УДК 338.45.01
РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРА НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ
В. А. ЦУКЕРМАн, кандидат технических наук, доцент, заведующий отделом промышленной и инновационной политики E-mail: [email protected]
Е. С. ГОРЯЧЕВСКАЯ, научный сотрудник отдела промышленной и инновационной политики E-mail: [email protected] Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КнЦ РАн
В статье анализируется роль малых предприятий при переходе регионов Севера на инновационный путь развития. Рассмотрены состояние, проблемы и перспективы развития малого инновационного предпринимательства в условиях кризиса. Выполнен анализ инновационной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Разработаны предложения по совершенствованию системы государственной поддержки и условий, влияющих на выживание и развитие малых предприятий.
Ключевые слова: малое предприятие, инновационное развитие, государственная политика, активность.
Ускоренная монополизация экономики Запада во второй половине XX в. привела к падению темпов экономического роста. На первое место по темпам экономического развития начали выходить восточные страны с быстроразвивающейся экономикой, успех которых в значительной мере был обусловлен сбалансированностью крупного и мелкого предпринимательства.
Малые предприятия, обеспечивая гармоничное развитие экономики, создают необходимую для этого рыночную конкурентную среду и являются основой для формирования среднего класса. Этот мощный рычаг необходим для стратегии перехода регионов Севера к инновационной экономике. Однако уровень развития малого предпринима-
тельства на Севере значительно уступает другим регионам.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям [5, 6].
При переходе регионов Севера на инновационный путь развития значение и роль малых предприятий является исключительно важным условием. Экономическое значение Севера для российской экономики определяется не только его территориальным и природно-ресурсным потенциалом, но и исторической и геополитической ролью. Северные территории Российской Федерации традиционно играют исключительно важную роль в развитии отечественной экономики. Во многом это обусловлено
значительной концентрацией природно-сырьевого потенциала страны. В районах Крайнего Севера сосредоточены основные запасы углеводородного, алюминиевого сырья, драгоценных и поделочных камней, цветных и благородных металлов.
Согласно статистическим данным, на российские северные территории в последнее время приходится подавляющая часть производства стратегических для страны экспортных ресурсов. В частности, на российском Севере добывается около 93 % газа, 72 — нефти и газового конденсата, 43 — угля, 45 — заготавливаемой экспортной древесины и 33 % — пиломатериалов, вылавливается около 61 % рыбы. Велико экономическое значение Российского Севера и в производстве многих видов продукции цветной металлургии. Здесь добывается 100 % всех российских алмазов и платиноидов, 90 — никеля и меди, 83 — серебра, около 63 % золота [3].
По данным Росстата, число малых предприятий в регионах Севера на 01.04.2009 превысило 13,3 тыс. ед. (на 01.04.2008 - 19,0 тыс. ед.). В 2008— 2009 гг. продолжилась тенденция к уменьшению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях [4] (табл. 1).
Важным условием социально-экономического развития регионов Севера при переходе на инновационный путь развития является государственная поддержка малого предпринимательства, которая включает следующие слагаемые:
• развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике;
• обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;
• обеспечение конкурентоспособности среди субъектов малого предпринимательства;
• оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
• увеличение количества субъектов малого предпринимательства;
• обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
• увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме ВВП;
• увеличение доли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в северных регионах могут осуществляться следующие меры:
а) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
б) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий;
в) упрощенный порядок составления субъектами малого предпринимательства статистической отчетности;
г) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
д) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства;
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие деятельность малых предприятий (без микропредприятий) на 01.04.2009 по сравнению с тем же периодом 2008 г., %
Регион Количество малых предприятий Количество работников Инвестиции в основной капитал
Архангельская область 20,0 0,5 —77,9
Камчатский край —66,7 —4,8 —0,9
Республика Коми —26,3 —9,7 —57,5
Красноярский край —30,9 —6,6 24,6
Магаданская область —40,0 —24,5 40,1
Мурманская область —5,9 —2,8 —68,7
Регионы Севера —30,0 —0,1 —32,5
Республика Саха (Якутия) —78,4 3,9 —76,5
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 70,0 37,3 —99,9
Чукотский автономный округ 0,0 —20,0 —100,0
Ямало-Ненецкий автономный округ 33,3 13,8 57,1
Российская Федерация —20,7 —5,7 —13,5
е) меры по развитию инфраструктуры поддержки
субъектов малого предпринимательства и т. д.
Важнейшим фактором развития малого предпринимательства и условием успешного функционирования, а во многих случаях и просто выживания малых предприятий в современных рыночных условиях является обеспечение свободного доступа предпринимателей к финансовым ресурсам.
