Научная статья на тему 'Современный механизм поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг трудоизбыточного региона'

Современный механизм поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг трудоизбыточного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СФЕРА ПЛАТНЫХ УСЛУГ / ТРУДОЕМКИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков Владимир Николаевич, Абакаров Магомед Идрисович

В статье рассмотрены различные формы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях. Наиболее значимыми, по мнению авторов, являются: финансовая и информационно-консультационная поддержка. В частности, предлагается создать Региональный информационно-консультационный портал (РИКП), который призван стать связующим элементом региональной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Казаков Владимир Николаевич, Абакаров Магомед Идрисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный механизм поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг трудоизбыточного региона»



ЖазакоВ Владимир ЖитлаеВт, АбакароВ (Магомед ИдрисоВич

СоВременный механизм поддержки малого и среднего пред/принима/тельстВа В сфере платных услуг трудоизбыточного-региона

В статье рассмотрены различные формы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях. Наиболее значимыми, по мнению авторов, являются: финансовая и информационно-консультационная поддержка. В частности, предлагается создать Региональный информационно-консультационный портал (РИКП), который призван стать связующим элементом региональной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Малый и средний бизнес, сфера платных услуг, трудоемкие социально значимые проекты, региональный информационно-консультационный портал

ак показывает мировой опыт, одним из самых эффективных механизмов восстановления экономики после кризиса является государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и предпринимательской активности населения. В первую очередь это связано с высокой мобильностью и гибкостью реагирования малого и среднего бизнеса на любые изменения внешней среды. Благодаря таким свойствам малый и средний бизнес имеет возможность быстро заполнять рыночные ниши, создавать новые рабочие места и оперативно внедрять инновации. Кроме того, ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства является залогом увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, особенно в региональные и местные.

В последнее время на государственном уровне вопросам развития малого и среднего бизнеса уделяется повышенное внимание. Значимым событием стало принятие Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с данным законом основными видами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства являются (рис. 1):

- имущественная поддержка;

- финансовая поддержка;

- поддержка инноваций и промышленного производства;

- поддержка в области подготовки кадров;

- поддержка внешнеэкономической деятельности;

- поддержка сельскохозяйственного производства;

- поддержка ремесленничества;

- информационная поддержка;

- консультационная поддержка.

На региональном уровне также принято немало нормативных правовых актов и программ, способствующих развитию данного сектора экономики. Например, в Республике Дагестан реализуется Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 гг. Эти и другие меры, принятые в последние годы на федеральном и региональном уровнях, безусловно, имеют огромное значение для его развития. Вместе с тем, нельзя сказать, что достигнуты адекватные мировой практике результаты - доля малых

О Ш

О ^

К

И

СП

>

О ■П К

¡=1

•по

>■

ьа о

1

Ц ||

о рр

•< Си

И

К

I—,

О

1=5

¡X К

г

о Ш о

СТ5

предприятий в ВВП России не превышает 15%.

Рис. 1. Виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в соответствии с 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.)

, ^ Сами предприниматели, да и многие специалисты, занимающиеся проблемами развития

^ малого бизнеса, считают главной задачей государственных органов - не препятствовать, а создавать рыночные институты для формирования в стране эффективной предпринимательской среды. Так, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Е.А. Федоров в одном из интервью заявил: «Главная помощь бизнесу - чтобы государство не мешало ему работать. Предпринимателю надо, чтобы государство установило такие правила, которые позволяют бизнесу успешно развиваться, наращивать свое производство. Работа в этом направлении все больше активизируется. Нам предстоит еще многое сделать...» [1]. Тем не менее, по нашему мнению, развитие малого и среднего предпринимательства как социально-экономического процесса, безусловно, нуждается в управлении и регулировании. Но речь здесь должна идти не о прямом, непосредственном регулировании, тем более управлении, так как субъекты малого и среднего предпринимательства ведут самостоятельную, независимую деятельность, регулируемую только рынком, а также системой налогообложения.

