От редакции:
Существует несколько четких, законодательно установленных оснований для оказания медицинских услуг государственными (муниципальными) учреждениями на платной основе. Среди них - желание пациента получить медицинскую помощь на анонимной основе. Однако на практике этим основанием пользуются редко в силу наличия целого ряда неоднозначных правовых вопросов, связанных с реализацией анонимности. В нашей традиционной рубрике мы рассматриваем эти вопросы и пути их решения
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
Ф.Н. Кадыров
Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОКАЗАНИЕМ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ НА АНОНИМНОЙ ОСНОВЕ
УДК 614.2
Кадыров Ф.Н. Проблемы, связанные с оказанием платных медицинских услуг на анонимной основе
(Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия)
Аннотация. Нынешнее законодательство достаточно четко урегулировало вопросы предоставления медицинской помощи на платной основе. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Однако оказание медицинской помощи на платной основе требует заключения договоров. Специальное законодательное или иное нормативное урегулирование порядка заключения договоров на анонимной основе отсутствует. Однако анализ нормативной базы, связанной с анонимным оказанием медицинской помощи, позволяет найти пути решения большинства возникающих проблем.
Ключевые слова: Платные медицинские услуги, правовые основы оказания медицинской помощи, анонимность, персональные данные пациента, государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения.
□ дним из оснований для оказания медицинских услуг за плату для государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения является предоставление медицинской помощи на анонимной основе. Однако этой возможностью на практике пользуются немногие из них. Одной из причин этого является отсутствие четкой правовой основы предоставления платных медицинских услуг на анонимной основе и организационные сложности. Рассмотрим это более подробно.
© Ф.Н. Кадыров, 2016 г.
№2
201Б
Менедже,
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на данную проблему:
1. Платные медицинские услуги на анонимной основе, несмотря на то, что законодательно это продекларировано, не могут предоставляться, поскольку юридически этот вопрос не урегулирован в достаточной степени (поскольку сложилась правовая коллизия, когда анонимное оказание помощи не позволяет выполнить требование по реализации прав и обязанностей только под своим именем; поскольку законодательством не установлены конкретные ситуации использования псевдонима; поскольку отсутствуют подзаконные акты, позволяющие реализовывать законодательное право на анонимное лечение и т.д.).
2. Платные медицинские услуги на анонимной основе предоставляться могут, но чреваты большим риском того, что такая сделка (договор возмездного оказания медицинских услуг) будет признана недействительной в случае возникновения конфликта по поводу качества медицинской помощи. [3]
3. Платные услуги на анонимной основе могут предоставляться путем незаполнения граф, в которых указываются паспортные данные. [4]
4. Платные услуги на анонимной основе могут предоставляться путем непредоставления документа, удостоверяющего личность (паспорта и т.д.). [5]
5. Платные услуги на анонимной основе могут предоставляться путем использования псевдонима.
Некоторые из вышеуказанных точек зрения ниже мы проанализируем более детально, а пока рассмотрим законодательные основы оказания медицинской помощи на анонимной основе.
В соответствии с п. 2) части 5 ст. 84 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный
закон № 323-ФЗ) медицинские услуги за плату могут предоставляться на анонимной основе.
Вместе с тем, оказание платных медицинских услуг должно осуществляться на основе договоров. Часть 2 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает: «Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования».
Закономерно возникают вопросы о том, возможно ли заключение договоров на анонимной основе, и если да, то каковы должны быть формулировки такого договора, касающиеся сведений о потребителях платных медицинских услуг?
Договор определяется в законодательстве как многосторонняя сделка - п. 1 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно статье 153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (абзац 1 п. 1 ст. 19 ГК РФ).
Таким образом, при заключении договора в общем случае гражданин должен указать свое имя (в смысле, используемом в п. 1 ст. 19 ГК РФ), то есть фамилию, имя и (при наличии) отчество (далее - ФИО).
Пункт 17 «Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 (далее - Постановление № 1006), устанавливает, что договор должен содержать:
«б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон
1енеджер №2
здравоохранения 2016
потребителя (законного представителя потребителя);
фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;».
