47 (326) - 2013
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
УДК 332.1
институционально-теоретические основы
РЕАЛИЗАЦИИ стратегии РАЗВИтИЯ
кризисной территории
н. с. аскеров,
кандидат экономических наук, профессор, исполняющий обязанности заведующего кафедрой экономической теории E-mail: [email protected] дагестанский государственный университет
В статье проводится теоретический анализ инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, в качестве которых выделены модернизация общественно-экономических институтов и маркетинг кризисной территории. Рассмотрены многообразные уникальные характеристики, составляющие основу конкурентного преимущества региона. Предпринята попытка выявления фундаментальных причин современных проблем Республики Дагестан.
Ключевые слова: стратегия, кризисная территория, модернизация, маркетинг, институты, регион, конкурентные преимущества.
После длительных обсуждений в правительственных, научных и общественных кругах в 2011 г. была принята Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2025 года (далее - Стратегия-2025) [7]. Однако не прошло и двух лет, как в регионе все чаще начали высказываться мнения о несовершенстве, нецелесообразности и невозможности реализации указанного документа. В связи с этим следует отметить, что Стратегия-2025, безусловно, имеет недостатки. однако нельзя не признать и того, что в ней заложен систематизированный и комплексный подход к самым разным сферам общественно-экономической жизни, который требует тщательного осмысления
и (по мере необходимости) дальнейшего развития и дополнения.
В настоящее время необходим более глубокий анализ институционально-теоретических основ реализации стратегии социально-экономического развития кризисной территории и модернизации всей совокупности общественных, политических и экономических институтов. В частности:
- анализ модернизации в качестве инструмента реализации Стратегии-2025;
- выявление фундаментальных причин общественно-экономических проблем исследуемого региона;
- рассмотрение сущности маркетинга кризисных территорий.
Автором предпринята попытка осмысления данных и некоторых других теоретических проблем.
Говоря о модернизации как инструменте реализации Стратегии-2025, следует отметить, что существуют различные подходы к определению ее сущности. Наиболее известным считается подход, в соответствии с которым модернизация представляется как комплекс социальных, политических, экономических, культурных трансформаций, происходивших на Западе, начиная с XVI в. К ним можно отнести следующие процессы:
- рационализация;
- демократизация;
- урбанизация;
- индустриализация;
- распространение индивидуализма.
На основе этих процессов обеспечивается изменение традиций дотехнологического общества по мере его трансформации в общество, для которого характерны машинная технология, рационализм и индивидуализм.
В самом общем виде модернизацию можно представить как общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества переходят в состояние прогрессивных, индустриально развитых. Последние подразумевают общества, ориентированные на инновации (инновации преобладают над традициями). Иначе говоря, модернизация - это усовершенствование всей системы общественных отношений в соответствии с требованиями современности. А из известных в науке различных подходов к классификации типов модернизации наибольший интерес представляет, на взгляд автора, подход С. Хантингтона [8], который выделяет два пути модернизации:
а) вестернизацию без модернизации;
б) модернизацию без вестернизации.
По его мнению, реальную опасность представляет первый путь - «вестернизация без модернизации», т. е. поверхностное усвоение западных принципов и разрушение собственных культурных традиций без восприятия западных культурных устоев. Во втором случае модернизация происходит без отрыва от исторических корней и национальных традиций.
Япония и новые индустриальные страны заставили говорить именно о втором пути: «модернизации без вестернизации». Успех модернизации зависит не от интенсивности реформ или заимствований, а от формирования структурированного синтеза смыслов, ценностей, норм и институтов, когда возможно конструктивное взаимодействие традиционных и современных ценностей.
Признавая ценность различных цивилизаций и важность сохранения национальной идентичности, нельзя не видеть, что страны, успешно решающие задачи модернизации, в процессе трансформации становятся все более похожими на «пионеров современного экономического роста» - как по структуре экономики, так и по сущностным характеристикам политических институтов. Первой это продемонстрировала Япония, совершившая во второй половине ХХ в. так называемое «экономическое чудо».
