Муртузалиева Маркетинговые сценарные модели
Таира в разработке стратегии социально-
Велимагомедовна и/,,в11и111я
экономического развития кризисного региона.
Аннотация: В статье рассматриваются основные характеристики кризисной территории, определены основные подходы разработки стратегии социально-экономического развития региона с использованием маркетингового управления региональной экономикой.
Ключевые слова: Кризисные территории, Маркетинговое управление региональной экономикой, Сценарное моделирование социально-экономического развития региона, Модель инновационного развития.
Murtuzaliyeva T.V. Marketing scenario models in development of strategy of social and economic development of the crisis region
Abstract: In article the main characteristics of the crisis territory, the basic approach of development of socio-economic development of the region with the marketing management of the regional economy.
Keywords: Crisis territory, marketing management of regional economies, Scenario modeling of socio-economic development of the region, the model of innovative development.
Кризисной территорией может быть назван субъект Российской Федерации, в котором значения основных социально-экономических и бюджетно-финансовых показателей существенно хуже, чем в среднем по стране, но который обладает потенциалом для саморазвития. Можно ли назвать Республику Дагестан кризисной территорией? Несомненно, да. Экономика региона пребывает в состоянии хронического кризиса и это несмотря на то, что регион имеет достаточный собственный потенциал развития, огромный брендовый капитал. Республика славится на весь мир, правда, к сожалению, не всегда с хорошей стороны, но нет ни одной идеи, ни одной ниши, которую реально можно эксплуатировать и получать ощутимые доходы в республиканскую казну. Деиндустриализация региональной экономики, повальная безработица, утеря опыта поколений, десоциализация общества, отсутствие грамотной молодежной политики - тот небольшой набор существующих на сегодня проблем в РД. В республике потеряли не только модель существующей экономики, но и модель жизнеустройства, которая складывалась десятилетиями. Объявили переход к рыночной экономике, но так к ней и не перешли, поскольку имеем понимание извращенного рынка. Государство и не отошло от регулирования экономики, и нет его активного влияния ни на бюджетную, ни на налоговую, ни на кредитно-финансовую политику. Такие категории как региональное управление, государственная экономическая политика, защита прав собственности и экономических свобод не являются предметом даже на понятийном уровне. Управляющее воздействие власти на экономику мизерное, а популизм и попустительские манеры по отношению к экономике республики не могут привести к успеху. Есть плюсы: отношение региональной власти к инвестиционным проектам и инвесторам уже не в диапазоне от безразличного до негативного, в конце концов, стали задумываться о том, что лояльность федеральной власти по отношению к республике не безгранична и могут наступить времена жестких субсидийных ограничений. Но разовые проекты - типа «построим то», «доделаем тут», «приведем в порядок там» - не дадут долгосрочного экономического эффекта для республики. Как правило, это проекты по освоению бюджетных денег с коррупционными составляющими. РД как субъект РФ должна предлагать новые возможности, новые целевые рынки для производителей товаров, инвестиций, туризма, новых жителей. Но если регион не в состоянии удерживать коренных жителей, местных бизнесменов, а я знаю об этом не понаслышке, что она может предложить другим? Местные территориальные единицы превратились в поля сражений, где различные группы бьются за власть и проталкивают свои интересы? Экономическое развитие региона поставлено под угрозу со стороны многочисленных групп влияния и периодических выборных компаний. Перманентная политическая нестабильность и экономическая неопределенность ввели регион в состояние хронического кризиса. Самое время вводить антикризисное управление в Республике Дагестан. Причем сам термин «антикризисное управление» должен применяться в широком смысле - то есть раз-
К.э.н, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Г. Москва
работка и реализация антикризисных программ по выводу региона из кризиса и сглаживания его негативных последствий.
