-\-
ББК 631.117
Н.Т. Гаджиева, Г.А. Рагимханова
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ
В статье рассмотрены проблемы формирования и развития системы управления малым бизнесом в сфере услуг. Особое внимание уделено вопросам поддержки и регулированию развития сервисных предприятий на региональном и муниципальном уровнях.
Ключевые слова: Управление, развитие, малый бизнес, сфера услуг
Дальнейшее укрепление рыночного хозяйства, основанного на частной собственности, сопровождается расширением предпринимательской деятельности, усилением активизации малого бизнеса, что требует всемерного его поощрения на государственном уровне. Поддержка малого бизнеса остается одной из важнейших задач экономической политики государства, направленной на сознательное создание необходимых условий и стимулов для его развития. Одновременно нужны вложения в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. При этом следует учитывать неодинаковые условия деятельности предприятий малого бизнеса в различных регионах страны. Тем самым выдвигается необходимость изучения особенностей их функционирования на региональном муниципальном уровне, а также выявления проблем стратегического планирования и управления развитием малого бизнеса, как на уровне страны, так и конкретного региона.
Развитие малого бизнеса в сфере услуг региона позволит более эффективно решать многие проблемы становления рыночных отношений связанные: с развитием конкуренции, оптимизацией организационной структуры производства, расширением социальной базы реформ, обеспечением гарантий их необратимости, мобилизацией всех видов ресурсов и т.д. Формы и методы реализации стратегической политики развития малого бизнеса определяются на двух уровнях: государственном и региональном, т.е. мерами, принимаемыми на государственном уровне и задачами развития региона его особенностями как управленческой системы.
Для устранения проблем развития малого предпринимательства государству, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
- воссоздание на принципах рыночных отношений основных инфраструктурных механизмов: инвестиционного, договорного, денежно-финансового;
- разработка дифференцированной государственной и структурно-инвестиционной политики, направленной на согласовании во времени и пространстве экономических изменений с силами инерции и самосохранение организационно-технологического комплекса отдельных отраслей;
- развитие конкуренции и частного предпринимательства, продолжение институциональных преобразований;
- определение возможностей и направлений приоритетной поддержки малого предпринимательства;
- развитие рыночной инфраструктуры малого бизнеса и т.д.
На начальном этапе перестройки экономики правительство РФ исходило из того, что государственное воздействие на малое предпринимательство необходимо только после формирования основных рыночных механизмов и преодоления финансового и экономического кризиса, так что предлагалось проводить политику поддержки малого бизнеса на втором этапе реформ.
-\-
Однако реальность функционирования сферы малого бизнеса показала, что малые предприятия, брошенные на произвол стихии «выжить» не могут, а могут самоликвидироваться как самостоятельное явление. Это и предопределило необходимость срочной государственной поддержки малого предпринимательства. Было создано ряд организационных структур и ведомств (отдел поддержки предпринимательства при Министерстве экономики РФ, Совет по поддержке предпринимательства Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке экономических структур, отдел организации управления собственностью и предпринимательства аппарата правительства РФ, Фонд поддержки предпринимательства и развития при Антимонопольном комитете, Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства).
Анализ интересов коммерческих структур показывает возрастание заинтересованности к кредитованию предпринимательских проектов производственного характера, которая не используется в полной мере за счет высоких процентов за рыночные кредиты. Хронический дефицит государственного бюджета, не позволяющий активизировать деятельность малых предприятий, является объективной предпосылкой необходимости развития конкуренции дополнительных, внебюджетных финансовых ресурсов. В то же время льготный режим кредитования предпринимательского бизнеса и региональных программ ниже темпов инфляции, что приводит к фактическому проеданию финансовых средств.
Взаимодействие с коммерческими структурами возможно не только на основе представления предпринимателям кредитов, а в обеспечении им частичной компенсации рыночного процента платы за коммерческие кредитные ресурсы в форме инвестиций в целевой предпринимательский проект или стратегию. Такой подход может обеспечить получение позитивных результатов, таких как:
- увеличение числа поддерживаемых предпринимателей за одни и те же средства:
- кумулятивный эффект, увеличение числа юридических лиц - налогоплательщиков;
- решение проблемы занятости населения;
- активное вовлечение коммерческих структур и внебюджетных источников в малое предпринимательство.
Реализация мер по поддержке малого бизнеса, осуществляемая на федеральном и региональном уровнях, не только способствует развитию малых предприятий, увеличению занятости населения, но и повышает роль малого бизнеса среди населения, а также в экономике страны и региона.