В современных условиях взаимодействие региональных органов управления и субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги, должно строиться преимущественно на использовании экономических методов регулирования. Они предоставляют большую свободу предпринимателям и, вместе с тем, позволяют обеспечить граждан достаточным количеством услуг в соответствии с их предпочтениями. К сожалению, нестабильность экономической ситуации, отсутствие достаточной рыночной инфраструктуры, а также несогласованность государственной и региональной политики не дают возможности регулирования сугубо на основе экономических методов управления.

Таким образом, для построения эффективной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в стране в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо определить стратегические и тактические цели и задачи ее формирования, которые вытекают из перспективных планов их социально-экономического развития.

Стратегические цели построения системы государственной поддержки заключаются не в простом перераспределении финансовых, материальных, технических и иных ресурсов в пользу малого и среднего предпринимательства, а в обеспечении социально-экономических и правовых условий для их создания и развития в условиях рыночной экономики.

Тактическими задачами органов государственного и муниципального управления, способствующими формированию эффективной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, являются:

- определение и закрепление стабильного источника бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку малого предпринимательства, и разработка рациональных механизмов использования выделенных средств;

- активизация деятельности судебных, контрольных и правоохранительных органов по правовой защите интересов малого предпринимательства, обеспечению его безопасности и охране прав собственности;

- использование в интересах малого предпринимательства принадлежащего государству (муниципалитету) имущества производственного назначения и имущественных прав (пакетов акций приватизированных предприятий) в различных формах: выделение объектов собственности (в том числе земельных участков) для размещения объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, рациональное использование свободных производственных мощностей, выделение (разделение) предприятий в процессе санации и демонополизации;

- улучшение учебной и пропагандистской работы, направленной на стимулирование малого предпринимательства, подготовку людей к занятию собственным бизнесом, формирование соответствующего общественного мнения, переквалификацию государственных (муниципальных) служащих;

- инициатива в организации диалога с предпринимательскими кругами, установление взаимодействия предпринимательских объединений и властных структур, в том числе на основе специальных договоров и соглашений [2].

Необходимо отметить, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в большинстве случаев, имеют территориальную направленность и осуществляют деятельность, в основном, исходя из потребностей и возможностей удовлетворения спроса регионального рынка на товары и услуги. В связи с этим, в условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый и средний бизнес следует рассматривать как одно из наиболее важных средств реализации региональной социально-экономической политики [3].

В системе региональной исполнительной власти вопросами малого и среднего бизнеса в той или иной степени занимается немало органов и структур с определенными функциями и полномочиями. В некоторых российских регионах созданы специализированные департаменты развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Создаются также общественные советы, комитеты по развитию предпринимательства при высших органах субъектов Федерации. В Республике Дагестан функционирует комитет по развитию малого и среднего предпринимательства. Кроме того, поддержку и информационное сопровождение дагестанским предпринимателям обеспечивают:

- Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;

- Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства;

- Республиканский офисный бизнес-инкубатор;

- Республиканский производственно-инновационный бизнес-инкубатор «Турали»;

- Рекламно-информационный центр «РИЦ»;

- Агентство развития инновационного предпринимательства;

- ЕВРО ИНФО Корреспондентский центр;

- ООО Бухгалтерский центр «Каспий-Стабус»;

- ООО «Центр оценки и экспертизы»;

- НП Юридический центр «Легат»;

- НП ЦБО Центр бизнес-образования;

- НП Издательский дом «Бизнес Дагестана»;

- ООО Кадровый центр «Рекрут»;

- ММЦ «Дагестан-Москва» и др.

Всю систему поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан можно схематично представить в следующем виде (рис. 2).

Наиболее эффективными инструментами влияния региональных и местных органов власти на развитие малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг в настоящее время являются: налоговая политика, региональный и муниципальный заказ, льготное кредитование, аренда зданий и помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, механизм ценового регулирования, стимулирование инновационного предпринимательства, выпуск ценных бумаг и др.

