Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как «Точки роста» в экономике регионов'

Особые экономические зоны как «Точки роста» в экономике регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ОЭЗ / "ТОЧКА РОСТА" / КЛАСТЕР / РЕГИОН / ИНВЕСТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шиганов А.В.

В статье рассматривается роль особых экономических зон в диверсификации экономики российских регионов. В соответствующих условиях они могут стать для нее «точками роста» и «окнами» для получения технологий и частных инвестиций. В статье определяются факторы, влияющие на превращение особых экономических зон в эффективный механизм перевода отечественной экономики на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как «Точки роста» в экономике регионов»

^tcafrtXifoWiectcuu feetuafr&A&fruu лса&сш

6(171)- 2010

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК «ТОЧКИ РОСТА» В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ

А. В. ШИГАНОВ,

аспирант, кафедра менеджмента, коммерции и маркетинга E-mail: alex.shiganov@gmail.com Мурманский государственный технический университет

Рассматривается роль особых экономических зон в диверсификации экономики российских регионов. В соответствующих условиях они могут стать для нее «точками роста» и «окнами» для получения технологий и частных инвестиций. В статье определяются факторы, влияющие на превращение особых экономических зон в эффективный механизм перевода отечественной экономики на инновационный путь развития.

Ключевые слова: особая экономическая зона, ОЭЗ, «точка роста», кластер, регион, инвестор.

Большинство современных отечественных и зарубежных исследователей справедливо называют особые экономические зоны (ОЭЗ) «точками роста» и «окнами» для развивающейся экономики. Действительно, ОЭЗ в зависимости от их роли в экономической стратегии являются «точками роста» как для региональ-

недостающую рабочую силу, частично приобретает у нее сырье и капитализируемые товары. Пользуясь предоставляемой за счет страны-реципиента инфраструктурой и землей, страна-инвестор осуществляет производство [4]. После переработки одна часть продукции идет на экспорт, а другая ее часть, облагаясь налогами, попадает во внутреннюю экономику (на внутренний рынок). Капитал, технологии, менеджмент, получаемые страной-реципиентом, создают «внешний эффект», и особая экономическая зона начинает играть роль «окна» (рис. 1).

При этом следует отметить, что применительно к современным российским условиям правильнее использовать термин «частные инвесторы», а не «страна-инвестор». Это отражает растущие инвестиционные возможности отечественного бизнеса.

ной экономики, так и для национальной. В качестве «окон» ОЭЗ аккумулируют национальный и зарубежный капитал и практический опыт.

Китайские экономисты Пи Цяншень и Ван Кай указывают, что после того как страна-инвестор (экспортер капитала) через свой капитал и товары (прямые инвестиции), менеджмент и технологии «входит» в ОЭЗ, она получает от страны-реципиента

&

о н

0

ш «

К

1

ей И

ей ^

О

промежуточный продукт

продукт после переработки

капитализируемые товары

возвращенная прибыль

менеджмент

технические знания

СП

О О

рабочая сила

сырье

капитализируемые товары

продукт после переработки

дотации

общая инфраструктура

внешний эффект

ей

И ^

К н

5 Й

О <D

¡5

0 с И К m а

1 ?

и я ё Й

6 а

ь н

о

PQ

Рис. 1. «Внешний эффект» и возникновение «окна» в результате функционирования

особой экономической зоны

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

67

^tcafrtbfoWiectcuu лсаекш

6(171)- 2010

Объем Объем

производимых потребляемых

товаров / услуг ресурсов

Рис. 2. Положительная связь ''' >

Цена за единицу Спрос на

продукции / продукцию /

предоставляемую услугу услугу

Рис. 3. Отрицательная связь

В случае привлечения внутренних инвестиций в ОЭЗ «внешний эффект» сохраняется.

Можно утверждать, что происхождение инвестора и капитала не играет большой роли, если обеспечиваются использование современных технологий и эффективная организация производства. В современном мире последние два фактора почти всегда коммерчески доступны и будут использованы, если обеспечивают большую прибыль. Задача государства, считают зарубежные исследователи, создавать условия, при которых будет выгодно использовать новые технологии, и отдавать предпочтение инвесторам, использующим передовые технологии и формы менеджмента [2].

