Научная статья на тему 'Соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах'

Соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1627
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисица В. Н.

В статье проанализирован порядок заключения соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности, а также об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне. Кроме того, рассматриваются предмет и содержание договора, условия заключения, изменения, прекращения соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соглашения о ведении деятельности в особых экономических зонах»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СОГЛАШЕНИЯ О ВЕДЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

В. Н. ЛИСИЦА,

старший научный сотрудник сектора гражданского права и процесса Института философии и права СО РАН, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правоведения экономического факультета Новосибирского государственного университета

Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон № 116-ФЗ) предусматривает в качестве условия для приобретения индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями статуса резидента и внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ), заключение с Федеральным агентством по управлению ОЭЗ (его территориальным органом) (РосОЭЗ) соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ (чч. 1 — 2.2ст. 9). Что представляет собой такое соглашение?

В общем виде это договор, в силу которого резидент ОЭЗ обязуется в течение срока его действия осуществлять в ОЭЗ особый вид деятельности — промышленно-производственную, техниковнедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность, а РосОЭЗ — в согласованный срок заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды земельного участка или государственного (муниципального) имущества, расположенного на земельных участках в границах ОЭЗ, для ведения указанного видадеятельности.

Таким образом, предметом договора может быть:

1) промышленно-производственная деятельность, под которой понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация (ч. 1ст. 10);

2) технико-внедренческая деятельность, которая включает в себя:

— создание и реализацию научно-технической продукции;

— доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий;

— создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений;

— оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем (ч. 2ст. 10);

3) туристско-рекреационную деятельность, к которой относятся:

— деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;

— туристская деятельность;

— деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, ихдобыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (ч. 2.1 ст. 10);

4) портовая деятельность, а также в предусмотренных соглашением случаях деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, реч-

ного порта, аэропорта. При этом под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов виды деятельности:

— погрузочно-разгрузочные работы;

— складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг;

— снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;

— ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

— переработка водных биологических ресурсов;

— операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);

— простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояния товара, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

— биржевая торговля товарами;

— оптовая торговля товарами;

— обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ (ч. 2.2ст. 10).

Как следствие, возможны четыре вида (типа) соглашений:

— соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности;

— соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности;

— соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;

— соглашение об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ.

Сторонами соглашения являются РосОЭЗ и резидент ОЭЗ. Отсюда можно сделать вывод, что это двусторонний договор. При этом резидентами могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации либо только коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ (на территории одного из муниципальных образований, если ОЭЗ расположена на территориях нескольких муниципальных образований) (чч. 1 — 2.2ст. 9).

Соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ является консенсуальным, поскольку считается

заключенным с момента достижения соглашения сторон по всем его существенным условиям. Каждая из сторон договора имеет права и обязанности, поэтому его следует признать взаимным.

Вместе с тем использовать характеристику возмездности в рассматриваемом соглашении представляется довольно сложным. Дело в том, что в этом договоре одна сторона — РосОЭЗ — обязуется заключить договор аренды земельного участка или иного государственного (муниципального) имущества, а другая сторона — резидент ОЭЗ — возлагает на себя обязательство вести промышленно-производственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную или портовую деятельность. Строго говоря, обязанность РосОЭЗ заключить договор аренды еще не означает, что эта сторона обязана передать имущество резиденту ОЭЗ, который в свою очередь должен уплатить РосОЭЗ арендную плату. Эти права и обязанности сторон возникнут только после заключения договора аренды, являющегося возмездным. Соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной или портовой деятельности обычно предполагают осуществление капитальных вложений и строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры, но не предусматривают передачи платы или иного встречного предоставления РосОЭЗ вследствие ведения такой деятельности резидентом ОЭЗ. Поэтому можно сказать, что рассматриваемые соглашения содержат признаки как имущественных, так организационных договоров, которые направлены не на товарообмен, а на установление взаимосвязей участников будущего товарообмена1.

Соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования ОЭЗ (ст. 16, 26, 31.5 и 31.15). Кроме того, в случае ведения промышленно-производственной и туристско-рекреационной деятельности оно должно предусматривать срок представления резидентом в РосОЭЗ проектной документации, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения такой экспертизы (ч. 4ст. 12, ч. Зет. 22, ч. Зет. 31.1).

Соглашение заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (ст. 15,25, 31.4и31.14).

Закон № 116-ФЗ прямо не устанавливает, какие условия соглашения являются существенными. Их перечень может быть выведен только путем анализа положений действующего законодательс-

1 См.: Гражданское право: В 2 т. ТII. Полутом 1: Учебник/ Подред. Е.А. Суханова. М.: Издательство БЕК, 2002. С. 158.

тва. Так, в соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Закон № 116-ФЗ в определении того или иного соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ (ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 22, ч. 1ст. 31.1, ч. 1ст. 31.11) ссылается наряд условий, которые должны быть предусмотрены в соглашении, а также устанавливает требования к заявке лица на заключение такого соглашения (ч. 1 и 2 ст. 13, ч. 1 и2 ст. 23, ч. 1и2 ст. 31.2, ч. 1 и 2 ст. 31.12). Одни из них содержат перечень документов, подтверждающих статус заявителя, а другие, видимо, следует признать существенными условиями соглашения.

Исходя из изложенного, существенными условиями соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ являются:

— предмет договора — промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность в портовой ОЭЗ;

— площадь земельного участка или перечень иного государственного (муниципального) имущества, необходимого для предполагаемой деятельности заявителя и подлежащего передаче резиденту ОЭЗ по договору аренды;

— объем и сроки осуществления инвестиций, включая объем капитальных вложений в течение года со дня заключения соглашения (для промышленно-производственных и портовых ОЭЗ);

— срок действия соглашения;

— срок заключения с резидентом ОЭЗ договора аренды земельного участка или иного государственного (муниципального) имущества;

— срок представления резидентом в РосО-ЭЗ проектной документации, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения такой экспертизы (для промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ);

— иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В юридической науке были высказаны диаметрально противоположные точки зрения на правовую природу соглашений о ведении деятельности в ОЭЗ. К примеру, Л. В. Царева полагает, что договор об условиях деятельности в ОЭЗ представляет собой разновидность гражданско-правовых договоров, не поименованных в ГК РФ, является «suigeneris» (до-

говором «своего рода») и помещается в классификации договоров на основе единого критерия в группу договоров о совместной деятельности2. Напротив, В. К. Андреев особо подчеркивает, что подобное соглашение нельзя ни в коем случае отнести к непоименованному договору гражданско-правового характера, поскольку характер отношений между сторонами не является имущественно-стоимостным. Соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности он характеризует как решение Правительства РФ о предоставлении резиденту права осуществлять предпринимательскую деятельность на особых условиях, т. е. в более благоприятном режиме для резидента. Кроме этого, В. К. Андреев приходит к выводу, что данное соглашение

— это не обязательство, а урегулированный законом специальный режим осуществления предпринимательской деятельности. Как видно, автор идет дальше и предлагает рассматривать соглашение и как нормативный акт локального значения, который обозначает территорию, где действует Закон № 116-ФЗ3. С такими выводами трудно согласиться.

Если проанализировать предмет соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ, а также права и обязанности сторон, то нельзя не увидеть гражданско-правовой (предпринимательской) природы этого договора. Промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная и портовая деятельность является предпринимательской деятельностью и осуществляется субъектами предпринимательской деятельности (индивидуальными предпринимателям и коммерческими организациями) в целях систематического получения прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг и входит в сферу регулирования гражданского законодательства (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Более того, рассматриваемые соглашения следует признать инвестиционными, поскольку предусматривают обязанность резидентов промышленно-производственной и портовой ОЭЗ осуществить инвестиции в объеме и в сроки, которые предусмотрены такими соглашениями (ч. 1 и 2ст. 12, ч. 1 и 2 ст. 31.11 Закона № 116-ФЗ). Соглашения о ведении технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности этого прямо не устанавливают,

2 Царева Л. В. Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь: Автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Минск, 2003.

