УДК 378.147
Железчикова Александра Евгеньевна
магистрант I курса факультета иностранных языков
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: zhel-al@mail. ru
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА «EXTENDED ESSAY» В ДИПЛОМНОЙ ПРОГРАММЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
БАКАЛАВРИАТА
Alexandra E. Zhelezchikova
Master Degree Student of the Faculty of Foreign Languages
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: zhel-al@mail. ru
THE COURSE "EXTENDED ESSAY" IN THE DIPLOMA PROGRAMME
Аннотация. В статье представлена специфика системы Международного бакалавриата как один из способов интеграции образовательных систем, а также описана дипломная программа как наглядный пример такой интеграции. Один из базовых компонентов Международного бакалавриата, который обеспечивает целостность данных систем, является Extended Essay.
Ключевые слова: Международный бакалавриат, дипломная программа, Extended Essay.
Abstract. The article delineates the specific features of The International Baccalaureate Organization as one of the ways to integrate educational systems, also Diploma Programme is considered to be the example of this integration. One of the basic components of International Baccalaureate which provides continuity of the system is Extended Essay.
Key words: The International Baccalaureate Organization, Diploma Programme, Extended Essay.
Одно из приоритетных направлений развития российского образования -интеграция в международное образовательное пространство, что способствует привлечению лучшего образовательного опыта, накопленного в современном
© Железчикова А.Е., 2016
мире, и его дальнейшей интеграции в образовательной парадигме России. Программа Международного бакалавриата является наиболее популярной не только в мире, но и в нашей стране. Международный бакалавриат (МБ) - это универсальная образовательная система, единая для всего мира и дающая качественное современное общее образование, воспитывающая лидеров будущего. Главный принцип Международного бакалавриата - всестороннее развитие личности и подготовка активного, готового к принятию на себя ответственности гражданина посредством динамичного соединения знаний, навыков, умений, развития критического и творческого мышления [1; 2; 9; 10].
Обучение в данной образовательной системе ведется по трем программам. Программа детского сада и начальной школы -PrimaryYearsProgramme, или сокращенно PYP, - рассчитана на детей от 3 до 12 лет. Следующая ступень обучения - основная школа - MiddleYearsProgramme, MYP. Самая эксклюзивная программа - дипломная - Diploma Programme, или сокращенно DP, - ориентирована на старших школьников.
В данной работе была выбрана дипломная программа, так как она обладает рядом преимуществ, ключевым из которых является возможность выпускников данной программы поступить в престижные мировые университеты. Кроме того, данная программа во многом соотносится с программой полного среднего образования Российской Федерации.
Программа является академически сложной и сбалансированной с программой выпускных экзаменов, которая готовит студентов в возрасте с 16 до 19 лет к достижению успеха в университете и жизни за его пределами. Она была разработана для поддержания интеллектуального, социального, эмоционального и физического благополучия учащихся. Выпускников IB отличает не только прекрасное образование, но и зрелость, ответственность, умение принимать решения, аналитический подход, гражданская позиция [10]. Цель дипломной программы Международного бакалавриата:
- развитие навыков критического мышления;
- развитие навыков ведения научно-исследовательской работы;
- отличное знание английского языка - все предметы изучаются на английском языке;
- целостное развитие личности учащихся.
Программа готовит учащихся для эффективного участия в быстро развивающемся мире, так как направлена:
- на физическое, интеллектуальное, эмоциональное и этическое развитие;
- приобретение глубоких знаний при изучении шести предметных областей;
- развитие навыков и положительного отношения к обучению, которое готовит учащихся к высшему образованию;
- глубокое понимание культуры, минимум на двух языках;
- углубленное исследование в виде расширенного эссе;
- личностное и межличностное развитие через творчество, обслуживание и действия.
Программа рассчитана на два года и состоит в изучении шести предметов из шести основных групп, по одному из каждой, которые студент выбирает самостоятельно :
- первый язык (как правило, родной) и выборочное изучение произведений мировой литературы;
- иностранные языки и литература на этих языках;
- человек и общество (история, психология, география, экономика, философия, бизнес и управление, информационные технологии и многие другие.);
- естественные науки (биология, физика, химия, экологические системы и многие др.);
- математика;
- дополнительные предметы по выбору (дизайн, музыка, театральное искусство, одни из предметов группы 3 или 4, математика на продвинутом уровне).
В рамках дипломной программы центральными элементами модели, обеспечивающими целостность всей системы, являются the extended essay, theory of knowledge и CAS [3-8].
Курсовая работа (The extended essay) объемом минимум 4000 слов -своеобразный отчет о самостоятельно проведенном исследовании по выбранной теме, который выполняется под руководством учителя.
Теория познания (Theory of knowledge) разрабатывает согласованный подход к обучению, который объединяет все академические дисциплины. В рамках курса студентов учат аргументировать свою точку зрения, давать определения и формулировать гипотезы, грамотно дискутировать, правильно писать эссе.
Творчество, действие, служение (Creativity, action, service) (CAS) - это участие в театральных постановках, спорте и общественной работе. Целью программы является:
- широкая, сбалансированная программа обучения;
- развитие критического мышления;
- развитие исследовательских навыков;
- развитие межкультурного взаимопонимания;
- мировая квалификация.
