Научная статья на тему 'Проблемы развития туризма и формирования туристско-рекреационного кластера в регионе'

Проблемы развития туризма и формирования туристско-рекреационного кластера в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
140
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ТУРИЗМ / TOURISM / КЛАСТЕР / CLUSTER / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / РЕКРЕАЦИЯ / RECREATION / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / PROGRAM OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Абдулманапов Салихбек Габибулаевич

Раскрывается потенциал туристской индустрии в Республике Дагестан, анализируются возможности развития некоторых видов туризма в регионе, предлагается комплекс мер по формированию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа как основы развития кластера в данной отрасли экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TOURISM AND FORMATION OF THE TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTER IN THE REGION

Potential of the tourist industry in the Republic of Dagestan reveals, possibilities of development of some types of tourism in the region are analyzed, the package of measures on formation of a special economic zone of tourist and recreational type as bases of development of a cluster in this branch of economy is offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития туризма и формирования туристско-рекреационного кластера в регионе»

УДК 338.48 БКК 65.04

Абдулманапов С. Г. - д.э.н., профессор, директор научно-исследовательского института Управления, экономики, политики и социологии Дагестанского государственного университета народного хозяйства

Abdulmanapov S. G. - Dr.Econ.Sci., professor, the director of research institute of Management, economies, policy and sociology of the Dagestan state university of a national economy

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА В РЕГИОНЕ

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TOURISM AND FORMATION OF THE TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTER IN THE REGION

Раскрывается потенциал туристской индустрии в Республике Дагестан, анализируются возможности развития некоторых видов туризма в регионе, предлагается комплекс мер по формированию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа как основы развития кластера в данной отрасли экономики.

Ключевые слова: экономика, туризм, кластер, особая экономическая зона, рекреация, программа развития

Potential of the tourist industry in the Republic of Dagestan reveals, possibilities of development of some types of tourism in the region are analyzed, the package of measures on formation of a special economic zone of tourist and recreational type as bases of development of a cluster in this branch of economy is offered.

Keywords: economy, tourism, cluster, special economic zone, recreation, program of development

В настоящее время туризм нередко составляет основную долю дохода многих стран мира. Начиная с 1970-х годов туризм оказывает влияние на мировую экономику, а также на экономику стран и отдельных регионов, обеспечивая приток капитала, способствуя модернизации инфраструктуры, повышая занятость населения. Туризм, в отличие от других видов деятельности, представляет собой экологически чистый вид бизнеса. При правильной организации он способствует сохранению исторических, культурных, природных памятников и повышению культурного и материального уровня населения. [см. 1, 3]

В начале XXI века туризм обеспечивал более 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты. Кроме того, на сферу туризма приходилось около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 15-е рабочее место (в Юго-Восточной Азии, Северной Америке и Западной Европе - каждое 13-е рабочее место), а также 11% мировых потребительских расходов и 5% налоговых

поступлений. Все это говорит о серьезных возможностях туризма в обеспечении устойчивого экономического развития регионов с высоким туристско-рекреационным потенциалом.

О наличии высокого потенциала в Республике Дагестан в данной отрасли свидетельствует то, что объем рекреационного обслуживания в 1990г. составлял более 350 тыс. человек в год и в отрасли было занято около 10 тыс. человек. Существенную роль в потенциале играют наличие песчаного морского побережья, горные и предгорные районы, уникальные историко-культурные и архитектурные памятники, концентрация климатобальнеологических ресурсов на небольшой территории и т.д. За годы рыночных реформ ситуация в сфере туристско-рекреационного обслуживания в республике существенно изменилась.

