УДК 378.147
Баландина Екатерина Сергеевна
магистрант I курса факультета иностранных языков
Кораблева Валерия Викторовна
магистрант I курса факультета иностранных языков
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: balandinakaterina@mail. ru; korableva lv@mail. ru
ДРАМА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ CAS В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
БАКАЛАВРИАТА
Ekaterina S. Balandina
Master Degree Students of the Faculty of Foreign Languages
Valeriia V. Korableva
Master Degree Students of the Faculty of Foreign Languages
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»
24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: balandinakaterina@mail. ru; korableva lv@mail. ru
CINEMA AS A MEANS OF ORGANIZATION THE CAS PROGRAMME IN THE DIPLOMA PROGRAMME OF THE INTERNATIONAL BACCALAUREATE
Аннотация. В статье рассмотрены основные положения дипломной программы Международного бакалавриата, причины внедрения ее в систему образования России и Пермского края. Проведен сравнительный анализ Федерального государственного образовательного стандарта со стандартами системы Международного бакалавриата, в ходе которого были выявлены их сходства и различия. Выделена одна из центральных программ Международного бакалавриата - программа CAS для учащихся старшей школы, ее цели, задачи и система оценивания. Предлагается разработка программы CAS по теме «Drama» и последующее ее внедрение для старшей ступени обучения в школах, работающей по системе Международного бакалавриата.
© Баландина Е.С., Кораблева В.В., 2016
Ключевые слова: Международный бакалавриат, дипломная программа, ФГОС, группы предметов, CAS (creativity, action, service), профиль выпускника Международного бакалавриата.
Abstract. The article describes the basic principles of the International Baccalaureate system and the reasons for its implementation into the Russian educational system. The comparative analysis of the National Curriculum and the standards of the IB system reveals some differences and commonalities. The particular attention is paid to the CAS programme, its objectives and assessment system. It is planned to design the "Drama" course for the students of the Diploma Programme.
Key words: International Baccalaureate, Diploma programme, National Curriculum, subject groups, CAS (creativity, action, service), IB learner profile.
Международный бакалавриат, основанный в 1962 г. в Швейцарии, является универсальной школьной образовательной системой, которая была придумана дипломатами. Идея создания данной системы была связана с частыми переездами семей дипломатов из страны в страну, что не самым лучшим образом сказывались на образовании детей: приходилось менять школы, осваивать разные языки, разные программы. Штаб-квартира организации Международного бакалавриата сегодня находится в Женеве, другие структурные подразделения - по всему миру.
Данная программа предполагает объем знаний, который необходимо освоить ученикам, чтобы соответствовать требованиям и цели Международного бакалавриата. Основной целью Международного бакалавриата является воспитание любознательных, компетентных и неравнодушных молодых людей, которые делают этот мир лучше и спокойнее за счет взаимопонимания и взаимоуважения между различными культурами. С этой целью развития перспективных программ международного образования и разработки строгого (тщательного) оценивания. Организация Международного бакалавриата работает со школами, правительствами и международными организациями. Данные программы мотивируют учащихся всего мира и способствуют развитию их активности, учат быть сопереживающими людьми, которые продолжают свое обучение на протяжении всей жизни и понимают, что другие люди, отличающиеся от них, тоже могут иметь свою точку зрения [3; 4].
Система Международного бакалавриата включает в себя четыре программы: PYP (primary years programme), MYP (middle years programme), DP (diploma programme) и CP (career-related programme).
Программа начальной школы - Primary Years Programme (DYP) -рассчитана на детей от 3 до 12 лет. Начальные школы работают по программам родной страны, адаптированным под стандарты Международного бакалавриата. В основе программы лежат интересы ребенка, обучение строится как ответы на его многочисленные вопросы. Большое внимание уделяется изучению языков,
искусств, вопросам нравственного и физического воспитания, а также ручному труду.
Следующая ступень обучения - основная школа - Middle Years Programme (MYP). Предметы этого цикла разделены на несколько групп: естественные науки, языки, физическое воспитание, искусства, математика, человек, ручной труд. Упор делается на расширение интегративных связей между предметами. Дети на практике учатся применять знания, полученные на занятиях. Специфические дисциплины, такие как «Служение обществу», учат разрабатывать проекты, направленные на помощь людям, которые живут рядом с тобой: как помочь инвалидам, детям-сиротам. Разрабатывая проекты, дети получают видимый результат своих усилий, а не разрозненные предметные знания.
Третья ступень - Diploma Programme (DP) - ориентирована на старших школьников. Во всем мире эта программа рассчитана на три года, однако в России ее разрешено реализовывать в рамках 10-го и 11-го классов. Все школы, предлагающие Diploma Programme, работают по специально разработанным в организации Международного бакалавриата образовательным программам. Преподавание не менее шести предметов обязательно ведется на одном из рабочих языков: английском, французском, испанском. По выбору ученика часть предметов преподается на базовом уровне, а часть предметов изучается углубленно. Помимо специальных дисциплин, таких как теория познания, служение обществу, обучение написанию эссе на жизненно важные темы, по-прежнему большое внимание уделяется изучению искусств и творчеству. Обязательным требованием для Diploma Programme является наличие в школе специально оборудованных лабораторий для естественных наук, классов для изучения искусств, спортивного и театрального залов [1; 2; 4].
Многочисленные исследования показывают, что дипломная программа Международного бакалавриата имеет большое количество преимуществ. Программа нацелена на развитие студентов с абсолютной глубиной познания, студентов, которые развиваются физически, на интеллектуальном уровне, эмоционально и эстетически.
