АБДУЛМАНАПОВ С.Г.
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Раскрывается роль и значение особых экономических зон в обеспечении развития депрессивных территорий, анализируется опыт их функционирования в России с позиции оценки налоговых и таможенных последствий для регионов, а также определяются перспективы и направления формирования особых экономических зон технико-внедренческого и туристско-рекреационного типов в Республике Дагестан
ABDULMANAPO V S. G.
SPECIAL ECONOMIC ZONES IN MAINTENANCE OF DEVELOPMENT
OF REPUBLIC DAGESTAN
The role and value of special economic zones in maintenance of development of depressive territories reveals, experience of their functioning in Russia from a position of an estimation of tax and customs consequences for regions is analyzed, and also prospects and directions of formation of special economic zones technique-introduction and tourists-recreational types in Republic Dagestan are defined
Ключевые слова: регион, развитие, особая экономическая зона, инновации, туризм, рекреация, стратегия развития, комплексная программа регионального развития
Keywords: region, development, a special economic zone, innovations, tourism, a recreation, development strategy, the complex program of regional development
Современное состояние экономики республики и относительно высокий производственный, природно-ресурсный, трудовой и предпринимательский потенциал региона характеризуют необходимость создания «точек роста», которые должны способствовать обеспечению устойчивого развития экономики региона. Многолетний мировой опыт развития свободных экономических зон позволяет нам утверждать, что создание особых экономических зон (ОЭЗ) в Республике Дагестан является одним из направлений создания «точек роста» в регионе, способных обеспечить более полное использование потенциала региона. Роль ОЭЗ для экономики региона в целом заключается в том, что:
во-первых, ОЭЗ являются мощным стимулятором деловой активности и предпринимательской инициативы в экономике;
во-вторых, служат фактором и стимулом обеспечения динамизма процесса развития региональной экономики, обеспечения геополитических интересов страны на основе создания системы региональных «полюсов роста» и других форм приграничного сотрудничества государства [1, с. 20];
в-третьих, являются фактором ускорения социально-экономической и научно-технической модернизации, а также способствуют ускорению структурных преобразований в экономике и повышению занятости населения региона;
в-четвертых, способствуют ускорению внедрения инноваций во все сферы жизнедеятельности региона;
в-пятых, являются источниками поступления иностранных инвестиций, роста поступлений валютной выручки от экспортной деятельности и ак-тивизаторами вовлечения в хозяйственный оборот финансовых, материальных, природных и трудовых ресурсов региона.
В российском законодательстве под особой экономической зоной понимается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. При этом целями создания ОЭЗ определяются развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры [см. 2, ст. 2, 3]. Кроме того, Закон об ОЭЗ в РФ предусматривает возможность организации двух типов ОЭЗ: промышленно-производственные (площадью не более 20 квадратных километра) и технико-внедренческие (площадью не более 2 квадратных километра), что не отвечает потенциалу многих российских регионов, в том числе и Республики Дагестан. Положительным моментом в Законе является полный запрет на территории ОЭЗ осуществление добычи полезных ископаемых и металлургическое производство, в том числе переработка полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов, а также производство и переработка подакцизных товаров за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
Практика создания, функционирования и развития ОЭЗ в нашей стране доказал, что они могут иметь не только положительные стороны своего воздействия, но и существенный перечень недостатков и негативов, связанных в основном с недостатками в области теории, методологии и организации процессов создания ОЭЗ в российских условиях. Была ошибочной и практика создания ОЭЗ в России в форме массовых кампаний на всей территории субъекта федерации. На практике они превратились вместо «точек роста» в налоговые и таможенные «черные дыры», через которые происходило бегство капитала от эксплуатации природных ресурсов. Подобные зоны были законодательно организованы в Угличе, Ингушетии, на Байконуре, в Калмыкии и других регионах, требовавших инвестиций. В результате никакие инвесторы туда не пришли.
Другим примером может служить действующая и в настоящее время особая экономическая зона на территории Калининградской области, которая представляет собой таможенную дыру. Преимущества, которые при этом получила Калининградская область весьма сомнительны - дешевый импорт продовольствия, которое убило местное сельское хозяйство и отверточная сборка автомобилей (БМВ), которых и без особых режимов предпринимательства прекрасно организуются и работают в других регионах России. То
есть, в России при предоставлении права выбора им пользуются те, кого стоило бы возможности выбора лишить.