По окончании оценивается степень освоения академических навыков, например:
- анализ и представление информации;
- оценка и постарение аргументов;
- применение стандартных методов [10].
Также учащиеся сдают письменные экзамены и готовят письменную работу (эссе). Письменные экзаменационные работы являются основным
инструментом итогового оценивания. Обычно письменный экзамен состоит из двух или трех работ, выполняемых через некоторый промежуток времени, которые проверяются независимыми экзаменаторами Международного бакалавриата.
Для того чтобы получить диплом об окончании программы Международного бакалавриата, студент должен закончить программу, выполнив все требования: успешно сдать экзамены по всем шести предметам (по трем предметам на продвинутом уровне и по трем предметам на стандартном уровне), написать Extended Essay и две работы по Theory of Knowledge, отработать не менее 150 часов по программе Creativity, Action, Service и завершить все проекты и мини-проекты [9].
Extended Essay - это исследование определенной темы по одному предмету из шести предметных групп, обязательных для дипломной программы Международного бакалавриата. Выпускники должны продемонстрировать высокий уровень сформированности исследовательских навыков и умений письменной речи, а также свою креативность. Это дает учащемуся возможность самостоятельно изучать выбранную тему под контролем его научного руководителя (учителя данной школы). В результате учащиеся должны представить небольшой структурированный реферат, в котором отражаются все обязательные компоненты научного исследования (цели, задачи, результаты исследования и т.д.) По окончании работы учащиеся заполняют рефлекторные карты или обсуждают результаты выполненной работы со своим научным руководителем.
Объектом данной работы является образовательный процесс в дипломной программе системы Международного бакалавриата.
Предмет - исследовательская деятельность учащихся дипломной программы Международного бакалавриата в рамках выпускной работы «Extended Essay».
Цель исследования - разработка курса «Extended Essay».
Задачи:
1. Описать образовательную систему Международного бакалавриата.
2. Изучить дипломную программу Международного бакалавриата и сравнить ее с программой полного среднего образования Российской Федерации.
3. Выявить особенности исследовательской деятельности учащихся в рамках проекта «Extended Essay».
4. Разработать курс «Extended Essay».
Актуальность данного исследования заключается в том, что разработанный курс соответствует требованиям программы полного среднего образования Российской Федерации, а также требованиям дипломной программы Международного бакалавриата.
Гипотеза: предполагается, что разработанный курс будет способствовать успешному выполнению учащимися междисциплинарного проекта «Extended Essay».
Противоречие: в настоящее время увеличивается потребность в выпускниках дипломной программы Международного бакалавриата, которых отличает умение принимать решения, аналитический подход, гражданская позиция. Однако конкретный образовательный курс, который отвечал бы требованиям современного общества, не был представлен. Некоторые характеристики «Extended Essay»:
- обязательно для всех учащихся дипломной программы Международного бакалавриата;
- строго оценивается и вместе с оценкой за работы, выполненные по TOK, составляют 3 балла от общего их количества;
- это самостоятельное исследование учащегося определенной темы под контролем научного руководителя;
- тема исследования выбирается из шести предметных групп, обязательных для изучения в рамках дипломной программы;
- представлена в форме реферата объемом более чем 4000 слов;
- это результат самостоятельной работы учащегося в течение более чем 40 часов;
- завершается заполнением рефлекторных карт или обсуждением проделанной работы с научным руководителем.
Дипломная программа «Extended Essay» - это возможность продемонстрировать свои знания, понимание и детальное изучение выбранного предмета исследования.
«Extended Essay» оценивается по 11 критериям, которые в зависимости от выбранного предмета имеют свои особенности:
- цель исследования (представлена в виде вопроса),
- введение,
- исследование (практическая часть),
- знание и понимание темы исследования (теоретическая часть),
- рассуждение и аргументация,
- оценка и анализ проделанной работы,
- правильное использование языковых средств,
- заключение,
- представление своей работы,
- тезисное представление работы,
- целостность суждений.
В системе Международного бакалавриата основным результатом учебной деятельности является формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и других сферах. На формирование этих компетентностей и ориентировано содержание образования, системообразующим компонентом которого является область взаимодействия «Подходы к учению» (для MYP) и «Теория познания» (для DYP). Содержание данной области взаимодействия весьма актуально для
российской школы в свете ее модернизации. В центре внимания учителя и учащихся - механизмы постижения нового, процессы познания, формирование умственных действий, развитие процессуальной стороны мышления. Именно в этих областях взаимодействия формируются умения и навыки проектировать и планировать деятельность, осуществлять самоанализ и самооценку проведенной работы, выявлять, формулировать и решать проблему, работать с текстом, находить источники информации, необходимые для решения проблем, осуществлять исследование, представлять результаты своей деятельности, работать в группе, которые затем реализуются при овладении различными областями знаний как на занятиях, так и в самообразовательной деятельности школьников.
Список литературы
1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.
2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.
3. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.
4. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.
5. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.
6. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.
7. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.
8. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.
9. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.
10. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.