Научная статья на тему 'Развитие особых экономических зон в России как инструмент повышения инновационного потенцила: недостатки, преимущества и перспективы'

Развитие особых экономических зон в России как инструмент повышения инновационного потенцила: недостатки, преимущества и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2707
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / МЕТОД СОЗДАНИЯ ОЭЗ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ / ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЕ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОН-НЫЕ И ПОРТОВЫЕ ОЭЗ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ИНВЕСТОРЫ / КЛАСТЕР / SPECIAL ECONOMIC ZONE / METHOD OF SEZ CREATION / INNOVATIVE CLIMATE / INDUSTRIAL AND PRODUCTION / TECHNICAL COMMISSIONING / TOURIST AND RECREATIONAL AND PORT SEZ / MULTINATIONAL CORPORATIONS / INVESTORS / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиркова Светлана Валерьевна

В статье автором исследуется создание и функционирование особых экономических зон как одного из способа повышения эффективности экономики страны, приведен перечень основных экономических зон, действующих в данный период, определены недоработки и проблемы организации деятельности свободных зон. Рассмотрены положительные и негативные тенденции влияния развития особых экономических зон на инновационный потенциал, критерии оценки создания особых экономических зон и противоречия в формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN RUSSIA AS INSTRUMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL INCREASE: SHORTCOMINGS, ADVANTAGES AND PROSPECTS

In article the author investigates creation and functioning of special economic zones as one of a way of increase of national economy efficiency, the list of the main economic zones operating during this period is provided, defects and problems of the organization of activity of bonded areas are defined. Positive and negative tendencies of influence of development of special economic zones on innovative potential, criteria of an assessment of special economic zones creation and a contradiction in formation are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие особых экономических зон в России как инструмент повышения инновационного потенцила: недостатки, преимущества и перспективы»

РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИЛА: НЕДОСТАТКИ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ

С. В. ЖИРКОВА

В статье автором исследуется создание и функционирование особых экономических зон как одного из способа повышения эффективности экономики страны, приведен перечень основных экономических зон, действующих в данный период, определены недоработки и проблемы организации деятельности свободных зон. Рассмотрены положительные и негативные тенденции влияния развития особых экономических зон на инновационный потенциал, критерии оценки создания особых экономических зон и противоречия в формировании.

Ключевые слова: особая экономическая зона, метод создания ОЭЗ, инновационный климат, промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ, транснациональные корпорации, инвесторы, кластер.

Специальные экономические зоны являются важным хозяйственно-экономическим институтом и предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов. По сути СЭЗ являются полюсами экономического роста и, следовательно, оказывают положительное социально-экономическое воздействие, как на регионы своего базирования, так и на всю экономику страны. В последние десятилетия СЭЗ приобрели глобальный характер, охватив большинство стран мира.

Особые экономические зоны являются специфической формой сотрудничества. Первая такого рода зона была образована в Калининградской области 22 января 1996 г. С этой целью был принят специальный закон, которым было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую область за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовых отраслей на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации [8].

Создавая ОЭЗ, государства ставят перед собой разные задачи, которые можно объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-технический. Экономические цели сводятся к следующему - это привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам,

стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур; расширение экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства; ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям ОЭЗ; рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. Социальные цели - это ускорение развития отсталых регионов; повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей; создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления; удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка. Научно-технические цели - это привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий; ускорение инновационных и внедренческих процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов.

Изначально, при создании ОЭЗ, Правительство РФ определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено в ней. Кроме того, существует ряд ограничений на проведение таких операций в ОЭЗ, как:

1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство;

2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) [11].

Запрет на данные виды деятельности связан с тем, что они и так являются сверхрентабельными и не нуждаются в применении льготного режима.

Мировой практике известны два альтернативных метода создания ОЭЗ - «сверху» и «снизу». В первом случае свободные зоны создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиции (Китай, частично Южная Корея). Во втором случае (он сегодня распространен в мире гораздо шире) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на договорной основе, при заявительном порядке инвестирования.

В Законе об ОЭЗ выбран первый подход - создание в России исключительно государственных ОЭЗ на государственной (муниципальной) земле и преимущественно на бюджетные средства. При этом возможность реализации инвестиционных проектов методом «снизу» (за счет частных инвестиций) заведомо отвергается, что на практике не соответствует общемировым тенденциям.