Отличаясь сбалансированным учебным планом
и индивидуализированным подходом к образованию, программа предлагает шесть предметных областей: родной язык, второй современный язык, группы «Люди и общества», «Экспериментальные науки», «Математика и информатика» и «Искусство» или предмет по выбору из остальных групп. Из них нужно выбрать три для изучения на повышенном уровне и три - на обычном. Важное преимущество - целостность образовательного процесса, когда ребенок осознает связи между предметами. Также ученики проходят обязательные курсы: Theory of Knowledge (TK) и Creativity, action, service (CAS). А к концу программы каждый студент должен написать так называемое «развернутое эссе» (Extended Essay) объемом минимум 4000 слов. Оно должно
представлять собой своего рода отчет о самостоятельно проведенном исследовании по выбранной теме, которое выполняется под руководством учителя. Это позволяет ученикам приобрести навыки исследовательской деятельности.
Theory of Knowledge (TOK) - «Теория познания» (100 астрономических часов) - междисциплинарный курс, цель которого побудить молодых людей критически осмысливать получаемые знания, учиться дискутировать, задавать вопросы, формировать собственное мнение и аргументировать его, искать альтернативные подходы и точки зрения. Учащиеся рассматривают вопросы, не имеющие однозначного ответа. В рамках этого курса учащихся учат правильно писать эссе с обоснованием своей точки зрения, давать определения и формулировать гипотезы.
Creativity, Action, Service (CAS) - «Творчество, действие, служение» (18 месяцев). Программа «Творчество» направлена на развитие творческих способностей и реализацию творческого потенциала человека (сюда может относиться выпуск школьной газеты или участие в создании школьного сайта, написание сценария для новогодней елки, участие в школьных музыкальных и театральных постановках и т.д.) Программа «Действие» направлена на приобретение и поддержание хорошей физической формы учащегося (занятие танцами, спортом, причем теми видами, которыми учащийся ранее не занимался). Программа «Служение» - это реализация какого-либо социального проекта (помощь ветеранам, инвалидам, детям из детских домов и т.д.) Участие в данных видах деятельности позволяет учащимся не только раскрывать свои таланты, но и развивать такие важные качества, как внимательность, заботливость об окружающих, умение работать в команде. CAS воспитывает в учащемся способность осознавать, оценивать и принимать активное участие в жизни, протекающей за стенами школы.
Сравнительный анализ учебных результатов CAS и метапредметных результатов по ФГОС выявил ряд сходств (таблица) [3].
Сравнительный анализ CAS и ФГОС
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Learning outcomes
1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях LO3 Students can articulate the stages from conceiving an idea to executing a plan for a CAS experience or series of CAS experiences. This may be accomplished in collaboration with other participants. Students may show their knowledge and awareness by building on a previous experience, or by launching a new idea or process
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Learning outcomes
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты_
LO5 Students are able to identify, demonstrate and critically discuss the benefits and challenges of collaboration gained though CAS experiences
3. Владение
познавательной, исследовательской и деятельности, навыками
навыками учебно-проектной разрешения
проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
LO4
Students demonstrate regular involvement and active engagement in CAS.
(в ФГОС - самостоятельность, здесь -постоянство участия и вовлеченность)
4. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников_
5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности_
6. Умение определять назначение и функции различных социальных институтов
LO6 Students are able to identify and demonstrate their understanding of global issues, make responsible decisions, and take appropriate action in response to the issue either locally, nationally or internationally_
7. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
LO7 Students show awareness of the consequences of choices and actions in planning and carrying out CAS experiences
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Learning outcomes
8. Владение языковыми средствами -умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства LO1 Students are able to see themselves as individuals with various abilities and skills, of which some are more developed than others (шире, чем в ФГОС)
9. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения LO2 A new challenge may be an unfamiliar experience or an extension of an existing one. The newly acquired or developed skills may be shown through experiences that the student has not previously undertaken or through increased expertise in an established area.
Актуальность исследования обусловлена тем, что интеграция российской школы в международное образовательное пространство привела к необходимости изменений отечественной системы образования в связи с несовпадениями международной программы и программы российской школы. Внедрение системы Международного бакалавриата представляется возможным выходом из сложившейся ситуации.
Программа CAS является сочетанием учебной и внеучебной деятельности, так как каждый ученик по окончании курса имеет определенный диагностируемый учебный результат, что существенно отличается от российской системы образования. В российских школах существует множество программ внеучебной деятельности. Однако в российских школах эти программы не носят учебного характера, а также не хватает критериев оценивания внеучебной деятельности.
Целью исследования является описание процесса организации программы CAS по теме «Drama» и разработать систему работы по теме «Drama» в рамках курса CAS.
Объектом исследования является курс «Creativity, action service» (CAS) в дипломной программе Международного бакалавриата.
Предметом исследования является тема «Drama» в рамках курса «Creativity, action service» (CAS) в дипломной программе Международного бакалавриата.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику дипломной программы Международного бакалавриата;
- дать характеристику курса «Creativity, action service» (CAS) в дипломной программе Международного бакалавриата;
- раскрыть требования Международного бакалавриата к курсу «Creativity, action service» (CAS);
- определить, как требования Международного бакалавриата к курсу «Creativity, action service» (CAS) соотносятся с федеральным государственным образовательным стандартом;
- разработать методические рекомендации, материалы, средства, критерии оценивания курса «Creativity, action service» (CAS) по теме «Drama» в дипломной программе Международного бакалавриата.
Для достижения поставленной цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались методы научного исследования:
- теоретические: анализ и интерпретация отечественной и зарубежной философской, нормативной, психолого-педагогической и методической литературы; анализ и обобщение передового отечественного, зарубежного и личного педагогического опыта по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, рефлексивный анализ результатов образовательного процесса в дипломной программе Международного бакалавриата, метод самооценки, методически эксперимент, статистическая обработка экспериментальных данных.
Список литературы
1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.
2. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.
3. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.
4. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.