Основной целью финансовой политики регионов Севера в отношении поддержки малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных целевых программ и проектов, обеспечивающих реальную поддержку малым предприятиям в их поступательном развитии и повышении конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
Поскольку сегодня малый бизнес в регионах Севера в условиях практического отсутствия стартового капитала и ликвидного обеспечения под банковский кредит можно назвать одним из самых рискованных секторов финансовых вложений, является исключительно актуальным создание эффективной системы гарантийных механизмов. В этих условиях банки и иные кредитные учреждения, располагая необходимыми финансовыми средствами, обычно не рискуют вкладывать их в малые предприятия (особенно в условиях инфляции).
Естественным и перспективным путем реализации политики в рассматриваемой области является распределение инвестиционных рисков между государством и частным капиталом. Для этого необходимо создать многоуровневую систему гарантийных механизмов, способных обеспечить льготное, приоритетное финансирование предпринимательских проектов и программ, компенсировать коммерческие риски и возможные потери финансовых средств.
Практическое решение рассматриваемой проблемы заключается в создании на базе Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (совместно с региональной сетью аналогичных фондов) гарантийных резервов, для чего необходимо целевое выделение финансовых средств из федерального бюджета на программу гарантирования кредитных рисков, что должно способствовать стимулированию банков к упрощению условий предоставления кредитов малым предприятиям и увеличению объемов их кредитования.
Источниками финансирования программ кредитных гарантий должны являться бюджетные
и внебюджетные средства. Основными критериями эффективности гарантийной системы являются:
1) создание взаимовыгодных условий доступа малых предприятий к финансовым ресурсам кредитных организаций;
2) привлечение к финансированию малых предприятий максимально возможных средств банков, предприятий, других кредитно-финансовых учреждений;
3) минимизация коммерческих рисков;
4) обеспечение максимально возможного покрытия возможных убытков государственного инвестора от невозвратов с целью недопущения снижения объемов финансовых средств для поддержки малых предприятий в последующие периоды времени.
Как показывает опыт развитых стран в области разработки и реализации политики поддержки развития малого предпринимательства, распределение кредитных рисков между банками и государством является эффективным механизмом обеспечения доступа предпринимателей к кредитным ресурсам.
Отношения в налоговой сфере являются важнейшим элементом государственного регулирования, поддержки и развития малого предпринимательства. Кик уже отмечалось выше, специфика деятельности малых предприятий связана с ограниченностью финансовых и трудовых ресурсов. Высокая налоговая нагрузка может лишить малые предприятия возможности эффективно формировать и управлять оборонными средствами в силу необходимости отвлечения их значительной части на покрытие налоговых обязательств, что непосредственно отражается на финансово-экономических, производственных и иных показателях деятельности предприятия. Необходимость ведения сложной бухгалтерской отчетности вынуждает предприятия привлекать дополнительные кадры или отвлекать средства на получение различного рода консалтинговых услуг [1].
В настоящее время в промышленно развитых странах механизм предоставления дополнительных льгот используется значительно шире, чем в России, что приводит к созданию существенно более льготных условий налогообложения малого предпринимательства (табл. 2).
Одним из важнейших факторов, определяющих интенсивность развития малого предпринимательства, является предоставление налоговых льгот и упрощение порядка ведения субъектами малого бизнеса статистической и бухгалтерской отчетности.
Таблица 2
Условия льготного налогообложения в развитых странах мира
Вид льгот Конкретная реализация Страна
Льготные ставки налогообложения Специально предусмотренная ставка для малого бизнеса. Применение различных ставок налога на прибыль в зависимости от величины оборота Великобритания США, Швейцария
Льготные условия уплаты налоговых обязательств и упрощенная отчетность Расчеты по налогам для МП производятся меньшее число раз в году, чем для остальных предприятий. Отсутствие необходимости регистрироваться как плательщика НДС для предприятия с небольшими оборотами. Упрощенное ведение отчетности и деклараций по налогам, льготные сроки подачи отчетности Италия, Испания Великобритания, Швеция Франция, Италия, Швеция, Испания
Освобождение от налогов Освобождение от НДС при небольших оборотах Россия, Великобритания, Франция Швейцария
Особый порядок расчета налогооблагаемой базы Уплата налогов МП по кассовым поступлениям, а не по отгрузке как для остальных компаний. Уплата НДС не по фактическому обороту, а по его оценке по взаимному согласованию с налоговыми органами. Упрощенный принцип определения добавленной стоимости или налогооблагаемой прибыли. В связи с тем, что МП ведут упрощенную отчетность, не все расходы должны документально подтверждаться. Поэтому они определяются упрощенно, как определенный процент от дохода. Предприятия с небольшим оборотом могут уменьшать налогооблагаемую прибыль по местному подоходному налогу на 50 %. Необлагаемый минимум, на который уменьшается налогооблагаемая прибыль. Разрешение переноса убытков корпораций на индивидуальных пайщиков Великобритания, Франция, Италия, Италия, Германия, США
Льготы вновь созданным МП Освобождение от некоторых налогов Россия, Франция, Швеция, США, Швейцария
В широком смысле обычно выделяют два типа льгот, предоставляемых малым предприятиям: льготы неналогового характера и собственно налоговые льготы.
