УДК 33(470.67)
ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
© 2012 Лукманова И.Л.
Дагестанский государственный педагогический университет
Раскрываются проблемы создания и функционирования особых экономических зон в России за годы рыночных реформ, обосновывается необходимость создания туристско-рекреационной и технико-внедренческой экономических зон в Республике Дагестан, а также выработаны предложения по их формированию в Дагестане.
The author of the article reveals the problems of creation and functioning of the special economic zones in Russia during the economic reforms, gives prooffor the necessity of creation of the tourist-recreational and technology-innovative economic zones in the Republic of Dagestan, and works out the proposals on their formation in Dagestan.
Ключевые слова: особая экономическая зона, Республика Дагестан, туристско-рекреационная зона, технико-внедренческая зона.
Keywords: special economic zone, the Republic of Dagestan, tourist-tecreational zone, technology-innovative zone.
Депрессивное состояние экономики республики и относительно высокий производственный, природно-ресурсный, трудовой и предпринимательский потенциал региона показывают необходимость создания «точек роста», которые должны способствовать обеспечению устойчивого развития экономики региона. Многолетний мировой опыт развития свободных экономических зон и анализ условий и предпосылок социально-экономического развития РД позволяет нам утверждать, что создание особых экономических зон (ОЭЗ) в Республике Дагестан является одним из направлений создания «точек роста» в регионе, способных обеспечить более полное использование потенциала региона.
Роль ОЭЗ для экономики региона или страны в целом заключается в том, что:
- ОЭЗ являются мощным стимулятором деловой активности и предпринимательской инициативы в экономике региона;
- служат фактором и стимулом обеспечения динамизма процесса
развития и возрождения национальной экономики, обеспечения
геополитических интересов страны на основе создания системы региональных «полюсов роста» и других форм приграничного сотрудничества
государства [3.С. 20];
- являются фактором ускорения социально-экономической и научнотехнической модернизации, а также способствуют ускорению структурных преобразований в экономике и повышению занятости населения региона;
- способствуют ускорению внедрения достижений НТП во все сферы жизнедеятельности региона;
- являются источниками поступления
иностранных инвестиций, роста поступлений валютной выручки от экспортной деятельности и
активизаторами вовлечения в
хозяйственный оборот финансовых, материальных, природных и трудовых ресурсов региона.
Особые экономические зоны достаточно хорошо известны мировой практике и не являются «изобретением»
российских ученых и практиков. В новом российском законодательстве под особой экономической зоной понимается определяемая Правительством
Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. При этом целями создания ОЭЗ определяются развитие
обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей,
производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры [5]. Кроме того, Закон об ОЭЗ в РФ предусматривает возможность
организации двух типов ОЭЗ: промышленно-производственные (площадью не более 20 км2) и техниковнедренческие (площадью не более 2 км2), что не отвечает потенциалу многих российских регионов, в том числе и Республики Дагестан. Положительным моментом в Законе является полный запрет на территории ОЭЗ осуществления добычи полезных ископаемых и металлургического производства, в том числе переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов, а также производства и переработки подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
Практика создания,
функционирования и развития ОЭЗ в нашей стране доказала, что они могут иметь не только положительные стороны воздействия, но и существенные отрицательные, связанные в основном с недостатками в области теории, методологии и организации процессов создания ОЭЗ в российских условиях. Была ошибочной и практика создания ОЭЗ в России в форме массовых компаний на всей территории субъектов Федерации. На практике они превратились вместо «точек роста» в налоговые и таможенные «черные дыры», через которые происходило бегство капитала от эксплуатации природных ресурсов. Подобные зоны были законодательно организованы в Угличе, Ингушетии, на Байконуре, в Калмыкии и других регионах,
требовавших инвестиций. В результате никакие инвесторы туда не пришли, но зато пришли нефтяники, которые с помощью трансфертных схем превратили эти самые свободные зоны в налоговые дыры, с помощью которых уводились от налогообложения сверхдоходы от экспорта нефти.
Другим примером может служить действующая и в настоящее время особая экономическая зона на территории Калининградской области, которая представляет собой таможенную дыру. Преимущества, которые при этом получила Калининградская область, весьма сомнительны - дешевый импорт продовольствия, который убил местное сельское хозяйство, и отверточная сборка автомобилей (БМВ), которые и без особых режимов
предпринимательства свободно и легко организуются и работают в других регионах России. То есть в России при предоставлении права выбора им пользуются те, кого стоило бы лишить возможности выбора.