3 Андреев, В. К. Правовое регулирование создания и деятельности особых экономических зон // Государство и право. 2006. № 7. С. 44 - 47.

однако понятно, что создание и реализация научно-технической продукции и доведение ее до промышленного применения (технико-внедренческая деятельность), а также строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, предназначенных для туристской индустрии, санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан (туристско-рекреационная деятельность) (ч. 2 и 2.1 ст. 10 Закона № 116-ФЗ), немыслимы без осуществления резидентами ОЭЗ инвестиционной деятельности, т. е. вложения инвестиций и осуществления практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Данная деятельность определена ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и п. 2ст. 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

В целом отношения между РосОЭЗ и резидентом промышленно-производственной, техниковнедренческой, туристско-рекреационной или портовой ОЭЗ носят договорный (гражданско-правовой) характер. Однако не всегда для получения статусарезидента ОЭЗ требуется заключение подобного соглашения. В частности это касается ОЭЗ в Магаданской области.

В ОЭЗ в Калининградской области соглашение о ведении деятельности между резидентом и администрацией ОЭЗ путем составления документа, подписанного сторонами, также не заключается. Но резидент ОЭЗ при подаче заявления о включении в реестр должен представить инвестиционную декларацию, которая согласно ч. 11 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» должна содержать следующие сведения:

— цель инвестиционного проекта (виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить в соответствии с инвестиционным проектом);

— общий объем финансирования инвестиционного проекта;

— график осуществления ежегодного объема инвестиций в первые три года реализации инвестиционного проекта.

Поскольку решение о включении заявителя в реестр резидентов ОЭЗ, принимаемое администрацией ОЭЗ на основании заявления данного лица, означает принятие ею условий инвестиционной декларации, то подобные действия напоминают акцепт оферты, представляющий собой один из

способов заключения договора (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Поэтому отношения между резидентом и администрацией ОЭЗ в Калининградской области, видимо, можно признать договорными.

Договорный характер отношений между органом управления (администрацией) и резидентом характерен также для свободных экономических зон (СЭЗ), которые создавались в начале 1990-хгг. в Российской Федерации и существуют в настоящее время в некоторых зарубежных странах (в частности, в Республиках Казахстан и Молдова, в Украине). Так, согласно п. 5 Положения о СЭЗ «Алтай», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от07.06.1991 № 314, конкретные условия деятельности хозяйствующих субъектов предприятий, организаций, предпринимателей на территории СЭЗ регулировались специальными соглашениями, заключенными с администрацией СЭЗ на основе добровольности, взаимовыгодности и равноправия сторон. При этом условия таких соглашений включали:

— признание целей и руководящих принципов организации СЭЗ;

— взаимоотношения хозяйствующих субъектов с органами управления СЭЗ;

— обязательства хозяйствующих субъектов производить конкурентоспособную продукцию (работы, услуги), соответствующую международным стандартам;

— определенные отчисления в бюджет СЭЗ;

— обязательства органов управления СЭЗ оказывать содействие предприятиям (организациям) и предпринимателям в решении их хозяйственных, финансовых, социальных, организационных и иных задач;

— условия расторжения соглашения и компенсации связанных с этим убытков сторон.

В соответствии с Законом Республики Молдова от 27.07.2001 № 440-ХУ «О зонах свободного предпринимательства» физическое или юридическое лицо, получившее право на регистрацию в качестве резидента, заключает с администрацией зоны договор на осуществление предпринимательской деятельности в свободной зоне (п. бет. 6). В этом договоре должны быть указаны:

— разрешенный вид деятельности;

— права и обязанности резидента и администрации;

— экономический проект, подлежащий осуществлению в свободной зоне, и его предполагаемые параметры;

— размер зональных платежей и сборов, арендных платежей;

— льготы, предоставляемые резиденту администрацией;

— перечень отчетности, которую должен представлять резидент;

— ответственность сторон за нарушение договора;

— иные вопросы по соглашению сторон (п. 6 ст. 7).

