Научная статья на тему 'О государственной политике развития малого предпринимательства в регионе (Республика Башкортостан)'

О государственной политике развития малого предпринимательства в регионе (Республика Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кохановская И. И.

В статье рассматриваются проблемы совершенствования механизмов государственной поддержки малых предприятий. Освещаются формы, методы и рычаги правового, финансового, организационного характера, использование которых улучшит внешнюю среду функционирования малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT STATE POLICY OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REGION (THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

The problems of perfection of small enterprises state support mechanisms are regarded in this article. Forms, methods and instruments of legal, financial and organizational character using of which improves environment of small enterprises functioning are considered in this work.

Текст научной работы на тему «О государственной политике развития малого предпринимательства в регионе (Республика Башкортостан)»

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ (РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН)

В статье рассматриваются проблемы совершенствования механизмов государственной поддержки малых предприятий. Освещаются формы, методы и рычаги правового, финансового, организационного характера, использование которых улучшит внешнюю среду функционирования малых предприятий.

Современную экономическую систему России экономисты определяют как «переходная», «раздаточная», «транзитарная», «мутантная», «транзитивная», «виртуальная» [2]. Эти определения в действительности раскрывают сущность явлений, происходящих в России.

Категория «переходная экономика» определяет статичное состояние экономики, формулирует неравновесное состояние системы, ее изъяны, причины возникновения количественно-качественных изменений.

Транзитарная экономика вбирает в себя вышеуказанное и в то же время предполагает направленное развитие современной экономической системы, этапы становления новой системы. Вне сомнения, что во многом ход развития общественного прогресса в данной интерпретации носит характер гипотезы.

Современная страна - это прежде всего страна постиндустриального строя. В постиндустриальном обществе господствуют не собственники, а бюрократия. Но это не тотальная власть бюрократии эпохи государственного социализма. Господство бюрократии в этом обществе существенно ограничено [3].

Через 20 лет активных реформ во всех сферах своей жизнедеятельности Россия вновь стоит на пороге нового этапа, но уже качественно отличного от прошлых лет. В ходе предыдущего этапа реформы были реализованы крупномасштабные цели обновления российского общества: путем приватизации и разгосударствления была уничтожена монополия государственной собственности; в стране сложился хотя и относительно деформированный, но многослойный рынок; в идеологии был разрушен кумир коммунистического мировоззрения, в обществе возникла относительно демократическая, многопартийная система; несмотря на

целый ряд ошибок, в мировоззрение российских граждан был внедрен и укрепился принцип «зарабатывания» своих доходов.

Важнейшим социальным институтом формирования новой экономической системы является малое предпринимательство. Малое предпринимательство имеет ряд объективных преимуществ, которыми в полной мере следует воспользоваться и наиболее эффективно реализовать на современном этапе экономического развития России. К числу основных таких преимуществ можно отнести следующие.

Субъекты малого предпринимательства заполняют рыночные ниши, свободные от конкуренции с крупными предприятиями, для которых эти ниши по объективным причинам не могут быть прибыльными. Тем самым малое предпринимательство содействует поддержанию на должном уровне конкуренции [1].

Малый бизнес - это наиболее динамичная форма развития предпринимательства, обладающая по сравнению с крупными предприятиями более высокой гибкостью рыночной переориентации, смены ассортимента выпускаемой продукции с учетом тенденции индивидуализации потребностей покупателей, что позволяет выделить ее в качестве важнейшего элемента рыночной структуры. Малое предпринимательство не связано напрямую с тем или иным типом собственности и формой ведения хозяйства. Оно в состоянии приспособиться и подключиться к любой из этих форм, т. е. может существовать в государственной форме, в форме кооперативного предприятия, семейного хозяйства, индивидуального в прямом смысле производства, в виде смешанного общества и т. д.

Малое предпринимательство не нуждается в больших объемах капитальных вло-

жений и больших сроках окупаемости, что, безусловно, выгодно и государству, и обществу в целом.

Субъекты малого бизнеса не требуют больших затрат на создание инфраструктурных подразделений, т. е. складских помещений, специальных коммуникаций и т. п. Небольшие объемы производства позволяют мобильно осуществлять как материальнотехническое снабжение, так и сбыт произведенной продукции.

