УДК 343.3/7 ББК 67.408.122 П 31
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
(Рецензирована)
Петров Игорь Валентинович,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 438 31 70, е-таП: p474@yandex.ru
Чапля Василий Васильевич,
кандидат экономических наук, главный редактор журнала «Экономический вестник ЮФО», г. Краснодар. Тел.: (918) 415 02 33, е-таП: economic_herald@bk.ru
Аннотация. В сообщении проанализированы экономические и правовые аспекты национальной безопасности современной России, рассмотренные на Международной научно-практической конференции «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы», проходившей в период с 28 по 30 апреля 2016 г. в г. Сочи; в обсуждении данных проблем участвовали ученые и специалисты, представляющие, прежде всего, Юг России, а также различные регионы страны, ближнее и дальнее зарубежье.
Ключевые слова: экономический рост, экономическая безопасность, правовые институты, финансовый сектор, реальный сектор.
INSTITUTIONAL AND LEGAL FACTORS OF ECONOMIC SECURITY RUSSIA
Petrov Igor Valentinovich,
doctor of economic sciences, professor, head of Department of civil law of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (918) 438 31 70, e-mail: p474@yandex.ru
Chaplya Vasily Vasilyevich,
candidate of economic sciences, editor in chief of the magazine "Economic Bulletin SFD", Krasnodar. Ph.: (918) 415-02-33, e-mail: economic_herald@bk.ru
Summary. The report analyzed the economic and legal aspects of national safety of modern Russia, discussed at the International scientific and practical conference "The mechanism of the economic and legal national security: experience, problems and prospects", held from 28 to 30 April 2016 in Sochi; in the discussion of these issues involved scientists and experts representing primarily the South of Russia, as well as different regions of the country, near and far abroad.
Keywords: economic growth, economic security, legal institutions, the financial sector, the real sector.
31 декабря 2015 года Указом Президента Российской Федерации утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Одной из главных идей, содержащихся в новой стратегии, является проведение параллели между национальной безопасностью и состоянием экономики России.
Так, в пункте 7 названного документа указано: «Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов».
В силу того, что современное состояние экономики России вызывает достаточно серьезные опасения в отношении перспектив её роста и недостаточности ресурсного обеспечения национальной безопасности, в рамках IX Международной научно-практической конференции «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы» была организована научная дискуссия по таким насущным аспектам, как: исторический опыт обеспечения национальной безопасности; государственная политика в условиях экономических санкций; институционально-правовое обеспечение международного экономического сотрудничества; риски в условиях финансовой турбулентности; институционально-правовая инфраструктура рыночных отношений; эволюционные формы теневых экономических отношений; противодействие экстремизму и глобальной террористической угрозе.
Основными организаторами конференции выступили Южный институт менеджмента и НИИ экономики ЮФО. Помощь в проведении и финансировании мероприятия осуществляли ведущие образовательные и общественные центры Юга России, в том числе: Сочинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» РУДН, Краснодарское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Кубанский государственный аграрный университет, Кубанский государственный университет.
Данная конференция является очередной в ряду других региональных, всероссийских и международных мероприятий научного характера, проводимых под эгидой Южного института менеджмента совместно с НИИ экономики ЮФО и Краснодарского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», начиная с 2008 г. Традиционно в центре рассмотрения данных научных форумов находятся экономические и правовые аспекты стратегии обеспечения национальной безопасности современной России, в обсуждении которых участвуют как известные ученые и специалисты, так и широкий круг обществоведов, бизнесменов, научной молодежи, представляющих, прежде всего, Юг России, а также различные регионы страны, ближнее и дальнее зарубежье.
Открывая конференцию, заместитель директора по научной работе Сочинского института (филиала) РУДН, доктор социологических наук, профессор, А.В. Богучарский выразил благодарность ее участникам, и организаторам, сообщил о том, что
в работе данного форума приняло участие более сорока ученых-обществоведов, бизнесменов, сотрудников общественных организаций, в том числе более 10 докторов наук, представляющих более 15 городов и регионов России, ближнее и дальнее зарубежье. Это подтверждает тот факт, что проблемы, обсуждаемые на конференции являются актуальными и вызывают большой интерес у научной общественности, что, в свою очередь является важным условием для глубокого научного анализа различных аспектов обеспечения национальной безопасности России.