О ¡□С

О ^

К

^

¡□С >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

л 1

о

рр

•<

Ои

И

К

и-< О

1=5

¡X К

г

о И о

СТ5

Агентство развития

инновационного предпринимательства

Фонд содействия кредитованию

Фонд микрофинансирования

Бухгалтерский центр «Каспий-Стабус»

Фи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У

Гарантии Финансирование

Комитет по развитию Рекламно-

малого и среднего — информационный

предпринимательства центр «РИЦ»

......Г......... ......

Программа, гарантии Информация 1 ЕВРО ИНФО Коррес- |

1 Консультации пондентский центр

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Бухучет

Помещение, связь, контакты

Маркетинг |

Обучение

ММЦ «Дагестан-Москва»

Трудовые ресурсы

Материальные ресурсы

НП ЦБО Центр бизнес-образования

Республиканский офисный бизнес-инкубатор

Кадровый

центр «Рекрут»

Производственно-инновационный бизнес-инкубатор «Турали»

Рис. 2. Система поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан

Учитывая специфику региона, являющегося объектом исследования, по нашему мнению, необходимо ввести понятие «трудоемкий социально-значимый проект», реализуемый субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, и определить порядок его государственной поддержки. Это связано с необходимостью решения проблем занятости в экономике Республики Дагестан как трудоизбыточного региона. Анализ литературных источников показывает, что в них отсутствует определение понятия «трудоемкий социально-значимый проект», а также не раскрывается его содержание. К числу «трудоемких социально-значимых проектов» следует отнести, в первую очередь, проекты, позволяющие создать дополнительные рабочие места в регионе.

При этом данные проекты должны быть экономически эффективны, т.е. должны обеспечить, с одной стороны, достаточный уровень доходов работникам, а с другой стороны - необходимую прибыль для дальнейшего развития сервисного предприятия. Кроме того, «трудоемкие социально-значимые проекты» должны быть направлены на развитие отраслей сферы платных услуг: наиболее важных с позиций потребностей населения региона; соответствующих региональной специализации, профессиональному уровню трудоспособного населения и сложившейся рыночной инфраструктуре.

Таким образом, под трудоемким социально-значимым проектом, реализуемым субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, предлагается понимать бизнес-проект, который позволяет:

- создать новые и сохранить существующие рабочие места, особенно в трудоизбыточных регионах;

- получать прибыль субъектам малого и среднего предпринимательства и, соответственно, увеличивать налоговые поступления во все уровни бюджета;

- улучшить конкурентную рыночную среду в регионе путем создания благоприятных условий для вновь образованных малых и средних сервисных предприятий, обладающих оригинальной и перспективной предпринимательской идеей по использованию трудовых ресурсов данной территории.

Реализация субъектами малого и среднего предпринимательства трудоемких социально-значимых проектов требует выработки особого организационно-экономического механизма их поддержки со стороны государственных и муниципальных органов власти. Прежде всего, необходимо использовать специфические меры поддержки, оказываемые конкретному субъекту предпринимательской деятельности, принимающему участие в реализации данного проекта. Причем инициаторами реализации трудоемких социально-значимых проектов должны стать центры занятости населения.

Функционирование организационно-экономического механизма поддержки трудоемких со-

циально-значимых проектов, по нашему мнению, должно основываться на следующих основополагающих принципах:

- преимущественное использование косвенных методов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, связанное с формированием элементов инфраструктуры поддержки;

- поддержка наиболее эффективных проектов на конкурсной основе путем использования конкурентных принципов при отборе проектов;

- облегчение предпринимателям доступа к финансовым ресурсам частных отечественных и иностранных инвесторов;

- приоритетность территориальных интересов при оказании практической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства реализующим трудоемкие социально-значимые проекты.

Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг, реализующих такого рода проекты в регионе, должны включать в себя общие и специальные меры. Общие меры поддержки распространяются на всех субъектов малого и среднего предпринимательства региона. Меры специальной поддержки направлены на поддержку предпринимателей, реализующих трудоемкие социально-значимые проекты.

