Маркетинг кризисных территорий и модернизация экономических инстититутов
Аннотация: В статье рассматриваются методологические аспекты маркетинга кризисных территорий, его особенности применительно к Республике Дагестан; раскрыты конкурентные преимущества и уникальные характеристики территории, критерии модернизации и основные группы институтов; обозначены фундаментальные причины общественно-политических проблем кризисной территории.
Ключевые слова: Маркетинг, кризисные территории, методология маркетинга, критерии модернизации, конкурентные преимущества, экономические институты, традиционное общество.
Askerov N.S. Marketing in crisis territories and economic institutions modernization
Abstract: Some methodological aspects of marketing in crisis territories and its peculiarities in conformity with the RD are considered in this article. Thus, some rivalry advantages and unique features of the territory, modernization criteria and main groups of institutions; some fundamental reasons of social and political problems of the crisis territory have been determined.
Key words: marketing, crisis territory, marketing methodology, modernization criteria, rivalry advantages, economic institutions, traditional society.
В российской экономической науке используются различные подходы к классификации регионов. В частности, выделяются регионы депрессивные, отсталые, слаборазвитые, кризисные и др. Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет разграничение депрессивных и кризисных территорий. Такие названия связаны с известной в экономической науке теорией экономических циклов, которая предлагает выделение таких фаз экономического развития как кризис, депрессия, оживление и подъём.
Соответственно, к депрессивным регионам следует относить территории, которые в прошлом были развитыми, но в настоящее время отличаются более низкими показателями социально-экономического развития, чем в среднем по стране. Кризисной территорией может быть признан субъект Федерации, который испытывает трудности в краткосрочном периоде, когда значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране, но который обладает высоким потенциалом для саморазвития и самостоятельного выхода из сложившейся ситуации. По отношению к таким территориям может быть использован термин «антикризисное управление», под которым понимается разработка и реализация антикризисных программ по выводу конкретной территории из кризиса и сглаживания его негативных последствий. [5]
Одним из важнейших инструментов антикризисного управления выступает и предмет нашего анализа - маркетинг территорий. Известно, что методология традиционного маркетинга предприятий в своей основе исходит из следующего постулата: товарам, производимым фирмой, нужно придать уникальные потребительские характеристики, выгодно отличающие его на рынке среди аналогичных товаров-конкурентов и труднопреодолимые для конкурентов-производителей таких товаров. В методологии маркетинга территорий предлагается использовать именно этот постулат в реализации конкретных маркетинговых мероприятий. Суть этих мер состоит в привлечении к ним внимания различных субъектов хозяйствования, способных на взаимовыгодных условиях принимать участие в решении задач этих территорий.
Под маркетингом кризисных территорий мы предлагаем понимать деятельность государственных органов, направленную на выявление причин кризисного состояния экономики, преодоление негативных последствий кризиса и, в последующем - выявление уникальных характеристик территорий с целью привлечения к ним внимания заинтересованных сторон.
В качестве субъектов маркетинга территорий могут выступать государственные учреждения и частные структуры, способные инициировать генерирование маркетинговых идей по поводу привлечения к данной территории внимания других групп заинтересованных сторон. Объектами маркетинга территорий выступают хозяйствующие субъекты, заинтересованные в использовании террито-
Аскеров Низами Садитдинович
к.э.н., проф. ФГБОУ ВПО ДГУ г. Махачкала [email protected]
рии. Маркетинговой задачей выступает поиск уникальных или привлекательных черт территории. Целью маркетинга кризисной территории будет являться преодоление кризиса и разработка условий, обеспечивающих экономический рост на этой территории. Объекты воздействия в маркетинге территорий имеют то же значение, что и потребители в традиционном маркетинге. По этой причине объекты воздействия можно называть потребителями территорий. В качестве последних выступают посетители (гости, туристы и т.п.), местное население, бизнес (внутренний и внешний) и др. Основными принципами методологии маркетинга территорий являются:
А) принцип системности в поиске привлекательных (уникальных) характеристик внутри самой территории. Его реализация заключается в применении системного подхода к анализу территории и выборе ее отличительных свойств или характеристик, которые можно положить в основу привлечения внимания заинтересованных субъектов к данной территории. Важно, чтобы ни одна из характеристик не выпала из поля зрения маркетолога-исследователя данной конкретной территории. Ведь есть настолько очевидные характеристики, которые при некоторой маркетинговой обработке могут стать уникальными, но которые из-за своей очевидности никому не видны - на них не обращают внимания. Именно такой территорией и является древний город Дербент.