Антикризисные программы должны приниматься на региональном и муниципальном уровнях управления. Приоритетными видами поддержки должны стать: консультационная (помощь в разработке и реализации антикризисной стратегии, организации маркетинговых исследований, проведении местных выборов, подготовке проекта бюджета и др.), организационная (создание координирующих органов на региональном уровне по антикризисному управлению, помощь в обучении персонала) и финансовая (участие в финансировании инвестиционных проектов, реструктуризация задолженности, развитие социальной и производственной инфраструктуры и др.). Ключевую роль в разрешении кризисной ситуации в РД должно играть маркетинговой управление региональной экономикой. Маркетинговое управление региональной экономикой и выработка рациональных сценариев экономического развития, принятие согласованных социально-экономических решений лежит на пути применения новейших информационных технологий, в которых содержится инструментарий для системного моделирования социально-экономического развития региона и принятия эффективных практических решений. Сложность реальных социально-экономических процессов и комплексный характер их исследования, трудно формализуемый процесс принятия решений, определили способ реализации таких сценариев. Их основу составляет комплекс взаимосвязанных имитационных и оптимизационных моделей с соответствующей информационной поддержкой процесса исследования, экспертные и интеллектуальные системы, аккумулирующие опыт решения задач маркетингового управления с комплексом моделей в процессе выработки рационального экономического решения.
Система показателей социально-экономического развития региона представляет собой сложную иерархическую структуру с множеством частных показателей, в которую включаться критерии, отражающие социальный, экономический, градостроительный и другие эффекты варианта развития. Система показателей должна формировать интегрированный критерий, отражающий уровень жизни населения в регионе; давать обобщающую оценку социальных параметров региона (включая демографические, трудовые, параметры, отражающие условия жизни, быта населения региона); характеризовать в целом объективные экономические (производственные) условия региона, а также отражать социальные характеристики внепроизводственной сферы, зависимые от развития производства. С позиций системного подхода можно сформировать описание модельного комплекса соци-
Рис.1 Сценарное моделирование социально-экономического развития региона
В модели выделены основные уровни: анализ и прогнозирование ресурсного потенциала региона и уровень стратегического планирования социально-экономического развития региона по трем основным направлениям - экономическая сфера, производственная и социальная инфраструктура региона.
Основная целевая задача маркетингового управления регионом состоит в целенаправленном выборе управляющих решений и экономических методов управления, которые определяют такие пропорции общественного воспроизводства, максимально способствующие удовлетворению потребностей населения в регионе и повышению его жизненного уровня. Сценарное моделирование как способ прогнозирования в условиях неопределённости экономического развития состоит в оценке последствий реализации качественно различающихся вариантов движения крупных со-циохозяйственных региональных систем.
Среди возможных сценарных моделей для большего количества субъектов РФ можно выделить следующие: инновационную, сырьевую либеральную, консервативную, а также патерналистскую. Реализация их в значительной степени определяется общероссийской политикой. Едиными для всех сценариев фундаментальными факторами развития являются: энергетический потенциал -сравнительное преимущество, обеспечивающее привлечение капитала и активное включение в экономику региона, а также формирование среднего класса, позволяющего развернуть модернизацию социальной инфраструктуры, развивать образование и здравоохранение, улучшить экологию, создать эффективное жилищно-коммунальное хозяйство, начать движение к гражданскому обществу. Вместе с тем, по определению все сценарии имеют качественное различие.
Модель инновационного социально ориентированного развития региона предполагает, наряду с использованием традиционных ресурсных и географических конкурентных преимуществ, активизацию новых факторов роста, отвечающих внешним и внутренним вызовам в долгосрочной перспективе. Это - усиление конкурентоспособности хозяйственной системы, повышение эффективности человеческого капитала, ускоренное развитие высокотехнологичных производств и как следствие радикальное повышение уровня жизни и создание комфортных социальных условий. Модель инновационного сценария, по сути, предполагает качественную модернизацию экономики региона. Осуществление долгосрочных проектов в регионах, развивающих нефтегазодобычу, транзитный транспорт, лесную, угольную и рыбную промышленность, идёт на основе реализации принципов устойчивого природопользования. Это потребует интенсификации воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, развития перерабатывающих производств, в том числе на основе иностранных инвестиций и «технологического трансферта», обеспечивающих рост их конкурентоспособности на внешних рынках.
Основные условия и предпосылки осуществления модели инновационного социально ориентированного развития региона:
• стабилизация, а при критических параметрах экономики - снижение бюджетной обеспеченности на региональном и муниципальном уровнях;
• преимущественная роль в создании валового регионального продукта традиционных видов производств с низкой добавленной стоимостью;
• высокая степень износа оборудования и основных производственных фондов;
• недостаточная инвестиционная активность, не дающая возможности для модернизации и диверсификации экономики;
• несбалансированный рынок труда, недостаток специалистов среднего звена и рабочих по большинству технических специальностей.