Уникальный природный мир, архитектурные памятники и сооружения, история и культура народов Дагестана привлекают внимание туристов. Дагестан в переводе означает «страна гор». На выбор республики туристами как места отдыха и путешествия оказывает влияние то, что в регионе имеются уникальные ландшафты, редкие животные и растения. В республике примерно 275 дней в году солнечные дни, а восточной границей республики является чистый берег Каспийского моря. По всему побережью рассеяны десятки баз отдыха, детских лагерей, санаторий, которые при реконструкции могут служить основой подъема лечебно-профилактической, рекреационной и туристической деятельности в регионе. Большинство территорий Республики Дагестан расположены в предгорной и горной территориальной зонах, т.е. на высоте от 2000 до 4500 метров (более две треть территории республики). Кроме того, регион славится своей многоязычностью: слившись в один многонациональный народ на территории республики живет около 30 разных народностей: аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, агулы, рутульцы, чеченцы, ногайцы и многие другие. [см. 6]

В каждом районе, в каждом ауле туристов способны поразить необычные краски природы, чеканные силуэты аулов, необычные горные дороги, мосты, настенные орнаменты и местная архитектура. Отражение истории, культуры и души народов Дагестана нашли отражение в коврах табасаранцев, платках кайтагцев, насечках кубачинских мастеров, глиняной посуде балхарцев и сулевкентцев, деревянных узорах унцукульцев, серебряных узорах гоцатлинцев, бурках андийцев и т.д. Умельцы Дагестана славились издавна: прекрасные бурки из Анди и Рахаты, насечка по дереву в Унцукуле и серебряных дел мастера из Гоцатля, кубачинские златокузнецы и кольчужники, балхарские изделия из особой глины, лезгинские и

табасаранские ковры и джурабы. Уникальность и привлекательность республики для туристов придают еще обычаи и традиции горцев, которые свято чтят, несмотря на вторжение результатов НТП в быт и во все сферы жизнедеятельности.

Для туристов здесь есть хорошая возможность ознакомиться с историей, культурой, традициями и обычаями народов Дагестана, с историческими памятниками, действующими мусульманскими мечетями, с самым древним в России городом-крепостью Дербентом, через которую в средние века проходил Великий Шелковый Путь. В настоящее время Дербент занесен в список городов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Дербент является одним из древнейших городов мира, основанный более 5000 лет тому назад, а красота историко-архитектурного памятника VI века нашей эры, крепость «Нарын-Кала», поражает туристов. Не зависимо от маршрута в горах Дагестана путешественники встретят удивительные аулы, средневековые мечети, сторожевые башни и крепости: Ахты и Хучни, Кубачи и Калакорейш, Гуниб и Хунзах и многие другие историко-архитектурные памятники. Интересны и привлекательны устройства жилищ горцев, расположенных на крутых склонах гор. Издали аулы напоминают многоэтажные дома, к которым тянутся со всех сторон узкие пешие тропы и дороги с удивительными арочными каменными мостами через речки.

Республика Дагестан располагает большими возможностями развития экологического туризма и его совмещения с отдыхом и лечением. В регионе множество горячих лечебных грязей и источников минеральной воды: Талгинские и Каякентские грязи, воды Рычалсу, Махачкала, Тарнаир, Аэропортовские и т.д., которые получили названия по названию территории расположения источника.

Привлекательными для иностранных и российских туристов является высокогорная часть Дагестана, где можно проложить сотни маршрутов приключенческого туризма. Приключенческий туризм условно можно подразделить на приключенческие маршруты и приключенческий спорт. В республике имеются возможности развить, как приключенческие маршруты разной категории сложности и продолжительности, так и приключенческого спорта (альпинизм и скалолазание). Для альпинистов и скалолазов привлекательны южные и юго-восточные районы республики, где расположены вечно покрытие ледниками горы Базар-Дюзи (наивысшая вершина Восточного Кавказа, высота от уровня моря - 4466 м), Диклосма (высота 4285 м), Адалла-Шухгельмеэр (высота 4151 м), Шалбуздаг (высота 4142 м), Дюльтыдаг (высота 4073 м). Теплое Каспийское море дает возможность для развития воднолыжного туризма; заснеженные горные склоны -

горнолыжного туризма; горы и леса - привлечения охотников; реки, озера и море - привлечения рыбаков и т.д.

С XVП-XVШ вв. из-за богатой и удивительной истории Дагестан стал привлекателен для научных туристов - этнографов, археологов и историков, полиэтничность и многоязычность привлекает филологов, фольклористов и искусствоведов, а флора и фауна - биологов. Уникальность и красота самого крупного в мире отдельно стоящего песчаного бархана «Сары-Кум» поражает туристов со всего мира.

