Основные формы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан
Абзалилов С. Н.
Малый бизнес развивается, он не изолирован от других экономических процессов, происходящих в обществе. На него оказывают большое влияние внешние условия, к которым он, действуя в тот или иной отрезок времени, вынужден приспосабливаться: состояние экономики, социальной среды, рыночная конъюнктура, отношение к малому предпринимательству государственных органов и наличие инфраструктуры для развития. Специфика развития малого предпринимательства в регионах обусловлена тем, что в каждом субъекте вышеупомянутые условия преломляются по-разному. Сектор малого бизнеса развивался десятилетиями, в результате чего создавались новые элементы финансового, инфраструктурного и нормативно-правового обеспечения сферы малого предпринимательства. В Республике Башкортостан действуют различные меры финансовой и нефинансовой поддержки малых предприятий, однако есть определенные трудности, препятствующие их успешному развитию. Следовательно, необходимо модернизировать систему поддержки малого бизнеса, чтобы повысить его роль в экономике государства. Автором предлагается комплекс мер, направленных на стимулирование развития малого бизнеса в Республике Башкортостан.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Абзалилов С.Н. Основные формы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан // Дискуссия. - 2018. - Вып. 89. - С. 56-61.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Экономический рост региона, софинансирование, бюджет региона, поддержка бизнеса, экспортная деятельность субъектов малого бизнеса.
Малое предпринимательство (мп) сегодня можно отнести к наиболее специфическому сектору экономики Республики Башкортостан, что обусловлено его влиянием на экономический рост региона, занятость населения и структуру экономики в целом.
Малый бизнес Башкортостана включает в себя более 120 тысяч хозяйствующих субъектов, все они производят примерно треть валового регионального продукта (врп) и обеспечивают занятость 30% населения.
Среди регионов Российской Федерации Башкортостан занимает девятое место по уровню развития мп. Для него характерен наиболее высокий вклад в основные социально-экономические по-
казатели, однако плотность распространения субъектов малого бизнеса, их активность и производительность относительно невысоки [1, 2].
Важнейшим аспектом роста экономики Российской Федерации является развитие мп. В этих целях правительством государства с 2005 года осуществляется федеральная программа финансовой поддержки малого предпринимательства. В регионе реализуется несколько серьезных программ развития и поддержки малого бизнеса [3].
Министерство экономического развития ежегодно перераспределяет средства федерального бюджета среди субъектов России на условиях софинасирования. Но несмотря ни на что, применяемые инструменты не являются эффективными.
Basic forms of small business state support in the Republic of Bashkortostan
Abzalilov S.N.
Small business is developing; it is not isolated from other economic processes of our society. It is highly influenced by the conditions it has to adapt in this or that period of time. These conditions are state of economy, social environment, market conjuncture, attitude to small business of state administration and presence of infrastructure of its development. The small business development specificity in regions is conditioned by the fact that in each subject these conditions appear in different rate. The small business sector develops during decades, as a result the new elements of financial, infrastructural and legislative maintenance of small entrepreneurship. In the Republic of Bashkortostan the various measures of financial and nonfinancial support are used, but there are some obstacles for small business successful development. It points at the fact that it is necessary to improve the system of small business support in order to broaden its role in the state economy. The author suggests a complex of measures which is aimed at stimulation of small business development in the Republic of Bashkortostan.
FOR CITATION APA
Abzalilov S. N. (2018). Basic forms of small business state support in the Republic of Bashkortostan. Diskussiya [Discussion], 89, 56-61.
KEY WORDS
Region economic growth, co-financing, budget of region, support of business, small business export activity.
На наш взгляд, основная причина этого — отсутствие четкого методологического и научного подхода, а также эмпирического ретроспективного анализа причинно-следственных связей динамики основных показателей деятельности мп.
Одним из важных условий выделения бюджетных средств является софинансирование со стороны региона расходов на поддержку мп. Благодаря этому общий объем направляемой финансовой поддержки становится более существенным. Помимо прочего, данный подход стимулирует регионы к более активной политике в части поддержки бизнеса.
Ассигнования из бюджета распределяются не равномерно, а пропорционально достигнутым результатам программы за прошлые годы [4].
В рамках программы по поддержке малого бизнеса предусмотрены прямые и косвенные меры поддержки.
Так, для реализации мероприятий программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», ответственным исполнителем которых в 2016 году
стал Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму (далее — Госкомитет), было направлено порядка 435 млн р.
Финансовая составляющая поддержки программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» увеличивается с каждым годом, но, на наш взгляд, для сектора экономики, который обеспечивает более 30% врп Республики Башкортостан, данного объема финансирования недостаточно.
