Научная статья на тему 'Курс теории познания в рамках дипломной программы Международного бакалавриата'

Курс теории познания в рамках дипломной программы Международного бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ / ДИПЛОМНАЯ ПРОГРАММА / ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ / ПРОФИЛЬ УЧЕНИКА МБ / ВОПРОСЫ О ЗНАНИИ / СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ / ОБЛАСТИ ЗНАНИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ / INTERNATIONAL BACCALAUREATE / DIPLOMA PROGRAMME / THEORY OF KNOWLEDGE / IB LEARNER PROFILE / KNOWLEDGE QUESTIONS / WAYS OF KNOWING / AREAS OF KNOWLEDGE / KNOWLEDGE CLAIMS / KNOWLEDGE ISSUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перминова Марина Владимировна

Описаны особенности курса теории познания в дипломной программе Международного бакалавриата (МБ). Рассмотрены основные принципы функционирования системы МБ, в частности дипломной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перминова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article delineates the issue of the Theory of Knowledge course within the frameworks of the International Baccalaureate Diploma Programme. It describes the principles of the IB System on the whole and the DP in particular.

Текст научной работы на тему «Курс теории познания в рамках дипломной программы Международного бакалавриата»

УДК 378.147

Перминова Марина Владимировна

магистрант факультета иностранных языков

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: marina-laUikhina@yandex. ru

КУРС ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ В РАМКАХ ДИПЛОМНОЙ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА

Marina Perminova

Master Programme Student, Faculty of Foreign Languages

Federal Stale Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: marina-latukhina@yandex. ru

THE THEORY OF KNOWLEDGE COURSE IN THE INTERNATIONAL BACCALAUREATE DIPLOMA PROGRAMME

Аннотация. Описаны особенности курса теории познания в дипломной программе Международного бакалавриата (МБ). Рассмотрены основные принципы функционирования системы МБ, в частности дипломной программы.

Ключевые слова: Международный бакалавриат, дипломная программа, теория познания, профиль ученика МБ, вопросы о знании, способы познания, области знания, проблемные утверждения, проблемные вопросы.

Abstract. The article delineates the issue of the Theory of Knowledge course within the frameworks of the International Baccalaureate Diploma Programme. It describes the principles of the IB System on the whole and the DP in particular.

Key words: International Baccalaureate, Diploma Programme, Theory of Knowledge, IB Learner Profile, knowledge questions, ways of knowing, areas of knowledge, knowledge claims, knowledge issues.

Образовательная программа Международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB) была создана в Швейцарии в конце 60-х гг. XX в. в качестве универсальной школьной программы с общим учебным планом, которая позволяла бы учебным заведениям одной страны считать образование, полученное в другой стране, эквивалентным национальному.

© Перминова М.В., 2016

По мере развития и усовершенствования данной системы, диплом IB (IB Diploma, так называемый аттестат об окончании школы) стали признавать ведущие университеты мира. Сейчас в США, Канаде, Ирландии, Великобритании, Бельгии, Франции, Норвегии, Швеции и некоторых других странах абитуриентов с такими аттестатами принимают в университеты без вступительных экзаменов. Оговариваются только проходной балл и требования к оценкам в аттестате по определенному набору предметов. В других странах, например в Испании, диплом Международного бакалавриата признается наряду с национальным, однако не освобождает от сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, студент, получивший степень Международного бакалавра имеет достаточную квалификацию для поступления практически в любой университет мира.

Сегодня по программе IB можно учиться в 1020 школах 100 стран мира. Как правило, во всех странах школы, практикующие обучение по этой модели, входят в число лучших. Это, в сущности, означает, что уровень среднего образования, получаемого в школах IB, выше национального стандарта.

Программа IB в первую очередь рассчитана на то, чтобы дать учащимся знания и умения, необходимые в жизни каждому, независимо от профессии, а также навыки социальной адаптации. В рамках программы главный акцент делается на академических достижениях, умении критически мыслить, навыках самостоятельной работы. Благодаря такому подходу у учеников повышается мотивация и интерес к знаниям, а следовательно, и успеваемость.