Наличие потенциала развития курортно-туристского и рекреационного комплексов в республике само собой не гарантирует развитие этих видов деятельности. В настоящее время существует множество проблем, препятствующих и тормозящих развитие данной отрасли экономики. К ним относятся:

- низкий уровень материальной базы предприятий и учреждений отрасли, что не позволяет обеспечить высокий уровень сервиса и качества туристско-рекреационных услуг;

- полная оторванность отрасли от рыночных принципов хозяйствования и низкая трудовая мотивация персонала предприятий и учреждений;

- нерешенность вопросов связанных с правами собственности на земли рекреационных зон и ответственность за их загрязнение;

- слабая развитость инфраструктуры (водообеспечение и водоотведение, энергоснабжение, транспортная инфраструктура, дороги и др.);

- отрицательный имидж республики в средствах массовой информации.

В настоящее время в решении этих и связанных с ними проблем видится нам выход отрасли из кризисного состояния и переход в состояние устойчивого развития. Немаловажное значение для выхода из депрессивного состояния экономики Республики Дагестан имеет реализация туристско-рекреационного потенциала региона. Для этого необходимо создать на прибрежной территории республики туристско-рекреационные особые экономические зоны. Территориально это может простираться от г.Махачкала и остров Чечень с севера до государственных границ России и Азербайджана с юга. На начальном этапе создания ОЭЗ в прибрежной части республики в качестве возможных территорий необходимо рассматривать действующие санатории и базы отдыха, на территории которых имеется относительно развития инфраструктура: санатории «Талги», «Каспий», «Каякент», «Дагестан», детский пансионат «Журавлик» (Гунибский район), базы отдыха, расположенные по всему дагестанскому побережью. В начале целесообразно их реформи-

ровать и создать акционерные общества работников (народные предприятия) с возможностью продажи до 25% акций инвесторам. [см. 5, 3]

В последующем возможно расширить территории, на которых будут действовать особые режимы предпринимательской деятельности. Для этих целей можно предоставлять в аренду или в концессию прибрежные земли отечественным и зарубежным инвесторам. Главным условием предоставления в концессию прибрежных земель иностранцам должно быть преимущественное использование местных трудовых ресурсов в процессе строительства и эксплуатации туристско-рекреационных комплексов - можно законодательно установить максимальное соотношение иностранных и отечественных работников в пределах 25/75. Несмотря на достаточно большую площадь предположительно отводимой под ОЭЗ, мы считаем что данная зона имеет все возможности эффективного развития и превращения в «локомотив развития» или «точку роста» экономики республики.

Несмотря на тип зон для участников ОЭЗ целесообразно введение следующих налоговых льгот [см. 2, 3, 4]:

- вновь создаваемые на территории ОЭЗ предприятия с долей иностранных инвестиций более 50% целесообразно первые 5 лет освобождать от налога на прибыль при условии ее полного использования в создание и реконструкцию инженерных и производственных инфраструктур территории, а в последующие 5 лет выплачивают налог на прибыль на 50% ниже норм, установленных действующим законодательством;

- вновь создаваемые и существовавшие на момент создания ОЭЗ предприятия с долей иностранных инвестиций 20-50% первые 5 лет целесообразно установить налог на прибыль на 50% ниже установленных норм при условии ее использования в благоустройство и создание инфраструктуры территории;

- участников ОЭЗ можно освобождать от отчислений в бюджет с части прибыли, реинвестируемой на территории ОЭЗ в развитие социальной сферы и инфраструктуры, а также используемой на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направляемой на подготовку и переподготовку кадров;

- участников ОЭЗ можно освобождать от налога на экспорт и импорт продукции, произведенной и потребляемой предприятиями, организациями и населением самой ОЭЗ;

- в отношении резидентов ОЭЗ целесообразно установить порядок не регламентирования предельного уровня рентабельности и освободить от государственного регулирования расходования средств, направляемых на потребление;

