Хроника научной жизни
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
УДК 338.14 ББК 65.01 П 30
ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Петров Игорь Валентинович,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 438 31 70, e-mail: [email protected]
Чапля Василий Васильевич,
кандидат экономических наук, главный редактор журнала «Экономический вестник ЮФО», г. Краснодар. Тел.: (918) 415-02-33, e-mail: [email protected]
В сообщении проанализированы экономические и правовые аспекты национальной безопасности современной России, рассмотренные на Международной научно-практической конференции ««Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы», проходившей в период с 28 по 30 апреля 2015 г. в г. Сочи; в обсуждении данных проблем участвовали ученые и специалисты, представляющие, прежде всего, Юг России, а также различные регионы страны, ближнее и дальнее зарубежье.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая политика, правовое регулирование, стратегия регионального развития, качественный экономический рост, правовое государство
problems and priorities of economic security Russia
Petrov Igor Valentinovich,
doctor of of Economic Sciences, professor, head of Department of Civil Law of Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 438 31 70, e-mail: [email protected]
Chaplya Vasily Vasilyevich,
сandidate of Economic Sciences, editor in chief of the magazine "Economic Bulletin SFD", Krasnodar. Ph.: (918) 415-02-33, e-mail: [email protected]
The report analyzed the economic and legal aspects of national safety of modern Russia, discussed at the International scientific and practical conference "The mechanism of the economic and legal national security: experience, problems and prospects", held from 28 to 30 April 2015 in Sochi; in the discussion of these issues involved scientists and experts representing primarily the South of Russia, as well as different regions of the country, near and far abroad.
Keywords: national security, economic policy, legal regulation, regional development strategy, qualitative economic growth, jural state
Категория экономической безопасности исследуется многими специалистами и трактуется в современной научной, учебной и публицистической литературе неоднозначно. В силу того, что современное состояние экономики России представляет собой одно из слабых звеньев системы обеспечения национальной безопасности, в рамках VIII Международной научно-практической конференции
«Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы» была организована научная дискуссия по таким насущным аспектам, как: опыт обеспечения экономической безопасности; эволюционные формы теневых экономических отношений; государственная политика в условиях экономических санкций; правовое обеспечение хозяйственной де-
82
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
Хроника научной жизни
ятельности; продовольственная безопасность и финансово-социальные институты и механизмы.
Основными организаторами конференции выступили Южный институт менеджмента и НИИ экономики ЮФО. Помощь в проведении и финансировании мероприятия осуществляли ведущие образовательные и общественные центры Юга России, в том числе: Сочинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» РУДН, Кубанский государственный аграрный университет, Кубанский государственный университет, федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Данная конференция является очередной в ряду других региональных, всероссийских и международных мероприятий научного характера, проводимых под эгидой Южного института менеджмента совместно с НИИ экономики ЮФО и Краснодарского университета МВД России, начиная с 2008 г. Традиционно в центре рассмотрения данных научных форумов находятся экономические и правовые аспекты стратегии обеспечения национальной безопасности современной России, в обсуждении которых участвуют как известные ученые и специалисты, так и широкий круг обществоведов, бизнесменов, научной молодежи, представляющих, прежде всего, Юг России, а также различные регионы страны, ближнее и дальнее зарубежье.
Открывая конференцию, заместитель директора по научной работе Сочинского института (филиала) РУДН, доктор социологических наук, профессор, А.В. Богучарский выразил благодарность ее участникам, организаторам и спонсорам, сообщил о том, что в работе данного форума приняло участие более сорока ученых-обществоведов, бизнесменов, сотрудников общественных организаций, в том числе более 10 докторов наук, представляющих более 15 городов и регионов России, ближнее и дальнее зарубежье. Это подтверждает тот факт, что проблемы, обсуждаемые на конференции являются актуальными и вызывают большой интерес у научной общественности, что, в свою очередь является важным условием для глубокого научного анализа различных аспектов обеспечения национальной безопасности России.
