ЖазакоВ Владимир ЖитлаеВт, АбакароВ (Магомед ИдрисоВич
СоВременный механизм поддержки малого и среднего пред/принима/тельстВа В сфере платных услуг трудоизбыточного-региона
В статье рассмотрены различные формы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях. Наиболее значимыми, по мнению авторов, являются: финансовая и информационно-консультационная поддержка. В частности, предлагается создать Региональный информационно-консультационный портал (РИКП), который призван стать связующим элементом региональной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Малый и средний бизнес, сфера платных услуг, трудоемкие социально значимые проекты, региональный информационно-консультационный портал
ак показывает мировой опыт, одним из самых эффективных механизмов восстановления экономики после кризиса является государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и предпринимательской активности населения. В первую очередь это связано с высокой мобильностью и гибкостью реагирования малого и среднего бизнеса на любые изменения внешней среды. Благодаря таким свойствам малый и средний бизнес имеет возможность быстро заполнять рыночные ниши, создавать новые рабочие места и оперативно внедрять инновации. Кроме того, ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства является залогом увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, особенно в региональные и местные.
В последнее время на государственном уровне вопросам развития малого и среднего бизнеса уделяется повышенное внимание. Значимым событием стало принятие Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с данным законом основными видами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства являются (рис. 1):
- имущественная поддержка;
- финансовая поддержка;
- поддержка инноваций и промышленного производства;
- поддержка в области подготовки кадров;
- поддержка внешнеэкономической деятельности;
- поддержка сельскохозяйственного производства;
- поддержка ремесленничества;
- информационная поддержка;
- консультационная поддержка.
На региональном уровне также принято немало нормативных правовых актов и программ, способствующих развитию данного сектора экономики. Например, в Республике Дагестан реализуется Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 гг. Эти и другие меры, принятые в последние годы на федеральном и региональном уровнях, безусловно, имеют огромное значение для его развития. Вместе с тем, нельзя сказать, что достигнуты адекватные мировой практике результаты - доля малых
О Ш
О ^
К
И
СП
>
О ■П К
¡=1
•по
>■
ьа о
1
Ц ||
о рр
•< Си
И
К
I—,
О
1=5
¡X К
г
о Ш о
СТ5
предприятий в ВВП России не превышает 15%.
Рис. 1. Виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (в соответствии с 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.)
, ^ Сами предприниматели, да и многие специалисты, занимающиеся проблемами развития
^ малого бизнеса, считают главной задачей государственных органов - не препятствовать, а создавать рыночные институты для формирования в стране эффективной предпринимательской среды. Так, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Е.А. Федоров в одном из интервью заявил: «Главная помощь бизнесу - чтобы государство не мешало ему работать. Предпринимателю надо, чтобы государство установило такие правила, которые позволяют бизнесу успешно развиваться, наращивать свое производство. Работа в этом направлении все больше активизируется. Нам предстоит еще многое сделать...» [1]. Тем не менее, по нашему мнению, развитие малого и среднего предпринимательства как социально-экономического процесса, безусловно, нуждается в управлении и регулировании. Но речь здесь должна идти не о прямом, непосредственном регулировании, тем более управлении, так как субъекты малого и среднего предпринимательства ведут самостоятельную, независимую деятельность, регулируемую только рынком, а также системой налогообложения.
В современных условиях взаимодействие региональных органов управления и субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих услуги, должно строиться преимущественно на использовании экономических методов регулирования. Они предоставляют большую свободу предпринимателям и, вместе с тем, позволяют обеспечить граждан достаточным количеством услуг в соответствии с их предпочтениями. К сожалению, нестабильность экономической ситуации, отсутствие достаточной рыночной инфраструктуры, а также несогласованность государственной и региональной политики не дают возможности регулирования сугубо на основе экономических методов управления.
Таким образом, для построения эффективной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в стране в отдельных регионах и муниципальных образованиях необходимо определить стратегические и тактические цели и задачи ее формирования, которые вытекают из перспективных планов их социально-экономического развития.