Тем не менее, наличие в России и в некоторых зарубежных странах существенного отрицательного опыта по созданию и функционированию ОЭЗ, не принижает возможности и роль ОЭЗ в развитии определенных территорий. Практика показывает, что в достижении текущего экономического благополучия в Китае важную роль сыграли особые экономические зоны. В целом, ОЭЗ - это экономический инструмент, и значит, результаты его использования зависят от умения пользователя. В России в ходе организации ОЭЗ придется решать дилемму - ограничение права выбора инвестора и одновременно не ущемлять право выбора инвестора. Тем не менее, в России существует и положительный опыт функционирования ОЭЗ - свободная экономическая зона «Находка», свободная экономическая зона «Шереметьево», особая технико-внедренческая зона «Дубна».
Несмотря на существующий отрицательный опыт создания и функционирования ОЭЗ в России, мы считаем в современных условиях необходимым создание ОЭЗ на территории Республики Дагестан, которые должны стать «точками роста» экономики региона. Причин необходимости создания несколько: сложное социально-экономическое положение (высокая дотацион-ность, низкий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы, падение уровня индустриализации экономики и т.д.); геополитическое положение республики (выгодное географическое положение региона с благоприятными природно-климатическими условиями, стратегически важное значение для России, которая заключается в том, что РД является самым южным и приграничным регионом и т.д.); наличие высокого потенциала развития экономики (производственного, природно-ресурсного, трудового и предпринимательского потенциала). Тем более что мировой опыт свидетельствует, что практика создания ОЭЗ получает развитие в тех странах, правительства которых стремятся быстрее ликвидировать кризисные явления в экономике, ускорить темпы социально-экономического развития, создать материально-техническую базу и условия возрождения национальной и региональной экономики. В этих целях в 1950-1960-х гг. создавались ОЭЗ в Бразилии, в Мексике, в странах Карибского бассейна, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, а чуть позднее (в 1980-х гг.) - создавались специальные экономические зоны, открытые прибрежные города, районы экономического развития в КНР.
С принятием нового федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» можно считать начался второй этап создания ОЭЗ в России. На объявленный Минэкономразвития РФ конкурс, было подано более тридцати заявок на создание ОЭЗ, но вследствие низкого уровня проработанности заявок, поддержку получили только шесть. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа созданы в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Томской области, а промышленного типа - в Липецкой области и Татарстане. В подмосковном Зеленограде развивается производство микроэлектроники, в подмосковной Дубне - ядерные и физи-
ческие технологии, в Томске - новые материалы, а в Санкт-Петербурге - информационные технологии и аналитическое приборостроение. В Липецкой области преференции получили проект по совместному с Италией производству бытовой техники, а в Татарстане - производство автокомпонентов и высокотехнологических продуктов нефтехимии. Здесь следует отметить, что речь идет не о создании новых рабочих мест в депрессивных регионах (для чего, в том числе, предполагалось создавать ОЭЗ), а о налоговых и таможенных льготах для уже существующих и успешных конкретных предприятий, что не подходит для традиционно трудоизбыточной Республики Дагестан.
В настоящее время при создании ОЭЗ необходимо максимально учитывать региональную специфику, чтобы не обострять социально-экономическую ситуацию на территории функционирования специальных зон. В Республике Дагестан в процессе разработки ОЭЗ необходимо придерживаться удовлетворения следующих критериев:
❖ при выборе типа ОЭЗ целесообразно отдавать предпочтение тому типу, который отличается быстротой окупаемости и способностью максимальной реализации потенциальных возможностей региона (технико-внедренческие ОЭЗ - быстроокупаемые, туристско-рекреационные ОЭЗ - способны вовлечь трудовой, предпринимательский, природно-ресурсный, производственный потенциал);
❖ создаваемая ОЭЗ должна способствовать удовлетворению геополитических интересов России на Северном Кавказе;
❖ в целях недопущения национальной конфронтации ОЭЗ необходимо создавать в той части республики, где нет численного преобладания представителей одной национальности.