В ходе пленарного заседания, проходившего 28 апреля, было заслушано 8 докладов. В своем докладе на тему «Механизмы непрерывного инвестиционно-инновационного развития регионов страны в контексте экономической безопасности» заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук,
профессор, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации В.Ф. Гапоненко акцентировал внимание на том, что высокую значимость для России может иметь формирование агентств по развитию стратегических технологий, нацеленных на достижение прорывных результатов по стратегически значимым направлениям, действующим в сферах сопряженных с высокими исследовательскими рисками и требующими проведения комплексных междисциплинарных исследований.
Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности в условиях модернизации экономики Российской Федерации предполагает увеличение прямых иностранных инвестиций в экономику российских регионов.
При этом основные рекомендации относятся непосредственно к региональным органам власти и управления. Так, для привлечения инвестиций регионам, в первую очередь, необходимо подготовить интегрированную инвестиционную стратегию с четкими приоритетами, особенно в отношении формирования на их территориях промышленных технологических кластеров.
При этом соответствующая стратегия должна быть достаточно долгосрочной, чтобы охватить прогнозный период, рассматриваемый иностранными инвесторами. С учетом изложенного рекомендуется определить приоритетные направления деятельности по выбранным отраслям и развивать в них ключевые технологические кластеры.
При этом необходимо обеспечить сотрудничество местных компаний с иностранными инвесторами и защитить последних от дискриминации на внутреннем рынке. В то же время региональным органам власти для достижения цели оптимизации распределения ресурсов и выявления новых возможностей необходимо обеспечить ежегодный пересмотр ключевых отраслей и компаний.
Это позволит выявить и привлечь крупных стратегических инвесторов, которые сформируют основу кластера, а также даст возможность с помощью местных региональных компаний заполнить недостающие сегменты в «цепочке стоимости». Кроме того, необходимо в кратчайшие сроки обеспечить разработку стратегий развития на муниципальном уровне.
Это позволит достичь высокой степени координации усилий муниципальных и региональных органов власти по привлечению инвесторов.
Но надо учитывать, что если количество участников инвестиционного процесса (включая территориальные подразделения федеральных органов власти) будет велико, то и распределение сфер ответственности может быть достаточно сложным. В
83
Хроника научной жизни
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
этой связи представляется, что для сокращения административных барьеров требуется создание специального инвестиционного агентства (экспертного совета).
На региональном уровне рекомендовано унифицировать все процедуры и процессы при работе с инвесторами, что обеспечит минимизацию административных берьеров для международных компаний средней величины и будет способствовать формированию позитивного имиджа региона.
Д.э.н., профессор, профессор Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» Савон И.В. в докладе «Импортозависимость как критерий экономической безопасности: региональный аспект» подчеркнул, что в условиях экономических санкций в России остро стоит вопрос продовольственной безопасности. В настоящее время наглядно проявилось несовершенство действующей национальной аграрной политики, которая должна быть инструментом экономического регулирования агропродовольственного комплекса.
До этого времени национальная экономика, базирующаяся на экспорте сырья и топлива, масштабном импорте продовольствия, показала свою несостоятельность и несоответствие времени, что требует резких перемен. Однако, учитывая реальное состояние российской экономики, ограниченность финансовых ресурсов, сравнительную инерционность отраслей сельского хозяйства, рассчитывать на быстрое импортозамещение, оперативное наращивание отечественного производства продовольственных товаров не приходится.
Нынешний этап развития мирохозяйственных связей характеризуется расширением всех форм международных экономических отношений на основе быстрого роста производительных сил, обусловленного ускорением научно-технического прогресса. Следствием этого являются постоянно растущая концентрация производства и укрупнение его размеров, что усиливает тенденцию к интернационализации хозяйственной жизни, способствует развитию международной специализации и кооперирования производства. Углубление специализации и кооперирования производства и научных исследований, как выражение международного разделения труда, требует в свою очередь огромного расширения рынков сбыта и ведет к развитию всех форм международных хозяйственных связей.
Однако имеющий место экономический кризис и наличие санкций в отношении России определяет актуальность импортозависимости нашей экономики. Здесь предпринята попытка проанализировать сложившуюся ситуацию в Южном феде-
ральном округе с целью дальнейших исследований этой области научных знаний.
