Научная статья на тему 'Развитие особых экономических зон в России: институциональный аспект'

Развитие особых экономических зон в России: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особая экономическая зона / инновационный путь / региональное разви-тие / конкурентоспособность / государственно-частное партнерство / special economic zone / an innovative way / regional development / competitiveness / public-private partnership

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буневич Константин Георгиевич, Бродунов Андрей Николаевич, Бушуева Наталья Владимировна

В статье рассматриваются проблемы в функционировании туристско-рекреационных особых экономических зон России в современных условиях. Показан конфликт интересов на институциональном уровне. Анализируются ключевые показатели четырех из семи суще-ствующих зон. Представлена попытка выявления причинно-следственных связей дестабилиза-ции в развитии особых экономических зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of special economic zones in Russia: institutional aspect

The article deals with problems in the functioning of tourist-recreational special economic zones in Russia today. Showed a conflict of interest at the institutional level. Analyzes key indicators of four of the seven existing zones. An attempt to identify cause-and-effect relationships of destabilization in the development of special economic zones.

Текст научной работы на тему «Развитие особых экономических зон в России: институциональный аспект»

Analysis of factors affecting the stability of the ruble in the conditions of macroeconomic uncertainty

Andrei Nikolaevich Brodunov, Ph.D., Associate Professor, Deputy Chair of Finance and Credit, Head,

Moscow Witte University

Konstantin Georgievich Bunevich, Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Finance and Credit, Moscow Witte University

Victoria Anatol'evna Lee, student at the Faculty of Economy and Finance, Moscow Witte University

One of the main reasons for the instability of the ruble is the dependence of the Russian economy on oil prices, as well as the price of oil expressed in US dollars, and the relationship between the rate of the US dollar and the ruble is obvious. The following article will be more detailed, considered the dependence of these indicators and their impact on the stability of the ruble.

Keywords: key rate, the Pearson correlation coefficient, GDP, currency intervention.

УДК 338.24/34

РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Константин Георгиевич Буневич, канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой финансов и кредита, e-mail: kbunevich@miemp.ru, Андрей Николаевич Бродунов, канд. экон. наук, доц., зам. заведующего кафедрой финансов и кредита, e-mail: abrodunov@miemp.ru, Наталья Владимировна Бушуева, канд. экон. наук, доц., доц. кафедры финансов и кредита, e-mail: nbushueva@miemp.ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, https://www .muiv.ru

В статье рассматриваются проблемы в функционировании туристско-рекреационных особых экономических зон России в современных условиях. Показан конфликт интересов на институциональном уровне. Анализируются ключевые показатели четырех из семи существующих зон. Представлена попытка выявления причинно-следственных связей дестабилизации в развитии особых экономических зон.

Ключевые слова: особая экономическая зона, инновационный путь, региональное развитие, конкурентоспособность, государственно-частное партнерство.

Создание особых экономических зон (далее - ОЭЗ) представляет собой перспективное направление развития экономики России. Особые экономические зоны являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств.

Механизм особой экономической зоны предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, сниже-

ние административных барьеров путем применения принципа «одного окна».

В целях исследования проблем функционирования ОЭЗ представляется интересным хотя бы кратко рассмотреть современный отечественный опыт.

В 2005 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», являющихся одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности. Законом устанавливаются цели создания, типы, порядок создания и прекращения существования особых экономических зон, а также управления ОЭЗ.

Уместно напомнить, что в 2005-2009 гг. существовало Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (далее - РосОЭЗ) - федеральный орган исполнительной власти России, находившийся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

Агентство осуществляло функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере управления особыми экономическими зонами, функции по контролю за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) про-мышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, в портовых особых экономических зонах по обеспечению действия специального правового режима особой экономической зоны в Калининградской области.

То есть можно констатировать факт, что государство достаточно серьезно попыталось реализовать одно из направлений структурной перестройки национальной экономики.

Важно, что Президент РФ на встрече с главой Минэкономразвития потребовал активизировать работу по развитию особых экономических зон. Там же прозвучало, что согласно мировой практике, такие зоны полностью раскрывают свой потенциал за семь-десять лет, однако президент призвал работать быстрее. Также глава государства отметил, что субъекты федерации могли бы принять более существенное участие в развитии особых экономических зон.

Тем не менее в 2009 г. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами было ликвидировано, его функции переданы Минэкономразвития, которое становится правопреемником РосОЭЗ. В связи с этим в Минэкономразвития созданы два специальных департамента, которые занимаются особыми экономическими зонами. Решение об упразднении агентства принято «в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти».