Этим критериям отвечают создание ОЭЗ технико-внедренческого и ту-ристско-рекреационного типа. На наш взгляд, идеальным местом создания ОЭЗ технико-внедренческого типа в Республике Дагестан является Дагестанский научный центр РАН (ДНЦ РАН). Необходимо заметить, что ДНЦ РАН является крупным научным центром РАН на юге России, располагающим кадровым и техническим потенциалом, а также перспективными территориями для создания инновационных производств как на базе собственных разработок, так и адаптацией зарубежных инновационных технологий. Главная цель создания ОЭЗ на территориях ДНЦ РАН заключается в организации на ограниченной территории разнопрофильного, многофункционального, высокоэффективного производственно-хозяйственного, торгово-коммерческо-го, социально-культурного, предпринимательско-управленческого комплексов, отвечающих международным стандартам и активно воздействующих на ускорение экономического и социального развития Республики Дагестан и других регионов юга России. При этом ОЭЗ выступает в качестве связующего звена в обеспечении экономического и политического сотрудничества государств и народов, особенно Среднего и Ближнего Востока и Западной Европы.
Расположение ОЭЗ непосредственно на территориях ДНЦ РАН позволяет ориентировать часть научных сотрудников на организацию сборки
транспортабельной конкурентоспособной продукции, детали и узлы для изготовления которой могут поставляться, особенно в первые годы становления ОЭЗ, по кооперации из других регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, ОЭЗ на территориях ДНЦ РАН может выступать в качестве связующего звена во внедрении инновационных разработок ученых, работающих в вузах республики и Северного Кавказа.
Важнейшими функциями технико-внедренческой ОЭЗ на территориях ДНЦ РАН могут стать инновационная, внешнеэкономическая, финансово-торговая, экспортно-импортная деятельность. При этом рассматриваемая ОЭЗ превращается в основной инновационный центр на юге России, где функционируют надежная рыночная и производственная инфраструктура, обеспечивающие операции по привлечению отечественных и иностранных инвесторов для финансирования производства инновационной продукции, поставке комплектующих деталей и т.п. для предприятий, территориально прилегающих к ОЭЗ. Здесь также целесообразно обеспечить размещение крупного информационного центра, включенного в систему международных информационных центров деловой и научно-технической деятельности, услугами которого могли бы пользоваться предприятия и организации по всей республике и Северному Кавказу.
В связи с острой конкуренцией между ОЭЗ разных стран за привлечение иностранного капитала, стимулы, которые может предложить ОЭЗ должны находиться на уровне требований мирового рынка: не обязательно они должны быть сильнее, но в любом случае не слабее общепринятых в мировой практике. При этом стимул получения выхода на российский внутренний рынок, вероятно, будет иметь решающее значение. В ОЭЗ должен быть создан благоприятный «хозяйственный климат» с целью увеличения притока инвестиций и ускорения процесса внедрения инноваций в экономику региона.
Немаловажное значение для выхода из депрессивного состояния экономики Республики Дагестан имеет реализация туристско-рекреационного потенциала региона. Для этого необходимо создать на прибрежной территории республики туристско-рекреационную особую экономическую зону. Территориально это может простираться от поселка Манаскент с севера до г. Дербент с юга. На начальном этапе создания ОЭЗ в прибрежной части республики в качестве возможных территорий необходимо рассматривать действующие санатории и базы отдыха, на территории которых имеется относительно развития инфраструктура: санатории «Каспий», «Каякент», «Дагестан», базы отдыха, расположенные по всему дагестанскому побережью. В начале целесообразно их реформировать и создать акционерные общества с возможностью продажи до 25% акций иностранным инвесторам.
В последующем возможно расширить территории, на которых будут действовать особые режимы предпринимательской деятельности. Для этих целей можно предоставлять в аренду или в концессию прибрежные земли отечественным и зарубежным инвесторам. Главным условием предоставления в концессию прибрежных земель иностранцам должно быть преимуще-
ственное использование местных трудовых ресурсов в процессе строительства и эксплуатации туристско-рекреационных комплексов - можно законодательно установить максимальное соотношение иностранных и отечественных работников в пределах 25/75. Несмотря на достаточно большую площадь предположительно отводимой под ОЭЗ, мы считаем, что данная зона имеет все возможности эффективного развития и превращения в «локомотив развития» или «точку роста» экономики республики.