С другой стороны, есть пример Белоруссии, где свободные
экономические зоны (СЭЗ) существуют уже в течение десяти лет, и органы государственной власти жестко контролируют проекты, в которых могут принимать участие иностранные инвесторы. Ограничение права выбора инвестиционных проектов не
способствовало притоку иностранных инвестиций в белорусскую экономику, куда за все десять лет существования СЭЗ приток иностранных инвестиций составил всего 159 миллионов долларов.
Тем не менее наличие в России и в некоторых зарубежных странах существенного отрицательного опыта по созданию и функционированию ОЭЗ не принижает возможности и роли ОЭЗ в развитии определенных территорий. Практика показывает, что в достижении текущего экономического благополучия в Китае важную роль сыграли особые экономические зоны. В целом, ОЭЗ - это экономический инструмент, и значит, результаты его использования зависят от умения пользователя. В России в ходе организации ОЭЗ придется решать
дилемму - ограничить права выбора инвестора и одновременно не ущемлять его право. Тем не менее в России существует и положительный опыт функционирования ОЭЗ - свободная экономическая зона «Находка», свободная экономическая зона «Шереметьево ».
Несмотря на существующий
отрицательный опыт создания и
функционирования ОЭЗ в России, мы считаем в современных условиях необходимым создание ОЭЗ на
территории Республики Дагестан, которые должны стать «точками роста» экономики региона. Причин
необходимости создания несколько:
сложное социально-экономи-ческое положение (высокая дотационность,
низкий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы, падение уровня индустриализации экономики и т.д.); геополитическое положение республики (выгодное географическое положение региона с благоприятными природно-климатиче-скими условиями, стратегически важное значение для России, которое заключается в том, что РД является южным приграничным регионом и т.д.); наличие высокого потенциала развития экономики (производственного, природноресурсного, трудового и
предпринимательского). Тем более что мировой опыт свидетельствует: практика создания ОЭЗ получает развитие в тех странах, правительства которых стремятся быстрее ликвидировать
кризисные явления в экономике,
ускорить темпы социально-
экономического развития, создать материально-техни-ческую базу и условия возрождения национальной и региональной экономики. В этих целях в 1950-1960-х гг. ОЭЗ создавались в Бразилии, Мексике, странах Карибского бассейна, Гонконге, Тайване, Сингапуре, Южной Корее, а чуть позднее (в 1980-х гг.) создавались специальные экономические зоны, открытые
прибрежные города, районы
экономического развития в КНР.
Второй этап создания ОЭЗ в России начался с принятия нового
Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». На объявленный Минэкономразвития РФ конкурс было подано более тридцати заявок на создание ОЭЗ, но вследствие низкого уровня проработанности заявок поддержку получили только шесть. Особые экономические зоны техниковнедренческого типа созданы в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Томской области, а промышленного типа - в Липецкой области и Татарстане. В подмосковном Зеленограде будет развиваться производство
микроэлектроники, в подмосковной Дубне - ядерные и физические технологии, в Томске - новые материалы, а в Санкт-Петербурге -информационные технологии и аналитическое приборостроение. В Липецкой области преференции получил проект по совместному с Италией производству бытовой техники, а в Татарстане - производство
автокомпонентов и
высокотехнологических продуктов
нефтехимии. Здесь следует отметить, что речь идет не о создании новых рабочих мест в депрессивных регионах (для чего в том числе предполагалось создавать ОЭЗ), а о налоговых и таможенных льготах для уже существующих и успешных конкретных предприятий, что не подходит для традиционно трудоизбыточной Республики Дагестан.
В настоящее время при создании ОЭЗ необходимо максимально учитывать региональную специфику, чтобы не обострять социально-экономи-ческую ситуацию на территории
функционирования специальных зон. В Республике Дагестан в процессе
разработки ОЭЗ необходимо
придерживаться удовлетворения
следующих критериев:
- при выборе типа ОЭЗ целесообразно отдавать предпочтение тому типу, который отличается быстротой
окупаемости и способностью к максимальной реализации потенциальных возможностей региона (портовые ОЭЗ быстроокупаемые, туристско-рекреационные ОЭЗ способны вовлечь трудовой,
предпринимательский, природно-
ресурсный, производственный потенциал);
- создаваемая ОЭЗ должна
способствовать удовлетворению
геополитических интересов России на Северном Кавказе;
- в целях недопущения национальной
конфронтации ОЭЗ необходимо создавать в той части республики, где нет численного преобладания
представителей одной национальности.