Доклад на тему «Удержание имущества должника как инструмент обеспечения экономической безопасности предприятия» д.э.н., профессора, зав. кафедрой экономики Южного института менеджмента И.В. Петрова был посвящен анализу законодательных положений о защите гражданских прав в контексте предупреждения и пресечения нарушений субъективных гражданских прав, а также обеспечения восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Повышение эффективности гражданского оборота в России требует оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением договорных обязательств и защитой прав участников. Юрисдикционная форма защиты по своей процедуре является достаточно длительной, зачастую возникает необходимость в возбуждении исполнительного производства. Поэтому определенный интерес у участников договорных обязательств вызывают два правовых института - удержание как способ обеспечения исполнения обязательств и самозащита как способ защиты гражданских прав. Вместе в доктрине гражданского права эти правовые институты соотносят различным образом, отсутствует легальное законодательное определение самозащиты гражданских прав, сложилась противоречивая судебная практика по данным вопросам. При этом вопрос о том, какими способами должна осуществляться самозащита гражданских прав является открытым, поскольку легальное законодательное определение самозащиты в ст. 14 ГК РФ отсутствует. В результате в отечественной доктрине сложилось понимание самозащиты в узком и в широком смыслах.
Докладчик сделал вывод о том, что право на удержание вещи должника появляется у кредитора (арендодателя) лишь в том случае, когда спорная вещь оказалась в его владении на законном основании. Поэтому возможность удержания не может быть следствием захвата имущества должника помимо его воли. Удержание арендодателем вещи, полученной подобным способом, является незаконным. Здесь же сказано, что арендодатель имеет право на удержание принадлежащего арендатору оборудования, которое осталось в арендованном помещении после прекращения договора, в обеспечение исполнения обязательства арендатора по внесению арендной платы за данное помещение.
Таким образом, в случае заключения договора аренды между сторонами возникает обязательственное правоотношение и соответственно, должны использоваться обязательственно-правовые способы защиты путем обращения в суд. Удержа-
84
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
Хроника научной жизни
ние является обеспечительным способом защиты договорных отношений, но правомерность является необходимым условием удержания. Возможность удержания не может быть следствием захвата имущества должника помимо его воли, и, соответственно, удержание арендодателем вещи, полученной подобным способом, является незаконным. При несоблюдении условий правомерности действия арендодателя могут быть квалифицированы как наказуемые в уголовном или административном порядке, т.е. в качестве самоуправства.
В докладе д.э.н., профессора, профессора Сочинского института (филиала) РУДН Хлынина С.М. «Социальный менеджмент: доступность и качество медицинской помощи в социальном аспекте» сделан акцент на динамике показателей здоровья, заболеваемости и смертности как характеристик национальной безопасности государства.
Докладчик обобщил результаты исследований, проведенных с применением опроса граждан по поводу качества и доступности платных и бесплатных медицинских услуг. Обращает на себя внимание, что около 15% опрошенных причиной неудовлетворительного состояния здоровья указали недоступность качественной медицинской помощи. Большинство негативно относится к развитию платных услуг в здравоохранении, особенно из сельской местности. Полученные данные показали, что субъективная оценка своего здоровья не является адекватным показателем и требует объективизации путем проведения различных медицинских мероприятий - профосмотры, диспансеризация.
Анализ результатов исследования свидетельствуют о недостаточной готовности населения в целом к внедрению рыночных отношений при оказании медицинской помощи. Это объясняется неудовлетворенностью качеством медицинской помощи, в том числе платной, недостаточном финансовом положением и желанием этой основной части населения, особенно из села, получать бесплатную медицинскую помощь, а также традиционно со времен социализма негативном отношении к развитию платных услуг. На этом фоне в минувшем 2014 году на 24 процента вырос объем платных медицинских услуг. «В условиях снижения доступности медпомощи рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной», - отмечает Счетная палата.
Однако уже сейчас существует достоверная потребность определенного, финансово обеспеченного и испытывающего проблемы со здоровьем контингента в получении платной качественной медицинской помощи в условиях рынка. Пациент-
потребитель хочет иметь право выбора врача, ЛПУ, определенной платной медицинской услуги.