Организационно-экономический механизм также предполагает группировку мер поддержки на прямые и косвенные. Меры прямой поддержки трудоемких социально-значимых проектов включают: совершенствование нормативно-правовой базы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, в частности, в области налогообложения и отчетности; прямое финансирование указанных проектов (субсидии, дотации, гранты), в том числе полная или частичная компенсация финансово-кредитным учреждениям процентных ставок по выданным на реализацию проектов кредитам; помощь в получении оборудования на основе лизинга; организация индивидуальных и групповых консультаций для предпринимателей; организация и проведение круглых столов, семинаров, выставок, ярмарок; создание бизнес-инкубаторов и технопарков.

Косвенная поддержка заключается в страховании финансовых рисков; обеспечении гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства; привлечении отечественных и иностранных инвесторов для финансирования трудоемких социально-значимых проектов; содействии в получении предпринимателями в аренду помещений и оборудования; помощи в подборе добросовестных деловых партнеров; пропаганде идей предпринимательства и т.д.

Состав элементов организационно-экономического механизма поддержки трудоемких социально-значимых проектов включает в себя сферы и направления, по которым осуществляется взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с субъектами малого и среднего предпринимательства. На наш взгляд, наиболее важными среди них являются финансовая поддержка и информационно-консультационное сопровождение проектов.

Финансовая поддержка определяет доступность финансовых средств для субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, реализующих трудоемкие социально-значимые проекты. На данном направлении обозначаются: состав организаций участвующих в финансировании проектов; порядок и условия финансирования; условия возврата финансовых средств; самофинансирование структур поддержки этих проектов. Здесь также определяется характер используемых финансово-кредитных инструментов (микрофинансирование, государственный и муниципальный заказ, банковский кредит, лизинг, субсидия, грант и др.).

Меры финансовой поддержки трудоемких социально-значимых проектов должны носить сугубо стимулирующий и выборочный характер. Это означает, что их поддержка не должна способствовать перераспределению финансовых средств через бюджетный и внебюджетный инструменты в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся убыточными, находящихся на грани банкротства или имеющих недостаточно устойчивое положение на региональном рынке услуг.

Приоритетом при определении финансовой поддержки трудоемких социально-значимых проектов должны пользоваться субъекты малого и среднего предпринимательства, ведущие свою деятельность по одному из приоритетных для региона видов деятельности, обеспечивающие создание наибольшего количества новых рабочих мест, участвующие в выполнении регионального, муниципального заказа или в реализации программ социально-экономического развития.

С1З

О Ш

О ^

К

И

СП

>

О ■П К

¡=1

•по

>■

ьа о

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

Еще одной важной особенностью организационно-экономического механизма поддержки трудоемких социально-значимых проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, является то, что их финансирование должно осуществляться исключительно на конкурсной основе с предварительным проведением экспертизы бизнес-плана проекта. Только такая технология отбора проектов позволит обоснованно выбрать наиболее эффективную форму финансовой поддержки: прямое государственное финансирование в виде субсидий, дотаций, грантов; выступление органов власти в качестве гаранта перед финансово-кредитными организациями; компенсация финансово-кредитным организациям процентной ставки при кредитовании на льготных условиях субъектов малого и среднего предпринимательства; совместное финансирование проектов с отечественными и иностранными инвесторами и т.д.

Кроме того, одним из наиболее распространенных в международной практике инструментов финансирования малого и среднего бизнеса является венчурное инвестирование. Инвестиции венчурного капитала имеют определенные особенности: связаны с длительными сроками вложений, более рискованны и отличаются более высокой прибыльностью. Эти инвестиции вкладываются в основном в уставный капитал вновь образованных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие инновационных технологий или оказание новых наукоемких услуг.

Необходимо отметить, что субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо не только оказывать финансовую поддержку, но и создавать условия, способствующие сотрудничеству региональных и местных органов власти с предпринимателями в рамках реализации проектов. Здесь речь идет об организации партнерства региональных и муниципальных органов власти, центров занятости и фондов микрофинансирования и кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулирующих реализацию таких проектов.