Для аргументации своих заявлений о воздействии ОЭЗ в качестве «точек роста» на экономику регионов и страны в целом, а также для исследования процессов, приводящих к возникновению «окон» и «точекроста», многие исследователи часто используют методы, не позволяющие раскрыть причинно-следственный механизм явления, связанного напрямую с функционированием ОЭЗ.

Проиллюстрируем функционирование ОЭЗ, используя метод анализа диаграмм причинно-следственных связей, получивший название «системного мышления» («system thinking») [5]. Суть метода состоит в следующем. Предполагается, что существуют два способа влияния одного предмета на другой: через положительную связь и отрицательную связь. Пример изображения положительной связи (рис. 2) показывает, что увеличение объема производимых товаров влияет на объем потребляемых ресурсов, необходимых для производства. Отрицательная связь (рис. 3) показывает, что увеличение цены за единицу продукции ведет к уменьшению спроса на продукцию.

Причинно-следственная диаграмма (рис. 4) иллюстрирует возникновение «точки роста» и «вне-

шнего воздействия» («окна»), В данной модели не отражено влияние спроса на цену продукции, потому что спрос рассматривается как поведение рынка, на которое не могут оказать влияние несколько предприятий-резидентов особой экономической зоны. На схеме не отмечено и влияние увеличения объемов производства на издержки, необходимые для производства единицы продукции. Такое влияние описывается в ряде научных трудов, но не рассматривается в данной модели, так как целью ее создания является иллюстрация возникновения «точки роста», роль которой надлежит выполнить ОЭЗ, и ее влияния на экономику региона и страны в целом, а также методы создания и управления ОЭЗ. В рассматриваемой модели не показывается, что уменьшение затрат на производство продукции за счет государственных и муниципальных инвестиций в инфраструктуру ОЭЗ при сохранении прежней цены на продукцию и объемах продаж также предоставляет реальную возможность для получения дополнительной прибыли частными инвесторами.

Экономическая модель «точки роста», в качестве которой выступает ОЭЗ, свидетельствует о том, что возможность получения большей прибыли приведет к расширению производства и попытке повысить привлекательность продукции для покупателя за счет снижения цен на нее и направляемых инвестиций в повышение ее качества.

Из причинно-следственной диаграммы видно, что через государственные и муниципальные инвестиции в инфраструктуру ОЭЗ государство уменьшает для резидентов издержки на производство продукции и товаров (оказание услуг и выполнение работ), что предоставляет предпринимателям возможность влиять на спрос через уменьшение цены на продукцию и услуги. Возрастающий спрос ведет к большей прибыли и к мотивации увеличения объема производства и услуг, что, в свою очередь, увеличивает объемы инвестиций в совершенствование технологий и рост объемов производства.

А рост объемов производства неизменно увеличивает потребление материалов и сырья, поставляемого из-за пределов ОЭЗ, приводит к необходимости освоения новых земель и привлечению дополнительной рабочей силы. Рост производства и сбыта положительно влияет на увеличение объема собираемых налогов. Иными словами, возникает эффект «окна», через которое ОЭЗ оказывает влияние прежде всего на экономику региона, на территории которого она находится.

68

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0-ръ%ъ.'н'р?4?:ж'иъ4

'Эка^сшигесшй. региа^лл^Я^ий лса&сш

6(171)- 2010

"Окно11

Гвмдзрствмаи II %МЯПЛ1ЛЕ1Ы[Ь!С I ивссп ол ш ь шы^рос: ¡№)руОЭЗ

прагмдпво пзмд}нпят .'ожанне^ептг

Частные инвестиции, необходимые для организации производства / оказания услуг

производимых товаров / услуг Пр*

МЛ ТФКрт ИЗГ.Т11

Обкы }жпгаам(Н(й

Цсго я яшшыу

П{ИЗ>Ч!И I П]>^ТСГТ ДЕЛ» 5« ^слуу

уяу

Нмсгна

V

НБИПШ ПУШКИН

упкт» полней ■ряцкнт™

II «ЯШМ НТ »I

Стана шп ста кл

1ГГЛГГТЫ?