В этом направлении идут многие европейские и неевропейские страны. Тем самым понятие «Запад» в современном политическом языке имеет не столько географический, сколько институциональный контекст. Анализ тенденций и закономерностей социально-экономического развития позволяет сделать вывод о неизбежности выбора западных механизмов экономического роста в Республике Дагестан. Мировое сообщество пока не знает модели более эффективной, чем современная западная экономико-политическая система. Однако она должна опираться на собственные традиции и особенности этнических и местных институтов. Выявление, научное осмысление и определение механизмов их использования обязаны стать насущными задачами дагестанской и общекавказской политико-экономической мысли. от этого в итоге и зависит конечный результат.
особенностью модернизационных процессов в России является догоняющий характер, который определяется существованием наиболее развитых стран, уровня которых РФ предстоит достичь. Догоняя эти страны, Россия будет вынуждена заимствовать соответствующие институты. Ей предстоит изучить «правила игры», по которым функционирует современная глобальная экономика. Это же относится и к Республике Дагестан, для которой характерны специфические «правила игры», связанные с особенностями природно-климатического, культурного, этнополитического характера.
Кроме того, модернизация в России и Республике Дагестан происходит в условиях интенсивной модернизации и формирования постиндустриальной системы [5]. Экономической истории известен опыт индустриальной модернизации, т. е. перехода от традиционных аграрных обществ к обществам с доминированием промышленного производства. однако в большинстве регионов РФ (в том числе и в Республике Дагестан) нельзя говорить о наличии индустриальной экономики, характерными чертами которой являются:
- преобладание крупных индустриальных форм, массового производства;
- экономия на масштабах;
- активное использование конвейера в качестве стержня технологического процесса.
осознание этого факта и побудило руководство Дагестана к объявлению политики новой индустриализации вместе с использованием преимуществ государственно-частного партнерства [1]. Один из приоритетных проектов, предполагаемых к реали-
зации под руководством Президента Республики Дагестан Р. г. Абдулатипова, носит одноименное название - «Новая индустриализация» [4].
однако проведение новой экономической политики неизменно сталкивается с проблемой масштабного кризиса на всей территории региона. В связи с этим целесообразно обратиться к принятой в экономической науке классификации. В частности, выделяются регионы депрессивные, отсталые, слаборазвитые, кризисные и др. Наибольший интерес, на взгляд автора, представляет разграничение территорий на депрессивные и кризисные.
Понятие «депрессивная территория» закрепилось в экономической науке России в первой половине 1990-х гг. Оно использовалось по отношению к тем субъектам Федерации, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и другим условиям перестали действовать мотивы и стимулы экономического роста. Обобщающими критериями отнесения территории к категории депрессивной являются показатели спада производства и заметного отставания данной территории от других, подобных по размерам и численности населения, уровню жизни. В настоящее время экономический ландшафт России перенасыщен регионами, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические или же другие проблемы и их сочетания.
С этимологической точки зрения понятие «депрессивная территория» берет начало от принятой в экономической теории классификации фаз экономического цикла: кризис, депрессия, оживление и подъем. Из теории экономических циклов следует, что к депрессивным регионам следует относить территории, которые в прошлом были развитыми, но в настоящее время отличаются более низкими показателями социально-экономического развития, чем в среднем по стране. В качестве причин депрессивного состояния экономики региона можно выделить:
- снижение конкурентоспособности основной продукции;
- отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса;
- снижение потребительского спроса на основные товары и услуги;
- структурные сдвиги в экономике страны.
А к кризисным территориям следует относить регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию катастроф различного характера: природного, техногенного или широкомасштабных обществен-
но-политических конфликтов. В качестве последствий таких явлений можно назвать:
- разрушение накопленного экономического потенциала;
- рост криминогенной напряженности;
- вынужденную эмиграцию населения;
- частую смену руководителей властных структур;
- иные необратимые социальные и политические деформации.
кризисной территорией может быть признан субъект Федерации, который испытывает трудности в краткосрочном периоде, где значения основных социально-экономических и бюджетно-финансовых показателей существенно хуже, чем в среднем по стране, но который обладает высоким потенциалом для саморазвития и самостоятельного выхода из сложившейся ситуации. По отношению к таким территориям могут быть использованы механизмы «антикризисного управления», под которыми понимаются разработка и реализация антикризисных программ по выводу конкретной территории из кризиса и сглаживанию его негативных последствий.