Стратегические цели построения системы государственной поддержки заключаются не в простом перераспределении финансовых, материальных, технических и иных ресурсов в пользу малого и среднего предпринимательства, а в обеспечении социально-экономических и правовых условий для их создания и развития в условиях рыночной экономики.
Тактическими задачами органов государственного и муниципального управления, способствующими формированию эффективной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, являются:
- определение и закрепление стабильного источника бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку малого предпринимательства, и разработка рациональных механизмов использования выделенных средств;
- активизация деятельности судебных, контрольных и правоохранительных органов по правовой защите интересов малого предпринимательства, обеспечению его безопасности и охране прав собственности;
- использование в интересах малого предпринимательства принадлежащего государству (муниципалитету) имущества производственного назначения и имущественных прав (пакетов акций приватизированных предприятий) в различных формах: выделение объектов собственности (в том числе земельных участков) для размещения объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, рациональное использование свободных производственных мощностей, выделение (разделение) предприятий в процессе санации и демонополизации;
- улучшение учебной и пропагандистской работы, направленной на стимулирование малого предпринимательства, подготовку людей к занятию собственным бизнесом, формирование соответствующего общественного мнения, переквалификацию государственных (муниципальных) служащих;
- инициатива в организации диалога с предпринимательскими кругами, установление взаимодействия предпринимательских объединений и властных структур, в том числе на основе специальных договоров и соглашений [2].
Необходимо отметить, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в большинстве случаев, имеют территориальную направленность и осуществляют деятельность, в основном, исходя из потребностей и возможностей удовлетворения спроса регионального рынка на товары и услуги. В связи с этим, в условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый и средний бизнес следует рассматривать как одно из наиболее важных средств реализации региональной социально-экономической политики [3].
В системе региональной исполнительной власти вопросами малого и среднего бизнеса в той или иной степени занимается немало органов и структур с определенными функциями и полномочиями. В некоторых российских регионах созданы специализированные департаменты развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Создаются также общественные советы, комитеты по развитию предпринимательства при высших органах субъектов Федерации. В Республике Дагестан функционирует комитет по развитию малого и среднего предпринимательства. Кроме того, поддержку и информационное сопровождение дагестанским предпринимателям обеспечивают:
- Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Республиканский офисный бизнес-инкубатор;
- Республиканский производственно-инновационный бизнес-инкубатор «Турали»;
- Рекламно-информационный центр «РИЦ»;
- Агентство развития инновационного предпринимательства;
- ЕВРО ИНФО Корреспондентский центр;
- ООО Бухгалтерский центр «Каспий-Стабус»;
- ООО «Центр оценки и экспертизы»;
- НП Юридический центр «Легат»;
- НП ЦБО Центр бизнес-образования;
- НП Издательский дом «Бизнес Дагестана»;
- ООО Кадровый центр «Рекрут»;
- ММЦ «Дагестан-Москва» и др.
Всю систему поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан можно схематично представить в следующем виде (рис. 2).
Наиболее эффективными инструментами влияния региональных и местных органов власти на развитие малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг в настоящее время являются: налоговая политика, региональный и муниципальный заказ, льготное кредитование, аренда зданий и помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, механизм ценового регулирования, стимулирование инновационного предпринимательства, выпуск ценных бумаг и др.
О ¡□С
О ^
К
^
¡□С >
О ■п К
¡=1
•по
>■
ьа о
л 1
о
рр
•<
Ои
И
К
и-< О
1=5
¡X К
г
о И о
СТ5
Агентство развития
инновационного предпринимательства
Фонд содействия кредитованию
Фонд микрофинансирования
Бухгалтерский центр «Каспий-Стабус»
Фи
У
Гарантии Финансирование
Комитет по развитию Рекламно-
малого и среднего — информационный
предпринимательства центр «РИЦ»
......Г......... ......