Информационно-консультационное направление включает следующие элементы: сбор и обработку данных о потребностях муниципальных образований региона в рабочих местах, реализуемых и намечаемых к реализации проектах; сопровождение проекта в процессе его выполнения; подготовка информационных материалов о выполнении проектов для региональных и муниципальных структур поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д. В связи с этим возникает необходимость создания специального интернет-портала, призванного обеспечить информационно-консультационную поддержку трудоемких социально-значимых проектов. Представляется, что наиболее эффективно такие функции мог бы выполнять Региональный информационно-консультационный портал (РИКП) совместно с уже существующими элементами инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (рис. 3).

-си

с)! 3

Информационно-справочный раздел

Консультационный раздел

Сервисный раздел

Рис. 3. Схема взаимодействия в рамках информационно-консультационного портала поддержки малого и среднего предпринимательства

Наличие РИКП должно стать важнейшим условием эффективного функционирования организационно-экономического механизма поддержки предпринимательства в региональной

сфере платных услуг. В задачи РИКП входит: сбор информации от всех заинтересованных сторон (структурные подразделения по развитию предпринимательства органов МСУ, центры занятости населения в муниципальных образованиях, субъекты малого и среднего предпринимательства и др.), координация деятельности участников проекта, анализ результатов и степени достижения поставленных целей по завершении проекта.

Кроме того, региональный информационно-консультационный портал является связующим элементом региональной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанной на следующих принципах:

- интегрированности, т.е. использования возможностей имеющихся и вновь создаваемых структур поддержки предпринимательства для решения проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в сфере платных услуг региона;

- информатизации, т.е. применения в деятельности структур поддержки предпринимательства современных методов и средств телекоммуникации, в том числе и глобальной сети Интернет;

- интерактивности, т.е. функционирования системы в режиме непрерывного обмена информацией между предпринимателями и структурами поддержки предпринимательства, а также мониторинга состояния малого и среднего бизнеса для своевременного обеспечения структур поддержки объективной информацией о потребностях предприятий.

Деятельность комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства направлена на обеспечение комплексного взаимодействия органов власти, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, контрольно-надзорных органов, научно-образовательных учреждений, торгово-промышленных палат, общественных объединений предпринимателей, финансово-кредитных организаций и др.

Задачами комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства в рамках реализации организационно-экономического механизма поддержки «трудоемких социально-значимых проектов» являются:

- создание условий для комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне;

- выявление и решение существующих проблем деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, в том числе с контрольно-надзорными органами для упрощения процедур и устранения административных барьеров;

- оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства через кредитование, субсидирование процентных ставок, предоставление государственных гарантий, формирование региональных фондов микрофинансирования и кредитования;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих трудоемкие социально-значимые проекты в регионе в рамках регионального информационно-консультационного портала;

- координация, методическое и консультационное сопровождение деятельности органов поддержки предпринимательства в муниципальных образованиях.

Структурные подразделения по развитию предпринимательства органов местного самоуправления, в свою очередь, нацелены на обслуживание сервисных предпринимателей в режиме «единого окна», горизонтальное и вертикальное информационно-аналитическое и организационное взаимодействие с администрацией муниципального образования и комитетом по поддержке малого и среднего предпринимательства РД, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и объединениями предпринимателей.

Задачами муниципальных органов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих трудоемкие социально-значимые проекты в сфере платных услуг, являются:

- создание необходимых условий для полного охвата в режиме «единого окна» всех направлений комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне муниципальных образований;

- содействие созданию новых предпринимательских структур через организацию взаимодействия с центрами занятости населения;

- содействие коммерциализации и продвижению проектов малых и средних инновацион-

С1З

О ¡33

О ^

К

И

¡33 >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ■П К

¡=1

•по

>■

ьа о

1

Ц ||

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

ных предприятий на региональном и межрегиональном уровнях;

- сбор, аналитическая обработка и представление достоверной и полной информации в РИКП о месторасположении, отраслевой структуре, количестве занятых, конкурентоспособности и других показателях деятельности малых и средних предприятий на территории муниципальных образований;

- координация деятельности структур поддержки предпринимательства (включая общественные организации) на территории муниципальных образований.