Б) принцип разнообразия характеристик в маркетинге территорий, который состоит в дополнении одной уникальной характеристики территории другой характеристикой, желательно не менее уникальной, чем первая. Почему бы, например, не дополнить уникальные исторические характеристики города Дербент другими не менее уникальными, географическими характеристиками: удобное расположение между морем и горами, теплый субтропический климат? Действительно, к востоку от Дербента - синее море, с западной стороны - величественные горы Западного Кавказа, а за первым же хребтом к юго-западу - величественная Швейцария - утопающий в зелени солнечный Табасаран. Можно быть уверенным, что такой подход окажется весьма экономичным и продуктивным.
А если мы используем весь арсенал маркетинга территорий и попытаемся представить миру всё многообразие уникальных характеристик Дагестана в комплексе? Трудно себе представить, сколько уникальных характеристик, памятников и явлений можно было бы включить в этот список. Вот только некоторые из них:
• Дагестан как заповедник народных художественных промыслов, поражающих своей уникальностью и мастерством ручного исполнения: художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание, золотошвейное дело и др.
• уникальные природно-климатические условия, характеризующиеся большим количеством солнечных дней в году, которые позволяют выращивать самые высококачественные сорта винограда в России и производить на их основе вино и коньяк;
• самое высокогорное село в Европе - аул Куруш на юге Дагестана;
• полиэтническая среда республики - более 30 языков и диалектов на маленькой территории;
• самый древний город в России - Дербент с цитаделью Нарын-кала, которая связывалась горной стеной (наподобие Великой китайской стены) с другой не менее исторической крепостью под названием «Семи братьев и одной сестры», располагающейся на расстоянии в 40 км в сторону гор;
• религиозная местность «Кала-Корейш» в Дахадаевском районе - крепостью курейшитов из арабского племени, от которого происходит род пророка Мухаммеда, основанная в VI в.
• Гунибская крепость времён Кавказской войны и ряд других уникальных мест и характеристик этого богатейшего своей историей древнего края.
Может ли кто не согласиться с этими характеристиками? Да, действительно, кто-то может и не согласиться: выше мы отметили, что они настолько очевидны, что мы уже перестали обращать внимание. Маркетинг территорий находит применение при разработке различных программ государственными и иными структурами. Так, многие компоненты маркетинга территории нашли отражение в недавно разработанной и утверждённой правительством республики «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025-го года». В этом документе Республика Дагестан представлена как территория с «уникальным геостратегическим положением, где компактно сочетаются море, равнина, предгорья и горы, насыщенные природными ресурсами развития, где
проживает растущее, здоровое население с лидерскими амбициями» [6]. В «Стратегии 2025» Республики Дагестан представлены следующие конкурентные преимущества:
• Уникальное геостратегическое положение (пересечение торгово-транспортно-логистических потоков, морская и сухопутная государственная граница).
• Компактное сочетание моря, равнин, предгорья и гор, насыщенных природными ресурсами развития.
• Человеческие ресурсы: растущее здоровое население с лидерскими амбициями.
Считаем, что выявление и позиционирование каждой из перечисленных уникальных характеристик или конкурентных преимуществ - является главной задачей субъектов маркетинга, т.е. государственных и других заинтересованных служб. Это первое.
Вместе с тем, маркетинг кризисной территории должен включать, как мы уже отметили выше, и второй, не менее важный аспект - выявление общественно-политических проблем, обусловливающих кризисный характер. Сегодня республика Дагестан позиционируется в общероссийском и мировом информационном пространстве как территория войны, бандитизма и экстремизма. Действительно на территории РД имеются общеизвестные проблемы коррупции, клановости, этноцентризма, криминала и ряд других негативных проблем.
Разумнее будет остановиться на выявлении фундаментальных причин этих проблем, к которым, на наш взгляд, следовало бы отнести:
• недостаточный теоретический анализ специфики системы экономических отношений исследуемой территории, включающий в себя исследование традиционных отношений;
• отсутствие чётких правил и принципов финансовых, в т.ч. межбюджетных взаимоотношений федерального центра и региона;
• отсутствие систематизированной государственной политики в сфере межэтнических и религиозных отношений на территории республики;
• неразработанность правил взаимодействия между формально действующей правовой системой, характерной для всей территории России, и неформальной правовой системой, включающей в себя системы адата (обычного права) и шариата (религиозного права), действующие на территории Республики Дагестан.