Однако абзац 2 п. 1 ст. 19 ГК РФ предусматривает, что «в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя)». Многие полагают, что именно это положение позволяет воспользоваться псевдонимом при получении медицинской помощи на анонимной основе. Какие же случаи предусмотрены законом? К сожалению, в отношении оказания медицинской помощи законодательство прямо не предусматривает возможности использования псевдонима. Эти случаи касаются авторства и т.д.
Статья 1265. ГК РФ касается права авторства и права автора на имя. В соответствии с п. 1. данной статьи «Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения».
Как видим, законодательство различает понятия «псевдоним» (вымышленное имя) и «анонимность» (отсутствие указания имени). Действительно, слово «анонимность» происходит от греческого слова «апопутш» (без имени). «Псевдоним» же - ( греч. pseudonymos - лже-именный) - это вымышленное имя.
Исходя из содержания данной статьи ГК РФ, при заключении договора на оказание платных медицинских услуг на анонимной основе имя (ФИО) не указывается вообще. Неслучайно некоторые авторы утверждают, что в графах договора предоставления платных медицинских услуг, содержащих сведения о фамилии, имени и отчестве, адресе места
жительства и телефоне потребителя, должно быть зафиксировано: «анонимно». [4]
Однако не противоречит ли это статье 19 ГК РФ, где исключение из требования указания имени делается в отношении использования псевдонима, а не анонимности?
Следуя логике статьи 1265 ГК РФ, гражданин может приобретать права не только при использовании псевдонима, но и «без указания имени, то есть анонимно». Следовательно, анонимность в ряде случаев предполагает наличие прав. Если это установлено законодательством, как, например, в рассматриваемой статье 1265 ГК РФ. Или в других случаях, устанавливаемых законодательством. К таким случаям как раз и относится п. 2 части 5 статьи 84 Федерального закона № З23-Ф3.
Еще раз обратимся к абзацу 1 п 1. статьи 19 ГК РФ, которая устанавливает: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая». Ключевой для нас в данном случае является фраза «если иное не вытекает из закона». Федеральный закон № З23-Ф3 в п. 2 части 5 статьи 84 как раз и устанавливает иное, допуская возникновение прав и обязанностей при заключении договора на оказание платных медицинских услуг на анонимной основе. Возможность «иного» означает возможность «приобретения и осуществления прав и обязанностей» без указания имени (ФИО). А это, согласно статье 1265 ГК РФ, и есть анонимность.
Тем не менее, конечно же, мы видим, что законодательное регулирование вопросов возникновения прав и обязанностей, в т.ч. заключения договоров на анонимной основе и на основе псевдонима, недостаточно четкое и однозначное.
При этом, на наш взгляд, при оформлении договоров на оказание платных медицинских услуг на анонимной основе легитимным будет использование заказчиками медицинских
№2 Менеджер
201Б здравоохранения
услуг не псевдонима, а именно анонимности, то есть отсутствие ФИО вообще.
Поэтому мы солидарны с авторами, утверждающими: «Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что законом напрямую не установлены случаи и порядок использования гражданами вымышленного имени в целях получения медицинской помощи». [3]
А вот случаи анонимности законом (Федеральным законом № З23-Ф3) установлены. От этого и будем отталкиваться в дальнейшем.
Коснемся еще одного момента. Право медицинских организаций оказывать платные медицинские услуги на анонимной основе касается в первую очередь государственных (муниципальных) учреждений. Частные клиники (частные медицинские организации) имеют право оказывать платные услуги на анонимной основе только если они работают в системе обязательного медицинского страхования (хотя бы частично) или иным образом принимают участие в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - госгарантии). Дело в том, что часть 5 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ звучит так: «Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги: 1) ...;
2) при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;».
Итак, в соответствии с законодательством за плату платные медицинские услуги на анонимной основе могут оказывать:
- государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения, участвующие
в реализации программ госгарантий (существуют государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения, не участвующие в реализации программ госгарантий);
- государственные (муниципальные) медицинские организации иных организационно-правовых форм (например, акционерные общества, унитарные предприятия), участвующие в реализации программ госгарантий;
- частные медицинские организации, участвующие в реализации программ госгарантий (обычно - работающие в системе ОМС).
