Научная статья на тему 'Конституционное право граждан на медицинскую помощь и роль органов местного самоуправления в его обеспечении'

Конституционное право граждан на медицинскую помощь и роль органов местного самоуправления в его обеспечении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
692
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ / ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРО-ВЬЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО С АМО УПР АВ Л ЕНИЯ / МУНИ ЦИ ПАЛ Ь НОЕ УЧРЕЖ Д ЕНИ Е ЗДР АВ О -О ХР АНЕНИ Я / МУНИЦИ ПАЛЬ НАЯ С И С ТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / RIGHT ON MEDICAL HELP / RIGHT ON GUARD OF HEALTH / ORGANS OF THE LOCAL HOME RULE / MUNICIPAL INSTITUTION OF THE PUBLIC HEALTH / MUNICIPAL SYSTEM OF THE PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дикинова Зарема Асланбиевна

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана же здоровья населения состоит из целой совокупности различных мер. К ним относятся меры политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, которые направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. В этой связи важнейшая роль в обеспечении конституционного права граждан на медицинскую помощь отводится органам местного самоуправления, то есть муниципальной системе здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционное право граждан на медицинскую помощь и роль органов местного самоуправления в его обеспечении»

Дикинова Зарема Асланбиевна

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Краснодарского университета МВД России (тел.: 89034510501)

Конституционное право граждан на медицинскую помощь и роль органов местного самоуправления в его обеспечении

Аннотация

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана же здоровья населения состоит из целой совокупности различных мер. К ним относятся меры политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, которые направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. В этой связи важнейшая роль в обеспечении конституционного права граждан на медицинскую помощь отводится органам местного самоуправления, то есть муниципальной системе здравоохранения

Annotation

According to Constitutions of the Russian Federation each has a right on guard of health and medical help. The Guard health of the population consists of whole collection of the different measures. To he pertain the measures political, economic, legal, social, cultural, scientific, medical, sanitary-epidemic nature, which are directed on conservation and fortification physical and psychic health of each person, maintenance its active long to lifes, granting to him medical help in the event of loss of health. In this connection the most most important role in ensuring the constitutional right of the people on medical help is conducted organ of the local home rule that is to say municipal system of the public health.

Ключевые слова: право на медицинскую помощь, право на охрану здоро-вья, органы местного самоуправления, муниципальное учреждение здраво-охранения, муниципальная система здравоохранения.

Key words: right on medical help, right on guard of health, organs of the local home rule, municipal institution of the public health, municipal system of the public health.

соответствии со ст. 41 Конституции РФ "каждый

В имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений"[1]. При этом Основной закон нашей страны в той же статье определяет, что медицинская помощь может оказываться в разных экономических формах: "В Российской Федерации финансируются феде-ральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения". Охрана здоровья населения включает в себя совокупность мер политического, эко-

номического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Одним из приоритетных на-правлений охраны здоровья населения является формирование навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.

Указанная конституционная норма конкретизирована в ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г., с последующими изменениями и дополнениями), согласно которой граждане имеют

50

право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и му-ниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. С 1 января 2006 г. начал реализо-вываться приоритетный национальный проект "Здоровье". Обеспечение его реализации - одна из важнейших задач всех структур власти, в том числе органов местного самоуправления. Дело в том, что в целом состояние здравоохранения в России продолжает оставаться достаточно сложным и это во многом определяется многочисленными нарушениями законодательства об охране здоровья граждан, которые совершают должностные лица органов власти, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения [2].

В этой связи важнейшая роль в обеспечении конституционного права граждан на медицинскую помощь отводится органам местного самоуправле-ния. К муниципальной системе здравоохранения, в соответствии со ст. 13 Основ, могут относиться органы местного

самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. На муниципальном уровне обеспечение охраны здоровья населения осуществляется муниципальными органами управления здравоохранением, которые несут ответственность в пределах своей компетенции, а именно: они несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение дос-тупности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль качества оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лиц, занимающихся частной медицинской практикой. Особенностью муниципального здравоохранения сегодня стало появление в его системе множества новых видов учреждений или структур: дневные стационары, микрополиклиники, дома сестринского ухода, хосписы, подразделения врачей общей практики и др. Одним из ведущих направлений реформирования муниципального здравоохранения явилось смещение акцента со стационарной на менее затратную амбулаторнополиклиническую помощь. Перестройка му-ни-

ципального здравоохранения связана с необходимостью упорядочения (но не ликвидации) ведомственной медицины; правового регулирования статуса медучреждений (сейчас создается много структур с нечетко определенным статусом); решения проблемы обеспечения населения специализированными видами медицинской помощи [3].

Следует заметить, что органы местного самоуправления обязаны предоставлять не весь объем медицинской помощи, а только тот, который указан в законе. Так, согласно ст. 15 и 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного само-управления муниципальных районов и городских округов должны осуществлять вопросы местного значения следующего содержания: организация ока-зания на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федерально-му органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторнополиклинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарноавиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

В этой связи оказание специализированной медпомощи, конечно, затруднено. Однако не нужно забывать, что в России в качестве гарантии права на свободное развитие в сфере охраны здоровья предусмотрен такой конституционный институт, как частная система здравоохранения, формирование которой сдерживается за счет коммерциализации государственных лечебных учреждений, прежде всего специализированных и высокотехнологичных центров. К частной системе здравоохранения относятся лечебнопрофилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами [4].

Пока же как бесплатная, так и цивилизованная платная медицина развивается слабо. В

51

результате отечественная система здравоохранения столкнулась с целым рядом следующих проблем: снизились качество и доступность медицинской помощи населению; недостаточное финансирование здраво-охранения совмещается с низкой эффективностью использования ресурсов и несбалансированностью структуры медицинской помощи; Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи во многом носит декларативный характер, так как не обеспечена в полном объеме финансовыми средствами; до сих пор не решена проблема равнодоступности медицинской помощи для жителей различных территорий страны, а также сельского и городского населения и др. Например, во многих сельских муниципальных районах ощущается нехватка врачей. Местные власти вынуждены изыскивать возможность предоставления жилья для тех, кто согласится приехать и жить в районе (без этого при мизерной зарплате врачей "не заманишь"). Но приобретение для врача квартиры или дома -это очень затратное дело. Совершенно очевидно, что госу-дарство должна направлять на муниципальное здравоохранение гораздо больше средств, чем сейчас. В противном случае кон-

ституционное право на медицинскую помощь органы местного самоуправления не смогут обеспечить в полной мере.

1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

2.Шерегова Ф. Защита прав граждан на медицинскую помощь // Закон-ность. 2009. № 2. С. 33

3.Ерохина Т. В. Государственное управление здравоохранением в Рос-сийской Федерации // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008

4.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.