Научная статья на тему 'Программы Международного бакалавриата на современном этапе'

Программы Международного бакалавриата на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАКАЛАВРИАТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / МОДЕЛЬ ДИПЛОМНОЙ ПРОГРАММЫ / INTERNATIONAL BACCALAUREATE / INTERNATIONAL EDUCATION / TEACHING METHODOLOGY / EVALUATION SYSTEM / THE MODEL OF THE DIPLOMA PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Ольга Алексеевна

Описываются особенности программ обучения в школах Международного бакалавриата и дает подробную характеристику дипломной программы Международного бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the features of learning programs in schools of the international baccalaureate, and gives a detailed description of the diploma program of the international baccalaureate.

Текст научной работы на тему «Программы Международного бакалавриата на современном этапе»

УДК 378.147

Кузнецова Ольга Алексеевна

магистрант, обучающийся по программе «Международный бакалавриат»

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: [email protected]

ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Olga A. Kuznetsova

Graduate Student Enrolled in the "International Baccalaureate"

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]

THE INTERNATIONAL BACCALAUREATE PROGRAM AT THE PRESENT STAGE

Аннотация. Описываются особенности программ обучения в школах Международного бакалавриата и дает подробную характеристику дипломной программы Международного бакалавриата.

Ключевые слова: Международный бакалавриат, международное образование, методика обучения, система оценивания, модель дипломной программы.

Abstract. The article describes the features of learning programs in schools of the international baccalaureate, and gives a detailed description of the diploma program of the international baccalaureate.

Key words: international baccalaureate, international education, teaching methodology, evaluation system, the model of the diploma program.

В современном обществе изучение английского языка больше не является целью. Английский язык становится средством получения образования нового уровня, более престижной работы. Иными словами, появляется возможность обучения на английском языке, как в своей стране, так и за рубежом.

В школах, реализующих программы Международного бакалавриата (МБ), английский язык выступает как средство изучения других предметов. Данная

© Кузнецова О.А., 2016

образовательная система дает шанс получить качественное современное образование, востребованное и признаваемое во всем мире. Открытие школ МБ обеспечивает возможность повысить качество образования в связи с тем, что обучение направлено на всестороннее развитие поликультурной личности, а именно любознательного, думающего, готового рисковать человека, который мотивирован на достижение успеха. Особое значение придается формированию компетентности, то есть комплексного ресурса личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной сфере и который зависит от необходимого для этого набора компетенций. Именно они обеспечивают возможность субъекту ставить перед собой значимые цели, рисковать, гибко, творчески подходить к решению проблемы и получать результат. Отсюда ориентация на уроке на практическую самостоятельную деятельность школьников [1-3; 10-12]. Данная цель достигается путем привлечения лучшего мирового образовательного опыта.

Обучение по программам МБ ведется на трех языках: английском, французском и испанском. В системе МБ студенты обучаются по трем программам. Программа детского сада и начальной школы - Primary Years Programme, или сокращенно PYP, - рассчитана на детей от 3 до 12 лет. Следующая ступень обучения - основная школа - Middle Years Programme, MYP. Программа, которая по праву считается идеальной для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения - дипломная - Diploma Programme, или сокращенно DP, - ориентирована на старших школьников. Кроме того, существует четвертая программа - карьерный сертификат для старшеклассников, или Career - related programme [4-10]. Далее рассмотрим дипломную программу более подробно.

Цель дипломной программы Международного бакалавриата:

- развитие навыков критического мышления;

- развитие навыков ведения научно-исследовательской работы;

- отличное знание английского языка - все предметы изучаются на английском языке;

- целостное развитие личности учащихся.

Программа готовит учащихся для эффективного участия в быстро развивающемся мире, так как направлена на:

- физическое, интеллектуальное, эмоциональное и этическое развитие;

- приобретение глубоких знаний при изучении шести предметных областей;

- развитие навыков и положительного отношения к обучению, которое готовит учащихся к высшему образованию;

- глубокое понимание культуры как минимум на двух языках;

- углубленное исследование в виде расширенного эссе (курсовой работы);

- личностное и межличностное развитие через творчество, обслуживание и действия.

Программа рассчитана на два года и состоит в изучении шести предметов из шести основных групп, по одному из каждой, которые студент выбирает самостоятельно :

- первый язык (как правило, родной) и выборочное изучение произведений мировой литературы;

- иностранные языки и литература на этих языках;

- человек и общество (история, психология, география, экономика, философия, бизнес и управление, информационные технологии и многие другие.);

- естественные науки (биология, физика, химия, экологические системы и многие др.);

- математика;

- дополнительные предметы по выбору (дизайн, музыка, театральное искусство, одни из предметов группы 3 или 4, математика на продвинутом уровне).

Центральными элементами модели, обеспечивающими целостность всей системы, являются:

- курсовая работа (The extended essay) - объемом минимум 4000 слов -своеобразный отчет о самостоятельно проведенном исследовании по выбранной теме, который выполняется под руководством учителя;

- теория познания (Theory of knowledge) - разрабатывает согласованный подход к обучению, который объединяет все академические дисциплины. В рамках курса студентов учат аргументировать свою точку зрения, давать определения и формулировать гипотезы, грамотно дискутировать, правильно писать эссе;

- творчество, действие, служение (Creativity, action, service, или CAS) - это участие в театральных постановках, спорте и общественной работе [10, с. 71].