В ряде регионов приняты законодательные и нормативные акты, региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства. Проводится финансово-кредитная поддержка малых предприятий, аккумулируемых в специальных фондах, вводятся местные налоговые льготы, выделяются средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Однако, несмотря на все принятые меры, не наблюдается положительных результатов развития малого бизнеса. Это определяется, прежде всего, негативным воздействием на малый бизнес общей примитивизацией внутреннего спроса, низкой платежеспособностью населения, низкой конкурентоспособностью малых предприятий, уход малого бизнеса в сферу теневого бизнеса. Сложилась ситуация, когда в торговле, общей коммерческой деятельности малое предпринимательство развивается сравнительно быстро и почти не нуждается в специальной государственной поддержке. В производственной сфере, инновационной и сфере услуг даже в регионах с развитой экономикой процесс роста малых предприятий не наблюдается. В экономически депрессивных регионах страны, несмотря на имеющийся значительный потенциал развития, активизация предпринимательства в малых формах возможна только при условии целенаправленного воздействия со стороны государственных органов. В то же время возникает необходимость внесения изменения в систему отношений между территориальными и местными администрациями, которая
-\-
основана на разграничении полномочий органов региональных властей и органов
местного самоуправления. Решение вопросов жизнеобеспечения населения, проживающего на территории муниципальных образований, полностью относится к компетенции органов местного самоуправления и финансируется из местных бюджетов. Для изменения существующей ситуации необходимо, чтобы местные бюджеты самостоятельно формировали свои доходы на основе нормативов отчислений от регулирующих налогов, закрепленных в долгосрочной перспективе, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством. Необходимо также добиться снижения барьеров выхода на рынки новых хозяйствующих субъектов, устранения административных региональных и муниципальных барьеров, препятствующих нормальному развитию конкуренции.
Добиться этого можно только путем совместной реализации федеральными и региональными органами власти мероприятий стратегического развития малого бизнеса на основе долевого финансирования, распространения в регионах пилотных проектов инфраструктуры малого предпринимательства, включенных в программу государственной поддержки малого бизнеса.
В то же время, очевидно, что результаты реализации Федеральной программы определяются общими тенденциями развития экономики страны на среднесрочную перспективу. При этом прогнозируются условия предполагаемой экономической стабилизации, снижения инфляции, активизации инвестиционных процессов, снижения территориальных диспропорций развития малого предпринимательства. Для достижения таких результатов недостаточно декларирования мероприятий программы необходимо создание единой системы инфраструктуры поддержки малого бизнеса на федеральном уровне. В регионах достаточно создания необходимого набора элементов инфраструктуры, доступных для субъектов малого бизнеса и оказывающих консультативную, маркетинговую, информационную поддержку. Для развития предприятий малого бизнеса необходимо повысить заинтересованность средних и крупных предприятий в кооперировании, создании новых горизонтальных сетей производственно-технологического характера с широким участием в них малых предприятий, что способствует увеличению доходной части бюджета всех уровней.
В рамках государственной поддержки малого предпринимательства рассматриваются следующие мероприятия:
- совершенствование нормативно-правовой базы государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса;
- организационное и методическое обеспечение государственной поддержки;
- создание благоприятного общественного мнения для развития малого бизнеса;
- развитие инфраструктуры поддержки;
- информационное обеспечение малого предпринимательства;
- производственная и инновационная деятельность малых предприятий;
- финансово-кредитная поддержка;
- подготовка кадров;
- социальная защищенность и безопасность работников малых предприятий.
Несмотря на все принятые законодательные акты, приемлемое положение
нормативно-правовой базы малого предпринимательства, все остальные из указанных мероприятий по поддержке малого бизнеса остаются не реализованными. Такое положение связано с тем, что реализация мер по поддержке должна опираться на систематизированные аналитические данные о развитии малого предпринимательства в России, о зарубежной практике развития и государственной поддержке, о потенциальных перспективах развития малого бизнеса в субъектах РФ, вероятностных тенденциях с учетом эффективности мер государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Для этого необходимо организационно-методическая база, обеспечивающая эффективное организационное обеспечение мероприятий по поддержке малого
-\-
предпринимательства и разработку методических рекомендаций для институтов
государственной поддержке федерального и регионального уровней, а также для предпринимателей, ассоциаций и объединений. Практика функционирования малых предприятий в сфере услуг свидетельствует, что несмотря на принятие недавно нового законодательства о труде, о необходимости устранения правового нигилизма руководителей малых предприятий в социально-трудовой сфере, повышении ответственности работодателей за соблюдение закона о труде, часто создаются острые социальные проблемы, негативно влияющие на развитие малого предпринимательства, поэтому возникает проблема личной безопасности предпринимателей и членов их семей, собственности от преступных посягательств. Поэтому одной из форм поддержки малого бизнеса является укрепление безопасности предпринимателей и социальной защищенности работников малых предприятий. Деятельность по созданию инфраструктур поддержки осуществляется несистемно и не охватывает многие регионы, хотя без системы государственных, общественных и коммерческих структур, обеспечивающих развитие малого бизнеса во всех сферах его деятельности, о развитии малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях говорить не приходится. На примере слабо развитых регионов, по нашему мнению, должна быть отработана методика комплексной поддержки предпринимательства, включая информационные центры, региональные агентства, бизнес - инкубаторы, учебно-деловые центры и технопарки. При этом должны быть задействованы не столько средства федерального бюджета, сколько регионального бюджета, средства негосударственных структур и программ технической помощи, собственные средства предпринимателей.