По сравнению с крупными государственными предприятиями в малом предпринимательстве, особенно частном, резко снижается коррумпированность управленческого персонала, политическая амбициозность высшего руководства и его нелояльность к проводимым в стране реформам, быстро наращивается культура менеджмента, утверждаются современные прогрессивные взгляды на производство и управление.

Важной чертой малого предпринимательства является и гибкая перестройка производства, способность быстро реагировать на изменение потребительского спроса, восприимчивость к нововведениям.

В потребительской сфере малый бизнес быстрее настраивается на удовлетворение местных потребностей небольших масштабов (высокомеханизированные кирпичные заводы, молокозаводы, пекарни, мельницы, предприятия коммунального, бытового, торгового обслуживания и др.).

Малый бизнес выступает серьезным противовесом процессу монополизации экономики, содействует оптимизации структуры экономики, выработке гибкой стратегии и тактики хозяйствования, оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты деятельности.

Малое предпринимательство во многом содействует росту занятости трудоспособного населения и способствует более эффективному использованию трудовых ресурсов.

Малое предпринимательство рассматривается и как сфера формирования среднего класса - прочного фундамента, обеспечивающего стабильность общества.

Развитие малого предпринимательства в современной России приобретает особенно большое значение на фоне кризисных явлений в российской экономике, которые затормозили процесс ее реформирования и становления рыночных отношений. Однако уровень и темпы развития малого предпринимательства, его вклад в экономику не соответствуют ни потенциалу этого сектора, ни потребностям и задачам народного хозяйства [8].

В связи с этим первостепенную роль приобретает эффективность системы поддержки малого предпринимательства (СПМП). Страны с развитой рыночной экономикой накопили немалый опыт функционирования такой системы, однако прямое его перенесение на российскую почву невозможно. Система поддержки малого предпринимательства в России делает первые шаги. Уже созданы и с разной степенью результативности действуют отдельные ее институты - законы и другие нормативные акты, специализированные государственные и негосударственные органы, принимаются государственные программы поддержки малого предпринимательства. Определенные достижения в этой области имеются в целом ряде регионов России, в том числе и в Республике Башкортостан. Вместе с тем процесс создания эффективной, целостной системы поддержки малого предпринимательства еще далеко не завершен. Преодоление недостатков и переход к последовательной государственной поддержке малого предпринимательства являются актуальной задачей экономической политики.

Государственная политика поддержки малых предприятий многообразна по формам и содержанию, поэтому очень важно на основе научного обобщения зарубежного опыта государственной поддержки малых предприятий, учета специфики экономики России выработать и использовать механизмы государственной поддержки малых предприятий, обеспечивающие предпосылки для быстрого и устойчивого их роста.

Под механизмами государственной поддержки малых предприятий понимаются формы, методы и рычаги правового, финансового, организационного характера, использованием которых государство улучша-

ет внешнюю среду функционирования малых предприятий.

Основным условием эффективного функционирования малых предприятий является благоприятная правовая среда, позволяющая субъектам малой экономики проявить свои преимущества в условиях перехода к рыночной экономике и обеспечивающая им правовые гарантии осуществления хозяйственной деятельности. Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малых предприятий, начиная с процесса регистрации субъектов малых предприятий, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их деятельности. Законодательными и нормативными актами формируется система финансовых и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку малым предприятиям, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся ограничения и устанавливаются обязательства перед государством, поставщиками и потребителями.

К механизмам осуществления финансовой поддержки малых предприятий относятся реализация государственных целевых кредитных программ, гарантирование займов, представление льготных субсидий, льготная система налогообложения, система ускоренной амортизации основных фондов, участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Несмотря на наибольшую эффективность этого механизма государственной поддержки малых предприятий в целом, отдельные его формы (например, компенсация недополученной прибыли банками и страховыми компаниями, стимулирование регионов за высокий уровень развития малого бизнеса) еще слабо используется в российской практике. Недостаточно гибко и дифференцированно разрабатываются и используются налоговые преференции, размещение государственных заказов и т. д.

Организационный механизм поддержки малых предприятий охватывает формы, связанные с регламентированием деятельности малых предприятий, а также различных

структур, предоставляющих им услуги организационного характера. Выделение такого механизма государственной поддержки малых предприятий позволяет проанализировать эффективность деятельности инфраструктурных звеньев системы малого бизнеса, включая и организации негосударственного сектора, а также комплексно решать проблемы развития малых предприятий, обеспечивая взаимодействие государственных и негосударственных органов. Пока именно этот механизм представляет слабое звено системы государственной поддержки малых предприятий, зачастую снижающее действенность других механизмов государственного влияния на их развитие.