Как итог осуществления сценария инновационного социально ориентированного развития региону можно рассчитывать на оптимизацию бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях с возможным сохранением социально ориентированных назначений, сдерживание негативных проявлений в финансовом и производственном секторах, повышение инвестиционной привлекательности и усиление инновационных факторов развития экономики, увеличение бюджетной обеспеченности и социальной привлекательности региона.
Модель сценария сырьевой либерализации можно назвать броском в глобализацию. Опережающее развитие получат наиболее конкурентоспособные проекты. Крупнейшие иностранные корпорации региона (если таковые имеются) могут стать главной движущей силой. Форсированное от-
крытие внутренних инвестиционных и товарных рынков обусловит не только поступление значительных иностранных капиталов, но и рост импорта готовых товаров, свертывание недостаточно конкурентоспособных перерабатывающих производств. Социальная политика будет опираться на принцип «субсидиарного государства» с минимизацией социальных гарантий. Сохранится высокая экономическая дифференциация населения, препятствующая формированию массового среднего класса и модернизации социальной инфраструктуры. Вместе с тем, региональная власть будет стремиться перераспределять доходы прибыльных компаний в другие ресурсодобывающие отрасли. Движение в сторону диверсификации экономики будет идти инерционно, без значительных качественных изменений.
Модель сырьевого консервативного сценария может иметь реальные перспективы при сохранении высоких мировых цен на энергоносители. Но и в этом случае существенно сузятся возможности ускоренного развития добывающего сектора экономики. Сравнительные преимущества экономики региона не будут реализованы в полной мере. Опора на собственные силы не исключает привлечение иностранных инвестиций при сдерживании открытия внутреннего рынка. Поэтому будет преобладать отечественный капитал. Перспективы развития перерабатывающих производств сократятся. Сохранится модель экспортно-сырьевой специализации при усиливающейся дифференциации в развитии муниципальных образований. Сужение сфер эффективного приложения капитала приведёт к ухудшению инвестиционного климата, что уменьшит возможности технологической модернизации. Главным направлением социальной политики станет выравнивание экономической дифференциации населения посредством реформирования социальной сферы.
Негативной стороной данного сценария является исчерпание рентабельных эксплуатируемых запасов природных ресурсов в связи с замедлением разработки новых месторождений, снижением темпов роста добывающих отраслей, технологической модернизации этих отраслей. Данный сценарий можно отнести к инерционному развитию региона, то есть сохранению заложенных в предыдущий период факторов роста.
Модель патерналистского сценария основана на положении о максимальном участии государства в развитии экономики региона. Такая стратегия неизбежно усиливает в экономике протекционизм, что ведет к сокращению ресурсов экономического развития, притока внутренних и внешних частных инвестиций.
Предыдущий опыт хозяйствования показал все недостатки патернализма для отдельных территорий. Поэтому в настоящих условиях необходимо строгое дозирование государственного патронажа. Суть ее - выбор наиболее эффективных направлений государственной поддержки, как по сферам экономики, так и территориям. В отдельных регионах таким направлением должно стать формирование трудового потенциала нового качества, а это предполагает развитие образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной инфраструктуры. В рамках данного сценария ведется подготовка к созданию интеллектуальной основы, для перехода в последующем на инновационный путь развития, с опорой на собственный человеческий потенциал.
Таким образом, из всех рассмотренных вариантов оптимистический (инновационный) с частичным применением патерналистского сценария является самой оптимальной моделью желательного экономического развития Республики Дагестан, использование которой предполагает значительный скачок в экономическом и социальном развитии данного региона.
Литература:
1. Муртузалиева Т. В., Шишкин А. В. Социально-экономическое развитие регионов как фактор общего экономического роста РФ // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы III Международной научно-практической конференции. 18-19 февраля 2011 г.: в 2 кн. - Кн. 2. - М.: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011.
2. Шишкин А.В. Теория и методология регионального маркетинга. - М.: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2011.