В ходе пленарного заседания, проходившего 28 апреля, было заслушано 8 докладов. В своем докладе на тему «Моделирование стратегии инновационного развития и импортозамещения нефтегазового комплекса России» заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации В.Ф. Гапоненко акцентировал внимание на том, что зависимость экономики России от экспорта нефтегазовых ресурсов продолжает оставаться критическим фактором её политического и социально-экономического развития. Особо остро зависимость от указанных ресурсов проявляется в современных условиях санкций и экономической нестабильности. Природа экономической нестабильности различными авторами оценивается по-разному. Одни авторы связывают это со сговором производителей и санкциями на поставки оборудования и технологий, другие с развитием технологий производства сланцевых нефтепродуктов, третьи с цикличностью развития экономики и др.
На текущем этапе введённые ограничения пока не оказали существенного влияния на производственную устойчивость НГК в краткосрочном периоде, однако это может привести к существенному падению уровня добычи нефти в ближайшие 2-3 года на 25 % (125 млн. т.). Несмотря на эти реальные угрозы, нефтегазовые компании не финансирует отечественных производителей оборудования напрямую, а лишь помогает обосновать и получить финансирование от государства в рамках программы импортозамещения. Наши вертикально интегрированные компании полагают, что все вопросы новых технологий, в том числе и по импортозамещению, должны решаться сервисными предприятиями самостоятельно. Между тем, отставание российского сервиса от зарубежного только усугубляется. Международные инжиниринговые компании - Schlumberger, Halliburton и Baker Hughes - тратят сотни миллионов долларов на разработку инновационных техники и технологий. Кроме этого иностранные компании контролируют
почти полностью некоторые сегменты российского рынка нефтегазового оборудования. Так например, иностранцы на 95 % контролируют российский рынок гидроразрыва пласта с годовым объёмом 1 млрд долларов.
На состояние нефтегазового комплекса, несомненно, оказывает существенное влияние и цикличность развития мировой экономики, и длительность технологических циклов. Которые, имеют тенденцию к сокращению и могут сократиться до 7-10 лет с 20-25 лет, которые были еще совсем недавно. Все указанные факторы по-разному оказывают влияние на состояние нефтегазового комплекса, но особо тяжкие последствия могут наступить при одновременном возникновении этих факторов, что приведет к непоправимым последствиям если своевременно не реагировать на них.
Эти ключевые проблемы и углубление кризисной ситуации ставит задачи о выборе научно обоснованной национальной стратегии и механизмов управления с учетом быстрой изменчивости ситуации в экономике.
В этой связи в современной России возобладала парадигма инновационного развития с замещением импортных технологий и оборудования, на основе которых будет развиваться экономическое преимущество страны. При этом инновационная экономика должна быть основана не только на отечественных инновациях, но и на трансферте (передаче) передовых зарубежных технологий, для чего созданы специальные институты и условия.
Однако, несмотря на указанные программные решения коренного перелома в нефтегазовом комплексе не произошло, а конкурентные вызовы со стороны экспортеров углеводородов из Центральной Азии, стран ОПЕК и СНГ обострили проблемы инновационного преображения российской экономики. В связи, с чем некоторые специалисты предлагают отказаться от импортозамещения и ориентироваться на развитие экспотрноориенти-рованных отраслей экономики, что, по их мнению, позволит ускорить производственный рост. Однако отказываться от импортозамещения по нашему мнению не разумно т.к. без развития импортозаще-ния и внедрения инновационных технологий мы не сможем развивать экспортоориентированных отраслей экономики.
С учетом отмеченных особенностей, исследование процессов функционирования и развития нефтегазового комплекса в целях инновационного развития необходимо проводить на основе когнитивного анализа и моделирования стратегического развития нефтегазового комплекса России, состоящего из пяти основных этапов.