Можно предложить следующую классификацию форм государственной поддержки малых предприятий. Одно из традиционных оснований классификации - характер воздействия государства на деятельность малых предприятий, в зависимости от которого выделяют два вида формы воздействия - прямые и косвенные. Так, прямые и косвенные формы разграничиваются по критерию различения адресного направления финансовых и иных ресурсов и других форм индивидуализированного воздействия на субъекты малых предприятий, с одной стороны, и создания общей для этих субъектов внешней хозяйственной среды, с другой. К прямым формам поддержки малых предприятий, которые госорганы применяют непосредственно, можно отнести непосредственное налоговое льготирование малых предприятий, выделение бюджетных средств для льготного финансирования перспективных инвестиционных проектов и т. д. Соответственно косвенные формы поддержки малых предприятий осуществляются государством опосредованно - через стимулирование крупных предприятий, банков, страховых компаний, а также посредством задействования элементов инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающих общие условия его развития. К косвенному виду могут относиться и такие формы поддержки, как выделение субвенций и дотаций регионам и муниципальным образованиям в качестве поощрения за высокий уровень развития малого бизнеса. Полага-

ем, что эта классификация может быть использована при выборе инструментария для решения задач общегосударственной и региональных программ поддержки малых предприятий.

Совершенствование механизмов государственной поддержки малых предприятий представляет собой процесс создания новых и выправления используемых правовых, финансовых и организационных условий для роста деловой активности, раскрытия потенциала малого бизнеса в полном объеме и коррекции объективно присущих ему недостатков.

По данным Госкомстата России, малый бизнес создает 10-12% ВВП России. Сегодня малый бизнес решает такие важные проблемы российской экономики, как расширение производства потребительских товаров и услуг, без существенных капитальных вложений, на основе использования местных источников сырья; создание условий для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях (то есть помогает решить проблему занятости); ускорение научно-технического прогресса и многие другие.

Концепция государственной политики в отношении малого бизнеса отражает реалии российской действительности, носит отчасти внутренне противоречивый характер. Направление политики в сложившихся условиях определяется главным образом внешними факторами. Однако, как известно, существуют устойчивые «технологические» принципы формирования и проведения государственной политики в отдельных отраслях, секторах народного хозяйства. С этой точки зрения важнейшими принципами организации государственной политики в отношении малого бизнеса являются: программноцелевой подход; координация федерального, регионального и местного уровней реализации политики; субсидиарность.

Неотъемлемым принципом государственной политики в отношении малого бизнеса является адекватность целей и задач реальным ограничениям, к которым относятся общее состояние экономики, проводимая государством экономическая политика,

положение с бюджетом, характер федеративных отношений и т. д. Серьезным ограничением выступает состояние институциональной инфраструктуры, которая должна обеспечивать проведение государственной политики в отношении малого бизнеса, в том числе и «человеческий фактор». Наконец, к важным принципам данной политики следует отнести и наличие обратной связи, включающей наблюдение, оценку происходящих в малом бизнесе процессов и необходимую коррекцию методов и средств реализации сформулированных целей и задач.

Процесс согласования государственной политики поддержки малого бизнеса на федеральном, региональном и местном уровнях предполагает перенесение на региональный уровень основной части компетенций и конкретных мер по поддержке предпринимательства, подчиняющихся тем же, что и на федеральном уровне, общим целям и задачам. Только учет сложившихся в каждом регионе условий производства, потребностей населения, наличных ресурсов позволяет разработать и реализовать адекватные подходы к решению этих задач. С другой стороны, приближение центра принятия решений к их объектам, т. е. к предпринимательской и социальной среде, обеспечивает возможность налаживания эффективной обратной связи, корректирующей процесс формирования рыночного пространства.