ктт«я1 га-11 пало" *

СЧгки траплфйиа кяшта

Ст2£каНЛС

С

Стадии« от»™ Дакки] фптчсжп ш

(мип^)

Кап« 1Е1 лкдщГ

V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I и

няуччл-^алгдмя^ыалй пгресная-ЖгаНЛвИКРГНЧтБ ПрОШБЕДЛИ и !!1»Ш I НД^ШЗП ОЭЗ)

Сзбочи ГЛ^П ЦП* трпдмьяи

П^ХНПЕОДСИ)

Необходимость в товарах / услугах, произведенных за пределами ОЭЗ

Рис. 4. Модель «внешнего воздействия» («окна») и «точки роста» как инструмент управления созданием

и функционированием ОЭЗ

Увеличение производства и объема реализованной продукции и услуг увеличивает прибыль и усиливает мотивацию для новых инвестиций в совершенствование технологий и расширение производства. Эта «петля» положительной обратной связи создает «точку роста». Из диаграммы (рис. 4) видно, что через ставки налогов и инвестиции в инфраструктуру ОЭЗ государство способно влиять на получаемую инвесторами прибыль и усиливать или ослаблять «петлю» положительной обратной связи.

Естественно, что «точка роста» и «петля» положительной обратной связи, приводящая к ее возникновению, не могут существовать бесконечно долго. К ее ослаблению и даже исчезновению могут привести такие внешние факторы, как изменение цен на сырье и рабочую силу, спроса на продукцию

и услуги (например, в результате появления более эффективных конкурентов).

Причинно-следственная диаграмма показывает, что существует и отрицательная «петля». Влияя на цену продукции и услуг через налоги, государство через отрицательную «петлю» способно оказывать усиливающее или ослабляющее влияние на положительную «петлю роста».

Отметим, что специальные налоговый, таможенный и административный режимы, действующие для ОЭЗ и в конечном счете экономящие время и финансовые средства частных инвесторов, также влияют на цену товаров и услуг, делая их более конкурентоспособными.

Через государственные и муниципальные инвестиции в инфраструктуру ОЭЗ государство уменьшает издержки на производство продукции

'Эка^сшигеасий л^ллиу. лсаекш

6(171)- 2010

и товаров (оказание услуг и выполнение работ), что предоставляет предпринимателям возможность влиять на спрос через уменьшение цены на продукцию и услуги.

Возрастающий спрос ведет к большей прибыли и к мотивации увеличения объема производства и услуг, что увеличивает объемы инвестиций в совершенствование технологий и рост объемов производства. Рост объемов производства неизменно увеличивает потребление материалов и сырья, поставляемых из-за пределов ОЭЗ, приводит к необходимости освоения новых земель и привлечению дополнительной рабочей силы. Рост производства и сбыта положительно влияет на увеличение объема собираемых налогов. Иными словами, возникает эффект «окна», через которое ОЭЗ оказывает влияние прежде всего на экономику региона, на территории которого находится ОЭЗ.

Следовательно, используя в качестве инструментария льготные ставки налогов, специальный таможенный режим и бюджетные инвестиции в инфраструктуру ОЭЗ, упрощенный административный режим, государство способно влиять на получаемую инвесторами прибыль и усиливать или ослаблять «петлю» положительной обратной связи (табл. 1).

Автор данной работы выделил пять основных факторов, действующих на территории особых экономических зон и способных снижать резидентам издержки от предпринимательской деятельности. При этом прогнозируется, что наибольшую выгоду от предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны получат резиденты портовых зон: снижение издержек у них ожидается от 34 до 44%[3,6].

В технико-внедренческих ОЭЗ государственные инвестиции на обустройство инфраструктуры на их территории и пониженные ставки налогов позволяют частным инвесторам вкладывать большие финансовые средства в разработку новых технологий, приобретать и использовать современное оборудование, привлекать в свои компании и фирмы высококвалифицированных специалистов. Эти факторы дают возможность в короткое время разрабатывать передовые технологии и качественные товары с лучшими потребительскими свойствами и, выходя с ними на рынок раньше конкурентов, получать большую прибыль. По расчетам специалистов, вводимые государством налоговые, таможенные и административные меры, возведение объектов инфраструктуры за счет бюджетных финансовых средств позволяют резидентам ОЭЗ технико-внедренческого типа снизить свои издержки в среднем наЗО % [1].

Кроме того «мягкий» и эффективный административный режим, характерный для особых экономических зон, в конечном счете экономящий время и финансовые средства частных инвесторов, также влияет на цену товаров и услуг, делая их более конкурентоспособными.