Поэтому, необходимо прежде всего поднимать качество МП и постепенно, для обеспеченных слоев, внедрять платные медицинские услуги. При этом должна быть сформирована стратегия программа развития рыночных отношений и платных услуг в здравоохранении. Она должна предусматривать определенные этапы реализации, механизмы контроля соответствия качества, доступности и стоимости медицинских услуг, при должном информационном обеспечении. Главный принцип -платные услуги должны быть конкурентно рыноч-но востребованы своим контингентом без создания атмосферы давления на другие, неподготовленные слои.
Состояние здоровья населения области остается главным образом неудовлетворительным, несмотря на некоторую стабилизацию за последние годы; высока распространенность общей и первичной заболеваемости, а также факторов риска заболеваний.
Население оценивает свое здоровье в большей части как удовлетворительное и плохое. Большинство имеет от двух и более заболеваний, здоровых по результатам опросов практически нет. Однако, субъективная оценка своего здоровья не всегда является адекватным показателем.
Более 20% населения имели повышенное артериальное давление, проходили лечение и принимают гипотензивные препараты, однако недостаточно эффективно контролируют его уровень.
Наряду с бесплатной медицинской помощью часть населения получала платные медицинские услуги, к чему относилось отрицательно. Причем, платные медицинские услуги в большинстве случаев не связывали с качеством медицинской помощи.
Академик АФХ, к.э.н., главный редактор журнала «Экономический вестник ЮФО» Чапля В.В. посвятил свой доклад «Становление предмета научного анализа теневых экономических отношений» эволюции методологических подходов к анализу теневых экономических отношений.
Подводя промежуточный вывод, можно предположить, что теневая экономика, существующая объективно, могла и не попасть в поле научного внимания ученых, но характерные условия и специфика субъектно-объектных связей имманентных теневым отношениям позволят нам в ходе исследования восстановить полноту картины. Следовательно, анализ работ экономистов периода времени до ХХ века, несомненно, представляет научный интерес.
На протяжении всей истории хозяйственной жизни общества, люди всегда стремились придать
85
Хроника научной жизни
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
описательную конкретику хозяйственному идеалу. На разных этапах исторического развития эти попытки имели разное воплощение как по источникам или материальным носителям (обычаи и нормы, религиозная мораль, виденье мира, концепции, теории, государственное законодательство, предпринимательская этика, институты гражданского общества), так и по целям приложения человеческим сил.
В первом случае мы имеем дело с практической функцией, а во втором с идеологической функцией экономической теории.
Практическая функция выражается в том, что экономическая теория создает заинтересованность в действиях индивидов; вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов экономики; разрабатывает эффективные направления использования ресурсов.
В идеологической функции раскрывается цель и стратегия хозяйствования. Она отвечает на ключевой вопрос: ради чего тратятся хозяйственные усилия?
Очевидно, что в трудах древнегреческих мыслителей мы не найдем даже намека на теневую экономику. Будучи сторонниками натурального хозяйства, они были явными антирыночниками. Для них основные рыночные категории (деньги, прибыль, процент, капитал и др.) были противоестественными и несправедливыми. Но если искать гносеологические корни представлений о теневой экономике, то следует обратить внимание на:
- деление экономики на справедливую и несправедливую;
- морально-этические нормы как основной критерий этого деления;
- на основе товарно-денежных отношений неизменно возникает хрематистика как антипод этической экономике.
Этическая направленность экономической мысли пронизывает и труды практически всех мыслителей средневековья. Каноническое право было основным инструментом регулирования спонтанных экономических отношений, связанных с развитием товарно-денежного хозяйства.
Роль религиозных институтов и канонического права в деле внедрения хрематистики в повседневные экономические отношения людей трудно переоценить. П. Самуэльсон справедливо отмечает: «...и в Старом и в Новом завете содержится осуждение ростовщичества. Аристотель и святой Фома Аквинский придерживались аналогичных взглядов». Однако в своей практической деятельности христианская церковь часто нарушала свои же принципы. Ватиканский престол на протяжении двух столетии был инициатором крестовых похо-
дов, занимался продажей индульгенций и т.п.