На региональном уровне необходимо предпринимать основные меры по формированию инфраструктуры, предназначенной для содействия росту малого бизнеса, - региональных фондов поддержки, гарантийных фондов, лизинговых компаний, консультационно-информационных центров, бизнес-школ и т. д. Целью деятельности этих институтов и структур должно быть создание максимально льготных условий для возникновения в регионе многопрофильной «малой экономики». На низовом уровне -городских районов, поселков - эта работа должна стимулировать появление малых предприятий в таких видах деятельности, как бытовое обслуживание, коммунальные услуги, благоустройство территории, ремонтностроительные работы, торговля и общепит,

социально-культурная сфера. Региональная администрация призвана поддерживать в регионе благоприятный инвестиционный климат и аккумулировать финансовые ресурсы, необходимые для решения хозяйственных задач территории.

Перенесение на региональный уровень основного объема работ в области политики поддержки и развития малого бизнеса требует достаточно прочной финансовой базы. Она может быть обеспечена при значительной финансовой и налоговой автономии регионов, включая возможность использования различных схем региональных и местных займов.

Общей задачей федерального и регионального уровней управления развитием малого бизнеса является разработка механизма, направляющего кредитные ресурсы, предназначенные для поддержки местного предпринимательства, на регионализацию соответствующих региональных программ. Что предполагает, с одной стороны, активное участие регионов в решении задачи создания системы бюджетного федерализма, в рамках которой осуществляется законодательное разделение ответственности трех уровней власти за решение экономических и социальных проблем, и разграничение на этой основе расходов и доходов соответствующих бюджетов. С другой стороны, формирование автономной финансовой базы требует от региональной администрации эффективного использования на цели содействия предпринимательству уже имеющихся финансовых ресурсов (бюджетных ассигнований по линии федеральной программы и фонда поддержки, государственных гарантий иностранным кредитным организациям, выдающим ссуды малым предприятиям, средств государственного фонда занятости и др.), а также привлечения их из других внешних источников.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация в Республике Башкортостан требует четкого определения приоритетов, маневра ресурсами, сосредоточения сил и средств на важнейших направлениях, осуществления неотложных антикризисных мер. Анализ динамики развития предпринимательства в Рес-

публике Башкортостан показывает, что ежегодно количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличивается на 20%. На сегодня вклад малых предприятий в экономику республики составляет 8,8%. Более 35 миллиардов рублей составил объем продукции, произведенной в 2004 году малыми предприятиями республики, что на 34% больше, чем по итогам 2003 года. При этом оборот розничной торговли приблизился к 7 миллиардам рублей. Среди предпринимателей без образования юридического лица более 80% занимаются торговлей и общественным питанием, так как в этой отрасли не требуется крупных капитальных вложений и происходит быстрый оборот средств.

Стратегические задачи государственных органов Башкортостана состоят в полном и эффективном использовании сложившегося производственного, трудового, природного, научно-технического потенциала; проведении структурной перестройки экономики с целью повышения ее эффективности; обеспечении бесперебойной работы базовых отраслей народного хозяйства, финансовой, материальной и технической поддержки предприятий, производящих продовольствие и товары первой необходимости; построении социально ориентированного хозяйства в рамках единого российского экономического пространства; стимулировании трудовой и деловой активности, поддержке и защите предпринимательства; укреплении финансов, кредитного и денежного обращения; нормализации потребительского рынка; стабилизации взаимных поставок и предотвращении спада производства; создании условий для привлечения в широких масштабах иностранного капитала, технологий и опыта в приоритетные сферы экономики; активизации внешнеэкономических связей республики и т. д. [4, 5]

Основу народного хозяйства Башкортостана определяют промышленные комплексы: топливно-энергетический, химический и нефтехимический, машиностроительный и металлургический [5]. Уровнем развития и эффективностью функционирования этих отраслевых и межотраслевых производственных комплексов определяются направ-

ления развития и эффективность всего народнохозяйственного комплекса Республики Башкортостан. В связи с этим нам представляется необходимым осуществление структурной перестройки прежде всего в отраслях, объединенных в данные комплексы.

Приоритетными направлениями развития экономики Башкортостана являются:

- повышение качества и удешевление продукции, производимой на промышленных предприятиях;

- создание новых конкурентоспособных производств;

- перепрофилирование промышленных предприятий, продукция которых не находит реализации;

- укрепление производственных связей предприятий;

- улучшение экологической ситуации.

