ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Дополнено определение понятия «транзитивная экономика», сформулировано определение понятия «государственная система поддержки и развития малого предпринимательства» и определена ее структура. Проведено сравнение институциональной инфраструктуры государственной системы поддержки и развития малого предпринимательства в России с аналогичными системами в странах с рыночной экономикой.
Экономика переходного периода как научная дисциплина (предметом которой являются проблемы экономической трансформации, а объектом — экономика страны или стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социальноэкономической системы к качественно иному состоянию) возникла в начале ХХ столетия, однако прежде ее проблемы нашли отражение в марксистской литературе, поскольку именно здесь, в теории общественно-экономических формаций, был впервые поставлен вопрос о возможности и неизбежности смены одного экономического строя другим.
На наш взгляд, транзитивная экономика — это экономика страны (экономическая система) в условиях перехода от одного состояния к другому, качественно новому (от плановой к рыночной в Российской Федерации), сопровождающаяся определенными промежуточными реформами в социально-экономической, организационно-экономической и институционально-экономической сферах, а также изменениями в отношениях различных субъектов хозяйственной деятельности во всех сферах воспроизводственного цикла, то есть распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг.
Судить о границах транзитивной (переходной) экономики можно лишь теоретически. Некоторые экономисты уже сейчас выдвигают тезис о том, что в российской экономике переход к рынку завершен [5. С. 3]. Другие утверждают, что экономика перестает быть переходной, когда превышается дореформенный объем производства (ВВП) [2. С. 4].
Современный этап экономического развития можно определить как период оживления производства. Окончанием же переходного периода, вероятно, можно считать этап, на котором происходит завершение постсоциалистических реформ с формированием современной постиндустриальной рыночной структуры экономики и достижение устойчивых темпов экономического роста на протяжении 10-15 лет. Таким образом, цель переходного периода не ограничивается созданием рыночных условий хозяйствования. Мы считаем, что рыночный механизм — это лишь форма, содержанием же должна стать постиндустриальная экономика. Сегодня в Российской Федерации необходимо осуществить переход к социально-рыночной, постиндустриальной системе. Окончание этого перехода и получение соответствующих результатов экономического развития в России можно ожидать не ранее, чем в конце первого — начале второго десятилетия XXI в.
Одним из направлений в данном процессе (перехода к постиндустриальной, социально-рыночной системе) является развитие малого предпринимательства. В странах с развитой рыночной экономикой субъекты малого предпринимательства являются важным источником формирования ВВП страны. В условиях транзитивной экономики развитие малого предпринимательства — это наименее затратный для государства способ создания новых рабочих мест, стимулирующий насыщение рынка различными товарами и услугами, это стабильная база налоговых поступлений в консолидированные бюджеты.
На наш взгляд, малое предпринимательство — это особая форма осуществления экономической активности от имени предприятия (фирмы), численность работников на котором не превышает 50 чел. за отчетный период, или индивидуального предпринимателя, особенность формы которого заключается в том, что осуществление такой деятельности предполагает не только инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли, но и мобильность существования и развития в любой экономической системе.
Под основными показателями мобильности в переходной экономической системе мы понимаем:
С эластичность производства к изменениям спроса и предложения на рынке товаров (или услуг);
С быструю адаптацию к изменениям ресурсной базы;
С гибкую ориентацию производственной системы;
С малозатратную (в материальном отношении) реакцию на изменения, возникающие вследствие трансформации экономической системы.
Поддержка субъектов малого предпринимательства, которая осуществляется в рамках системы, является одним из способов социально-экономического развития государства.
Система (от греч.— целое, составленное из частей, соединение) — множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство [4. С. 458].
По нашему мнению, система государственной поддержки и развития малого предпринимательства — это совокупность государственных институтов поддержки и их функций в области нормативно-правового обеспечения деятельности малого бизнеса, институциональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, финансово-кредитного стимулирования развития малого бизнеса, реализация которых должна обеспечивать определенный эффект для позитивного функционирования малого бизнеса, улучшения социально-экономической обстановки в стране, регионе, муниципальном образовании (рис. 1).