Парадокс, но исходя из указанной нормы закона частные медицинские организации, оказывающие исключительно платные медицинские услуги, предоставлять их на анонимной основе не имеют права. На наш взгляд, такая ситуация не является умышленным ограничением, установленным для частных медицинских клиник. Разработчики закона пытались максимально корректно отразить ситуации, в которых государственные (муниципальные) учреждения (в более широком подходе - медицинские организации, участвующие в реализации программ госгарантий) могут оказывать медицинские услуги за плату. То, что при этом подобное право не получили частные медицинские организации, не участвующие в реализации программ госгарантий, очевидно, не заметили. На наш взгляд, подобное ограничение для частных медицинских организаций не оправдано и должно быть отменено путем внесений изменений в Федеральный закон № 323-ФЗ.
ошибочные взгляды на оказание платных медицинских услуг на анонимной основе
Следует обратить внимание на бытующие ошибочные подходы, связанные с оказанием платных медицинских услуг на анонимной основе.
Так, некоторые авторы рассматривают медицинские услуги на анонимной основе как получение услуг без предъявления документа, удостоверяющего личность. [5]
Однако в статье 1265 ГК РФ указано, что гражданин может приобретать права «без указания имени, то есть анонимно». Ситуация, когда в договоре паспортные данные указываются, но не предъявляется документ, подтверждающий эти данное, и ситуация, когда в договоре вообще не указываются паспортные данные - это разные ситуации.
Другие авторы, ссылаясь на часть 5 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ утверждают: «Иными словами, при оказании платных услуг не обязательно указывать ФИО больного. При этом какие-либо случаи, когда законодательство обязывает медицинские организации указывать ФИО пациента по платным услугам, нам не известны». [2]
Во-первых, указывать ФИО обязывает статья 19 ГК РФ (наличие оговорок и исключений из этого требования нельзя рассматривать как полное отсутствие обязанности указывать ФИО). Во-вторых, часть 7 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ определяет: «Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации». Во исполнение этого положения издано Постановление № 1006, которое обязывает указывать ФИО пациента, определяя, что договор должен содержать:
«б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);
фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;».
Это требование не может быть проигнорировано - ФИО может не указываться только в случаях, когда закон или иной нормативный правовой акт Правительства прямо допускают это.
В ряде случаев точку зрения об отсутствии необходимости предоставлять паспортные данные пытаются подкрепить ссылкой на отсутствие такого требования в Гражданском кодексе применительно к существенным
условиям договора. В частности, встречается следующая позиция: «В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Что касается Сторон договора, то здесь достаточно указать данные, которые позволят впоследствии идентифицировать лицо, подписавшее договор (сторону договора). Таким образом, если подпись физического лица позволяет идентифицировать лицо, подписавшее договор в качестве стороны, отсутствие паспортных данных на действительность самого договора никак не повлияет. То есть, такой договор является действительным». [1]
Рассмотрим формулировки этой статьи ГК РФ: «1. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».
В отношении договоров на оказание платных медицинских услуг в качестве необходимых в Постановлении № 1006 как раз и приведено требование указывать некоторые паспортные данные. Поэтому при заключении договора на оказание платных медицинских услуг паспортные данные указывать необходимо (за исключением предусмотренных законом случаев).
Этим исключением как раз и является оказание медицинской помощи на анонимной основе. Но именно как исключение. Другое дело, что, действительно, подпись физического лица позволяет идентифицировать лицо, подписавшее договор в качестве стороны договора на анонимной основе. Если же договор
№2 Менеджер
201Б здравоохранения
заключается на иных основаниях (на иных условиях и т.д.), ФИО указывать необходимо.
Встречается и следующая точка зрения: «Оказание медицинских услуг анонимно в медицинских организациях, оказывающих бесплатную медицинскую помощь, возможно, но только на платной основе (п. 2 ч. 5 ст. 84 Закона от 21.11.2011 № З23-Ф3)». [4]
Подобная позиция не учитывает содержащегося в указанном самими авторами пункте исключения: «за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Например, медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции гражданам Российской Федерации должно осуществляться бесплатно даже на анонимной основе. Об этом более детально будет сказано ниже.