По окончании оценивается степень освоения академических навыков, например:

- анализ и представление информации;

- оценка и постарение аргументов;

- применение стандартных методов.

- также учащиеся сдают письменные экзамены и готовят курсовую работу. Письменные экзаменационные работы являются основным инструментом

итогового оценивания. Обычно письменный экзамен состоит из двух или трех работ, выполняемых через некоторый промежуток времени, которые проверяются независимыми экзаменаторами Международного бакалавриата.

Выпускников МБ отличает не только прекрасное образование, но и зрелость, ответственность, умение принимать решения, аналитический подход, гражданская позиция [10, с. 73].

Английский язык преподается на стандартном и продвинутом уровне. Через изучение языка ученики изучают культуру. В центре внимания стоит воспитание поликультурной личности.

В курсе английского языка оцениванию подлежит:

1. Умение эффективно осуществлять поликультурное грамотное общение на английском языке в ряде ситуаций.

2. Умение уместно использовать язык в ситуациях межличностного общения.

3. Умение понимать и говорить на английском языке грамотно и бегло.

4. Умение высказываться, выражая мысли четко, логично и последовательно.

5. Умение понимать обращенную письменную и устную речь, и отвечать, адекватно контексту.

Курс английского языка (стандартный уровень) включает 150 часов, которые изучаются в течение двух лет. Каждый год изучению подлежат пять тематических областей (три основные и две по выбору).

Основные тематические области:

- коммуникация и средства общения.

- мировые проблемы.

- отношения в обществе.

Также предлагаются на выбор следующие темы:

- культурное разнообразие;

- традиции и обычаи;

- здоровье;

- времяпрепровождение;

- наука и техника.

Каждая тематическая область содержит набор тем, из которых учитель выбирает как минимум две темы для изучения.

В системе МБ существует два вида оценивания:

1. Формирующее оценивание дает учителю и ученику полное представление о самом процессе обучения, который осуществляется в данный момент, о сильных и слабых сторонах ученика. Такое оценивание способствует развитию способностей ученика.

Кроме того, формирующее оценивание может улучшить качество преподавания, так как оно обеспечивает учителя информацией о том, какие шаги нужно предпринять для достижения поставленной учебной цели.

2. С помощью суммарного оценивания учитель получает информацию о том, насколько ученик продвинулся в процессе достижения учебной цели и какие учебные задачи уже решены.

Дипломная программа МБ главным образом основана на суммарном оценивании.

Основная цель оценивания в рамках дипломной программы -обеспечение достижения поставленных учебных целей и стимулирование

процесса обучения. В дипломной программе используются и external-, и internal-инструменты оценивания. Независимые экзаменаторы МБ проверяют работы, предназначенные для внешнего независимого оценивания, работы для внутреннего оценивания проверяются учителями, и весь процесс проверки отслеживается.

Оценивание в системе МБ основано на четких критериях. Такой подход помогает оценить работу ученика в соответствии с достигнутым им уровнем, а не в сравнении с работами других учеников.

В системе МБ используются несколько методов оценивания работ учеников.

Критерии оценивания описывают, насколько хорошо ученик должен продемонстрировать сформированность того или иного умения. Использование разнообразных критериев позволяет оценить разные ответы. Каждый критерий содержит определенное количество характеристик для получения количества баллов по критерию. В итоге полученные баллы складываются, и работа получает отметку [10, с. 80].

Также в системе оценивания существуют диапазоны оценивания, которые представляют собой всеобъемлющее описание ожидаемых результатов, с помощью которых ответы учеников оцениваются.

Они представляют собой единый целостный критерий, разделенный на определенные дескрипторы. Каждый дескриптор соответствует диапазону отметок, чтобы дифференцировать работу учащихся.

Кроме того, экзаменаторы используют схемы оценивания. Аналитические схемы оценивания разработаны для тех вопросов, которые ожидают определенного рода реакции и/или окончательного ответа от учеников. Они дают детальные инструкции для экспертов о том, из чего складывается суммарная оценка за каждый вопрос для различных частей ответа. В схемах оценивания содержится то, что ожидается в ответах на вопросы. Также в схеме оценивания есть рекомендации о том, как применять критерии [10, с. 81].

Для того чтобы получить диплом об окончании программы МБ, студент должен закончить программу, выполнив все требования: успешно сдать экзамены по всем шести предметам (по трем предметам на продвинутом уровне и по трем предметам на стандартном уровне), написать курсовую работу и две работы по теории познания, отработать не менее 150 часов по программе творчество, деятельность, служение обществу и завершить все проекты и мини-проекты.

Список литературы

1. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.

2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве //

Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.

3. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.

4. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.

5. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.

6. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.

7. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.

8. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.

9. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.

10. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.

11. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.

12. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.