Одной из основных целей государственной системы поддержки малого предпринимательства является обеспечение стабильного экономического развития. К содержанию понятия «развитие» можно подходить по-разному. В самом элементарном представлении экономическое развитие подразумевает способность хозяйственных систем поддерживать высокие темпы роста, обеспечивая необходимые изменения в хозяйственной сфере, поэтому долгое время оно отождествлялось только с экономическим ростом, то есть с наращиванием объемов производства. К 70-м гг. ХХ в., в связи с началом становления постиндустриальной хозяйственной системы, понятие «экономическое развитие» выходит за рамки применяемого
до сих пор термина «экономический рост» и рассматривается уже как многомерный процесс, который включает коренные изменения в экономической, технической, социальной и политической сферах. Таким образом, в основе экономического развития лежит экономический рост, образуя как бы его фундамент. Так как экономический рост является преимущественно количественной характеристикой, а экономическое развитие — преимущественно качественной, то можно утверждать, что здесь действует диалектический закон перехода количества в качество. Сегодня стремительное наращивание темпов экономического роста не может служить залогом повышения благосостояния людей, а экономический рост не самоцель, а лишь средство развития.
Государственная система поддержки и развития субъектов малого предпринимательства
н 1 аправления деятельности 1 >
Институциональная инфраструктура Нормативно-правовое обеспечение Финансово-кредитное стимулирование
основные цели системы —.---------1----------.—
Полная
занятость
Стимулирование
предпринимательской
активности
Социально-экономикоправовая защищенность населения
Увеличение доходности консолидированных бюджетов
Рис. 1. Структура государственной системы поддержки и развития малого предпринимательства
Государство имеет решающую роль в процессе развития и формирования институциональной инфраструктуры государственной системы поддержки малого предпринимательства, поскольку:
С во-первых, берет на себя образовательные функции, то есть функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров;
С во-вторых, поддерживает в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей;
С в-третьих, берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, то есть всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые
могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов.
При взаимодействии государства и малого предпринимательства складываются отношения, связанные с поддержкой бизнеса, такие как:
С социально-экономические;
С организационно-экономические;
С институционально-экономические (табл 1).
Таблица 1
Классификация отношений
Вид отношений Признак
Социально -эконо -мические 1. Обеспечение занятости населения. 2. Социальная защита населения. 3. Социальное партнерство и взаимодействие. 4. Социально-финансовое (материальное) взаимодействие
Организационно- экономические 1. Организационно-правовые формы малого предпринимательства. 2. Законность деятельности малого предпринимательства. 3. Ответственность малого предпринимательства
Институ ционально-экономические 1. Инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства. 2. Внешнеэкономическая поддержка малого предпринимательства
В общем понимании, институциональная инфраструктура — комплекс отраслей и сфер деятельности, осуществляющих регулирование экономики и поддерживающих близкие к оптимальным пропорции развития национального хозяйства. В нее входят государственный аппарат экономического регулирования, кредитно-финансовая сфера, учреждения, обеспечивающие управление народным хозяйством региона, страны. Она формируется из организаций, регулирующих и направляющих экономику, финансово-кредитную систему.
Отличительные особенности институциональной инфраструктуры состоят в том, что она не выступает как самостоятельная сфера. Она обслуживает другие отрасли в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она является институциональной инфраструктурой разных уровней: общества, региона, отрасли, производства [1. С. 655].
На сегодняшний момент уже сложилась функциональная структура органов, регулирующих развитие малого предпринимательства (рис. 2). Нынешняя инфраструктура поддержки малого бизнеса в России включает специализированные структуры различных направлений: информационного, обучающего, научно-технического, технологического, финансового, имущественного, оказания спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации и прочее.
Формирование государственными структурами развитой инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства на уровне регионов — субъектов Российской Федерации является важнейшим условием и фактором поступательного развития малого предпринимательства.