Льготы неналогового характера включают в себя:
• льготные условия кредитования;
• льготные условия страхования;
• предоставление доли государственных заказов;
• поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства (путем компенсации им части расходов по осуществлению этой деятельности);
• создание соответствующей информационной инфраструктуры, обеспечивающей получение оперативной информации, необходимой для эффективного развития;
• оказание производственно-технологической поддержки;
• содействие в обеспечении современным оборудованием и технологиями;
• поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого бизнеса.
Налоговые и связанные с ними льготы для
малых предприятий в части налогообложения
подразделяются на две группы:
1) прямые льготы по налогам;
2) косвенные налоговые льготы, напрямую не затрагивающие ни ставки налога, ни порядка его расчета, но применение которых приводит к уменьшению налогооблагаемой базы налогов (например льготы по амортизации оборудования). Основными прямыми льготами в рамках общей
системы налогообложения являются следующие:
• льготные ставки налогообложения;
• льготные условия платежей налоговых обязательств;
• отсрочки платежей в бюджет по налогу;
• изменение порядка исчисления налога;
• упрощенная система бухгалтерской отчетности по налогообложению;
• особый порядок расчета налогооблагаемой базы по ряду налогов;
• льготы по налоговым платежам для вновь созданных малых предприятий [1]: Повышение активности малого предпринимательства и вовлечение его в сферу инновационной
деятельности являются чрезвычайно важной и практической задачей для развития экономики регионов Севера. Это обусловлено, в первую очередь, тем обстоятельством, что малые предприятия являются важнейшим звеном в инновационной системе, обеспечивающим разработку и реализацию на рынке результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), полученных в НИИ, вузах, а также инновационных продуктов, услуг, оборудования и других инноваций.
Важной задачей активизации и поддержки инновационного предпринимательства в регионах Севера на современном этапе является формирование региональных инновационных систем и их инфраструктуры. Создаются инкубаторы малого предпринимательства, технопарки, научно-технические центры. Их основная цель — поддержка начинающих и уже существующих субъектов малого предпринимательства, разрабатывающих и использующих новые технологии и новшества научно-технического характера. Инновационная инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства (МИП) является связующим звеном между научно-технической разработкой и производством, изготовлением наукоемкой продукции и ее продажей. Целью формирования инфраструктуры поддержки МИП является создание наиболее оптимальных условий для их функционирования на основе обеспечения комплексной помощи малым предприятиям в различных направлениях.
В регионах Севера существуют организации, способствующие развитию инновационной деятельности (табл. 3). При этом следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Инновационная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу и эффективную систему вывода на рынки продукции инновационных предприятий [7].
Данные показывают, что доля регионов Севера в общем количестве объектов инновационной инфраструктуры составляет менее 4 %.
К настоящему моменту в большинстве регионов Севера субъекты инновационной инфраструктуры отсутствуют. Из 8 регионов Севера лишь в 5 созданы объекты инновационной инфраструктуры (табл. 4). Это, прежде всего, регионы с высоким научно-техническим потенциалом, такие как Мурманская и Архангельская области, Республика Коми, Ханты-Мансийский автономный округ и Республика Саха (Якутия) [7].
К субъектам инновационной инфраструктуры также относят центры подготовки кадров для инновационной деятельности. Ни в одном из регионов такого рода специализированных организаций нет. Как правило, образовательную деятельность такого рода, в той или иной степени, оказывают все орга-
Объекты инновационной инфраструктуры регионов Севера
Таблица 3
Наименование объектов инфраструктуры Россия Регионы Севера
Количество Доля в общем объеме, %
Центры трансфера технологий 333 8 0,6
Органы координации инновационной деятельности 336 9 0,7
Технопарки, бизнес-инкубаторы 197 9 0,7
Финансовые компании, венчурные фонды 174 3 0,2
Центры научно-технической информации 229 11 0,9
Всего... 1 269 40 3,15
Таблица 4
Количество объектов инновационной инфраструктуры в регионах Севера
Регион Центры трансфера технологий Технопарки Бизнес-инкубаторы Всего
Архангельская область 1 1 2
Камчатский край - - - 0
Республика Коми 1 1 1 3
Магаданская область - - - 0
Мурманская область 3 1 1 5
Республика Саха (Якутия) 1 3 - 4
Ханты-Мансийский автономный округ 2 - 1 3
Ямало-Ненецкий автономный округ - - - 0
Всего... 8 6 3 17
низации поддержки предпринимательства. Кроме того, в регионах Севера действует значительное число организаций образования, которые также ведут подготовку и переподготовку специалистов в сфере инновационного менеджмента.