главным инструментом антикризисного управления и реализации стратегии социально-экономического развития кризисной территории выступает, на взгляд автора, модернизация всего комплекса общественно-экономических институтов. Этот аспект не нашел должного уровня освещения и разработки в Стратегии-2025, что и вызывает критику со стороны оппонентов.
Рост внимания к модернизации связан с тем, что республика, как и вся страна, осуществляет модернизацию после полномасштабного потрясения, затронувшего все стороны общественной жизни. Ведь в начале 1990-х гг. в России отсутствовали необходимые институты - государственные, гражданские, культурные, политические и т. д., которые должны обеспечивать устойчивое функционирование и даже существование любой страны. Были разрушены экономические институты, что проявлялось в масштабных рыночных дисбалансах. И только к концу 1990-х гг. были созданы и укреплены некоторые политические институты, осуществлена макроэкономическая стабилизация, проведена массовая приватизация, заложившая основы перехода российской экономики на рыночные рельсы. Однако и сейчас экономическая составляющая «революции» не завершена: еще предстоит проведение нескольких этапов приватизации собственности. А потому борьба за передел собственности
продолжается, что и является глубинной причиной политико-экономической нестабильности как в РФ, так и в ее регионах (особенно - в Северо-Кавказском федеральном округе). Систематические проявления экстремизма и терроризма являются лишь видимой частью «айсберга» фундаментальных экономических проблем и противоречий в регионе.
Не менее важным аспектом модернизации экономики является работа по формированию современной системы политических, экономических и социальных институтов. Анализируя институциональные проблемы, решение которых необходимо для обеспечения устойчивого экономического развития и структурного преобразования современной России, целесообразно вычленить несколько групп институтов и определить их внутреннюю логическую соподчиненность. В качестве основных групп, на взгляд автора, можно выделить следующие:
1) политико-правовые институты, направленные на обеспечение гражданских и политических прав граждан (в частности - субъектов экономики). К ним относятся:
- гарантии неприкосновенности личности и собственности;
- независимость суда;
- эффективность правоохранительной системы;
- свобода средств массовой информации.
2) институты, обеспечивающие развитие «человеческого капитала» (образование, здравоохранение, пенсионная система и обеспечение жильем).
3) собственно экономические институты, т. е. экономическое законодательство, обеспечивающее устойчивое функционирование и развитие народного хозяйства.
4) специальные институты, нацеленные на решение конкретных, специфических проблем экономического роста (то, что в последнее время называют институтами развития, т. е. «правила игры»).
Перечисленные группы приводятся в порядке их важности и логической соподчиненности. Это не означает, что хозяйственное законодательство не является важным для устойчивого функционирования экономики. Просто без обеспечения базовых прав личности экономическое законодательство не будет эффективным, а то и останется лишь на бумаге.
Другим не менее важным инструментом антикризисного управления и реализации стратегии социально-экономического развития республики считается маркетинг территории. Известно, что традиционный маркетинг предприятий в своей методологической
основе исходит из следующего главного постулата: товарам, производимым фирмой, нужно придать уникальные потребительские характеристики, выгодно отличающие его на рынке среди аналогичных товаров-конкурентов и труднодостижимые для конкурентов - производителей подобных товаров.
Под маркетингом территорий известный экономист Ф. Котлер предлагает понимать все то, что обеспечивает наиболее всестороннюю оценку проблем территории, с тем чтобы выбрать нетривиальный путь ее развития [3]. Это довольно общее определение маркетинга территорий. Его можно и нужно конкретизировать. Российский экономист А. П. Пан-крухин понимает под территориальным маркетингом меры, осуществляемые в интересах территории, ее внутренних и внешних субъектов, во внимании которых заинтересована данная территория [6].
Под маркетингом кризисных территорий, по мнению автора, следует понимать деятельность государственных органов, направленную на выявление причин кризисного состояния экономики, преодоление негативных последствий кризиса и в последующем - выявление уникальных характеристик территорий в целях привлечения к ним внимания заинтересованных сторон. Русский экономист И. В. Вернадский (1821-1884) - заведующий кафедрой политической экономии МГУ (1850-1856 гг.), отмечал по поводу уникальности характеристик отдельных территорий, что каждая местность имеет свой идеал, каждая страна - свои формы совершенства, чуждые другой: «В этом-то преимущественно и кроется главная причина того различия, которое существует в хозяйственном, общественном и политическом положении» [2]. Эти «идеал» и «формы совершенства» и составляют суть уникальных характеристик территорий, способных стать объектом вдумчивого маркетингового анализа.