Международный бакалавриат предлагает четыре высококачественные программы международного образования для детей разного возраста:

1) программу дошкольного и начального образования (Primary Years Programme, PYP) для дошкольников и младших школьников от 3 до 12 лет;

2) программу неполного среднего образования (Middle Years Programme, MYP) для подростков с 11 до 16 лет;

3) дипломную программу (полное среднее образование) (Diploma Programme, DP) для старшеклассников с 16 до 19 лет;

4) профессионально ориентированную программу (Career-related Programme, CP) для учащихся в возрасте от 16 до 19 лет [13-20].

Программа начального образования (PYP) сфокусирована на разностороннем развитии ребенка в условиях классной комнаты и вне ее.

Программа неполного среднего образования (MYP) создает условия для академических занятий и развития навыков социализации при освоении традиционных школьных предметов.

Дипломная программа (DP) представляет собой двухлетний курс, отвечающий потребностям высокомотивированных учащихся и позволяющий им получить такой уровень подготовки, который удовлетворяет требованиям ведущих университетов мира.

Профессионально ориентированная программа (CP) интегрирует образовательные принципы, концепцию обучения и профиль учащегося IB

в уникальную программу, которая отвечает потребностям учащихся, желающих подготовиться к профессиональной деятельности. Она разработана с целью подтверждения дополнительной специализации школ с программой DP, которые уже предлагают своим учащимся профессионально ориентированные курсы обучения [1-6; 13; 21].

Совокупность программ Международного бакалавриата, предназначенная для учащихся в возрасте от 3 до 19 лет, является уникальной благодаря ее высоким академическим и личностным требованиям. Перед учениками стоят сложные цели: добиваться отличных успехов в учебе и развитии личности. Целью обучения в школе IB является стремление привить интерес к учебе на протяжении всей жизни, характеризующийся энтузиазмом и сопереживанием.

Организация Международного бакалавриата (International Baccalaureate Organization, IBO) стремится помочь школам воспитать всесторонне развитых высоконравственных людей, которые реагируют на сложные задачи с оптимизмом и ищут нестандартные подходы, уверены в себе, принимают этические решения, разделяют идею общности людей во всем мире и готовы применить полученные знания на практике в сложных и непредсказуемых ситуациях [7-11; 15].

Одним из основных документов, регламентирующих деятельность Международного бакалавриата, является «профиль ученика» (The IB Learner Profile), состоящий из набора компетенций, которые необходимо сформировать по мере освоения трех образовательных программ - PYP, MYP, DP. Программы Международного бакалавриата, обеспечивая развитие личности в целом, делают упор на интеллектуальное, личностное, эмоциональное и общественное развитие посредством овладения всеми областями знания.

«Профиль ученика» является ключевым компонентом, объединяющим все три программы МБ. Международный бакалавриат не рассматривает «профиль» как портрет преуспевающего ученика. Акцент сделан на процессах учения и развития. «Профиль ученика» МБ - это «профиль» человека в контексте непрерывного образования, целью которого является формирование интернационального мышления. Интернациональность мышления есть условие создания сообщества мирно сосуществующих людей, исповедующих межкультурное взаимопонимание и уважение друг к другу. Школы, реализующие программы Международного бакалавриата, воспитывают внутренне свободного деятельного человека, связанного с окружающим миром и его историей, знающего и ценящего свою национальную культуру и в то же время легко включающегося в общемировое культурное пространство [13].

Руководствуясь ценностями, описанными в профиле учащегося, образование по системе Международного бакалавриата:

- направлено на ученика - ориентированные на учащихся программы IB стимулируют формирование здоровых взаимоотношений, этической ответственности и дают возможность проявить себя;

- развивает эффективные методы преподавания и обучения - программы 1В помогают ученикам формировать взгляды и навыки, необходимые для академического и личного успеха;

- действует в глобальном контексте - программы 1В углубляют знание языков и понимание культур и исследуют глобально значимые идеи и проблемы;

- охватывает значительный объем материала - программы 1В предлагают широкие и сбалансированные, концептуальные и интегрированные учебные планы.

Ученики 1В стремятся стать любознательными, знающими, думающими, общительными, принципиальными, открытыми, заботливыми, решительными, гармонично развитыми и анализирующими. Эти качества представляют собой широкий спектр человеческих возможностей и функций, которые выходят за рамки интеллектуального развития и достижений в учебе.