Риск признания договора на оказание платных медицинских услуг на анонимной основе недействительным
Выше уже отмечалась неоднозначность правовой базы, связанной с предоставлением платных медицинских услуг за плату на анонимной основе. В связи с этим существуют различные точки зрения по поводу того, насколько соответствующий договор вообще имеет право на существование.
Ряд юристов полагает, что отсутствие паспортных данных в договоре никакой угрозы не несет. Например, встречается такая точка зрения: «Отсутствие паспортных данных в договоре не является основанием для признания договора недействительным. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ (статьи 168-179) приведен перечень оснований, по которым сделка может быть признана недействительной по решению суда (оспоримые сделки), либо ничтожна (независимо от признания ее таковой судом): 1. Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам... ». [6]
Другие же авторы, основываясь на тех же самых нормах Гражданского кодекса, отстаи-
вают прямо противоположную точку зрения (дополнительно ссылаясь при этом на судебную практику): «Ввиду анонимности в медицинской документации и в договоре указываются вымышленные данные о личности пациента. По сути, это означает, что в силу ст. 168 ГК РФ такая сделка (договор возмездного оказания медицинских услуг) будет признана недействительной в случае возникновения конфликта по поводу качества медицинской помощи». [3]
Отметим, что на практике важна не столько обоснованность конкретной точки зрения, сколько позиция конкретного судьи. На наш взгляд, одной из основных причин, по которым суды в ряде случаев признают подобные договоры недействительными, является не вполне корректное оформление договоров. Например, в одном из описываемых случаев, когда договор был признан недействительным [3], причиной этого, на наш взгляд, стало то, что в нем анонимность подменялась отсутствием необходимости предъявлять паспорт, что, как уже было показано выше, - не одно и то же.
Законодательные ограничения по оказанию медицинской помощи на анонимной основе за плату
Часть 5 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает, что медицинские организации имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги «при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Что это за исключения? Приведем некоторые из них.
Так, не является основанием для оказания медицинской помощи пациенту за плату отсутствие при нем документов, удостоверяющих личность, в экстренных ситуациях. Подобные ситуации не подпадают под понятие анонимности.
Далее. Часть 7 статьи 7 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее - Федеральный закон о ВИЧ) устанавливает: «В медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно». Часть 2 данного закона определяет: «По желанию освидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным».
Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения (организации) обязаны проводить медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции для граждан Российской Федерации бесплатно даже на анонимной основе. Обращаем внимание - только для граждан Российской Федерации.
Но тогда возникает резонный вопрос: как государственные (муниципальные) организации должны определить, что на анонимное обследование претендует именно гражданин Российской Федерации?
Один из самых простых вариантов: попросить гражданина предъявить паспорт, прикрыв данные о ФИО. Тогда сотрудник медицинской организации, видя паспорт и фотографию пациента, будет иметь подтверждение того, что данный пациент является гражданином Российской Федерации. Правда, в таком варианте содержится коррупционный элемент: взятки, теневая оплата услуг иностранцами и т.д. - ведь никакого документального подтверждения гражданства обратившегося не остается (если только пациент не согласится оставить ксерокопию паспорта с прикрытыми персональными данными).
Есть еще один вариант решения этой проблемы. Часть 6 статьи 7 Федерального закона о ВИЧ устанавливает: «Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции». Поэтому можно, предъявив паспорт, обратиться за консультацией, по
итогам которой попросить выполнить лабораторное исследование на анонимной основе. Правда, анонимность при этом будет уже неполной.
Зададимся еще одним вопросом: могут ли государственные (муниципальные) медицинские организации оказывать гражданам Российской Федерации по их желанию медицинскую помощь в форме медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции за плату на анонимной основе?
Федеральный закон о ВИЧ предусматривает бесплатность, а Федеральный закон № 323-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи на анонимной помощи за плату. На наш взгляд, ответ на этот вопрос следующий. Граждане Российской Федерации имеют право не только на бесплатную помощь, но и на платные услуги. Часть 2 статьи 19 устанавливает: «Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования».