На сегодняшний день существует большое количество различных определений СЭЗ, однако, наиболее полным является следующее: специальные экономические зоны - это часть национального экономического пространства, где для отечественных и зарубежных предпринимателей создается такая система льгот и стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли экономики, способные, в свою очередь, обеспечить производство и поставку высококачественной продукции на мировой рынок и успешное развитие социально-экономической жизни территорий своего базирования [2].

Данное определение просто и четко отражает место, условия, цели и механизм управления СЭЗ, раскрывает сущность и назначения наиболее совершенных их типов. Такие зоны сочетают и производство, и реализацию готовых изделий. Вырученная валюта становится источником расширенного воспроизводства, увеличения рабочих мест, укрепления экономического потенциала региона, на территории которого функционирует СЭЗ.

На территории особых экономических зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

- инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;

- благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;

- предоставляется ряд налоговых преференций;

- финансовые преференции выражены в первую очередь льготной арендной платой за земельные участки, переданные в пользование инвестору;

- система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами [4].

В соответствие с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» в России могут создаваться зоны только четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

- Промышленно-производственные зоны предназначены для производства высококачественной конкурентоспособной продукции в целях насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать на общемировом рынке.

- Технико-внедренческие зоны предназначены для разработки и внедрения продуктов научной деятельности и стимулирования инновационного процесса в них. Их основная цель заключается в разработке новых «прорывных» идей, реализации их в инновационных технологиях и товарах путем доведения до опытного, а затем и до массового производства и продвижения на рынки, что активизирует всю экономику страны.

- Туристско-рекреационные зоны создаются для повышения конкурентоспособности туристской деятельности, развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по разработке и использованию природных лечебных ресурсов. Принципиальное отличие этих ОЭЗ от двух предыдущих типов зон состоит в том, что акцент в них делается не на производстве, а на оказании услуг населению. Следует отметить, что некоторые туристско-рекреационные зоны в России расположились на уникальных, экологически значимых территориях и специализируются на предпринимательской деятельности в области туризма, которая не наносит вред, не разрушает и не загрязняет окружающую среду. Такие туристско-

рекреационные зоны больше напоминают эколо-го-экономические регионы (зоны устойчивого развития) - территории, на которых осуществляется экспериментальное апробирование нового хозяйственного механизма рационального природопользования и безопасного сбалансированного устойчивого развития [3].

- Портовые зоны задумывались как очаги комплексного изменения неблагоприятного экономического климата для несырьевых отраслей, особенно в сфере логистики. Планировалось привлечь в порты дополнительные грузопотоки, ускорить интеграцию России в мировую экономику, а также перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах РФ. Необходимость в создании портовых зон объясняется и тем, что Россия, имея самую большую в мире протяженность морской границы, на сегодняшний день отстает от ряда морских держав по эффективности портового хозяйства.

Законодательную основу особых экономических зон - достаточно прозрачную составляет законодательство федерального уровня, которое обеспечивает защиту резидентов ОЭЗ (фирм и компаний, зарегистрированных в этих зонах) от внезапных резких изменений регионального законодательства. Из-за отсутствия в 1990-е гг. надежной и устойчивой законодательной базы только несколько крупных компаний решились начать свою деятельность в ОЭЗ: бизнес опасался закрытия зон, что в действительности и произошло.

Режим особых экономических зон предлагает инвесторам таможенные преимущества, налоговые льготы, другие привилегии, что обеспечивает резидентам зон ряд конкурентных преимуществ. Так, по данным российского Министерства экономического развития и торговли, существующая в ОЭЗ система налогообложения обеспечивает фирмам-резидентам получение 20-30-процентной финансовой выгоды. Однако даже при условии существования действительно полноценного зонального льготного режима наличие одних только этих налоговых льгот еще отнюдь не гарантирует заинтересованности иностранных компаний в осуществлении инвестиций в России [12]. Иными словами, хотя зональный режим и означает снижение инвестиционного барьера для иностранных инвесторов, одних только этих преимуществ ОЭЗ еще недостаточно для привлечения в Россию инвестиций иностранных фирм. Об этом однозначно свидетельствуют данные о фирмах-резидентах особых экономических зон, среди которых пока отсутствуют ведущие иностранные высокотехнологичные компании. Более того, их массовый

приход в Россию крайне маловероятен до тех пор, пока руководство ОЭЗ не начнет серьезную практическую работу по их привлечению в эти зоны (что предполагает гораздо более высокий уровень маркетинговой деятельности), а в стране в целом не будет создан действительно благоприятный климат для прямых иностранных инвестиций. Между тем, начиная с середины текущего десятилетия инвестиционный климат в России существенно ухудшился, о чем свидетельствует введение российским правительством ряда ограничений на деятельность иностранных фирм в стратегических отраслях экономики.