Несмотря на тип зон для участников ОЭЗ целесообразно введение следующих налоговых льгот:
❖ вновь создаваемые на территории ОЭЗ предприятия с долей иностранных инвестиций более 50% целесообразно первые 5 лет освобождать от налога на прибыль при условии ее полного использования в создание и реконструкцию инженерных и производственных инфраструктур территории, а в последующие 5 лет выплачивают налог на прибыль на 50% ниже норм, установленных действующим законодательством;
❖ вновь создаваемые и существовавшие на момент создания ОЭЗ предприятия с долей иностранных инвестиций 20-50% первые 5 лет целесообразно установить налог на прибыль на 50% ниже установленных норм при условии ее использования в благоустройство и создание инфраструктуры территории;
❖ участников ОЭЗ можно освобождать от отчислений в бюджет с части прибыли, реинвестируемой на территории ОЭЗ в развитие социальной сферы и инфраструктуры, а также используемой на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направляемой на подготовку и переподготовку кадров;
❖ участников ОЭЗ можно освобождать от налога на экспорт и импорт продукции, произведенной и потребляемой предприятиями, организациями и населением самой ОЭЗ;
❖ в отношении резидентов ОЭЗ целесообразно установить порядок не регламентирования предельного уровня рентабельности и освободить от государственного регулирования расходования средств, направляемых на потребление;
❖ иностранная валюта, зарабатываемая предприятиями ОЭЗ первые 5 лет ее функционирования, можно оставлять в их полном распоряжении, за исключением 5-7 процентов отчислений в валютный фонд Правительства Республики Дагестан. Размер отчислений в валютные фонды Правительства Республики Дагестан можно устанавливать по взаимному согласованию и целесообразно ежегодно корректировать;
❖ иностранным инвесторам, действующим в ОЭЗ, необходимо гарантировать, после выплаты установленных налогов, свободный перевод за границу всех сумм в иностранной валюте, получаемых ими в виде прибыли, а также в связи с продажей всей или части доли в ус-
тавном фонде предприятия с иностранными инвестициями, выходом из него или ликвидацией предприятия;
❖ установить, что иностранные инвесторы, действующие в ОЭЗ, могут иметь валютные и рублевые текущие и расчетные счета как в государственных, так и в коммерческих банках ОЭЗ с правом расходования имеющихся в них средств в соответствии с действующим законодательством;
❖ на территории ОЭЗ между ее участниками разрешить расчеты в иностранной валюте в безналичной форме в соответствии с законодательством о регулировании валютных операций;
❖ с целью сосредоточения необходимых финансовых ресурсов для формирования и развития инфраструктуры ОЭЗ целесообразно создать некоммерческий фонд развития ОЭЗ (Фонд развития ОЭЗ). В течение 5 лет функционирования ОЭЗ в указанный фонд целесообразно направлять 100 процентов суммы всех налогов и платежей, подлежащих перечислению в республиканский бюджет;
❖ условия труда иностранных работников предприятий-резидентов ОЭЗ можно регулировать индивидуальными трудовыми договорами. При этом можно законодательно разрешить полученные этими работниками доходы в иностранной валюте после уплаты налогов беспрепятственно переводить за границу;
❖ предоставить предприятиям-резидентам ОЭЗ право начислять заработную плату работникам в иностранной валюте, перечисляя ее на специальные счета в банки и выплачивая в виде именных чеков, расчетно-кредитных карточек и других безналичных платежных средств, для использования в специальных магазинах ОЭЗ, а также за рубежом.
Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о принятии комплексной программы развития туризма в Республике Дагестан. Данная необходимость связана с наличием высокого потенциала развития туризма как прибрежной, так и горной зоне. В последние годы особенно актуальным становится вопрос организации горнолыжных курортов в Дагестане: «Чиндерче-ро» в Акушинском районе, «Терменлик» в Буйнакском районе, «Матлас» в Хунзахском районе.
Для туристско-рекреационных ОЭЗ наиболее актуальны проблемы создания на территории благоприятных условий для развития предпринимательства, привлечения иностранных и отечественных инвесторов, активная политика по созданию имиджа региона, а это требует финансирования из бюджета ОЭЗ работ по созданию, совершенствованию и реконструкции социальной и транспортной инфраструктуры; созданию и развитию информационных сетей; подготовке и переподготовке кадров; созданию рыночной инфраструктуры, включая маркетинговые службы; систему коммерческой информации; условия по привлечению и развитию в ОЭЗ интеллектуального потенциала и т.д. Кроме того, необходимо на уровне республиканского правительства создать государственную структуру по созданию и поддержке позитивного
имиджа республики, по поиску заинтересованных иностранных и отечественных инвесторов и т.д.
_Литература_
1. Леденев С.В., Тарханов А.В. Экономика зон свободного предпринимательства. - М.: РТА, 1997.
2. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года, №116-ФЗ.
3. Зельднер А.Г. Особые технико-внедренческие зоны в реализации модели инновационного развития. Научный доклад. - М.: Институт экономики РАН, 2011.