Без преувеличения можно утверждать, что социалисты-утописты Т.Мор (1478-1535) и Т. Кампа-нелла (1568-1639) также вышли из лона христианской церкви и в основу своих воззрений положили ее принципы. Одна из их основополагающих идей - вера в государство, которое может установить социальную гармонию в обществе, в котором нет места частной собственности и порождаемых ею пороков.
XVIII век был веком становления предпринимательской этики и концепции естественных и неотчужденных прав и свобод личности. Это подразумевало и свободу человека в сфере экономической деятельности. На смену христианскому приоритету общего блага над личным приходит принцип индивидуального эгоизма.
Один из основоположников классической политэкономии А. Смит (1723-1790) считал, что главным мотивом деятельности экономического человека является своекорыстный интерес. «Невидимая рука» рыночной экономики устанавливает гармонию между интересами экономического человека и обществом, считая, что своекорыстный интерес каждого приводит к общественному благу. Справедливости ради стоит отметить, что экономический человек у Смита - это совестливый предприниматель, с симпатией относящийся к другим людям.
Другой взгляд на предпринимательство мы находим у К. Маркса (1818-1883). Его теория прибавочной стоимости стремилась доказать, что в процессе воспроизводства капиталистическая собственность становится собственностью, созданной неоплаченным трудом наемных рабочих, то есть по существу является результатом грабежа, а сами предприниматели независимо от их личных качеств узаконенными в правовом отношении грабителями.
Весьма интересным у классиков политэкономии (А. Смит, К. Маркс) является то, что в их трудах подчеркивается объективный характер экономических отношений. Они оба стоят на позициях экономического детерминизма. Но у Смита «невидимая рука» создает гармонию между предпринимателем и обществом. У Маркса предпринимательская деятельность формирует антагонистические отношения между капиталом и наемным трудом. Ликвидировать этот антагонизм можно только насильственным путем с помощью ниспровержения системы частного предпринимательства, которая не делится на теневую и добропорядочную, так как она по своей природе грабительская, паразитическая, антисоциальная. Карла Маркса практически не интересовали правовые
86
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
Хроника научной жизни
отношения предпринимательства и государства, т.к. последнее, по его мнению, носит сугубо классовый характер и защищает только интересы капитала. Принцип социальной справедливости был у него ключевым.
Социальная справедливость стала основополагающим принципом и в христианском социальном учении. Начиная с первой социальной энциклики Льва XIII «Рерум Новарум» (1891), католическая церковь, признавая рыночную экономику, тем не менее, подчеркивает, что предпринимательство должно быть честным, опирающимся на моральнонравственные устои христианского учения. Характерными чертами этого учения являются:
- признание рыночного хозяйства без его идеализации, резкая критика экономического либерализма;
- осознание уязвимых мест рыночных отношений, которые ведут к стяжательству, чрезмерной эксплуатации наемного труда;
- рассмотрение прибыли не как главной цели предпринимательства, а в качестве показателя экономической эффективности;
- особый акцент на социальной функции предпринимательства;
- резкое неприятие всех форм теневой экономики (особенно наркобизнеса, проституции);
- большое значение, придаваемое в регулировании теневой деятельности не только государству, но и морально-этическим нормам.
В докладе «К вопросу о сроках в трудовом праве» к.ю.н., доцент, начальник кафедры Краснодарского Университета МВД РФ Герасимов А.В. отметил, что сроки в трудовом праве относятся к числу ключевых правовых категорий, они создают необходимые временные условия для существования, реализации, защиты прав субъектов трудового права, а также исполнения ими обязанностей.
Активное развитие трудового права по международно-правовому пути требует осмысления правовой категории срока в аспекте, выходящем за рамки национальных границ, путем сравнения и сопоставления отечественных норм о сроках с международными стандартами в области труда и положениями национального трудового законодательства зарубежных стран, что безусловно послужит укреплению национальной безопасности Российской Федерации.
Безуглая Н.С., к.э.н., доцент, доцент Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Россинского в своем докладе на тему «Комплексное решение проблем обеспечения экономической безопасности РФ в современной геополитической ситуации» сформулировала позицию о том, что современные реалии
мировой экономики, геополитическая ситуация, рост технологичности требуют от экономистов нашего времени быть в курсе всех событий, обладать достаточным объемом информации и знаний для адекватного реагирования на вероятные риски и прогнозирования возможных вариантов развития различных событий.