Россия располагает многочисленными высокообразованными и имеющими хорошую профессиональную подготовку трудовыми ресурсами, которые к тому же являются гораздо более дешевыми по сравнению с западными специалистами. Тем не менее, необходимые условия для исследовательской работы, созданные в развитых странах Запада, позволяют последним сохранять лидирующие позиции в области инновационной деятельности. Кроме того, в вопросе подготовки квалифицированных специалистов, не претендующих на высокую оплату труда, Россию существенно опережает ряд «азиатских тигров» (в частности, Китай и Индия). Наконец, научный потенциал России серьезно ослабляет «утечка мозгов» в страны Запада.

Туристско-рекреационные зоны расположены в районах с исключительно красивой природой. Однако из-за крайней удаленности Байкальского региона и эксклавного положения Калининграда российские туристы пока предпочитают такие более привычные места отдыха, как побережье Черного и Азовского морей, озера Карелии или даже Финляндии. Поэтому более целесообразным направлением зональной политики представляется не столько создание новых туристских зон, сколько дальнейшее благоустройство и развитие традиционных мест отдыха и туризм.

Российские особые экономические зоны не образуют интегрированной сети; их скорее можно охарактеризовать как отдельные обособленные инновационно-ориентированные «оазисы» в «пустыне» российской экономики. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты вместе с соответствующими государственными учреждениями образуют гигантскую национальную сеть научных организаций. Анализ показывает, что Россия отнюдь не испытывает недостатка в административно-посреднических организациях, призванных содействовать развитию инноваций. А вот в чем имеется реальный острейший

дефицит - это в практической деятельности по созданию новых продуктов и разработке новых технологий.

Своеобразным камнем преткновения при разработке стратегии инновационного развития России является определение роли государства в инновационном процессе. В России лишь 30 % расходов на НИР финансируется бизнесом, тогда как аналогичный показатель в ЕС превышает 50, в США составляет порядка 60, а в Японии достигает почти 75 % [5].

Особые экономические зоны нередко расположены в стороне от крупных городских агломераций, что снижает их привлекательность как для рабочей силы, так и для бизнеса. Маркетинговая деятельность руководства ОЭЗ весьма слаба на внутрироссийском рынке и практически полностью отсутствует на рынках зарубежных. В действительности, даже зная о существовании зон, крайне сложно найти о них какую бы то ни было доступную информацию в открытых источниках. Администрация ОЭЗ и федеральное агентство, обеспечивающее координацию их деятельности, призваны играть гораздо более активную роль в создании рекламы и продвижении особых зон как на внутрироссийском, так и на мировом рынке.

Особые экономические зоны не предлагают каких-либо особых преимуществ иностранным инвесторам по сравнению с работающими в них российскими фирмами.

Что касается портовых зон, то их следует размещать в таких местах, где они когда-нибудь смогут существовать без административных льгот и привилегий. В данный момент такому ключевому критерию отвечает лишь морской порт, расположенный вблизи Японии. Интересно отметить, что в России портовые ОЭЗ отсутствуют именно там, где имеются естественные условия для создания транспортно-логистических центров (Калининград, Краснодар, Санкт-Петербург, Мурманск). Поскольку логистика - это сфера бизнеса, которая базируется на железной логике, поддержка с помощью административных льгот какого-либо аналогичного проекта, нарушающего процесс естественной конкуренции, неизбежно окажется делом крайне дорогостоящим и обреченным на банкротство. Более того, мировая практика свидетельствует о том, что крупные инфраструктурные проекты, основанные на государственно-частном партнерстве, зачастую поражены коррупцией. Именно поэтому государственно частное партнерство далеко не всегда продуцирует такое сочетание высокоэффективного частного бизнеса и государственного стратегического ви-

дения, которое обеспечивает синергетический эффект.

В целом в последнее время репутация особых экономических зон у российских работников, фирм и в особенности у лиц, принимающих решения, улучшилась: зоны более не считаются узаконенными территориями для отмывания нелегальных доходов и коррупционной деятельности. Однако потребуется длительное время для того, чтобы российские ОЭЗ приобрели известность в зарубежных деловых кругах.