Статья 3 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает:
«2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, к нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона».
№2 Менеджер
201Б здравоохранения
То есть, Федеральный закон № 323-ФЗ выше по статусу. Поэтому право граждан Российской Федерации на бесплатное освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции в государственных (муниципальных) учреждениях не лишает их права на получение этих же услуг на платной основе.
выполнение требований
по информированию соответствующих органов
Предоставление медицинской помощи на анонимной основе создает ряд проблем, связанных с реализацией законодательных и иных требований об информировании в определенных случаях соответствующих органов.
Так, в соответствии с п. 9) части 1 статьи 79 Федерального закона № 323-ФЗ медицинские организации обязаны: «информировать органы внутренних дел в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий».
Этот порядок утвержден приказом Мин-здравсоцразвития России от 17.05.2012 № 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий» (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка медицинские организации передают сведения в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - органы МВД) по месту нахождения медицинской организации о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них следующих признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий:
1) огнестрельные ранения, в том числе полученные при неосторожном обращении с оружием и боеприпасами;
2) ранения и травмы, полученные при взрывах и иных происшествиях, разрешение заявлений и сообщений о которых отнесено к компетенции органов внутренних дел;
3) колотые, резаные, колото-резаные, рваные раны;
4) переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей;
5) гематомы внутренних органов;
6) ушибы, сотрясения головного мозга;
7) повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления;
8) механическая асфиксия;
9) поражения электрическим током;
10) состояния, вызванные воздействием токсичных, ядовитых и психотропных веществ;
11) признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию;
12) признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера;
13) истощение;
14) иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий.
В соответствии с п. 4 Порядка при выявлении у пациента признаков, указанных выше, и наличии достаточных оснований полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, медицинский работник медицинской организации передает информацию об этом в орган МВД телефонограммой с последующим направлением в течение одного рабочего дня письменного
извещения о поступлении (обращении) пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий (далее - Извещение), подписанного руководителем медицинской организации или одним из его заместителей и заверенного круглой печатью медицинской организации.
Согласно п. 5 Порядка Извещение должно содержать следующие сведения о пациенте:
1) фамилия, имя, отчество, возраст (при наличии таких сведений);
2) адрес регистрации по месту жительства либо по месту пребывания (при наличии таких сведений);
3) дата, время поступления (обращения) пациента;
4) характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента.
Обращаем внимание на то, что фамилия, имя, отчество, возраст, адрес регистрации по месту жительства либо по месту пребывания указываются только при наличии таких сведений. Поэтому можно вполне корректно (не нарушая требований Порядка) предоставить информацию в орган МВД о пациентах, находящихся на анонимном лечении, сообщив лишь дату, время поступления (обращения) пациента, характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента. В отношении остальной информации, предусмотренной п. 5 Порядка, медицинская организация сообщает, что данные отсутствуют в связи с обращением гражданина за медицинской помощью на анонимной основе, дополнительно сообщив номер истории болезни или амбулаторной карты.
Существуют и требования, касающиеся информирования органов Роспотребнадзо-ра о выявлении инфекционных заболеваний и т.д. Пункт 3. статьи 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
устанавливает: «Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации медицинскими организациями по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор».
Другими словами, медицинские организации обязаны предоставлять в территориальные органы Роспотребнадзора информацию о подобных случаях. В отношении персональных данных пациента, обратившегося за медицинской помощью на анонимной основе, информация может предоставляться в порядке, аналогичном тому, что предусмотрен при информировании органов МВД.
возможные негативные последствия оказания медицинской помощи на анонимной основе
Оказание медицинской помощи сопровождается рядом прав и гарантий граждан, например, на получение оплачиваемого больничного листа и т.д. Ряд прав граждан связан с оказанием медицинской помощи именно на платной основе (налоговый вычет) и т.д. Порядок предоставления социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов определен пп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации.