В большинстве регионов Севера действуют фонды поддержки предпринимательства (табл. 5). Значительно хуже обстоит дело с финансированием инноваций на стадии создания и внедрения инновационных продуктов. Лишь в двух регионах имеются финансовые институты, в той или иной степени осуществляющие финансирование инновационной деятельности. Однако специализированных институтов венчурного финансирования, так же, как и фондов финансирования НИОКР, в регионах Севера нет [7].
Информационная поддержка инновационной деятельности, являющаяся важным направлением формирования инновационной инфраструктуры, в регионах Севера имеется. Информационное сопровождение инновационной деятельности, включая оказание консалтинговых услуг, в той или иной мере осуществляют все структуры поддержки предпринимательства.
В этой области почти во всех регионах Севера существует сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, а также региональные информационные сети. Например, в Мурманской области создан специализированный инновационный портал (табл. 6).
Таблица 5
Количество фондов поддержки инновационной деятельности в регионах Севера
Регион Фонды поддержки предпринимательства Венчурные фонды, финансовые компании Всего
Архангельская область 1 — 1
Камчатский край — — 0
Республика Коми 4 2 6
Магаданская область — — 0
Мурманская область 2 — 2
Республика Саха (Якутия) 1 — 1
Ханты-Мансийский автономный округ 1 — 1
Ямало-Ненецкий автономный округ 2 1 3
Всего... 11 3 14
Таблица 6
Наличие центров научно-технической информации в регионах Севера
Регион Центры научно-технической
информации
Архангельская область 2
Камчатский край 1
Республика Коми 2
Магаданская область 1
Мурманская область 2
Республика Саха (Якутия) 3
Ханты-Мансийский авто- —
номный округ
Ямало-Ненецкий —
автономный округ
Всего по регионам Севера... 11
Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете. Например, существует Интернет-портал Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (НИАЦ МИИРИС) [8].
Кризисные явления в экономике России обусловливают повышение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства.
Кризис может привести к значительному количественному сокращению малого бизнеса, т. е. уходу с рынка (прежде всего «в тень») части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, а также к падению численности занятых на малых предприятиях, снижению объемов оборота и инвестиций в основной капитал.
Анализ специфики кризисных явлений и малого бизнеса позволил определить основные проблемы субъектов малого предпринимательства [2] (табл. 7).
Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого предпринимательства и снижение издержек малого бизнеса.
В соответствии с Программой антикризисных мер на 2009 г., утвержденной Правительством Российской Федерации 19.06.2009, оказывается дополнительная государственная поддержка ма-
Таблица 7
Основные проблемы субъектов малого предпринимательства в условиях кризиса
Категория субъектов малого предпринимательства (МП) Содержание проблемы
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, трудности с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги Снижение спроса на услуги, риск неплатежей
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала или середины года
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития
Все субъекты МП Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников
лому предпринимательству, которая заключается в принятии определенных мер, облегчающих функционирование предприятий малого бизнеса. Из них выделим следующие меры:
• введение административной ответственности для государственных и муниципальных заказчиков за невыполнение требований федерального закона об обязательной квоте (не менее 20 %) для малого предпринимательства;
• исключение обязанности использования контрольно-кассовой техники для малых предприятий - налогоплательщиков единого налога на вмененный доход;
• установление платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, в размере не более 550 руб.;
• становление рассрочки оплаты для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт;
• увеличение с 2010 г. порога предельной величины доходов, позволяющей применять упрощенную систему налогообложения, с 20 до 60 млн руб.
Возможными дополнительными мерами, направленными на снижение влияния кризисных явлений на деятельность малых предприятий, могут быть:
• меры в области увеличения финансовой поддержки;
• меры в области имущественной поддержки;
• меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий;
• меры в области информационной поддержки;
• меры в области налогового регулирования;
• меры в области сокращения административных барьеров;
• меры в области кадровой поддержки малых предприятий.
Необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства. Так, можно увеличить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков (например Внешэкономбанка), а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы, в свою очередь, негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.