Этап 1. Когнитивная структуризация. На данном этапе проводится когнитивная структуризация информации о функционировании нефтегазового комплекса и тенденциях развития процессов (социально-экономических, внешне- и внутриполитических и пр.), оказывающих влияние на нефтегазовый комплекс. Этап когнитивной структуризации включает в себя сбор, анализ и синтез (структуризацию) информации и построение когнитивной карты, описывающей механизм и условия функционирования комплекса.
Этап 2. Структурный анализ когнитивной карты. Для более эффективного управления ситуацией необходимо понимание ее структурных свойств, т. е. особенностей причинно-следственных отношений между базисными факторами. Структурный анализ когнитивной карты, направленный на исследование таких свойств, состоит в оценке целей управления на непротиворечивость, управлений на согласованность с целями, эффективности интегрального воздействия управляющих факторов на целевые. Суть задания непротиворечивого вектора целей состоит в том, чтобы желательное изменение одних целевых факторов не приводило к нежелательным изменениям других целевых факторов.
Этап 3. Сценарное моделирование развития ситуации. Моделирование может проводиться в режимах саморазвития и управляемого развития. Значение «тенденции» фактора в каждый момент времени определяется как сумма значения «тенденции» фактора в предыдущий момент времени и всех влияний, пришедших от «соседних» факторов. При определении результирующего значения тенденции фактора учитываются как собственно тенденции влияющих факторов, так и сила их влияния.
Этап 4. Оценка и интерпретация результатов моделирования. Для оценки эффективности управленческих решений разработана система показателей, характеризующих:
- степень достижения цели - коэффициент це-ледостижения;
- степень благоприятности ситуации для ЛПР - коэффициент благоприятности ситуации;
- объем и ценность ресурсов, необходимых для реализации управленческого решения, - ресурсо-емкость управленческого решения;
- коэффициент эффективности управленческого решения, характеризующий отношение степени достижения целей к объему и ценности ресурсов, необходимых для реализации соответствующего управленческого решения.
Этап 5. Когнитивный мониторинг ситуации. На заключительном этапе в случае изменения текущей ситуации, производится корректировка когнитивной карты, и повторяются процессы струк-
турно-целевого анализа и моделирования развития ситуации. Система когнитивных моделей, состоит из моделей: научно-технической сферы, производственной сферы, геополитической и социально-экономической ситуации.
Модель научно-технической сферы отражает взаимодействие процессов, сопровождающих проведение научно-исследовательских и конструкторских работ. Одним из основных характеризующих факторов, является его научно-технический потенциал, складывающийся из квалифицированного научного персонала, научно-технологического задела предприятий и в немного меньшей степени материально-технической базы научных исследований.
Таким образом, применение методов когнитивного моделирования, предназначенных для качественного описания и исследования слабо структурируемых систем, при стратегическом управлении нефтегазовым комплексом позволит существенно повысить эффективность применения инновационных технологий сервисными компаниями, а также качество принимаемых управленческих решений в условиях неопределенности процессов производственно-экономического обеспечения реализации заказа на инновационную продукцию требует формирования новой концепции, суть которой заключается в управлении реализацией программ и планов на основе учета и управления риском, возникающим вследствие действия факторов финансово-экономического, научно-технического и производственно-технологического характеров.
Профессор Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, доктор юридических наук, профессор, Гольцов Владимир Борисович в докладе «Эффективное взаимодействие и сотрудничество правоохранительных органов как элемент надлежащего развития механизма экономико-правового обеспечения национальной безопасности» подчеркнул, что проблемы соотношения и развития норм законодательства, определяющих деятельность правоохранительных органов в частноправовом и публичноправовом русле, являются для современного правого государства одними из важнейших.
Развитие рыночных условий в нашей стране доказали, что превалирование публичных интересов в обществе, без учета частных недопустимо. Однако и обращение лишь к частным интересам, без надлежащего регулирования и вмешательства норм бубличного права, может способствовать нежелательному правовому результату в обществе, пониманию вседозволенности и искажению правового поведения среди различных субъектов, в том числе и среди правоохранительных органов.