В ст. 1 Закона Республики Казахстан от

06.07.2007 № 274-3 «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан» соглашение о ведении деятельности на территории специальной экономической зоны рассматривается как договор, заключаемый между участником специальной экономической зоны и администрацией специальной экономической зоны, устанавливающий права и обязанности сторон по вопросам осуществления приоритетных видов деятельности на территории специальной экономической зоны.

На заключение договоров (контрактов) с субъектами СЭЗ «Курортополис Трускавец» относительно условий реализации инвестиционных проектов в порядке, установленном Трускавецким городским Советом, указывает абз. 5 п. Зет. 3 Закона Украины от 18.03.1999 № 514-14 «О специальной экономической зоне туристско-рекреационного типа» Курортополис Трускавец»».

Заключение соглашения. Лицо, намеревающееся получить статус резидента промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной или портовой ОЭЗ, представляет в РосОЭЗ заявку на заключение соглашения о ведении той или иной деятельности. Перечень сведений и документов, которые она должна содержать, зависит от типа ОЭЗ и уста-новленвет. 13, 23, 31.2и 31.12 3акона№ 116-ФЗ.

В течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о заключении с заявителем соглашения о ведении промышленно-производственной, туристско-рекреационной или портовой деятельности либо вынесения решения о поддержке бизнес-плана в технико-внедренческой ОЭЗ РосОЭЗ готовит и заключает с заявителем соглашение о ведении соответствующего вида деятельности. При этом такое соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами (ст. 14, 24, 31.3 и 31.13 Закона № 116-ФЗ). Поэтому составление данного документа, подписанного сторонами, Закон № 116-ФЗ рассматривает в качестве обязательного требования к письменной форме соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ.

Административные регламенты РосОЭЗ в части приема заявок на заключение соглашений о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности в ОЭЗ и документов об изменении условий соглашений, принятия решения о заклю-

чении или отказе в заключении таких соглашений либо об изменении их условий, атакже подготовки и заключения с заявителем рассматриваемых соглашений, утверждены приказами Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 368, от 16.11.2007 № 396, от20.12.2007 № 449.

Содержание соглашения составляют права и обязанности сторон. Так, резидент ОЭЗ обязан:

— вести на территории ОЭЗ промышленнопроизводственную, технико-внедренческую, туристско-рекреационную деятельность или деятельность в портовой ОЭЗ. При этом он не вправе вести иную предпринимательскую деятельность на территории ОЭЗ. Не вправе он также иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ (чч. 1и4ст. 10);

— при ведении промышленно-производственной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, предусмотренной в ч. 2 ст. 12 и ч. 2 ст. 31.11 Закона№ 116-ФЗ;

— предоставить РосОЭЗ в срок, предусмотренный соглашением, результаты инженерных изысканий и необходимую для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, проектную документацию для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

— оплатить все расходы, связанные с проведением государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

— оплатить все расходы, связанные с проведением кадастрового учета земельного участка, расположенного на территории ОЭЗ и предоставляемого резиденту в аренду;

— не передавать свои права и обязанности по соглашениюдругомулицу(ч. 5 ст. 12);

— вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории ОЭЗ и представлять таможенным органам отчетность в отношении этихтоваров (ч. 16 ст. 37);

— в случае выявления существенных нарушений в деятельности резидента, в результате проведения комплексной плановой проверки органами государственного контроля (надзора) по согласованию с РосОЭЗ, устранить нарушения в соответствии с предписанием в течение двух месяцев с момента его выдачи резиденту (ч. 5и6ст. И).

Резидент ОЭЗ имеет право:

— получать выписки из реестра резидентов ОЭЗ на основании письменного запроса (п. 2ч.1 ст. 8);

— получить свидетельство установленного образца, удостоверяющее регистрацию в качестве резидентаОЭЗ (ч. 5 ст. 9);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— присутствовать при проведении плановых комплексных проверок, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать информацию, предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации; знакомиться с результатами плановой проверки и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора); обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 8 ст. 11);

— распорядиться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, находящимся на территории ОЭЗ, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации при соблюдении условий, установленныхст. 37 Закона№ 116-ФЗ.

