Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование оказания гражданам медицинской помощи'

Конституционно-правовое регулирование оказания гражданам медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1054
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЗДОРОВЬЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРАВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ / STATE / HEALTH / HEALTH CARE / CONSTITUTION / LAW / LEGAL REGULATION / SOCIAL

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Меткалова О. Г.

Проводимые в России социально-экономические преобразования показывают, что здравоохранение это не просто социальная сфера, а система жизнеобеспечения, которую необходимо рассматривать как важный фактор национальной безопасности страны. Появление платной медицинской помощи и закрепление ее в гражданском законодательстве в виде медицинской услуги породило скрытую коммерциализацию государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и систему произвола. Неправильное понимание платной медицинской деятельности и отсутствие достаточного бюджетного финансирования на предоставление гражданам отдельных видов бесплатной медицинской помощи, к сожалению, ставит под сомнение гарантию бесплатной медицинской помощи. Устранить этот правовой пробел можно закреплением понятия конституционного права граждан на медицинскую помощь, что позволит всем участникам медицинских правоотношений правильно применять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания платной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE PROVIDING OF THE MEDICAL CARE TO CITIZENS

Social and economic transformations spent in the Russian Federation demonstrate that the public health services are not simply social sphere, and a life-support system which is necessary for considering as the important factor of national safety of the country. Occurrence of paid medical aid and its fastening in the civil legislation in the form of medical service has generated hidden коммерциализацию state both municipal authorities of public health services and arbitrariness system. The wrong understanding of paid medical activity and absence of sufficient budgetary financing on granting to citizens of separate kinds of free medical aid, unfortunately, calls into question a guarantee of free medical aid. To eliminate this legal blank probably fastening of concept of a constitutional law of citizens on medical aid that will allow all participants of medical relation settled by the right correctly to apply the regulatory legal acts regulating an order of rendering of paid medical aid.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование оказания гражданам медицинской помощи»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

О.Г. МЕТКАЛОВА,

юрист, соискатель кафедры гражданского и семейного права МГЮА, автор и ведущий преподаватель Центра образовательных инновационных разработок при юридическом факультете Российского университета дружбы народов по программе дополнительного профессионального образования «Правовые основы оказания медицинских услуг» (г. Москва)

Аннотация. Проводимые в России социально-экономические преобразования показывают, что здравоохранение — это не просто социальная сфера, а система жизнеобеспечения, которую необходимо рассматривать как важный фактор национальной безопасности страны. Появление платной медицинской помощи и закрепление ее в гражданском законодательстве в виде медицинской услуги породило скрытую коммерциализацию государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и систему произвола. Неправильное понимание платной медицинской деятельности и отсутствие достаточного бюджетного финансирования на предоставление гражданам отдельных видов бесплатной медицинской помощи, к сожалению, ставит под сомнение гарантию бесплатной медицинской помощи. Устранить этот правовой пробел можно закреплением понятия конституционного права граждан на медицинскую помощь, что позволит всем участникам медицинских правоотношений правильно применять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания платной медицинской помощи.

Ключевые слова: государство, здоровье, здравоохранение, конституция, медицинская помощь, право, правовое регулирование, социальный.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE PROVIDING OF THE MEDICAL CARE TO CITIZENS

O.G. METKALOVA,

the lawyer, the competitor of civil and family law chair of MSAL, the author and the leading teacher of the Center of educational innovative workings out at faculty of law of the Russian University of Friendship of the People under the program of additional vocational training «Legal bases of rendering of medical services»

(Moscow)

The summary. Social and economic transformations spent in the Russian Federation demonstrate that the public health services are not simply social sphere, and a life-support system which is necessary for considering as the important factor of national safety of the country. Occurrence of paid medical aid and its fastening in the civil legislation in the form of medical service has generated hidden коммерциализацию state both municipal authorities of public health services and arbitrariness system. The wrong understanding of paid medical activity and absence of sufficient budgetary financing on granting to citizens of separate kinds of free medical aid, unfortunately, calls into question a guarantee of free medical aid. To eliminate this legal blank probably fastening of concept of a constitutional law of citizens on medical aid that will allow all participants of medical relation settled by the right correctly to apply the regulatory legal acts regulating an order of rendering of paid medical aid.

Key words: state, health, health care, constitution, health care, law, legal regulation, social.

Трудно представить себе государство, которое не уделяло бы должного правового внимания сокращению смертности, укреплению здоровья нации, увеличению продолжительности ее жизни и рождаемости. Россия не исключение. Проводимые в нашей стране социально-экономические преобразования показывают, что без должного правового внимания вопросу здравоохранения, являющегося отраслью

социальной сферы, деятельность которой направлена на укрепление и сохранение здоровья людей, увеличение продолжительности их активной жизни1, невозможно говорить о достижении положительных результатов реформ не только в социальной, но и в других сферах.