Программа, гарантии Информация 1 ЕВРО ИНФО Коррес- |
1 Консультации пондентский центр
Субъекты малого и среднего предпринимательства
Бухучет
Помещение, связь, контакты
Маркетинг |
Обучение
ММЦ «Дагестан-Москва»
Трудовые ресурсы
Материальные ресурсы
НП ЦБО Центр бизнес-образования
Республиканский офисный бизнес-инкубатор
Кадровый
центр «Рекрут»
Производственно-инновационный бизнес-инкубатор «Турали»
Рис. 2. Система поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан
Учитывая специфику региона, являющегося объектом исследования, по нашему мнению, необходимо ввести понятие «трудоемкий социально-значимый проект», реализуемый субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, и определить порядок его государственной поддержки. Это связано с необходимостью решения проблем занятости в экономике Республики Дагестан как трудоизбыточного региона. Анализ литературных источников показывает, что в них отсутствует определение понятия «трудоемкий социально-значимый проект», а также не раскрывается его содержание. К числу «трудоемких социально-значимых проектов» следует отнести, в первую очередь, проекты, позволяющие создать дополнительные рабочие места в регионе.
При этом данные проекты должны быть экономически эффективны, т.е. должны обеспечить, с одной стороны, достаточный уровень доходов работникам, а с другой стороны - необходимую прибыль для дальнейшего развития сервисного предприятия. Кроме того, «трудоемкие социально-значимые проекты» должны быть направлены на развитие отраслей сферы платных услуг: наиболее важных с позиций потребностей населения региона; соответствующих региональной специализации, профессиональному уровню трудоспособного населения и сложившейся рыночной инфраструктуре.
Таким образом, под трудоемким социально-значимым проектом, реализуемым субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, предлагается понимать бизнес-проект, который позволяет:
- создать новые и сохранить существующие рабочие места, особенно в трудоизбыточных регионах;
- получать прибыль субъектам малого и среднего предпринимательства и, соответственно, увеличивать налоговые поступления во все уровни бюджета;
- улучшить конкурентную рыночную среду в регионе путем создания благоприятных условий для вновь образованных малых и средних сервисных предприятий, обладающих оригинальной и перспективной предпринимательской идеей по использованию трудовых ресурсов данной территории.
Реализация субъектами малого и среднего предпринимательства трудоемких социально-значимых проектов требует выработки особого организационно-экономического механизма их поддержки со стороны государственных и муниципальных органов власти. Прежде всего, необходимо использовать специфические меры поддержки, оказываемые конкретному субъекту предпринимательской деятельности, принимающему участие в реализации данного проекта. Причем инициаторами реализации трудоемких социально-значимых проектов должны стать центры занятости населения.
Функционирование организационно-экономического механизма поддержки трудоемких со-
циально-значимых проектов, по нашему мнению, должно основываться на следующих основополагающих принципах:
- преимущественное использование косвенных методов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, связанное с формированием элементов инфраструктуры поддержки;
- поддержка наиболее эффективных проектов на конкурсной основе путем использования конкурентных принципов при отборе проектов;
- облегчение предпринимателям доступа к финансовым ресурсам частных отечественных и иностранных инвесторов;
- приоритетность территориальных интересов при оказании практической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства реализующим трудоемкие социально-значимые проекты.
Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг, реализующих такого рода проекты в регионе, должны включать в себя общие и специальные меры. Общие меры поддержки распространяются на всех субъектов малого и среднего предпринимательства региона. Меры специальной поддержки направлены на поддержку предпринимателей, реализующих трудоемкие социально-значимые проекты.
Организационно-экономический механизм также предполагает группировку мер поддержки на прямые и косвенные. Меры прямой поддержки трудоемких социально-значимых проектов включают: совершенствование нормативно-правовой базы деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, в частности, в области налогообложения и отчетности; прямое финансирование указанных проектов (субсидии, дотации, гранты), в том числе полная или частичная компенсация финансово-кредитным учреждениям процентных ставок по выданным на реализацию проектов кредитам; помощь в получении оборудования на основе лизинга; организация индивидуальных и групповых консультаций для предпринимателей; организация и проведение круглых столов, семинаров, выставок, ярмарок; создание бизнес-инкубаторов и технопарков.