Целый ряд ограничений для обращающихся за наркологической медицинской помощью на анонимной основе установлен приказом Минздрава РФ от 23 августа 1999 г. № 327 «Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)», утвердившим «Положение об анонимном лечении в наркологических учреждениях и подразделениях» (далее - Положение). Положение, в частности, устанавливает:
«2. На обращающихся за анонимной медицинской помощью больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией заводится индивидуальная карта амбулаторного
№2 Менеджер
201Б здравоохранения
(стационарного) больного, в которой указываются названные больным фамилия, возраст и населенный пункт проживания без предъявления документа, удостоверяющего личность и место работы.
3. При назначении амбулаторного лечения необходимые для этого лекарственные средства выписываются на рецептурных бланках установленной формы на указанную больным фамилию.
При этом:
- запрещается выписывать лекарственные средства, включенные в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; в список 2 ядовитых веществ Списков сильнодействующих и ядовитых веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков;
- лекарственные средства, включенные в список 1 сильнодействующих веществ Списков сильнодействующих и ядовитых веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков, выписываются на рецептурном бланке формы 148-1у-88 в соответствии с установленными Минздравом России правилами выписывания рецептов на лекарственные средства в количестве не более чем на недельный курс лечения с обязательной записью в индивидуальной карте амбулаторного больного серии и номера рецептурного бланка, даты выписки и количества выписанного лекарственного средства и с указанием на рецептурном бланке номера индивидуальной карты амбулаторного больного.
Запрещается выписывать эфедрин, псевдоэфедрин, эрготамин, эргометрин.
4. Больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, получающим медицинскую помощь анонимно, не могут выдаваться по просьбам больных или их законных представителей документы, подтверждающие их лечение на анонимной основе».
Не указывая свои персональные данные (ФИО и т.д.), гражданин не может претендовать на реализацию этих прав и гарантий.
Далее. Оказание медицинской помощи на анонимной основе нередко приводит к возникновению сложных ситуаций по поводу урегулирования конфликтов, связанных с качеством медицинской помощи и т.д., а также изменением объемов оказанных медицинских услуг по сравнению с предусмотренным договором и т.д.
В первую очередь речь идет о том, что требования об устранении неблагоприятных последствий оказания медицинской помощи, о возмещении морального или материального вреда, о возврате средств за неоказанные услуги и т.д. ведет к необходимости не только отказа от анонимности, но и идентификации лица, заключившего договор на анонимной основе.
Вполне возможна ситуация, когда в соответствии с договором пациент, получавший помощь на анонимной основе и обратившийся в кассу учреждения по поводу возврата средств из-за неоказанной какой-то отдельный услуги (имея на руках подтверждающие документы от врача и т.д.), получит отказ из-за того, что пациент отказывается предъявить паспорт, ссылаясь на анонимность, или из-за того, что в договоре не указаны ФИО пациента, или указанные данные не соответствуют паспортным данным и т.д.
Одним из вариантов решения этой проблемы является обращение пациента в суд с требованием выплаты оспариваемой суммы.
Что может служить для суда подтверждением того, что договор на анонимной основе заключался именно с конкретным лицом, имеющим соответствующие данные ФИО и т.д.?
Подтверждением могут являться собственноручная подпись пациента под договором, совпадающая с подписью в паспорте, выписки из медицинской документации, чеки, свидетельские показания, следы медицинских вмешательств и т.д.
Другим вариантом является указание в договоре данных о представителе пациента, который уполномочивается на получение соответствующих сумм. Правда, при
этом возникает вопрос о необходимости наличия у представителя нотариально заверенной доверенности (необходимым условием получения которой является указание паспортных данных доверителя). На практике, при включении соответствующего пункта в договор доверенность не требуется. Пункт 1 статьи 185 ГК РФ устанавливает, что «Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами». При этом п. 4 данной статьи определяет, что правила ГК РФ о доверенности применяются также в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре.