Неправильно развивающиеся публично правовые и частноправовые слагаемые в системе законодательства правоохранительных органов, неизбежно приведут к конфликту интересов в обществе и неправильному его развитию, к неэффективному взаимодействию и сотрудничеству субъектов правоохранительной деятельности.
Об эффективном взаимодействии и сотрудничестве между структурами правоохранительных органов по различным направлениям их деятельности, говориться сегодня достаточно часто. Тем не менее, сама эффективность такого взаимодействия и сотрудничества, остается достаточно низкой, о чем свидетельствуют различные научные и методические работы в данном направлении, обзоры, материалы прессы и директивные указания, принимаемые в структурах правоохранительных органов и органов власти различных уровней.
Обращение лишь к традиционным публич-ноправовым формам взаимодействия и сотрудничества в правоохранительной системе, не всегда приводит к эффективным результатам, а наоборот, может вести к пассивности, а иногда и к фиктивности выстраиваемых взаимоотношений между сторонами вовсе не ведущих к достижению единой их цели.
Отсюда естественным, выглядит то, что вопросы взаимодействия, которые возникают между подразделениями правоохранительных служб между собой и с различными организациями, решаемые при помощи публичноправовых мер, на основе которых, устанавливаются жесткие не изменяемые формы рамок взаимодействия и сотрудничества для сторон, оказываются не всегда эффективными.
Необходимость упорядочения связей по взаимодействию и сотрудничеству в системе правоохранительных органов с гражданами и юридическими лицами различной направленности (коммерческими и некоммерческими организациями) по направлениям обозначенным таким органам федеральным законодательством (например, в борьбе с преступностью), должно строиться на сбалансированности, как частных, так и публичных интересов.
Такая потребность вызвана современными условиями нашего общества и построением эффективной правовой системы. В сегодняшних условиях выстраивание целенаправленной профессиональной работы всех подразделений правоохранительных органов в борьбе с преступностью становиться невозможным без четкого, многофункционального взаимодействия и сотрудничества с различными субъектами и по различным направлениям деятельности. По своей сути, ради эффективности соответствующего направления произошло реформирование структуры МВД России. Исходя из
этого, современные условия надлежащего развития Российской правоохранительной системы сегодня невозможно даже представить без четкого и эффективного взаимодействия и сотрудничества по всем направлениям государственных, общественных органов и организаций, противодействующих преступным проявлениям.
Следует подчеркнуть, что взаимодействие правоохранительных органов (особенно таких как: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, МЧС России и т.п) в период проведения реформ, нацелено на эффективность решения задач, которые определены законом перед правоохранительными органами. Однако само взаимодействие правоохранительных органов при различных ситуациях (например - чрезвычайных) и по различным иным направлениям их деятельности все же определено не на уровне законов, а на уровне подзаконных актов, призванных регулировать возникающие взаимоотношения субъектов.
На основании вышеизложенного, в законодательстве регламентирующем основные направления деятельности различных организаций и структур правоохранительной системы, необходимо установить четкую классификацию различных форм взаимодействия и сотрудничества действующую в правоохранительных органах.
Последующие установленные нормы законодательства определяющую классификацию форм взаимодействия и сотрудничества в правоохранительных органах, позволят им действовать не только в рамках утвердившихся публичноправовых взаимосвязях, но и развивать иные формы взаимодействия и сотрудничества, детально отработать множество конкретных вопросов стоящих перед правоохранительными органами, учитывая и отражая при этом непосредственные интересы сторон.
В докладе д.э.н., профессора, профессора Сочинского института (филиала) РУДН Хлынина С.М. «Оптимизация системы здравоохранения: итоги и направления» сделан акцент на развитии здравоохранения, как одной из важнейших характеристик национальной безопасности государства.
Докладчик сообщил результаты анализа деятельности и финансирования Городского бюджетного учреждения здравоохранения (ГБУЗ) «Краевая больница № 4», расположенного в Адлерском районе г. Сочи, в олимпийский и постолимпийский период: 2014-15 гг. Приведенные в докладе финансово-экономические показатели свидетельствуют о том, что деятельность больницы стабильно нарастает, причем как стационарной, так и амбулаторной помощи. Финансирование также адекватно растет, что особенно важно в экономически сложном 2015 году.