Ежегодно перечень форм поддержки государством малого бизнеса расширяется. Так, в 2016 году был создан механизм предоставления льготных займов малым компаниям за счет Фонда поддержки инвестиционных инициатив. На условиях лизинга основные средства были приобретены за счет Лизингового фонда Республики Башкортостан. Активы Гарантийного фонда Башкортостана, в свою очередь, сформировались за счет республиканского и федерального бюджетов и составили 518,1 млн р. Также формой
поддержки являются гарантии, предоставляемые созданными на федеральном уровне депозитно-кредитной небанковской организацией «Агентство кредитных гарантий» и гарантийным фондом Республики Башкортостан для малого бизнеса[5].
Кроме финансовых существуют и нефинансовые виды поддержки мп. К ним относятся в первую очередь бизнес-инкубаторы, созданные как на муниципальном, так и на региональном уровне:
— ано «Бизнес-центр „Юг Башкортостана"»;
— Октябрьский бизнес-инкубатор;
— бизнес-инкубатор Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства;
— бизнес-инкубатор «Деловой мир Зауралья».
Программа бизнес-инкубаторов реализуется
в Республике Башкортостан относительно недавно. На наш взгляд, именно с этим связано большое количество проблем. На Западе, родине инкубаторов, эти организации создаются специально для развития предпринимательства, поиска свежих идей, создания инноваций [6]. А в России бизнес-инкубаторы до сих пор не реализуют ту цель, для которой создаются: коммерциализация продукта.
Помимо бизнес-инкубаторов, на территории Башкортостана действует одиннадцать индустриальных парков: «ПромЦентр», «ГлавБашСтрой»,
«Зубово», «Велес», «Башинвест», «Прикамье», «Строительные материалы Башкортостана», «Салават», «ХимТерра», «Уфимский», «Первый Зауральский».
Организовано семь технопарков: «Хозрасчетный творческий центр Уфимского авиационного института», «Башкирия», «инмаш», Научно-технологический парк гуп «Институт нефтехим-переработки рб», нпа «Технопарк авиационных технологий», «Эколайн», «Медтехника»[7].
Было запущено три кластера: Биотехнологический кластер, Радиоэлектронный кластер, Кластер малотоннажной нефтехимии.
В Кумертау и Белебее созданы территории опережающего развития в целях диверсификации экономики моногородов с помощью снижения зависимости от градообразующих предприятий, создания новых рабочих мест, привлечения инвестиций, а также улучшения социально-экономического положения монопрофильных муниципальных образований.
В 2016 году в рамках реализации программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» была разработана методология составления маркетинговых карт территорий, позволяющих искать свободные ниши для создания новых бизнес-проектов. В целях содействия и создания благоприятных условий для роста малого бизнеса
в Башкортостане Госкомитет запустил новый проект по созданию межрайонных центров делового развития.
Однако, помимо прочего, существует и целый комплекс проблем, связанных с ведением малого бизнеса[8]. Мы считаем, что одной из главных характеристик государственной поддержки малого бизнеса должна быть системность, комплексность. Никакие отдельные, изолированные друг от друга меры (например, только налоговые послабления или только льготные кредиты) не дадут ожидаемого результата.
Для того, чтобы улучшить условия ведения предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан, мы предлагаем в первую очередь провести работу по следующим направлениям:
1) повышение доступности кредитных ресурсов;
2) активизация вовлечения субъектов малого предпринимательства в реализацию государственных закупок;
3) увеличение размера государственных гарантий для субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан, что поможет привлекать кредитные средства в большем объеме;
4) повышение доступности подключения субъектов малого бизнеса к таким инженерным коммуникациям, как газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водо-отведение. Отметим, что этот сектор экономики в целом наиболее нуждается в повышении открытости и прозрачности;
5) снижение административных барьеров;
6) снижение налогов, упрощение процедур налогообложения.
Мы думаем, что малое предпринимательство следует рассматривать как явление социальное, обеспечивающее занятость и самозанятость, а также другие эффекты, но не как один из основных наполнителей бюджета. С этой точки зрения, фискальные инициативы в отношении малого предпринимательства нужно резко ограничить [9].
Стимулирование экспортной деятельности субъектов малого бизнеса подразумевает реализацию ряда мероприятий. Необходимо расширить перечень видов субсидирования затрат экспортно-ориентированных предприятий. Среди большого числа форм продвижения продукта на внешний рынок положительно зарекомендовал себя и подтвердил высокую эффективность такой способ продвижения, как участие организации
в выставке — международной или зарубежной: в конференциях, ярмарках, презентациях и т. д.