Особый зональный режим способен стать дополнительным инструментом укрепления региональных центров, однако для того, чтобы это произошло, требуется радикальное ускорение темпов развития особых экономических зон. На данный момент зональные образования России поражены общим вирусом: хорошая идея, провозглашенная на федеральном уровне, не находит эффективного практического воплощения на уровне регионов. Руководство особых зон не имеет необходимого опыта оценки таких ключевых параметров мирового рынка, как перспективный спрос на высокотехнологичные товары и соответствующий уровень конкуренции, что свидетельствует об отсутствии у зональной администрации перспективного видения того, что необходимо для обеспечения инновационного развития. Если региональная администрация не имеет адекватного представления о глобальном спросе и конкуренции, то она вряд ли способна создавать условия, способствующие привлечению в Россию всемирно известных высокотехнологичных компаний.

Потенциал производственного сотрудничества особых экономических зон с финансируемыми государством центрами передовых технологий, региональными промышленными, инновационными парками и университетами пока используется крайне слабо. Создание эффективной национальной инновационной системы (НИС) способно стать шагом в правильном направлении при условии минимизации роли государства в этом процессе, поскольку чем меньше бюрократии, тем выше эффективность функционирования системы. Толчком к созданию в России высокотехнологичной инновационной системы может стать объединение усилий Государственной корпорации нанотехнологий (РОСНАНО) с деятельностью ряда особых экономических зон [9].

Позитивное воздействие на развитие российских особых зон, бесспорно, окажет более тесное сотрудничество со странами, занимающими лидирующие мировые позиции в сфере высоких

технологий, а также с ведущими инновационноориентированными транснациональными корпорациями. Для особых экономических зон в Санкт-Петербурге и Калининграде может оказаться исключительно полезным использование передового опыта Финляндии в решении этих вопросов.

Если из-за неудовлетворительных результатов функционирования ОЭЗ будет принято решение аннулировать соответствующую законодательную базу, то к середине 2020-х гг. (или даже ранее этого срока) большинство ОЭЗ подлежит закрытию. Жестко фиксированные сроки завершения действия зональных режимов снижают привлекательность этих зон для инвесторов [1].

Растущая роль военно-промышленного комплекса в инновационном строительстве делает весьма проблематичным участие в этом процессе частных российских и иностранных компаний. Существует высокая вероятность того, что доступ бизнеса в целый ряд отраслей, связанных с инновациями, будет ограничен, что приведет к ослаблению процесса естественной конкуренции. Между тем, если условия конкуренции диктуют рыночным агентам необходимость обязательного постоянного внедрения новшеств, то ограничение доступа в высокотехнологичные отрасли может серьезно помешать решению ключевой задачи диверсификации российской экономики. Если доступ в ведущие отрасли российского инновационного сектора будет ограничен либо полностью закрыт, это подтолкнет иностранные высокотехнологичные компании к осуществлению инвестиций в экономику стран Азии, где, они к тому же найдут специалистов с более низкой оплатой труда.

Существует по меньшей мере шесть причин, в силу которых российским особым экономическим зонам не следует недооценивать значимость иностранных инвестиций. Во-первых, приход иностранных компаний означает поступление в российскую сферу НИР дополнительных капиталовложений. Во-вторых, зарубежные фирмы приносят с собой передовые технологии и передовой опыт, что еще важнее, чем поступление собственно финансового капитала, поскольку на деньги можно купить технологию, но не ее эффективное использование. В-третьих, без участия передовых высокотехнологичных иностранных компаний российская инновационная система будет фокусироваться на ограниченных внутринациональных потребностях вместо ориентации на возможности глобального рынка. В-четвертых, присутствие зарубежных фирм активизирует процесс конкуренции, что способно придать инертному российскому инновационному сектору необходимую

динамику развития. В-пятых, специалисты ведущих иностранных инновационных компаний гораздо лучше представляют себе перспективы инновационного развития. И наконец, в-шестых, привлечение в Россию инвестиций иностранных высокотехнологичных компаний - это более эффективный способ превращения российской экономики в диверсифицированное высокотехнологичное хозяйство по сравнению с приобретением собственно высокотехнологичных компаний и их научных достижений.