Программа госгарантий выполнена в полном объеме по показателям деятельности, нагрузке на врачебную должность, работу койки, клинико-диагностическим процедурам как в олимпийском 2014, так и постолимпийском, тяжелым финансово-экономическом 2015 году.
Таким образом, управление больницей, структура расходов направлена на адекватное развитие медицинской помощи, показатели деятельности и финансирование соответствуют федеральным нормативам, демонстрируют профилактическую направленность. Стратегически важным направлением является повышение качества медицинской помощи населению, социальный менеджмент, в связи с чем целесообразным является повышение тарифов за медицинскую помощь и увеличение медикаментозной составляющей в структуре. В перспективе, с целью повышения конкуренции и качества медицинской помощи целесообразно ввести рейтинговую систему и категорийность медицинских организаций.
Правовые аспекты обеспечения эффективного правосудия в целях обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов затронул в своем выступлении «К вопросу об электронном правосудии в арбитражном и гражданском судопроизводстве» заведующий кафедрой Южного института менеджмента, д.э.н., профессор Петров Игорь Валентинович.
Одним из существенных препятствий в создании оптимальных институциональных условий для развития бизнеса в современной России выступает несовершенство существующей в нашей стране судебной системы, что негативно влияет на состояние экономической безопасности большинства хозяйствующих субъектов. В условиях формирования глобального информационного общества одной из ключевых задач развития судопроизводства России является создание единого информационного пространства судебной системы страны.
В этом плане заслуживает внимания автоматизированная система арбитражного судопроизводства, которая позволяет отслеживать информацию об обращении в арбитражный суд на всех стадиях прохождения дела от момента принятия такого обращения до вынесения решения. Этому способствуют нормы арбитражного процессуального законодательства.
В АПК РФ закреплена возможность рассмотрения арбитражных дел в дистанционном режиме. Для этого при подаче искового заявления необходимо заявить ходатайство о рассмотрении дела в дистанционном режиме. Данная процедура именуется законодателем участием в судебном заседании
путем использования систем видеоконференц-свя-зи (ст. 153.1 АПК РФ).
Практика подачи документов в электронном виде была бы полезна и для гражданского процесса. Хотя в этом случае следует учитывать, что за судебной защитой в арбитражные суды обращаются, в основном юридические лица, которые обладают определенными навыками и техническими возможностями в использовании электронных серверов. Определенные шаги в этом направлении существуют и в гражданском процессе. Так, ст. 155. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусматривает возможность участия лиц, участвующих в деле, в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Идея электронного правосудия включает в себя подачу в электронном виде искового заявления, приложений к нему, представление отзыва на иск, встречного иска и т.д. Помимо этого предполагается: рассматривать спор в режиме онлайн, видеоконференц-связи; оповещение участников процесса путем направления смс сообщений и электронным письмом в сети «Интернет». Таким образом, создание электронного правосудия связано с решением многих технических, процедурных и правовых вопросов:
1) внедрения электронного документооборота как в самих судах, так и между судами разных уровней;
2) придания юридической силы электронному документу;
3) ведения делопроизводства в судах в электронном виде;
4) расширения использования видеосвязи в ходе судебного разбирательства;
5) электронного оповещения участников судопроизводства;
6) создания электронных банков данных судебных актов, и, соответственно, обеспечения доступа к ним через сеть «Интернет»;
7) обмена информации судов с другими государственными органами.
Очевидными преимуществами электронного правосудия являются прозрачность деятельности судов, ускорение документооборота, доступность правосудия. В Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» положения, определяющие основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, которыми являются: открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; достоверность информации о деятельности
судов и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов; невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.
Однако реализация идеи электронного правосудия сталкивается с определенными трудностями. Во-первых, уровень технической оснащенности залов судебных заседаний является недостаточным. Во-вторых, возникает проблема защиты информации, размещенной или передаваемой с помощью автоматизированных информационно-телекоммуникационных систем. В частности, возникает доступность выносимых судом актов и другой массы судебной информации для широкого круга пользователей сети «Интернет». В-третьих, отсутствует адекватное законодательное регулирование.