За рубежом сертификация качества продукта требует достаточно больших затрат: от сотен тысяч до миллионов рублей — и это по каждому виду продукции! Данное положение обусловлено тем, что законодательство разных государств существенно различается. Соответственно, без прохождения процедуры сертификации невозможно легально организовать поставку российского товара на зарубежный рынок. Таким образом, субсидирование данных затрат из государственного бюджета существенно помогло бы расширить возможности выхода субъектов малого бизнеса на зарубежные рынки.
Также необходимо отменить таможенный сбор за экспорт недорогого товара. Это поможет упростить процесс таможенных операций для мп и сделать экономически привлекательным экспорт недорогих товаров (стоимость которых не превышает, например, 200 евро), производимых в России [4].
Мы считаем, что экспортная деятельность субъектов малого бизнеса способствует росту врп и позволяет мп создавать новые рабочие места. Выходит, что экспорт — это не просто способ улучшения состояния экономики Республики Башкортостан, но и один из важнейших инструментов борьбы с высоким уровнем безработицы.
Малое предпринимательство Республики способно стать драйвером ее социально-экономического развития [10]. Однако, существуют факторы, препятствующие эффективной реализации предпринимательского потенциала региона [1]:
1) около 10% жителей Республики Башкортостан, являющихся экономически активной частью населения — самозанятые граждане;
2) около 38% жителей Республики Башкортостан — сельское население, которое, как известно, не отличается склонностью к ведению бизнеса;
3) у предприятий достаточно ограниченный доступ к некоторым ресурсам, которые называют дефицитными. К таким ресурсам, например, относятся финансовые, сырьевые, а также госзаказ и т.д.;
4) финансовая поддержка малого бизнеса зависит от количества субсидий от государства. Например, в 2015 году практически 2/3 от общего объема денежных средств на поддержку малого предпринимательства поступило из бюджета Российской Федерации;
5) всего 6% жителей Республики Башкортостан являются предпринимателями, что составляет очень низкую долю среди всего экономически активного населения.
Развитие мп и в России, и в Республике Башкортостан отстает от возможностей и потребностей российской экономики. За пореформенный период в целом в стране были созданы политические, институциональные, социально-экономи-ческие,нормативно-правовые и организационные предпосылки для возрождения и развития малого предпринимательства. Однако, здесь Россия уступает большинству стран с развитой рыночной
экономикой по количественным и качественным показателям.
Малые размеры предприятий не означают автоматической реализации их преимуществ. Кроме кропотливой работы самих предпринимателей по сокращению издержек производства и снижению цены, повышению качества продукции требуется всесторонняя и последовательная государственная поддержка со стороны федеральных и региональных органов власти. Только в этом случае малые предприятия будут конкурентоспособны и смогут успешно противостоять всем сложностям, характерным для предпринимательской деятельности в России.
Список литературы
1. Доклад о состоянии гражданского общества в Республике Башкортостан в 2016 году [Электронный ресурс] / Обществ. палата Респ. Башкортостан. 2017. Режим доступа: https://www. bashkortostan.ru/presscenter/news/535863/ (дата обращения: 20.06.2018).
2. Об итогах сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан [Электронный ресурс] // Территориальный орган
Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан: офиц. сайт. Режим доступа: http:// bashstat.gks.ru (дата обращения: 15.07.2018).
3. Региональные программы поддержки малого бизнеса Башкортостана [Электронный ресурс] // Портал малого и среднего предпринимательства. Режим доступа: http://www. mbbash.ru/registry/program/ (дата обращения: 18.06.2018).
4. Овчинникова А.В. Концепция государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2015. Т. 25, № 2-4. С. 61-68.
5. Доклад об итогах работы Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму за 2016 год и задачах на 2017 год [Электронный ресурс] / Гос. комитет Респ. Башкортостан по предпринимательству и туризму. Режим доступа: https://biznestur. bashkortostan.ru/presscenter/lectures/72/ (дата обращения: 18.07.2018).
6. Изжеурова Е.К., Соловьева Е.Н. Анализ преимуществ и недостатков бизнес-инкубирования в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по материалам XXV Международ. студ. науч.-практ. конф. № 10(25). URL: http://sibac.info/archive/economy/10(25). pdf (дата обращения: 14.08.2018).