Формулировки договора по поводу оказания медицинской помощи на анонимной основе
Итак, из всего вышесказанного вытекает, что «анонимность» и «псевдоним» - разные понятия. Поэтому с правовой точки зрения более корректным будет не использование псевдонима, а полное отсутствие указания какого-либо имени. Хотя с практической точки зрения сложнее будет решать вопросы с формой обращения к такому пациенту. Но может использоваться такой вариант обращения: «Пациент, проходящий лечение по договору № ...». Поэтому мы в целом солидарны с авторами, которые утверждают: «При этом в графах договора предоставления платных медицинских услуг, содержащих сведения о фамилии, имени и отчестве, адресе места жительства и телефоне потребителя, должно быть зафиксировано: «анонимно». В графе «Иные условия, определяемые по соглашению сторон», может быть указано следующее: «Договор заключен анонимно согласно ч. 5 ст. 84 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ» (пп. «б» п. 17 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006)». [4]
Ниже приведены некоторые примерные формулировки, которые могут использоваться при оформлении с пациентами договоров
на анонимной основе (приводятся только те, которые характеризуют специфику заключения договора на анонимной основе - общие требования по информированию пациента и т.д. - те же, что и при заключении договоров на платной основе по другим основаниям).
«Медицинская организация _
(название) в лице _ (должность,
ФИО), действующего на основании Устава (далее - Исполнитель) и гражданин, имеющий намерение получить медицинскую помощь на анонимной основе (далее - Заказчик), заключили настоящий договор по поводу оказания Заказчику платных медицинских услуг на условиях анонимности в соответствии с п. 2 части 5 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
«Идентификационным признаком Заказчика в процессе оказания медицинской помощи, заменяющим имя, является номер настоящего договора».
«Идентификационным признаком, подтверждающим права и обязанности Заказчика в случае возникновения потребности в отказе от анонимности, является собственноручная подпись заказчика».
«Заказчик проинформирован Исполнителем о том, что получение медицинской помощи на условиях анонимности содержит в себе риск признания договора недействительным и невозможности в силу этого защитить свои права, предусмотренные договором и действующим законодательством».
«Представителем Заказчика, уполномоченным от его имени решать все финансовые вопросы, представлять его интересы в суде и других организациях является гражданин
_ (ФИО), паспорт _,
зарегистрированный по адресу_».
Заключение
Неоднозначность нормативно-правовой базы, связанной с оказанием медицинской помощи за плату на анонимной основе,
№2 Менеджер
201Б здравоохранения
требует более четкого урегулирования этого вопроса. В первую очередь потому, что при признании подобных договоров недействительными в наибольшей степени страдают обычно интересы пациентов.
Высказанные в статье рекомендации не дают полных гарантий того, что не возникнет
никаких проблем вообще, что суд признает договор на оказание платных медицинских услуг на анонимной основе легитимным и т.д., но они позволяют во многих случаях избежать судебных исков, а также значительно снизить риски негативных последствий судебных разбирательств подобных ситуаций.
3.
4.
5.
6.
Денисова Ж. https://pravoved.ru/question/658711/ Козьминых Е. Персональные данные пациента при оказании платной медицинской помощи http://territoriaprava.ru/topics/30609 Майер Е.О. Оказание медицинской помощи на анонимной основе. // Правовые вопросы в здравоохранении. - 2013. -№ 06.
Возможно ли оказание медицинских услуг анонимно? // Электронный журнал «Азбука права», 27.01.2016 http://azbuka. consultant.ru/cons_doc_PBI_213315/ http://www.cironline.ru/law/rules/rules_of_visiting.php http://www.yurist-online.net/question/10480
UDC 614.2
F.N. Kadyrov. The challenges, related to provision of paid medical services on anonymous basis (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow) Abstract. Current legislation has quite clearly settled the questions regarding the provision of the medical aid on a paid basis. Medical organisations, participating in the realization of the programmes of state guarantees for delivering free medical aid and territorial programmes of state guarantees for providing free medical aid to the population have a right to provide patients with paid medical services anonymously exempt for the cases set forth by Russian legislation. However, the provision of medical aid on a paid basis requires conclusion of contracts. There is no special legislation or other normative regulation for contract conclusion on anonymous basis. Nevertheless, an analysis of the normative basis, related to the anonymous provision of medical aid allows finding solutions to the most frequently occurred problems.
Keywords: paid medical services, legal framework for medical aid provision, anonymity, patient's personal data, health care state (municipal) institutions.
енеджер №2
здравоохранения 2016