Центры занятости населения играют важнейшую роль в механизме поддержки трудоемких социально-значимых проектов, которая заключается, с одной стороны, в определении необходимого объема трудовых ресурсов для уже реализуемых проектов, с другой - обозначении возможных отраслей сферы платных услуг для разработки новых. В связи с этим к задачам центров занятости населения относятся:

- сбор, аналитическая обработка и представление достоверной и полной информации в РИКП о занятости населения в муниципальном образовании;

- отбор специалистов из числа безработных, подходящих для реализации трудоемких социально-значимых проектов субъектами малого и среднего предпринимательства;

- оказание содействия в подготовке и переподготовке требуемых специалистов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целом, функциональную схему поддержки трудоемких социально-значимых проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, можно представить в следующем виде (рис. 4).

Комитет по поддержке малого и среднего предпринимательства

О

Сбор и передача информации

Взаимодействие с территориальными органами власти

Коммерциализация проектов

Предоставление услуг в режиме «единого окна»

о о

Региональный информационно-консультационный портал

Сбор и передача информации

о

Субъекты малого и среднего предпринимательства,

реализующие трудоемкие социально-значимые проекты

Отбор специалистов для реализации проектов

Структурное подразделение

по развитию предпринимательства МСУ

с ч

Центр

занятости

населения

V

О

Открытие бизнеса

| Трудоспособное население

О

Поиск работы _I

Рис. 4. Функциональная схема поддержки «трудоемких социально-значимых проектов», реализуемых МСП в регионе

Подготовка и переподготовка кадров для МСП

По данным социологических опросов, предприниматели недостаточно информированы о наличии и местоположении в регионах объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения. В этих условиях региональный информационно-консультационный портал позволит обеспечить не только предпринимателей, но и региональные и муниципальные органы поддержки, а также других заинтересованных лиц (общественные объединения предпринимателей, инвесторы, население

и т.д.) достаточно полной и объективной информацией по всем интересующим их вопросам.

Таким образом, предлагаемый организационно-экономический механизм поддержки трудоемких социально-значимых проектов реализуемых, субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, позволит:

- создать благоприятные условия для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг, что будет содействовать повышению уровня занятости населения и развитию социально-экономического потенциала Республики Дагестан;

- обеспечить взаимодействие между предпринимателями, органами власти, регулирующими деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, фондами микрофи-нанисирования и кредитования, центрами занятости населения, общественными объединениями предпринимателей, финансово-кредитными организациями и другими заинтересованными сторонами;

- сформировать региональную программно-технологическую систему информационно-консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства в трудоизбыточном регионе.

Дальнейшее исследование организационно-экономического механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг трудоизбыточного региона должно быть направлено на поиск эффективных инструментов воздействия как на региональном, так и на местном уровне. Главная задача органов власти на местах по развитию и совершенствованию сферы платных услуг заключается в оказании содействия расширению сети малых и средних сервисных предприятий, увеличению масштабов применения инновационных форм обслуживания, повышению качества и росту объема производства и реализации услуг, модернизации предприятий с учетом интересов и потребностей населения.

Литература

[1] Федоров Е.А. От госконтроля к саморегулированию [беседа с председателем комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству Е.А. Федоровым] / Записала Ю. Белова // Национальные проекты. -2009. - № 6. - С. 16-17.

[2] Чень Чанцзай. Поддержка малого предпринимательства на местном уровне. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.invur.ru/index.php?page=ppot&cat=mb&doc=suppmu

[3] Абакаров М.И. Развитие малого предпринимательства в сфере платных услуг трудоизбыточного региона. // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2011. - №1. - С. 429-436.

О

из

о ^

к

и

¡33 >

О ■п К

¡=1

•по

>■

ьа о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.