«Профиль» является основным инструментом создания учебного пространства в образовательном учреждении. Он определяет выбор содержания, технологий обучения и форм контроля, обеспечивает целостный подход к развитию личности обучаемого [12; 13].

Цель всех программ Международного бакалавриата - воспитание личностей с интернациональным мышлением, которые, признавая свою гуманистическую направленность и разделяя ответственность за судьбу мира, способствуют улучшению качества жизни и созданию более миролюбивой атмосферы на всей планете.

Дипломная программа Международного Бакалавриата (ОР) является академически сложной и сбалансированной программой образования с выпускными экзаменами, которая готовит учащихся в возрасте от 16 до 19 лет к достижению успеха в университете и в дальнейшей жизни. Она нацелена на обеспечение интеллектуального, социального, эмоционального и физического благополучия учащихся. Программа завоевала признание и доверие ведущих мировых университетов.

Дипломная программа готовит учащихся к эффективному вступлению в быстро развивающееся и все более глобализирующееся общество по мере того, как они:

- формируются физически, интеллектуально, эмоционально и этически;

- приобретают широкие и глубокие знания и осмысляют их в процессе изучения курсов по шести группам предметов;

- развивают навыки обучения и позитивное отношение к нему, что готовит их к получению высшего образования;

- изучают как минимум два языка и углубляют понимание различных культур, включая свою собственную;

- устанавливают взаимосвязи между традиционными академическими дисциплинами и исследуют природу знания в рамках уникального курса программы «теория познания»;

- проводят углубленное исследование по одной из интересующих их тем с точки зрения одной или нескольких учебных дисциплин с итоговым написанием развернутого эссе;

- совершенствуют свою личность и навыки межличностного общения посредством творчества и общественной деятельности [15].

Программа IB DP рассчитана на два года. Конкретный учебный план может видоизменяться от школы к школе, однако в целом выглядит следующим образом. Обучение ведется на одном из трех рабочих языков IB: английском, французском или испанском (допускается преподавание родного языка, родной и мировой литературы на национальном языке). Основа программы - изучение шести предметов, которые ученик выбирает сам. Предметы программы преподаются на двух уровнях: «продвинутом» (Higher level) и «стандартном» (Standard level). Первый предполагает изучение дисциплины в объеме 240 учебных часов, второй - 150 часов. На «продвинутом» уровне изучаются три или четыре предмета, как правило, необходимых ему для поступления в вуз.

Предметы программы IB объединены в шесть групп, и из каждой студент выбирает для изучения один предмет:

1. Первый язык (как правило, родной) и выборочное изучение произведений мировой литературы.

2. Иностранные языки и литература на этих языках.

3. Человек и общество (история, психология, география, экономика, философия, бизнес и управление, информационные технологии и др.).

4. Естественные науки (биология, физика, химия, экологические системы и др.).

5. Математика.

6. Дополнительные предметы по выбору (дизайн, музыка, театральное искусство, одни из предметов группы 3 или 4, математика на продвинутом уровне).

Также студенты обязательно проходят мощные всеобъемлющие курсы:

- Theory of Knowledge (TOK) - «Теория познания»;

- Creativity, Action, Service (CAS) - «Творчество, действие, служение».

К концу программы каждый студент должен написать так называемое «развернутое эссе» (Extended Essay) объемом минимум 4000 слов. Оно должно представлять собой своего рода отчет о самостоятельно проведенном исследовании по выбранной теме, который выполняется под руководством учителя. Это позволяет ученикам приобрести навыки исследовательской деятельности [3].

Одно из основных отличий программы IB - это, прежде всего, подход к изучению предмета. Как правило, в программе IB используются методы различного анализа, делается акцент на написание исследовательских работ и самостоятельную экспериментальную деятельность студентов.

Так, например, курс теории познания формирует у студентов системный подход к обучению, поскольку объединяет все академические дисциплины.

235

В этом курсе, нацеленном на развитие критического мышления, учащиеся изучают природу познания и углубляют понимание знания как результата генерирования идей человеком.

