (начальная школа, основная школа, средняя школа) и для преподавания предметов на английском языке (старшая школа);
- оснащение материально-технической базы школ (учебные кабинеты, зал для занятий искусством и театром, библиотека с литературой на бумажных и электронных
носителях на английском языке, медицинский кабинет);
- подготовка кадров в системе Международного бакалавриата с участием в семинарах и конференциях, проводимых по планам Организации Международного бакалавриата вне Российской Федерации;
- набор в 10 класс учащихся, владеющих английским языком на уровне, достаточном для овладения предметами на английском языке.
В соответствии с требованиями системы школ Международного бакалавриата к языкам обучения преподавание в Международной школе ведется на английском и французском языках, для чего на работу приглашаются иностранные преподаватели.
В России возникновение интереса к программам 1В относится к концу 1980-х гг. Первой школой, получившей авторизацию в системе Международного бакалавриата, была Англо-американская школа в Москве, образовательное учреждение не вполне российское, так как его учредителями являются посольства Великобритании и США. Новый этап начался в 1995 г., когда во время визита в Москву регионального директора 1В по странам Северной и Восточной Европы Моники Флодман были отобраны школы - кандидаты на вступление в Международный бакалавриат. Ими стали государственная гимназия № 45 Москвы и негосударственная Московская экономическая школа, которые в 1996 г. получили авторизацию по дипломной программе ^Р) и программе основной школы (MYP). В ноябре того же года Министерство образования Российской Федерации издало Письмо о соответствии программ 1В российским нормативам. В период с 1997-го по 2012 г. была учреждена Ассоциация школ 1В стран СНГ, прошли авторизацию ряд школ в Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Владивостоке, Перми. В ряде регионов были открыты экспериментальные площадки для изучения подходов к интеграции российской школы в международное образовательное пространство. В России на сегодняшний день 18 общеобразовательных учреждений получили официальный статус школы Ш.
Обучение по образовательным программам 1В доступно также для детей российских граждан и, несмотря на небольшое количество школ 1В в России, можно говорить о росте интереса родителей и учащихся к программе. Во многом это связано с пониманием тех возможностей, которые предоставляет 1В ученикам разных стран.
В нашем случае, поскольку Международная школа располагается на базе МОУ гимназии № 3 г.о. Самара, учащиеся гимназии, помимо основных образовательных программ в рамках федерального государственного стандарта, осваиваемых ими в гимназии, могут изучать ряд дисциплин (смежных в российских образовательных стандартах и стандартах 1В) по программам 1В в одной группе с иностранными детьми. В данном случае учащиеся гимназии будут иметь возможность при окончании гимназии получить государственный документ об образовании (школьный аттестат) и документ об образовании международного образца (диплом 1В). Услугами международной школы смогут также воспользоваться дети, не являющиеся учащимися гимназии № 3, однако исключительно в качестве дополнительных образовательных услуг. Это означает, что для них будет обязательным посещение общеобразовательного учреждения, которое ведет процесс обучения в соответствии с федеральными государственными стандартами (средней общеобразовательной школы), а обучение по международным образовательным программам будет
возможно только в качестве дополнения к этому. При успешном окончании курса обучения в Международной школе учащиеся данной категории также будут иметь возможность получить диплом 1В.
При зачислении в Международную школу детям иностранных граждан предлагаются образовательные программы 1В (куда, помимо академических дисциплин, входят также уроки музыки и изобразительного искусства), занятия по русскому языку как иностранному, занятия физкультурой, а также мероприятия внеклассного характера. Некоторые предметы (например, музыка, изобразительное искусство, физкультура) преподаются в интегрированных классах, где обучаются дети иностранных и российских граждан. Ряд предметов (например, русский как иностранный) преподаются индивидуально.
Будет справедливым заметить, что количество семей экспатов в Самарской области невелико, кроме того, оно постоянно меняется - одни приезжают работать в регион, другие, наоборот, уезжают. Тем не менее, как показывает практика, даже небольшая группа детей, которых негде и некому обучать, представляет собой проблему не только для их собственных семей, но и для областных властей. Наличие в регионе образовательного учреждения, способного справиться с этой задачей, значительно повышает его привлекательность для иностранных инвестиций, поскольку является одним из факторов выбора иностранными предприятиями той или иной инвестиционной площадки.
Литература
1. Официальный сайт Организации Международного Бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: http: //www .ibo. org/pyp/index .cfm.
2. Официальный сайт Организации Международного Бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: http://www.ibo.org/myp/index.cfm.
3. Официальный сайт Организации Международного Бакалавриата [Электронный ресурс]. URL: http://www. ibo. org/diploma/index.cfm.
Сведения об авторе
Исайчева Оксана Сергеевна, аспирант кафедры педагогики, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, главный специалист Министерства образования и науки Самарской области.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63. Телефон: 333-27-27.