За 4 года существования РосОЭЗ в России были созданы 13 особых экономических зон трех типов: 4 технико-внедренческие зоны, 2 промышленно-производственные и 7 туристско-рекреационных ОЭЗ. Проведен также конкурс по отбору 3 портовых зон, однако решения правительства по их созданию до сих пор не приняты.

В сентябре 2008 года Генпрокуратура направила в Минэкономразвития представление, в котором указывалось на неэффективное использование бюджетных средств при создании особых экономических зон, в частности на то, что эти средства размещались на депозиты под крайне низкие проценты. В материалах Генпрокуратуры указывалось также, что в пяти из семи ОЭЗ туристско-рекреационного типа до сих пор не зарегистрировано ни одного инвестора, не создано рабочих мест, а объем частных инвестиций равен нулю.

Финансирование особых экономических зон было сокращено в 2009 г. с планируемых 16 до 8 млрд. руб., а в 2010 г. сокращение составило на 3 млрд. и итоговая цифра определена в 5 млрд. руб. Несмотря на это, экономические власти заявляли, что особые экономические зоны в России развиваются интенсивно. Со слов бывшего руководителя агентства А. Алпатова: «.. в 2008 г. у нас по всей России было только 43 резидента, сегодня их уже 207, и заявки продолжают поступать. Уже создано 8 тыс. новых рабочих мест. Объем инвестиций резидентов ОЭЗ на данный момент составляет более 20 млрд. руб., в будущем он составит 225 млрд. руб. Растут объемы производства, только на Томской экономической зоне выпущено продукции на 230 млн руб.». Характеризуя функционирование ОЭЗ в конце 2000 гг., можно признать конфликт интересов.

В настоящее время в Российской Федерации создано 23 особых экономических зон (для сравнения, в 2009г. - 13): восемь промышленно-производственных, пять технико-внедренческих, семь туристско-рекреационных и три портовых.

Неоднозначная судьба предшественников ОЭЗ - свободных экономических зон позволила сделать выводы о присутствии ряда трудностей при их организации на территории России и установить, что перспективы создания и дальнейшего развития новых ОЭЗ в российской экономике сегодня во многом зависят от формирования и развития в сравнительно сжатые сроки эффективного организационно-правового поля, рассматривающего вопросы деятельности конкретных участников ОЭЗ. Возобновляя институт ОЭЗ после неудачного его применения в 90-х годах XX века, Правительство России намерено решить задачи ускоренного экономического роста ряда предприятий, отраслей и территориально-промышленных комплексов. Законодательство об ОЭЗ должно поощрять инновационные разработки и затраты на НИОКР путем создания технико-внедренческих инкубаторов бизнес-идей для последующей их коммерциализации путем переноса серийного производства в промышленно-производственные особые зоны [2].

Создание ОЭЗ в России стало «пробным» проектом внедрения новой инновационной, инвестиционной, налоговой и таможенной политики страны. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции, развития портовой и транспортной инфраструктуры. Создание ОЭЗ ускорит интеграцию Российской Федерации в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах нашей страны.

Посредством создания ОЭЗ государство внедряет новые инструменты налоговой, инвестиционной и бюджетной политики страны, отличные от существующих за пределами зоны. Система льгот, устанавливаемых в ОЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми в ОЭЗ программами и проектами. Важную роль здесь играет предоставление резидентам налоговых и таможенных преференций в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин налогов, снижения налогооблагаемой базы, уменьшения налоговой ставки, отсрочка в уплате налоговых и таможенных платежей, предоставляемая таможенным режимом свободной таможенной зоны и др [3].

Далее необходимо рассмотреть правовые аспекты отечественного законодательства.

Ст. 2 Закона об ОЭЗ признает особую экономическую зону как определяемую Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Территория особой зоны - это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности [1]. Территория зоны - это базис, условие деятельности хозяйствующих субъектов. Главное же - совокупность экономических и юридических норм и правил, создающих особый хозяйственно-

правовой режим деятельности этих субъектов на территории зоны. Этот режим и составляет сущностный элемент функционирования зоны, выделяющий ее (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения - повышение эффективности и снижения сроков достижения социально-экономических результатов.

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется, в первую очередь, в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот:

- таможенных (внешнеторговых);

- налоговых;

- финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);

- административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).

Особенность правового режима предпринимательской деятельности проявляется еще и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со ст. 3 8 Закона об ОЭЗ резидентам зон предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, означающая, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении предпринимательской деятельности.