Российская Федерация, как известно обладатель самой большой территории в мире и огромного количества природных ископаемых, то есть ресурсов, в которых нуждаются многие экономически и технологически развитые государства. Состояние развития нашей экономики с учетом позитивных изменений XXI века все же оставляет желать лучшего. Иногда приходит в голову мысль, что это вечное состояние России, когда есть все, но нет благосостояния граждан.
По этим и другим причинам решение проблем экономической безопасности России задача не из легких - особое геополитическое положение в мире, огромная территория и т.д. не позволяет использовать положительный опыт других стран, ввиду невозможности его экстраполяции.
Создана взвешенная концепция развития страны, но требующая прагматичного подхода к ее реализации посредством построения четких планов и постоянного анализа фактического их выполнения. Изучив Концепцию в общих чертах можно заключить, что так и происходит - цель определена, миссия тоже, перспективный план начертан с некоторыми показателями эффективности экономики. Возникает вопрос, каким образом происходит реализация намеченного пути развития.
Стране необходимо решить последовательно следующие основные задачи, без которых построение эффективной экономики сверхдержавы невозможно, а именно:
- преодоление коррупции в бюрократической и силовой среде;
- снижение влияние олигархического капитала на принятие экономических решений в рамках национальных приоритетов;
- развитие науки и образования;
- введение государственного планирования развития экономики на основе долгосрочных прогнозов;
- структурная перестройка экономики согласно Концепции.
Именно последовательное решение указанных задач позволит преодолеть сопротивление тех, кто лоббирует свои интересы и оказывает существенное влияние на темпы и направления экономического развития Российской Федерации.
На взгляд к.ю.н., старшего преподавателя Краснодарского университета МВД России, Да-
87
Научный вестник ЮИМ №2' 2015
нилова Д.Б., выступившего с докладом «Обжалование судебных актов в концепции единого гражданского процессуального кодекса РФ» Российская Федерация является демократическим правовым государством, в котором каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод в суде. Судебное разбирательство должно быть справедливым и беспристрастным, что гарантируется Конституцией РФ и другими Федеральными законами.
В конце 2014 года была проведена судебная реформа, которая отличается своей масштабностью, в результате чего, был упразднен Высший арбитражный суд РФ, функции которого были переданы в юрисдикцию Верховного суда РФ.
В целях устранения противоречий между двумя этими гигантами судебной системы РФ, было принято решение об упразднении Высшего арбитражного суда и передачи его полномочий новому Верховному суду РФ. В результате проведения данной реформы было внесено множество изменений в различные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Также увеличена процедура обжалования судебных решений, путем добавления еще одной кассационной инстанции. Теперь можно подать еще одну кассационную жалобу в судебную коллегию по экономическим спорам при Верховном суде РФ, соблюдая определенный порядок, предусмотренный ч. 1, ст. 291.1 АПК РФ. Таким образом, теперь на-
блюдается пять уровней, по которым может пройти дело об экономическом споре: от разбирательства в суде первой инстанции до вынесения окончательного решения в надзорной инстанции, которое обжалованию не подлежит.
Добавление законодателем, по сути, второй кассационной инстанции приведет к появлению возможности у всего судебного аппарата к более скрупулезному изучению дела, а значит, итоговые судебные решения будут более справедливыми. Также следует отметить, что большинство лиц и организаций, занимающихся предпринимательской и иной экономической деятельности, просто не смогут дойти до стадии рассмотрения дела в рамках кассационного производства в Судебной коллегии при Верховном суде РФ, т.к. на это необходимо потратить большое количество средств, сил и времени.
В ходе работы конференции состоялось заседание «круглых столов» по экономическим направлениям (модератор - заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., профессор, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Гапоненко В.Ф. (г. Москва) и финансово-правовым направлениям (модератор - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Южного института менеджмента Петров И.В. (г. Краснодар)
По итогам конференции опубликован сборник статей по основным направлениям работы конференции.
88