Косвенная поддержка заключается в страховании финансовых рисков; обеспечении гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства; привлечении отечественных и иностранных инвесторов для финансирования трудоемких социально-значимых проектов; содействии в получении предпринимателями в аренду помещений и оборудования; помощи в подборе добросовестных деловых партнеров; пропаганде идей предпринимательства и т.д.
Состав элементов организационно-экономического механизма поддержки трудоемких социально-значимых проектов включает в себя сферы и направления, по которым осуществляется взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с субъектами малого и среднего предпринимательства. На наш взгляд, наиболее важными среди них являются финансовая поддержка и информационно-консультационное сопровождение проектов.
Финансовая поддержка определяет доступность финансовых средств для субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, реализующих трудоемкие социально-значимые проекты. На данном направлении обозначаются: состав организаций участвующих в финансировании проектов; порядок и условия финансирования; условия возврата финансовых средств; самофинансирование структур поддержки этих проектов. Здесь также определяется характер используемых финансово-кредитных инструментов (микрофинансирование, государственный и муниципальный заказ, банковский кредит, лизинг, субсидия, грант и др.).
Меры финансовой поддержки трудоемких социально-значимых проектов должны носить сугубо стимулирующий и выборочный характер. Это означает, что их поддержка не должна способствовать перераспределению финансовых средств через бюджетный и внебюджетный инструменты в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся убыточными, находящихся на грани банкротства или имеющих недостаточно устойчивое положение на региональном рынке услуг.
Приоритетом при определении финансовой поддержки трудоемких социально-значимых проектов должны пользоваться субъекты малого и среднего предпринимательства, ведущие свою деятельность по одному из приоритетных для региона видов деятельности, обеспечивающие создание наибольшего количества новых рабочих мест, участвующие в выполнении регионального, муниципального заказа или в реализации программ социально-экономического развития.
С1З
О Ш
О ^
К
И
СП
>
О ■П К
¡=1
•по
>■
ьа о
л 1
о
м
•<
ей И
К
о
ас ££
к ё
о щ
о
м
Еще одной важной особенностью организационно-экономического механизма поддержки трудоемких социально-значимых проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, является то, что их финансирование должно осуществляться исключительно на конкурсной основе с предварительным проведением экспертизы бизнес-плана проекта. Только такая технология отбора проектов позволит обоснованно выбрать наиболее эффективную форму финансовой поддержки: прямое государственное финансирование в виде субсидий, дотаций, грантов; выступление органов власти в качестве гаранта перед финансово-кредитными организациями; компенсация финансово-кредитным организациям процентной ставки при кредитовании на льготных условиях субъектов малого и среднего предпринимательства; совместное финансирование проектов с отечественными и иностранными инвесторами и т.д.
Кроме того, одним из наиболее распространенных в международной практике инструментов финансирования малого и среднего бизнеса является венчурное инвестирование. Инвестиции венчурного капитала имеют определенные особенности: связаны с длительными сроками вложений, более рискованны и отличаются более высокой прибыльностью. Эти инвестиции вкладываются в основном в уставный капитал вновь образованных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие инновационных технологий или оказание новых наукоемких услуг.
Необходимо отметить, что субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо не только оказывать финансовую поддержку, но и создавать условия, способствующие сотрудничеству региональных и местных органов власти с предпринимателями в рамках реализации проектов. Здесь речь идет об организации партнерства региональных и муниципальных органов власти, центров занятости и фондов микрофинансирования и кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, стимулирующих реализацию таких проектов.