РосОЭЗ обязано:

— заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды земельного участка или иного государственного (муниципального) недвижимого имущества, расположенного в границах ОЭЗ, на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом ОЭЗ (ч. 1 ст. 12);

— в течение трех дней с даты подписания соглашения внести в реестр резидентов ОЭЗ запись о регистрации резидента (ч. 4ст. 9);

— выдать резиденту свидетельство установленного образца, удостоверяющее регистрацию в качестве резидента ОЭЗ (ч. 5 ст. 9);

— сообщить в органы налогового и таможенного контроля сведения о регистрации резидента с одновременным представлением копии соглашения в течение дня, следующего заднем регистрации резидента в реестре (ч.6и7 ст. 9);

— обеспечить проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий за счет резидента ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок, не превышающий 45 дней с даты представления всехнеобходимыхдокументов (п. 9 ч. 1ст. 8);

— выдать резиденту разрешение на строительство (п. 10 ч. 1ст. 8). Административный регламент РосОЭЗ по предоставлению государственной услуги «Организация выдачи разрешений на строительство, а также получение технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих ус-

ловий и разрешений на строительство индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию» утвержден приказом Минэкономразвития России от23.04.2007 № 131;

— получить технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и передать их резиденту, осуществляющему строительство и (или) реконструкцию в пределах территории ОЭЗ (п. 10 ч. 1 ст. 8);

— по заявлению резидента оформить приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления ими трудовой деятельности на территории ОЭЗ (п. 6 ч. 1 ст. 8);

— осуществлять контроль за исполнением резидентом ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственнойдеятельности (п. 4ч.1 ст. 8);

— выдавать резиденту выписку из реестра резидентов ОЭЗ на основании письменного запроса (п. 2ч.1 ст. 8).

Изменение условий соглашения. Соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ являются гражданско-правовыми договорами. Поэтому на них распространяются общие положения ГК РФ об изменении и расторжении договора (гл. 29). В соответствии со ст. 450 ГК РФ договор может быть изменен или прекращен по соглашению сторон (если иное не предусмотрено ГК РФ, другими федеральными законами или договором), а также по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими федеральными законами или договором.

К таким другим случаям, в частности, относятся односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается федеральным законом или соглашением сторон (п. 3 ст. 450 ГК РФ), и существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа (ст. 451 ГК РФ).

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ). Так, согласно ст. 18, 28, 31.7 и 31.17 Закона№ 116-ФЗ в случае, если резидент ОЭЗ намерен изменить условия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ, он представляет в РосОЭЗ следующие документы:

— бизнес-план (формы бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности, утверждены приказами Минэкономразвития России от 23.03.2006 № 75 и от

09.11.2007 № 384);

— положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией, которые соответствуют установленным критериям (для промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ);

— иные связанные с изменениями условий соглашений документы (для туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ).

Документы принимаются РосОЭЗ по описи. Копию описи с отметкой о дате получения документов РосОЭЗ направляет (вручает) заявителю. Не позднее чем через 10 рабочих дней с даты получения указанныхдокументов РосОЭЗ принимает и направляет резиденту промышленно-производственной, туристско-рекреационной и портовой ОЭЗ одно из следующих решений:

— об изменении условий соглашения;

— об отказе в изменении условий соглашения (ч. 3 ст. 18, ч. 3 ст. 31.7 ич. 3 ст. 31.17 Закона № 116-ФЗ).

Экспертный совет по технико-внедренческим ОЭЗ принимает и направляет в РосОЭЗ одно из следующих решений:

— о поддержке бизнес-плана;

— об отказе в поддержке бизнес-плана. При этом в течение трех дней с даты получения данного решения РосОЭЗ направляет резиденту ОЭЗ уведомление в письменной форме об изменении условий соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности или об отказе в изменении условий такого соглашения.