Теория познания - предмет, в сферу которого входит широкий круг социальных и философских вопросов. Задачами предмета в первую очередь является формирование благоприятной среды для развития гармоничной, социально активной личности с выработанной индивидуальной жизненной позицией. Таким образом, курс предполагает развитие аналитических и рефлексивных навыков учащихся, что позволяет им в дальнейшем быть успешными в различных видах учебной и внеучебной деятельности

Это курс философского плана, некая теория исследования, способы и модели постижения нового. Одним словом, на этих занятиях учат учиться, относиться критически к знанию и познанию и не бояться спорить в поисках истины, здесь же дается база для самообучения. В рамках этого курса студентов также учат правильно писать эссе, аргументировать свою точку зрения, давать определения и формулировать гипотезы, грамотно дискутировать. При изучении студенты будут исследовать вопросы «Откуда мы знаем?», «Как мы учимся?», «Какова цель моего учения?» [14]. Теория познания позволяет студентам:

- осознавать роль природы познания в своей собственной культуре и культуре других людей;

- относиться к самим себе как к мыслителям, понимающим сложность процесса познания;

- принимать ответственность за свои действия в постоянно развивающемся, но не стабильном мире.

В курсе теории познания выделяется перечень определенных понятий, связанных со знанием и познанием. В отличие от стандартных учебных дисциплин, теория познания основывается на так называемых «вопросах о знании» (knowledge questions). Несмотря на то что в науке используют множество различных «способов познания», курс теории познания выделяет восемь специфических способов (ways of knowing, WOKs): чувственное восприятие, разум, ощущение, язык, воображение, вера, интуиция, память. Предполагается, что студентам достаточно овладеть, как минимум, четырьмя способами познания из перечисленных. Следующим, более широким, понятием является «область знания» (areas of knowledge, AOKs). Это восемь тем, в контексте которых студенты учатся мыслить, формулировать «вопросы о знании» и искать на них ответы, применяя «способы познания». Среди них: математика, естественные науки, гуманитарные науки, искусство, история, этика, системы религиозных знаний, системы традиционных знаний. Данные темы представляют собой разделы (units), которые изучаются на протяжении всей дипломной программы. По окончании курса студенты должны быть способны анализировать проблемные утверждения (knowledge claims) и отвечать на проблемные вопросы (knowledge issues) в контексте различных

областей знания и способов познания, выражая идеи точно и честно, и, используя примеры из своего ученического и жизненного опыта [16].

Каждый студент должен успешно сдать курс Теории познания. На этот предмет отводится минимум 100 учебных часов. Условием для успешной сдачи данного предмета является написание реферата объемом в 1200-1600 слов на одну из предлагаемых тем по выбору и презентация его. Оценки за реферат и презентацию сравниваются с оценками за дипломную работу по специальной таблице (матрице), разработанной Организацией Международного бакалавриата [14].

Таким образом, Международный бакалавриат (International Baccalaureate, IB) - это универсальная программа, которая вобрала в себя все самое лучшее, что существует в школьном образовании различных стран. Это некий универсальный язык, который понятен практически любому университету и колледжу по всему миру. Кроме того, курс Теория познания (Theory of Knowledge, TOK) в рамках Дипломной программы (Diploma Programme, DP) является обязательным, одним из центральных предметов. Не освоив данный курс, студент не может получить диплом IB, а его образование в системе Международного бакалавриата не может называться завершенным.

Список литературы

1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.

2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.

3. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.

4. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.

5. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.

6. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.

7. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.

8. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.

9. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009.

10. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Пермь, 2009.

11. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: монография / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.

12. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.

13. Bezukladnikov K., Kruze B. An Outline Of An Esp Teacher Training Course // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 103.

14. Bezukladnlkov K., Kruze B., Mosina M. Interactive Approach To Esp Teaching And Learning // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 2. P. 201-206.

15. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.

16. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.

17. Diploma Programme. Theory of Knowledge Guide / International Baccalaureate Organization. 2015. 74 p.

18. International Baccalaureate. URL: http://www.ibo.org (дата обращения: 05.06.2016).

19. Oskolkova V.R., Ozegova E.V., Kruze B.A. The Competence-Based Approach In The Russian Federation: The Definition Of The Notion And Structure Of The Professional Competence Of A Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 20-23.

20. Theory of Knowledge. URL: http://www.theoryofknowledge.net (дата обращения: 05.06.2016).

21. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.