Информационно-консультационное направление включает следующие элементы: сбор и обработку данных о потребностях муниципальных образований региона в рабочих местах, реализуемых и намечаемых к реализации проектах; сопровождение проекта в процессе его выполнения; подготовка информационных материалов о выполнении проектов для региональных и муниципальных структур поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д. В связи с этим возникает необходимость создания специального интернет-портала, призванного обеспечить информационно-консультационную поддержку трудоемких социально-значимых проектов. Представляется, что наиболее эффективно такие функции мог бы выполнять Региональный информационно-консультационный портал (РИКП) совместно с уже существующими элементами инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (рис. 3).
-си
с)! 3
Информационно-справочный раздел
Консультационный раздел
Сервисный раздел
Рис. 3. Схема взаимодействия в рамках информационно-консультационного портала поддержки малого и среднего предпринимательства
Наличие РИКП должно стать важнейшим условием эффективного функционирования организационно-экономического механизма поддержки предпринимательства в региональной
сфере платных услуг. В задачи РИКП входит: сбор информации от всех заинтересованных сторон (структурные подразделения по развитию предпринимательства органов МСУ, центры занятости населения в муниципальных образованиях, субъекты малого и среднего предпринимательства и др.), координация деятельности участников проекта, анализ результатов и степени достижения поставленных целей по завершении проекта.
Кроме того, региональный информационно-консультационный портал является связующим элементом региональной системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основанной на следующих принципах:
- интегрированности, т.е. использования возможностей имеющихся и вновь создаваемых структур поддержки предпринимательства для решения проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в сфере платных услуг региона;
- информатизации, т.е. применения в деятельности структур поддержки предпринимательства современных методов и средств телекоммуникации, в том числе и глобальной сети Интернет;
- интерактивности, т.е. функционирования системы в режиме непрерывного обмена информацией между предпринимателями и структурами поддержки предпринимательства, а также мониторинга состояния малого и среднего бизнеса для своевременного обеспечения структур поддержки объективной информацией о потребностях предприятий.
Деятельность комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства направлена на обеспечение комплексного взаимодействия органов власти, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, контрольно-надзорных органов, научно-образовательных учреждений, торгово-промышленных палат, общественных объединений предпринимателей, финансово-кредитных организаций и др.
Задачами комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства в рамках реализации организационно-экономического механизма поддержки «трудоемких социально-значимых проектов» являются:
- создание условий для комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне;
- выявление и решение существующих проблем деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, в том числе с контрольно-надзорными органами для упрощения процедур и устранения административных барьеров;
- оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства через кредитование, субсидирование процентных ставок, предоставление государственных гарантий, формирование региональных фондов микрофинансирования и кредитования;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих трудоемкие социально-значимые проекты в регионе в рамках регионального информационно-консультационного портала;
- координация, методическое и консультационное сопровождение деятельности органов поддержки предпринимательства в муниципальных образованиях.
Структурные подразделения по развитию предпринимательства органов местного самоуправления, в свою очередь, нацелены на обслуживание сервисных предпринимателей в режиме «единого окна», горизонтальное и вертикальное информационно-аналитическое и организационное взаимодействие с администрацией муниципального образования и комитетом по поддержке малого и среднего предпринимательства РД, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и объединениями предпринимателей.
Задачами муниципальных органов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих трудоемкие социально-значимые проекты в сфере платных услуг, являются:
- создание необходимых условий для полного охвата в режиме «единого окна» всех направлений комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне муниципальных образований;
- содействие созданию новых предпринимательских структур через организацию взаимодействия с центрами занятости населения;
- содействие коммерциализации и продвижению проектов малых и средних инновацион-
С1З
О ¡33
О ^
К
И
¡33 >
О ■П К
¡=1
•по
>■
ьа о
1
Ц ||
л 1
о
м
•<
ей И
К
о
ас ££
к ё
о щ
о
м
ных предприятий на региональном и межрегиональном уровнях;
- сбор, аналитическая обработка и представление достоверной и полной информации в РИКП о месторасположении, отраслевой структуре, количестве занятых, конкурентоспособности и других показателях деятельности малых и средних предприятий на территории муниципальных образований;
- координация деятельности структур поддержки предпринимательства (включая общественные организации) на территории муниципальных образований.