Если говорить о доступности выносимых судом актов и другой массы судебной информации для широкого круга пользователей сети «Интернет», то следует учитывать, что в настоящее время каждый гражданин РФ, регистрируясь на едином портале государственных услуг, использует код СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), а юридическое лицо - ИНН, которые идентифицируют их в информационном пространстве при взаимодействии с органами государственной власти. Поэтому представляется целесообразным разработать нормативно-методическую базу общесистемных требований к организации информационного взаимодействия органов судебной и других ветвей власти, организации совместного построения единого информационного пространства.
Подводя итог приведенным в докладе фактам, аргументам и размышлениям об особенностях электронного правосудия в гражданском и арбитражном процессе в Российской Федерации мы приходим к выводу о том, что подобные меры оптимизации документооборота и деятельности судебных инстанций позволят повысить степень прозрачности и эффективности судебной системы, что благоприятно повлияет на состояние экономической безопасности бизнеса.
Академик АФХ, к.э.н., главный редактор журнала «Экономический вестник ЮФО» Чапля В.В. посвятил свой доклад «Теория воспроизводства теневой экономики» эволюции методологических
подходов к анализу воспроизводства теневых экономических отношений.
Трактовка теневой экономики у большинства авторов включает в ее состав экономическую деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляют статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП, и социологическая - в рамках неформального замкнутого домашнего хозяйства по причине отсутствия отношений обмена. На наш взгляд, различие обусловлено именно тем, что исследователями рассматривается весь воспроизводственный процесс или только одна, или несколько его стадий.
Таким образом, можно констатировать, что теневая экономика характеризуется теневыми отношениями, наиболее общим признаком которых является нахождение вне рамок эффективного контроля. На наш взгляд, под контролем следует понимать властно-имущественные отношения, складывающиеся на всех стадиях общественного воспроизводства по поводу осуществления контроля и ответной реакции на него. Это позволяет говорить о дуализме контроля, который выступает и как причина теневой экономики, и как инструмент борьбы с нею.
Историческая свойственность теневой экономики человеческим отношениям позволяет предположить, что теневые экономические отношения представляют собой специфическую форму хозяйственного уклада, характеризующуюся неэффективностью, разбалансированностью отношений контроля. По-видимому, теневая экономика это уклад за рамками доминирующего способа производства, а поэтому необходимо различать теневую экономику имманентную существующей формации и параллельно существующей и представляющую собой либо предшествующую, либо последующую. Та формация, которая характеризуется доминирующими отношениями контроля, отражается в легальной экономике, за рамками данной эффективности, ее обеспечивают в размере до целого системы отношений контроля прошлых и будущих формаций. Таким образом, у теневой формы экономических отношений есть все «шансы выиграть гонку» за эффективность и стать в будущем легальной, а все предыдущие, в свой исторический отрезок времени, таковыми являлись. Таким образом, можно предложить еще один подход к структуре теневой экономики, теневая экономика в своем конкретном историческом развитии представлена теневыми отношениями тождественными по содержанию с легальной экономикой, и этот факт вызван не совпадением производительных сил и производственных отношений: теневая экономи-
ка либо представляет опережающую форму, либо устаревшую.
Рост теневой экономики приводит к изменению государственной экономической политики. Сокращение легального оборота приводит к уменьшению поступления в бюджет налоговых платежей. Уменьшение ресурсов, располагаемых государством, проявляется в увеличении регламентации, роста числа субъектов и величины государственного контроля. Увеличившийся источник контроля принимает гипертрофии-рованные формы.
Постоянно меняющаяся совокупность эталонной и теневой экономик составляют реальную экономику. Исторический опыт наглядно демонстрирует, что построение адекватных моделей реальной экономики было невозможно, так как мало того, что реальная экономика включает в себя теневую, так и постоянно меняет свою структуру и границы, таким образом, построение модели реальной экономики с учетом теневой, хотя и не позволит создать полностью идентичную модель реальной экономики, но максимально приблизит нас к этому, по сравнению с другими моделями. Естественно, с учетом ряда допущений. Таким образом, исторический анализ будет призван восстановить существующие модели реальных исторических форм экономики до целого с учетом теневой компоненты.