В Республике Башкортостан структурная политика должна быть направлена на преодоление преимущественно сырьевой и полупродуктовой ориентации промышленности, на совместное обеспечение ускоренного развития отраслей, производящих конечную продукцию на базе сложившихся трудового, производственного, научно-технического и природного потенциала. В структуре вновь создаваемых предприятий следует предусмотреть производства, выпускающие конечную продукцию для нужд внутриреспубликанского потребления. Полагаем, должен быть выработан качественно новый механизм экономического, социального и культурного развития Республики Башкортостан. В нем целесообразно предусмотреть такие структуры, которые способствовали бы повышению всех форм хозяйствования, ускорению социальной переориентации экономики, более полному и рациональному использованию интеллектуального, производственного и природного потенциала. Эти проблемы могут быть успешно решены при широком развитии в республике малого бизнеса.

Создание большего количества малых предприятий способствовало бы дальнейшему развитию малого бизнеса и предпринимательства в районах республики. Определено, что для обеспечения нормального развития

рыночной экономики и занятости населения в производственной деятельности требуется создание не менее одного малого предприятия в расчете на 100 человек населения. Этот показатель в среднем по России составляет 0,6, в Башкортостане - 0,4, Оренбургской области - 0,3, Челябинской - 0,5, Свердловской области - 0,7 единицы. Очевидно, что среди областей Уральского региона малый бизнес и предпринимательство больше развиты в Свердловской и Челябинской областях [7]. Если исходить из данного норматива (т. е. одно предприятие на 100 чел.), в условиях Республики Башкортостан на имеющуюся численность населения потребовалось бы дополнительно создать 27 тыс. малых предприятий. Это будет почти в 1,5 раза больше, чем все количество функционирующих в республике предприятий промышленности (всех уровней подчинения), сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, торговли и общественного питания.

Все экономические районы Республики Башкортостан отличаются большим разнообразием природных ресурсов и в то же время огромными возможностями для организации на их базе малых предприятий. Однако ресурсы природного сырья в республике используются неэффективно.

Создание и развитие малых предприятий является важной предпосылкой осуществления структурной перестройки экономики Республики Башкортостан в условиях перехода к рынку. На основе развития малого бизнеса она может быть осуществлена при небольших финансовых, материальных, трудовых и транспортных затратах за счет широкого вовлечения в хозяйственный оборот местных природно-экономических ресурсов. При этом будут созданы новые рабочие места для занятия трудоспособного населения, а также возможности покрытия потребностей в различных продовольственных и непродовольственных товарах [6].

Для дальнейшего расширения в Республике Башкортостан сети малых предприятий и обеспечения их эффективного развития необходимо решить ряд проблем, имеющих определяющее значение. Следует отметить, что малый бизнес нуждается в постоянной госу-

дарственной поддержке, и прежде всего в законодательном утверждении льготного налогообложения и кредитовании.

Для расширения малого бизнеса в Башкортостане и повышения его эффективности необходимым является создание государственного республиканского органа по управлению развитием малого бизнеса. На него могут быть возложены задачи создания

новых, реконструкции и развития действующих малых предприятий, их финансовокредитного и информационного обеспечения, оснащения современной высокопроизводительной техникой, материально-технического снабжения, организации инфраструктуры малого бизнеса, размещения госзаказов на этих предприятиях, установления цен на выпускаемую продукцию и т. д.

Список использованной литературы:

1. Бессонова О. Теория раздаточной экономики: новый взгляд на хозяйственное развитие России // Общество и экономика. - 1998. - №8-9. - С. 241-255.

2. Бузгалин А.В. Переходная экономика. - М.: ТАУРУС, 1994. - 472 с.

3. Бузгалин А.В. Мутантный капитализм как продукт полураспада мутантного социализма //Вопросы экономики. -2000. - №6. - С. 102-113.

4. Вагапов Р.Ф., Солодилова Н.З., Амосова С.Н. Развитие субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях Республики Башкортостан: Рекомендации для специалистов. - Уфа: Издательство Уфимского технологического института сервиса, 2001. - 94 с.

5. Исянбаев М.Н., Кохановская И.И. Формирование муниципальной системы экономического мониторинга малого предпринимательства. - Уфа: Гилем, 2004. - 140 с.

6. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 454 с. - (Серия «Высшее образование»).

7. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат. сб. - М.: Росстат, 2004. - 158 с.

8. Юрьев В.М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с.

Статья рекомендована к публикации 19.03.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.