Этим критериям отвечают создание ОЭЗ портового и туристско-рекреа-
ционного типа. Их создание осложняется наличием, помимо организационных,
политических и экономических проблем, еще и законодательных проблем -законодательство РФ не
предусматривает возможности создания ОЭЗ такого типа. Это говорит о
необходимости совершенствования законодательной базы, в частности внесение соответствующих изменений и поправок в Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Рассмотрим подробно специфику и возможности создания и развития ОЭЗ в Республике Дагестан.
На наш взгляд, идеальным местом создания ОЭЗ в Республике Дагестан является Махачкалинский морской торговый порт, который находится в федеральной собственности.
Необходимо заметить, что порт Махачкалы является единственным незамерзающим российским портом на Каспии. Такое исключительное для России значение махачкалинский порт приобретает вследствие того, что прикаспийские и соседние страны придают огромное значение решению проблемы транспортировки
энергоносителей.
Во многом проблема выбора маршрутов для трубопроводов, согласование условий прокачки каспийской нефти и газа заняли сейчас центральное место в политике прикаспийских государств. Серьезное внимание уделяют этим вопросам и заинтересованные страны Запада. Иран и Россия ведут борьбу за транзит туркменской нефти в Европу. Российский вариант включает
танкерную доставку нефти из порта Туркменбаши (г. Красноводск) в Махачкалу, а затем по железной дороге в порт Туапсе. Для того чтобы сохранить влияние в регионе, а в дальнейшем усилить его, Россия должна незамедлительно начать проводить
мероприятия по вовлечению
махачкалинского порта в процесс
развития международных
трансконтинентальных коммуникаций. И первым шагом в этом направлении, по нашему мнению, может стать создание ОЭЗ в порту Махачкалы. Это стратегическое решение будет иметь важное значение не только для Республики Дагестан, но и для России в целом.
Главная цель создания ОЭЗ «Махачкалинский морской торговый
порт» заключается в организации на ограниченной территории
разнопрофильного, многофункционального, высокоэффективного производственно-хозяй-ственного, торгово-
коммерческого, социально-культурного, предпринимательско-управленческого комплексов, отвечающих
международным стандартам и активно воздействующих на ускорение экономического и социального развития Республики Дагестан и других регионов России. При этом ОЭЗ выступает в качестве связующего звена в обеспечении экономического и политического сотрудничества
государств и народов, особенно Среднего и Ближнего Востока и Западной Европы.
Экономико-географическое положение предлагаемого района размещения ОЭЗ очень благоприятное. Это территория площадью 20,3 га, состоящая из трех участков: сухогрузной гавани (площадь - 11,1 га), нефтегавани (площадь - 8,4 га) и базы технического обслуживания флота (БТОФ) (площадь -
0,8 га). Она расположена в непосредственной близости от центра деловой активности Республики Дагестан - города Махачкалы. Сопредельность с железнодорожным узлом «Махачкала», располагающим
развитой инфраструктурой, наличие автомобильных дорог, трубопроводов, различных видов связи и источников информации создают благоприятные возможности для развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей как трансконтинентальный транзит, так и всевозрастающие объемы перевозок между Северо-Кавказским
экономическим и другими районами РФ и странами СНГ. Особое своеобразие ОЭЗ «Махачкалинский морской торговый порт» состоит также в том, что она является транспортным
«коридором» между Европой и Азией.
Расположение ОЭЗ непосредственно на территории международного
морского порта позволяет ориентировать часть из них на сборку транспортабельной
конкурентоспособной продукции, детали и узлы для изготовления которой могут поставляться, особенно в первые годы становления ОЭЗ, по кооперации из других регионов и стран ближнего и дальнего зарубежья.
Местные органы администрации и определенная, наиболее
информированная, часть населения поддерживают идею создания ОЭЗ, что также весьма важно для эффективной реализации поставленных целей. Таким образом, положительные аспекты реализации проекта ОЭЗ
«Махачкалинский морской торговый порт» следующие:
- относительно высокий
интеллектуальный и научно-
технический потенциал, а также наличие рынка квалифицированных трудовых ресурсов;
- эффективное использование в ОЭЗ отечественных ресурсов (научных идей, сырья и материалов, территории, рабочих и специалистов, накопленного опыта);
- наличие развитой транспортной сети и сети связи, инженерных сетей и коммуникаций;
- возможности быстрого привлечения передовой технологии и поэтапной передачи ее народному хозяйству Республики Дагестан;
- надежный и долговременный источник товарных и валютных поступлений в Республику Дагестан и Россию в целом.