Доцент кафедры Национальной и мировой экономики Сочинского института (филиала) РУДН, к.э.н., Кондратьев Владимир Николаевич выступил с докладом «Проблемы экономической безопасности России» в котором осветил наиболее значимые, со своей точки зрения, угрозы национальной безопасности в отечественной экономике и пути их нейтрализации.
Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определены главные стратегические риски и угрозы национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу, то есть угрозы экономической безопасности страны:
- низкая конкурентоспособность;
- сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
- отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;
- незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры;
- несбалансированность национальной бюджетной системы;
- регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях;
- сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;
- прогрессирующая трудонедостаточность;
- сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции;
- неравномерное развитие регионов;
- снижение устойчивости национальной системы расселения.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих.
В связи с этим мы считаем целесообразным предложить алгоритм действий по обеспечению экономической безопасности страны, ориентированный именно на ликвидацию угроз экономического характера.
Алгоритм действий по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации позволит выявить и оценить угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня таких угроз.
Данный алгоритм не может приниматься как прямое руководство к действию, так как требуется гибкий подход к его корректировке и реализации в соответствии с периодической перестройкой ресурсно - производственного потенциала страны, созданием новых хозяйственных рычагов, структур управления.
Этапы реализации алгоритма:
Оценка показателей социально - экономического состояния Российской Федерации;
Для оценки социально - экономического развития Российской Федерации выделены следующие показатели:
- показатели экономического развития и со-
стояния инфраструктуры (ВВП, ВНД на душу населения, динамика воспроизводства, работоспособность и степень изношенности, техническая аварийность, число объектов инфраструктуры на 100 000 человек и др.);
- показатели уровня жизни, т.е. демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения);
- динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения;
- состояние окружающей среды, экология.
- состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших нужд;
В рамках данного этапа необходимо рассчитать показатели социально - экономического развития оцениваемого региона за определенный период времени не изолированно друг от друга и оценить динамику этих показателей, что позволит выявить наиболее острые проблемы социально - экономической сферы региона.
Определение пороговых значений показателей.
Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер по предупреждению ущерба, является определение системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций для муниципального образования.
Рассмотрим более подробно пороговые значения показателей уровня жизни населения:
- доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума;
- средняя продолжительность жизни;
разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения;
- уровень рождаемости;
- уровень смертности и заболеваемости от различных причин;
- уровень безработицы;
- уровень обеспеченности различными товарами длительного пользования;
- уровень преступности.
Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одних показателей достигаются не в ущерб другим.
Сопоставление показателей экономического развития с учетом пороговых значений;
Формирование перечня основных угроз по направлениям обеспечения экономической безопасности страны на основе сопоставления показателей экономического развития с пороговыми значениями;
Определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей экономической безопасности территории. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий.
Оценка вероятности наступления отдельных негативных воздействий - угроз, а также ущерб, в случае их наступления с тем, чтобы оценить вероятный размер ущерба.
Анализ мер, которые были предприняты к моменту проведения оценки уровня экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий.
Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности.
Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.
Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий.
Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.
Данная система оценки экономической безопасности не является абсолютной, а, следовательно, нуждается в подстройке под определенную социально - экономическую конъюнктуру Российской Федерации.
Проблематике обеспечения транспортной безопасности посвятила свое выступление «Экономико-правовые предпосылки и направления
совершенствования функционирования дорожно-транспортной сети как ключевого фактора обеспечения национальной безопасности России» Соколова Галина Николаевна, к.э.н., доцент кафедры Национальной и мировой экономики Сочинского института (филиала) РУДН.