Регионы в состоянии принимать те или иные интересные маркетинговые решения. Например, церемониал развода Президентского полка в Кремле, привлекающий внимание иностранных туристов, можно включить в маркетинговые программы Москвы. И в Республике Дагестан есть немало уникальных мест и памятников, о которых мало кто знает за ее пределами и которые, к сожалению, пока еще никак не используются для привлечения внимания заинтересованных сторон - потенциальных потребителей территорий. Кроме того, не только ничего не делается для использования уникальных характеристик подобных мест для преодолении кризиса, но и варварски
уничтожаются эти самые уникальные характеристики. В частности, жители Дербента растаскивают камни в качестве строительного материала для своих домов и сараев, уничтожая памятник фортификационной архитектуры, которому уже более полутора тысяч лет. Этот бастион выдержал многочисленные нашествия и осады в древности, десятибалльные землетрясения. Но разрушается из-за корыстных устремлений вандалов. И это при том, что если бы Дербенту удалось использовать данное сооружение в качестве привлекательной уникальной характеристики, каждый из его жителей стал намного богаче, чем от воровства камней, из которых он построен. В качестве примера можно вспомнить древние города Греции, которые из своей исторической уникальности извлекают весьма ощутимую выгоду - и для страны, и для ее жителей.
Хотя в нашей республике имеются факты и более рационального отношения к памятникам истории. Организаторы ОАО «Курорты Северного Кавказа» разработали масштабный проект - строительство горнолыжной базы «Матлас», в основе которого лежит демонстрация уникальных пейзажей горного Дагестана.
Основным аспектом методологии маркетинга территорий является выявление ее принципов, основными из которых, на взгляд автора, являются:
- принцип системности в поиске привлекательных (уникальных) характеристик внутри самой территории;
- принцип разнообразия характеристик в маркетинге территорий.
Реализация принципа системности должна осуществляться посредством применения системного подхода в анализе территории при выборе ее уникальных характеристик, которые можно положить в основу привлечения внимания заинтересованных сторон к данной территории. При этом важно, чтобы ни одна из них не выпала из поля зрения исследователей. Ведь есть настолько очевидные характеристики, которые при некоторой маркетинговой доработке могут стать уникальными, но на них не обращают внимания. Именно такими характеристиками обладает древний город Дербент. Системность в анализе характеристик территории - это как бы глубокий и всеобъемлющий взгляд территории «вовнутрь самой себя» в целях определения своей уникальности или нахождения таких характеристик, которые с помощью маркетинга могут стать уникальными.
Разнообразие характеристик в маркетинге территорий заключается в дополнении одной уникаль-
ной характеристики другой (желательно, не менее уникальной, чем первая). Почему бы, действительно, не дополнить уникальные исторические характеристики города Дербент другими - не менее уникальными географическими характеристиками его удобного расположения между морем и горами? Слева от Дербента - синее море, справа - величественные горы Западного Кавказа, а за первым же хребтом после древнего города - утопающий в зелени, солнечный Табасаран. Можно быть уверенным, что такой подход окажется экономически продуктивным.
Целесообразно использовать весь арсенал маркетинга территорий и попытаться представить миру все многообразие уникальных характеристик Дагестана в комплексе. Трудно даже предположить, сколько уникальных характеристик, памятников и явлений можно включить в этот комплекс. Вот только некоторые из них:
- Дагестан как заповедник народных художественных промыслов, поражающих своей уникальностью и мастерством ручного исполнения: художественная обработка металла (Кубачи, Унцукуль), резьба по камню и дереву (Гоцатль), гончарное производство (Балхар), ковроделие (Табасаран, Ахты), обработка кости, узорное вязание, золотошвейное дело и др.;
- уникальные природно-климатические условия, характеризующиеся большим количеством солнечных дней в году, которые позволяют выращивать самые высококачественные сорта винограда в России и производить на их основе вино и коньяк;
- самое высокогорное село в Европе - аул Ку-руш на юге Дагестана;
- полиэтническая среда республики - более 30 языков и диалектов на маленькой территории;
- самый древний город в России - Дербент с цитаделью Нарын-кала, которая связывалась горной стеной (наподобие Великой китайской стены) с другим древним укреплением - «Крепостью семи братьев и одной сестры»;
- религиозная святыня «Кала-Корейш» в Даха-даевском районе - крепость курейшитов из арабского племени, от которого происходит род пророка Мухаммеда, основанная в VI в.;
- Гунибская крепость времен Кавказской войны.