Слова министра здравоохранения РФ в докладе «Об итогах хода реформ и задачах по развитию здра-

воохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 2000—2004 гг. на период до 2010 г., являются подтверждением этому: «Учитывая сложность и важность проблем охраны здоровья населения, необходимо главным в государственной политике считать, что здравоохранение — это не просто социальная сфера, а система жизнеобеспечения. В связи с этим здравоохранение необходимо рассматривать как важный фактор национальной безопасности страны»2.

Важным является создание соответствующих условий охраны здоровья и предоставления гражданам квалифицированной медицинской помощи. От состояния здоровья населения зависит положение российского народа, сбережение которого оценивается Президентом РФ как одна из важнейших для нашей страны задач.

Охрана здоровья граждан и оказание медицинской помощи нашли отражение в ст. 41 Конституции РФ. Вопрос сбережения народа становится не просто декларированным постулатом, зафиксированным на бумаге, а важной целью для государства, которое выступает гарантом сохранения и укрепления здоровья населения.

Закрепляя право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, государство признает его одним из самых значимых прав, а стратегию по созданию возможностей применения и реализации гражданами этого конституционного права — одним их приоритетных и важных направлений его государственной политики. Государство старается уделять достаточно внимания для сбережения нации и охраны ее здоровья посредством принятия соответствующих государственных программ.

В России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Это необходимо для поддержания их здоровья. Финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Право гражданина на охрану и медицинскую помощь, содержащееся только в ст. 41 Конституции РФ, находит правовое отражение и в иных нормативных правовых актах, принятых в целях реализации конституционного положения. Ими являются международные договоры, Гражданский кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, федеральные законы, а также ведомственные нормативные правовые акты, стандарты

оказания соответствующей медицинской помощи и др.

Медицинская помощь является основной мерой в системе охраны здоровья граждан. Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан она направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Термин «медицинская помощь» упоминается во всех нормативных правовых актах, регулирующих порядок и условия оказания медицинской деятельности, однако ее определения в них не содержится. В Отраслевом классификаторе «Сложные и комплексные медицинские услуги», введенном в действие приказом Минздрава России от 10 апреля 2001 г. № 113, содержится следующее определение медицинской помощи: это комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.

По мнению некоторых исследователей, медицинская помощь — это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на диагностику, профилактику, лечение заболеваний человека, предотвращение нежелательной беременности, осуществляемых специально подготовленным для этих целей лицом (врач, фельдшер, медицинская сестра и др.)3; совокупность объединенных единым технологическим циклом услуг и работ, выполняемых субъектом оказания медицинской помощи, направленных на профилактику, диагностирование, лечение заболеваний, на реабилитацию заболевших граждан, а также на протезирование4.

Неясность в понимании сущности конституционного права гражданина на получение им медицинской помощи порождает много споров при его практической реализации. Этого можно было бы избежать, если бы не существовал такой правовой институт, как платная медицинская помощь.

Ряд нормативных правовых актов, основными из которых являются Гражданский кодекс РФ и Правила предоставления оказания платных медицинских услуг населению, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27, регламентируют возможность оказания населению платной медицинской помощи, вопрос предоставления которой является дискуссионным и исследуется авторами в многочисленных работах. Одна из важнейших задач — выявление соотношения возможности оказания платных медицинских услуг, предоставляемых населению согласно Правилам, с бесплатностью их оказания согласно ст. 41 Конституции РФ.

На конституционном уровне гарантируется наличие в России бесплатной системы медицинской помощи: граждане России освобождаются от непосредственной платы за оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, бремя финансирования возлагается на соответствующие бюджеты, страховые взносы и иные поступления. Однако существуют проблемы, препятствующие реализации конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Медицинская помощь, которая оказывается бесплатно согласно декларированному условию государства, закрепленному в ст. 41 Конституции РФ, ставит под сомнение эту гарантию. Нарушение права на получение бесплатной помощи (в рамках ОМС) стало повседневной нормой. Ни о какой бесплатной медицине и речи быть не может, когда пациенты, находясь в госпиталях и больницах, самостоятельно приобретают медикаменты и иные препараты, необходимые им для лечения.

По верному замечанию А.В. Тихомирова, рядовому потребителю приходится оплачивать медицинскую помощь многократно. Во-первых, через систему обязательных страховых взносов, во-вторых, в виде благодарности в сумме, озвученной врачом, в-третьих, на пациента перекладывают плату в стационаре за медикаменты, постельные принадлежности, посуду, тапочки. Более того, медицинские работники изыскивают любые возможности для получения дополнительных доходов, например, внеочередная госпитализация, неучтенный прием пациентов за плату, в ходе которого используются оборудование лечебного учреждения, лекарства, площади5.

Появление «платной» медицинской помощи в виде медицинской услуги и закрепление ее в законодательстве заставило многих исследователей неоднозначно взглянуть на эту терминологию. Правомерность и социальная полезность действия или события все больше оцениваются через их соответствие Конституции РФ. Малейшая неясность в конституционном праве получения гражданами бесплатной медицинской помощи породила немало судебных дел, связанных с оспариванием ряда нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления платной медицинской помощи.