7. Путеводитель инвестора: Республика Башкортостан [Электронный ресурс] / М-во экон. развития Российской Федерации. 2017. Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru/ dejatelnost/investicionnyj_klimat/investitsionnaya-deyatelnost/ investitsionnyy-gid/files/invest-gid2017pdf (дата обращения: 16.07.2018).
8. Иванова С.В. Проблемы малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан // Молодой ученый. 2017. № 38. С. 64-66.
9. Исянбаев М.Н. Проблемы структурной модернизации региональных социально-экономических систем. Уфа: Башк. энцикл., 2017. 552 с.
10. Исянгулова Э. Перспективы и барьеры в развитии бизнеса в Республике Башкортостан // Ватандаш. 2018 г. № 1 (256). С. 121-125.
References
1. Doklad o sostoyanii grazhdanskogo obshchestva v Respublike Bashkortostan v 2016 godu [Report on the state of civil society in the Republic of Bashkortostan in 2016] [Electronic resource] / Societies. Chamber of Rep. Bashkortostan. 2017. Access mode: https://www.bashkortostan.ru/presscenter/news/535863/ (reference date: 20.06.2018).
2. Ob itogah sploshnogo nablyudeniya sub"ektov malogo i sred-nego predprinimatel'stva v Respublike Bashkortostan [On the results of continuous monitoring of small-medium business entities in the Republic of Bashkortostan] [Electronic resource] // Territorial authority of the Federal State Statistics Service in the Republic of Bashkortostan: officer. site. Access mode: http://bashstat.gks.ru (reference date: 15.07.2018).
3. Regional'nye programmy podderzhki malogo biznesa Bashkortostana [Regional programs to support small business of Bashkortostan] [Electronic resource] // Portal of small and medium business. Access mode: http://www.mbbash.ru/registry/ program/ (reference date: 18.06.2018).
4. Ovchinnikova A.V. Koncepciya gosudarstvennoj podderzhki razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva na federal'nom i regional'nom urovnyah [The concept of state support for the development of small and medium-sized businesses at the federal and regional levels] // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i pravo. [Bulletin of the Udmurt University. Series: Economics and Law]. 2015. Vol. 25, No. 2-4. Pp. 61-68.
5. Doklad ob itogah raboty Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Bashkortostan po predprinimatel'stvu i turizmu za 2016 god i zadachah na 2017 god [Report on the results of the work of the State Committee of the Republic of Bashkortostan on
Entrepreneurship and Tourism for 2016 and tasks for 2017] [Electronic resource] / State. Committee of the Republic of. Bashkortostan on entrepreneurship and tourism. Access mode: https://biznestur.bashkortostan.ru/presscenter/lectures/72/ (reference date: 18.07.2018).
6. Izzheurova E.K., Solovieva E.N. Analiz preimushchestv i nedostatkov biznes-inkubirovaniya v Rossii [Analysis of the advantages and disadvantages of business incubation in Russia] // Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Ekonomicheskie Nauki: sb. st. po mat. XXV Mezhdunar. stud. nauch-prakt. konf. [Scientific community of students of the XXI century. Economic sciences: Sat. Art. by mat. XXV Intern. stud. scientific-practical. Conf.] No. 10 (25). URL: http://sibac. info/archive/economy/10(25).pdf (reference date: 14.08.2018).
7. Guide of the investor: Republic of Bashkortostan [Electronic resource] / M-in econ. development of the Russian Federation. 2017. Access mode: https://economy.bashkortostan.ru/ dejatelnost/investicionnyj_klimat/investitsionnaya-deyatelnost/ investitsionnyy-gid/files/invest-gid2017.pdf (reference date: 16.07.2018).
8. Ivanova S.V. Problems of small and medium-sized business in the Republic of Bashkortostan // Young Scientist. 2017. No. 38. P. 64-66.
9. Issyanbaev M.N. Problems of structural modernization of regional socio-economic systems. Ufa: Bashk. encycl., 2017. 552 p.
10. Issygulova E. Prospects and barriers in business development in the Republic of Bashkortostan // Vatandash. 2018 No. 1 (256). Pp. 121-125.
Информация об авторе
Абзалилов С. Н., аспирант, Институт экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета (г. Уфа, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected].
Author Info
Abzalilov S. N., PhD student, Institute of Economics, Finances and Business of Bashkir State University (Ufa, Russian Federation). Corresponding author: [email protected].
Информация о статье
Дата получения статьи: 14.08.2018 Дата принятия к публикации: 21.08.2018
© Абзалилов С.Н., 2018.
Article Info
Received for publication: 14.08.2018 Accepted for publication: 21.08.2018
© Abzalilov S.N., 2018.