Центры занятости населения играют важнейшую роль в механизме поддержки трудоемких социально-значимых проектов, которая заключается, с одной стороны, в определении необходимого объема трудовых ресурсов для уже реализуемых проектов, с другой - обозначении возможных отраслей сферы платных услуг для разработки новых. В связи с этим к задачам центров занятости населения относятся:
- сбор, аналитическая обработка и представление достоверной и полной информации в РИКП о занятости населения в муниципальном образовании;
- отбор специалистов из числа безработных, подходящих для реализации трудоемких социально-значимых проектов субъектами малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействия в подготовке и переподготовке требуемых специалистов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целом, функциональную схему поддержки трудоемких социально-значимых проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, можно представить в следующем виде (рис. 4).
Комитет по поддержке малого и среднего предпринимательства
О
Сбор и передача информации
Взаимодействие с территориальными органами власти
Коммерциализация проектов
Предоставление услуг в режиме «единого окна»
о о
Региональный информационно-консультационный портал
Сбор и передача информации
о
Субъекты малого и среднего предпринимательства,
реализующие трудоемкие социально-значимые проекты
Отбор специалистов для реализации проектов
Структурное подразделение
по развитию предпринимательства МСУ
с ч
Центр
занятости
населения
V
О
Открытие бизнеса
| Трудоспособное население
О
Поиск работы _I
Рис. 4. Функциональная схема поддержки «трудоемких социально-значимых проектов», реализуемых МСП в регионе
Подготовка и переподготовка кадров для МСП
По данным социологических опросов, предприниматели недостаточно информированы о наличии и местоположении в регионах объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения. В этих условиях региональный информационно-консультационный портал позволит обеспечить не только предпринимателей, но и региональные и муниципальные органы поддержки, а также других заинтересованных лиц (общественные объединения предпринимателей, инвесторы, население
и т.д.) достаточно полной и объективной информацией по всем интересующим их вопросам.
Таким образом, предлагаемый организационно-экономический механизм поддержки трудоемких социально-значимых проектов реализуемых, субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг региона, позволит:
- создать благоприятные условия для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг, что будет содействовать повышению уровня занятости населения и развитию социально-экономического потенциала Республики Дагестан;
- обеспечить взаимодействие между предпринимателями, органами власти, регулирующими деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, фондами микрофи-нанисирования и кредитования, центрами занятости населения, общественными объединениями предпринимателей, финансово-кредитными организациями и другими заинтересованными сторонами;
- сформировать региональную программно-технологическую систему информационно-консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства в трудоизбыточном регионе.
Дальнейшее исследование организационно-экономического механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере платных услуг трудоизбыточного региона должно быть направлено на поиск эффективных инструментов воздействия как на региональном, так и на местном уровне. Главная задача органов власти на местах по развитию и совершенствованию сферы платных услуг заключается в оказании содействия расширению сети малых и средних сервисных предприятий, увеличению масштабов применения инновационных форм обслуживания, повышению качества и росту объема производства и реализации услуг, модернизации предприятий с учетом интересов и потребностей населения.
Литература
[1] Федоров Е.А. От госконтроля к саморегулированию [беседа с председателем комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству Е.А. Федоровым] / Записала Ю. Белова // Национальные проекты. -2009. - № 6. - С. 16-17.
[2] Чень Чанцзай. Поддержка малого предпринимательства на местном уровне. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.invur.ru/index.php?page=ppot&cat=mb&doc=suppmu
[3] Абакаров М.И. Развитие малого предпринимательства в сфере платных услуг трудоизбыточного региона. // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2011. - №1. - С. 429-436.
О
из
о ^
к
и
¡33 >
О ■п К
¡=1
•по
>■
ьа о