Прекращение действия соглашения. Закон № 116-ФЗ (ст. 19,29, 31.8 и 31.18) установил следующие основания прекращения действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной или портовой деятельности в ОЭЗ:

— окончание срока, на который соглашение было заключено;

— расторжение соглашения;

— прекращение предусмотренного соглашением о ведении промышленно-производственной, туристско-рекреационной деятельности или об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ договора аренды земельного участка, за исключением случаев, когда договор аренды расторгается в связи с выкупом земельного участка;

— лишение лица статуса резидента ОЭЗ;

— досрочное прекращение существования ОЭЗ.

Расторжение соглашения допускается по соглашению сторон или судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением условий соглашения другой стороной, существенным изменением обстоятельств, а также по иным основаниям. Нарушение договора одной из сторон признается существенным, если оно влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Закон № 116-ФЗ в ст. 20, 30, 31.9 и 31.19 устанавливает такие нарушения:

— осуществление резидентом ОЭЗ на территории ОЭЗ предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением;

— наличие отрицательного сводного экспертного заключения на проектную документацию, если в разумный срок документация не будет доработана резидентом ОЭЗ с учетом замечаний и предложений, изложенных в указанном заключении, и представлена для проведения повторной экспертизы;

— непредставление резидентом ОЭЗ в РосОЭЗ в срок, установленный соглашением, проектной документации (и результатов инженерных изысканий) для проведения экспертизы и согласования (для промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ);

— неосуществление резидентом ОЭЗ капитальных вложений в объеме и сроки, предусмотренные соглашением (для промышленнопроизводственных, туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ);

— непредставление резидентом ОЭЗ в РосОЭЗ в установленный срок сведений, содержащихся в бухгалтерской и налоговой отчетности, данных регистров бухгалтерского учета, необходимых для осуществления контроля за исполнением такого соглашения (для портовых ОЭЗ);

— наличие неисполненной обязанности резидента ОЭЗ по уплате таможенных пошлин, налогов (для портовых ОЭЗ);

— отказ РосОЭЗ заключить договор аренды земельного участка и (или) договор аренды государственного и (или) муниципального имущества;

— иные действия резидента ОЭЗ и (или) РосОЭЗ, признаваемые сторонами существенными нарушениями условий соглашения.

В случае прекращения действия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ лицо утрачивает статус резидента ОЭЗ. В данном случае такое лицо вправе осуществлять предпринимательскую деятель-

ность на территории ОЭЗ на общих основаниях, за исключением портовой ОЭЗ, и распорядиться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, находящимся на территории ОЭЗ, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации при соблюдении условий, установленных ст. 37 Закона № 116-ФЗ. Договор аренды государственного и (или) муниципального имущества и договор аренды земельного участка, заключенные на условиях, предусмотренных соглашением о ведении деятельности в ОЭЗ, прекращаются. Кроме того, при досрочном прекращении действия соглашения в связи с существенными нарушениями его условий резидентом ОЭЗ лицо, утратившее статус резидента ОЭЗ, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном таким соглашением.

Таким образом, отношения между РосОЭЗ и резидентом промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной или портовой ОЭЗ носят договорный (гражданско-правовой) характер. Соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ является двусторонним, консенсуальным, взаимным и относится к инвестиционным договорам. Существенными его условиями следует признать: а) предмет договора; б) площадь земельного участка или перечень иного государственного (муниципального) имущества, необходимого для предполагаемой деятельности заявителя и подлежащего передаче резиденту ОЭЗ по договору аренды; в) объем и сроки осущест-

вления инвестиций, включая объем капитальных вложений в течение года со дня заключения соглашения (для промышленно-производственных и портовых ОЭЗ); г) срок действия соглашения; д) срок заключения с резидентом ОЭЗ договора аренды земельного участка или иного государственного (муниципального) имущества; е) срок представления резидентом в РосОЭЗ проектной документации, необходимой для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, для проведения такой экспертизы (для промышленно-производственных, туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ); ж) иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.