- возможности использования большого числа заинтересованных в создании ОЭЗ партнеров, в том числе иностранных компаний.
Важнейшими функциями ОЭЗ «Махачкалинский морской торговый порт» могут стать
внешнеэкономическая, деловая,
финансово-торговая, экспортно-
импортная деятельность. При этом рассматриваемая ОЭЗ превращается в основные южные международные «морские ворота» России. В ОЭЗ «Махачкалинский морской торговый порт» следует создать надежную рыночную инфраструктуру,
обеспечивающую операции по привлечению отечественных и иностранных инвесторов для финансирования производства новой, наукоемкой, малоресурсоемкой
продукции, ее складированию, сбыту, транспортировке, поставке
комплектующих деталей и т.п. для предприятий, территориально
прилегающих к ОЭЗ. Здесь также целесообразно обеспечить размещение крупного информационного центра, включенного в систему международных информационных центров деловой и научно-технической деятельности,
услугами которого могли бы пользоваться предприятия и организации ОЭЗ г. Махачкалы и Республики Дагестан. При этом принципиально важным является сохранение на территории ОЭЗ «Махачкалинский морской торговый порт» существующей специализации - крупнейший
транспортный комплекс,
обеспечивающий расширение
международных пассажирских и
грузовых потоков, таможенной службы и т.п.
В связи с острой конкуренцией между ОЭЗ разных стран за привлечение иностранного капитала, стимулы, которые может предложить ОЭЗ
«Махачкалинский морской торговый порт», должны находиться на уровне
требований мирового рынка: они могут быть не сильнее, но и не слабее общепринятых в мировой практике. При этом стимул получения выхода на российский внутренний рынок, вероятно, будет иметь решающее значение. В ОЭЗ должны быть созданы благоприятные условия для ускоренного перехода экономики на рыночные отношения, благоприятный
«хозяйственный климат» с целью ускорения притока иностранных и отечественных инвестиций.
Немаловажное значение для выхода из депрессивного состояния экономики Республики Дагестан имеет реализация туристско-рекреационного потенциала региона. Для этого необходимо создать на прибрежной территории республики туристско-рекреационные особые
экономические зоны. Территориально это может простираться от г. Махачкалы и острова Чечень с севера до государственных границ России и Азербайджана с юга. На начальном этапе создания ОЭЗ в прибрежной части республики в качестве возможных территорий необходимо рассматривать действующие санатории и базы отдыха, на территории которых имеется относительно развитая инфраструктура: санатории «Талги», «Каспий», «Каякент», «Дагестан», детский пансионат «Журавлик» (Гунибский район), базы отдыха, расположенные по всему дагестанскому побережью. В начале целесообразно их реформировать и создать акционерные общества
работников (народные предприятия) с возможностью продажи до 25% акций иностранным инвесторам.
В последующем возможно расширить территории, на которых будут действовать особые режимы
предпринимательской деятельности. Для этих целей можно предоставлять в аренду или в концессию прибрежные земли отечественным и зарубежным инвесторам. Главным условием
предоставления в концессию
прибрежных земель иностранцам должно быть преимущественное использование местных трудовых ресурсов в процессе строительства и
эксплуатации туристско-рекреационных комплексов - можно законодательно установить максимальное соотношение иностранных и отечественных работников в пределах 25/75. Несмотря на достаточно большую площадь, предположительно отводимой под ОЭЗ, мы считаем, что данная зона имеет все возможности эффективного развития и превращения в «локомотив развития» или «точку роста» экономики
республики.