Все эти преимущества настолько очевидны,
что местные жители уже перестали обращать на них внимание.
Отдельные компоненты маркетинга территории нашли отражение в Стратегии социально-экономи-
ческого развития Республики Дагестан до 2025 года [7]. В ней заложен новый образ уникальной территории. Республика представлена как динамично развивающийся субъект России с конкурентоспособными постиндустриальными кластерами «Каспийский ХАБ» и «Дом Народов». Кластер «Каспийский ХАБ» должен обеспечить синергию международных потоков и индустриально-инновационных комплексов, производящих и перерабатывающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся высоким спросом. А кластер «Дом Народов» рассматривается как комфортное место для жизни, работы и творчества, отдыха и спорта.
В Стратегии-2025 представлены следующие конкурентные преимущества Республики Дагестан.
1. Уникальное геостратегическое положение (пересечение торгово-транспортно-логистических потоков, морская и сухопутная государственная граница).
2. Компактное сочетание моря, равнин, предгорья и гор, насыщенных природными ресурсами развития.
3. Человеческие ресурсы: растущее здоровое население с лидерскими амбициями. Республика Дагестан - один из трех регионов России, где сохранилась благоприятная демографическая ситуация: положительный естественный прирост населения и положительная динамика численности населения. При этом республика трудоизбыточна (сочетание значительного количества экономически активного населения и острой проблемы занятости). Каждый этнос, проживающий в Республике Дагестан, имеет свои особенности, формирующие в совокупности уникальный генофонд. Разнообразие ремесел, богатство материальной культуры свидетельствуют о трудолюбии и предпринимательских способностях жителей региона. Данные о возрастной структуре населения позволяют с уверенностью говорить о значительном трудовом потенциале.
Главная задача субъектов маркетинга (т. е. государственных и других заинтересованных служб) состоит в позиционировании перечисленных уникальных характеристик или конкурентных преимуществ.
Институциональный механизм реализации стратегии социально-экономического развития кризисной территории должен включать, как уже отмечалось, выявление и анализ причин кризисных явлений, общественно-политических проблем, а также их регулирование. К фундаментальным причинам этих проблем, на взгляд автора, следует отнести:
- недостаточный теоретический анализ специфики системы экономических отношений исследуемой территории, включающий в себя изучение традиционных отношений;
- отсутствие взаимовыгодных правил, норм и принципов финансовых взаимоотношений федерального центра и региона (чрезмерная централизация политико-экономической власти в федеральном центре);
- отсутствие ясной и систематизированной государственной политики в сфере межэтнических и религиозных отношений в стране и республике.
- наличие противоречий между формальной правовой системой, действующей на всей территории России, и неформальной правовой системой, включающей в себя адат (обычное право) и шариат (религиозное право), характерной для Республики Дагестан и ряда других регионов Северного Кавказа и страны.
Исследование этих и других проблем кризиса на территории республики носит междисциплинарный характер. В их теоретическом осмыслении и практическом анализе должны принимать участие политологи, политэкономы, историки, философы, представители всех иных гуманитарных наук.
Список литературы
1. Аскеров Н. С., Абакаров М. И., Талибов А. О. Государственно-частное партнерство в экономике Республики Дагестан. // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 18.
2. Беляев В. И. Маркетинг территорий и преодоление депрессивного состояния регионов России // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 3.
3. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. СПб.: Стокгольмская школа экономики. 2005.
4. Озвучены приоритетные проекты Президента Республики Дагестан. URL: http://president. e-dag. ru/novosti/v-centre-vnimaniya.
5. О разработке республиканской целевой программы «Модернизация и инновационное развитие промышленности Республики Дагестан на период до 2018 года». URL: http://www.minpromrd.ru/index.php.
6. ПанкрухинА. П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер. 2006.
7. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г. URL: http://www. minec-rd. ru.
8. Хантингтон С. П. Столкновение цивилизаций. М.: Изд. АСТ. 2003.