Содержание правового регулирования в сфере оказания платной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения закреплено в определении Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. № 115-О об отказе в принятии жалобы гр-ки Е.З. Мартыновой на нарушение ее конституционных прав п. 2 ст. 779 и п. 2 ст. 782 ГК РФ. В соответствии с ним и включение в механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с оказанием платных медицинских услуг, норм гражданского законодательства не противоречит ч. 1

ст. 41 Конституции РФ, а напротив, направлено на их обеспечение и создает необходимую правовую основу предоставления гражданам платной медицинской помощи.

По мнению А.Н. Пищиты, уточнение нормы Конституции РФ о бесплатности медицинской помощи положениями в программе государственных гарантий является недопустимым как с точки зрения юридической техники, так и с позиций обеспечения прав граждан. Определением Конституционного Суда РФ ограничивается объем медицинской помощи, который государственные и муниципальные медицинские учреждения должны оказывать бесплатно для населения за счет бюджетного финансирования6.

Переход на рыночные отношения, когда законодательно стал возможен порядок оказания медицинской помощи на платной основе, к сожалению, подтверждает, что Россия не готова к этим изменениям. В.В. Путин в своем послании к Федеральному Собранию РФ отмечал, что «нарастание платности (в частной медицине) порождает скрытую коммерциализацию государственных и муниципальных больниц и лечебниц... у нас сформировалась скрытая, но почти узаконенная система платной медицинской помощи, в которой сейчас царит произвол и нет вообще никакой социальной справедливости».

Практика требует разработки мощных рычагов для законодательного существования частной системы здравоохранения. Противоречие самих законодательных актов, размытые границы «бесплатной» медицинской помощи придают здравоохранению ореол «теневой», бесконтрольной системы.

Законодательство в части реализации конституционных прав граждан России на бесплатную медицинскую помощь нуждается в совершенствовании по следующим направлениям:

# объем бесплатной медицинской помощи должен обеспечивать квалифицированное лечение, профилактику, реабилитацию и адаптацию гражданина к условиям жизни;

# установление видов, форм, оснований ответственности для лиц, отказывающих или ненадлежаще оказывающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатную медицинскую помощь;

# принятие законодательных актов, регламентирующих порядок предоставления бесплатной медицинской помощи и контроля над ее оказанием.

1 Павлов А.В. Гражданско-правовые аспекты оказания медицинских услуг. Сыктывкар, 2004. С. 9.

2 Сашко С.Ю., Балло А.М. Юридическая оценка дефектов оказания медицинской помощи и ведения медицинской документации. СПб., 2004. С. 8.

3 Мохов А.А. Медицинское право (правовое регулирова-

ние медицинской деятельности). Волгоград, 2003. С. 26.

4 Павлов А.В. Указ. соч. С. 17.

5 Тихомиров А.В. Медицинское право: практ. пособие. М., 1998. С. 29.

6 Пищита А.Н. Правовой статус российского пациента // Журнал российского права. 2005. № 11. С. 52.

Литература

1. Отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги», введенный в действие приказом Минздрава России от 10 апреля 2001 г. № 113.

2. Порядок организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 10 мая 2007 г. № 323.

3. Правила оказания платных медицинских услуг на-

селению, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27.

4. Бевеликова Н.М. Конституционное право граждан на бесплатную медицинскую помощь: проблемы реализации // Мед. право. 2006. № 3.

5. Дешко Л.Н. Конституционное право на медицинскую помощь: понятие и содержание // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: материалы II конф. М., 2004.

6. Врач и закон / О.В. Леонтьев [и др.]. М., 1998.

7. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995.

8. Мартынчик С.А., Худяков М.Б. Организация медицинской помощи в сфере платных медицинских услуг. М., 1999.

9. Сергеев А.И. Реализация конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

10. Сироткина А.А. Договор оказания медицинских услуг: особенности правового регулирования. М., 2006.

11. О платной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения / А.А. Старченко [и др.] // Здравоохранение. 2004. № 7.

12. Шевчук С.С. Договор оказания медицинских услуг: моногр. М., 2005.

Юридическая психология

Учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / [И.Б. Лебедев и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 479 с.

В учебнике системно объединены основы общей, социальной и юридической психологии. Раскрыты основные положения и частные вопросы юридической психологии. Изложены общие проблемы психологии, особенности психологии личности, ее свойства и характерологические черты, основные проявления психики в поведении человека. Рассмотрены психологические требования к личности и профессиональной деятельности юриста. Разбираются психологические особенности предварительного расследования, обвиняемых и потерпевших в судебно-следственном процессе, даются основы проведения судебно-психологической экспертизы.

Для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД, студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также практических работников.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

учебник 2-е издание •sSk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.