Таким образом, особую экономическую зону можно представить как отечественную разновидность международного института СЭЗ, специфика которого заключается в предоставлении особого территориального статуса и режимов осуществления предпринимательской деятельности, установленных российским законодательством [1, 2].

Согласно ст. 4 Закона об ОЭЗ на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

- промышленно-производственные особые экономические зоны;

- технико-внедренческие особые экономические зоны;

- туристско-рекреационные особые экономические зоны;

- портовые особые экономические зоны.

Выделим для исследования третью группу ОЭЗ.

Туристско-рекреационные зоны создаются для повышения конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов. Создание туристско-рекреационных ОЭЗ имеет особое значение в силу того, что туризм - это самая мультипликативная сфера услуг с точки зрения количества занятых в ней работников и создания дополнительных рабочих мест.

Принципиальное отличие туристско-рекреационных ОЭЗ от промышленно-производственных и технико-внедренческих зон состоит в том, что акцент в этих зонах делается не на производстве каких-либо товаров, а на оказании услуг населению. Развитие и рациональное использование туристских и лечебных ресурсов на территории ОЭЗ должно способствовать экономическому подъему в целом в данном регионе.

Таблица 1

Ключевые показатели функционирования ОЭЗ [4]

ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Иркутской области по состоянию на 1 июля 2014 г. ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Республики Алтай по состоянию на 1 июля ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Республики Бурятия по состоянию на 1 июля 2014 г.

2014 г

Факт на 01.07.14 % исполнения Факт на 01.07.14 % исполнения Факт на 01.07.14 % исполнения

Объем финансирования, млн руб., в т.ч.: 165 1% 3 696,6 42% 4 159,1 22,3 %

Федеральный бюджет, млн руб. 119 2% 2502,2 44% 2 885,2 20,3%

Бюджет субъекта и муниципалитета, млн руб. на 01.01.2014 46 1% 1194,4 38% 1273,1 28,9%

Выполнение сроков строительства объектов инфраструктуры строительство не начато сроки нарушены нарушены

Количество объектов инфраструктуры 0 0 31 42,5%

Количество резидентов 2 - 5 33% 10 67%

Объем инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ, млн руб. на 31.12.2013 126 77 2% 105 1%

Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на 31.12.2013 9 78 14% 19 1%

Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ, млн руб. на 31.12.2013 2 4% 1 1% 2 0%

Использование мощностей по электроэнергии 0% - - - 27%

Соотношение государственных и частных инвестиций 1/0,8 - 1/0,02 - 1/0,02

Заполнение территории резидентами 73% - 23% - 36%

Исходя из представленных показателей необходимо признать, что: -в части налогов денежные поступления минимальные;

-нарушаются сроки строительства объектов инфраструктуры и обязательства перед резидентами;

-окупаемость бюджетных вложений не обеспечивается.

Отдельно следует сказать о четвертой из семи существующих туристско-рекреационных особых экономических зон. В частности - ОЭЗ на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края. Характеристика основных показателей представлена в таблице 2.

Таблица 2

Ключевые показатели функционирования ОЭЗ

Фактически осуществленное финансирование из средств ФБ и бюджета субъекта РФ Федеральный бюджет - 0 млн. руб. Бюджет субъекта РФ - 0 млн. руб.

Полномочия по управлению и распоряжению з/у и объектами недвижимого имущества, расположенного в границах ОЭЗ не переданы

Соглашение об управлении ОЭЗ не заключено

Управляющая компания не определена

Проект планировки территории ОЭЗ отсутствует

Перечень объектов инфраструктуры ОЭЗ не утвержден

Перспективный план развития ОЭЗ не утвержден

Стадия проекта ОЭЗ ОЭЗ не функционирует, строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ не осуществляется. Разработана концепция развития ОЭЗ, велась работа по оформлению земельно-имущественных отношений

Созданные объекты инфраструктуры -

Резиденты ОЭЗ Не зарегистрированы

Наблюдательный совет ОЭЗ сформирован

Передача отдельных полномочий по управлению ОЭЗ полномочия не переданы

С момента создания ОЭЗ имелись нерешенные вопросы, связанные с выбором земельных участков, находящихся в ведении Минобороны России, и безвозмездной их передаче из федеральной собственности в собственность Приморского края для включения в границы ОЭЗ.

Минэкономразвития России в настоящее время направлен на согласование заинтересованным органам исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации о досрочном прекращении существования ОЭЗ.