Российским особым экономическим зонам необходимо пригласить пару ведущих иностранных компаний - лидеров на рынке высоких технологий. Зарубежные передовые инновационные компании приведут с собой в особые зоны своих иностранных клиентов, поскольку процесс интернационализации, как правило, осуществляется через бизнес-сети («стратегия следования за клиентом». Так как иностранные инновационные компании не могут работать в России в одиночку, заключение контрактов с субподрядчиками станет естественным способом включения в глобальные инновационные бизнес-сети российских фирм, которые при этом останутся работать в России. Данная схема выглядит весьма несложной, однако рассчитывать на то, что сами по себе ОЭЗ станут необходимым и достаточным стимулом для привлечения в Россию иностранных инновационных компаний, не следует. Чтобы преуспеть в осуществлении революции в сфере высоких технологий, России необходимо совершенствовать инвестиционный климат в стране и национальную инновационную систему. Финансовый кризис немного тормозит процессы развития особых экономических зон, так как делает главной задачей региональных властей и руководства компаний не развитие инновационных процессов, а сохранение основных традиционных производств.

Все компании-резиденты зоны должны быть зарегистрированы на территории соответствующего муниципального образования как российские юридические лица. Для них действует упрощенный порядок прохождения бюрократических процедур и ряд налоговых и таможенных льгот, в частности, возможен беспошлинный ввоз товаров, необходимых для производства, и беспошлинный экспорт товаров собственного производства. Кроме того, государство оказывает поддержку в строительстве на территории зон объектов инфраструктуры.

Зоны подразделяются на 4 типа: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Основная

цель промышленно-производственных зон - развитие промышленного производства, техниковнедренческих - разработка новых технологий, туристско-рекреационных - развитие туризма, портовых - стимулирование развития морских и авиационных портов.

Срок действия зон ограничивается 20 годами (кроме технико-внедренческих, срок действия которых 15 лет).

К настоящему времени в РФ созданы 24 зоны, из них:

- 4 промышленно-производственные (в том числе «Алабуга» и «Липецк»);

- 4 технико-внедренческие («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»);

- 13 туристско-рекреационных («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский» и еще 6 в Северокавказском федеральном округе);

- 3 портовые (в том числе «Ульяновск», «Мурманск») [10].

По состоянию на 1 января 2011 г., в особых экономических зонах были зарегистрированы 257 инвесторов. Объем государственных инвестиций в развитие зон составил 45 млрд руб. , объем заявленных частных инвестиций - более 200 млрд руб. К 2010 г. совокупный объем продукции, произведенной в зонах, составил 31,4 млрд руб.

По оценке ОАО «Особые экономические зоны», наиболее успешно функционирующими особыми экономическими зонами в Российской Федерации являются зоны «Липецк» и «Алабуга» [1].

В начале 2011 г. экономист Сергей Приходько высказал мнение, что наиболее жизнеспособными в РФ являются технико-внедренческие зоны, затем портовые, затем промышленнопроизводственные. Результат деятельности курортных зон, по мнению Приходько, «фактически нулевой». Основными проблемами зон Приходько считает недостаточный уровень налоговых преференций и государственных инвестиций в их инфраструктуру.

В декабре 2008 г. руководитель федерального агентства по управлению ОЭЗ Андрей Алпатов прогнозировал, что к 2015 г. в особые экономические зоны будет привлечено свыше 1000 компа-ний-резидентов, общий объем вложенных в зоны инвестиций превысит 500 млрд руб., будет создано 140 тыс. новых рабочих мест, а общий выпуск продукции составит 5 трлн руб. [11].

Перспективы повышения эффективности особых экономических зон связаны не только с реформированием уже существующих типов ОЭЗ,

но и созданием абсолютно новых для нашей страны типов этих хозяйственно-территориальных образований: кластерных и международных ОЭЗ.

В целях поиска дополнительной эффективности развития нашей страны в 2007 г. была разработана и одобрена Правительством РФ Концепция кластерной политики в Российской Федерации, где развитие кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства [13].

Кластеры характеризуются как объединения производственных компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений, поставщиков оборудования и услуг, а также иных субъектов, действующих в определенной сфере, географически расположенных в непосредственной близости друг от друга, взаимодополняющих друг друга и работающих совместно с целью получения конкурентных преимуществ, создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции.