Несмотря на тип зон для участников ОЭЗ, целесообразно введение
следующих налоговых льгот [1]:
- вновь создаваемые на территории
ОЭЗ предприятия с долей иностранных инвестиций более 50% целесообразно
первые 5 лет освобождать от налога на прибыль при условии ее полного
использования в создании и
реконструкции инженерных и
производственных инфраструктур
территории, а в последующие 5 лет выплачивают налог на прибыль на 50% ниже норм, установленных действующим законодательством;
- в вновь создаваемых и
существовавших на момент создания ОЭЗ предприятиях с долей иностранных инвестиций 20-50% первые 5 лет целесообразно установить налог на прибыль на 50% ниже установленных норм при условии ее использования в благоустройстве и создании
инфраструктуры территории;
- участников ОЭЗ можно освобождать от отчислений в бюджет с части прибыли, реинвестируемой на территории ОЭЗ в развитие социальной сферы и инфраструктуры, а также используемой на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- участников ОЭЗ можно
освобождать от налога на экспорт и импорт продукции, произведенной и потребляемой предприятиями,
организациями и населением самой ОЭЗ;
- в отношении резидентов ОЭЗ
целесообразно установить порядок не регламентирования предельного уровня рентабельности и освободить от государственного регулирования
расходования средств, направляемых на потребление;
- иностранную валюту,
зарабатываемую предприятиями ОЭЗ первые 5 лет ее функционирования, можно оставлять в их полном распоряжении за исключением 5-7 процентов отчислений в валютный фонд Правительства Республики Дагестан. Размер отчислений в валютные фонды Правительства Республики Дагестан можно устанавливать по взаимному согласованию и целесообразно ежегодно корректировать;
- иностранным инвесторам,
действующим в ОЭЗ, необходимо
гарантировать после выплаты
установленных налогов свободный
перевод за границу всех сумм в иностранной валюте, получаемых ими в виде прибыли, а также в связи с
продажей всей или части доли в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями, выходом из него или ликвидацией предприятия;
- установить, что иностранные инвесторы, действующие в ОЭЗ, могут иметь валютные и рублевые текущие и расчетные счета как в государственных, так и в коммерческих банках ОЭЗ с правом расходования имеющихся в них средств в соответствии с действующим законодательством;
- на территории ОЭЗ между ее участниками разрешить расчеты в иностранной валюте в безналичной форме в соответствии с законодательством о регулировании валютных операций;
- с целью сосредоточения
необходимых финансовых ресурсов для формирования и развития
инфраструктуры ОЭЗ целесообразно создать некоммерческий фонд развития ОЭЗ (Фонд развития ОЭЗ). В течение 5 лет функционирования ОЭЗ в указанный фонд целесообразно направлять 100 процентов суммы всех налогов и
Примечания
платежей, подлежащих перечислению в республиканский бюджет;
- условия труда иностранных
работников предприятий-резидентов ОЭЗ можно регулировать
индивидуальными трудовыми
договорами. При этом можно законодательно разрешить полученные этими работниками доходы в иностранной валюте после уплаты налогов беспрепятственно переводить за границу;
- предоставить предприятиям-резидентам ОЭЗ право начислять заработную плату работникам в иностранной валюте, перечисляя ее на специальные счета в банки и выплачивая в виде именных чеков, расчетнокредитных карточек и других безналичных платежных средств для использования в специальных магазинах ОЭЗ, а также за рубежом.
Для туристско-рекреационных ОЭЗ наиболее актуальны проблемы создания на территории благоприятных условий для развития предпринимательства, привлечения иностранных и
отечественных инвесторов, активная политика по созданию имиджа региона, а это требует финансирования из
бюджета ОЭЗ работ по созданию, совершенствованию и реконструкции социальной и транспортной
инфраструктуры; созданию и развитию информационных сетей; подготовке и переподготовке кадров; созданию
рыночной инфраструктуры, включая маркетинговые службы; систему
коммерческой информации; условия по привлечению и развитию в ОЭЗ
интеллектуального потенциала и т.д. Кроме того, необходимо на уровне республиканского правительства создать государственную структуру по созданию и поддержке позитивного имиджа республики, по поиску
заинтересованных иностранных и отечественных инвесторов и т.д.
1. Абдулманапов С. Г. Общественная собственность в стратегии устойчивого социальноэкономического развития депрессивного региона. Махачкала : Изд. дом «Наука плюс», 2006. 316 с. 2. Дагестан-2009. Социально-экономическое положение. В 2-х томах. Махачкала : ТУ ФСГС по РД, 2010. 3. Леденев С. В., Тарханов А. В. Экономика зон свободного предпринимательства. М. :
РТА, 1997. 4. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года. (Проект). Махачкала : Минэкономики РД, июнь 2009 года. Электронный ресурс с официального сайта Минэкономики РД. URL:http://www.mmec-rd.m 5. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года. № 116-ФЗ. М. : Изд-во «Омега», 2005.
Статья поступила в редакцию 13.03.2012 г.