Рис. 2. Функциональная структура органов, регулирующих развитие малого предпринимательства
Вообще в инфраструктурной системе поддержки малого предпринимательства наиболее емким и развитым является региональный уровень, в который входит большинство объектов всей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, но распределение объектов институциональной инфраструктуры малого предпринимательства в регионах очень неравномерно. Есть регионы, где подобные объекты вовсе отсутствуют или существуют только на бумаге, в то время как в других наблюдается некая «перенасыщенность» ими. В тех случаях, когда выявляется «недостаточный» уровень развития региональной инфраструктуры в сфере поддержки малого предпринимательства, вся ответственность за результативность и дальнейшее ее развитие ложится на региональные органы власти, поскольку государственные структуры выполняют лишь следующие функции:
С обеспечение нормативно-правовой деятельности (или законности);
С обеспечение финансово-экономической поддержки;
С контроль за формированием инфраструктуры и за исполнением рекомендаций.
Таким образом, в создании региональной инфраструктуры системы поддержки и развития малого предпринимательства заинтересованы не только субъекты малого предпринимательства, но и органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственный аппарат в целом (табл. 2).
Таблица 2
Основные структурные элементы поддержки малого предпринимательства
(СПМП)*
Структурный элемент Кол-во СПМП Кол-во СПМП на 10 тыс. МП Кол-во СПМП на 10 тыс. индивидуальных предпринимателей Кол-во СПМП на 10 тыс. МП и индивидуальных предпринимателей
В среднем по России 1288 147 31 25
Исполнительные органы власти РФ 260 30 6 5
Финансовые структуры 197 23 5 4
Бизнес-инкуби- рование 70 7 2 1
Технопарки 24 2 0,5 0,5
Общественные структуры 360 41 9 7
Территориальная торговопромышленная палата 101 11 3 2
Обучающие структуры 138 16 3 3
Другие объекты инфраструктуры 70 - - -
* Рассчитано по данным Министерства экономического развития и торговли РФ [3].
Таким образом, если сравнить российскую инфраструктуру государственной системы поддержки и развития малого предпринимательства со странами с рыночной экономикой, то следует сделать вывод о том, что она находится в стадии развития (табл. 3).
Таблица 3
Инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства*
Страна Показатель США Германия Франция Велико- британия Россия
Оказание кредитнофинансовых услуг Действует разветвленная сеть банков, фондов, инвестиционных и страховых компаний
Бизнес-инкубаторы и технопарки Около
300 180 200 450 94
Страна Показатель США Германия Франция Велико- британия Россия
Информационно- консультативные центры Около
2500 400 650 500 350
Общественная поддержка Лоббирование интересов малого предпринимательства различными общественными, предпринимательскими и профессиональными объединениями
* Рассчитано по данным Министерства экономического развития и торговли РФ [3].
Учитывая современную специфику малого предпринимательства в жизни каждого региона страны, можно сделать вывод о том, что необходимо развивать институциональную инфраструктуру государственной системы поддержки малого предпринимательства. Именно посредством институциональной инфраструктуры поддержки предпринимательства, через активное взаимодействие всех ее элементов осуществляется обратная связь между бизнесом и властью, что позволяет повышать действенность регулирования развития малого предпринимательства, ориентировать малый бизнес на участие в приоритетных направлениях социальноэкономического развития страны и региона.
Список литературы
1. Государственное регулирование рыночной экономики : учеб. М. : Рос. акад. наук, 2005. 873 с.
2. Нестеренко, А. Переходный период закончился. Что дальше? / А. Нестеренко // Вопр. экономики. 2000. № 6. С. 4-8.
3. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ. Портал малого предпринимательства [Электронный ресурс] : http://smu.econ.msu.ru
4. Решен, Н. А. Словарь иностранных слов. М., 1986. 678 с.
5. May, B. Политэкономические проблемы проведения реформ в посткоммунис-тической России / В. Мау // Общество и экономика. 2000. № 7. С. 3-6.