Опыт развития кластерных систем показывает, что они дают значительный импульс региональному развитию, в том числе повышению экономической активности депрессивных территорий, а также развитию малого и среднего бизнеса. Также кластерный подход в открытой экономике является важным условием для привлечения зарубежных инвестиций. Таким образом, наряду со специальными экономическими зонами современная экономическая наука выделяет такой специфический инструмент территориального развития как кластеры.

Несмотря на то, что главные цели и задачи СЭЗ и кластеров сходны, существуют значительные отличия. Во-первых, территория кластера не ограничивается законодательно, ее размеры зависят от экономической целесообразности. Во-вторых, создание кластеров не предполагает фиксированного льготного таможенного, налогового, финансового, административного режимов для географически локализованных взаимосвязанных компаний. В-третьих, создание и развитие кластера в основном направлено на внутреннее развитие отечественных предприятий и взаимодействие между ними, а развитие экспорта является второстепенной задачей.

Тем не менее, создание кластера позволяет участникам не только взаимодействовать и развивать местные предприятия, но и повышать конкурентоспособность региона и государства на мировом рынке.

На основании вышесказанного, крайне актуальным и эффективным типом ОЭЗ для нашей

страны будут кластерные зоны. Создание этого нового экономического механизма базируется на синтезе Закона об особых экономических зонах в РФ и Концепции кластерной политики на территории России. Таким образом, данный тип зон имеет черты, как особых экономических зон, так и непосредственно кластера, в результате чего кластерная зона получает дополнительные преимущества благодаря государственному регулированию и поддержке.

При эффективной реализации на практике идеи создания кластерных зон и достаточном финансировании этого проекта, они должны стать очагом развития наукоемких производств, что позволит наладить выпуск конкурентоспособной на мировых рынках продукции, в первую очередь, в стратегически важных для России отраслях (авиация, ракетнокосмическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергостроительный комплекс и др.).

Подход, который может смягчать политические разногласия, привлекать инвестиции и способствовать социально-экономическому оздоровлению, возможно применять и на других территориях, по отношения к которым существуют межгосударственные разногласия.

Изучив мировой опыт создания и функционирования СЭЗ, можно сказать, что в России при корректном законодательстве и устранении существующих на текущий момент времени недостатков и недоработок в области ОЭЗ возможно эффективное и результативное функционирование большинства существующих в мире разновидностей специальных экономических зон. Организация ОЭЗ в России должна стать одним из путей интеграции экономики в мировое хозяйство как средство интенсификации ее международных экономических связей.

Литература

1. Администрация сайта. Особые экономические зоны // Информационный портал ОАО «Особые экономические зоны». иКЬ: http://www.oao-oez.ru

2. Белозерова С. В., Белозеров И. И. Особые экономические зоны в России // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия Экономика. 2007. № 5. С.8-10.

3. Журнал «Мировая экономика». Анализ особых

экономических зон в России. URL: http://

www.webeconomy.ru

4. Земенков Р. И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие. М., 2005.

5. Институт экономики и антикризисного управления. URL: http://www.ieay.ru

6. Краснолуцкая Н. Т. Особая экономическая зона. М., 2007. С. 94.

7. Левченкова Д. А. Особые экономические зоны как инструмент формирования территорий инновационного развития // Инновации. 2010. № 5. С.26-28.

8. Официальный портал Правительства Калининградской области. URL: http:// www.investinkaliningrad.ru

9. Особые экономические зоны в России // Российская газета. 2011. №11 URL: http:// cyclowiki.org/wiki/

10. Павлов П. Второй старт особых экономических зон в России // Мировая экономика и между-нар.отношения. 2010. № 8. С.69-75.

11. Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://правительство.рф/

12. Рыбаков С. А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. М., 2006. С. 28.

13. Шмонов Н. Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон. Казань, 2010.

* * *

DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN RUSSIA AS INSTRUMENT OF

INNOVATIVE POTENTIAL INCREASE: SHORTCOMINGS, ADVANTAGES AND PROSPECTS

S. V. Zhirkova

In article the author investigates creation and functioning of special economic zones as one of a way of increase of national economy efficiency, the list of the main economic zones operating during this period is provided, defects and problems of the organization of activity of bonded areas are defined. Positive and negative tendencies of influence of development of special economic zones on innovative potential, criteria of an assessment of special economic zones creation and a contradiction in formation are considered.

Key words: special economic zone, method of SEZ creation, innovative climate, industrial and production, technical commissioning, tourist and recreational and port SEZ, multinational corporations, investors, cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.