В докладе прозвучали результаты анализа Транспортной стратегии РФ, определяющей направления транспортной политики государства на долгосрочную перспективу (до 2030 года), в частности - актуальность и необходимость развития транспортной системы РФ и дорожного хозяйства страны, а также оценка ключевых изменений Транспортной стратегии, направленных на:
1. Создание единого транспортного пространства РФ на базе инновационного, опережающего инфраструктурного развития транспортной сети страны;
2. Обеспечение доступности и повышение качества транспортных услуг, предоставляемых населению РФ и соответствующих установленным социальным стандартам;
3. Обеспечение свободного, не дискриминационного доступа к качественным транспортно-логи-стическим услугам в сфере грузовых перевозок;
4. Интеграция в мировое транспортное пространство;
5. Реализация транзитного (на региональном и международном уровне) потенциала РФ;
6. Обеспечение необходимого уровня безопасности транспортной системы страны.
Тем не менее, несмотря на своевременную и адекватную законодательную инициативу, официальные статистические данные показывают частичную неэффективность дорожной отрасли национальной экономики.
В соответствии с Транспортной стратегией России до 2030 года [2] общая протяжённость дорожной сети автодорог РФ должна достигнуть 1,7 млн. км (+54 %). При современных темпах строительства автомобильных дорог на достижение данного целевого ориентира должно уйти несопоставимо больше времени. Кроме того, строительство дорожной сети в России ведется с применением устаревших технологий, которые замедляют производственный процесс и значительно увеличивают общую стоимость строительства и последующей эксплуатации.
Безусловно, положительной тенденцией можно считать внедрение системы тендерных торгов, призванных обеспечить справедливое распределение государственных заказов на выполнение дорожно-строительных работ между исполнителями на конкурсной основе. Стремление к участию в тендерных торгах стимулирует подрядные организации к внедрению новейших технологий в области
управления и использование инновационных технических средств в процессе выполнения дорожно-строительных работ. Однако состояние дорожной сети России и перспективы ее развития пока не представляется возможным признать удовлетворительными.
В российской сфере дорожного строительства сложилась практика применения общеизвестных, традиционных, но зачастую неэффективных методов управления материальным обеспечением процессов производства строительных работ, что приводит к возникновению дополнительных затрат на всех этапах осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий дорожно-строительной сферы. Основным и важнейшим требованием к разрозненным звеньям логистической системы предприятий дорожно-строительной сферы при внедрении логистического подхода к управлению является интеграция элементов системы в единую сеть под управлением функционального корпоративного центра, наделенного соответствующими полномочиями и действующего в рамках общей стратегии предприятия. При выполнении данного условия можно прогнозировать максимизацию эффекта за счет сплошного и непрерывного контроля над движением материальных и финансовых потоков с возможностью их оптимизации и корректировки в любой заданный момент времени на любой стадии производственного процесса.
В заключении представляется важным отметить, что для успешного внедрения логистического подхода в управлении дорожно-строительными предприятиями возникает необходимость в устранении барьеров, мешающих процессу логистиза-ции дорожно-строительной сферы. Для решения существующих проблем целесообразным будет
проведение фундаментальных и прикладных исследований и разработка методических рекомендаций по следующим направлениям:
- разработка аналитического инструментария для оценки материальной, финансовой, информационной, трудовой, транспортной составляющей логистических цепей российских дорожно-строительных мероприятий;
- разработка методологии ранжирования и оценки эффективности процесса логистизации предприятий дорожно-строительной отрасли;
- разработка технологических подходов к внедрению логистической системы и принципов логистического управления предприятиями дорожно-строительной сферы;
- проектирование формализованной модели логистической цепи для предприятий дорожно-строительной сферы, оптимизированной по величине, интенсивности производственной деятельности и доступности ресурсов;
- разработка методических основ максимизации использования адаптивного потенциала в области применения принципов логистического управления предприятиями дорожно-строительной сферы.
В ходе работы конференции состоялось заседание «круглых столов» по экономическим направлениям (модератор - заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Гапоненко В.Ф. (г. Москва) и финансово-правовым направлениям (модератор — д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Южного института менеджмента Петров И.В. (г. Краснодар).
По итогам конференции опубликован сборник статей по основным направлениям работы конференции.