- иностранная валюта, зарабатываемая предприятиями ОЭЗ первые 5 лет ее функционирования, можно оставлять в их полном распоряже-

нии, за исключением 5-7 процентов отчислений в валютный фонд Правительства Республики Дагестан. Размер отчислений в валютные фонды Правительства Республики Дагестан можно устанавливать по взаимному согласованию и целесообразно ежегодно корректировать;

- иностранным инвесторам, действующим в ОЭЗ, необходимо гарантировать, после выплаты установленных налогов, свободный перевод за границу всех сумм в иностранной валюте, получаемых ими в виде прибыли, а также в связи с продажей всей или части доли в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями, выходом из него или ликвидацией предприятия;

- установить, что иностранные инвесторы, действующие в ОЭЗ, могут иметь валютные и рублевые текущие и расчетные счета как в государственных, так и в коммерческих банках ОЭЗ с правом расходования имеющихся в них средств в соответствии с действующим законодательством;

- на территории ОЭЗ между ее участниками разрешить расчеты в иностранной валюте в безналичной форме в соответствии с законодательством о регулировании валютных операций;

- с целью сосредоточения необходимых финансовых ресурсов для формирования и развития инфраструктуры ОЭЗ целесообразно создать некоммерческий фонд развития ОЭЗ (Фонд развития ОЭЗ). В течение 5 лет функционирования ОЭЗ в указанный фонд целесообразно направлять 100 процентов суммы всех налогов и платежей, подлежащих перечислению в республиканский бюджет;

- условия труда иностранных работников предприятий-резидентов ОЭЗ можно регулировать индивидуальными трудовыми договорами. При этом можно законодательно разрешить полученные этими работниками доходы в иностранной валюте после уплаты налогов беспрепятственно переводить за границу;

- предоставить предприятиям-резидентам ОЭЗ право начислять заработную плату работникам в иностранной валюте, перечисляя ее на специальные счета в банки и выплачивая в виде именных чеков, расчет-но-кредитных карточек и других безналичных платежных средств, для использования в специальных магазинах ОЭЗ, а также за рубежом.

Для туристско-рекреационных ОЭЗ наиболее актуальны проблемы создания на территории благоприятных условий для развития предпринимательства, привлечения иностранных и отечественных инвесторов, активная политика по созданию имиджа региона, а это требует финансирования из бюджета ОЭЗ работ по созданию, совершенствованию и реконструкции социальной и транспортной инфраструктуры; созданию и развитию информационных сетей; подготовке и переподготовке кадров; созданию рыночной инфраструктуры, включая маркетинговые

службы; систему коммерческой информации; условия по привлечению и развитию в ОЭЗ интеллектуального потенциала и т.д. Кроме того, необходимо на уровне республиканского правительства создать государственную структуру по созданию и поддержке позитивного имиджа республики, по поиску заинтересованных иностранных и отечественных инвесторов и т.д. Также необходимо разработать Программу развития туристско-рекреационного комплекса республики и все эти мероприятия целесообразно проводить в рамках данной программы. Вся совокупность предлагаемых мер при последовательной их реализации будет способствовать возникновению и развитию туристско-рекреационного кластера.

Список литературы:

1. Абдулманапов С.Г. Общественная собственность в стратегии устойчивого социально-экономического развития депрессивного региона. -Махачкала: ИД «Наука плюс; Дагестанский науч. Ц РАН. 2006. - 352 с.

2. Абдулманапов С.Г. Стратегические вызовы и перспективы развития экономики Дагестана. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2012. -174 с.

3. Абдулманапов С.Г. Управление государственной и муниципальной собственностью как фактор устойчивого развития региона / диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Москва: Институт экономики РАН, 2006. - 351 с.

4. Абдулманапов С.Г., Мирзоева С.М. Программно-проектное управление в Республике Дагестан // Вопросы экономики и права. 2015. №79. С. 82-85.

5. Абдулманапов С.Г., Нестерова П.М. Механизм и инструменты обеспечения равномерного территориального развития Республики Дагестан. - Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2010.

6. Закон Республики Дагестан от 15 июля 2011 года №38 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.