Исследуя финансовые аспекты функционирования ОЭЗ необходимо сказать, что ожидаемая государством рентабельность не достигается. Государство декларирует о важности ОЭЗ для инновационного пути развития. В большинстве случаев инициатива о создании ОЭЗ идет от субъектов федерации или частных инвесторов. Но впоследствии оказывается, что и государственные структуры и резиденты не выполняют обязательства. То есть необходимо определить первопричину данного конфликта интересов. И на наш взгляд начинать надо с проблемы целеполагания [5]. Все туристско-рекреационные зоны созданы более пяти лет назад и ни одна не может характеризоваться как экономический драйвер регионального развития. Большие финансовые ресурсы осваиваются на всевозможные изыскания, но не более.

А если об острове Русском заведомо было известно как о стратегически важном объекте Министерства обороны РФ, то возникает вопрос об изначальной целесообразности создания ОЭЗ. Целеполагание как стратегическая инициатива государства это первопричина будущих положительных эффектов структурной перестройки экономики.

С другой стороны мы имеем достаточно небольшой негативный опыт развития ОЭЗ. А еще больше имеется понимания, что в условиях сокращения внешнеэкономических связей потенциально ОЭЗ действительно могут «возродиться» и на региональном уровне создавать кластеры экономического роста.

Поэтому необходимо более глубокое изучение механизмов функционирования особых экономических зон с целью разработки научно-обоснованного подхода к увеличению эффективности инвестиционной и инновационной деятельности. Примером тому служит Китай с одним из самых высоких темпов роста экономики в мире, треть территории которого является особой экономической зоной [1,2].

Очевидность безальтернативности стратегии инновационного обновления промышленного производства требует более пристального внимания к инвестиционным процессам и их инновационной составляющей. В России подходы, которые применяются сегодня при обосновании управленческих решений инвестиционного характера на федеральном и региональном уровнях, до сих пор ясно не определены. Мировая практика показала, что эффективная организация деятельности ОЭЗ способна дать не только толчок в развитии экономики страны, но и вывести ее в мировые лидеры.

Литература

1. Павлов П. В. Особые экономические зоны как механизм эффективного развития меж-

дународной инвестиционной и инновационной деятельности // Мировая политика 2013. №1. С. 51-144 [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http:// http://e-notabene.ru/wi/article_638.html

2. Павлов П.В. Институциональные основы функционирования различных типов особых экономических зон // Вестник Таганрогского института управления и экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http:// http://cyberleninka.m/artide/n/institutsionalnye-osnovy-funktsionirovaniya-razlichnyh-tipov-osobyh-ekonomicheskih-zon

3. Буневич К.Г., Бродунов А.Н., Бушуева Н.В. Финансовые аспекты функционирования некоторых особых экономических зон России//В сборнике: Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях материалы Международной научно-практической конференции. Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет им. С.Ю. Витте». 2015. С. 18-26.

4. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http:// http://economy.gov.ru/minec/main

5. Бродунов А.Н., Бушуева Н.В., Буневич К.Г. Экономический потенциал прибрежных регионов РФ и проблемы его использования//В сборнике: Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон материалы XI международной научной конференции. 2015.С. 357-371.

Development of special economic zones in Russia: institutional aspect

Konstantin Georgievich Bunevich, Ph.D., Associate Professor, Moscow Witte University

Andrei Nikolaevich Brodunov, Ph.D., Associate Professor, Moscow Witte University

Natalia Vladimirovna Bushueva, Ph.D., Associate Professor, Moscow Witte University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article deals with problems in the functioning of tourist-recreational special economic zones in Russia today. Showed a conflict of interest at the institutional level. Analyzes key indicators offour of the seven existing zones. An attempt to identify cause-and-effect relationships of destabilization in the development of special economic zones.

Keywords: special economic zone, an innovative way, regional development, competitiveness, public-private partnership.

УДК 330.101.541

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ

Николай Иванович Диденко, д-р экон. наук, проф., проф. кафедры мировой экономики, email: aspirantura. vniira@yandex. ru, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра

Великого, http://www.spbstu.ru,

Джордж Владимирович Ковков, канд. техн. наук, доц. кафедры управления конкурентоспособностью аэрокосмических предприятий, email: myn@roscosmos.ru, Российский университет дружбы народов, http://www.rudn.ru, Оксана Юрьевна Красулина, канд. экон. наук, доц, зав. кафедрой финансов и кредита, email: niu@niu.ranepa.ru, Нижегородский институт управления - филиал Российской академии народного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.