Для обеспечения дальнейшего роста доли малых предприятий в инновационном производственном потенциале страны необходима ориентация государственной политики стимулирования по следующим направлениям:
- целевое формирование рынка для продукции предприятий путем размещения на них государственного заказа;
- предоставление малым предприятиям помещений и платежей с льготной арендной платой на первые два года деятельности;
- формирование и расширение сетей лизинговых компаний;
- оснащение малых предприятий эффективным технологическим оборудованием путем льготного лизинга отечественного и импортного оборудования;
- обеспечение помощи правового, информационного, маркетингового, методического характера малым предприятиям для их успешного развития.
Малый стартовый капитал, ограниченные возможности накопления средств, неблагоприятные условия доступа к финансово-кредитным ресурсам лишают малые предприятия внутренних стимулов развития, совершенствования производства и повышения качества продукции. Сочетание прямой и косвенной финансово-кредитной поддержки обусловлено особенностями развития малого бизнеса в России на настоящем этапе: отсутствием необходимого стартового капитала, тенденцией ухода от налогообложения многих малых предприятий, неразвитостью системы финансово-кредитных институтов, ориентированных на малый бизнес [1].
Кроме развития системы льгот для коммерческих банков, активизации деятельности фондов поддержки малого предпринимательства, оказания прямой финансовой поддержки малым предприятиям, необходимо дальнейшее расширение финансово-кредитной поддержки в виде:
- расширения форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса через систему региональных и муниципальных фондов;
- развития системы взаимного кредитования и страхования (обществ, кооперативов);
- активизации деятельности фондов, союзов и объединений предпринимателей по оказанию поддержки в поиске источников финансирования инвестиций, подготовке бизнес-планов и проведения переговоров с инвесторами и т.д.
-\-
Главной целью государственной поддержки развития малого предпринимательства
должно стать задействование всех имеющихся интеллектуальных, материальных, финансовых, организационных ресурсов для укрепления и расширения сети учебных заведений и организаций подготовки кадров для сферы малого предпринимательства и предприятий, взаимодействующих с малыми предприятиями по всем аспектам деятельности.
На муниципальном уровне политика в отношении малого бизнеса вливается в общую социально-экономическую политику региона, для чего необходимо следующее:
- разработка концепции малого предпринимательства в соответствии с концепцией и программой социально-экономического развития региона;
- разработка муниципальной программы развития малого предпринимательства;
- создание системы управления, адекватной требованиям рыночной экономики, способной поддерживать и регулировать развитие малого бизнеса на конкретной территории;
- создание системы самоорганизации малого предпринимательства;
- разработка и применение системы, форм и методов управляющего воздействия местной администрации на малое предпринимательство.
В концепции региона и программе его социально-экономического развития определяются место и роль малого предпринимательства и формируется региональный заказ малому предпринимательству. На муниципальном уровне основные принципы управления малым бизнесом состоят в следующем:
- создание необходимых условий для развития бизнеса независимо от его форм;
- обеспечение максимальной состоятельности экономических субъектов;
- координация из развития в соответствии с нуждами муниципального образования;
- применение экономических и финансовых стимулов развития бизнеса на территории муниципального образования;
- создание системы взаимоотношений местных органов с экономическими, хозяйствующими субъектами;
- минимизация использования административных мер воздействия на обеспечение жизненно важных задач для муниципального образования;
- регулирование структурного соотношения различных видов предпринимательства в интересах муниципалитета;
- регулирование использования территориальных ресурсов;
- сведение к минимуму бюрократической волокиты при регистрации предприятий малого бизнеса.