Еще одной мерой в области финансовой поддержки может стать увеличение финансирования программ поддержки малого предпринимательства, осуществляемого по результатам конкурса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования
мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами РФ. При этом дополнительные средства, выделяемые из государственного бюджета, можно пропорционально разделить между субъектами Федерации — победителями данного конкурса, а основной акцент сделать на увеличении объемов прямой финансовой поддержки малых предприятий и организаций, в том числе таких мероприятий, как субсидирование расходов малых предприятий, выделение грантов начинающим предпринимателям, создание и развитие микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, фондов инвестиций [8].
Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) — специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам. Формирование и использование гарантийных фондов направлено на упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным услугам наиболее надежных кредитных организаций, предъявляющих высокие требования к финансовой прозрачности заемщиков и экономической надежности финансируемых проектов. Опыт создания гарантийных фондов имеется в Москве и Санкт-Петербурге, Ленинградской, Воронежской, Свердловской областях, Республике Удмуртия, Ханты-Мансийском автономном округе и других субъектах Российской Федерации.
Второй группой мер являются меры в области имущественной поддержки. В условиях вынужденного сокращения издержек арендные ставки и цена недвижимости будут оставаться значительным фактором, влияющим на себестоимость продукции и услуг малых предприятий. Соответственно, мерой, направленной на облегчение доступа к имуществу, а также сокращение издержек малых предприятий, может стать снижение ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Отдельной группой мер выступают специальные меры, направленные на стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий и замещение импорта. Здесь нужно обратить внимание на недопустимость снижения объемов федеральных, региональных, муниципальных за-
казов, предназначенных для малых предприятий. В соответствии с законодательством о размещении государственных и муниципальных заказов государственный заказчик обязан размещать 10—20 % государственного заказа исключительно на торгах, проводимых для субъектов малого предпринимательства по отдельной номенклатуре товаров, работ, услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. При этом стоимость заказа, который размещается на таких торгах, не должна превышать 3 млн руб. на работы и товары и 2 млн руб. на услуги. В целях привлечения малых предприятий к выполнению государственного заказа можно увеличить верхнюю границу, установленную для размера начальной (максимальной) цены заказов. Это позволит малым предприятиям, работающим по государственным контрактам, получить доступ к дополнительным средствам, которые они могли бы использовать на поддержание и расширение своей деятельности, а также повысит интерес к участию в государственных закупках у малых предприятий — потенциальных участников заказа [8].
Определенное воздействие по стимулированию спроса на товары и услуги малых предприятий может также оказать использование мер регулирования импорта ввозимых товаров. Такими мерами может стать квотирование, а также введение дополнительных таможенных пошлин на товары, связанные с потреблением (прежде всего продукты питания).
В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационных мероприятий и акций, направленных на разъяснение информации, а именно:
• об особенностях кризиса;
• о влиянии кризиса на деятельность малых предприятий;
• об особенностях управления в условиях кризиса;
• о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.
Меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты
единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения).
В целях высвобождения дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь). Снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.
Кроме того, необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Следует рекомендовать ускорить принятие пакета законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. В целях упорядочения проведения налоговых поверок общий порядок проведения контроля можно распространить и на налоговый контроль.
В части замены обязательной сертификации декларированием принятие соответствующего закона необходимо дополнить практическими шагами по оптимизации данной формы оценки соответствия. В приоритетном порядке необходимо подготовить предложения по существенному сокращению перечня сертифицируемых видов продукции и уточнению единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия. Сокращение издержек на сертификацию, которые являются серьезным барьером для малого бизнеса (причем затраты на сертификацию существенно возрастают для продукции высокого передела и инновационных секторов), приведет к увеличению свободных средств малых предприятий, часть из которых может быть направлена на инвестиции [2].
Учитывая высвобождение большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринять определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.
Список литературы
1. Иващенко Н. П. Организация и управление развитием малых предприятий. М.: МАКС Пресс, 2007.
2. Литвак Е. Г., Мигин С. В., Нехаев А. А., Шестоперов А. М. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес. URL: http://www. nisse. ru/business/ artide/artide_244.html?efort.
3. Матвеев А. С., Матвеев О. А. Преобразование экономики северных регионов России на современном этапе // Современная экономика и право. М., 2007.
4. Основные показатели, характеризующие деятельность малых предприятий (без микропредприятий). URL: http://www.gks.ru/ wps/PA_l_0_S5/Documents/jsp/Detail_default. jsp?category=1112178611292&elementId=11400 86420641.
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
6. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556.
7. URL: http://www.innovbusiness.ru/ organizations.
8. URL: http://www.sci-innov.ru.