Последовательность и планомерность в действиях государственных структур по созданию ОЭЗ в России в 2006—2009 гг. предоставляют возможность говорить о том, что они в перспективе могут стать «точками роста» в экономике регионов. Об этом свидетельствуют основные показатели функционирования ОЭЗ (табл. 2). Например, объем произведенных ими товаров, выполненных работ и предоставленных услуг в 2007 г. составил 1 млрд руб., а в 2009г. плановый объем составил 30,1 млрд

Таблица 1

Прогнозирование снижения издержек в предпринимательской деятельности резидентов ОЭЗ разных типов в России, %*

Вид издержек ИшОЭЗ

Промышленно- Технико- Портовый ТУристско-

производственныи внедренческии рекреационныи

Упрощенный административный режим 5-7 3-5 7-9 4-6

Наличие государственной инфраструкту- 10-12 8-10 8-10 11-13

ры (не надо резидентам инвестировать в строительство объектов инфраструктуры, на

пользование ими действуют льготные ставки

и тарифы)

Специальный налоговый режим (льготный) 3-5 5-7 5-7 3-5

Специальный таможенный режим (льгот- 5-7 6-8 8-10 2-4

ный и упрощенный)

Кластерная концепция создания ОЭЗ 5-6 5-7 6-8 2-4

Всего... 28-37 27-37 34-44 22-32

* Таблица составлена автором на основе данных официального сайта Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами [3], информационного сайта К08Е2. Яи [6] и собственных исследований.

70

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвРЪЯЪ'НР^'Х'ШЪ'^

*Эк,!Х&<шигесшй. лК&ли-у. рягиаК&л&Къй лса&сш 6(171)-2010

Таблица 2

Динамика основных показателей создания и функционирования ОЭЗ в России в 2006—2009 гг. и 2025 г. *

Год Количество резидентов ОЭЗ Объем инвестиций резидентов ОЭЗ, млрд руб. Количество рабочих мест в ОЭЗ Объем производства товаров, работ и услуг резидентов ОЭЗ, млрд руб.

2006 12 0 400 0

2007 53 8 1200 1

2008 143 16,6 5 800 11,1

2009 (план) 327 29,1 10 024 30,1

2025 (прогноз) более 1 500 860 более 195 000 5 000

* Таблица составлена автором на основе данных официального сайта Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами [3], информационного сайтаК08Е2. Яи [6].

руб. Объем частных инвестиций резидентов ОЭЗ за периодсоставит53,7млрдруб. [1].

В процессе исследования ОЭЗ как «точек роста» в экономике регионов определенное значение имеет также их экономико-географическое положение, т. е. на каких конкретных территориях функционируют ОЭЗ и что из себя эти территории представляют в экономическом, финансовом, научно-техническом и социальном плане, имеются ли условия и возможности создания различного рода кластеров (табл. 3). Дело в том, что именно кластеры в первую очередь могут стать «точками роста» в региональной и национальной экономике.

На территориях ОЭЗ промышленно-произ-водственного, технико-внедренческого, портового и туристско-рекреационного типов образуются производственные, инновационные, транспор-тно-логистические и туристско-рекреационные кластеры.

В развитии производственных кластеров участвуют компании из Германии, Италии, Дании, Франции, Бельгии, США, Японии и других стран. Например, в ОЭЗ «Алабуга» японская компания «Исудзу» запустила завод по производству грузовиков, а компания «Роквелл» намерена приступить к строительству завода по выпуску строительных

Таблица 3

Географическое расположение функционирующих и прогнозируемых к созданию ОЭЗ*

Тйп ОЭЗ Название ОЭЗ Муниципальное образование, на территории которого создана (создается) ОЭЗ Субъект РФ, на территории которого создана (создается) ОЭЗ

Промышленно-производс-твенный «Алабуга» Елабужский район Республика Татарстан

Промышленно-производс-твенный «Липецк» Грязинский район Липецкая область

Технико-внедренческий «Дубна» Город Дубна Московская область

Технико-внедренческий «Москва — Зеленоград» Зеленоградский административный округ Город Москва

Технико-внедренческий «Томск» Город Томск Томская область

Технико-внедренческий «Санкт-Петербург» - Город Санкт-Петербург

Туристско-рекреационный «Алтайская долина» Майминский и Чемальский районы Республика Алтай

Туристско-рекреационный «Бирюзовая Катунь» Алтайский район Алтайский край

Туристско-рекреационный «Байкальская гавань» Прибайкальский район Республика Бурятия