Для реализации мероприятий по поддержке и регулированию развития малого бизнеса необходимо, прежде всего, упорядочение функций и взаимодействия существующих структур в муниципальном управлении в их отношениях с малыми предприятиями, т.е. необходимо создание специальной структуры на базе уже имеющейся. Особенно это актуально для реализации территориальной политики развития малого бизнеса в регионе или крупном городе. На рис. 1 показана принципиальная схема организационной структуры управления малым бизнесом региона. Первый иерархический уровень - это органы представительной власти, на нем определяются бюджетные средства на поддержку малого бизнеса. Второй уровень представляет органы управления в лице представительства и отраслевых комитетов регионального и федерального подчинения, осуществляющие непосредственное управление, регулирующее воздействие и контакты с предпринимателями на территории.
Республиканское собрание
Республиканское правительство
Комитет экономики
Бюджетное
Управление
планирования и
Отраслевые комитеты
Регистрацио нная палата
рУепгруалвилреонвиаен
предпринимательст
Районные администрации
Территориальные органы
Антимонопольный
Комитет по управлению
Земельный
Комитет занятости
Налоговая
Региональный фонд поддержки МП и развития конкуренции
Региональное
агентство
Союз
потребителей
Отраслевые объединения
Ассоциации малого
Малое предпринимательство
Рис.1. Организационная структура управлением малым бизнесом в регионе.
-\-
В структурные подразделения в составе органов исполнительной власти
республики, обеспечивающих поддержку малого бизнеса, могут входить комитеты, центры и советы по поддержке предпринимательства.
На третьем уровне управления находятся структуры, которые оказывают содействие малому бизнесу в инфраструктурном обслуживании, разработке и реализации консалтинговых услуг, обучения кадров и т.д.
Задачей регионального центра по координации и содействию предпринимательской деятельности является выработка предложений по определению сфер приложения капитала в соответствии с приоритетными отраслями регионального хозяйства. Этот орган может формулировать рекомендации по защите рынка для малых предприятий и др. социально важные задачи. Предприятия сферы малого бизнеса находятся на последнем уровне управления. При таком подходе региональная администрация может оказывать содействие развитию саморегулирования в сфере малого бизнеса, концентрируя свое внимание на принципиальных направлениях политики в малом предпринимательстве.
Предприниматели сами участвуют в создании союзов, ассоциаций, бизнес-центров. Муниципальные органы управления также имеют возможность регулирования развития предпринимательства, самостоятельно определяя для предпринимателей нормативы отчислений из прибыли, плату за ресурсы, ограничения различного рода.
Применение финансовых методов в отношении рыночных структур, работающих с предприятиями малого бизнеса является важной сферой регулирования, так как в этом случае могут применяться: снижение ставки налогообложения для организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрации определенных финансовых гарантий, в качестве которых могут быть финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимость. Для этого используется договорная система, между предприятиями администрации и кредитующей организацией заключается договор. Целесообразным является распространение на региональном уровне фондов поддержки малого бизнеса. Положения о региональных фондах подготовлены на основе методических рекомендаций ГКАП России и по инициативе территориальных управлений комитета, представители которых входят в состав наблюдательных советов и экспертных комиссий фондов. Во многих регионах страны с достаточным уровнем развития экономики фонды поддержки предпринимательства не созданы, но ими используются другие способы поддержки и финансирования малого бизнеса, которые различны в различных регионах.
Сложная ситуация складывается в регионах, бюджет которых имеет дотационных характер, что не позволяет выделять средства на поддержку малого бизнеса. Поэтому все проблемы развития малого бизнеса могут быть решены только при поддержке федеральных органов. Государственные и местные органы власти в рамках своих полномочий и предметов ведения могут оказывать помощь и поддержку приоритетному направлению производства, отрасли, отдельному предприятию. Эта поддержка может оказываться в следующих формах: финансово-кредитной, материально-технической, налоговых льгот, информационно-консультативной помощи.
Для реализации поддержки в указанных формах необходимо иметь региональные и местные программы развития предпринимательства, а также сформировать определенный для условий региона соответствующий организационно-экономический механизм реализации программы.
Библиографический список:
1. Томилов В.В., Крупанин А.А. Экономико-организационные основы предпринимательства. - СПб.: СПбГУЭФ, 1996.
N.T. Gadjieva, G.A. Ragimkhanova
The forming of management system's of development of small business in the sphere of services.
The article touch upon some problems of the forming and development of system's of management of small business in the sphere of services. Basic attention paid problems of supporting and regulation of developments services business on regional and municipal levels.
Гаджиева Наида Тахировна - соискатель кафедры экономики и управления в строительстве и машиностроении ГОУ ВПО «Дагестанского государственного технического университета»
Рагимханова Гюльпери Арифовна - соискатель кафедры экономики и управления в строительстве и машиностроении ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»