Следует заметить, что исследование этих проблем и их причин не является предметом исследования одной только отдельной области науки - «Маркетинг кризисных территорий». Исследование проблем кризиса на территории республики носит в большей степени междисциплинарный характер. В теоретико-практическом анализе должны принимать участие и политологи, и политэкономы, и историки, и философы и представители ряда других гуманитарных наук.
Какой нам видится путь вывода республики из кризисного состояния? Выше мы отметили наличие в регионе общественно-политических проблем, обусловливающих кризисный характер исследуемой территории. Решение этих проблем, на наш взгляд, состоит в модернизации общественно-экономических институтов.
В соответствии с нашими исследованиями, модернизация есть общественно - исторический процесс, в ходе которого традиционные общества переходят в состояние прогрессивных и индустриально развитых. Или, модернизация есть усовершенствование всей системы общественных отношений в соответствии с требованиями современности. Она означает придание современного характера всем государственным и гражданским институтам, их приспособление к новым вызовам, потребностям, взглядам, идеям.
Ранее модернизация представлялась как процесс вытеснения традиций современностью или восходящее развитие от традиционного общества к современности. Процесс перехода от традиционного общества к современному характеризовался как революционный, сложный, системный, глобальный, длительный, поэтапный, необратимый и прогрессивный. При этом традиция подразумевалась как тормоз в истории, как консервативная сила.
Однако такой подход к традиции был отвергнут самим ходом исторического развития человечества, когда модернизация в Японии была осуществлена в рамках национальной традиции, не сопровождаясь ее радикальной ломкой, как это ранее утверждалось. В традиции были обнаружены значительные адаптивные способности, порождавшие национальные формы модернизации[1]. Исследователями было показано, что механистическое уничтожение традиционных институтов и жиз-
ненных укладов нередко влекло за собой социальную дезорганизацию, хаос, рост преступности, а потому прямое противопоставление традиций и современности - ошибочно.
В современной науке приняты следующие критерии модернизации:
• индивид как базовая социальная единица;
• дифференциация, при которой происходит передача отдельных функций, ранее принадлежавших семье, специализированным социальным институтам;
• формализация, т.е. переход к социальным институтам, как действующим на основе абстрактных и универсальных законов и правил;
• разделение сфер частной и общественной жизни;
• ослабление родственных уз;
• развитие рынка товаров и денег;
• разделение властей и др.[2]
Российское государство и Дагестан осуществляют модернизацию после полномасштабного революционного потрясения, затронувшего все стороны общественной жизни и прежде всего экономическую. К концу 1991 г. в России отсутствовал весь комплекс общественных институтов. Были разрушены экономические институты. И только к концу 1990-х годов были созданы и укреплены некоторые политические институты.
Однако и сегодня экономическая составляющая революции не завершена: ещё предстоит проведение нескольких этапов приватизации собственности. А потому, борьба за передел собственности продолжается, что и является глубинной причиной политико-экономической нестабильности как в России в целом, так и в её отдельных регионах и особенно - в Северо-Кавказском. Религиозный экстремизм и терроризм в нашем регионе являются всего лишь внешними проявлениями фундаментальных экономических противоречий.
Важным аспектом модернизации экономики является формирование современной системы политических, экономических и социальных институтов. Анализируя институциональные проблемы, решение которых необходимо для обеспечения устойчивого экономического развития современного Дагестана, целесообразно вычленить несколько групп институтов. В качестве основных групп институтов можно, на наш взгляд, выделить следующие:
• политико-правовые институты;
• институты, обеспечивающие развитие «человеческого капитала»;
• собственно экономические институты;
• специальные институты (институты развития, т. е. «правила игры»).
Представляется, что система экономических отношений нуждается в проведении тщательных исследований сообществом маркетологов, правоведов, экономистов, философов и представителей других наук, результатом чего должна стать диагностика политических, правовых, нравственных, религиозных, этнических, иных проблем и разработка систематизированной государственной программы вывода территории из состояния кризиса.
Литература
1. Аскеров Н.С. Национальные особенности в истории экономической мысли и современности. Вестник ДГУ.
2004. №_2. С. 86-89.
2. Аскеров Н.С. Модернизация институтов в посткризисной экономике. Вопросы структуризации экономики.
2011. №_1. С. 23-27.
3. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005.
4. Кузнецова О.В. Пирамида факторов социально-экономического развития регионов. Вопросы экономики.
2013. №2. С.121-131
5. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006.
6. http://www.minec-rd.ru