Туристско-рекреационный «Новая Анапа» Город Анапа Краснодарский край

Туристско-рекреационный «Гранд Спа Юца» Кавказские Минеральные Воды Ставропольский край

Туристско-рекреационный «Ворота Байкала» Иркутский район Иркутская область

Туристско-рекреационный «Куршская коса» Зеленоградский район Калининградская область

Портовый «Аэропорт «Емельяново» Емельяновский район Красноярский край

Портовый «Волга-АвиаКарго» Город Ульяновск Ульяновская область

Портовый «Морской порт «Советская Гавань» Советско-Гаванский район Хабаровский край

Региональный таможенный «Особая экономическая зона в Калининградской области» Территория всех муниципальных образований региона Калининградская область

Региональный таможенный «Особая экономическая зона в Магаданской области» Территория всех муниципальных образований региона Магаданская область

* Таблица составлена автором на основе материалов собственного исследования.

^tcafrtbfoWiectcuü fee'tuixfr&A'ii.frftü лсаекш

6(171)- 2010

материалов из минерального волокна. В ОЭЗ «Липецк» крупная японская фирма «Йокогама» приступила к строительству завода по производству автопокрышек.

Таким образом, для создания ОЭЗ «точки роста» в развивающейся экономике необходимы следующие факторы:

• решение региональных (законодательных) и муниципальных (представительных) органов власти о выделении территории, на которой будетрасполагаться ОЭЗ;

• установление специальных налогового и таможенного режимов на территории ОЭЗ в зависимости от ее типа (налоговые и таможенные льготы, предоставляемые государством предприятиям-резидентам ОЭЗ);

• предоставление преференций государством предприятиям-резидентам через государственные инвестиции в инфраструктуру ОЭЗ (создание за счет бюджетных средств инженерной, транспортной, энергетической, коммунальной и социальной инфраструктуры);

• готовность бизнес-структур осуществлять частные инвестиции на территории ОЭЗ (в строительство заводов, перегрузочных и терминальных комплексов, фабрик по переработке рыбы и морепродуктов ит. д.);

• необходимый объем сырьевых ресурсов, которыми располагают резиденты ОЭЗ;

• наличие трудовых ресурсов, которые могут быть задействованы резидентами-предприятиями натерритории ОЭЗ;

• наличие совершенной и прозрачной законодательной и иной нормативной правовой базы на

Список литературы

федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в рамках которой создается и в последующем функционирует ОЭЗ;

• «мягкий» (упрощенный) и эффективный административный режим, не только облегчающий, но и способствующий открытию бизнеса и ведению предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ;

• внешние факторы, обеспечивающие успешный инвестиционный и предпринимательский бизнес резидентов ОЭЗ: а) наличие транспортной и энергетической инфраструктуры, объектов связи и информационных технологий; б) территориальные экономические, научно-технические, производственные и финансовые возможности для создания и развития кластерных площадок; в) географические и климатические условия территории, на которой прогнозируется создать ОЭЗ зону того или иного типа; г) устойчивая политическая обстановка; д) низкий уровень социально-криминогенной составляющей. Выбор и размер территории, предоставляемой для создания ОЭЗ, налоговые льготы и преференции, объем государственных инвестиций, потребности в сырье и трудовых ресурсах, рейтинг инвестиционного климата в регионе определяются целью, для которой создается особая зона, и конкретными задачами, которые поставлены перед ней разработчиками. Именно эти факторы определяют, в какой степени ОЭЗ заявленного в проекте типа будет играть роль «точки роста» и «окна» в экономике региона и оказывать влияние на ее развитие, диверсификацию и конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках.

1. Кукол Е. Инвестор в режиме онлайн. Особые экономические зоны — эффективный инструмент антикризисной политики // Российская газета: специальный выпуск «Регионы — инвестиционные проекты», 2009. 5 июня.

2. Почему китайцам указали на дверь? // Rosez. га: Российские особые экономические зоны [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosez.ru.

3. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами: официальный сайт РосОЭЗ / URL: http://www.rosoez.ru.

4. Цянъшэн Пи, Кай Ван. Опыт китайских зон технико-экономического развития // Пер. с кит. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

5. Bellinger G. Systems Thinking: An Operational Perspective of the Universe / URL: http://www.systems-thinking. org.

6. ROSEZ.RU: Особые экономические зоны / URL: http://www.rosoez.ru.

72

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.